Закон о выборах в рф

Какими законами регулируются выборы в РФ?

Законы, которыми руководствуется Правительство на выборах:

  1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года.
  2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20 декабря 2002 года.
  3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 года.
  4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 года.
  5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г.

В дополнение ознакомьтесь с ФЗ 58 о системе государственной службы Российской Федерации.

Краткое содержание выше указанных законов.

1. ФЗ-67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» был принят 22 мая 2002 года. Одобрен законодательный проект был 29 мая того же года. Вступил в силу ФЗ-67 12 июня.

Действие ФЗ-67 распространяется по всей территории России. Согласно его положениям россиянин вправе участвовать в выборах на равных со всеми правами. Если гражданин РФ находится за пределами страны, то он также имеет право на свободное волеизъявление.

Также в законопроекте обозначено, что в день голосования гражданин должен достигать восемнадцатилетнего возраста. Также он может избирать и быть избранным. Категория граждан, которые не могут быть избраны:

  • обладающие гражданством другого государства;
  • были осуждены за тяжкие или особо тяжкие преступления;
  • обладают непогашенной судимостью;
  • совершили административные правонарушения и им было назначено наказание ввиду общественных работ и другие.

Согласно положениям ФЗ-67, голосование на выборах должно быть тайным и любым органам гос власти запрещается наблюдать за воле изъявлением гражданина. Для эффективного контроля над всеми избирателями создаются списки, в которые вносятся все участники референдума, обладающие правом голоса.

2. ФЗ-175 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 20 ноября 2002 года. Одобрен законопроект был 11 декабря того же года. Вступил в силу ФЗ-175 20 декабря.

ФЗ-175 включает в себя 99 статей и 5 приложений. Почти все статьи закона утратили свою силу, и действуют только ст 86, 88 и 92.

3. ФЗ-19 «О выборах Президента Российской Федерации» был принят 24 декабря 2002 года. Одобрен законопроект был спустя 3 дня. Вступил в силу ФЗ-19 10 января 2003 года. ФЗ-19 состоит из 12 глав и 88 статей.

Согласно положениям законодательного акта №19 Президент Российской Федерации должен быть избран гражданами путем тайного голосования. Участие в выборах является добровольным и свободным. Запрещено воздействовать на мнение участников выборов.

На момент выборов кандидат на должность Президента должен быть в возрасте не менее 35 лет и проживать на территории Российской Федерации последние 10 лет. Сроки проведения выборов устанавливаются Конституцией РФ и ФЗ-19. Решение о проведении выборов должно быть принято за 100 дней до их начала. Они проводятся во второе воскресенье месяца.

Также в законопроекте №19 обозначены мероприятия по подготовке кандидатов к выборам. Каждый кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в допустимой законом форме. Государство дает предвыборным компаниям полную свободу действий в их предвыборной политике.

4. ФКЗ-5 «О референдуме Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 11 июня 2004 года. Одобрен законодательный проект был 23 июня того же года. Вступил в силу ФКЗ-5 спустя 5 дней после одобрения.

ФКЗ-5 состоит из 15 глав, 93 статей и двух приложений. В нем описывается понятие референдума, принципы его проведения, право граждан на участие в нем и другое.

Принципы проведения референдума:

  • равное;
  • свободное;
  • прямое волеизъявление.

Россиянин имеет право на голос, не зависимо от:

  • расы;
  • пола;
  • языка;
  • национальности;
  • места жительства;
  • принадлежности к той или иной группе.

Согласно положениям ФКЗ-5 язык проведения референдума — русский, как государственный в РФ.

5. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» был принят Госдумой РФ 16 сентября 2003 года. Одобрен законопроект был спустя 8 дней. Вступил в силу ФЗ-131 6 октября того же года.

Закон включает в себя 12 глав и 86 статей.

Изучить положения ФЗ-131 можно, скачав его тут.

Общие положения

ФЗ об избирательной системе РФ был принят Государственной Думой 22 мая 2002 года, а одобрен Советом Федерации 29 мая того же года. Последние изменения в него были внесены 1 июня 2017 года. Закон об избирательном праве имеет 11 глав и 85 статей, а также 11 приложений. Этот закон определяет права граждан на участие в выборах и референдумах, контролирует правоотношения между гражданами и государством при проведении референдумов, выборов, при подготовке к ним, назначением и проведением.

Содержание закона о гарантиях избирательных прав:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Описана сфера, на которую распространяется описываемый закон и термины и понятия, используемые в нем и их определения. Оформлены принципы проведения выборов и референдумов, описаны права на участие в них граждан, описан процесс и способы проведения тайного голосования. Даны сроки полномочий органов гос. власти и местного самоуправления, обязательны ли выборы, их назначение и другие акты и законы, регулирующие эту область;
  • В главе номер два даны гарантии на права граждан на участие в выборах. Описаны вопросы, рассматриваемые на референдумах и ситуации, когда референдум может быть отменен или перенесен, инициатива проведения и назначение выборов;
  • В третьей гл. даны гарантии на права граждан в организации участков, участие в регистрации лиц, составление списков избирателей и т. д.;
  • В четвертой описаны системы, процессы набора, требования и условия по комиссиям референдумов и выборов. Дан список категорий и статусов разных комиссий Российской Федерации, включая описание и способы формирования Центра избирательной комиссии РФ. Подробно оформлены также избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, участковые собрания, комиссии муниципальных образований, территориальные и окружные. Виды деятельности, полномочия членов комиссий, их статус, гласность и негласность их деятельности и способы и причины расформирования комиссий;
  • В гл. пять даны гарантии на права граждан в выдвижении своих кандидатов. Условия, процессы и способы выдвижения кандидата или самовыдвижения. Поддержка государства и поддержка кандидата гражданами, описана регистрация кандидата, списки лиц и процессы назначения референдумов с такими лицами;
  • В главе шесть описаны статусы каждого вида кандидатов и статус инициативной группы. Оформлено равенство выдвинутых на референдум или выборы лиц, но и ограничения, данные этим лицам в связи с должностью и служебным положением. Гарантии выполнения кандидатами своих обязательств и статусы доверенных лиц;
  • В седьмой главе даны гарантии на права граждан на получение и распространение сведений или информации о выборах или будущих референдумах. Описаны процессы информирования граждан о ходе действий, а также информирование кандидатов и участников. Оформлен процесс проведения опросов общественного мнения. Дана информация о действиях в этой сфере средств массовой информации. Описаны агитации и сроки агитационного периода. Даны сведения о гарантиях на выдачу информации всем кандидатам о законе, выдвигаемом на референдуме. Описаны ограничения и причины ограничений во время предвыборных агитаций;
  • В главе восемь описана экономическая сторона сферы выборов и референдумов. Способы финансирования, процессы создания фондов, контроль доходов и расходов;
  • В главе номер девять даны гарантии на права граждан на проведение голосования, обнародование итогов голосования, опубликование и определение результатов. Подробно описаны здания и помещения, в которых проводятся голосования, необходимые документы, порядок проведения и условия для этого. Описаны причины досрочных голосований. Дана информация о протоколах и итогах, процессе подсчета голосов, обработка этих голосов и определение, и обнародование результатов. Описаны процессы и причины повторных голосований и юр. сила решений, принятых на референдумах;
  • В десятой гл. описаны причины, способы и процессы обжалования проведения или результата голосования, выборов или референдума. Причины аннулирования решения и отмены голосов. Даны сроки обжалования и описана ответственность за нарушение закона;
  • В 11 описаны заключительные и дополнительные положения настоящего закона.

В приложениях к ФЗ об избирательных правах граждан даны формы и образцы листов, используемых при организации и проведении голосований, выборов или референдумов, а также сведения о кандидате, включая описание имущества, способы дохода, наличие ценных бумаг или счетов в банках.

Статья 67. Протокол участковой комиссии об итогах голосования

1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.

1.1. Протокол об итогах голосования может быть составлен в электронном виде.

2. В случае, если протокол об итогах голосования оформляется на бумажном носителе, он должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:

а) номер экземпляра;

б) название выборов, референдума, дату голосования;

в) слово «Протокол»;

г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;

д) строки протокола в следующей последовательности:

строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;

строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;

строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 — в помещении территориальной комиссии (избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии);

строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;

строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;

строка 7: число погашенных бюллетеней;

строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;

строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;

строка 10: число недействительных бюллетеней;

строка 11: число действительных бюллетеней;

строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, а на выборах в органы местного самоуправления по каждой из позиций, включая позицию «Против всех кандидатов» («Против всех списков кандидатов»), число голосов участников референдума по позициям «Да» и «Нет» («За» и «Против»), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.

Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:

строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;

строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;

строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;

строка 11г: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений;

строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;

строка 11е: число утраченных открепительных удостоверений.

Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 настоящего Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:

строка 11ж: число утраченных бюллетеней;

строка 11з: число бюллетеней, не учтенных при получении;

е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;

ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;

з) дату и время подписания протокола;

и) печать участковой комиссии (для протокола, составленного на бумажном носителе).

3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий