[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум - Соотечественников в России » Юдина Т.Н. Миграция » Словарь основных терминов » Миграция экологическая (резкого ухудшения состояния окружающей среды)
Миграция экологическая

СоотечественникДата: Вторник, 13 Ноя 2012, 19:57 | Сообщение # 1
космонавт
Группа: Администраторы
Сообщений: 1135
Статус: Offline

Миграция экологическая.

Экологические мигранты - лица, вынужденные покинуть места своего постоянного проживания и перемещающиеся в пределах своей страны или пересекающие ее границы вследствие резкого ухудшения состояния окружающей среды или экологических катастроф. Изменения в экологии и окружающей среде проявляются в разнообразных формах. Они могут быть внезапными и непредвиденными (например, стихийные бедствия, землетрясения, циклоны и т. п.) или же иметь более плавный характер (например, длительные по времени процессы опустынивания и деградации земель).

Люди, подвергшиеся переселению вследствие изменений в окружающей среде, как правило, не рассматриваются в качестве беженцев, даже если они при этом вынуждены пересекать национальную границу и переселяться в другую страну. Это объясняется тем, что в отличие от беженцев, которые лишены защиты со стороны своего государства и в связи с этим для обеспечения личной безопасности прибегают к помощи международного сообщества, экологические мигранты, как правило, могут рассчитывать на защиту своего государства, даже если его возможности по оказанию чрезвычайной помощи или долгосрочному содействию в восстановлении экологии ограниченны. Исключения из этого правила бывают при ситуациях, когда действия по разрушению окружающей среды, такие, как отравление источников, сжигание посевов или осушение болотистых местностей, умышленно используются для преследования, запугивания или перемещения определенных групп населения. В этих случаях пострадавшее население, покидающее свою родину в поисках защиты в другом государстве, вполне обоснованно может рассматриваться в качестве беженцев.

ООН выделяет шесть типологических факторов экологических миграций:

элементарные разрушения (циклоны, вулканы, землетрясения и другие естественные бедствия);

биологические разрушения (насекомые, вредители, флора);

техногенные разрушения, вызванные взаимодействием экологических и человеческих действий в течение длительного периода (вырубка лесов, деградация земли, эрозия почвы, опустынивание и т.д.);

случайные разрушения как побочные продукты индустриальной революции (например, отравления при использовании химикатов и т.д.);

разрушения, вызванные развитием и урбанизацией;

разрушения, вызванные войной.

Сведения об экологических мигрантах сегодня крайне неполны как в общемировом масштабе, так и в России. Учет этой категории мигрантов в РФ ведет Росстат по причине «Экологическое неблагополучие». Так, например, в 1990 г. число лиц, менявших место жительства по экологическим мотивам, составило в Российской Федерации примерно 500 тыс. человек. В середине 1990-х гг. отмечался стихийный отток населения из таких крупных индустриальных центров, как Кемерово, Ангарск, Кириши, Дзержинск и др.

Источник: Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 296 — 297, 318. Миграция экономическая — добровольная, чаще всего возвратная, миграция, в основе которой лежат экономические мотивы. Она может выступать в виде постоянной, сезонной, маятниковой, эпизодической миграции (например, в виде «челночной») и иногда в виде безвозвратной миграции. Особой формой экономической миграции является нелегальная миграция.
Законодательством большинства западных стран предусмотрены различные процедуры в отношении экономических мигрантов в зависимости от их иммиграционных намерений (поработать и уехать или остаться на длительное/постоянное проживание). Различные категории виз, предоставляемых экономическим иммигрантам, позволяют жестко разграничивать их на временных и постоянных работников, предпринимателей, инвесторов.

Визы, выдаваемые временным работникам, как правило, не могут служить основанием для получения каких-ли- бо правовых статусов, и по окончании их действия мигрант обязан покинуть страну. Для иммигрантов, ориентированных на длительное/постоянное проживание в стране, существуют различные системы отбора, итогом прохождения которого является получение иммигрантом соответствующей визы и правового статуса.

Приведем примеры из практики некоторых стран по отбору экономических иммигрантов.

Канадская балльная система для отбора экономических иммигрантов, рассчитанная на иммигрантов, прибывающих на постоянное место жительства (программа Skilled Worker), признана лучшей в мире и взята за основу рядом стран. Чтобы воспользоваться данной программой, от претендента требуется, чтобы его личные и профессиональные качества позволяли ему квалифицироваться на получение иммиграционной визы. Например, необходимо владеть английским языком как минимум на среднем уровне, иметь как минимум 1 год стажа по профессии, входящей в Canadian National Occupational Classification, иметь законченное высшее или профессиональное образование, иметь возможность показать наличие финансов в размере не менее 8 тыс. долл. на одного мигранта либо 10 тыс. долл. на супружескую пару и т.д. Система оценок бизнес-иммигрантов базируется на тех же показателях, что и для отбора квалифицированных специалистов, однако существенно отличаются предъявляемые требования. Так, общее требование к заявителям по категории «инвестор» — наличие фондов (собственности в самых разных ее формах) — не менее 800 тыс. канадских долларов, из которых 400 тыс. нужно на 5 лет инвестировать в экономику Канады. А в категорию «частные предприниматели» могут попасть лица, которые предполагают обеспечить себя работой в областях культуры, спорта или сельскохозяйственного производства (вести фермерское хозяйство). Каких-то специальных требований о наличии средств у данной категории бизнес-иммигрантов нет.

Интересен опыт Австралии, где, кроме применения балльной системы, введен двухступенчатый процесс выдачи визы на постоянное пребывание: первоначально предоставляется временная (на 4 года) бизнес-виза, а по прошествии этого срока при условии достижения определенных параметров ведения бизнеса — и виза на постоянное пребывание. Такая система позволяет оставлять в стране только наиболее эффективный бизнес, так как необходимые параметры устанавливаются исходя из текущего экономического состояния страны.

Принципиально иная система отбора экономических иммигрантов в США. Законодательную базу иммиграции на основании трудоустройства здесь составляет закон об иммиграции 1990 г., закрепляющий систему квотирования и преференций трудовой иммиграции.

Статус постоянного жителя в данной категории может быть предоставлен:

лицам с выдающимися способностями в области науки, искусства, образования, бизнеса или спорта, а также выдающимся профессорам, исследователям и международным менеджерам;

лицам с высоким уровнем образования (соответствующим степени магистра) или лицам с исключительными способностями в области науки, искусства или бизнеса;

квалифицированным специалистам; недавним выпускникам учебных заведений по ряду специальностей; лицам с дипломами, соответствующими степени бакалавра;

священнослужителям;

инвесторам, для которых существуют отдельная квота и достаточно жесткие условия предоставления статуса.

Общая квота на получение статуса постоянного жителя в экономическом классе составляет 140 тыс. человек. Как правило, для его предоставления требуются предложение о найме от американского работодателя (условия и оплата труда должны быть эквивалентны тому, что предусмотрено для американских работников) и прохождение процедуры трудовой сертификации в министерстве труда, удостоверяющей, что на внутреннем рынке труда нет претендентов на занятие данной вакансии.

В случае, если специальность потенциального иммигранта входит в так называемый «Список А», отражающий текущие потребности страны в специалистах определенных отраслей, прохождение процедуры сертификации отменяется.

Подобные списки, отражающие реальную потребность экономики в тех или иных специалистах, существуют также в некоторых других странах, например, в Ирландии.

Ряд европейских стран при решении вопроса о предоставлении разрешения на работу иностранному гражданину руководствуются текущим состоянием рынка труда. Типичным примером может служить законодательство Германии: в соответствии с законодательством этой страны мигранту может быть предоставлена работа, только если наниматель сможет доказать, что ему, во-первых, необходим работник именно с такими профессиональными знаниями, а во-вторых, что на это рабочее место не претендует какой-либо гражданин Германии или гражданин Европейского союза. Разрешение на работу выдается сроком только на один год.

В России основанием для занятия трудовой деятельностью для иностранного гражданина является получение разрешения на работу. Данная процедура является одинаковой для всех временно пребывающих.

В качестве ограничительной меры использования труда иммигрантов, а также как инструмент гарантированной государственной помощи иммигрантам в России используется метод квотирования. Региональные квоты на принятие мигрантов введены с 2003 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. № 790. Они определяются Правительством РФ по представлению самих регионов. Распределение квот на 2003 — 2004 гт. показало, как российские регионы видят и определяют свои потребности в разных категориях иммигрантов. Оказалось, что одним федеральным округам (Центральному, Южному, Уральскому и Дальневосточному) нужнее трудовые (временные) иммигранты, а другим (Северо-Западному, Приволжскому и Сибирскому) — постоянные жители и потенциальные граждане. С учетом прогнозных расчетов потребности в рабочей силе на 2004 г. были установлены квоты на привлечение трудовых мигрантов и их территориальное размещение
 
Форум - Соотечественников в России » Юдина Т.Н. Миграция » Словарь основных терминов » Миграция экологическая (резкого ухудшения состояния окружающей среды)
Страница 1 из 11
Поиск: