Где живут арабы: страна, территория, культура и интересные факты

Дубаи

Возьмём в качестве примера ОАЭ, жизнь в Дубае и Абу-Даби. Кстати говоря Саудовская Аравия (что такое Аравия?) это отдельная страна, если кто-то не знал.

Саудовская Аравия википедия: Королевство Саудовская Аравия (араб. المملكة العربية السعودية‎; al-Mamlakah al-‘Arabiyyah as-Su‘ūdiyyah) — крупнейшее государство на Аравийском полуострове, нефтяная столица. Саудовская Аравия это страна, которая граничит с Иорданией, Ираком и Кувейтом на севере, Катаром и Объединёнными Арабскими Эмиратами на востоке, Оманом на юго-востоке и Йеменом на юге. Омывается Персидским заливом на северо-востоке и Красным морем — на западе. Экономика саудовской Аравии-основу экономики составляет нефть, так как на страну приходится порядка 25% мировых запасов нефти. ВВП страны порядка 786,5 млрд.долл.США. Россия Саудовская Аравия являются странами-участницами в интеграционной группировке ОПЕК. Население Саудовской Аравии- 33,7 млн. чел. Новости Саудовской Аравии читайте на РИА. новости.

 Страны персидского залива на карте мира фото (карта персидского залива):

Численность арабских христиан в мире

Общая численность – 15 миллионов человек. Все они проживают в различных странах мира. На сегодняшний день их численность в странах Востока постоянно уменьшается, а в США, Канаде, Австралии и странах Западной Европы (Франция и Великобритания) стремительно увеличивается.

На Ближнем Востоке

Наибольшее количество проживает в Египте, Палестине, Ираке, Иордании, Ливане и Сирии.

В настоящее время самой большой группой в регионе Востока и Северной Африки являются копты Египта. Копты – это потомки Древних египтян. Их численность – около 8 миллионов (9% населения страны). Большая часть арабов-коптов относится к Копской православной церкви. В общину Копской католической церкви входят около 100 тысяч коптов Египта. Всего на планете существует 161 приход этой церкви с численностью 164 тыс. человек. Богослужения у коптов проходят на арабском и копском языках (произошел от языка древних египтян).

В Сирии проживает около 2-х миллионов человек. Преобладают прихожане Греческой и Армянской православных церквей, но встречаются также греко-католики, сиро-католики, яковиты, марониты и адепты других христианских церквей.

В Ливане проживает 1,7 млн. человек. Треть населения страны – марониты. Численность общины сокращается, многие ливанские христиане эмигрируют в другие страны.

В Ираке до 2003 года проживало около миллиона человек. После свержения американцами саддамовского режима в результате террора против христиан они начали массово эмигрировать, и сейчас их насчитывается от 300 до 500 тыс. человек. В период 2003—2008 гг. в Ираке было уничтожено более 40 христианских церквей.

В Иордании проживает 160-180 тысяч человек.

К сожалению, в ХХI веке численность христиан, живущих в странах на востоке постоянно уменьшается. Это происходит в связи с процессами радикализации ислама, а также в результате военных конфликтов. Все это привело к тому, что христиане эмигрируют в страны Западной Европы, Канаду, США, Австралию, а также Латинскую Америку. Кроме того, у христиан Ближнего Востока рождаемость более низкая, чем у мусульман.

В Израиле

С появлением на карте мира государства Израиль арабское население составляло не менее четверти. На сегодняшний день оно составляют около 13% среди жителей Израиля, это примерно 120 тысяч человек. Они проживают в основном в северных районах Израиля (70%). Из них в Назарете живет примерно 22 тысячи человек.

В Хайфе христиан около 14 тысяч. В Иерусалиме проживает 12 тысяч христиан. 52% израильских арабов греко-православные, 30% — католики, менее 6% — греко-католики.

В начале 2012 года в Израиле насчитывалось 154500 христиан, из больше 30 тысяч приехали в составе смешанных семей (с супругами-евреями). На сегодняшний день израильское население составляет 2% христиан.

В Израиле действует небольшое количество различных евангелических церквей – около тысячи, несмотря на активную деятельность на протяжении уже более ста лет.

