Аренда машины в турции

Особенности аренды авто в Турции

Хочу подчеркнуть для тех кто решит арендовать машину за рубежом, что оплату залога и дополнительных услуг компании арендодатели не снимают с наших дебетовых карт, – карт, на которые мы самостоятельно кладем свои «сбережения». Ниже напишу подробно.

Немаловажная проблема — языковой барьер, особенно, когда возникают неожиданные нюансы. Например, нам пришлось порядка двух часов объяснять англоязычному менеджеру по телефону, что необходимый ваучер у нас на руках, есть также подтверждение оплаты и водительские документы в порядке! Объясняли это и мы на своем русско-английском, а турецкий менеджер на турецко-английском… Наверное, именно поэтому столько времени ушло на выяснение простого вопроса: почему нам не дают машину, которую мы оплатили в Украине?)

Наконец, в Англии решили раскрыть конфиденциальную информацию и подтвердили турецкому менеджеру, что машина, заказанная нами, таки оплачена! Спасибо!!

Путешествие по Турции на машине. Эсхишехир

Тут надо очень поблагодарить сотрудника турецкой компании, который в качестве компенсации наших потерянных и нервных первых часов пребывания в Турции предоставил нам авто на несколько порядков выше, чем мы заказывали.

Залог – только кредитной картой

Однако нас ждало еще одно «открытие», о котором я написала в начале. Это – нежелание кампаний арендодателей принимать платежи не с кредитных банковских карт. Только кредитки! С отсутствием надписи на чипе “debet”.

На удивление одна из карт моей дочери подошла для оплаты, НО оплатить залог должен только водитель авто. И снова нам повезло, случайно дочь захватила свои водительские права (не предполагая ездить, т.к опыта вождения практически не имела). Уже родной, турецкий менеджер быстро принял за нас решение и без дополнительной оплаты (хотя это везде указывается в правилах аренды) оформил второго водителя — мою дочь, что дало возможность сделать оплату с ее карты…фух))

Вот так мы забрали со стоянки свой первый арендованный автомобиль PEGEOT 3008 (2019 года выпуска, дизель, автоматическая коробка передач, передние и задние парктроники, кожаный салон, люк, кондиционер и даже проплаченые платные дороги, как потом оказалось)

Особенности турецкого проката

И на этом турецком рынке такие же правила, как и везде. Более того, на нем представлены все крупнейшие мировые игроки и многочисленные турецкие компании.

Условия аренды

Прокат доступен лицам от 21 года с опытом вождения не менее 1 года. Для молодых водителей (менее 25 лет) предусмотрены дополнительные сборы (5-7 евро в день).

Транзитная аренда авто в Стамбуле и некоторых других больших городах предоставляется крупными прокатными компаниями.

GPS-навигатор, детское кресло, спортивный багажник можно взять за дополнительную плату. Регистраторов, зарядок и держателей для телефонов в машинах нет. Первый можно взять из дому, а остальные – купить в Migros или Şok за пару евро.

Опция «дополнительный водитель» тоже платная ─ от 5 до 15 евро. Прокат авто с правом выезда за границу доступен не везде, чаще за такую возможность тоже придется доплатить.

Мелкие прокатчики охотно предоставляют автомобили лицам с 18 лет, без залога, а оплату принимают наличными. Зато могут попросить оставить паспорт (соглашаться на это не рекомендуем). Они же чересчур «щепетильно» относятся к возврату машины с неполным баком и в грязном виде. Независимо от того, в каком городе оформляется аренда автомобиля, – в Адане, Анкаре или Эрзуруме, условия будут одинаковыми.

Большинство автомобилей в прокатах белого цвета и в базовой комплектации ─ такие везде дешевле. При этом чаще клиент получает машину с минимумом топлива и грязную, а в договоре обязательно отмечается, что машину необходимо вернуть чистой и с определенным остатком топлива.

Небольшие компании принимают больше заказов, чем могут обеспечить. Поэтому в сезон летних отпусков часто машину получает клиент, сумевший предложить более высокую цену.

Необходимые документы

Список требуемых документов тоже стандартный:

  1. Водительские права. Нужны ли в Турции международные права, сказать трудно. Страна не подписала Венскую конвенцию, но присоединилась к ней, и без МВУ машины выдают. С другой стороны, Турция входит в число подписантов Женевской конвенции, а согласно ее условиям международное водительское удостоверение требуется. А это значит, что со страховщиками в случае чего возможны проблемы.
  2. Действующий заграничный паспорт.
  3. Электронный ваучер бронирования.
  4. Кредитная карта с достаточной суммой.

Опыт показывает, что у прокатчиков российские права в Турции не вызывают вопросов. Но это совсем не означает, что их не будет, скажем, в суде после ДТП.

Страхование

Система страхования в Турции европейская. Базовый пакет в солидных компаниях входит в стоимость аренды и включает:

  • обязательное страхование гражданской ответственности Third Party Liability Insurance (TPL) ─ вариант российского ОСАГО;
  • страхование на случай ДТП ─ Collision Damage Waiver (CDW). Это аналог КАСКО, не покрывающий повреждения колес, стекол, фар, замену ключей, расходы на буксир. Франшиза в нее входит всегда;
  • страховку от угона ─ Theft Protection (TP). Для нее также характерна франшиза и строгие условия договора. Бросать открытой машину нельзя.

Арендатор имеет возможность приобрести расширенную страховку Super CDW, при которой все расходы несет страховщик. Этот вариант предполагает сниженный размер или нулевую франшизу. Сумму на карте не блокируют, но при заключении договора просят предоставить код CVV2. В этом случае компания сама может снять средства при необходимости.

Цены: топливо, платные дороги, стоянка

Стоимость топлива в Турции выше, чем в России, но ниже, чем в Европе. На сегодняшний день она такова (за литр):

  • бензин: 95-й ─ 1,074 евро, 98-й ─ 1,08 евро;
  • дизель: 1,036 евро;
  • газ: 0,632 евро.

Расчет за топливо возможен картой или наличными (принимаются только лиры).

Платные автомагистрали отличаются повышенной разрешенной скоростью движения. За проезд предусмотрена плата в зависимости от пройденного расстояния и класса транспортного средства (легковой автомобиль относится к первому). В среднем за 100 км пути нужно заплатить от 5 до 30 лир. Бесплатные альтернативы, как правило, проложены параллельно.

Мосты через Босфор ─ платные:

  1. Босфорский мост (Boğaz Köprüsü). Проезд стоит в районе 9 лир.
  2. Мост Султана Мехмеда Фатиха (Fatih Sultan Mehmet Köprüsü). Стоимость проезда такая же.
  3. Мост Султана Селима Грозного (Yavuz Sultan Selim Köprüsü). Цена за проезд ─ чуть больше 13 лир.
  4. Мост Османа Гази (Osman Gazi Köprüsü). Поездка самая дорогая ─ около 74 лир.

Под проливом имеется туннель «Евразия» (Avrasya Tüneli), стоимость проезда по которому составляет чуть больше 23 лир.

  1. HGS ─ с помощью наклейки на лобовом стекле. Стикер состоит из двух частей, одна из которых крепится в районе зеркала заднего вида. Купить можно в офисах при выезде/въезде с автомагистралей, на почте и отделениях банков Garanti и Isbank за 35 лир, из которых только 30 предназначены на оплату. После покупки стикер надо регистрировать ─ заполнить анкету на почте. Чтобы система сработала, необходимо проехать ворота со скоростью до 30 км/ч. На табло загорится зеленый свет и высветится списанная сумма.
  2. OGS ─ через специальный датчик. При проезде по полосе, обозначенной соответствующим знаком, система считывает данные с транспондера и подает сигнал на светофор. Приобрести устройство можно в банках Ziraat, Vakıfbank, İş, Denizbank, Garanti за 40 лир.

Стоимость наклейки иногда включена в ренту, иногда предлагается ее купить за более высокую стоимость. Если проехать без наклейки, на табло высветится сумма не оплаты, а штрафа. Необходимо в течение 15 дней заехать на почту и купить стикер – тогда задолженность спишут.

На частных парковках тарифы могут составлять 15-20 лир в час. На крытых стоянках могут попросить оплату вперед.

Аренда авто в прокатах на улице

Арендовать автомобиль можно в небольших частных компаниях, разбросанных по всем турецким курортным городам. Стоимость услуг будет более высокая, чем у сетевых контор, но здесь можно поторговаться.

  • Из плюсов: есть возможность осмотреть все доступные машины. При заключении договора с частной прокатной компанией уместен торг. При неоднократном пользовании услугами одной компании постоянные клиенты получают скидки. Некоторые фирмы имеют свой сайт, на котором есть возможность посмотреть фотографии машин и выбрать ту, которая вас устраивает.
  • К минусам можно отнести необходимость искать на жаре прокатную контору и выбирать авто. Стоимость аренды будет более высокая, чем при заказе через сервисы больших сетевых контор. Работники проката говорят только по-турецки или по-английски. Русскоговорящих менеджеров можно встретить только в прокатах, находящихся в крупном туристическом городе. При оформлении договора аренды требуется депозит.

Условия аренды турецких прокатных фирм

Турецкие прокатные фирмы дают автомобиль водителям не младше 21 года, которые уже имеют стаж вождения (более 1 года). За молодого водителя от 21-25 лет может браться дополнительная плата за каждый день аренды. Некоторые компании автомобили представительского класса выдают только лицам старше 25 лет. 

Чтобы взять машину, нужно предоставить заграничный паспорт и водительские права (международные). Автомобиль доставляют с полным баком бензина. Вернуть его необходимо так же с полным баком.

Уловки местных прокатных контор

  • Выдача автомобилей с пустыми баками. В небольших фирмах, в отличие от больших сетевых контор, клиенту часто выдают машину почти без топлива. Вернуть её с таким же количеством бензина практически невозможно. Некоторые туристы даже предполагают, что в прокатных автомобилях лампочка датчика уровня топлива подаёт сигнал раньше положенного, чтобы клиенту пришлось заправиться.
  • Бронирование без предоплаты. Небольшие местные фирмы по прокату набирают большое количество клиентов, забронировавших автомобиль, привлекая стоимостью услуг. На практике, к моменту аренды компания может сдать выбранный вами автомобиль другому клиенту, если сможет получить с него больше. По сути дела, такие фирмы предлагают для бронирования больше автомобилей, чем имеется в их автопарке. В такой ситуации клиенту могут предложить более дорогую машину или сообщить, что свободных машин нет. Клиент, в свою очередь, для минимизации рисков может поступить так же: забронировать без предоплаты автомобили в разных фирмах.
  • Паспорт в залог. Вместо внесения залоговой суммы или блокирования депозита на банковской карте небольшие фирмы иногда требуют паспорт. Таких случаев стало меньше, но они происходят. Можем посоветовать только одно: сразу же покидайте такую контору.

Заметим, что вопреки распространённому мнению, местные прокатные фирмы не наживаются на клиентах, выискивая повреждения при возврате машины. Небольшие царапинки, которые появились при езде или не включены в карту осмотра, обычно не играют никакой роли.

Частой жалобой является затянувшееся ожидание ответа при электронной переписке или полное отсутствие ответа в пик сезона. Кроме того, менеджеры предпочитают не давать ответа или писать неопределённо в случаях, касающихся решения проблем, в особенности связанных с возвратом денег.

Общественный транспорт в Алании

Если вы прилетели в аэропорт Алании, а нашли подходящий бюджетный вариант авто в Анталии, то можно отправиться за машиной на общественном транспорте. Время в пути составит около 3ч. Здесь есть отличная сеть общественного транспорта, состоящая из междугородних автобусов и так называемых долмуш (маршрутки).

  • Станция автовокзала (Отогар) расположена недалеко от знаменитого пляжа Клеопатра. Отсюда можно добраться до всех других мест вдоль турецкой Ривьеры, а также до Анкары, Измира и Стамбула.
  • Микроавтобусы Dolmus проезжают по улицам Алании. Вы можете заставить их остановиться, просто подняв руку.
  • Есть также много такси. При посадке, убедитесь, что счетчик у такси работает!

Страховка, франшиза и депозит арендованного авто

Депозит

Депозит (ЗАЛОГ) — денежная сумма, которую вносит арендатором при получении машины.

Если депозит внесён наличными, то возвращаться он будет также наличными деньгами. В случае, если депозит вносится банковской картой, то необходимая сумма замораживается на счету и при возврате разблокируется в течение 30 дней (как правило, процедура разблокировки происходит не больше 10 дней).

ВНИМАНИЕ! НЕ оставляйте в качестве депозита свой паспорт.

Франшиза

Франшиза — максимальная сумма, которой ограничено участие клиента в возмещении возможного ущерба. В случае порчи арендованного автомобиля, клиент отвечает в пределах суммы франшизы, все остальное оплачивает страховая компания.

Например, франшиза = 400€. В случае порчи машины на сумму 1000 € арендатор (тот, кто взял автомобиль в аренду) выплачивает прокатчику только 400€. Всю остальную сумму оплачивает страховая компания.

ВНИМАНИЕ! Условия, когда страховая компания НЕ выплачивает деньги и с клиента взимается ВСЯ сумма ущерба:

  • Арендованное авто было угнано по вине (неосмотрительности) клиента. Например, кража автомобиля с открытыми дверьми вместе с ключами зажигания.
  • В момент ДТП клиент (водитель) находился в состоянии алкогольного/наркотического опьянения.

Страховка

  • Страхование на случай ДТП (CDW) — аналог российского КАСКО. Является обязательной страховкой.
  • Страховка от угона (TP) – является обязательной при аренде автомобиля в Турции.
  • Полная страховка/суперстраховка (SCDW) — расширенная страховка, которая покрывает ВСЕ расходы на ремонт в случае ДТП. Дополнительная страховка и не является обязательной.
  • Ответственность перед третьими лицами (TPL) — ответственность водителя за травмы и материальный ущерб 3-м лица в случае ДТП. НЕ выплачивается компенсация на травмы, нанесённые самому водителю прокатного автомобиля.
Страхование на случай ДТП (CDW)   Полная страховка (SCDW) Страховка от угона (TP)  
Collision Damage Waiver Super CDW Theft Protection
без франшизы с франшизой
ПЛЮСЫ Компенсируются расходы вне зависимости от вины арендатора В случае ДТП франшиза является лимитом ответственности. В случае ДТП все расходы оплачивает страховая компания, в т.ч. стекла, колёс, салона, крыши или днища. В случае угнана максимальная сумма компенсации со стороны арендатора = франшизе на угон.
Выгоден при серьёзных повреждениях авто (при крупных ДТП) То есть, если франшиза равна 350 €, то в случае ДТП вы отвечаете в пределах этой суммы, всё что сверх этой суммы оплачивает страховая компания.
МИНУСЫ Выплаты только при наличии полицейского протокола ДТП Арендатор всегда отвечает в пределах франшизы, даже, если он не виноват Такая страховка стоит дороже НЕ выплачивается при условии угнана по вине (неосмотрительности) арендатора авто
Выплаты только при наличии полицейского протокола ДТП
НЕ компенсируются повреждения стекла, колёс, салона, крыши или днища. НЕ компенсируются повреждения стекла, колёс, салона, крыши или днища. Не входит в основные страховки и оплачивается отдельно
НЕ компенсирует сборы за буксировку или за время простоя автомобиля и невозможности сдачи в наем НЕ компенсирует сборы за буксировку или за время простоя автомобиля и невозможности сдачи в наем

Аренда машины в Турции, полезная информация и советы

1. Как и в любой стране мира, в Турции можно взять машину в аренду в крупных прокатных конторах, таких как Sixt, Budget, Hertz, Avis, Europcar.  Офисы этих фирм есть во всех аэропортах. Можно даже не бронировать машину заранее, а по прилету выбрать машину, но это обойдется дороже.

В аэропорту множество известных прокатных контор

2. Можно заранее найти и забронировать машину через сайт Economybookings.com, который ищет и предлагает машины от разных прокатных контор. Читайте внимательно условия аренды.

Чаще всего в стоимость включена страховка, скорее всего с нулевой франшизой, но за покрытие повреждения колес/ шин/ стекла и днища надо доплачивать дополнительно 4-5 долларов в сутки.

При бронировании с карточки может списаться небольшая предоплата: обычно около 10% от суммы бронирования. Так же при аренде машины на вашей карте будет заблокирована сумма 100-500 долларов в зависимости от машины и условий аренды, которую вам разблокируют после сдачи машины.

3. Если вы отдыхаете в отеле в Турции, то почти в каждом крупном отеле есть прокат авто. Стоимость аренды машины составит 50-100 евро в сутки.

4. В каждом курортном городке и поселке в Турции есть прокат машин. Так что если вы отдыхаете в отеле в Кемере, Бельдиби, Белеке, Сиде или другом городке Турции, можно просто выйти на улицу и обойти несколько турфирм – прокатных контор, узнав на предмет наличия машины и стоимости. Стоимость аренды машины составит примерно 30-50 евро в сутки.

5. В Турции в Анталии множество небольших прокатных контор, у которых можно заказать машину заранее через интернет, как правило это будет дешевле. Вот несколько рекомендованных сайтов по аренде машины в Турции: Sky car rental, Palace car rental и другие.

6. Учитываете то, что чем на больше дней вы арендуете машину, тем дешевле она обойдется в сутки.

7. В Турции очень довольно дорогой бензин. Лучше брать машину с дизельным двигателем, хотя они немного дороже. Например, Renault Clio Symbol, Benzine на наши даты стоил 23 доллара в сутки, а Renault Clio Symbol, Diesel – 26 долларов в сутки.

Стоимость литра бензина Анталии ~ 7,10 лиры (1,19 доллара), а 1 литра дизеля ~ 6,1 лиры (1,02 доллара). При этом наш средний расход составил меньше 5 литров на 100 км, даже по крутому горному серпантину.

8. В Турции стоимость машины с коробкой автомат будет выше, чем на машину с механикой. (Хотя в Мексике стоимость машины с коробкой автомат от механики почти не отличалась, а в Таиланде машины с механикой даже не предлагают в прокат ).

9. Чаще всего машину дают с пустым баком, хватает доехать только до ближайшей заправки.

10. Если вы хотите арендовать машину в одном месте, а сдать в другом, то за one way с вас возьмут довольно крупную сумму. В отличие от, например, Таиланда, где при аренде машины от 5 дней плату за one way не берут. Так, Таиланде, мы арендовали машину на Пхукете, а сдавали в Сураттани.

Правила дорожного движения в Турции

В целом правила дорожного движения в Турции мало отличаются от привычных нашим водителям

Ниже описаны некоторые из них, на которые стоит обратить особое внимание:

  • Ограничение скорости: в населенных пунктах – 50 км/ч, на шоссе — 90 км/ч, на автострадах — 120 км/ч.
  • Ближний свет обязателен днём только в условиях недостаточной видимости.
  • Ремни безопасности: обязательно должны быть пристёгнуты как передние, так и задние пассажиры.
  • Детям до 12 лет и ростом менее 150 см нельзя ездить на передних сиденьях, только на задних.
  • Штраф лучше всего оплатить сразу на месте полицейскому, который выписал квитанцию. В этом случае вы получаете скидку от суммы штрафа в 25 %.
  • Алкоголь. Запрещено садиться за руль автомобиля лицам, уровень алкоголя в крови которых превышает 0.5 промилле. Но лучше не пить вообще. Во-первых, по правилам контор по аренде авто в Турции при обнаружении в крови алкоголя сверх допустимого Ваша страховка становится недействительной. Все расходы по восстановлению автомобиля придется оплачивать самостоятельно. Во-вторых, в Турции водят специфически, надо быть предельно внимательным, и алкоголь этому не помогает.
  • Аптечка и светоотражающий треугольник обязательно должны быть в наличии. Проверяйте это при осмотре арендуемого автомобиля.
  • При дорожной аварии составляется полицейский протокол kaza raporu (каза рапору). Без него страховая компания не возмещает ущерб.
  • Дорожные знаки. На турецких дорогах используются международные дорожные знаки, однако есть некоторые особенности графики и написания. Например, вместо привычного знака STOP используется знак с надписью DUR. Некоторые дорожные надписи, которые могут быть полезны, приведены в таблице ниже.

Виды штрафов в Турции

Штраф в Турции можно оплатить непосредственно полицейскому, который выписал квитанцию. Существуют следующие штрафы:

  • за превышение скорости до 20 км/ч — штраф свыше 235 лиры;
  • если скорость превышена более чем на 50 км/ч — штраф 488 лир;
  • проезд на красный свет — 235 лир;
  • несоблюдение правил парковки — 72 лиры;
  • вождение в нетрезвом виде — от 1000 лир.

Правила дорожного движения в Турции и штрафы

О правилах дорожного движения расскажем вкратце, так как нет сильных отличий. Движение на дорогах Турции – правостороннее. ППД ничем особо не отличаются от наших.

Ремнями безопасности в машине должны быть пристегнуты все, как водитель, так и пассажиры (и спереди, и сзади). Нельзя водителю разговаривать по телефону во время вождения.

Скоростные ограничения на турецких дорогах зависят от типа транспортного средства. Представить эти ограничения проще в виде таблицы.

Категория транспортного средства В населенных пунктах (город) Вне населенных пунктов (трасса) Четырехполосная (и более) трасса На автостраде (шоссе)
Легковой автомобиль 50 км/ч 90 км/ч 110 км/ч 120 км/ч
Грузовой автомобиль (в том числе пикап) 80 км/ч 85 км/ч 95 км/ч
Микроавтобус 90 км/ч 100 км/ч

Превысить скорость возможно не больше, чем на 10% от установленного ограничения. Если превысил скорость больше 10% — штраф. То есть для легковых автомобилей штрафом чревато движение по населенному пункту со скоростью от 56 км/ч, по трассе – от 132 км/ч.

Немного о штрафах:

Несомненно, нарушение ПДД влечет за собой наказание, в виде штрафа в основном. Кстати, уплата штрафа в короткие сроки (до 15 дней с момента выписки) дает хорошую скидку.

Размеры некоторых штрафов за нарушения правил дорожного движения мы также представим таблицей.

Вид нарушения Размер санкций (указан в турецких лирах) Размер санкция со скидкой (при оплате в срок до 15 дней)
Проезд на красный свет светофора 206 154.50
Превышение скорости от 10 до 29% 206 154.50
Превышение скорости от 30% 427 320.25
Не пристегнут ремнями безопасности 95 71.25
Разговор водителя по телефону 95 71.25
Вождение в состоянии алкогольного опьянения 1-й раз / 2-й раз / 3-й раз и более 876 (с лишением прав на полгода) / 1098 (с лишением прав на 2 года) / 1763 (с лишением прав на 5 лет) 657 (с лишением прав на полгода) / 823.50 (с лишением прав на 2 года) / 1322.50 (с лишением прав на 5 лет)
Отказ от освидетельствования (проверки) на алкоголь 2507 (с лишением прав на 2 года) 1880.25 (с лишением прав на 2 года)

Дорожная полиция, есть ли или камеры и как себя вести.

На турецких дорогах часто встречаются как представители дорожной полиции, так и военный патруль. Нашпигованы дороги повсеместно и камерами, которые четко фиксируют нарушения. Самое интересное, что камеры на дороге определяют не только скорость, но и тип проехавшего транспортного средства. А в крупных городах имеются камеры для фиксации езды на красный свет светофора.

Дорожный патруль

Дорожная полиция часто устраивает рейды на дорогах для проверки проезжающих автомобилей. Туристов обычно проверяют недолго, в особенности, когда не знают английский и встречаются с языковым барьером. Об отношении блюстителей правопорядка к водительским правам туристов мы уже говорили, повторяться не будем.

Если вам за какое-либо нарушение выписали штраф, то следует его оплатить. Сделать это можно как в банке, так и в банкомате. Возможна проверка на наличие штрафов по отлету из страны.

Мы уже немало рассказали о движении на дорогах и ПДД, но хотим обратить ваше внимание на то, как водят сами турки. Не зная особенностей вождения местного населения, можно попасть в неприятную ситуацию даже соблюдая все правила

Дело в том, что местные водители сами не всегда соблюдают правила и лихачат, причем не только на трассах и шоссе, но даже в пределах населенных пунктов. Поэтому советуем быть на дороге внимательным и осторожным и следить не только за своим вождением, но и за вождением окружающих. Обращайте внимание и на пешеходов. Те привыкли ко всему и нередко переходят дорогу в неположенных местах.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий