Татары



Самоназвание — татарлар. В Российской Федерации — второй по численности (5554,6 тыс. чел.) народ после русских. Проживают также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Китае и многих других странах мира.

национальный костюм татар


История этнонима



Впервые этноним татары появился среди монгольских и тюркских племен в VI–IX вв., но закрепился как общий этноним лишь во второй половине XIX —начале XX в. В XIII в. в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покоренные ими племена, в том числе тюрки, называвшиеся татарами. В XIII–XIV вв. численно преобладавшие в Золотой Орде кыпчаки ассимилировали все остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним татары. Так же называли население этого государства европейские народы, русские и некоторые среднеазиатские народы. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами именовали себя знатные слои кыпчакско:ногайского происхождения. Именно они сыграли главную роль в распространении этнонима. Однако среди татар в XVI в. он воспринимался как уничижительный, а вплоть до второй половины XIX в. бытовали другие самоназвания: месельман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, нагайбек и др. — у волгоуральских и нугай, карагаш, юрт татарлы и др. — у астраханских татар. Кроме месельман, все они являлись местными самоназваниями. Процесс национальной консолидации привел к выбору объединяющего всех самоназвания. Ко времени переписи 1926 г. большинство татар называли себя татарами. В последние годы небольшое количество в Татарстане и других регионах Поволжья именуют себя булгарили волжские булгары.,

Резной узор в декоре архитектурных деталей и надгробий. Заказанье. Первая половина XVI в.
Верхняя часть кувшина. Серебро, позолота. XV в.
Мужская тюбетейка. Бархат, золотные нити, позумент, канитель, блестки. Вторая половина XIX в.
Резной узор в декоре
архитектурных деталей
и надгробий. Заказанье.
Первая половина XVI в.

Верхняя часть кувшина.
Серебро, позолота. XV в.

Мужская тюбетейка.
Бархат, золотные нити,
позумент, канитель, блестки.
Вторая половина XIX в.




Татарский язык



Язык татар относится к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской
группы тюркской ветви алтайской языковой семьи и имеет
три основных диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский)
и восточный (сибирско:татарский). Литературная норма сформировалась
на основе казанскотатарского диалекта при участии мишарского.
Письменность на основе кириллической графики.



Праздники



Сабантуй
Праздник Сабантуй включает ряд обрядов,
восходящих к языческому культу плодородия
(сбор детьми крашеных яиц,
коллективное угощение кашей), и состязания
в беге, прыжках, конных скачках и борьбе
керэш. В XIX в. Сабантуй проводился перед
началом сева яровых культур. Мишари не
праздновали Сабантуй, но перед началом
сева тоже красили яйца. Летом татары
праздновали Джиен. Соседние села устраивали
Джиен строго по очереди, чтобы иметь
возможность гостить друг у друга на праздниках.
В настоящее время Джиен не празднуется,
а Сабантуй отмечается летом, после
окончания весенних полевых работ



Общество



Cловом «джиен» с XVI–XVIII вв. называли сельскую общину, сход, структуру сельского самоуправления, а уже в начале XIX в.— только ежегодный крестьянский праздник. Преобладает малая семья. До начала XX в. встречались большие многодетные семьи, включавшие несколько поколений родственников (как правило, по мужской линии). Существовали обычаи избегания (младшими женщинами старших мужчин), строгого разделения мужской и женской части молодежи в играх, досуге, работе и т.д. Многоженство изредка встречалось в среде зажиточных татар.



Этнические группы



Татарский этнос делится на три этнотерриториальные группы волго-уральские, астраханские и сибирские татары. Сибирских татар в силу особенностей культуры и этнической истории часто выделяют в самостоятельный этнос. В наиболее многочисленную группу волго:уральских татар включают этнические группы казанских татар, мишарей и касимовских татар. Оформление этнических общностей казанских, касимовских татар и мишарей проходило в XIV — середине XVI в. Казанско:татарская народность сложилась в Казанском ханстве (1438–1552), одном из значительных политических центров Восточной Европы. Этнический облик мишарей и касимовских татар формировался в зависимом от Московской Руси Касимовском ханстве (середина XV в. — 80:е гг. XVII в.): касимовские татары, имевшие некоторые этнокультурные особенности, являлись фактически социальной верхушкой ханства и образовали группу, переходную между казанскими татарами и мишарями. Во второй половине XVI — XVIII в. в результате массовых миграций татар в Волго-Уральском регионе произошло дальнейшее сближение казанских, касимовских татар и мишарей, что привело к сложению общности волго:уральских татар. Астраханские татары — потомки золотоордынских групп и более ранних компонентов хазарского и кыпчакского происхождения, в XV–XVII вв. — население Астраханского ханства, частично Ногайской Орды и других ногайских княжеств, испытавшее сильное воздействие ногайцев. В их составе есть другие компоненты —отатаренные таты, индийцы, среднеазиатские тюрки. С XVIII в. усиливается взаимодействие волго:уральских и астраханских татар (а также сибирских), происходит формирование единого татарского народа.


Религия



Большинство верующих татар — мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба.
Население бывшей Волжской Булгарии было мусульманским с X в.
и оставалось таковым в составе Орды, в силу этого выделяясь среди соседних народов.
Затем, уже после вхождения татар в состав Московского государства,
их этническое самосознание еще сильнее переплелось с религиозным.
Часть татар даже определяли свою национальную принадлежность
как меселман, т.е. мусульмане.
При этом у них сохранялись (и отчасти сохраняются по сей день)
элементы древней доисламской календарной обрядности.

Коран

Народы России