На территориях Палестины

На палестинских территориях проживает около 56 тыс. христиан, в том числе на Западном берегу реки Иордан — 43 тыс., в секторе Газа – 1,8 тыс. и в Восточном Иерусалиме — 11 тыс. человек. Восточные христиане массово эмигрируют. На территории Палестины, которая включает территорию Иудеи, Самарии и сектора города Газа, за последние полвека число христиан уменьшилось с 22% до 2%. В святом Вифлееме в 1993 году православные арабы составляли большинство, сейчас их 12% населения города (чуть больше 11 тысяч жителей).

Христиане подвергаются дискриминации, существуют случаи их насильственного обращения в ислам. И это несмотря на то, что в палестинской конституции права христианского населения закреплены.

На сегодняшний день более 70 тысяч палестинских христиан проживает в чилийском городе Сантьяго.

На других территориях

Большинство восточных христиан эмигрировало. В результате на сегодняшний день в США проживает около 4 миллионов, приехавших из восточных стран. Большинство из них являются христианами. Крупные общины существуют в странах Латинской Америки: Аргентине, Бразилии, Уругвае и Венесуэле, а также в некоторых странах Африки (Нигерии).

Основные группы населения

Большинство бедуинов живет в Аравии и в соседних пустынных районах Иордании, Сирии и Ирака, часть бедуинов проживает в Египте и в северной Сахаре. Их число составляет от 4 до 5 млн. Бедуины ведут строго племенной и кочевой образ жизни. Племя и каждая из его частей возглавляется шейхом, считающимся старшим по мудрости и опыту. Бедуины занимаются в основном разведением верблюдов и разведением овец и коз.

Около 70% арабов живет в деревнях и являются крестьянами. У большинства арабских крестьян глубоко развито чувство принадлежности к своей деревне, жители которой обычно помогают друг другу в случае внешней угрозы. Их сплачивают также религиозные праздники или похороны. Но большую часть времени деревенские жители оказываются разделенными на отдельные группировки.

Арабские города – это торговые, промышленные, административные и религиозные центры. Некоторые из них во многом похожи на европейские мегаполисы с большими зданиями, широкими улицами и напряженным автомобильные движением. Для традиционного арабского города и тех старых районов современных городов, которые все еще продолжают существовать, характерны узкие улочки и тесная застройка домов часто с лавками и мастерскими на первых этажах.

История арабского народа

Арабы – это народ семитской группы, который населяет арабские страны Западной Азии и Северной Африки. Они также проживают в Иране, Турции, Афганистане, Эфиопии, Сомали, Занзибаре, Восточной Африке. Значительное количество арабов-эмигрантов проживает в Северной и Южной Америке, Западной Африке, а также во Франции. Впервые термин «арабы» начал использоваться для обозначения кочевников северной Аравии в IX в. до н.э.

Арабы разговаривают на арабском языке и используют арабское письмо. Арабский язык относится к семито-хамитской языковой группе и содержит множество территориальных диалектов. Во всех мусульманских странах население использует общий литературный язык (аль-лугат аль-фусха). Большую часть населения стран Востока составляют мусульмане-сунниты.

Первые сведения об арабах ученые выявили в ассирийских и вавилонских хрониках, но более конкретно о них рассказывает Библия. Именно библейские исторические предания информируют нас о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье (а позже и в Палестине) арамейских пастушеских племен из южной аравийской земли. Изначально эти племена обозначались как ибри («заречные» или «перешедшие через реку»). По данным ученых аравийские племена сначала прошли в Месопотамию, а позже свернули на юг. Слово «ибри» ассоциируется с именем Авраама, библейского патриарха, от которого происходят евреи и арабы.

Родиной арабы считают Аравию – Джазират ал-араб («Остров арабов»). Центром арабского мира являются восточные районы Сирии и Иордании. Другая историко-этнографическая зона состоит из остальной территории Сирии, Иордании, а также Ливана и Палестины. Отдельной историко-этнографической зоной является Ирак. В одну зону входит Египет, Северный Судан и Ливия, а также магрибино-мавританская зона, которая включает страны Магриба: Тунис, Алжир, Марокко, Мавританию и Западную Сахару.

Современный арабский народ возник после завоеваний ими древних народов Передней Азии и Северной Африки: арамеев, финикийцев, египтян, ливийцев (берберов) и других народностей. Ученые предполагают, что древний арабский народ сложился из семитских племен, коренного населения Аравийского полуострова. С 3000 года до н.э. семиты Аравии расселились в Двуречье и Сирии. Они разговаривали на аккадском языке, названным в честь имени столицы государства, возникшего в 2300 году до н.э. Позже аккадцы захватили все аравийские племена, которые поселились в Двуречье в этот период. С 13 века до н.э. в Передней Азии начали расселяться арамейские племена аравийского происхождения, а в VII-VI вв. до н.э. арамейский язык был вытеснен аккадским.

Почти все древние народы Сирии и Двуречья были захвачены арамеями.

В этот период на территории Йемена возникло несколько первых арабских государств:

  • по мнению ученых, в XII или VI-V вв. до н.э. в Южной Аравии возникли Минейское, Сабейское и Химьяритское царства;
  • с VI в до н.э. на северной границе Аравии возникли Набатейское, а позже Пальмирское и Лихианское царства.

Все возникшие государства благодаря Химьяритскому царству объединились.

Черты общества Древнего Востока:

  1. Зарождение рабовладельческого строя.
  2. Строительство, ремонт крупных оросительных систем, земледелие за счет государства.
  3. Население было представлено ремесленниками, которые изготавливали высококачественные изделия: сельскохозяйственный инвентарь, оружие, домашнюю утварь, кожевенные изделия, ткани, украшения из морских раковин.
  4. Добыча золота, ароматных смол: ладана и мирры.
  5. Осуществление транзитной торговли. Она стимулировала взаимообмен товаров между аравийскими арабами и христианским населением областей Ближнего Востока.

С конца 1 тыс. до н.э. и в первые века н.э. арабские племена активно заселяли Переднюю Азию. В результате расселения к V-VI вв. н.э. арабский народ составлял основную массу населения Палестины, Иордании, Южной Сирии и других регионов Двуречья. На землях Аравии распространились арабские племена амила, джузам, лахм, гассан, а также группы кудаа. В V в. были основаны арабские государства Гассан (в Южной Сирии) и Лахм (на Среднем Евфрате). Государство Гассан находилось в зависимости от Византии, а Лахм зависило от сасанидского Ирана. В IV-VI вв. н.э. на территории Аравии начала формироваться единая арабская народность. Процесс формирования завершился к 630-м годам.

Росту численности новых городов способствовало развитие торговли между кочевыми племенами и земледельческими поселениями, а также с соседними странами: Сирией, Двуречьем, Эфиопией, Ираном. Несмотря на войны между племенами по поводу пастбищ, территорий и угона стад, заключались большие политические союзы племен, например Кинда.

Развлечения

Как же развлекаются шейхи Арабских Эмиратов? Управление государством оставляет немного свободного времени, но неограниченные финансовые возможности позволяют иметь свои причуды и увлечения, частенько перерастающие в бизнес. Участие в гонках “Формула-1” привело шейха Мактума к созданию собственного проекта мотогонок “A-1”. Одним из любимейших увлечений являются конные состязания и, конечно, породистые арабские скакуны, приобретаемые за сказочные суммы и живущие в роскошных конюшнях. Традиционные развлечения в виде коллекционирования эксклюзивных легковых машин, яхт, дворцов, антиквариата и золотых украшений сменяются на более экзотичные: сотворение искусственного дождя в эмирате Абу-Даби. А уж если арабский шейх увлечен футболом, то покупает он сразу клуб, причем европейский.

Литература

  • Беляев Е. А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. — М.: Наука; Глав. ред. восточной лит-ры, 1966. — 279 с.
  • Бодянский В. Л. Восточная Аравия: история, география, население, экономика. — М.: Наука; Глав. ред. восточной лит-ры, 1986. — 338 с.
  • Крымский А. Е. История арабов и арабской литературы светской и духовной: В 2 т. — М., 1918.
  • Першиц А. И. Арабы Аравийского полуострова. — Гос. изд-во географической лит-ры, 1958. — 54 с.
  • Пиотровский М. Б. Южная Арабия в ранее средневековье: становление средневекового общества. — М.: Наука; Главная Редакция восточной литературы, 1985. — 223 с.
  • Шагаль В. Э., Алпатов В. М. Арабский мир. — М.: ИВ РАН, 2001. — 287 с.
  • Шумовский Т. А. Арабы и море. — М.: Наука, 1964. — 190 с.
  • Юджин Роган. Арабы. История. XVI—XXI вв. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — ISBN 978-5-91671-990-1.

Появление государств

На территории проживания северных арабов постепенно складываются могущественные государства древности. К ним принадлежали Пальмира, Набатея, Гассан, Лахм. Значительную роль в развитии арабского общества сыграла торговля, ведь связь с южными соседями осуществлялась через караванные пути, пролегавшие на западе Аравии.

Быстрый рост населения, появление крупных городов и царств был связан с деятельностью народа. На Аравийском полуострове приоритетными стали скотоводство и земледелие. Последнее особенно успешно развивалось в Йемене. Востоковед О.Большаков отмечал:

Согласитесь, совсем непросто достичь уровня величайших держав прошлого за столь незначительный временной период.

Культура

Арабской культуре приписывают большое влияние на мир. Примерно в 4 веке нашей эры у арабов уже была сформирована письменность. Арабский халифат объединил множество государств, бурное развитие получили точные и прикладные науки. Особенно арабов интересовала астрономия. Они одними из первых определили размер земного шара, успехами арабов в математике восхищалась Западная Европа. Тригонометрические уравнения появились на рубеже 9–10 веков.Даже сегодня престиж арабов — это ученые и врачи. С давних времен их увлекала медицина теоретического порядка и врачевание. Одним из основоположников офтальмологии как дисциплины стал Ар-Рази, который в 10 веке нашей эры активно развивал геометрическую оптику. Культурное богатство арабов не ограничивается наукой. Архитектурные шедевры известны во всем мире. Среди них мечети, минареты, дворцы. Эти типы зданий считаются уникальными, в том числе благодаря орнаментам. Даже в период крестовых походов и нашествия монголов, когда наблюдалось уничтожение культурных ценностей, арабский народ смог показать серьезные достижения. Науки уже не просто развивались, но стали преподаваться как дисциплины. Одновременно развивалась художественная литература и обработка керамики. В раннем средневековье активно развивался фольклор, поэты ценились невероятно сильно. В обиход граждан входили метафоры, поговорки, способность красиво говорить оценивалась очень высоко. Поэты восхваляли соплеменников, повышая их авторитет. В народе поэтов воспринимали неоднозначно. Часто люди говорили, что вдохновение к ним приходит от шайтана, который слушает разговоры ангелов. Часто поэты оказывались обезличенными — народ интересовался их творчеством, но не жизнью. Поэтому о многих представителях творческой элиты мало что известно. Среди известных поэтов следует отметить Абу Нуваса, прославлявшего пиры и любовь. Абу-ль-Атахия восхвалял нравственность, подчеркивал несправедливость жизненного уклада, ругал мирскую суету. Аль-Мутанабби прослыл скитальцем, чествующим правителей Ирана, Египта, Сирии. Он не стеснялся бранить их и мириться. Самым значимым поэтом в арабском народе считается Абуль-Ала аль-Маарри. Аль-Маарри был мусульманином, изучавшим Коран с детства. Будучи еще ребенком, он потерял зрение из-за оспы. Однако это подстегнуло его к изучению наук, философии и дало толчок к желанию познать мир. Путешествуя, поэт сочинял стихи, в которых современники отмечают глубокую эрудированность. Много трудов аль-Маарри посвятил изучению общества, отмечая его пороки. Говоря об арабской литературе, невозможно не вспомнить произведение «Тысяча и одна ночь». Каждый знаком с Али-Бабой, Аладдином, Синдбадом-мореходом. Именно арабские сказки с юных лет знакомят читателя с особенностями дворцового быта арабского народа. Значимым именем в истории стало имя Омара Хайяма — персидского философа, ученого и поэта. Он придерживался гедонического мышления и восхвалял житейские радости. Историки и востоковеды искренне удивляются стремлениям внести поэзию в самые разные труды, в том числе медицинские. В трактатах сохранились стихотворения, а позднее практически на всю литературу стал оказывать влияние Коран. Коран является сборником положений учения ислама. Его основой служат заповеди, молитвы, назидания и юридические установки. Именно в Коране изложен древнейший договор займа, регламентирующий отношения между заемщиком и лицом, предоставляющим заем. Коран дает возможность прочесть притчи пророка Мухаммеда — последователи ислама учат суры наизусть. Мусульмане разделяют изречения на сказанные Мухаммедом и сказанные Аллахом, называя последние откровениями. Остальные называют преданиями. Коран был возведен в канон в 7 веке нашей эры. Значимым явлением для священного писания являются комментарии, позволяющие верующим лучше понять Писание. Фанатизм учения Корана появился в средние века. Объемную книгу учили наизусть, считая ее одновременно книгой изучения арабского языка. Коран запрещалось переводить на иные языки, однако распространять среди арабского населения писание разрешалось. Это способствовало развитию мусульманской культуры арабского народа.

Загруда زغرودة

Радостные пронзительные крики, свадебная песнь

Арабские женщины готовятся к свадьбе. Багдад, 1918 год

Такие крики можно услышать во всех стра­нах арабского мира на свадьбах, помолвках, религиоз­ных праздниках, во время танцев и когда играет музыка, после рожде­ния ребенка, а также во время других радост­ных событий. Счита­ет­ся, что эта традиция восходит к доисламским языческим обрядам. Обычно крики издают женщины, прикрыв рот развернутой ладонью. Оригиналь­ность звука получается за счет быстрого движе­ния языка влево-вправо и громкого возгласа в конце. В сиро-ливанском регионе загруда­ми называют и специаль­ные свадеб­ные песни, для которых могут приглашать профессиональных исполнитель­ниц. Такие песни воспевают достоинства жениха и невесты, благородство их семей, поздравляют молодых. Пение постоянно прерывается загрудами-трелями. Иногда загруда сопровождает и грустное событие: так встречают тела павших героев.

Еще больше слов других культур

12 корейских слов

Прогулки в горах, умильное поведение и «доширак»

10 китайских слов

Женские истерики, любовь к толпе и вера в судьбу

12 итальянских слов

Bello! Porca miseria! А также старушки-кошатницы и другие cose

12 эстонских слов

Электронное государство, снег с дождем и катание на качелях

11 персидских слов

Добрая репутация, продажа мудрости и настоявшееся блюдо

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Подкаст дня

О голливудских убийствахРеклама дня

Энергетик V DrinkСериал дня

О жизни Карла Великого

Архив

История

Доисламский период

Имру аль-Кайса ибн Амра, написанная набатейскими письменами: «Это гробница Имру’-л-Кайса, сына ‘Амра, царя „арабов“ по прозванию „Владыка Асада и Маххиджа“. Он покорил асадийцев, и они были побеждены со своими царями, и обратил в бегство Маххидж. Затем пришел, преследуя их, ко вратам Неджрана, града Шаммара, и покорил Маадд, и обходился великодушно с племенной знатью. Он назначил их наместниками, и они стали всадниками (федератами) для ромеев. И ни один царь не сравнился с ним в его свершениях. Затем он скончался в год 223 на седьмой день месяца каслул. Сколь счастливы те, кто был ему друзьями!»

Одежда арабских женщин, IV—VI вв.

Одежда арабских мужчин, IV—VI вв.

Предками арабов являются древние народы и племена Ближнего Востока и Северной Африки. История арабов тесно связана с историей семитоязычных народов вообще. Согласно месопотамским историческим свидетельствам арабы начали отделяться от других семитских народов не ранее I тыс. лет до н. э. В то время арабы южной Аравии уже создали процветающие города и царства (Саба и др.), а северные регионы Аравийского полуострова были населены главным образом кочевниками-бедуинами. С 1-го тыс. до н. э. по 1-го тыс. н. э. на территории проживания северных арабов существовали такие государства, как Пальмира (Тадмор), Набатея, Лихьян, Гассан и Лахм. Связь северных и южных арабов проходила торговыми путями через западную Аравию (Хиджаз). Жители этого региона говорили на арабском языке и считали своё происхождение восходящим либо к сыну пророка Ибрахима — Исмаилу либо к внуку пророка Нуха — Ноктану. В мекканском храме, Каабе, впервые построенном, предположительно, Ибрахимом, арабы-язычники совершали служение идолам.

К V—VI вв. цивилизации северных и южных арабов пришли в упадок.

Халифат

В начале седьмого века мекканский торговец Мухаммед начал проповедовать новую религию (ислам) и создал свою общину (умма). Созданное Мухаммедом государство (Халифат) начало быстро распространяться и через сто лет стало простираться от Испании через Северную Африку и юго-западную Азию до границ Индии. С началом арабских завоеваний этноним арабов превращается в самоназвание аравийских племён, которые составили средневековую арабскую народность. Хотя бедуины и содействовали первоначальному распространению ислама, в дальнейшем он развивался главным образом грамотными городскими людьми. Миграция аравийцев привела к приобщению неаравийских новообращённых племен к арабскому языку. Арабский язык стал основным на территориях от Марокко до Ирака не только для мусульман, но и христиан и иудеев, принявших арабский в качестве своего основного языка. Постепенно население Северной Африки и Ближнего Востока становилось арабами в широком смысле этого слова.

Распространение ислама обеспечивало арабам сеть полезных для них контактов. Вместе с христианами, евреями, персами и др. они построили одну из величайших известных миру цивилизаций. В период с VIII по XII век было создано большое количество произведений великой арабской литературы в форме поэзии и прозы, художественные произведения, юридические кодексы и философские трактаты. В «золотой век ислама» произошёл большой прогресс науки, особенно, в области астрономии, медицины, географии, истории и математики.

В первые века своего существования Арабский халифат был политически объединён под властью халифов. К середине X века началась её фрагментация и падение под натиском крестоносцев, монголов и турок.

Турецкое господство и колониализм

В XVI в. османские турки завоевали весь арабский мир и разделили его на провинции (вилает). В XIX веке англичане и французы фактически установили контроль над большей частью Северной Африки.

В ходе Первой мировой войны англичане организовали антитурецкое восстание в Аравии. Надеясь получить независимость после войны, арабы помогали англичанам в завоевании Сирии и Палестины. В первой половине XX века стали появляться всё более настойчивые требования независимости и объединения со стороны арабов. Европейцы стимулировали модернизацию, но одновременно с этим они проводили расселение французов на лучших землях Алжира и европейских евреев в Палестине.

Современность

После Второй мировой войны все арабские народы за исключением палестинцев обрели в конечном счете полную независимость. Алжирцы сделали это лишь после восьми лет войны с Францией с 1954 по 1962. С 1991 года между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП) начали приводиться в действие различные соглашения, в которых намечаются в общих чертах меры для будущего палестинского самоуправления.

Арабы — потомки Авраама

Предками арабов учёные называют древнейшие народы Ближнего востока и племена Северной Африки. Их история тесно связана с семитскими общинами, от которых арабы стали отделяться в I тысячелетии до нашей эры.

Древние месопотамские источники указывают, что в тот период в Аравии уже стали появляться крупные арабские города. Большинство таких центров располагалось на западе и юге полуострова, а вот на севере властвовали кочевые племена бедуинов, что также сыграли значительную роль в формировании многих арабских народностей.

Бедуинский шейх

Первые упоминания об арабах были найдены в ассирийских и вавилонских памятниках письменности. Более конкретные данные можно найти в библейских текстах, где сообщается, что в Заиорданье и Палестине существуют пастушеские племена, проживающие в аравийских оазисах.

В книге “Арабы. Историко-этнографические очерки” исследователя Ольги Бибиковой указывается следующее:

Эти сведения указывают на явную родственность арабов и семитских племён.

Тадеуш Айдукевич «Араб на белом коне»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий