Особенности образовательной системы японии и тонкости обучения иностранцев

Система высшего или вузовского образования

Высшее образование японским студентам дают почти 800 вузов разного уровня. Все они подразделяются на государственные, национальные и частные. Четыре года учёбы необходимо затратить студентам на получение степени бакалавра. В некоторых случаях для получения уникальной специализации требуется пройти шестилетний курс бакалавриата. На учёбу в магистратуре отводится минимум 2 года. От трёх до четырёх лет необходимо затратить на курс аспирантуры.

Видео про учёбу в Японии

Высшее образование Японии предоставляется только на платной основе. Между тем размер оплаты за обучение очень сильно зависит от специализации и от программы образования.

Таблица: стоимость образования в Японии за год учёбы для русских и не только

Тип учебного заведенияСтоимость образования, JPY за год
Младшие колледжи1 100 000 – 1 350 000 ($10680 – $13100)
Технологические колледжи320 000 ($3000)
Профессиональные колледжи980 000 — 1 411 000 ($9740 — $13350)
Институты японского языка415 000 – 997 000 ($4100 – $9700)
Университеты (бакалавриат)770 350 – 4 920 500 ($7650 – $48900)
Университеты (аспирантура)768 000 – 1 470 000 ($7630 – $14600)

 *JPY — японская иена.

Лучшими и популярными японскими вузами считаются:

  • Токийский университет,
  • Киотский университет,
  • Университет Тохоку,
  • Осакский университет,
  • Токийский технологический институт.

Фотогалерея популярных университетов Японии

Токийский университет — хорошо известный во всём мире японский вуз, обладающий уникальными исследовательскими лабораторными комплексами. Предоставляет возможность учёбы на любом из десяти факультетов. Принимает до 30 тыс. студентов, в том числе почти 3 тыс. иностранных.

Киотский университет — национальный вуз, известный тем, что в своё время входил в число императорских университетов. По иерархии занимает вторую позицию после Токийского университета. Обеспечивает образовательный процесс для 22 тыс. студентов.

Университет Тохоку — учебное заведение, тоже в прошлом имевшее статус императорского университета. Имеет десять факультетов, где получают образование 18 тыс. студентов. Входит в число университетов, которые были выбраны японским правительством с целью внедрения практики международного обучения.

Осакский университет — крупнейший вуз в Японии. Старейшее учебное заведение, которое по численности студентов является самым крупным в стране. Имеет статус государственного вуза. Официально открывался в качестве шестого императорского учебного заведения.

Токийский технологический институт — яркий пример научно-технической высшей школы. Управляется государственными структурами. В составе вуза имеется шесть школ, несколько исследовательских центров. Студентам для учёбы предоставляются на выбор более чем 40 факультетов.

Таблица

ВозрастСтупеньУчебные заведения
3-4Детский садСпециальные школы
4-5
5-6
6-71Начальная школаобязательное образование
7-82
8-93
9-104
10-115
11-126
12-131Средняя школаобязательное образование
13-142
14-153
15-161Старшая школаСтаршая специальная школа (техникум)
16-172
17-183
18-19Университет (бакалавриат)Национальная академияМедико-фармацевтические факультетыКолледж,училище
19-20Студент
20-21
21-22Бакалавр
22-23Аспирантура(магистратура)
23-24Магистр (М. А.)
24-25Аспирантура(докторантура)Аспирантура(магистратура)Аспирантура(докторантура)
25-26
26-27Доктор (Ph.D)
27-28Доктор (Ph.D)

Отношения в коллективе

В японских детских садах довольно маленькие группы, которые составляют от шести до восьми человек. Их состав переформировывается каждые полгода. Это связано с предоставлением малышам более широких возможностей для социализации. У ребенка могут не сложиться отношения в группе, а в другой он может найти друзей. Воспитателей также все время меняют, чтобы дети сильно не привыкали к ним. Считается, что таким образом возникает зависимость воспитанников от их наставников.

В Японии предпочитают не сравнивать детей друг с другом. Никогда воспитатель не выделяет лучших, а худших он не ругает. Родителям также не рассказывают о том, что их ребенок лучше всех бегает или же плохо рисует. Выделять кого бы то ни было в Японии не принято. Даже в мероприятиях спортивного характера отсутствует конкуренция. Всегда побеждает либо дружба, либо одна из команд. «Не выделяться!» – таков важнейший принцип японской жизни и японской системы образования и воспитания.

Другая сторона медали

Однако такой принцип часто приводит к неудовлетворительным результатам. Основной задачей педагогики в Японии является воспитание человека, умеющего ладить с трудовым коллективом. Ведь японское общество – это общество, в основе которого лежат группы. Однако перекос, допускаемый в сторону группового сознания, часто приводит к отсутствию умения мыслить самостоятельно.

В сознании детей идея о соответствии единому стандарту укореняется очень прочно. Бывают случаи, что тот, кто настаивает на своем мнении, подвергается насмешкам и даже испытывает на себе ненависть со стороны сверстников. В японских школах сегодня распространено такое явление, как «идзимэ». По своему значению это понятие приближается к присутствующей в нашей армии дедовщине. Нестандартный ученик – это человек, который часто подвергается травле, его избивают.

Как поступить в японский вуз

Первое, что нужно сделать перед поступлением – накопить достаточное количество денег, так как окупить затраты на обучение, параллельно работая и учась, не получится. Вариантов, как бесплатно поехать учиться в Японию, крайне мало: гранты на бюджетные места выигрывают не более 200 человек в год, а студентов (причем только местных, т.е. японских граждан) здесь свыше 2,8 млн.

Кроме того, как уже говорилось, нужно пройти подготовительные курсы продолжительностью хотя бы два семестра, причем желательно в самой Японии, а затем заняться подготовкой документов.

Постарайтесь сразу определиться с тем, намерены ли вы потом продолжить обучение в магистратуре, так как возможностей перейти из одного вуза в другой после поступления практически нет. Также заручитесь доказательством того, что на родине вы отучились не менее 12 лет (для жителей СНГ это обычно школа плюс первый курс университета), и смело подавайте документы!

Если вам больше 18 лет и у вас нет проблем с оформлением визы (судимостей, опасных заболеваний и т. д.), вам разрешат сдать общие для всех иностранцев экзамены, а именно:

  • общеобразовательный экзамен по гуманитарному или естественнонаучному направлению;
  • тест на знание японского;
  • вступительные внутренние экзамены;
  • собеседование.

Оформление учебной визы

Студенческая виза в Японию оформляется в посольстве или визовом центре в том случае, если у вас на руках есть приглашение хотя бы одного из японских вузов. Также для получения визы нужна еще одна важнейшая бумага – так называемый сертификат Министерства юстиции Японии. Данный документ полагается иметь каждому, кто планирует задержаться в стране на срок свыше 90 дней, поскольку в нем содержится информация о статусе приезжего (в данном случае о том, что мигрант является студентом языковой школы или вуза).

Документы для поступления

Чтобы претендовать на получение приглашения от гаранта, нужно заранее послать документы в приемную комиссию языковой школы или вуза. Не забывайте, что учебный год в Японии начинается 1 апреля, и если документы идут обычной, а не электронной почтой, нужно предусмотреть еще 20-30 дней на пересылку. В пакет входят следующие бумаги:

  • заявление;
  • автобиографический очерк;
  • школьный аттестат;
  • диплом колледжа или выписка об окончании первого курса вуза (для тех, кому нужно «набрать» 12 лет обучения);
  • рекомендация от педагога, обучавшего абитуриента японскому языку;
  • справка об отсутствии опасных заболеваний (ВИЧ/СПИД, туберкулез);
  • фотографии (требования зависят от учреждения);
  • копия заграничного паспорта;
  • спонсорское письмо и/или выписка с банковского счета.

Престижные вузы, в особенности медицинские университеты, могут потребовать от поступающих дополнительные документы. Так, если некоторые лекции в институте читаются на английском, потребуются сертификаты TOEFL и/или IELTS. Подробности об условиях поступления следует узнавать на официальных сайтах интересующих вас университетов.

Продление японской визы

Студенческие визы продлеваются либо каждые 6 месяцев, либо один раз в году – обычно в марте-апреле, поскольку именно в это время начинается учебный год. Оформлять документы на продление могут как приезжие, обучающиеся в языковых школах (но не более двух лет подряд), так и студенты вузов и колледжей. Если человек поступил в университет, но еще не слишком уверенно владеет японским, он может продолжить посещение языковой школы параллельно с основным обучением. Такая же практика применяется и для тех, кто решил продолжить учебу в аспирантуре и получить научную степень.

Вас интересует магистратура для русских, украинцев и выходцев из других стран СНГ? Тогда вам придется сдать экзамен на знание языка, экзамен на поступление в университет, окончить японский вуз или подтвердить диплом, полученный на родине, отучиться полгода или год, продлить визу – и спокойно продолжать учиться дальше в течение 6 лет (именно таков период обучения в магистратуре в Японии), периодически продлевая разрешение на пребывание в стране.

Университеты и колледжи

Главный критерий при выборе университета — престижность. Тех, кто смог закончить престижное учебное заведение, берут практически на любую работу. Считается, что способный и прилежный молодой человек может разобраться в любом деле, которое ему поручат.

Вместо университета можно поступить в двухгодичный колледж, дающий специализированное образование. В них поступают около 90% японских девушек и получают там «низовые» женские профессии: медсестры, воспитатели детских садов, учителя начальной школы, квалифицированные домохозяйки, актрисы-сэйю.

Поступление в университет проходит в два этапа. На первом выпускники старших школ сдают общенациональный экзамен. По его результатам они подают заявления в выбранный ими университет. Там решается вопрос об их допуске к собственно вступительным экзаменам, которые они затем и сдают.

В отличие от школы, обучение в университете — время относительной «халявы». Набор дисциплин подбирает себе сам студент, естественно, в определенных рамках. Больших курсовых и дипломных работ, как правило, не бывает — нужно лишь писать отчеты на несколько страниц. Поэтому студенты практически не привлекаются к серьезной научной работе. А если и привлекаются, то как помощники, но не как самостоятельные исследователи. Многие студенты посвящают время обучения поискам работы и живут разнообразными приработками.

После окончания вуза можно поступить в 2-3-годичную аспирантуру и получить после ее окончания ученую степень.

Старшая школа

Старшая средняя школа представлена старшей средней школой (яп. 高等学校), техникумами (яп. 専修学校) и специальными школами для инвалидов (яп. 特別支援学校). В заведения старшего среднего образования поступают дети в возрасте от 15 лет. Форма обучения очная. Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, её посещают более 94 % школьников (по данным на 2005 год). Число частных старших школ составляет около 55 %, тем не менее, и государственные, и частные старшие школы являются платными.

Обучение в старшей средней школе длится 3 года. Существует специализация по гуманитарным и естественным предметам. Главной целью обучения является поступление в университет. В предметы, преподаваемые в старшей средней школе, входят: государственный язык (современный, древний), гуманитарные науки (география, история Японии, всемирная история), общество (социология, этика, политология, экономика), математика (алгебра, геометрия), естественные науки (физика, химия, биология, геология), искусство (музыка, изобразительное искусство, проект, ремёсла), физкультура, труд, английский язык, информатика. Специализированными предметами на выбор являются агрономия, промышленность, торговля, рыбалка, медицинская подготовка, благосостояние, иностранные языки и т. д. В частных школах дополнительно преподают другие предметы. Проводится также классный час, посвященный изучению истории края, пацифизму, школьным мероприятиям. Общегосударственных учебников не существует. Подходящие учебники выбирают образовательные комитеты муниципальных районов или руководство школы. Ношение формы и уборка учениками школы является обязательным. После уроков учащиеся участвуют во внеклассной деятельности (клубах), изучая кэндо, дзюдо, кюдо, каллиграфию, атлетику, политэкономию и т. д.

По состоянию на 2005 год в стране насчитывалось 5418 высших средних школ. Из них 15 были государственными, 4082 — публичными и 1321 — частными. В них обучалось 3 605 242 детей в возрасте от 15 до 18 лет. В государственных и публичных школах обучение мальчиков и девочек проходит вместе. В некоторых частных школах — раздельно.

Старшие средние школы в Японии именуются так же, как и начальные.

Высшее образование в Японии

После окончания школы подростков ждет обучение в колледжах, университетах и технических институтах Японии. Кстати, высшее образование в этой стране получают, в основном, мужчины. Несмотря на современные технологии и 21 век на дворе, главная роль женщин в сегодняшней Японии, впрочем, как и столетия назад, — хранить домашний очаг, а не руководить корпорациями и холдингами.

Опция учиться бесплатно в японском вузе есть, это государственная стипендия, которая ежегодно присваивается лучшим выпускникам. Конкурс очень большой: на почти 3 млн выдается всего 100 стипендий.

В Японии более 500 университетов, из них около 400 — частные. Самым престижным считается государственный Токийский университет, особенно его филологический и юридический факультеты. Также заслуженно пользуется спросом среди абитуриентов частный Университет Васэда (Васэда Дайгаку) в Токио, в частности, его филфак, где в свое время учился Харуки Мураками. И завершает тройку лидеров Университет Кэйо (тоже в Токио), который выпустил большую часть японской политической элиты. Также престижными и популярными считаются Университет Киото, Университет Осаки и университеты Хоккайдо и Тохоку.

Высшее образование в Японии платное как для граждан страны, так и для иностранцев. Последним в японский вуз поступить довольно сложно: во-первых, оно дорогое, а во-вторых, нужно в совершенстве знать японский язык и сдать на нем вступительные экзамены.

Год обучения стоит от 500 000 до 800 000 JPY в год, в зависимости от выбранной специальности. Самые дорогие традиционно экономический, филологический и медицинский факультеты.

Опция учиться бесплатно в японском вузе есть, это государственная стипендия, которая ежегодно присваивается лучшим выпускникам. Конкурс очень большой: на почти 3 млн выдается всего 100 стипендий. Кроме того, выпускник вуза обязуется вернуть всю сумму стипендии за обучение, если по окончании идет работать по приобретенной специальности.

Некоторые российские вузы успешно сотрудничают с японскими и помогают своим студентам продолжить обучение в Японии. Кроме того, для российских абитуриентов есть специальные стипендиальные программы: «Студент» (для выпускников школ, отучившихся в России 11-12 лет и знающих японский язык), «Стажер исследователь» (для выпускников вузов, знающих японский или готовых его изучать и желающих поступить в аспирантуру) и «Японский язык и японская культура» (для студентов языковых вузов).

  • Киото, Sakyo Ward, Yoshidahonmachi

  • Токио, Bunkyo, Hongo, 7-3-1

Кружки и курсы

Важной частью обучения в средней школе считается участие в деятельности школьных кружков (кай). Обычно их деятельность связана либо со спортом, либо с искусством, проходит по окончании занятий и организуется самими учащимися

Помимо очевидной пользы, которую они приносят, кружки также являются рассадниками системы «дедовщины», когда старшие ученики помыкают младшими, чтобы добиться от них лучших результатов (или просто поиздеваться).

В самом начале учебного года руководство кружков вывешивает для учащихся седьмого класса свою «рекламу». Практически каждый семиклассник записывается в один или несколько кружков и остается в них на протяжении всего времени обучения в средней школе.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы-дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю.

Особенности японских школ

1. Первые
манеры, потом знания

Преподаватели в японских школах также меняются каждый год. Численность классов в японских школах большая, она составляет от 30 до 40 учеников.

Нумерация классов не сквозная, как в России, а внутренняя — «первый класс начальной школы», «второй класс средней школы» и так далее. Параллели обычно обозначаются буквами латинского алфавита: 1-A (первая параллель первого класса), 1-B (вторая параллель первого класса) и так далее, или же цифрами: 1-1, 1-2 и так далее.

Уникальность японских школ состоит в том, что здесь каждый год меняется состав класса, что позволяет учащимся развивать коммуникабельность, дает возможность установить дружеские отношения с большим числом сверстников.

В начальной школе действуют облегченные правила: нет домашних заданий, не нужно выполнять и сдавать серьезные работы и экзамены. 

По их мнению, первые три года обучения должны быть направлены не на формирование знаний детей, а на обучение правильному поведению, самостоятельности и хорошим методам обучения. Дети учатся уважать других людей и животных, состраданию, искренности, организованности и дисциплине.

2. Учебный
год состоит из трех семестров. 

Начинается учебный год в японских школах с 1 апреля, он состоит из трех триместров, которые отделены друг от друга каникулами.

У детей есть полтора месяца летних каникул и два двухнедельных перерыва зимой и летом.

3. В школах
не работают уборщики.

Уроки в японских школах длятся в течение 50 минут, у малышей продолжительность урока составляет 45 минут, затем наступает короткая перемена. Ежедневный учебный процесс для японского школьника заканчивается в 3 часа дня. 

В японских школах, как правило, нет смотрителей, а классы убираются учениками и учителями. Каждый день группы студентов собираются убирать туалеты, коридоры или классные комнаты. Это учит их ответственности и работе в группах.

4. Школы
подают еду для учеников, запланированную диетологами.

Обедать японские школьники могут целый час. Столовых в школах не существует, горячий обед для детей приготавливают в специальном стерильном помещении, здесь же его помещают в индивидуальные коробочки, которые на тележках привозят в классы.

Все
учреждения и школы предоставляют детям еду на основе плана диеты,
разработанного уполномоченным диетологом. Они обеспечивают здоровое
питание для детей.

5. В школах проводятся развлекательные мероприятия.

Два года назад был введен для обязательного обучения английский язык, его преподавание ведется со средней школы, вести преподавание английского разрешено только носителям языка, для которых он является родным. 

 Каждая школа в Японии позволяет детям проводить дополнительные мероприятия. После школы ученики возвращаются домой, чтобы поужинать. После обеда они возвращаются в школу, чтобы делать домашнее задание, заниматься в кружках, учиться играть на музыкальных инструментах или заниматься спортом.

6.
Каллиграфия и поэзия

Все
учащиеся, посещающие школу в Японии, помимо традиционных предметов изучают
также каллиграфию и поэзию. Оба предмета учат детей истории страны и
уважению к традициям.

7. Школьная
форма

Дети в школьной форме

Почти во всех колледжах в Японии есть школьная форма. Мотивация введения униформы состоит в том, чтобы избавиться от лишних материальных трат и статуса между студентами. Если все одеты одинаково, никому не нужно беспокоиться о том, чтобы носить «правильную» одежду. Это помогает молодым людям сосредоточиться на изучении чего-либо.

8. Среднее
присутствие составляет 99,99%.

Обучение в начальной и средней школе бесплатное, за старшую школу нужно платить.

Вероятно, каждый из нас прогуливал в какой-то момент. Но японские студенты не пропускают и не опаздывают на уроки. Кроме того, 91% респондентов заявили, что никогда не игнорировали учителя и всегда слушали на занятиях.

Когда учитель заходит в класс, встает староста, приказом поднимает остальных, затем приказывает кланяться. Исполнив этот ритуал, все садятся на свои места, и начинается урок.

9. Университетские
каникулы

В Японской старшей школе ученики могут выбирать или отказываться от определенных предметов, но 1 курс – «Общая наука А» или «В» — обязателен. Это связано со сложностью изучения японского языка.

После «тяжелых экзаменов» (экзамены в конце средней школы, они определяют дальнейшее будущее человека), кажется, что учиться в университете легко. 

Студентов систематически обучают и предъявляются требования к самодисциплине. Их способность организовывать свое время позволяет учиться и проводить время с друзьями. Поэтому японские студенты часто говорят о «празднике перед работой».

Обучение в средней школе (младший уровень)

Традиционно проходить этап средней школы японские дети начинают с двенадцатилетнего возраста. Весь период обучения занимает три года и тоже входит в схему обязательной учёбы. Изучаемые предметы:

  • алгебра и геометрия,
  • японский язык (дополнительно английский),
  • биология,
  • химия,
  • геология,
  • география,
  • физика,
  • обществоведение,
  • история,
  • искусство,
  • трудовые навыки,
  • физическая культура.

В рамках дополнительного классного часа изучаются: история края, религия, валеология, пацифизм и др. Непременным атрибутом учащегося средней школы является школьная униформа. Так же как в классах начальной школы, практикуется уборка помещений силами учеников.

В государственных школах девочки и мальчики учатся в общем классе

Как правило, государственные учебные заведения работают по схеме общих классов, где юноши и девушки занимаются совместно. Однако есть ряд частных школ, практикующих раздельное обучение. Наряду с обычными учебными заведениями, существуют средние школы для детей с ограниченными возможностями.

Уровень старшей средней школы

Совершенствование образования обеспечивают средние школы старшего уровня, представляющие собой, скорее, класс гуманитарных либо технических училищ. На этом уровне обучение начинается с пятнадцатилетнего возраста и длится на протяжении трёх лет. Образование в рамках средней школы старшего уровня обязательным уже не является. И всё же около 95% японцев традиционно проходят эту ступень обучения.

Видео про японские школы

Школы государственной и частной принадлежности существуют примерно в равном количестве. Независимо от статуса, за обучение нужно платить. Основная цель старших школ — подготовка учеников к поступлению в вуз. Наряду с общими предметами обязательного изучения, учащимся преподают:

  • информатику,
  • иностранные языки,
  • агрономию,
  • медицинские основы,
  • основы промышленности,
  • торговое дело,
  • рыбный промысел,
  • экономику,
  • политологию,
  • социологию,
  • этику.

На базе старшего уровня средних школ хорошо развита внеклассная деятельность. После основных часов обучения молодёжь посещает различные клубы и секции:

  • дзюдо,
  • кэндо,
  • кюдо,
  • атлетические,
  • каллиграфические,
  • политико-экономические.

В средней школе старшего уровня города Нанао ребята носят униформу «Матроска»

Одно из обязательных требований в процессе учёбы — наличие школьной униформы. Поддержание чистоты и порядка в школьных помещениях возлагается на учеников.

Остановимся подробнее на требованиях, которые предъявляются россиянам при поступлении в учебные заведения Японии.

В зависимости от учебного заведения и срока обучения условия поступления различны.

Во-первых, российское полное среднее образование составляет 11 лет (полная средняя школа), а для того чтобы поступить в ВУЗ Японии или в школу японского языка сразу на долгосрочный курс обучения необходимо иметь 12 лет полного общего школьного образования. Поэтому сразу после окончания 11 летней средней школы поступить напрямую в японское учебное заведение сложно. Поэтому выпускникам российской основной школы необходимо:

1) выбрать японский ВУЗ или школу японского языка со специальным подготовительным отделением для иностранных студентов – бекка, такие учебные заведения имеют лицензию на обучение студентов с 11 летнем основным образованием. В таких учебных заведениях студенты учат японский язык и готовятся к поступлению в ВУЗ. После 1 -2-х летнего обучения на подготовительном курсе, студенты поступают в университет или колледж.

2) студенты российских ВУЗов могут поступить на долгосрочный курс (от 6 мес до 2х лет) в школу японского языка, колледж или университет, если у них общее образование составляет более 12 лет. То есть можно поступить сразу после 1го курса. Многие выбирают этот вариант, то есть поступают в школу японского языка на долгосрочную программу (от 1 года), после этого поступают в университет или колледж Японии и продолжают получение образования по специальности.

3) Для поступления в колледж или университет Японии напрямую из России (без подготовительного курса в школе японского языка, находящейся на территории Японии) необходимо иметь более 12 лет общего образования и как минимум 2 уровень квалификационного экзамена по японскому языку “Нихонго Норёку Сикен” (Japanese Language Proficiency Test). Многие ВУЗы требуют 1 уровень (самый высший) JLPT. Такой уровень знания японского языка достигается за 4-5 лет обучения в российском университете на отделении японского языка. Поэтому если молодые люди из России и других стран планируют поступить в японский ВУЗ, они должны очень усердно учить японский язык. Такой же уровень знаний японского языка достигается при обучении на долгосрочных курсах в школах японского языка. Тем, кто начал учить язык с нуля, необходимо учиться около 2х лет, тем, кто поступил со знанием японского не ниже среднего, достаточно 1 года.

Многие студенты, уже окончившие ВУЗ в России, поступают сразу в аспирантуру в университеты Японии (для аспирантуры общий период обучения должен составлять не менее 16 лет). Некоторые поступают в те ВУЗы, которые требуют знания японского языка не ниже 2 уровня JLРT, некоторые выбирают ВУЗы, в которых можно учиться на английском языке и параллельно изучают японский.

Есть ли возможность получить стипендию или грант

Многих абитуриентов интересует, можно ли учиться в Японии бесплатно. Да, такая возможность существует. Но воспользоваться ею смогут только талантливые студенты, прошедшие строгий отбор и жесткий конкурс.

Так, к примеру, в вузах работает программа «Исследователь», в рамках которой можно получить грант для работы над проектом. Но для этого заявленное исследование должно оказаться лучшим. Всего в год выдается 3–4 таких гранта.

Помимо этого учащиеся вузов могут претендовать на следующие стипендии:

  • Стипендия от Министерства образования – получить ее могут только граждане стран, с которым Япония поддерживает дипломатические отношения. Сумма выплаты – 1 тысяча долларов.
  • Стипендия от международного фонда Мацумаэ – кандидат должен иметь научную степень. Финансовая выплата полностью покрывает расходы на обучение, проезд, проживание и питание.
  • Стипендия от международного фонда Хоньо – рассчитана на кандидатов до 30 лет с базовыми знаниями японского языка и с высокими показателями в учебе.

Многие вузы страны также принимают участие в программах по обмену студентами. Но для этого нужно быть студентом университета, который каким-то образом связан с Японией.

Самоубийства

В Японии один из самых высоких уровней самоубийств. Отчет Всемирной организации здравоохранения показывает, что на самом деле он на 60 процентов выше, чем в среднем в мире и уровень детских самоубийств продолжает расти, несмотря на снижение общего уровня самоубийств.

Согласно исследованиям Министерства образования, культуры, спорта, науки и техники, в 2018 году в результате самоубийства умерли 332 японских учащихся начальной, средней и старшей школы. Это было на 33% больше, чем в предыдущем году, и стало самым высоким показателем с 1988 года, когда данные были впервые рассчитаны с использованием текущего метода. В эту цифру вошли 227 учеников старших классов, 100 учеников старших классов и 5 учеников начальной школы, причем число самоубийств среди старшеклассников выросло на 42% в годовом исчислении. Из 332 школьников 193 были мальчиками и 139 были девочками.

Дети самоубийцы.

Основными причинами детского самоубийства являются проблемы, связанные со школой, такие как завышенные требование школьной программы или издевательства. Эти проблемы приводят детей к депрессии. Кензо Денда, профессор Университета Хоккайдо, сообщает, что в Японии каждый двенадцатый ученик начальной школы и каждый четвертый ученик средней школы страдают от депрессии, из-за которой многие из них совершают самоубийство.

 Мы наблюдаем всплеск самоубийств в сентябре, когда дети возвращаются в школу после летних каникул. Японские дети более склонны покончить с собой 1и 2 сентября, чем в любой другой день. Всплеск самоубийств повторяется в апреле, когда ученики возвращаются в школу, чтобы начать новый учебный год (Кензо Денда). Проблемы, связанные со школой, и склонность детей к самоубийству на самом деле являются частью японской культуры.

По сравнению с жителями Запада, японцы более склонны к самоубийству, когда сталкиваются с трудной ситуацией. В Японии самоубийство имеет другое значение и не воспринимается так, как на Западе. В отличие от христианских стран, в Японии самоубийство не считается грехом. Это рассматривается как способ взять на себя ответственность и попросить прощения. Самоубийство имеет глубокие корни в истории страны; мы можем вспомнить самураев, которые выполняли сэппуку, чтобы очистить свое имя, или пилотов-камикадзе во время Второй мировой войныС 2012 года Япония серьезно относится к проблеме самоубийств, и правительство приняло меры, направленные на снижение уровня самоубийств на 20% к 2025 год. Ряд префектурных органов управления образованием приняли меры, направленные на искоренение этой проблемы среди детей, включая обязательные опросы после каждого семестра для всех школьников по вопросам издевательств и дополнительные встречи персонала для урегулирования ситуаций после подтверждения инцидента.

«Я не знала, как вести себя с японскими учителями»

Некоторые учителя в моей школе были строгими. Поначалу я их боялась и не знала, как себя вести. Самым строгим был учитель истории японского языка. Он всегда смотрел на класс поверх очков. Еще был учитель биологии — в первый же день он зашел в класс, увидел, что кто-то разговаривает, и сказал фразу, которую можно перевести на русский как «замолчи!». Я не поняла, почему он так грубо разговаривает, но мои одноклассники объяснили мне, что «это нормально». Они уважали Тамамори-сенсея за его подход к работе, хотя его методы сильно отличались от методов других учителей. Он даже позволял мне сокращать его имя, потому что я иностранка. Я могла называть его не как все (Тамамори-сенсей), а Тама-чан («чан» — уменьшительный суффикс, который используют по отношению к близким друзьям, но не к преподавателям).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий