Русские



Русские — восточнославянский народ, большинство населения Российской Федерации.
Также составляет значительную долю населения Белоруссии, Украины, Казахстана,
Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литвы и Узбекистана. В России проживает 115,889 млн русских.


русский народный костюм


Этническая история



Становление русского народа находилось в прямой связи с многовековым расширением его расселения. Исторические корни русских уходят в IX–X вв., когда известные по «Повести временных лет» восточнославянские племена были объединены под властью киевских князей в Древнерусское государство. С тех пор старые племенные связи стали распадаться, и к XII в. сформировались областные сообщества, соответствующие феодальным княжествам. Но сохранялось сознание единства Русской земли, охватывавшей всю восточнославянскую территорию от Белого моря на севере до Черного — на юге, от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. Общерусскому единству был нанесен удар распадом Киевской Руси в XIII в. и особенно татаро:монгольским нашествием в XIII–XIV вв.
После этого началось создание новых культурных связей и обособление трех восточнославянских народов.

Начальный этап формирования русских пришелся на XIV столетие и был связан с образованием Московской Руси. Ядро русских составило население феодальных княжеств, объединенных в XIV–XVI вв. Москвой. Основой народа стало население Волго-Окского междуречья, которое сформировалось еще в IX–XII вв. из пришедших туда потомков славян — новгородских словен, смоленских кривичей и вятичей с верховьев Десны. Расселяясь в междуречье, они ассимилировали местное
финно-угорское (лето-писных мерю, мурому, мещеру) и балтское (голядь) население. В XV — начале XVI вв.
русские окончательно сформировались как народ. Это произошло с объединением Северо-Западной и Северо:Восточной Руси с их населением бывших княжеств, то есть — земель
Владимиро-Суздальской, Нижегородской, Рязанской, Тверской, Ярославской областей, Псковской и Новгородской республик. На этих территориях славяно-русские пришельцы соприкасались и взаимодействовали с другими народами. На Русском Севере (Поморье), начавшем заселяться еще в XII–XIII вв. со стороны Новгородской и Ростово-Суздальской («низовской») земель, а в XIV–XVI вв. — из Московской Руси, русские контактировали с местным населением, которое составило
народы финно-угорской (карелы, вепсы, коми, саамы) и самодийской (ненцы) языковых ветвей. В Вятском и Камско-Печерском краях, заселявшихся русскими с конца XVI — начала XVII в., происходило их взаимодействие с волжскими финнами и тюркскими народами. К тому времени понятия Россия, Российская земля уже получили распространение. Русская колонизация черноземных областей (Дикого Поля), опустевших после татарского нашествия XIII в., стала возможной благодаря строительству в XVII в. оборонительных линий (засечных черт). Эта волна заселения сомкнулась с продвижением русских в лесостепи и степи Среднего и Нижнего Поволжья, Дона, Приазовья. Одновременно началось освоение Сибири выходцами из Поморья.

В конце XVII — XVIII в. лесостепные и приречные безлесные сибирские земли были освоены русскими земледельцами, а более северные лесные и тундровые районы — промысловиками. В Сибири русские встретились с местным населением — охотниками, рыболовами, оленеводами, скотоводами.
Это были народы уральской (самодийские, финно-угорские) и алтайской (тюркоязычные, тунгусоязычные и монголоязычные) языковых семей.
В XVIII в. русские начали проникать на Южный Урал, Северный Кавказ. После 1861 г. (отмена крепостного права) в Сибирь устремились новые потоки русских переселенцев, главным образом из центральных и южных районов. К концу XIX — началу XX в. возникли очаги русского заселения в Средней Азии, а на восточных рубежах — на Дальнем Востоке.
На всем пространстве своего проживания русские расселялись неравномерно. Около половины их было сосредоточено в местах, обжитых еще с XIV–XVI до начала XX в.
В местах позднего освоения на Кавказе, в Средней Азии, Казахстане возникали «русские ареалы» средиземледельческих или кочевых народов. Область расселения русских на пространстве России визуально напоминает широкую полосу, сужающуюся к востоку, начало которой находится на западном рубеже от северо:западных границ страны до Молдавии, самая плотная часть— в средней полосе Европейской части. К востоку от нее идет сужение «клина». В Сибири полоса сужается еще более по линии от среднего Урала до Томска—Новосибирска—Кузнецка—Красноярска—Иркутска—Хабаровска к Тихому океану.

Русский язык




Термин «русский язык» употребляется в четырех значениях:
— совокупность всех языков восточнославянской ветви
до сложения русского, украинского и белорусского языков;
— письменный язык, сложившийся на основе древнерусских говоров
под сильным влиянием общеславянского литературного
языка (так называемого старославянского)
и выполнявший литературные функции
в Киевской и Московской Руси;
— совокупность всех наречий и говоров,
которыми пользовался и пользуется русский
народ;
— общерусский (общероссийский) язык,
язык прессы, школы; государственный язык.
Письменность — вариант кириллицы.




Южнорусская историко-культурная зона



Эта зона занимала территорию от Десны на западе до правобережья Волги и Суры на востоке, от Оки на севере до Хопра и Среднего Дона на юге. Здесь в говоре у населения наличествует «акающий» диалект, в народной культуре — многодворные поселения, наземное срубное, на самом юге обмазанное глиной или глинобитное жилище, женский костюм с юбкой:поневой, полихромный геометрический орнамент в украшениях. В составе южных русских можно выделить ряд локальных этнографических групп. Среди них сформировалось много мелких групп. Наиболее известны полехи в Калужско-Брянском Полесье — потомки древнейшего населения лесной полосы, близкие по культуре к западным соседям — белорусам и частично литовцам; горюны в Путивльском уезде.  Курской губернии. — потомки древних северян и переселенческих волн XVI–XVII вв., имевших культурное сходство с украинцами и белорусами. Языковыми особенностями отличались в Дмитровском уезде. Курской губернии Жеки и зекуны (частицы «:же» и «:зе» в говорах).  Выделялись в Полесье саяны — группа этнотерриториального и сословного происхождения, обладавшие белорусско:полесскими особенностями в языке и южнорусскими — в быту. Речевыми особенностями обладали орловские, воронежские и калужские ягуны.
Потомками военно:служилого населения порубежья были севрюки.  Сословного происхождения в Воронежской, Тульской и Тамбовской губерниях. были и однодворцы — потомки военно-служилых людей низшего разряда,  со временем занявших промежуточное положение между крестьянами и мелкими помещиками. Потомками помещичьих и монастырских
крестьян были воронежские, курские, орловские цуканы (в речи «:ц» вместо «:ч»).



Севернорусская историко-культурная зона



Зона занимала территорию от Волхова на западе до Мезени на востоке, от Белого моря на севере до верхней Вятки и Камы на юге. Для русских этой зоны характерны окающий диалект говора, в народной культуре — малодворные сельские поселения, образовавшие отдельные «гнезда», срубное жилище — изба на высоком подклете — соединенное с хозяйственным
двором («дом:двор»), наличие пахотного орудия — сохи, сарафанный комплекс  женского народного костюма, особый сюжетный орнамент в вышивке и росписи, бытование былин,  протяжных песен и причитаний в устном творчестве. На побережье Белого и Баренцева морей  сложилась территориальная группа поморов — потомков новгородцев и «низовских» выходцев, занимавшихся рыболовным и зверобойным промыслами, судостроением, мореходством и торговлей. Результатом контактов новгородских и низовских (ростовских) переселенцев с автохтонным финно-угорским населением стало образование таких локальных этнических групп русских, как усть-цилёмы, пустозёры, важане, кокшары и др.
Из поморов выделились мелкие группы печорских усть-цилёмов и пустозёров — потомков новгородцев с некоторой примесью местных угрофиннов. Известны в этой зоне и другие группы: сицкари (по р. Сить в Ярославской губ.), которых по диалектным особенностям относят к обрусевшим  карелам, литовцам и белорусам; тудовляне (по р. Туд в Тверской губернии.) — с белорусским влиянием  в языке и культуре. Профессионального происхождения от верхневолжских бурлаков была группа ягутков (ягунов) на востоке Новгородской и гагаров в Вятской губ., сохранявших черты бурлацкого говора. Сословной принадлежностью обусловлено  существование пушкарей — крестьян помещиков Мусиных-Пушкиных в Весьегонском у. Тверской губернии. Своеобразны здесь были и русские, имевшие вероисповедные отличия, — старообрядцы в основном беспоповского толка (поморско-даниловское согласие, федосеевцы, филипповцы, бегуны и др.) и беглопоповцы поповского направления старообрядчества.



Среднерусская историко-культурная зона



В среднерусской полосе, в междуречье Оки и Волги, культура населения представляла собой смешение севернорусских и южнорусских черт: жилище на подклете средней высоты, сарафанный комплекс женского костюма (сев.); «акающий» говор (юж.). Здесь также образовались обособленные группы русских. Крестьяне в Верейском уезде. Московской губернии., поселенные помещиками в XVIII–XIX вв., имели самоназвания от имен владельцев — репнинщина, голицынщина, шувалики и др. Известная в левобережном Заочье мещера происходила от обрусевших финно:угорских групп. От тверских карелов переселились в калужский Медынский уезд русские корелы. Потомки пленных поляков — ляхи находились во владимирском Балахнинском уезде Лукояновские паны (Нижегородская губернии.) происходили от белорусов. Среди населения южной зоны и средней полосы были старообрядцы (Центр, Заволжье, Полесье) разных толков, а также субботники, духоборцы, молокане.


Русские окраинных территорий



Своеобразием отличались русские окраинных территорий. На западе по р. Великой, верховьям Днепра и Западной Двины они были близки по языку и культуре к белорусам. У русских Приуралья соединялись черты северно: и среднерусской культуры. В Среднем Поволжье они сближались с другими народами; на юго:востоке — от Хопра до Кубани и Терека, на территории Войска Донского, в Кубанской и Терской областях и на востоке Новороссии население по происхождению было связано с южнорусскими и украинцами. Особую этносословную группу русских представляло военно-служилое казачество.
Русское старожильческое население Сибири (сибиряки) — потомки первоначальной волны заселения — сохраняло севернорусскую культуру, а вновь прибывавшие переселенцы:новоселы (российские) из центральных и южных губерний несли свои культурные традиции. Кроме того, здесь выделялись старообрядцы (каменьщики Бухтармы, поляки Колывани, семейские Забайкалья) и сектанты (духоборцы, молокане, штундисты), а также население северо:востока местного поисхождения: гураны (потомки русских мужчин и тунгусских женщин); кударинцы (русских и буряток); карымы (русских, эвенков и бурят); амгинцы, анадырцы, гижигинцы, камчадалы, колымчане — от смешения русских с якутами, эвенками, юкагирами, коряками; и наконец, русско-устьинцы, долгое время остававшиеся несмешанными с другими народами. Компактные группы русских сложились в Средней Азии и Казахстане. Одна из них — уральцы, потомки уральских (яицких) казаков, поселившиеся в XIX в. на Амударье
и Сырдарье, позднее продвинувшиеся еще южнее. Другая часть русских состояла из крестьян и низших воинских чинов, осваивавших в XIX в. среднеазиатские пространства. Различаясь по своим локальным характеристикам, группы русских сохраняли единство с народом, язык, общее самосознание и общерусскую культуру.


Религия и духовная культура



Основой традиционной духовной культуры русских является православие. Приверженность к этой религии большинства народа сказывалась во всех сферах традиционной культуры. Со времен Киевской Руси, принятия христианства, русское самосознание принимает преимущественно конфессиональный характер, получивший свое выражение и идеале Святой Руси.
Православный культ святых постепенно вытеснял поклонение языческим божествам. Объектами народного почитания становились и выдающиеся лица русской истории — политические и церковные деятели, ревнители благочестия. Вокруг них, носителей лучших национальных черт, выстраивалась картина исторического прошлого. В XIX в., как и в предыдущие столетия, осознание своей принадлежности к православной вере у русских выражалось, в частности, в употреблении конфессионима «православные» при обращении в мирное время (например, на сельских сходах) и во время войн, вооруженных конфликтов.
Это самоназвание выполняло функции этнического определителя русских, в то время как противники, даже если они были христианского вероисповедания, почитались за «нехристей». В традиционном народном сознании особое место выделялось царскому служению. Ему, в соответствии с византийскими канонами придавался теократический смысл. Царь воспринимался как Божий избранник. Вместе с тем отношение к царю как к высшему государственному лицу — радетелю о народных интересах — связано с постоянно воспроизводимыми крестьянским (по существу — народным) сознанием надеждами на справедливое устройство общества. Общественная и частная жизнь русских также теснейшим образом была связана с православными представлениями о мироустройстве, человеке, обществе. Она вписывалась в систему церковного календаря, в ней велико было место религиозных праздников, церковных таинств, обрядов и обычаев, связанных с верой. Жизненный цикл каждого человека освящался Церковью (крещение, брак, отпевание и др.). В этот круг входят такие проявления религиозной жизни русских, как регулярное посещение богослужений, причащение, исповедь, хождение на богомолье, домашняя молитва и др. — в частной жизни; празднование престольных и крупных церковных праздников, массовые крестные ходы и общественные молебны и др.— в жизни целых сообществ (сел, городов, районов и территорий).
Нравственные ориентиры христианства тесно соединялись с другими сторонами культуры, служили необходимой основой для многих представлений, действий, взаимоотношений и творчества. В настоящее время большинство верующих русских — православные. В меньшей степени распространены протестантизм, католицизм, неоиндуистские религиозные течения, буддизм, неоязычество и др.


Народы России