Содержание
- 1 История создания
- 2 Особенности авиалайнера Ан-148
- 3 Пока еще летает
- 4 Невыгодный самолет
- 5 Конструкция
- 6 [править] Показатели
- 7 [править] Комплектующие
- 8 “Внедорожник” для регионов
- 9 Кабина Ан-148
- 10 [править] Заказы и закупки
- 11 Пассажирский салон
- 12 История создания
- 13 Производство и заказчики
- 14 Преимущества самолета
- 15 Инциденты
История создания
В начале девяностых потребовался самолет, который будет перевозить по стране небольшое количество человек, т. е. нужен был аналог Ту-134, но с возможностью пролететь большее расстояние, при этом меньше шуметь, соответствовать экологическим нормам, и мало весить. Легкость нужна, чтобы платить меньше аэропортам. Плата за посадку и взлет зависит от веса машины. А значит, его нужно сделать экономически выгодным, в данном случае — легким.
При создании Ан-148 изначально хотели оттолкнуться от ТВД Ан-140. Нужно было лишь вытянуть фюзеляж, смоделировать подходящее крыло и установить двигатель мощнее. Рассматривался вариант реактивной силовой установки. Реактивные самолеты намного быстрее и комфортнее для пассажиров — они и тише, и вибраций меньше. Также был вариант, создать его на основе Ан-74ТК-300, но итоговые расчеты показали конструкторам, что технические характеристики и экономически выгодные составляющие лучше у Ан-140.
При проектировании самолета сразу начали заранее продумывать модификации. Например, Ан-148-100 с фюзеляжем почти в тридцать метров предназначался для транспортировки восьми десятков человек. А, например, Ан-148-200, почти в 35 метров, должен был перевозить до сотни пассажиров.
Также была заложена в проект транспортная модификация с грузовым люком, для транспортировки двадцати тонн груза, машина специального назначения, летающий госпиталь для перевозки шести человек вместе с медицинским оборудованием, и самолет, который одновременно сможет перевозить и груз, и людей.
Были опрошены будущие закупщики данных машин, и после консультации смоделированы варианты для авиакомпаний по их требованиям. Так, для «Аэрофлота» оказалось важным, чтобы машина не превышала 37 тонн и смогла пролететь три тысячи километров. Для некоторых авиакомпаний подошла модификация в четыре десятка тонн, которая пролетит четыре тысячи километров.
Параллельно при разработке самолета решается, где он будет серийно выпускаться. Где производят Ан-148? Сначала планировалось изготовление на авиастроительном заводе в Улан-Удэ, чуть позже решение сменили в пользу Воронежа и Киева.
В конце 2004 года Ан-148 впервые взлетел, а через три года, в феврале 2007 самолет получил сертификацию. Тем временем в Одессе проводились испытания самолета на грунтовой взлетно-посадочной полосе, чем подтвердили профпригодность лайнера на подобных аэродромах.
В 2012 году был сделан прогноз, что в течение более чем двадцати лет таких авиалайнеров понадобится около пяти сотен. Через год было выпущено уже 9 машин. В 2015 году П. Порошенко выбрал данный самолет в качестве президентского. И уже в конце января этого года совершил свой первый полет.
Особенности авиалайнера Ан-148
В наше время выполняется разработка двухдвигательных реактивных пассажирских самолетов Ан-148 в совместном проекте предприятий Украины и России с пассажировместимостью 80 человек.
Базовой моделью для его производства стал региональный пассажирский самолет Ан-148-100 вместимостью от 70 до 80 человек и шагом кресел 864 – 762 мм. Ради повышения рентабельности пассажирских перевозок, а также для уменьшения эксплуатационных затрат авиакомпаниями используется Ан-148 на расстояния 2200−5100 км. Он может развить скорость до 800-870 км в час. По мнению маркетологов, такие показатели нынче очень востребованы среди авиакомпаний.
Лайнер Ан-148 комплектуется двумя двигателями, которые размещаются под крылом на пилонах и имеют маркировку Д-436-148. Благодаря такому размещению уменьшается вероятность проникновения в них сторонних предметов и усиливается устойчивость крыла. Даже на слабо оборудованных навигацией аэродромах имеется возможность комфортно посадить самолет, благодаря тому, что в составе Ан-148 есть современная бортовая система регистрации состояния самолета.
Радиолокационное и пилотажно-навигационное оснащение, употребление электродистанционной системы управления, многофункциональная индикация всех параметров полета самолета позволяют эксплуатацию Ан-148 даже в условиях ограниченной видимости, при всем этом сохраняя уверенность и комфорт для экипажа.
Для пассажиров комфорт обеспечивают рациональная компоновка и состав сервисных помещений, глубокая эргономическая оптимизация индивидуального и общего пространства салона, наличие в нем современных кресел, приятных мелочей в деталях интерьера, а также оптимальная система обесшумливания пассажирского салона.
Рациональное размещение пассажирских кресел по схеме 2 + 3 и длина салона позволяют варьировать пассажировместимость от 55 до 80 человек, при этом не ущемляя личного пространства пассажиров. Внутри самолета применяются компоненты в стиле Hi-Tech оборудования не только отечественного, но и зарубежного производства, благодаря которым обеспечивается высокая экономическая эффективность, техническое и эксплуатационное совершенство.
Модификация Ан-148-100 в техническом обслуживании полностью удовлетворяет международным стандартам (MSG-3, ICAO). Согласно статистике этот самолет имеет коэффициент готовности свыше 99,4 % при налете 300 часов в месяц с минимальными затратами на ТО.
Требования Международной организации гражданской авиации относительно шума на местности и эмиссии авиадвигателей полностью воплощены в новом Ан-148-100.
В разработке нового авиалайнера были применены методы 3D-моделирования с использованием CALS-технологий и системы контроля качества ISO 9000/9001-2000. Все это позволило улучшить качество документации самолета, проектных решений, сократить затраты и время в процессе производства, усовершенствовать обслуживание самолета во время его эксплуатации.
Пока еще летает
Крупнейшим эксплуатантом Ан-148 является Минобороны России, у которого 12 таких самолетов. Еще шесть самолетов у правительственного Специального летного отряда «Россия», два — у МЧС. В коммерческой авиации пять самолетов у иркутской авиакомпании «Ангара» и четыре, без учета потерянного, — у «Саратовских авиалиний». Руководство авиакомпании «Саратовские авиалинии» (авиакомпания обслуживает Ан-148 собственными силами) временно приостановило полеты всех своих самолетов Ан-148. «Ангара» не планирует приостанавливать эксплуатацию Ан-148 на время расследования крушения, сообщили в иркутском холдинге «Истлэнд» (владеет авиакомпанией «Ангара»).
Два борта имеются у северокорейской авиакомпании Air Koryo, которые летают из Пхеньяна в китайские Пекин и Шеньян и иногда во Владивосток.
Ранее на Ан-148 летали также украинский «Аэросвит» (обанкротилась в 2012 году), воронежский «Полет» (обанкротился в 2014 году) и «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Самолеты «Полета» переданы авиакомпании «Ангара», а самолеты «Аэросвита» сначала передали в МАУ, а сейчас они используются для перевозки руководства Украины, в том числе президента страны Петра Порошенко.
Невыгодный самолет
Шесть первых серийных машин в 2009-2015 годах эксплуатировала авиакомпания «Россия», которая вывела их из состава флота с началом кризиса на рынке авиаперевозок. «Приостановка эксплуатации Ан-148 является частью антикризисных мероприятий, связанных с происходящими в отрасли изменениями. Реагируя на ситуацию на рынке авиаперевозок, авиакомпания «Россия» производит оптимизацию операционной деятельности. Ввиду того что экономическая эффективность Ан-148 по совокупности параметров, включая цену на кресло-километр, ниже, чем у других типов в парке ВС компании, сокращение провозных емкостей достигается в первую очередь приостановкой эксплуатации этого типа ВС», — приводит FrequentFlyers.ru комментарий пресс-службы авиакомпании.
«Самолеты в конце 2016 года были переданы от авиакомпании «Россия» в сублизинг авиакомпании «Саратовские авиалинии», — рассказал dp.ru источник в отрасли. «Никакого отношения к эксплуатации либо поддержанию летной годности ВС Ан-148 RA-61704 авиакомпания «Россия» не имеет», — сообщили в пресс-службе «России».
Илья Шатилин
Все статьи автора
12 февраля 2018, 16:06
6807
Конструкция
Дверь-трап
Двухмоторный турбореактивный самолёт, построенный по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности и однокилевым Т-образным оперением. Фюзеляж цельнометаллический, типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся трёхопорное, с носовой стойкой.
Система управления — электродистанционная с механическим резервом разработки МИЭА, в отличие от смешанной бустерно-ручной системы управления Ан-74. Система состоит из двух подсистем ЭДСУ-А и ЭДСУ-Б, каждая из которых имеет два канала.
Рулевые поверхности самолёта:
- пара элеронов на концевых частях крыла, левый и правый, отклоняемые рулевыми агрегатами РА;
- две пары (№ 1 и № 2) тормозных интерцепторов у центроплана, отклоняемые гидроцилиндрами ГЦ только на полный угол;
- три пары (№ 3, № 4 и № 5) элерон-интерцепторов, расположенные между тормозными интерцепторами и элеронами и отклоняемые автономными рулевыми машинами АРМ;
- цельный руль направления (в отличие от двухзвенного у Ан-74), отклоняемый двумя рулевыми приводами РП и одним автономным рулевым приводом АРП резервного механического контура управления РМКУ;
- две секции руля высоты, левая и правая, каждая отклоняется двумя РА и одним АРП РМКУ.
РА элеронов и РВ, РП РН и ГЦ интерцепторов питаются от самолётных ГС1 и ГС2, АРМ и АРП имеют в своём составе электрический насос. Оба элерона и обе половины РВ имеют по два РА, один из которых питается от ГС1, второй — от ГС2, ГЦ 1-х интерцепторов питаются от ГС2, 2-х интерцепторов — от ГС1.
Резервное управление по крену (резервный контур управления интерцепторами, РКУИ) — через концевые выключатели, стоящие под левым штурвальным постом, при отклонении штурвалов на 10° АРМ 5-го интерцептора срабатывает на полный выпуск, при полном отклонении штурвала выпустится также 4-й интерцептор. Например, при полном отклонении штурвалов вправо выпустятся 4-й и 5-й правые интерцепторы. Резервное управление рулями идёт через тросовую проводку и АРП, то есть отличается от бустерного управления Ан-74 лишь тем, что усилия на руле направления не триммируются, а усилия на руле высоты триммируются в проводке управления (без перемещения штурвальных колонок).
На самолёт устанавливается современное пилотажно-навигационное (ВВС-100, САУ-148, ППКР-СВС, НПИ и АГБ-96К) и радиосвязное оборудование, соответствующее действующим международным нормам ICAO; полётная информация выводится на пять многофункциональных ЖК-индикаторов. Комплекс радиоэлектронного оборудования предусматривает возможность посадки машины в сложных метеорологических и ночных условиях по категории IIIA ICAO.
Компоновка
Салон Ан-148
На Ан-148 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона
Два класса эконом и бизнес. Может перевозить от 68 до 80 пассажиров. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 889 мм или 35 дюймов) и 60 в экономическом (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета.
- Двухклассная на 73 места. 8 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 863,6 мм или 34 дюйма) и 65 в экономическом (шаг кресел 787,4 мм или 31 дюйм). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Air Koryo».
- Одноклассная на 75 мест (шаг кресел 812,8 мм или 32 дюйма). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Ангара».
- Одноклассная на 80 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета.
- Одноклассная на 83 места (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 2 туалета. Вместо переднего гардероба установлено 3 кресла экономического класса.
- Одноклассная на 85 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов). 2 кухни и 1 туалет.
- Одноклассная на 89 мест (шаг кресел 762 мм или 30 дюймов) — только Ан-148-200. 2 кухни и 1 туалет. Последний ряд экономического класса имеет компоновку 2+2 (вместо хвостового багажного отсека).
Расположение кресел в одноклассной компоновке — 2+3, в двухклассной — 2+2 в бизнес-классе и 2+3 в экономическом.
Высота пассажирского салона в центральном проходе равна двум метрам. Над креслами расположены багажные полки для ручной клади. Под пассажирским салоном находятся два отсека для багажа. Также имеется багажный отсек в хвостовой части (кроме модификации Ан-148-200).
Предусмотрено переоборудование пассажирского салона самолёта в вариант «летающий госпиталь», оснащённый медицинским оборудованием и рассчитанный на перевозку до шести лежачих больных на расстояние до 7000 км.
[править] Показатели
Производство
Производство Ан-148 на «ВАСО» (штук):
- 2010 год: 5
- 2011 год: 5
- 2012 год: 3
- 2013 год: 6
- 2014 год: 3
- 2015 год: 3
- 2016 год: 3
Число самолётов в эксплуатации
Общий налёт
К середине октября 2011 года общий налёт самолётов марки Ан-148 сборки «ВАСО» в авиакомпании «Россия» превысил 20 тыс. часов.
В середине июля 2013 года общий налёт самолётов Ан-148 с начала коммерческой эксплуатации превысил 60 тыс. часов.
Прочее
Доля Ан-148 в структуре эксплуатационного парка воздушных судов отечественного производства у российских перевозчиков на воздушном транспорте (на конец года):
- 2010 год: 0,3 %
- 2012 год: 0,5 %
- 2013 год: 0,8 %
- 2014 год: 0,9 %
- 2015 год: 0,7 %
- 2016 год: 1,1 %
- 2017 год: 0,8 %
[править] Комплектующие
В реализации программы Ан-148 принимали участие 240 компаний из 14 стран мира. В том числе:
- Украина: «Южный машиностроительный завод», ОАО «Мотор-Сич», АОЗТ «УкрНИИРА», НИИ «Буран», ОАО «Авиаконтроль», Харьковское Агрегатное Конструкторское Бюро, АО «Украналит», АОЗТ «Електронприлад»;
- Россия: АО «Авиаприбор-Холдинг», Московский институт электромеханики и автоматики, АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения», Объединённый авиаприборостроительный консорциум, АО АК «Рубин», АО «Теплообменник», АО «Аэро-электромаш», АО «Техприбор»;
- Франция: Deutch, Filotex, Thales, LIEBHERR; Crouzet Automatizmes;
- Германия: Litef, Goodrich Hella Aerospace, Hawker, PALL Corporation, Monogram System;
- США: Rockwell Collins, ASCC;
- Великобритания: Raychem, Dunlop Aircraft Tyres Limited.
В производстве Ан‑148 принимали участие 126 предприятий России, на которых изготавливались 69 % комплектующих самолёта. На предприятия Украины приходилось 24 %, на другие страны — 7 %.
Титановые изделия
В крыле самолёта Ан-148 применены прессованные панели, которые изготовляются только в России (г. Верхняя Салда). Чтобы перейти на новую конструкцию из катаных плит и пресованных профилей нужно заново проектировать кессон крыла. Можно, конечно, использовать толстые (60 мм) катаные плиты, но у них прочностные и ресурсные характеристики хуже, чем в пресованных панелей, а, значит, надо будет усиливать конструкцию. Это значительно увеличит стоимость и трудоёмкость изготовления деталей.
Для изготовления силовых шпангоутов, низинок и кронштейнов в России изготовлены штампы. Если меняются материалы, а за рубежом они отличаются от российских, значит, необходимо по новой проводить хотя бы ограниченные испытания на прочность и ресурс.
“Внедорожник” для регионов
Ан-148 – довольно необычный пассажирский самолет, это заметно по его внешнему виду. Он построен по схеме “высокоплан” – то есть его крыло находится сверху фюзеляжа, а не в его нижней части, как у большинства лайнеров.
- Зачем России самолеты 1950-х годов
- “Суперджету” 10 лет: сложная судьба российского авиалайнера
- “Аэрофлот” отменяет рейсы. Мог ли лед вывести из строя самолеты?
Расстояние до нижней кромки двигателя у него составляет 1,65 метра, тогда как у большинства самолетов, построенных по “классической” схеме с двигателем под крылом, оно меньше метра.
Компания “Антонов”, говоря о достоинствах своего самолета, прежде всего отмечает это его свойство, позволяющее Ан-148 взлетать и садиться на плохо подготовленные аэродромы.
Image caption
24 февраля 2012 года Ан-148 совершил вынужденную посадку из-за отвалившегося колеса на левой основной стойке шасси
По данным компании, двигатели Ан-148 могут засосать с земли кусок бетона весом максимум 5 граммов, тогда как “классические” самолеты рискуют поднять потоком воздуха 100-150-граммовые куски.
Это важный параметр – в начале февраля глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что из-за плохо очищенных взлетно-посадочных полос в России в двигатели 19 самолетов попали куски льда, что вывело их из строя.
Как рассказал Би-би-си член совета директоров “Саратовских авиалиний” Михаил Герасименко, когда его компания выбирала для расширения авиапарка Ан-148, она руководствовалась еще одним соображением – самолет мог взлетать со сравнительно короткой взлетно-посадочной полосы базового аэропорта в Саратове.
По словам Герасименко, самолет подходит для использования в российских регионах: “Он летает у нас в Сибири, и он очень хорошо себя там зарекомендовал”.
Кабина Ан-148
Похожее
Ан-24 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ту-154 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. Расход топлива. История
Як-40 Двигатель. Размеры. Вместимость. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-96 Скорость. Размеры. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ту-144 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-18 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ил-62 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Ан-2 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-14 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ан-14 Пчёлка Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ан-148 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Вместимость. Расход топлива
Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Ту-114 Скорость. Размеры. Вес. Вместимость. История. Грузоподъемность
Ан-3 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ил-114 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Як-12 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Ту-334 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Як-52 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ту-134 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Ту-104 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ту-204 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. Расход топлива. Цена
Ил-86 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Су-29 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Су-31 Скорость. Стоимость. Размеры. История. Грузоподъемность
Ту-124 Скорость. Размеры. Вместимость. Вес. История. Дальность полета
Ан-10 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Грузоподъемность
Бе-30 / Бе-32К Двигатель. Скорость. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Ан-140 Скорость. Стоимость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История
Ан-38 Скорость. Размеры. Вес. История. Вместимость. Дальность полета
Су-26 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок
Бe-103 Скорость. Стоимость. Размеры. Вес. История. Вместимость
Ил-103 Двигатель. Размеры. Вместимость. Грузоподъемность. Дальность полета. Практический потолок
ЛК-1 (НИАИ-1 Фанера-2) История. Размеры. Двигатель. Дальность полета
Як-58 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
АНТ-20 Максим Горький Скорость. История. Двигатель. Размеры. Дальность полета
МиГ-8 Утка Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Ту-110 Двигатель. Размеры. Дальность полета. Практический потолок. История
Авиатика-МАИ-890 Двигатель. Размеры. Скорость. Дальность полета. Практический потолок
Як-50 Скорость. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Як-55 Скорость. Размеры. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок
Ил-12 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
АНТ-35 (ПС-35) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет К-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Як-53 Размеры. Дальность полета. Вес. Практический потолок
ХАИ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
МАИ-223 Китенок Фото. Видео. Характеристики. Двигатель
АИР-6 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
ПС-89 (ЗИГ-1) Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
САМ-5 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета. Практический потолок
Самолет Сталь-3 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет АНТ-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
Самолет У-8 Конек-Горбунок История. Размеры. Двигатель
Самолет К-1 Двигатель. Размеры. История. Дальность полета
[править] Заказы и закупки
Минобороны Украины
Накануне нового 2016-го года было объявлено о государственном заказе на строительство двух Ан-148-100E в модификациях A (VIP) и М (медицинский) для Вооруженных сил Украины. Несколько позже, якобы, к ним присоединился и заказ на третий самолет подобного типа в модификации авиационного комплекса морского патрулирования Ан-148-300MП. Это соответствовало имеющемуся на предприятии заделу в три фюзеляжа Ан-148 (серийные номера 03-05, 04-10 и 05-10).
По состоянию на середину января 2017 г. финансирование не начиналось ни по одному из перечисленных самолетов, а президент ГП «Антонов» Александр Коцюба заявил, что «Есть заказ от Министерства обороны. Это Ан-148 — три самолета. Сейчас мы находимся на этапе согласования тактико-технических характеристик этих самолетов. Я думаю, что к концу года мы выйдем на непосредственное финансирование этих программ. Производство их начнется после того, как проект начнет финансироваться».
Минобороны России
Вопрос о заказе на Ан-148 со стороны Минобороны России был поднят в августе 2012 года, когда министр обороны Анатолий Сердюков встретился с губернатором Воронежской области Алексеем Гордеевым. Последний предложил Сердюкову разместить на воронежском авиапредприятии ВАСО госзаказ в интересах Минобороны в 2013 году. Итогом встречи стало поручение Сердюкова главкому ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву рассмотреть возможность закупки самолётов.
В июне 2013 года Министерство обороны России заключило с ВАСО контракт на поставку 15 пассажирских самолетов Ан-148. Сумма сделки составила 18 млрд рублей. По условиям соглашения, поставка самолётов должна быть произведена в 2013—2017 годах. Согласно оговорённому графику, Министерство обороны России получит один Ан-148 в 2013 году, по четыре ─ в 2014 и 2015 году и по три ─ в 2016 и 2017 году.
Пассажирский салон
В самолете был заново спроектирован и построен пассажирский салон. Причем по уровню комфортности в АН-148-100 места салона в разных модификациях машины отличаются. Есть варианты исполнения как с вип, так и стандартным салоном. Комфорт достигнут рациональным расположением сервисных помещений, оптимизацией общего пространства. Дизайн салона улучшен за счет современных пассажирских кресел и материала отделки. Комфорт полета повышает низкий уровень шума от работающих силовых установок.
В эконом-классе расстояние между рядами кресел рассчитано таким образом, чтобы человек среднего роста не упирался коленками в переднее кресло. Над пассажиром располагаются кнопки управления светом, регулятор управления кондиционера, кнопка вызова бортпроводника и светосигнальная надпись.
Стандартная компоновка может отличаться от модели воздушного судна. Так, модель самолёта АН-148-100 рассчитана на перевозку 68 пассажиров. При этом пассажирский отсек разделен на зоны комфортности. Для пассажиров бизнес-класса отведено 8 мест (по два кресла с каждой стороны салона). В “эконом” 2 кресла с одного борта и 3 кресла с другого. Над креслами находятся вместительные полки для ручной клади.
В пассажирском АН-148 салон максимально комфортный. Даже предусмотрена возможность пользоваться услугами интернет и мобильной связью. Также в полете есть возможность для пассажиров пользоваться современной информационно-развлекательной системой.
Для ручной клади предусмотрены закрываемые багажные полки с объёмом 4,2 м³, что является самым большим в классе самолетов для ближнемагистральных маршрутов. Суммарный объем багажно-грузового отделения 14,6 м³.
История создания
Начало разработок нового пассажирского самолета, который бы пришел на смену Ан-72 и Ан-74, припало на начало 90-х годов XX века. Поручили разработку конструкции нового лайнера Петру Балабаеву из ОКБ им. Антонова. На начальных этапах проектирования Ан-74 не был приспособлен к перевозке пассажиров и был задуман в целом как транспортный. Даже после перемещения двигателей под крыло на пилон лайнер не мог составить конкуренции современным региональным самолетам схожей пассажировместимости.
Поэтому было решено создать новый пассажирский самолет Ан-74-68 с удлиненным фюзеляжем, новым крылом и новыми двигателями с замененной конструкцией реверса. Начало проекта, получившего название Ан-148, припадает на 2001 год. В его основу положили концепцию самолета Ан-74ТК-300. Стоит отметить, что Ан-148 – это не модификация Ан-74, а совершенно новый пассажирский самолет. Новое творение конструкторского бюро им. Антонова получило, в отличие от Ан-74, больше длину и диаметр фюзеляжа, двигатели с цифровой электронной системой управления (Д-436). Во время разработки лайнера были заказаны узлы и детали, изготовленные на 214 фирмах в 15 странах мира: РФ, США, Украине, Франции и др.
Первые тестовые полеты Ан-148 начались 17.12.2004 года
Производство и заказчики
Производство Ан-148 было развёрнуто на мощностях киевского авиазавода «Авиант» на Украине и Воронежского самолётостроительного общества (ВАСО) в России.
- Россия
Строительство серийных Ан-148 в Воронеже началось по украинской лицензии. Первый самолёт воронежской постройки, получивший регистрационный номер RA-61701, совершил свой первый полёт, продолжительностью 41 минуту, 19 июля 2009 года. После окончания цикла приёмо-сдаточных испытаний самолёт 1 октября 2009 года был передан заказчику. Сообщалось, что «Ильюшин Финанс Ко.» («ИФК») сформировала портфель заказов на 110 самолётов Ан-148 различных модификаций, включая 56 твёрдых договоров и 54 опциона. Также «ИФК» заключило твёрдый договор на приобретение у «ВАСО» 34 Ан-148 различных модификаций.
После отказа «Аэрофлота» от покупки дополнительных девяти пассажирских самолётов Ан-148 для дочерней авиакомпании «Россия» среди заказчиков осталась только коммерческая авиакомпания «Ангара», а также подразделения МЧС и Управление делами президента. По заявлению генерального директора ВАСО Дмитрия Пришвина газете «Аргументы недели», по состоянию на август 2016 года завод вёл переговоры с Анголой и Казахстаном о приобретении Ан-148. Кроме этого, Дмитрий Пришвин сообщил в сентябре 2016 года, что велись переговоры об поставках на Кубу. 22 февраля 2017 года представители Министерства обороны РФ сообщили, что планируется закупка Ан-148 для замены Ту-134. 6 июня 2017 года начальник авиации войск национальной гвардии Российской Федерации генерал-лейтенант Александр Афиногентов сообщил, что «Военно-промышленной комиссией Российской Федерации одобрены контрольные цифры для планирования государственной программы вооружений на 2018—2025 годы, в том числе по вопросам закупки новой авиационной техники». Предлагается закупить самолёты … Ан-148 …. По состоянию на июнь 2017 года в Воронеже заканчивалась сборка двух последних Ан-148, после чего производство предполагалось прекратить, несмотря на то, что ранее поставлявшиеся Украиной, но попавшие под комплектующие удалось заместить деталями российского производства. На следующий же день ВАСО опровергло сообщения СМИ о планах прекратить выпуск самолёта: «Будет ли продолжен выпуск Ан-148, зависит от того, будут ли на самолёт данного типа заказчики или нет», — пояснил производитель.
По состоянию на ноябрь 2018 года на предприятии оставалось как минимум два самолета на финальной стадии готовности в ожидании поставок украинских комплектующих. По сообщению в финансовом отчете ВАСО за III квартал 2018 года, программа по производству и реализации самолетов Ан-148 будет закрыта. Кроме того, предприятие указало, что себестоимость производства Ан-148 за январь-сентябрь 2018 года составила 1,4 млрд рублей, превысив выручку от их продаж на 23%.
- Украина
На Украине произведено три прототипа Ан-148 на «АНТК»; в рамках мелкосерийного производства на киевском авиазаводе «Авиант» произведено не менее четырех бортов Ан-148, последний из них — для государственного северокорейского перевозчика Air Koryo в январе 2015 года.
Заказчики
Заключённые соглашения о поставках | |||||
---|---|---|---|---|---|
Покупатель | Тип | Заказано | Примечание | Поставлено | Салон* |
МАУ | Ан-148-100В | 3 | лизинг | 3 | 8Б/60Эк |
Россия | Ан-148-100В | 6 | лизинг | 6 | 8Б/60Эк |
Air Koryo | Ан-148-100В | 2 | лизинг | 2 | 8Б/65Эк |
Ангара | Ан-148-100Е | 5 | лизинг | 5 | 75Эк |
Полёт | Ан-148-100Е | 2 | лизинг | 2 | 8Б/60Эк |
Министерство обороны Российской Федерации | Ан-148-100Е | 15 | покупка | 15 | 75Эк |
ФСБ России | Ан-148-100ЕА | 4 | покупка | 3 | 2VIP/8Б/25Эк |
СЛО «Россия» | Ан-148-100ЕА | 6 | покупка | 6 | 2VIP/12Б/25Эк |
Министерство обороны Украины | Ан-148-100ЕА | 2 | покупка | 2VIP/12Б/25Эк | |
Cubana | Ан-148-100ЕА | 1 | лизинг | 2VIP/12Б/25Эк | |
МЧС России | Ан-148-100ЕМ | 2 | покупка | 2 | 2VIP/8Б/6 мед. модулей |
Syrian Arab Airlines | Ан-148 | 10 | Контракт одобрен правительством Сирии () | компоновка неизвестна | |
Итого | 58 | 44 |
*На момент поставки заказчику
Преимущества самолета
Самолет оснащен модернизированной авионикой. Благодаря этому конструкторскому решению, он может совершать полеты даже в сложных метеоусловиях. Также усовершенствована система навигации. Это дает возможность эксплуатировать воздушное судно на максимально загруженных авиатрассах.
Преимущества Ан-148:
- Безопасность. В самолете монтированы специальные оповещающие устройства о пожаре, столкновении, разгерметизации.
- Комфортабельность. Отделка салона и пассажирских кресел выполнена современными материалами. Расположение сидений позволяет хорошо отдохнуть в полете. Шум от работы двигателей не слышен в салоне.
- Экономичность. Пассажир выбирает место согласно своим финансовым возможностям.
- Практичность в обслуживании. Ремонт судна, а также его модернизация совершается согласно установленным летным стандартам.
Встроенный авиапилот значительно расширяет функциональность летательного аппарата. С его помощью совершается автоматический заход на посадку, а также следование по заданному маршруту.
Инциденты
4 июня 2010 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс FV 132 из Москвы в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с нештатным функционированием системы управления самолётом. Короткое замыкание в цепи ЭДСУ вызвало отказ одного из каналов управления, что привело к пикированию самолёта с углом 26° и правым креном 56°. Благодаря действиям пилотов и переводу управления в штурвальный режим самолёт восстановил управляемость и благополучно приземлился в аэропорту «Пулково».
26 февраля 2012 года с Ан-148 (бортовой номер RA-61701) авиакомпании «Россия», выполнявшим рейс из Берлина (аэропорт Шёнефельд) в Санкт-Петербург, произошёл серьёзный инцидент, связанный с отделением колеса от шасси во время отрыва самолёта от взлётно-посадочной полосы.
10 сентября 2017 года у самолёта Ан-148 «Саратовских авиалиний», выполнявшего рейс 6В-5837 Киров — Симферополь, в 4:15, через 10 минут после вылета из аэропорта Победилово (Киров), отказал правый двигатель из-за падения давления масла. В 6:15 воздушное судно совершило посадку в аэропорту Саратов. На борту самолёта находились 72 пассажира и четыре члена экипажа.
1 октября 2017 года во время взлёта самолёта Ан-148 авиакомпании «Ангара», выполнявшего рейс Талакан — Иркутск загорелся правый двигатель. Воздушное судно совершило вынужденную посадку на аэродроме вылета.
Катастрофы
Дата | Бортовой номер | Место происшествия | Жертвы/на борту | Краткое описание |
---|---|---|---|---|
05.03.2011 | 61708 | Белгородская область | 6/6 | Потерпел катастрофу во время учебно-тренировочного полёта перед передачей заказчику. При отработке экстренного снижения экипаж превысил максимально допустимую скорость на 110 км/ч из-за отказа датчика воздушной скорости, несвоевременных и недостаточных действий лётчиков, что привело к флаттеру и разрушению самолёта.. |
11.02.2018 | RA-61704 | Раменский район, возле села Степановское | 71/71 | Ан-148, выполнявший рейс 6W703 из Москвы в Орск, потерпел катастрофу в Раменском районе Московской области. На борту самолёта находилось 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Причиной катастрофы стала ошибка экипажа – не включение обогрева приемников полного давления в условиях обледенения, приведшее к их закупориванию льдом и заниженным показаниям скорости. Недостоверные показания скорости не были распознаны экипажем и привели к переводу самолета в крутое пикирование у земли с целью увеличения скорости.. |