[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум - Соотечественников в России » Юдина Т.Н. Миграция » Словарь основных терминов » Соотечественники (лица, родившиеся в одном государстве)
Соотечественники

СоотечественникДата: Вторник, 13 Ноя 2012, 19:27 | Сообщение # 1
космонавт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1135
Статус: Offline

Соотечественники

— лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также их потомки по прямой линии.

В России вопрос «Кого считать соотечественником?» вызывает споры, поскольку сейчас по Закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции 31.05.2002 г.) под определение «соотечественник» подпадают лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств, а также их потомки — т.е. практически все население территории бывшего СССР. Причем «признание своей принадлежности к соотечественникам <...> должно быть актом свободного выбора» (ст. 3, п. 2).

Данный закон — сегодня единственный нормативный акт, регулирующий отношения с соотечественниками и определяющий политику государства по отношению к ним. Несколько статей закона посвящены вопросам поддержки соотечественников в различных областях: основных прав и свобод человека и гражданина в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации. Подчеркнуто, что все эти меры поддержки осуществляются за пределами РФ.

Цели государственной политики РФ определены в ст. 5 закона и «заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права <...> на возвращение в Российскую Федерацию». Это единственное упоминание о возможной репатриации, не подкрепленное никакими нормативными документами, предусматривающими какую-либо поддержку соотечественников при переселении в Россию.

В апреле 2005 г. в Государственной думе РФ обсуждалась концепция Закона «О репатриации в РФ», предложенная Институтом стран СНГ. В проекте закона давалось следующее определение: репатрианты — российские соотечественники, вынужденно оставшиеся за пределами России после Гражданской, Великой Отечественной войн и распада СССР, а также соотечественники, чьи предки либо они сами были репрессированы и высланы за пределы России и которые по причинам экономического, социального или личного характера добровольно заявили о желании переселиться в Российскую Федерацию — страну своего гражданства или происхождения с целью постоянного проживания. Принципиальное отличие термина «репатрианты» от его энциклопедического значения (где они определены как возвращающиеся на Родину военнопленные, мирное население, угнанное на принудительные работы с оккупированных территорий, и т.д.) состоит здесь в том, что имеются в виду именно иммигранты, а не только люди, подвергшиеся насилию. Предлагаемая концепция закона законопроектом не стала.

Очередная попытка по изменению ситуации была предпринята в начале 2006 г., когда была учреждена специальная межведомственная рабочая группа, которая должна представить план «по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

Предлагается выделять следующие категории лиц, имеющих право на репатриацию: граждане РФ, постоянно проживающие за пределами страны, и иностранные граждане, относящиеся к титульным народам РФ (список титульных народов должен определяться нормативным актом).

В отношении иностранных граждан предлагается использовать инструменты квотирования и преференций по следующим параметрам: количество детей, уровень квалификации, научная степень, возраст менее 40 лет. Все категории репатриантов при переселении получают разрешение на постоянное проживание (вид на жительство) по упрощенной процедуре и возможность получения гражданства при небольшом цензе оседлости. Механизм поддержки соотечественников должен стимулировать их социальную и экономическую активность. В частности, этого можно достичь путем предоставления целевых кредитов на обустройство, образование, ведение предпринимательской деятельности. При получении подобных кредитов гарантом выступает государство, так как при переезде у репатрианта может не оказаться других поручителей на территории страны.

Из институтов, задействованных в интеграции репатриантов, можно выделить: центры социальной адаптации, центры русского языка, религиозные организации, профсоюзы, общественно-политические движения и организации.

Социология миграции — социологическая теория, объектом познания которой является население, вовлеченное в миграционный процесс, а предметом — динамика изменения объективных и субъективных аспектов социальных отношений перемещаемых лиц в рамках прежнего и нового социумов. При этом объект рассматривается в контексте социальных перемещений из одного социума в другой. Миграционный процесс с позиции социологии миграции является процессом развития, обусловленным переходом перемещенного населения к новому состоянию и включающим в себя три фазы: формирование факторов мобильности, собственно процесс перемещения мигрантов и адаптацию на новом месте жительства.

Мигранты в социологическом понимании — это социальные группы, члены которых осознают себя целостным субъектом поведения на новом месте жительства и обладают чувством групповой солидарности. Миграционные процессы в разных социальных группах неоднозначны. Они различаются глубиной, интенсивностью, направленностью проявления. Для них характерны разные пути и средства внутригруппового взаимодействия, заметно изменяющиеся во времени и пространстве, что дает право рассматривать миграцию как один из видов социальной мобильности — миграционную мобильность. Миграционная мобильность есть переход индивидов и социальных групп из одних слоев в другие в результате смены ими места жительства. К числу главных проблем миграционной мобильности относятся следующие: направление и интенсивность миграционной мобильности лиц разного социального статуса; изменение их трудовой биографин (рода занятий, статуса, социального положения, ролевых функций и др.); мера заданности этих перемещений социальным происхождением, образованием, национальностью и т.д.; степень «наследуемости» социальных ролей мигрантов в зависимости от территорий приема и т.д.

Предметное поле социологии миграции также тесно связано с социальной функцией общества по воспроизводству непосредственной жизни субъектов миграционных процессов через реализацию ими социальных интересов в результате смены места жительства. Функции социологии миграции: гносеологическая, описательно-диагностическая, прогностическая, инструментальная, праксио-лого-социоинженерная, идеологическая.

Социология миграции как специальная социологическая теория дает новые подходы к изучению социальной структуры общества: социально- демографической и социально-профессиональной ситуации в отдельных регионах под воздействием миграционных процессов; формирования новых социальных групп и общностей; возможных последствий миграции в социальной сфере; влияния миграции на социальную стратификацию и социальную мобильность; смены ролевых установок мигрантов и их поведенческих характеристик в подходах к разрешению конфликтов и т.д.

Социологическая теория миграции изучает этот процесс по следующим направлениям: интенсивность миграционной мобильности населения в различных социальных группах; влияние изменения территориального перемещения индивида или группы на их социальный по новому месту жительства статус (изменение рода занятий, социального положения, ролевых функций и т.д.); мера заданности миграционной мобильности социальным происхождением, образованием, социальным статусом, национальностью и т.д.; динамика личностных установок, предпочтений в сознании и поведении потенциальных мигрантов; влияние старого и нового социального окружения и референтных групп на миграционное поведение индивидов и социальных групп; интересы; ожидания индивидов и социальных групп в связи со сменой места жительства и их подтверждения в действительности; специфические закономерности протекания миграционных процессов, общие и особенные характеристики миграционного поведения; социальные механизмы их регулирования; социальная и этносоциальная интеграция и адаптация мигрантов в новом для них социуме (тенденции в освоении и использовании языка аборигенов, внутри- и межнациональные браки в иммигрантской среде, формирование диаспор в различных социально-этнических группах; самоидентификация мигрантов, в том числе национальная, возможные пути культурного и этнокультурного развития иммигрантов и т.д.); политические предпочтения мигрантов и их политическое поведение; проблемы национализма, социальные и социально-психологические основы конфликтов.

Социологическая теория миграции обеспечивает комплексное, компаративное изучение объекта с учетом полисубъектности данного социального феномена. Она представляет собой знание со сложной внутренней структурой, наличием различных уровней, направлений и тенденций в развитии ее предмета. В данной системе знания выделяются три уровня его организации: теоретический, конкретно-социологический и социоинженерный.

Начало институционализации как относительно самостоятельной социологической научной дисциплины было положено в России в конце 50-х гг. XX в. с возрождения исследований в области миграции, которые продолжаются по настоящее время.

Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 324 — 326.
 
Форум - Соотечественников в России » Юдина Т.Н. Миграция » Словарь основных терминов » Соотечественники (лица, родившиеся в одном государстве)
Страница 1 из 11
Поиск: