[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум - Соотечественников в России » Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД) » Законодательство, доклады и статьи МИД » Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова (на пленарном заседании Конференции по разоружению Женева)
Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

СоотечественникДата: Пятница, 04 Мар 2011, 21:18 | Сообщение # 1
космонавт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1135
Статус: Offline
Уважаемый господин Генеральный секретарь,

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги, дамы и господа,

Конференция является уникальным форумом – как по составу участвующих стран, так и по масштабу стоящих перед ней задач. Очевидно, что собравшиеся сегодня в этом зале едины в понимании безальтернативности сложения усилий для коллективного поиска ответов на общие для всех глобальные вызовы и угрозы. Для этого требуется позитивная, объединительная повестка дня, которая позволит найти устойчивый баланс интересов на основе учета законных озабоченностей каждого государства. Мы убеждены, что в этом – ключ к укреплению мира и стабильности.

Понимание этой реальности уже приносит свои плоды. В дискуссиях по вопросам безопасности в Евро-Атлантике все меньше проявлений конфронтации, подозрений и предрассудков, все больше стремления к сотрудничеству и укреплению взаимного доверия. Здоровые тенденции пробиваются и в сфере разоружения и контроля над вооружениями. В числе наиболее важных достижений последнего времени – вступление в силу российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, успешное проведение Конференции 2010 года по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия.

Новый Договор о СНВ – это вклад России и США в упрочение глобальной безопасности, режима нераспространения, в продвижение процесса ядерного разоружения в соответствии с обязательствами по статье VI ДНЯО. Предусмотренные в Договоре сокращения СНВ будут носить необратимый, проверяемый и транспарентный характер. С учетом заложенных в него принципов равноправия, паритетности, равной и неделимой безопасности Договор становится своего рода «золотым стандартом» достижения договоренностей в военно-политическом измерении международных отношений.

Многие задаются вопросом: что дальше? Прежде всего предстоит оценить эффективность и жизнеспособность нового Договора по мере его практического выполнения. Полномасштабная реализация предусмотренных в нем мер подведет нас к рубежу, на котором требуется комплексный учет всех без исключения аспектов эволюции уравнения стратегической стабильности.

А это значит, что для дальнейшего продвижения по пути ядерного разоружения будет необходимо решить целый ряд конкретных вопросов. Постараюсь изложить наше видение.

Понятно, что Москва и Вашингтон остаются обладателями крупнейших ядерных арсеналов. Но мы не живем в вакууме. Снижение общих количественных показателей арсеналов ядерного оружия России и США ведет к тому, что уровни по носителям приобретают все большее значение: в конечном счете именно от количества средств доставки, их технических характеристик, живучести и ряда других факторов зависит реальный потенциал сдерживания. Все более актуальным становится подключение всех без исключения ядерных государств к процессу ограничения и сокращения их собственных арсеналов. Понимание этого становится частью широкой общественно-политической дискуссии.

Отмечу идеи общественной «Инициативы по глобальному ядерному нулю», Люксембургского и Мюнхенского форумов, некоторых других НПО, специализирующихся на тематике глобальной безопасности. В выдвигаемых ими предложениях немало разумного и конструктивного. Намерены и впредь активно взаимодействовать с данными структурами в интересах интеллектуального обеспечения межправительственных переговоров.

В наших контактах мы подробно разъясняем российскую позицию в отношении перспектив процесса ядерного разоружения. Эту позицию определяет ключевой принцип неделимости безопасности. Мы настаиваем на необходимости учета таких негативно влияющих на стратегическую стабильность факторов, как планы размещения оружия в космосе, создания стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, развертывание односторонней системы глобальной ПРО. Нельзя игнорировать и значительные дисбалансы в обычных вооружениях, особенно на фоне сохраняющихся во многих регионах мира опасных конфликтных ситуаций. Говорить о «ядерном нуле», закрывая глаза на все эти факторы в их взаимосвязи, не получается. Кстати, те же самые факторы и их взаимосвязь должны приниматься в расчет в ходе дискуссии о перспективах сокращения тактического ядерного оружия. При этом первым шагом в решении данной проблемы при всех обстоятельствах должен быть вывод ТЯО на территорию государства, которое им располагает, и уничтожение инфраструктуры его размещения за рубежом. Так что набор этих проблем достаточно сложный, и он требует тщательного и комплексного подхода со стороны всех государств.

Вместе с тем в разоруженческой повестке дня есть ряд приоритетных вопросов, решение которых необходимо и возможно уже сейчас. Особое место среди них занимает задача скорейшего вступления в силу Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Вновь призываем подписать и ратифицировать Договор все страны, которые еще не сделали этого. Односторонние моратории на проведение ядерных испытаний полезны, но не могут заменить международно-правового закрепления этого ключевого для глобальной безопасности обязательства.

Еще один приоритет – добросовестное выполнение всеми принятого на Обзорной конференции по ДНЯО в мае 2010 года Плана действий. Этот документ содержит выверенную, сбалансированную повестку дня совместной работы в области ядерного нераспространения, разоружения и мирного использования атомной энергии. Принципиально важно, что участники ДНЯО заявили о приверженности упрочению верификационных возможностей МАГАТЭ, универсализации Дополнительного протокола к Соглашению о гарантиях. Россия будет последовательно добиваться выполнения всех этих договоренностей.

Относительно мирного использования атомной энергии. Мы убеждены, что многосторонние подходы к ядерному топливному циклу открывают оптимальный путь к воплощению на практике стержневого принципа неразрывной взаимосвязи трех составляющих ДНЯО. При этом, думаю, всем предельно ясно, что расширение доступа к мирному атому возможно только при условии строгого соблюдения самых высоких нераспространенческих стандартов. Наша общая задача – предотвратить «тиражирование» в мире чувствительных технологий, одновременно обеспечив реализацию законных прав добросовестных участников ДНЯО на развитие атомной энергетики. Именно в этом русле осуществляются российские инициативы создания в нашей стране Международного центра по обогащению урана и гарантийного запаса низкообогащенного урана под управлением МАГАТЭ.

Успех прошлогодней конференции по ДНЯО едва ли был бы возможен, если бы не удалось согласовать конкретные шаги по выполнению резолюции 1995 года о создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения и средств его доставки. Призываем безотлагательно приступить к подготовке международной конференции по данному вопросу, намеченной на 2012 год, включая назначение координатора подготовительного процесса. Последние события в ближневосточном регионе делают эту задачу сверхактуальной.

Несмотря на позитивные сдвиги в сфере многостороннего разоружения, полностью преодолеть инерцию прошлого пока не удается, что проявляется и на женевской Конференции: достигнутая в 2009 году договоренность по Программе работы так и не привела к началу субстантивных переговоров.

У нас это вызывает сожаление, поскольку остается «замороженным» уникальный потенциал Конференции по разоружению как многосторонней переговорной площадки для выработки ключевых международных соглашений.

Российская Федерация приняла активное участие в созванной по инициативе Генсекретаря ООН в сентябре прошлого года в Нью-Йорке встрече высокого уровня, посвященной поиску путей разблокирования ситуации на Конференции и в целом в системе многостороннего разоружения. Разговор был продолжен в начале нынешнего года уже в Женеве.

Высказано немало соображений, включая весьма радикальные – пересмотреть правило консенсуса в работе Конференции или начать переговоры по вопросам ее повестки дня на других площадках. Мы подобные предложения поддержать не можем.

Правило консенсуса – основополагающий принцип разоруженческих механизмов. Иной подход просто недопустим в сфере безопасности, где у каждого государства есть свои законные интересы. Их нельзя игнорировать. Наоборот, следует терпеливо продолжать поиск взаимоприемлемых развязок. Это предполагает, помимо прочего, и отказ от злоупотребления правилом консенсуса, от попыток превратить его в право вето. Но в любом случае необходимо, как бы это ни было сложно, искать компромиссы, а не пытаться найти «легкий» выход путем запуска «параллельных» переговорных процессов в обход КР. Иначе нас ожидает дальнейшая деградация всей системы многостороннего разоружения.

Сказанное в полной мере относится к проблеме начала переговоров по выработке универсального, равноправного и поддающегося проверке Договора о запрещении производства расщепляющегося материала для целей оружия. Необходимым условием успеха этих переговоров является их проведение именно на Конференции, а не за ее рамками. Только так можно обеспечить участие всех ключевых игроков.

Безусловный приоритет России на КР – предотвращение гонки вооружений в космосе. Через полтора месяца человечество отметит 50-летнюю годовщину подвига Юрия Гагарина, который навсегда останется в ряду величайших достижений цивилизации.

Тем важнее сегодня проявлять ответственное и бережное отношение к использованию космического пространства. Иногда нам говорят: зачем беспокоиться, ведь реальной проблемы пока не существует. Убеждены в ошибочности такого подхода. В мире уже накоплен потенциал, позволяющий выводить оружие в космос или воздействовать силой на космические аппараты. Наращивание этого потенциала будет повышать его дестабилизирующее воздействие.

Именно желанием предотвратить наихудший сценарий руководствовались Россия и Китай, внеся в феврале 2008 года проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве. Исходим из того, что такой договор должен закреплять юридические обязательства на паритетной основе – без разделения стран на тех, кто «может иметь» оружие в космосе, и тех, кто «не может».

Рассчитываем на скорейшее начало предметной работы над российско-китайским проектом. Если не заняться этим безотлагательно, время может быть упущено. Уверены, что предотвращение появления оружия в космическом пространстве крайне необходимо для предсказуемости стратегической ситуации на земле. Не будем забывать, что в свое время химера ядерной монополии привела к гонке вооружений, инерцию которой мы только начинаем преодолевать.

Подтверждением растущего осознания многими странами важности этой проблемы стало одобрение Генассамблеей ООН инициированной нами в соавторстве с большой группой государств резолюции по мерам транспарентности и доверия в космосе. Будем добиваться дальнейшей консолидации усилий мирового сообщества в этом важнейшем вопросе.

Россия подтверждает готовность к предметному обсуждению на Конференции гарантий безопасности неядерным государствам, включая выработку соответствующего юридически обязывающего договора. Присоединимся к консенсусу и в отношении учреждения вспомогательного органа КР для обсуждения вопросов ядерного разоружения.

Вновь подчеркну – все эти задачи поддаются решению лишь в условиях эффективно функционирующей Конференции. Мы с интересом восприняли некоторые предложения по активизации ее деятельности. Считаем, в частности, что сбалансированный и поэтапный подход к расширению членского состава КР, к участию неправительственных организаций в ее неформальных заседаниях может способствовать появлению свежих перспективных и важных для практической работы идей.

У Конференции по разоружению впечатляющий послужной список: многие базовые для современной системы международных отношений соглашения выработаны в ее рамках. Наша задача – подтвердить и укрепить жизнеспособность Конференции. Этого требуют и объективные реалии формирующегося нового, полицентричного мироустройства, в котором любые проблемы могут решаться только на коллективной основе. Россия к работе на такой основе готова.

Благодарю за внимание.

 
Форум - Соотечественников в России » Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД) » Законодательство, доклады и статьи МИД » Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова (на пленарном заседании Конференции по разоружению Женева)
Страница 1 из 11
Поиск: