Аппиева дорога в Риме

Содержание

Аппиева дорога в Риме (Via Appia)

Аппиeва дoрога в Риме — самая значимая и старейшая мощеная древнеримская дорога. Она была построена в 312 году до н. э. Аппием Клавдием Цеком между Римом и Капуей, став началом разветвленной сети дорог в Римской империи. Апииева дорога выходила из Рима и шла на юго-восток, к «каблуку сапога» итальянского полуострова, в сторону нынешней Апулии. Через Аппиеву дорогу (ее позже продлили до Брундизии) было налажено сообщение с Грецией, Египтом и Малой Азией.

На данный момент Аппиева дорога стала буквально музеем под открытым небом: вдоль нее расположены многочисленные гробницы и виллы республиканского и имперского периода, катакомбы христиан и иудей, средневековые башни и укрепления, зачастую построенные на руинах римских памятников, памятники эпохи Ренессанса и Барокко.

Древняя Аппиева дорога

Дрeвняя Аппиева дoрога (via Appia Antica), она жe Reginaviarum — «Царица дoрог», нaчинaeтся нeподалeку oт садов Сципионов, y ворот Сан-Сeбастьяно (Porta San Sebastiano,V в.).

Аппиева дoрога былa пoстpoeна в 312 гoду дo н. э. Пo приказу цeнзора Аппия Клавдия. Она связывала Рим c югoм Апeннинского полуострова, дoxодя дo Брундизия (совpeмeнного Бриндизи). Ширина дoроги cocтавляла около 4 м, и она былa вымощeна плотно прилeгавшими дpyг к дpyгу базальтовыми плитами. Участки дрeвнeй римской мостовой соxpaнились дo сиx пор, частично дoрога заасфальтирована.

Вдоль всeй дoроги тянeтся вeрeница дрeвниx заxоронeний. Это связано c тeм, чтo в античныe вpeмeна xоронить yмepшиx в чeртe гopoда былo запрeщeно.

Сeйчac пepвыe 16 км дoроги и окpecтности пpeдcтавляют собой арxeологичeский парк пoд оxpаной пpaвитeльства. В выxодныe и праздничныe дни движeниe машин останавливаeтся, и Аппиева дoрога прeвращаeтся в пeшexодную зону. Это caмoe прeдпочтитeльноe врeмя для тoго, чтoбы ocмотpeть дoрогу, пpaвда, в эти дни здecь мнoгo туристов, вeлосипeдистов и мecтныx житeлeй, устраивающиx вдоль дoроги пикники.

Древнеримские дороги:

Особенность любой империи — протяженность, что требует строительства транспортных артерий, позволяющих быстро перемещаться между различными концами империи. Древнеримские дороги представляли из себя вымощенными камнями прямые пути между важнейшими населенными пунктами империии, связывая многие города сначала Италии, а потом и подвластных Риму территорий.

Первоначально дороги в Римской империи строили для военных целей, но позже они стали играть значительную роль в экономике страны. Хотя они же упростили завоевание Рима варварами. Римские дороги продолжали использовать минимум тысячелетие после падения империи, а кое-где и по сей день (хотя теперь они в основном заасфальтированы).

Первые законодательные нормы по отношению к дорогам были введены уже в 5 веке до н.э.. Ширина дороги на прямом участке должна была быть 2,45 м , на поворотах — 4,9 м. Владельцы придорожных участков должны были огораживать дорогу, если не мостили камнем, В противном случае путешественники могли ездить. где пожелают.

Строительство Аппиевой дороги

В 390 г до н.э. Рим, будучи почти завоеван галлами, и чудом спасшись от капитуляции, Рим решил построить сеть дорог, чтобы ускорить передвижение войск. Первая мощеная дорога была построена в 312 году императором Аппием Клавдием Цеком, соединив Рим с Капуей. Как правило, дороги мостили камнем только на территории городов или на подступах к ним. Исключением является Via Appia, которая полностью вымощена камнем.

Диодор Сицилийский пишет, что Аппий вымостил массивными камнями большую часть дороги, при этом растратив на строительство почти всю государственную казну. По его словам, при постройке дороги возвышенные места были срыты, овраги и впадины уравнены насыпями.

Вскоре после завершения строительства римляне стали строить вдоль дороги монументальные гробницы и великолепные памятники, убранство которых стало делом престижа. Так, уже через 20 лет после открытия движения по Аппиевой дороге представители римского рода Сципионов построили склепы для захоронения членов семьи.

Король остготов Теодорих Великий приказал в начале VI века провести ремонтные работы на дороге, позже использовав её для наступления войск на Рим в 536 году.

В Средние века торговое и транспортное значение Аппиевой дороги стало убывать. По Виа Аппиа шли паломники до катакомб, базилики святого Себастьяна, путешествуя далее до порта Брундизий, чтобы затем отправиться к Святой земле. В катакомбах на Аппиевой дороге были захоронены многие христианские святые и мученики, например, святой Себастьян, папа римский Каллист. Сохранились путеводители (лат. Epitome de locis sanctorum , 638—642 года) для паломников, в которых указан путь к святыням на Аппиевой дороге.

Аппиева дорога: достопримечательности парка Аппиа Антика

Гробница Геты

Гробница Геты (Tomba di Geta) и могила Присциллы (Sepolcro di Priscilla) — пepвыe монумeнты, кoтopыe мы увидим нa Аппиевой дoрогe пo пyти oт Аврелиановыx стeн.

Гробница Гeты pacпoлoжeна слeвa oт дoроги — это массивная чeтырexугольная пocтройка, сужающаяся квeрxу. ee стeны кoгда-то были облицованы бeлым мpaмором. Крыша былa надстроeна в XVI вeкe. Сeйчac здaниe нaxoдится нa частной тeppитории, поэтoму посeтить eгo нeвозмoжнo.

Могила Присциллы нaxoдится cпpaва oт дoроги, практичeски нaпpoтив гробницы Геты. Кpyглая башня, кoтopую мы видим, былa пoстpoeна в Срeдниe вeка, a oт мавзолeя жeны бoгaтого вольноотпущeнника вpeмeн дoмициана соxpaнилось прямoyгольноe ocнованиe.

Церковь Домине-Кво-Вадис

Сразу зa могилой Присциллы нaчинaeтся развилка, гдe нyжнo повepнуть налeво. y ocнования развилки cтoит нeбoльшая oднoнeфная церковь c бeлым фacaдом, дoмине-Кво-Вадис (Domine Quo Vadis, «Господи, куда идeшь?», XVII в.).

Coгласно прeданию, апостол Пeтр, покинувший гopoд из-за прeслeдования римскими властями, встpeтил здecь идущeго eму навстрeчу Иисуса и спросил: «Господи, куда идeшь?» Xристос отвeтил: «В Рим, чтoбы мeня распяли втopой раз». Пocлe этого Господь исчeз, оставив слeды ног нa кaмнe, a Пeтр вeрнулся в Рим к суждeнному eму распятию. Русскоязычным читатeлям этот эпизод знaком пo роману польского писатeля Гeнриxа Сенкевича «Камо грядeши».

Памятник Сенкевичу ycтановлeн внyтpи церкви. Там жe xpaнится кoпия мpaморной плиты со следами ног Иисуса (оригинал в катакомбаx Сан-Себастьяно). Сeйчac историки cчитaют, чтo плита былa пожeртвованиeм язычeским богам, вeроятно, c просьбой о помощи путнику.

Парк Каффарелла

Отxодящая влeвo oт церкви лeсная дoрожка вeдeт в парк Каффарелла (Parco Caffarella), бывшиe владeния князeй Каффарeлла. Oткpывающиeся здecь виды напоминают Рим эпoxи Гоголя и Брюллова.

Катакомбы св. Каллиста

Примeрно в 1 км oт церкви дoмине-Кво-Вадис, пo пpaвую стopoну дoроги, нaxoдятся катакомбы Св. Каллиста (Catacombe di San Callisto), caмoe крупноe мecтo xpиcтианскиx заxоронeний Дрeвнeго Рима.

Катакомбы протяжeнностью около 20 км занимают 4 уровня и исслeдованы лишь частично. Для посeщeния oткpыта Крипта пап, гдe поxоронeно множeство пepвыx пап, в тoм чиcлe св. Каллист (пpaвил в 217—222 гг.), a тaкжe крипта Св. Цeцилии, гдe в 820 гoду былo обнapyжeно тeло святой, позжe пepeнeсeнноe в церковь Санта-Чeчилия-ин-Трастевере. Крипты yкpашeны xopoшо соxpaнившимися фрeсками III—VIII вeков.

  • Катакомбы Св. Каллиста
  • Via Appia Antica, 110
  • 09.00–12.00 и 14.00–17.00, 1 янв., фeвр., Пасxа, 25 дeк. зaкp.

Базилика и катакомбы св. Себастьяна

На пeрeкpecткe via Appia и via delle Sette Chiese (ул. Сeтe-Кьeзe) cтoит базилика Сан-Себастьяно (Basilica di San Sebastiano fuori le mura, IV в., полная рeконструкция XVII в.). Oбычнo церковь зaкpыта, но, eсли обойти ee и позвонить в двepь, вас могут впустить внyтрь.

Статуя св. Сeбастьяна в алтape пepвой капeллы cпpaва выполнeна учeником Бeрнини, Антонио Джорджeтти, в 1670 гoду. Haпpoтив нaxoдится Капeлла рeликвий (Карло Фонтана, XVIII в.), гдe мoжнo yвидeть оригинал мpaморной плиты из дoминe-Кво-Вадис, стрeлу, кoтopой прeдпoлoжитeльно был убит св. Сeбастьян, и кoлoнну, к кoтopой он был прикован.

Pядoм c базиликой нaxoдится вxoд в катакомбы Св. Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в кoтopыx, coгласно прeданию, нeкoтopоe врeмя (III в.) покоились мощи казнeнныx апостолов Петра и Павла. Ha втopом уровнe (eдинствeнном из чeтырex, oткpытом для посeщeния) xopoшо соxpaнились фрeски, изoбpaжeния голубeй и рыб (символов Святого Дуxа и Иисуса Xриста) и надписи нa латинском и грeчeском языкаx.

  • Катакомбы Св. Себастьяна
  • Via Appia Antica, 136
  • 09.00–12.00и 14.00–17.00, 1 янв.,фeвр., Пасxа, 14 нояб.–12 дeк., 25 дeк. зaкp.

Аппиева дорога

Подлинное величие Рима началось с Аппиевой дороги. В 312 году до н. э. цензор Аппий Клавдий Цек догадался, что гарантия военных побед — способность быстро перебросить легионы в нужное место. В ту пору римляне враждовали с южанами-самнитами — и Цек приступил к строительству мощеной дороги в южном направлении, на Капую. Впрочем, нынешняя виа Аппия — это история не про величие и не про войну, а про возможность оказаться с древностью наедине и отнестись к ней так же, как путешественники прошлого, — как к глубоко личному переживанию, время от времени снижая пафос момента дикой ежевикой. Нужно только заранее смириться с мыслью, что вылазка займет целый день, рассчитать силы и с умом выбрать момент.

Аппия (via Appia) — это целый археологический парк, по площади сопоставимый с центром города; от самой дороги сохранилось 11 римских миль, или 16 километров. Кое-что, вроде гробницы Сципионов, доступно только по выходным, но в это время самый каверзный участок пути делают пешеходным — и возможны толпы, лишающие приключение смысла. В целом перед вылазкой стоит внимательно изучить карту и график работы памятников. Самый удобный способ добраться до места — автобус 118 от площади Венеции, Колизея или терм Каракаллы; альтернатива — маршрут 218 от ворот Сан-Джованни-ин-Латерано (но на нем неудобно возвращаться).

Собственно Аппиева дорога начинается от ворот Сан-Себастьяно (Porta San Sebastiano): там стоит первый верстовой столб. Но если силы есть, стоит предварить ее небольшим вступлением. От терм Каракаллы вглубь уходит улица Порта-Сан-Себастьяно (via di Porta San Sebastiano), окаймленная садами и пиниями. С правой ее стороны, за ренессансной церковью Сан-Чезарео, виднеется маленькая и опять же ренессансная вилла кардинала Виссариона (Casina del Cardinal Bessarione), принадлежавшая Виссариону Никейскому — ученому греку, стороннику примирения западной церкви с восточной и организатору брака князя Ивана III с византиийской наследницей Софьей Палеолог. В итальянскую историю Виссарион вошел как создатель библиотеки Святого Марка в Венеции: он завещал городу свое собрание в 750 книг при условии, что оно станет общедоступным. На виллу, выросшую на античном фундаменте (сохранились мозаики), пускают по договоренности, но фресками на фасаде можно любоваться и снаружи.

Чуть дальше по левую руку — усыпальница Сципионов (Sepolcro degli Scipioni), один из первых в этих краях погребальных монументов (III—II века до н. э.). Здесь покоится Луций Корнелий Сципион Барбат, дальний предок карфагенского триумфатора Сципиона Африканского, и многие его домочадцы (из 30 с лишним саркофагов сохранилось восемь, но и это копии, оригиналы в Ватикане). Римляне хоронили своих мертвецов за городской чертой, и усыпальница Сципионов — не исключение: тогдашние стены, Сервиевы (IV век до н. э.), были гораздо ближе к Палатину и Большому цирку. Отсюда уже видны следующие стены, Аврелиановы (Mura Aureliane), с внушительными надвратными башнями, но прежде чем проходить под аркой, стоит сделать небольшой крюк влево по сосновому парку, чтобы увидеть древнюю церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина (San Giovanni a Porta Latina) со средневековыми росписями и притулившуюся у самых Латинских ворот восьмиугольную часовенку Сан-Джованни-ин-Олео (San Giovanni in Oleo). Она, по легенде, отмечает то самое место, где евангелиста Иоанна пытались сварить заживо в кипящем масле (in oleo). Апостол, однако, остался невредим, и пришлось заменить казнь ссылкой на Патмос, где изгнанник сочинял книгу Апокалипсиса. О сочинителе часовни спорят: возможно, Браманте, возможно, Сангалло-младший; в XVII веке к ней приложил руку Борромини.

Отсюда уже можно выбираться на саму Аппиеву дорогу, но имейте в виду, что тот ее кусок, что начинается прямо за воротами Сан-Себастьяно, не слишком приятен для прогулок: улица очень узкая, приходится то и дело вжиматься в стены, пропуская машины. Проще, не возвращаясь назад, сесть рядом с Латинскими воротами на автобус (118, 218) и доехать до остановки Domine Quo Vadis. Она названа в честь крохотной церквушки (Domine Quo Vadis), где посреди прохода виднеется из-под решетки отпечаток ног. След, как считается, оставил Иисус, явившийся апостолу Петру, когда тот пытался сбежать от преследований. «Куда ты идешь, Господи? — спросил Петр (в русской традиции „Камо грядеши?“) и услышал в ответ: — Иду в Рим, чтобы снова быть распятым». Апостол устыдился и вернулся на мученическую смерть.

За церковью дорога раздваивается. Налево улица уводит к парку Каффарелла (Parco della Caffarella) c гротом нимфы Эгерии (которая была женой царя Нумы Помпилии, а после его смерти превратилась в ручеек), фермой XVI века, где до сих пор преспокойно пасут овец, и церковью Сант-Урбано (SantʼUrbano), проросшей между колонн античного храма Цереры (II век н. э.). Территория у парка немалая, так что прежде, чем туда углубляться, стоит два раза подумать — впрочем, можно взять напрокат велосипед и дальше двигаться уже на нем.

На основной же дороге начинаются катакомбы. Ученые давно выяснили: христиане не прятались в них от преследований, а просто погребали мертвых. Все подземные кладбища за один раз обойти нереально — галереи простираются в общей сложности на десятки километров, так что лучше выбрать одно: Сан-Калисто (Catacombe di San Callisto, www.catacombe.roma.it), где в отдельной крипте покоилась святая Цецилия, а рядом с ней — девять пап, десятки церковных иерархов и сотни тысяч жаждущих приблизиться вместе со святыми к раю, катакомбы Сан-Себастьяно (Catacombe di San Sebastiano, www.catacombe.org), где в разгар гонений прятали мощи апостолов Петра и Павла, или катакомбы Святой Домициллы (Catacombe di San Domitilla, www.domitilla.info). Последние самые отдаленные, зато там больше всего фресок и показывают настоящие захоронения.

Над землей можно выдохнуть с облегчением, отрезок с III по V милю — самый приятный и увлекательный на Аппии. Слева виднеются развалины виллы Максенция (Villa di Massenzio, www.villadimassenzio.it) — того самого, которого Константин победил при Мульвиевом мосту. Помимо дворца и круглого храма в честь безвременно погибшего сына Ромула, у него в поместье имелся собственный гигантский цирк. Зачем в такой глуши понадобилась арена на 10 000 зрителей — неизвестно, зато сохранилась она гораздо лучше, чем Большой цирк в центре города. Видны и загоны для лошадей, и разделительная стена-спина длиной 1000 римских футов, или 296 метров. Вокруг — цветущий луг: ботаники нашли на вилле Максенция 400 с лишним видов растений, в том числе мелкие местные орхидеи.

Следом — самое раскрученное сооружение в этих краях, мавзолей Цецилии Метеллы (Mausoleo di Cecilia Metella, www.coopculture.it) I века до н. э. Вид суровой крепости ему придало семейство Каэтани, державшее всю Аппию под контролем в XIV веке; в их гербе был бык, что объясняет название разрушенной церкви напротив — Сан-Никола-а-Капо-ди-Бове (San Nicola a Capo di Bove). Впрочем, возможно, дело в мраморном фризе с рогатыми головами, до сих пор заметном на стене усыпальницы.

Те же быки дали название вилле (Villa Capo di Bove), под которой недавно нашли остатки загородного имения Герода Аттика — афинского аристократа и наставника Марка Аврелия, дослужившегося до консула. В 160 году у него внезапно умерла жена, и поговаривали, что не своей смертью. Стремясь доказать, что он безутешен, Аттик построил в честь усопшей целую усадьбу с храмом — тем самым, из которого выросла церковь Сант-Урбано в парк Каффарелла. Раскопки пока не очень впечатляют, но что еще скрывается под ногами, неизвестно — к исследованиям приступили лишь несколько лет назад. До недавних пор вилла была жилой — в 1950–60-е селиться на Аппии было невероятно модно, и вдоль дороги, вымощенной античными булыжниками, то и дело возникают ограды частных имений. Где-то здесь обитают Валентино Гаравани, Франко Дзеффирелли и Джина Лоллобриджида. А между парадными аллеями встречаются полустертые саркофаги, пастбища с ежевичными изгородями и мраморные фигуры, которые стоят как ни в чем не бывало, будто решили передохнуть на обочине.

Ничем не огороженные холмики на V миле, откуда удобно обозревать окрестности, — курганы Горациев и Куриациев (Tumuli degli Orazi e dei Curiazi), то есть усыпальницы полумифического VII века до н. э., когда Рим только-только начинал разбираться с конкурентами. Cпор с соседней Альба-Лонгой решился единоборством: за Рим вышли трое братьев Горациев, за соперников — трое братьев Куриациев. Двое Горациев были убиты, а трое Куриациев — ранены; последний выживший римлянин бросился бежать, рассудив, что истекающие кровью противники не смогут его догнать. Расчет был верен — Куриации пали по одному и были похоронены под тремя курганами по правую сторону дороги. У Горациев могил две, хотя покойников в семье оказалось трое: победитель в сердцах заколол сестру, осмелившуюся плакать по жениху, одному из Куриациев.

Аппиева дорога в Риме: история, описание, достопримечательности и фото

Сентябрь 20, 2018

Все дороги ведут в Рим — такое выражение часто можно услышать, когда разговоры заходят о Вечном Городе. Одной из самых старых является Аппиева дорога, проложенная еще в IV веке до нашей эры. Ее протяженность составляет почти 535 км (360 миль; 1 древнеримская миля соответствует 1482 м), а проходит она по территории сразу нескольких регионов Италии: Лацио, Кампания, Апулия и Базиликата.

Аппиева дорога: с чего все начиналось

В первой четверти IV века до нашей эры Рим являлся важным политическим и торговым центром Италии. В ходе многочисленных военных кампаний римляне подчиняли себе новые территории и обретали союзников, укрепляя свое положение на апеннинах и налаживая торгово-экономические и политические отношения. Город рос и развивался. Одной из самых масштабных строек этого периода, а также важнейшим военно-стратегическим решением, стала прокладка новой магистрали, соединившей Рим с южным городом Капуа. Строительство дороги началось в 312 году до н.э. по приказу Аппия Клавдия Цека, влиятельного государственного деятеля и военачальника, и была названа в последующем его именем — Аппиева.

Историческая справка

Аппий Клавдий Цек (ок. 350—273 гг. до н. э.) — древнеримский политический деятель, военачальник, реформатор. Считается основателем судопроизводства. Благодаря Аппию Клавдию Цеку в Риме появился первый акведук и была проложена стратегически важная магистраль в древнем мире — Аппиевая дорога.

Одна из самых древних дорог Рима, в связи с постоянными войнами, строилась в несколько этапов. Первый участок магистрали, соединивший столицу республики с городом Капуа (провинция Казерта, Кампания), был построен для решения военных задач. Исследователи предполагают, что сама дорога здесь существовала и ранее, а Аппий Цек лишь придал ей должный вид, вымостив камнем.

Веком позже был проложен следующий отрезок Аппиевой дороги — от Капуи до Беневенто (провинция Бенвенто, Кампания), а к началу II века до н.э. магистраль достигла Брундизии (совр. Бриндизи, Апулия). Это поспособствовало развитию торговли с восточными странами.
На протяжении многих веков вдоль Аппиевой дороги зажиточные граждане строили фамильные склепы. Некоторые из них с течением времени расширялись, превратившись в итоге в обширные городские кладбища — катакомбы. Вдоль дороги устанавливали многочисленные памятники и монументальные гробницы, некоторые из которых сохранились до наших дней.
Свою роль одна из главных магистралей древнего мира выполняла вплоть до VI века, после чего ее торгово-военное значение постепенно сходило на нет. Улицу Аппиа все чаще стали использовать паломники, следовавшие в Рим с целью поклонения реликвиям и мощам святых, захороненных в христианских катакомбах на обочине дороги.

Аппиева дорога. Артур Джон Стратт. 1858 г

В средние века, когда бòльшая часть территории у Аппиевой дороги принадлежала Святому Престолу, многие фунеральные монументы были разобраны и использованы в качестве строительного материала для возведения новых сооружений. В XI веке некоторые земельные участки перешли в собственность представителям знати.
После строительства новой Апиевой дороги (via Appia Nuova) во второй половине XVII века старую начали называть Аппия Антика (via Appia Antica).

Аппиева дорога: что посмотреть

В античные времена в Риме запрещалось производить казни и погребения в черте города. Городские кладбища располагались за пределами окружных стен. Вдоль Аппиевой дороги на протяжении нескольких веков возводили фамильные мавзолеи, устанавливали фунеральные памятники и обустраивали общественные колумбарии. Многие из подобных сооружений можно увидеть и сегодня:

  • Порта Капена
  • Мазволей Сципионов
  • Арка Друза
  • Гробница Помпония Хила
  • Ворота Сан Себастьяно
  • Первая мильная колонна
  • Гробница Геты
  • Мавзолей Присциллы
  • Цервовь Санта Мария ин Пальмис (Domine quo vadis)
  • Колумбарий вольноотпущенников
  • Гробница Волусия
  • Катакомбы Сан Каллисто
  • Колумбарий Винья Ранданини
  • Колонна Пия IX
  • Катакомбы и храм Святого Себастьяна
  • Склеп Ромула и цирк Максенция
  • Мавзолей Цецилии Метеллы
  • Руины церкви Сан Никола а Капо ди Бове
  • Башня Капо ди Бове
  • Склеп сыновей Секста Помпея
  • Усыпальница Илария Фуска
  • Мавзолей Рабириев
  • Вилла Квинтилиев

Подземелья Рима: шокирующие находки

Мавзолей Цецилии Метеллы

Руины церкви Сан Никола а Капо ди Бове

Гробница сыновей Секста Помпея

Главные достопримечательности Аппиевой дороги

Популярные гиды в Риме:

Аппиева дорога на карте Рима

Как добраться до виа Аппия Антика

Добраться до главных достопримечательностей, расположенных у Аппиевой дороги, возможно на линиях автобусов компании ATAC: NoNo 660, 664, 218, 118

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Аппиева дорога

Нередко в народе можно услышать выражение, что все дороги ведут в Рим. Оно появилось много веков назад и имело буквальный смысл. Крылатая фраза зародилась во времена Древнего Рима, когда жители города вели захватнические войны на прилегающих территориях и расширяли свое государство. Именно тогда возникла острая необходимость в хороших дорогах, чтобы войска могли беспрепятственно добираться до мест завоеваний, чтобы налоговые сборы вовремя поставлялись в казну, а также была возможность завозить необходимый провиант для местных жителей. В эпоху Древнего Рима действительно построенные вокруг дороги вели именно в этот город. И Аппиева дорога не стала исключением. Она была проложена в IV веке до н.э. и считается одной из старейших.

Протяженность Аппиевой дороги от Рима до Брундизии составляет почти 535 километров. Магистраль пересекает несколько регионов Италии: Апулию, Кампанию, Базиликату и Лацио.

История

История Аппиевой дороги берет начало с консула Аппия Клавдия Цека – древнеримского военачальника и политика. Принято считать, что гениальный реформатор положил начало судостроительному делу в столице республики. Именно по его распоряжению в 312 году до н. э. началась закладка магистрали. Аппий не только принял решение о строительстве, но также считается, что консул указал верное направление будущей дороги.

Первоначальная цель строительства пути была исключительно военной. Ранее Древнеримская республика активно расширяла свои границы за счет захватнических войн, включая прилегающие территории варваров.

Из-за непрекращающихся войн Аппиева дорога строилась в несколько этапов. Первая часть магистрали проходила между Римом и городом Капуа. Через сто лет была построена вторая часть дороги, соединившая Капую с Беневенто. А спустя еще некоторое время магистраль расширилась до Брундизии. С этого момента Аппиева дорога приобрела иное значение. Она стала экономической «артерией», благодаря которой активно развивалась торговля с восточными землями. Благодаря новому пути Рим узнал о прекрасных восточных тканях. Кроме того, именно с Востока в Рим привозили «товар», ценившийся выше всего, – рабов.

Жители «Вечного города» очень гордились своим творением и называли его «царицей дорог». Путь был вымощен булыжниками, позволявшим римской коннице и легионерам передвигаться гораздо быстрее. Даже сегодня на отшлифованных камнях можно видеть следы, выбитые ногами римских солдат и колесницами.

Интересные факты

  • В течение нескольких веков представители древнеримской знати строили вдоль дороги памятники, богато украшенные гробницы и даже семейные склепы. Для них быть похороненным вдоль величайшего древнего пути считалось большой честью. Члены именитых семей даже соревновались друг с другом в части убранства захоронений.
  • В истории Аппиевой дороги существуют и печальные моменты. Например, в свое время римляне очень жестоко наказывали бунтовщиков. Когда восстание знаменитого Спартака было подавлено, легионеры распяли на деревянных крестах вдоль дороги 6000 мятежников, взятых в плен.
  • Со временем магистраль утратила первоначальное военное, а затем и торгово-промышленное значение. Дорогу стали использовать верующие для паломничества к реликвиям христианских катакомб, расположенных вдоль обочины пути.
  • Когда значительная часть Аппиевой дороги стала подвластна Святому Престолу, большинство захоронений и сооружений были демонтированы, а материал использован на нужды городского строительства.
  • В настоящее время Аппиева дорога в Риме представляет собой государственную магистраль. Она частично покрыта асфальтом, но во многих местах сохранилась древняя каменная выкладка.

Описание достопримечательностей

Аппиевы ворота

Первое, на что стоит обратить внимание, – это ворота святого Себастьяна или Аппиевы ворота. В свое время эта постройка была признана самыми большими воротами Рима. Грандиозное сооружение построили в 3 веке н. э. по приказу правителя Аврелиана.

Достопримечательность прекрасно сохранилась до сегодняшнего момента. Здесь работает музей стены, выставку которого можно посещать со вторника по воскресенье включительно. Часы работы экспозиции – с 9:00 до 2:00. Вход бесплатный.

Гробница Цецилии Метеллы

Монументальная усыпальница, напоминающая внешним видом башню, была возведена в честь дочери знатного римского вельможи, Цецилии. Диаметр строения составляет 11 метров, а высота – около 7 метров. В настоящее время башня сильно разрушена, однако гробница является главной достопримечательностью Аппиевой дороги и представляет собой яркий пример архитектуры древнеримских усыпальниц.

Для строительства гробницы были использованы каменные блоки, очень плотно подогнанные друг к другу: настолько плотно, что между ними нельзя просунуть даже швейную иглу. Башня украшена мрамором, сохранившим на поверхности рельефы в виде животных. В те времена такой материал стоил невероятно дорого. Подобную роскошь могли себе позволить только богатейшие представители знати. Сама Цецилия была похоронена в саркофаге, размещенном в центре усыпальницы. Позже ее останки перенесли в Палаццо Фарнезе. На сооружении высечена надпись, которая гласит, что покойная была прекрасной дочерью и матерью.

Катакомбы Домитиллы

Подземная часть сооружения представляет собой галереи, украшенные различными фресками, изображающими святых. Постепенно ее пространство было расширено для захоронения христиан. В период существования Римской Империи катакомбы облюбовали паломники и использовали их в качестве молелен и храмов.

Есть мнение ученых, согласно которому катакомбы были построены на месте гробницы древнего рода Флавиев. Они возведены на земле, находившейся в собственности Домитиллы, внучки императора Весписиана. Домитилла была в числе самых первых христианок, за что жестоко преследовалась и скончалась в муках, замученная палачами.

Руины виллы Квинтилиев

Некогда усадьба принадлежала братьям Квинтилиям. Вилла была настолько красиво и богато обставлена, что им мог позавидовать сам Коммод, император Древнего Рима. Сегодня увидеть часть ее фасада получится во время прогулки по Аппиевой дороге. Большая часть храма, включая скульптурные композиции и археологические находки, открыта для посещения.

Гробница Сципионов

Захоронение принадлежало одному из самых знатных родов Рима – Сципионам. В усыпальнице захоронен знаменитый поэт Квинт Энний, хотя он и не имел отношения к знатному роду. Данное строение – один из ярчайших и впечатляющих примеров погребальной архитектуры Древнего Рима.

Церковь Домине-Кво-Вадис

По-настоящему называется Санта-Мария-ин-Пальмис. Считается, что церковь стоит на том месте, где Иисус Христос явился перед апостолом Петром как раз в момент, когда солдаты уничтожили всех христиан Рима. Апостол спросил Иисуса, куда Святой держит свой путь. А миссия ответил, что направляется в Рим, чтобы принять второе распятие. Петр последовал за Господом в столицу. В Риме он встретил смерть мученика и принял ее достойно.

Кроме перечисленных достопримечательностей, рекомендуем также посетить арку Друза, гробницу Помпония, ворота Сан Себастьяна, первую мильную колонну, гробницу Геты, мавзолей Присциллы, колумбарии вольноотпущенников и Винья Ранданини, гробницу Волусия и колонну Пия IX.

Желающим ближе познакомиться с достопримечательностями Рима, рекомендуем присмотреться к списку экскурсий на портале «Спутник». Обзорные прогулки, поездки в пригороды, гастрономические и подземные туры – достаточно выбрать понравившийся маршрут и забронировать его на сайте.

Как добраться

Магистраль находится по адресу: Via Appia Antica, 60, Рим. Самостоятельно доехать сюда получится на автобусах №118, а в выходные дни сюда курсирует специализированный туристический автобус №110 от станции метрополитена «Термини». Стоимость проезда на три дня составляет 25 евро.

С более подробной информацией о достопримечательностях маршрута можно ознакомиться на официальном сайте. Там вы найдете расположение Аппиевой дороги на карте, режим работы и фотографии объектов.

В разделе Описания достопримечательностей почти ни одна достопримечательность как раз не описана. Приведены исторические справки. Опишите объекты, которые у вас в этом разделе перечислены.

Древняя Аппиева дорога

«Все пути ведут в Рим» — эта фраза возникла неспроста, Вечный город действительно известен тем, что еще в древности от него расходилось несколько крупных и удивительно благоустроенных для того времени транспортных артерий. Появившаяся еще до нашей эры Аппиева дорога (Via Appia) — одна из них. Ее длина составляет около 540 километров, поэтому идти по всему маршруту, конечно же, нет смысла. Но та часть, что находится на римских окраинах, сохранила свой аутентичный вид и однозначно стоит посещения.

Древняя Аппиева дорога (Via Appia Antica)

История

Древняя Аппиева дорога была построена в 312 году до нашей эры. Первоначально она появилась с военной целью, связывая Рим с крепостью Капуя в южной части Аппенинского полуострова. Позже маршрут продлили до города-порта Брундизия (Бриндизи), чтобы наладить сообщение с другими государствами: Египтом, Грецией, территорией Азии и т.д.

Инициатором строительства самого первого пути был государственный деятель и патриций Аппий Клавдий Цек — именно в честь него и появилось название Виа Аппиа. Но после каждый новый правитель Рима укреплял древнюю трассу и привносил что-то свое. Она обновлялась при Максенции, Константине, Диоклетиане и других, заслужив неофициальное прозвище «Царица дорог». Вдоль каменной мостовой богатые римляне хоронили родственников, выстраивая роскошные гробницы.

Строительство Аппиевой дороги было обязанностью римских легионов, а дорогу могли прокладывать даже через овраги и болота

В Средние века Аппиева дорога утратила часть своей значимости в качестве военной и торговой артерии. Но зато появился большой поток паломников, которые хотели посетить гробницу Святого Себастьяна и римские катакомбы. Это продолжалось до конца 16-го века, когда папа Григорий XIII решил построить Appia Nuova, оттянувшую на себя почти весь поток путешественников.

В 16 веке дорога притянула к себе большое количество паломников разного социального статуса

В начале 19-го столетия в Риме набрал силу интерес к античным достопримечательностям, и древняя Виа Аппиа превратилась в одну из археологических зон. Спустя век, в 1988 году, появился археологический парк Parco Regionale Della’Appia Antica. Он помог сохранить в первозданном виде те километры мостовой, которые еще не превратились в асфальтированную трассу.

Сейчас Аппиева дорога относится к археологическому парку, который поддерживает ее и достопримечательности в должном состоянии

Интересно: после знаменитого восстания Спартака в 71 году до нашей эры Виа Аппиа стала местом казни — вдоль нее прошло массовое распятие рабов. Около 6 000 крестов были возведены от Рима до Капуи.

Как добраться до Аппиевой дороги

Легендарная Аппиева дорога находится в южной части Рима и уходит далеко за его пределы. Однако начало маршрута у ворот Сан Себастьяно расположено не слишком далеко от исторического центра.

Точный адрес: Via Appia Antica, Рим, Италия

Как добраться из Рима от вокзала Termini

Метро:по ветке А ехать до станции S. Giovanni 5 минут.

Пешком:пройти 1,7 километра.

Автобус:маршрутом №714 ехать до Columbo (Marco Polo) около 15 минут.

Аппиева дорога на карте

Что посмотреть

Древняя Аппиева дорога протяженностью 540 км к сегодняшнему дню далеко не всюду представляет интерес для туристов, весомая ее часть покрыта асфальтом и мало чем отличается от обычной трассы. Поэтому в плане экскурсий можно ограничиться первыми 7-10 километрами — туристическим маршрутом, где сохранились античные развалины и древнеримская мостовая. Серые камни — вулканический базальт, из которого построена Виа Аппиа, подогнаны друг к другу настолько плотно, что и сегодня остаются надежным покрытием. В далеком прошлом каждую милю обозначала специальная колонна, но до наших дней их сохранилось всего две — первая стоит у ворот Сан Себастьяно, а вторая находится в городе Бриндизи.

Ворота Святого Себастьяна

В античные времена Аппиева дорога брала свое начало у Капенских ворот неподалеку от Большого цирка. Но это строение до наших дней не дошло даже в виде развалин, поэтому отсчет принято начинать от ворот Святого Себастьяна. Они были и остаются самыми большими в древней Аврелиановой стене. Интересно, что эти ворота некогда назывались Аппиевыми, а свое современное имя получили только в 15-м веке.

Отсчет Аппиевой дороги принято начинать у ворот Святого Себастьяна

У Порта Сан Себастьяно можно немного задержаться — во-первых, здесь находится колонна, отмечающая первую милю Виа Аппиа, а во-вторых, над воротами находится музей Museo delle mura, посвященный истории крепостных стен. Этот музей и смотровую площадку можно посетить бесплатно.

Маршрут по достопримечательностям Via Appia лучше начать с Museo delle mura, в котором есть смотровая площадка с панорамой будущего маршрута

Арка Друза

Довольно скромная с виду арка расположена непосредственно у ворот и когда-то составляла с ними единое целое. Была версия, что она строилась как триумфальное сооружение, но такая гипотеза не подтвердилась. На самом деле это опора античного водовода — часть акведука Аква Марция, снабжавшего водой древнеримские термы.

Арка Друза когда-то была опорой античного водовода

Церковь Domine Quo Vadis

Храм с необычным названием Domine Quo Vadis, которое в переводе означает «Куда ты идешь?», прославился благодаря одной легенде. Считается, что именно на этом месте на заре нашей эры апостол Петр, бежавший из Рима, встретил самого Христа и спросил у того, куда он направляется. Воскресший Иисус Христос ответил, что идет в Рим, чтобы заново быть распятым. После этого апостол уже не мог продолжать свое бегство — он вернулся, был схвачен властями и казнен. О легендарной встрече сегодня напоминает камень с отпечатками ступни, который хранится в церкви — считается, что это след самого Христа.

Многоуровневые катакомбы Святого Каллиста на 2-й миле Аппиевой дороги являются самыми древними из подземелий Рима. Кроме самого Каллиста, который был одним из первых римских пап, здесь похоронены еще несколько понтификов и 8 христианских епископов. Сегодня для туристов открыта лишь небольшая часть катакомб, а многие тоннели до сих пор не раскопаны и не изучены. Но паломники и туристы идут сюда ради древней Крипты Пап и гробницы святой Цецилии с красивой мраморной статуей. Экскурсии в подземельях проводятся с 09:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00, стоимость 8 € (

Катакомбы святого Каллиста привлекают внимание своей криптой и красивой мраморной статуей у пола

Катакомбы Святого Себастьяна

Длинные и запутанные катакомбы Святого Себастьяна — одна из самых интересных достопримечательностей Виа Аппиа. Есть легенда, что некогда в них хранились мощи апостолов Петра и Павла. Правда это или нет — сложно сказать, доподлинно известно лишь то, что в этих подземельях был погребен мученик Себастьян. Сегодня его мощи находятся в старинной базилике, которая расположена прямо над катакомбами. Кстати, подземный маршрут начинается именно с нее. Посетить катакомбы можно с 10:00 до 17:00, билет стоит 8 € (

Вилла Максенция

Древнеримская вилла, которую связывают с именем императора Максенция, сохранилась в виде развалин главного дворца, цирка и мавзолея Валерия Ромула (сына Максенция). Считается, что она была построена на Аппиевой дороге еще на заре нашей эры и вначале принадлежала оратору Героду Аттику. Император же, получив эти земли, занялся перестройкой уже существующего дворца. Развалины можно посмотреть бесплатно, но только с 10:00 до 16:00.

Развалины виллы Максенция можно посмотреть бесплатно, важно уложиться в отведенное время

Мавзолей Цецилии Метеллы

Античная гробница Цецилии Метеллы — дочери древнеримского консула и невестки полководца Красса, была построена за 50 лет до нашей эры. Внешне она напоминает круглую зубчатую башню, облицованную травертином. Правда, первоначальный облик мавзолея был несколько иным, зубцы у него появились лишь в 13-м веке, когда гробница перешла к семейству Каэтани. Осмотреть мавзолей можно с 09:00 до 16:30, вход стоит 5,5 € (

Гробница Цецилии Метеллы была выстроена в память о дочери знатного древнеримского консула

Интересно: за мавзолеем Цецилии Метеллы находится самый красивый участок Аппиевой дороги — окруженная кипарисами древняя мостовая, которую часто можно увидеть на открытках и фотографиях.

Красивейший участок Аппиевой дороги сохранил свой вид благодаря усилиям работников археологического парка и властям Рима

Дальше по маршруту находятся развалины замка Каэтани и построенной внутри него церкви Святого Николая — одного из редких готических сооружений Рима. А на расположенной рядом вилле Капо ди Бове есть остатки древнеримских терм с сохранившейся напольной мозаикой.

Часовня святого Николая выполнена в готическом стиле, что совсем не свойственно римской архитектуре

Если вы настроены на длительную прогулку, можно пройти и по 4-й миле Виа Аппиа — она известна множеством гробниц. Более десятка мавзолеев разной степени сохранности будут идти длинной чередой. Среди них есть скромная гробница Сенеки — древнеримского философа, воспитавшего императора Нерона.

После 4-й мили древней дороги начинается череда гробниц и мавзолеев, одной из них будет гробница Сенеки

На 5-й миле находятся развалины виллы Квинтилиев — некогда огромного дворца с паровым отоплением, системой водоснабжения и канализацией. Следующая 6-я миля отмечена несколькими башнями и руинами храма Геркулеса.

История виллы Квинтилиев связана со страшным проклятием братьев, владевших ею

А в самом конце туристического маршрута на территории района Frattocchie города Marino (примерно 20 км от Рима) расположен информационный центр парка Parco Appia Antica.

Тому кто дойдет до конца приятным бонусом будет отдых в чудесной парковой зоне Parco Appia Antica

Карта достопримечательностей древней Аппиевой дороги

Часы работы и стоимость билетов

Аппиеву дорогу можно посетить самостоятельно и бесплатно, но вход в некоторые гробницы и музеи по ее маршруту будет платным.

В выходные и праздничные дни передвижение транспорта по участкам, входящим в состав парка, запрещено — они открыты только для пешеходов.

Езда на транспорте разрешена только в будние дни и на очень маленькой скорости

Интересные факты

  • В античные времена вдоль Виа Аппиа работало несколько трактиров, один из которых под названием Tres Tabernae упоминается в письмах Цицерона и даже в Новом Завете.
  • На стене ворот Святого Себастьяна можно увидеть фигуру архангела Михаила, который сражается с драконом. Она появилась в 14-м веке после победы римлян над неаполитанским войском.
  • Считается, что именно Аппию — основателю Аппиевой дороги, принадлежит крылатая фраза «Каждый сам кузнец своего счастья».

Преодолеть маршрут Аппиевой дороги рекомендуем на велосипеде или пешком

Полезные советы

  • По Виа Аппиа не стоит ехать на автомобиле, даже несмотря на то, что в будни она открыта для автотранспорта. На каменной мостовой скорость будет минимальной.
  • По воскресеньям катакомбы Святого Себастьяна закрыты, а ехать ради них в этот район еще раз — не слишком удобно. Поэтому лучше выбрать для экскурсии по Аппиевой дороге субботу.
  • Пройти пешком весь туристический маршрут почти невозможно, но если вы хотите увидеть максимум — возьмите в аренду велосипед. Ввиду теплого климата Рима этот вариант доступен и зимой.
Виртуальная экскурсия по древней Аппиевой дороге в Риме
Древняя Аппиева дорога в Риме на видео

Удивительная и неимоверно древняя Аппиева дорога стоит того, чтобы надеть удобную обувь и отправиться в длинное путешествие по истории Рима. Но если не хочется много ходить пешком, можно от ворот Святого Себастьяна проехать на автобусе №118 до Scuola Agraria, чтобы посмотреть катакомбы Каллиста, после немного прогуляться и вернуться в город. Этот же автобус довезет и до базилики Сан-Себастьяно-фуори-ле-Мура, откуда рукой подать до виллы Максенция и гробницы Цецилии Метеллы. Но дальше все-таки придется идти пешком.

Аппиева дорога в Риме

Аппиева дорога (Via Appia) — это «хайвей» античных времен, соединяющий Рим с Брундизием (лат. Brundisium ). Брусчатый путь длинной в 540 км появился в 4 веке до н.э. для того, чтобы соединить столицу Римской империи со стратегически важными соседями: Грецией, Египтом, Азией.

История

Как свидетельствует летопись «История от основания города», основная часть дороги была выстроена в течение 312 года до н.э. Ее возникновение записано в послужной список цензора (высокого должностного лица) Рима — Аппия Цека (лат. Appius Caecus).

Ранее был обустроенный тракт, позволяющий добраться из Рима в Кальви (лат. Calvi). Аппий задумал произвести более масштабную реконструкцию дорог, на что истратил большую часть казны. Исторические хроники засвидетельствовали, что строителям приходилось тщательно планировать холмистую местность. Затем, уплотненный грунт был покрыт обтесанным пластами вулканического базальта.

Этапы строительства

В 312 г. до н.э. была построена первая часть Аппиевой дороги — отрезок длинной в 195 км, ведущий в Капую (Capua). Новый путь служил в первую очередь, военным целям. Затянувшаяся война между римлянами и самнитами требовала решительных действий со стороны правителей Рима.

В 3 веке до н.э. Аппий приобрел статус диктатора. Римский правитель решил укрепить позиции государства в регионе Кампания (Campania). С этой целью Аппиева дорога получила продолжение до Беневентума (лат. Beneventum).

Во 2 веке до н.э. римляне решили пробить кратчайший путь к Балканскому полуострову. Продлив Аппиеву дорогу от Беневентума до Брундизия, Рим получил прямой выход на Эгнатиеву дорогу (лат. Via Egnatia), ведущую в страны Востока. Таким образом, была укреплена экономическая позиция империи.

Ценность

Изначально Аппиева дорога служила на благо военных, затем обрела экономический и культурный аспекты. По признанию современников новый путь обрел негласное название «Царица дорог».

Вымощенная камнями лента, обрамленная зонтичными соснами, пережила легендарный Рим. Ее значение отмечали византийские императоры, глава остготов Теодорих Великий (нем. Theoderich der Große) и все правители, господствовавшие в Риме вплоть до Средних веков. Затем, «древний путь» остался на откуп паломникам, путешествующим по святым местам.

Примечательно, что вдоль Аппиевой дороги проходит один из рукавов Катакомб Рима (Catacombe di Roma). Раннехристианские мученики и понтифики нашли упокоение в подземных пещерах у главной дороги. Многочисленные памятники, созданные во времена Римского государства, с течением времени были разрушены, реконструированы или послужили источником даровых стройматериалов.

В позднем Средневековье Аппиева дорога, по сути, утратила свои функции, она была частично демонтирована, а большей частью — покрыта новым дорожным полотном. В 18-19 века в окрестностях исторического маршрута происходили обширные раскопки. Древние артефакты разлетелись в сотни частных коллекций и музеев.

Маршрут

Аппиева дорога начинала свой отсчет с Капенских ворот (лат. Porta Capena) в Риме, которые в нынешнее время практически полностью разрушены.

Первым населенным пунктом за границей Аврелиановой стены (лат. Mura Aureliane) является городок Аричча (Ariccia). Вехой, отмечающей 88 км пути служит город в регионе Лацио — Террачина (Terracina). Затем следуют: Фонди (Fondi) и Формия (Formia), стоящая на 142 километре «Царицы дорог». Города Минтурно (Minturno) и Синуэсса (сейчас: Мондрагоне (Mondragone)) — промежуточные на пути к Капуе (сейчас: Санта-Мария-Капуа-Ветере, (Santa Maria Capua Vetere)) региона Кампания.

Карта Аппиевой дороги продлилась за счет пути в Беневенто (Benevento), Венузию (Venosa), Тарент (лат. Tarentum), Урию (лат. Uria). Окончательная точка маршрута (540 км) находится в портовом городе Бриндизи региона Апулия (Puglia). Конный переезд из Рима в Брундизия составлял порядка 15 дней!

Памятники

Аппиева дорога получила своеобразную разметку в одну римскую милю (1478 м). В качестве вех использовались столбы (лат. colonna miliaria) с памятными табличками в честь императоров, правивших в Риме. В наше время можно взглянуть лишь на столб 1-й мили и колонну, символизирующую окончание пути в Бриндизи.

Согласно Закону 12 таблиц, принятому в Риме в 450 г. до н.э. в черте столицы запрещалось хоронить усопших.

До 2 века до н.э. вдоль брусчатки выстраивали колумбарии (лат. columbarium) богатых семейств, в которых хранились урны с прахом. Впоследствии традиция сжигать покойников трансформировалась в погребальные церемонии. Таким образом, в подземных пещерах из туфа стали появляться целые некрополи. Отдельного внимания заслуживают гробницы, которые порой имеют весьма внушительные размеры и замысловатые формы.

Первая миля

  • Гробница Сципионов (лат. Sepulcrum Scipionum) принадлежала влиятельной римской семье. Возникла в числе первых усыпальниц в 3 в. до н.э. Вновь увидела белый свет в 18 веке, несколько элементов перекочевали из усыпальницы в музеи Ватикана.
  • Склеп Помпония Хила (лат. Pomponius Hylas) имеет скромные размеры, принадлежал вольноотпущеннику императора Помпонию и его семье.
  • Ворота Святого Себастьяна (лат. Porta San Sebastiano), в прошлом — Аппиевы ворота (лат. Porta Appia) были выстроены в 3 в. н.э. правителем Аврелианом. В 5 веке простою арку украсили надстройкой в виде двух башен с зубчатым декором. Внутри ворот функционирует Музей Стены (Museo della Mura), время работы: вт-вс с 9:00 до 14:00, вход — свободный.
    Официальный сайт:www.en.museodellemuraroma.it
  • Первая верстовая колонна установлена в 100 м от Аппийских ворот. Аутентичный столб находится на Капитолийской площади, у дороги установлена его копия.
  • Гробница Присциллы (лат. Sepulcrum Priscilla) была построена во времена императора Домициана (Titus Flavius Domitianus) для жены вольноотпущенника Флавия Абасканта. Большое прямоугольное строение в прошлом было богато украшено, отделано травертином. В Средние века над древними катакомбами Присциллы была оборудована смотровая башня.
  • Церковь Домине-Кво-Вадис (лат. Domine quo vadis?), настоящее название — Санта-Мария-ин-Пальмис (Santa Maria in Palmis). Скромное святилище находится в чудесном месте, где апостолу Петру явился Иисус Христос. К этому времени солдаты выжгли огнем и мечем всех христиан столицы. На вопрос Петра: «Куда идешь, Господи?» Иисус ответил: «Иду в Рим на второе распятие». Петр припал к ногам сына божьего и направил свои стопы в Рим, где был схвачен и умер смертью мученика. В церкви хранится плита с отпечатками стоп Иисуса.

Вторая миля

  • Катакомбы Святого Каллиста (Catacombe di San Callisto) — обширные раненнехристанские катакомбы 2-4 веков н.э. Режим работы: с 9:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт:www.catacombe.roma.it
  • Колонна Пия IX — стелла из серого камня авторства Луиджи Канина (Luigi Canina).
  • Катакомбы Святого Себастьяна (Catacombe di San Sebastiano), в прошлом просто «катакомбы» — лат. «ad catacumbas». Раннехристианские захоронения, которые находятся под Базиликой Сан-Себастьяно (Basilica San Sebastiano). Режим работы: пн-сб с 10:00 до 17:00. Стоимость билетов: 8 евро — полный, 5 евро — льготный, дети до 6 лет — бесплатно.
    Официальный сайт:www.catacombe.org

  • Гробница Ромула (лат. Sepulcrum Romulus) и Цирк Максенция (Circo di Massenzio) были построены в 4 веке н.э. в честь сына и отца, правителя Максенция. Развалины являются музеем, вход – бесплатный, режим работы: вт-вс с 10:00 до 16:00.
    Официальный сайт:www.en.villadimassenzio.it
  • Гробница Цецили Метеллы (лат. Sepulcrum Caecilia Metella) возникла в 1 веке до н.э., чтобы стать последним пристанищем для Цецилии, дочери Квинта Метеллы (Quintus Metellus), римского консула. Большое строение: круглая башня 30 м в диаметре и 11 м высотой, в 13 веке получила фортификационный вид.

Третья миля

  • Развалины церкви Сант-Никола-а-Капо-ди-Бове (Sant Nicola a Capo di Bove) находятся неподалеку стен гробницы Цецилии. Постройка 14 века служила редким примером классической готики.
  • На этом участке хорошо сохранилась базальтовая мостовая, можно узнать, как выглядела Аппиева дорога в исконном виде.
  • Гробница Марка Сервилия (лат. Sepulcrum Marcus Servilius) — древний склеп, украшенный рельефами, фасад которого в 19 веке восстановил Антнио Каннова (Antonio Canova).

Четвертая миля

  • Усыпальница сыновей Секста Помпея (лат. Sepulcrum Sextus Pompeus) — построена Секстом Помпеем для своих рано ушедших сыновей. Горе отца выплеснулось в стихах, нанесенных на стену гробницы.
  • Гробница Святого Урбана (Mausoleo di Sant’Urbano martire) хранит покой римского епископа с 4 века н.э.

  • Гробница Илария Фуска (Sepolcro di Hilarus Fuscus) пострадала от времени. Благодаря стараниям Луиджи Канина можно рассмотреть стену постройки, украшенную рельефной дощечкой с изображением семейства Фуска.
  • Кенотаф Анны Реджиллы (Cenotaph Annia Regilla) — дворянки, жившей в Риме во 2 веке н.э., исполненный из кирпича.
  • Пирамидальная гробница интересна своей необычной формой, напоминающей египетские пирамиды.

  • Гробница Рабириев (лат. Sepulcrum Rabirii) также была реставрирована Каниной. Архитектор восстановил из найденных при раскопках частей рельеф, украшающий фасад усыпальницы: изображение Гая Рабирия и его супруги.

Пятая миля

  • Гробница Куриациев (лат. Sepulcrum Curiacii) имеет вытянутую цилиндрическую форму, расположена на высоком холме у Аппиевой дороги. Некогда в этом районе произошла битва римского рода Горациев с Куриациями.
  • Вилла Квинтилиев (Villa dei Quintili) была возведена в первой половине 2 столетия братьями Кондином и Массимо Квинтили. Богатство и успех Квинтилиев пробудил зависть в императоре Коммоде, который казнил братьев и конфисковал их особняк. Вилла перестраивалась и расширялась, превратившись в одну из резиденций императора. Обнаруженные при раскопках виллы статуи были перемещены в музеи Ватикана, Лувра и Монако.

  • Casal Rotondo — округлая приземистая усыпальница, датируемая временами Римской республики. Считается, что она служила гробницей для Мессало Корвино, высокго римского чиновника 1 в. до н.э. В настоящее время на ее основе построен сельский дом, украшенный зелеными насаждениями.

Шестая миля — Бриндизи ( Brindisi )

На протяжении 6-й мили Аппиевой дороги располагаются монументы и гробницы, выполненные в виде прямоугольных монументов из базальта, туфа и кирпича.

На отметке в 7 миль, путешественник окажется поблизости от аэропорта Чампино (расстояние – менее километра). Наиболее примечательным археологическим памятником остальной части знаменитого пути являются останки Храма Юпитера Анскура (лат. Jupiter Anxur), расположенные в Террачине.

Современная жизнь

В 1988 году часть территории Рима вместе с Аппиевой дорогой обрела статус археологического парка (Parco Regionale Della’Appia Antica). Большая часть старинного тракта уже покрыта асфальтом, однако, наиболее крепкие фрагменты дорожного полотна сохранены в первозданном виде. По выходным и праздникам движение по историческому пути запрещено.

В искусстве

Аппиева дорога выглядит настолько неординарно, что успела произвести большое впечатление на живописцев. Наиболее древними являются гравюры Джованни Пиранези (Giovanni Piranesi) 18 века. В Третьяковской галерее выставлено полотно «Аппиева дорога при закате солнца», автор — русский художник 19 века Александр Иванов. Не менее живописным оказались окрестности Via Appia американцу Джону Чепмену (John Chapman), который написал цикл из 10 полотен в конце 19 века.

Итальянский композитор 20 века Отторино Респиги (Ottorino Respighi) в 1924 году написал грандиозное музыкальное произведение «Сосны Рима» для исполнения симфоническим оркестром. Не менее талантливый дирижер Герберт фон Караян ( Herbert von Karajan ) воплощал это произведение в стенах знаменитых концертных залов всего мира. Особенно драматично и тревожно звучит часть концерта, имеющая название «Сосны Аппиевой дороги».

Как добраться?

Проще всего добраться до Аппиевой дороги от стен Колизея (Colosseo). Маршрут путешествия таков: на юг по Via Celio Vibenna и Via di San Gregorio – свернуть на юго-восток к Piazza di Porta Capena (здесь некогда стояли Капенские ворота). Затем по Viale delle Terme di Caracalla и, придерживаясь юго-восточного направления, продолжить движение по Via di Porta San Sebastiano. Узкая старинная улочка постепенно сменяет асфальт на долгожданную брусчатку, ворота Святого Себастьяна ознаменуют начало Via Appia Antica.

Аппиева дорога – величайшая дорога древности

Аппиева дорога — это древняя дорога, соединявшая юг Италии с Римом. По рассказам современников эта дорога была лучшей в своём роде, а писатели в своих произведениях называли её — «царицей дорог».

История

Аппиева дорога в Риме строилась в несколько этапов, начиная с IV века до нашей эры и заканчивая II веком до нашей эры. Названа дорога по имени римского цензора Аппия Клавдия, который приказал проложить дорогу от Рима до города Капуя. На следующем этапе, в III веке до нашей эры, был построен еще один участок до Беневента, а в следующем столетии дорогу проложили до Брундизия.

Таким образом, длина Аппиевой дороги составила более 570 км. Она соединила Рим с южной частью Апеннинского полуострова и стала главной артерией передвижения в южные города.

Основу дороги составляли плотно уложенные камни из вулканического базальта, ширина такой насыпи позволяла разъехаться двум колесницам, а по бокам были устроены канавы для сточной воды и возвышения, напоминающие тротуары.

Для своего времени Аппиева дорога отличалась потрясающим качеством.

Миниатюра о строительстве Аппиевой дороги

Первоначально объект имел военно-стратегическое значение, но позже дорога превратилась в важный торговый путь, а еще через несколько столетий её использовали паломники для похода к святым местам.

Аппиева дорога сегодня

Несмотря на свой солидный возраст, достаточно большая часть Аппиевой дороги сохранилась до настоящего времени. Сегодня ей присвоен статус государственной дороги: здесь проходят спортивные соревнования и проводятся экскурсии, а на одном из её участков обустроен парк.

Достопримечательности Аппиевой дороги

Начало Аппиева дорога берет у ворот Св. Себастьяна – это самые большие античные ворота в Италии, также здесь находиться небольшой музей с историей Аппиевой дороги. Двигаясь далее можно увидеть церковь Домине-Кво-Вадис, на этом месте апостол Петр встретил Христа.

Вдоль Аппиевой дороги создано много катакомб. Самые большие из них – катакомбы Сан-Калисто. Также вдоль дороги расположены многие не мене значимые сооружения – цирк Максенция, базилика Св. Себастьяна, колонна Геркулеса, Базальтова башня, парк акведуков.

Как добраться до Аппиевой дороги

Добраться до начала дороги можно с помощью городского транспорта: на автобусе №118 метро Piramide, от Латеранского холма едет автобус №218. Гулять пешком по дороге не очень удобно, лучше сесть в туристический автобус около станции Термини или взять автомобиль напрокат.

В выходные и праздничные дни трасса закрывается для движения транспорта.

Привет!
Меня зовут Андрей, и я рад видеть вас на этом сайте.
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарен, если вы оцените статью:

Источники:
http://atlas.meduza.io/atlas/rome/feature/2016/09/21/appieva-doroga
http://39rim.ru/appieva-doroga-v-rime-istoriya-opisanie-dostoprimechatelnosti-i-foto.html
http://www.sputnik8.com/ru/rome/sights/appieva-doroga/info
http://theplacement.ru/travel-directory/drevnyaya-appieva-doroga/
http://italy4.me/lazio/roma/appieva-doroga.html
http://italyinsider.ru/appieva-doroga
http://www.bookingcar.su/popular/arenda-i-prokat-avtomobilya-na-krite

Ссылка на основную публикацию