Главная » Статьи » Полезные статьи [ Добавить материал ]

О человеке и пароходе – есть ли жизнь после смерти?

Известное стихотворение «Товарищу Нетте – человеку и пароходу» стало весьма сильным произведением своей эпохи. Строчки из него впоследствии часто применялись как эпиграфы в советской печати. Если забыть про идеологическую «составляющую», то история, вдохновившая В. Маяковского – была не особенно редкой для того времени, а потому – и показательной.

Рижанин Теодор Нетте всю Гражданскую войну провел на фронтах, последняя должность – батальонный комиссар 1-й Латышской дивизии. Имел награды. После войны, демобилизованный из Красной армии, наблюдая «разгул» НЭПа и то, как «из всех щелей вылезает недобитая буржуазная сволочь», - он постепенно впадал в депрессию. Помогли старые фронтовые друзья. Его устроили на работу в Наркомат иностранных дел. И не куда-нибудь, а во внешнюю . Это подразделение занималось доставкой дипломатической почты в советские учреждения за рубежами СССР – посольства, консульства, торгпредства. А оттуда – в Наркомат. Дело это было не только «архиответственное», но и опасное. Хотя дипкурьеры проходили специальное обучение и всегда имели при себе оружие, тогда не было ни портативных радиостанций, ни «мобильников», ни спутниковых «маячков». А передвигались, по большей части, на обычном транспорте – поездах и самолетах международных рейсов. Приставить охрану в виде взвода чекистов к каждому курьеру тоже было невозможно – никаких штатов не хватило бы. Так что рассчитывать могли только на себя. Здесь Нетте оказался в своей стихии.

часто включала не только собственно дипломатическую почту, но и материалы другого «ведомства». С тех пор, как дипломаты и их помощники во всем мире стали пользоваться неприкосновенностью, - этот канал передачи информации начали активно использовать разведки всего мира. Советская не была исключением.

5 февраля 1926 года на дипкурьеров, ехавших в купе обычного поезда, на территории Латвии было совершено вооруженное нападение. Нетте, успевший сделать всего пару неприцельных выстрелов, был сразу же убит. И вся тяжесть отражения налета легла на его напарника, эстонца Иоганна (Яна) Махмасталя. Двоих нападавших он тяжело ранил. Остальные ретировались, унося «коллег». Сам Махмасталь, раненный в живот, истекая кровью, еще несколько часов охранял багаж, не позволяя приблизиться к нему появившимся полицейским. Пока не прибыли сотрудники посольства.

 Вся эта история как-то «всплыла» в памяти, когда попалась на глаза «карта охвата доставок» flippost.com. Попалась случайно, но к месту. Нужно было подыскать вариант доставки очень ценного отправления именно «к порогу» получателя. Тут и начинаешь понимать, насколько важны эти незаметные люди – «курьеры». Особенно, если дело касается какого-нибудь «медвежьего угла». Хотя неизвестно, где им сейчас сложнее – в тайге, или посреди «цивилизации».

 Кстати, Нетте увековечили сразу же – посмертный орден, пароход (потом еще два), стихи… Махмасталя тоже наградили орденом Красного Знамени. А в 1937-м – арестовали и посадили. В 1939-м – выпустили и реабилитировали. А в 1942-м  - он умер. Сердце. Такая вот «цена доставки». Пароход же его именем назвали только в 1990-м. И никаких стихов. Прошло их время.



Author: Mira E-mail Источник материала

Читайте так же:


Всего комментариев: 0
Добавить комментарий