Общая информация (сотрудничество в сфере борьбы с преступностью и незаконным оборотом наркотических средств)



БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ



На территориях государств - участников СНГ продолжается рост масштабов угрозы, исходящей от организованной транснациональной преступности, которая нередко связана с терроризмом в смысле участников террористических актов и применяемых способов, а также является одним из источников финансирования террористов. Активно действуют организованные преступные группировки, стремящиеся контролировать финансовые потоки отдельных предприятий и отраслей в целом. Существует тенденция к усилению влияния криминальных групп на различные виды бизнеса не только внутри стран, но и за рубежом.

С принятием главами государств СНГ в 1996 году Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников СНГ на период до 2000 года сотрудничество приобрело многоплановый, комплексный, динамичный характер.

Реализация данной и последующих программ позволила за эти годы создать серьезную международно-правовую базу сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом, преступностью, незаконным оборотом наркотиков, незаконной миграцией, по противодействию преступлениям в сфере экономики, правонарушениям в области интеллектуальной собственности и другим. Принят ряд конвенций, в том числе действует базовый документ - Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Существенно расширена международно-правовая база участия государств - участников СНГ в международном сотрудничестве путем присоединения их к основным договорам, заключенным в уголовно-правовой сфере в рамках ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, а также Совета Европы.

В соответствии с программами проводятся совместные целевые мероприятия и специальные операции по противодействию незаконному обороту наркотиков, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, нелегальной миграции, по пресечению контрабанды сырьевых ресурсов, деятельности международных преступных группировок на транспорте и т.д.

Регулярными стали совместные мероприятия по противодействию преступности в приграничных регионах государств - участников СНГ.
Создан и функционирует специализированный банк данных Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств - участников СНГ.
Информационные данные этого банка используются правоохранительными органами государств - участников СНГ.

Осуществляется сотрудничество в подготовке кадров правоохранительных и иных органов в учебных заведениях и центрах государств - участников СНГ. Проводятся взаимные стажировки сотрудников, обмен учебно-методическими материалами и согласование учебных планов и программ.
В последние годы возросло количество правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности, таких, как сокрытие и занижение объемов налогооблагаемой базы экспортеров, необоснованное возмещение НДС из бюджета при экспортных операциях, завышение транспортных расходов, сокрытие доходов, полученных иностранными юридическими и физическими лицами.

Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные транснациональные преступные группы, наносящие значительный ущерб экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям.
В целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Государства - участники Содружества Независимых Государств, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 году создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, которым разработано и впоследствии принято Советом глав правительств Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями.

Ключевое значение имеет пресечение питающих терроризм финансовых потоков. Здесь также нужны единые подходы и стандарты. Прежде всего, мониторинг денежных переводов, интенсивный обмен информацией о движении финансовых средств лиц или организаций, подозреваемых в терроризме или его поддержке.

Всеобъемлющими документами в этой сфере являются соответствующие конвенции ООН и Совета Европы, а также подготовленные FATF Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Рекомендации устанавливают минимальные стандарты для действий, с тем чтобы страны имели возможность их детализировать с учетом своих конкретных условий и конституционных норм.

В этом контексте серьезное значение имеет функционирование созданной по инициативе Российской Федерации Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая будет содействовать установлению в регионе СНГ стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, созданию национальных систем противодействия в этой сфере.

Важное значение имеет подписание 5 октября 2007 года главами государств в рамках СНГ Договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, работа над которым начата еще в 1999 году.

В условиях финансовой глобализации и интернационализации преступности борьба с коррупцией невозможна без координирования усилий в противодействии легализации криминальных средств в международном масштабе. Меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с многосторонними усилиями и действиями. Только такое сочетание может дать желаемый эффект и не позволить преступным капиталам свободно перетекать. Это, согласно документам ООН и ее специализированных учреждений, требует принятия государствами - участниками СНГ надлежащих совместных мер и создания адекватных регламентационных механизмов. В этой связи Украиной внесены предложения, направленные на активизацию и повышение эффективности многостороннего сотрудничества в рамках Содружества в сфере борьбы с коррупцией, которые поддержаны рядом стран СНГ, конкретные совместные меры предполагается рассмотреть на очередном заседании Совета министров внутренних дел государств - участников Содружества.

В странах - участницах Содружества Независимых Государств все более отчетливо обозначилась еще одна угроза национальной безопасности - незаконная миграция из различных регионов мира. В основном это страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки. Кроме того, взаимные миграционные потоки имеют место и между государствами - участниками Содружества.

Численность незаконных мигрантов на территориях государств - участников СНГ, по различным оценкам, составляет от 4 до 10 миллионов человек.

Наличие такого количества незаконных мигрантов и лиц с неопределенным правовым статусом на территориях большинства государств - участников СНГ оказывает существенное влияние на формирование криминогенной обстановки.

Каналы нелегальной миграции все чаще используются организованными преступными группировками, а также служат прикрытием для переправки членов международных террористических и экстремистских организаций.

Основной сухопутный маршрут нелегальной миграции проходит через Таджикистан, Кыргызстан в Казахстан, Россию и далее через Беларусь, Украину, Молдову и северо-западные районы России в страны Западной Европы и Скандинавии.

Вместе с тем, приток незаконных мигрантов осуществляется также из Турции и Ирана через территории стран Закавказского региона, далее - через Россию, Прибалтику в Скандинавские государства. Определенная часть незаконных мигрантов въезжает по морю маршрутом Тробзон-Новороссийск.

Проникновению незаконных мигрантов на территории государств - участников СНГ способствуют достаточно либеральный режим въезда и получения гражданами третьих стран въездных виз, отсутствие должного системного контроля за транзитом и пребыванием иностранных граждан, несовершенство иммиграционного законодательства, недостаточные правовые и материальные возможности миграционных, пограничных и иных служб.

Миграционная ситуация осложняется и тем, что в ряде стран Содружества предоставляется свободный въездной режим для граждан третьих государств, которые, оказавшись на их территориях, свободно могут перемещаться в большинство других государств - участников СНГ благодаря действующему между ними безвизовому режиму.

В 1998 году главы правительств девяти государств - участников СНГ подписали Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Однако отсутствие должного механизма реализации Соглашения как в государствах - участниках СНГ, так и в рамках Содружества не позволило достичь необходимой эффективности сотрудничества в противодействии незаконной миграции.

В этой связи, по предложению Российской Федерации, создана Совместная комиссия из полномочных представителей правительств государств - участников Соглашения, деятельность которой направлена на эффективное взаимодействие в борьбе с незаконной миграцией.

Принята Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции.

По инициативе Совета министров внутренних дел государств - участников СНГ разработана и согласована Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией.

Серьезную опасность представляет также такой вид преступной деятельности, как торговля людьми, особенно женщинами и детьми. Торговля людьми как разновидность криминального бизнеса стала одной из сложнейших проблем, которая давно вышла за пределы отдельных государств, занимая одно из ведущих мест в транснациональной преступности.

Только этот вид деятельности по всему миру ежегодно приносит доход порядка 7-10 млрд. долларов. Значительная часть этих средств приходится на государства - участники СНГ.

Расширение рынка торговли людьми - гражданами государств - участников СНГ - а это десятки тысяч людей - обусловливается прежде всего социально-экономическими проблемами, высокой прибыльностью этого бизнеса и низким уровнем риска по сравнению с другими видами преступной деятельности. На фоне отсутствия надлежащего контроля за посреднической деятельностью частных структур в области туризма, трудоустройства граждан за границей и усыновления детей иностранными гражданами активизируется деятельность вербовщиков для выезда женщин за границу под прикрытием брачных, туристических и модельных агентств, продажи людей, в первую очередь, детей для трансплантации внутренних органов.

Для предупреждения и пресечения торговли людьми в ряде государств - участников СНГ установлена уголовная ответственность за этот вид преступлений, приняты государственные программы по противодействию торговле людьми, предусматривающие комплекс скоординированных мер социального, медицинского, правового и организационного характера.

Развитию взаимодействия в этой сфере в рамках СНГ способствует подписанное 25 ноября 2005 года Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с похищениями и торговлей людьми, органами и тканями человека.

Для реализации целей сотрудничества в борьбе с этим видом преступности и применения на практике Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее в рамках Содружества действует Программа сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы.

Особую тревогу вызывают негативные процессы, происходящие в последнее время в сфере трансграничного оборота обычного оружия. В частности, террористическими организациями довольно активно используется одна из новых форм международного военно-технического сотрудничества, как заключение так называемых "коммерческих" контрактов на экспорт оружия. В этом случае выявление конечных потребителей оружия бывает весьма затруднительно, что создает реальные условия для оседания части вооружений или денежных средств у неизвестных посредников из негосударственных структур. Подобные операции предоставляют возможность террористическим организациям получать финансовые средства и отдельные виды вооружения, которые могут быть использованы как в зонах вооруженных конфликтов, так и для совершения террористических акций.

Вопросы развития сотрудничества в сфере борьбы с трансграничным оборотом оружия требуют дополнительных усилий действующих в настоящее время советов правоохранительной направленности.

Подготовлен предусмотренный Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью проект Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, который прзван создать условия для более эффективного взаимодействия правоохранительных органов государств - участников СНГ в этой сфере. Также полезным будет реализация принятой Советом глав правительств СНГ Концепции единой системы маркировки взрывчатых веществ, боеприпасов и оружия государств - участников СНГ.

БОРЬБА С НАРКОБИЗНЕСОМ



Сотрудничество государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, осуществляется на основе принципов: ·

уважения суверенитета государств - участников СНГ и их национального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, равноправия сторон; ·

приоритета защиты прав и свобод человека и гражданина; ·

признания координирующей роли межгосударственных органов СНГ и выполнения принимаемых ими решений; ·

создания в соответствии с международным правом и национальным законодательством государств - участников СНГ благоприятных условий для совместных усилий в этом направлении.

Задачами сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, являются: ·

выработка и реализация согласованной политики и совместных мер борьбы, координация деятельности компетентных органов государств - участников СНГ в этой области; ·

создание единого правового пространства в данной сфере; ·

повышение эффективности сотрудничества компетентных органов государств - участников СНГ в предупреждении, выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, розыске и выдаче лиц, их совершивших.

Основными направлениями сотрудничества являются: ·

совершенствование договорно-правовой базы сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров; ·

разработка и реализация совместных программ и планов противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

осуществление согласованных мер для выполнения положений конвенций ООН, других международных договоров, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров; ·

мониторинг, анализ и прогнозирование наркоситуации, разработка системы мер противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

изучение и оценка эффективности совместных усилий компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, внедрение положительного опыта в практику их деятельности; ·

совершенствование приграничного сотрудничества в пресечении контрабанды наркотиков и прекурсоров, а также их незаконного транзита через территории государств - участников СНГ; ·

подготовка и переподготовка кадров и специалистов по вопросам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров; ·

разработка, производство и поставка компетентным органам государств - участников СНГ специальных средств, техники и оборудования.

Основные формы сотрудничества предусматривают: ·

обмен оперативной, статистической, научно-методической и иной информацией о состоянии наркопреступности, новыми образцами наркотиков и прекурсоров, находящихся в незаконном обороте, информацией для пополнения единого банка данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

проведение совместных следственных действий, специальных операций, оперативно-профилактических и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе с использованием метода контролируемой поставки, и оказание правовой помощи по гражданским и уголовным делам, создание и укрепление специализированных подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, оснащение их современными приборами обнаружения и идентификации; ·

осуществление анализа состояния, структуры, динамики и последствий незаконного оборота наркотиков и прекурсоров, результатов работы по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ним, выработка на его основе соответствующих рекомендаций и предложений по совершенствованию правового регулирования, форм и методов совместной деятельности; ·

проведение скоординированной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров в рамках соответствующих международных организаций; ·

разработка и принятие согласованных мер, препятствующих использованию банковских, коммерческих и других структур для легализации (отмывания) доходов, полученных от незаконного оборота наркотиков и прекурсоров; ·

совместное использование новейших научно-технических достижений в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

обмен нормативными правовыми актами и методическими пособиями; ·

проведение консультаций по вопросам практического взаимодействия, согласование общих подходов и принципов при разработке международных договоров и других документов в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

обмен опытом работы компетентных органов государств - участников СНГ по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, проведение совместных конференций, семинаров, сборов, консультаций и совещаний; ·

осуществление совместных мероприятий по выявлению и уничтожению незаконных посевов наркосодержащих культур; ·

разработка и принятие согласованных мер профилактики злоупотребления наркотиками; ·

формулирование основных направлений участия средств массовой информации в вопросах антинаркотической пропаганды, формирование методики и тактики сотрудничества с ними по вопросам профилактики злоупотребления наркотиками; ·

развитие системы реабилитационных центров, осуществление совместных разработок и производств новых лекарственных препаратов, современного медицинского оборудования для лечения больных наркоманией.

Информационное и научное обеспечение включает: ·

проведение научно-практических конференций по вопросам развития международного сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также в противодействии наркомании; ·

создание специализированных банков данных о транснациональных преступных группах и их лидерах, причастных к незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

разработку методических пособий по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров; ·

проведение совместных научных исследований по проблемам борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров, а также противодействия наркомании, в том числе по совершенствованию форм и методов деятельности в данной сфере; ·

проведение информационно-профилактической и информационно-правовой работы по противодействию распространению наркомании; ·

совместную разработку единых информационно-аналитических методик, обеспечивающих сопоставимость уголовно-статистической и иной информации; ·

разработку механизма предоставления пользователям в согласованных объемах и формах информации о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров.

Материально-техническое и финансовое обеспечение сотрудничества осуществляется в порядке и на условиях, определяемых государствами-участниками СНГ.

Финансовое обеспечение совместных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, осуществляется заинтересованными государствами - участниками СНГ.

Подготовка и повышение квалификации кадров осуществляются на основе договоров, отражающих вопросы организационного и финансового обеспечения.

Многосторонними и двусторонними соглашениями государств -участников СНГ могут быть предусмотрены иные условия обеспечения сотрудничества.

Механизм реализации сотрудничества предусматривает: ·

выработку согласованных подходов к вопросам противодействия незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками; ·

выполнение положений договоров, заключенных в рамках СНГ; ·

принятие и выполнение программ совместных мер борьбы с незаконным оборотом наркотиков и прекурсоров; ·

координацию деятельности правоохранительных органов государств - участников СНГ по противодействию незаконному обороту наркотиков и прекурсоров; ·

подготовку информационных материалов Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств.

Контроль за исполнением решений осуществляется на национальном уровне государств - участников СНГ.

Анализ хода выполнения согласованных решений о сотрудничестве государств - участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков и прекурсоров, а также злоупотреблению наркотиками, и подготовка информации Совету глав государств и Совету глав правительств Содружества Независимых Государств осуществляются Исполнительным комитетом СНГ.

БОРЬБА С ПРАВОНАРУШЕНИЯМИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ



Экономические и налоговые преступления вышли за пределы отдельных государств, приобрели международный характер. В этих сферах действуют мощные транснациональные преступные группы, наносящие значительный ущерб экономикам государств - участников СНГ, придавая криминальный характер их торгово-экономическим отношениям.

В целях координации усилий стран СНГ в 1996 году было подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики.

Государства - участники Содружества Независимых Государств, исходя из взаимной заинтересованности в повышении эффективности сотрудничества в борьбе с налоговыми преступлениями, представляющими угрозу экономической безопасности, в 2000 году создали Координационный совет руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, которым разработано и впоследствии принято Советом глав правительств Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с налоговыми преступлениями.

Ключевое значение имеет пресечение питающих терроризм финансовых потоков. Здесь также нужны единые подходы и стандарты. Прежде всего, мониторинг денежных переводов, интенсивный обмен информацией о движении финансовых средств лиц или организаций, подозреваемых в терроризме или его поддержке.

Всеобъемлющими документами в этой сфере являются соответствующие конвенции ООН и Совета Европы, а также подготовленные FATF Сорок рекомендаций по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и восемь специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Рекомендации устанавливают минимальные стандарты для действий, с тем чтобы страны имели возможность их детализировать с учетом своих конкретных условий и конституционных норм.

В этом контексте серьезное значение имеет функционирование созданной по инициативе Российской Федерации Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма, которая способствует установлению в регионе СНГ стандартов борьбы с отмыванием денег и финансированием террористической деятельности, созданию национальных систем противодействия в этой сфере.

Важное значение имеет подписание 5 октября 2007 года главами государств в рамках СНГ Договора о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма, работа над которым начата еще в 1999 году.

В условиях финансовой глобализации и интернационализации преступности борьба с коррупцией невозможна без координирования усилий в противодействии легализации криминальных средств в международном масштабе. Меры, предпринимаемые на национальном уровне, должны сочетаться с многосторонними усилиями и действиями. Только такое сочетание может дать желаемый эффект и не позволить преступным капиталам свободно перетекать. Это, согласно документам ООН и ее специализированных учреждений, требует принятия государствами - участниками СНГ надлежащих совместных мер и создания адекватных регламентационных механизмов. В этой связи Украиной внесены предложения, направленные на активизацию и повышение эффективности многостороннего сотрудничества в рамках Содружества в сфере борьбы с коррупцией, которые поддержаны рядом стран СНГ.

Межгосударственной программой совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 годы предусмотрена разработка и внесение в 2009 году на рассмотрение Совета глав государств СНГ проекта Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с коррупцией.

БОРЬБА С КИБЕРПРЕСТУПЛЕНИЯМИ



Одной из характерных особенностей современного этапа мирового научно-технического прогресса является стремительное развитие и повсеместное внедрение новейших информационно-коммуникационных технологий. Проникая во все области человеческой деятельности, они формируют глобальную информационную сферу, представляющую собой совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом общественных отношений.

Эта сфера, по сути, является системообразующим фактором жизнедеятельности общества и уже сегодня активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной, экологической, социальной и других составляющих безопасности государств - участников СНГ.

В этой связи государства – участники СНГ сотрудничают в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации.

1 июня 2000 года ими было подписано соответствующее Соглашение, где, в соответствии с национальным законодательством в качестве уголовно наказуемых были определены следующие деяния, если они совершены умышленно:

а) осуществление неправомерного доступа к охраняемой законом компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети;

б) создание, использование или распространение вредоносных программ;

в) нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред или тяжкие последствия;

г) незаконное использование программ для ЭВМ и баз данных, являющихся объектами авторского права, а равно присвоение авторства, если это деяние причинило существенный ущерб.

При этом определение понятий "существенный вред", "тяжкие последствия" и "существенный ущерб" относится к компетенции сотрудничающих сторон.

Сотрудничество между государствами непосредственно реализуется их компетентными органами.

Такое сотрудничество осуществляется в формах:

а) обмена информацией, в том числе: ·

о готовящихся или совершенных преступлениях в сфере компьютерной информации и причастных к ним физических и юридических лицах; ·

о формах и методах предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в данной сфере; ·

о способах совершения преступлений в сфере компьютерной информации; ·

о национальном законодательстве и международных договорах, регулирующих вопросы предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации;

б) исполнения запросов о проведении оперативно-розыскных мероприятий, а также процессуальных действий в соответствии с международными договорами о правовой помощи;

в) планирования и проведения скоординированных мероприятий и операций по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;

г) оказания содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, в том числе путем стажировки специалистов, организации конференций, семинаров и учебных курсов;

д) создания информационных систем, обеспечивающих выполнение задач по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере компьютерной информации;

е) проведения совместных научных исследований по представляющим взаимный интерес проблемам борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации;

ж) обмена нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации;

з) в других взаимоприемлемых формах.

В настоящее время в рамках СНГ также подготовлен проект Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения информационной безопасности и проект Комплексного плана мероприятий по ее реализации.

Целью такого межгосударственного сотрудничества является совместная защита интересов человека, общества и государств - участников СНГ в информационной сфере.

Практические мероприятия по реализации сотрудничества планируется осуществлять в форме взаимных консультаций, координации проводимых работ, кооперации в научных исследованиях, разработке и производстве соответствующих средств защиты информации, а также путем выполнения государствами самостоятельных работ согласно принятым на себя обязательствам.

В частности, планируется обеспечить:
* согласованную разработку международных договоров, национальных нормативных правовых актов и нормативно-методических документов, регламентирующих отношения и действия субъектов в информационной сфере;
* разработку правовых механизмов недопущения в СНГ противозаконных информационных воздействий на сознание личности и общества;
* активизацию деятельности компетентных правоохранительных органов государств - участников СНГ по предупреждению и пресечению правонарушений в информационной сфере;
* законодательное стимулирование развития производства в государствах - участниках СНГ средств информатизации и, в первую очередь, средств защиты информации;
* сотрудничество государств - участников СНГ в подготовке кадров в области обеспечения информационной безопасности.

Россия и страны СНГ (Союз Независимых Государств)