Какие есть преграды для запуска беспилотных летающих такси

Движение вверх

Соглашение о сотрудничестве в области развития воздушного такси компании подписали в рамках аэрокосмического салона МАКС-2019. Гендиректор «ВР-Технологий» (в составе «Вертолетов России» входит в ГК «Ростех») Александр Охонько рассказал «Известиям», что им только предстоит разработать целую экосистему, которая будет включать в себя беспилотники и пилотируемые аппараты. «В следующем году будет создан летный образец вертолета VRT500, потенциально применимого для полетов по регулярным пассажирским маршрутам», — сообщил он.

При этом Александр Охонько отметил, что коммерческие поставки VRT500 начнутся после проведения летных испытаний и сертификации машины, которая запланирована на 2022 год.

воздушное такси

Российский однодвигательный вертолет VRT500 на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019 в Жуковском

Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

VRT500 — это однодвигательный вертолет соосной схемы расположения винтов взлетной массой 1,6 тыс. кг. По данным производителя, у машины самая объемная в своем классе пассажирская кабина, рассчитанная на 5–6 человек. Она развивает скорость до 230 км/ч и может пролететь до 1 тыс. км.

В настоящее время вертолет предполагается в пассажирской, многоцелевой, грузовой, учебной, VIP- и медико-эвакуационной конфигурациях. В «Ростехе» «Известиям» рассказали, что машина еще проходит аэродинамические испытания. Тем не менее корпорация уже заключила дилерское соглашение на ее поставку в Малайзию.

В «Яндексе» ранее отмечали, что вертолетные рейсы можно будет заказать через приложение на смартфоне так же, как сейчас при вызове обычного такси. В пресс-службе компании на запрос «Известий» ответили, что речь прежде всего идет о регулярных перевозках по определенным маршрутам.

На первом этапе будут использоваться уже действующие площадки в Москве и Подмосковье. Полеты планируется организовать от МКАД, в перспективе, если будет позволять законодательство, — от Садового кольца. По словам источника «Известий», проблем с местами для посадки вертолетов не будет — для этого годится любая ровная площадка, оформленная в рамках Федеральных авиационных правил и других нормативных документов.

Как сообщил «Известиям» исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, проект «Вертолетов России» и «Яндекса» имеет экономический потенциал. В преддверии МАКС-2019 первый регулярный маршрут опробовала компания «Русские вертолетные системы» на вертолетах «Ансат». В их парке 14 таких машин.

воздушное такси

Вертолет «Ансат», на котором осуществлялась доставка гостей на авиасалон МАКС-2019

Фото: РИА Новости/Рамиль Ситдиков

— Вертолеты «Ансат» летали из подмосковного Одинцово на МАКС и обратно восемь раз в день, — рассказал Олег Пантелеев. — В одну сторону полеты были без пассажиров, что предопределило высокую стоимость билета — от 19 тыс. до 23 тыс. рублей. Летный час четырехместного Robinson R44 обходится от 40 тыс. рублей, при ставке 3 тыс. рублей с человека за 15 минут полета проект аэротакси окупится, если салон будет полным, а вертолет будет постоянно летать.

Ожидается, что эксплуатационные расходы у VRT500 будут умеренными, особенно если будет реализована программа господдержки продажи новых вертолетов, добавил Олег Пантелеев. Он полагает, что наличие эффективного вертолета и IT-платформы «Яндекса», обеспечивающей постоянный поток клиентов, позволят создать выгодный и широко востребованный сервис.

Государство сохранит контроль и за финансовой деятельностью перевозчиков

 Как и для большой авиации должны остаться обязательными следующие основные документы: свидетельство летной годности на воздушное судно, действующее свидетельство коммерческого пилота, медицинский допуск, а также страховой полис на воздушное судно и на пассажиров.

В законопроекте говорится, что внедрение практики упрощенного оформления сертификата эксплуатанта для определенных видов воздушных судов «не только повысит транспортную мобильность населения, но будет способствовать увеличению количества рабочих мест, в целом окажет положительное влияние на дальнейшее развитии авиации общего назначения в стране, обеспечит необходимую мотивацию для эксплуатации воздушных судов авиации общего назначения, повысит уровень безопасности полетов».

Принятие законопроекта и необходимых подзаконных актов, как отмечают в Минтррансе, позволит также сократить нагрузки на федеральный бюджет за счет уменьшения субсидий авиакомпаниям.

Что еще нужно для развития услуг авиатакси?

Сам законопроект – это всего лишь одна из многих задач, которые предстоит решить, прежде чем появится авиатакси. Помимо закона, в  частности, нужно еще определить, на каких высотах будет проходить движение, а также подготовить пилотов и специалистов по обслуживанию и ремонту иностранной техники.

Есть еще одна проблема, решить которую будет непросто. Самолеты и вертолеты вместимостью от двух до четырех человек, о которых идет речь в законопроекте Минтранса, в России практически не производятся, они импортируются из Италии, Австрии, Канады и США. И это может повлечь некоторые проблемы.

Высокая ввозная пошлина заставит людей приобретать подержанные воздушные суда, это приведет к ухудшению общего качества техники.

А вот проблем с инфраструктурой на начальном этапе быть не должно. Только вокруг Москвы располагаются десятки небольших аэродромов и вертодромов. На них сейчас базируются компании, получившие сертификаты эксплуатантов по действующим правилам.

По мере развития малой авиации частный бизнес сам создаст необходимую инфраструктуру рядом с аэродромами и посадочными площадками: топливные заправки, рестораны, места для отдыха экипажа и пассажиров.

Применение воздушного такси может быть очень широким

Президент Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан – владельцев воздушных судов (АОПА-Россия) Владимир Тюрин считает, что спектр видов коммерческой деятельности для малой авиации может быть очень широк.

Это авиатакси, когда человек заказывает воздушное судно с пилотом, чтобы добраться из Москвы хоть в Женеву, хоть на дачу в Тверскую область. Есть еще демонстрационные полеты для туристов. Небольшие воздушные суда используются и в сельском хозяйстве для обработки полей.

В странах с развитой авиацией малый бизнес является серьезным источником доходов в бюджет. И нашей стране ничего не мешает последовать по такому пути. В случае одобрения документ может вступить в силу до конца 2018 года.

Где разместить посадочные площадки?

Сейчас разработаны модели воздушного такси разных форм и размеров — для нескольких пассажиров или одного, с несколькими винтами или с одним. Но в любом случае посадочная площадка наверняка потребуется такая же, как и для небольшого вертолета. Например, двухместному вертолету Hughes R22 требуется пространство диаметром не менее 15 метров.

Трудно представить, что в городских условиях, в непосредственной близости от электролиний и зданий, можно разместить большое количество таких посадочных площадок. Кроме того, земля в мегаполисах очень дорого стоит. Получается, что единственный доступный вариант для посадки аэротакси — это крыши домов.

Однако и это решение выглядит сложным и дорогим. По приблизительным расчетам, оно позволит создать в деловом центре Сиднея не более 50-100 посадочных площадок.

Как обеспечить безопасность аэротакси?

Современные вертолеты достаточно безопасны, но им требуются мощные двигатели для подъема в воздух вместе с пилотом, топливом и полезной нагрузкой. По этой причине их цена слишком высока для среднего покупателя. Решением могут стать электродвигатели, и инженеры уже приблизились к созданию надежного варианта для перевозки одного человека, но пока его дальнейшую разработку ограничивают слабые аккумуляторы.

И вот почему надежность беспилотных летающих такси особенно важна. Газета The Washington Post обнаружила, что в течение 12 лет до 2013 года в ходе военных операций США по всему миру произошло 418 крупных аварий с участием дронов. Беспилотники были уничтожены или нанесли ущерб примерно в половине этих случаев, сумма потерь превысила $2 млн.

Где должно летать аэротакси?

Сейчас в Австралии беспилотники не могут подниматься над землей выше, чем на 122 метра. Кроме того, им запрещено летать вблизи аэропортов. Эти правила нужны, чтобы снизить риски для авиалайнеров, некоторые из которых перевозят более 500 человек.

Но высота Сиднейской телебашни составляет примерно 305 метров, а многие городские здания гораздо выше 122 метров. Это означает, что для запуска аэротакси властям придется изменить правила полетов беспилотников. Но кто будет их устанавливать? И как отреагируют сервисы аэротакси, когда аварийные службы потребуют единоличного использования воздушного пространства?

Подъемная сила

Спрос на услуги воздушного такси у одного из крупнейших игроков — компании «Хелипорт-М» — только за три последних года вырос в 3,5 раза — с 861 пассажира в 2017 году до 2,9 тыс. человек в 2018-м. А по итогам первого полугодия 2019 года уже превысил 1,8 тыс. человек. Увеличение интереса к воздушным перевозам подтверждают и в компании «Русские вертолетные системы». На объявленный в преддверии салона МАКС сезонный маршрут перелета из хелипарка «Подушкино» в Жуковский было продано 75% билетов.

Заместитель гендиректора «Хелипорт-М» Мария Зайцева рассказала «Известиям», что в настоящее время в парке перевозчика эксплуатируется несколько типов машин. Это американские Robinson R44, на которые приходится 65% перевозок, а также Robinson R66 (20%) и европейские Eurocopter EC130 (15%).

воздушные такси

Вертолетный центр «Хелипорт Москва»

Фото: агентство городских новостей «Москва»

— Наши клиенты: бизнесмены, туристы и люди, летающие в личных целях. В бизнес-целях, как правило, перемещаются владельцы и топ-менеджмент производств, расположенных в 150–400 км от Москвы. Для них это реальная экономия времени, — сообщила она. — Самые популярные маршруты в этом сегменте — Конаково, Завидово, Тверь, Ярославль и Владимир. Туристы предпочитают рейсы над МКАД, в Сергиев Посад и Звенигород.

Председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков рассказал «Известиям», что до последнего времени «Ансаты» использовались в основном для медицинских перевозок.

— И здесь мы получили некую синергию — производству необходим рынок сбыта, населению — быстрая, доступная помощь, а компаниям — возможность расширения своего бизнеса в том числе за счет организации регулярных пассажирских перевозок. Государство субсидирует покупку отечественной вертолетной техники с помощью программ поддержки Государственной транспортной лизинговой компании.

Поэтому «Ансат» стал очень хорошей альтернативой иностранным вертолетам, сообщил эксперт. В некоторых моментах машина не только не уступает, а где-то и превосходит зарубежные аналоги. Именно на «Ансатах», согласно данным источника «Известий» в вертолетной индустрии, компании будут отрабатывать бизнес-модель нового сервиса. И его будут использовать в тестовых полетах.

Как нужно регулировать аэротакси?

Воздушное такси будет нуждаться в строгом регуляторном надзоре. Вероятно, вокруг этой зарождающейся отрасли возникнет отдельная прослойка бюрократии, деятельность которой вряд ли окупится за счет немногочисленных пользователей сервиса и его разработчиков. Готовы ли налогоплательщики взять часть расходов на себя?

Перед запуском полноценной системы аэротакси нужно получить ответы на эти и многие другие вопросы. Но некоторые эксперты ожидают, что даже при решении указанных проблем подобный сервис будет крайне дорогим, а поэтому его широкое распространение в ближайшие несколько десятилетий выглядит маловероятным.

Скоростной дрон-гибрид

В центре «Кинетика» завершена сборка действующего прототипа летательного аппарата для российского проекта «Бартини». Он назван в честь итальянского коммуниста и советского авиаконструктора Роберта Бартини. Аппарат представляет собой беспилотное устройство, выглядящее как квадрокоптер: у него четыре мотора, каждый из которых вращает в противоположных направлениях по два соосных винта. Взлет и посадка осуществляются автоматически — аппарат программируется на определенный маршрут.

— Но это не совсем квадрокоптер, — пояснил «Известиям» технический директор проекта Владимир Салатов. — В нашем электролете реализованы функции и квадрокоптера, и «летающего крыла», и так называемого конвертоплана.

Роберта Бартини

Последнее означает, что «Бартини» взлетает вертикально, как коптер, затем разгоняется в горизонтальной плоскости, винты постепенно поворачиваются, пока не примут вертикальное положение, подобное пропеллерам самолета. И аппарат движется дальше фактически в самолетном режиме за счет подъемной силы плоского корпуса-крыла. Посадка происходит в обратном порядке: винты возвращаются в горизонтальную плоскость, самолет вновь оборачивается коптером и приземляется вертикально. Такая гибридная аэродинамическая схема, по утверждению Владимира Салатова, лучше всего подходит для пассажирских перелетов внутри города: она обеспечивает в разы большую скорость движения и экономию энергии.

— Прототип развивает скорость порядка 200 км/ч, — рассказал «Известиям» руководитель производственного отдела Центра прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» «Кинетика» Павел Косятов. — Вес его около 60 кг, корпус изготовлен из полимерных материалов, оси стальные, питание осуществляется от литиевых батарей.

По словам Владимира Салатова, серийный «Бартини» будет развивать еще большую скорость, до 300 км/ч — огромную по сравнению с мультикоптерами (многовинтовыми электролетами) аналогичного класса, которые не могут летать быстрее 100 км/ч. Разработчик добавил, что «Аэротакси» планируют запустить в серию к 2020 году.

Бартини

Модель беспилотного летательного аппарата «Бартини»

Фото: российская компания «Бартини»

Вопрос безопасности

Предложения подобных аппаратов уже появились, в частности, на рынке в Германии и Китае. Обширные планы по форсированному внедрению городских аэротакси вынашивают ОАЭ и США. Однако осуществлению этих планов пока препятствует отсутствие международной и локальных нормативных баз для использования беспилотной авиации в городе. По мнению экспертов, необходимые требования по безопасности, сертификации, регламенту полетов и прочие законодательные требования к городскому аэротакси будут в большинстве стран приняты примерно к 2020–2022 году. Как раз к этому времени подоспеет и запуск в производство российских пассажирских электролетов.

Впрочем, по мнению президента экспертного центра «Движение без опасности» Натальи Агре, принять необходимые требования и регламенты — только полдела. Самое сложное — разработать и создать необходимую инфраструктуру безопасности для беспилотных транспортных средств, способную надежно предотвращать как случайные аварии, так и возможные злонамеренные действия. Такую инфраструктуру — как для беспилотных автомобилей, так и для малой городской беспилотной авиации, — по мнению Натальи Агре, удастся развернуть в крупных российских городах не раньше 2030 года.

Сейчас в России и в мире идет активное тестирование беспилотных автомобилей. Например, «Яндекс» запустил аэротакси в «Сколково» и на территории Иннополиса под Казанью. Но в каждой такой машине находится инженер, сидящий на пассажирском сиденье. Он следит за работой авто и в любой момент может остановить его в случае необходимости. Две модели беспилотных машин на Московском международном автосалоне (ММАС-2018) в августе этого года представил Горьковский автозавод (ГАЗ). Встроенные системы, защищенные от помех и кибератак, распознают границы проезжей части при отсутствии разметки и определяют препятствия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий