Романская и готическая архитектура в испании

XXI век в испанской архитектуре

рекомендуемая иллюстрация: Башня Агбар

В 2006 году выставка «На месте: новая архитектура в Испании» прошла в МоМА. Она определила Испанию как страну, которая в последнее время стала известной в качестве международного центра дизайнерских инноваций и передового опыта, это показано в том, что для участия в выставке были отобраны семь архитекторов, награжденных Притцкеровской премией. Как сказал Теренс Райли, в то время ответственный за архитектурный отдела МоМА: «не существует «испанского» архитектурного стиля. Но здесь есть повышающийся уровень качества и красоты в рамках новых проектов, вероятно, больше, чем в других частях мира». Куратор также заявил, что в Испании ведется большое строительство, а еще большее — в Китае. «Тем не менее, в то время как в Китае невозможно найти практически ни одного интересного предложения, их достаточно много в Испании. Их разнообразие и линии, открытые новому, удивительны». В 2006 году Терминал 4 аэропорта Барахас по проекту Ричарда Роджерса и Антонио Ламеды выиграл британскую премию Стирлинга. Торре Агбар или башня Агбар в Барселоне по проекту французского архитектора Жана Нувеля сочетает в себе различные архитектурные концепции, в результате получилась поразительная конструкция из железобетона с фасадом из стекла с оконными проемами, вырезанными из конструкционного бетона. Есть и другие небольшие проекты в таких городах, как действующий в Авилесе культурный центр Нимейер или «город культуры» Айзенмана в Сантьяго-де-Компостела, оба не были завершены, но открылись в 2010 году. С 2008 года Испания пережила рецессию конца 2000-х годов особо жестоким образом, и особенно в строительстве, испытавшем резкий спад. Многие из государственных и частных архитектурных проектов были отменены или отложены на неопределенное время.

В 2011 году Международный культурный центр Оскара Нимейера был открыт в Овьедо, Астурия. Это единственная работа бразильского архитектора Оскара Нимейера в Испании. В его составе пять элементов: открытая площадь, купол, башня, зрительный зал и многоцелевое здание.

Барокко в Испании

В первой половине XVII века в испанской архитектуре начинает наблюдаться борьба зарождающихся тенденций с традициями прошлого столетия. Эрререск или безорнаментальный стиль, господствующий в XVI веке перестает отвечать требованиям нового времени. На его место приходит архитектурное декорирование в виде причудливых форм со своими непредсказуемыми эффектами, называемое барокко.

Таким образом, начало VII века демонстрирует сочетание безорнаментального стиля с декоративным барокко. Примером может послужить церковь Иезуитской коллегии в Саламанке (1617 г.), построенная архитектором Хуаном Гомесом де Море. Такой тип сооружений повторяет силуэты известного итальянского храма Джезу. В это время появляется большее стремление к декоративности, свободе в архитектурном проектировании, всё это происходит на фоне общей сдержанности архитектурных форм.

«Сдержанное» барокко отмечается в здании собора Сан Исидро Эль Реаль в Мадриде, который был построен в 1651 году архитектором фра Франсиско Баутиста. Проиллюстрировать подобную борьбу стилей может также собор Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе (1677 г.), построенный по проекту выдающегося архитектора Франсиско Эррера Младшего.

Алонсо Капо, живописец по призванию, запроектировал фасад собора в городе Гренаде. В данную архитектурную композицию вошла триумфальная арка с тремя пролетами. Вертикально устремленный фасад здания сочетается с плоской конструкцией пилястр. Округлые конструктивные аркады повторяются в окнах и медальонах. Карниз вынесен далеко вперед, таким образом архитектор внес новый ритм в облик здания. Данное сооружение в целом можно считать барочным, если исключить некоторые самобытные элементы, придуманные самим художником.

Испанское барокко раскрывается наиболее широко в конце XVII века. Этот период в архитектуре приносит большое количество новых зданий, также в это время реконструируются многие старые сооружения. Культовая постройка становится распространенным типом здания. Она отличается театральностью фасадов, сочетающейся с таинственностью внутреннего декора.

Рисунок 2. Собор Сан Исидро Эль Реаль. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Испанцы издавна славились обильными украшениями, но в архитектуре сооружений это начало прослеживаться только в XVII веке, когда династия зодчих Чурригера максимально декорировала мелкими деталями фасады зданий. Такой стиль даже получил собственное название – чурригерск.

Помимо чуригереска, Испанская архитектура включала в себя некоторые мавританские влияния и черты заокеанской архитектуры. Театральность сооружений выражается в здании семинарии Сан Тельмо (леонардо де Фигероа) и собора в Мурсии (Хаиме Борт). Роскошные церковные интерьеры свидетельствуют о господстве стиля барокко в конце XVII века. Такие архитекторы, как Мануэль Васкес и Луис де Аревало демонстрируют разыгравшуюся барочную фантазию в сооружении монастыря Мирафлорес в Гранаде. Декоративность этой постройки окончательно вытесняет ключевой контекст архитектуры.

Рабочий университет в Хихоне

SOPHOCO/Flickr, 2011

Рабочий университет в Хихоне в Астурии, на крайнем севере Испании, — крупнейшее по площади (270 тыс. кв. м) здание страны. Рабочие университеты были одним из ключевых социальных проектов франкизма. Хихонский был построен Луисом Мойей в 1948–1957 годах. Замысел можно охарактеризовать как идеальный город. Общий образ вновь отсылает к Эскориалу, но прямых цитат нет, и тема эта не является здесь единственной. Формы зданий представляют собой сложный и весьма изысканный набор аллюзий на сооружения классической и христианской античности, итальянского ренессанса, европейского и испанского барокко. Так, башня высотой 117 м напоминает легендарный севильский минарет Хиральду, а университетский храм цитирует ведуты ренессанса, элементы Софии Константинопольской и храмов римского барокко (Балдахин Бернини и Сан-Карлино Борромини).

Хихонский университет — образец умной и изысканной архитектуры историзма, насыщенной сложными смыслами. Эта архитектура визуализирует то всемирное интеллектуально-художественное богатство, путь к которому призван открыть для своих студентов рабочий университет.

Фёдор Осипович Шехтель, Россия

Российский архитектор, самый знаменитый представитель русского модерна, прославившийся на весь мир благодаря созданным им неповторимым зданиям. Большая часть его творений находится в Москве и охраняется государством как культурное наследие. После революции закончилась эпоха модерна в русской архитектуре. В 1918 году Шехтель был выселен из особняка, который построил для себя и своей семьи, и переселился в обыкновенную коммунальную квартиру.

За свою жизнь Шехтель реальзовал более ста проектов, мы перечислим только самые известные:

  • особняк Морозовой (сейчас это дом приемов МИД РФ); 
  • особняк Степана Рябушинского, сейчас — музей Горького; 
  • особняк Дерожинской; 
  • типография Левенсона; 
  • Московский Художественный театр; 
  • Ярославский вокзал.

Интерьер и архитектура зданий Шехтеля представляют собой единое целое. Архитектор разрабатывал проекты далеко не только в стиле модерн, легко сочетал различные стили, переходя от одного к другому и удачно комбинируя их. Мастер много времени проводил, занимаясь созданием мебели и декоративных элементов интерьеров, что чувствуется во всех его произведениях.

Другие фотографии интерьеров Шехтеля можно най ти в блогах фотографов: Полины Ухановой — интерьеры особняка Морозовой и Павла Семёнова — интерьеры особняка Рябушинских.

Особенности готической архитектуры Испании

Готической эпохой в Испании можно считать XIII век, когда происходила борьба с арабскими завоевателями, а также конфликт феодалов с горожанами. Испанская готика очень разнообразна. У каждого района имеются свои особенности. Готика повлияла не только на архитектуру этой страны, известны случаи объединения готики с живописью.

Готическая архитектура Испании имеет свои отличительные черты. Примером можно считать нарушение логики конструирования. Зачастую сооружения строили по подобию французского готического стиля. Вместе с тем фасады и порталы оставляли недоделанными, либо доделывали их многие десятилетия. Часто здания проектировались не в длину, а в ширину. Некоторые специалисты считают, что такое решение ощутимо портило внешний вид построек.

Также для данного архитектурного стиля характерно своеобразное сочетание стеновых конструкций и декора. К примеру, нередко гладкие стены сочетались с оформлением, состоящим из крупных объектов с орнаментом и элементами роскоши. По словам историков, эта особенность характеризовала традиционную восточную архитектуру, но никак не французскую или испанскую. В дальнейшем этот прием станет характерен именно для испанской архитектуры.

Со временем произошло объединение арабской и готической архитектуры. Это явление привело к появлению нового особенного стиля, где готика была представлена на сводах соборов нервюрами. В значительной степени это проявилось на фасадах, украшенных характерной для этого стиля лепниной.

Примеры зданий в данном архитектурном стиле:

  • Собор в Леоне;
  • Собор в Бургосе;
  • Толедский собор;
  • Собор Санта-Мария дель Мар в Барселоне;
  • Собор в Севилье;
  • Собор Святого Креста и Святой Евлалии в Барселоне.

Вальтер Гропиус

Известный немецкий архитектор, внесший большой вклад в развитие мировой архитектуры, один из основателей школы Баухаус. Начинал свою карьеру, работая в мастерской Петера Беренса в качестве дизайнера и архитектора. Здесь он знакомится с великими коллегами Ле Корбюзье и Людвигом Роэ.

Гропиус делает большие успехи в градостроительстве, а также в проектировании промышленных, административных, жилых зданий и выставочных пространств. Его первым крупным проектом была немецкая фабрика обуви «Фаргус», которую он спроектировал совместно с Адольфом Мейером. До сих пор фабрика сохранила свежесть и красоту.

В нашем рейтинге архитекторов не забудем и о знаменитостях архитектурного искусства современности, которые являются законодателями мод в строительстве и авторами новых архитектурных направлений и стилей.

Барокко в Испании

Определение 1

Архитектура барокко – это период в архитектуре европейских стран и Америки, длившийся примерно 150 – 200 лет. Барокко охватило все сферы культурной жизни человека, но наиболее ярко отразилось в архитектуре и живописи.

В испанской архитектуре барокко появилось в начале XVII века. Суровая простота умершего в 1597 году Эерреры (создателя Эскориала), еще сохраняла прежнее влияние, Гомес де Мора создал Пласа Майор в Мадриде (1621) и занялся строительством коллежа Клересиа в Саламанке.

Рисунок 1. Пласа Майор в Саламанке. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря влиянию барокко, исходившему в большей мере от Италии (Карло Фонтана построил церковь в Саламанке, 1681), строгая архитектура Эрреры сменилась более свободным и вычурным стилем. К слову, испанская архитектура всегда отличалась живописностью форм, поэтому барокко здесь нашло для себя весьма благоприятную почву.

Фасад собора в Валенсии, который был создан Конрадом Рудольфом в 1703 году, выделялся своим «итальянским» внешним видом. Однако, три уровня его ордерной системы, высотой в один этаж отсылают не только к римским и туринским соборам, но и к сицилийской архитектуре последующих десятилетий (церковь в Бушеми или Рагузе).

Утрехтский договор между Францией и Испанией, подписанный в 1713 году, стал разумным компромиссом, обеспечившим Европе несколько десятилетий относительного мира. Благодаря достигнутому равновесию между двумя государствами вновь расцвели новые центры художественного творчества. В Испании возродилась активная строительная деятельность, и, несмотря на то, что Филипп V приглашал многих французских архитекторов для проектирования своих дворцов (например, Робера де Кота в Буэн-Ретиро), испанские специалисты создали целый ряд сооружений, ничем не обязанных французской архитектуре:

  • портал дворца Сан-Тельмо (Фигероа);
  • монастырь Паулар (Франческо Хуртадо);
  • Пласа Майор в Саламанке (братья Чурригера).

Наиболее примечательные достижения в испанском барокко были связаны с именем архитектора Хосе Чурригера и его учеников. Последователи этого зодчего долгое время развивали его манеру и создали так называемый стиль чурригереско.

Хорошим примером жилого дома-особняка начала XVIII века является дворец маркизов Дос Агуас (Валенсия). Внешний декор фасадов здания характеризуется роскошью и творческой изощренностью, максимально приближаясь по архитектуре к французскому рококо.

Замечание 1

Вторая половина XVIII века в испанской архитектуре характеризовалась постепенным отказом от барочных форм и усилением позиций классицизма.

Смерть

7 июня 1926 года Гауди был сбит проезжающим трамваем на Гран-Виа (одна из самых главных улиц в Барселоне). Хотя Антонио потерял сознание, он не получил немедленной помощи, потому что никто не узнал известного архитектора. Из-за потертой одежды Гауди люди приняли Антонио за нищего и бездомного человека.

После того, как Гауди некоторое время пролежал без сознания, его в конце концов отправили в больницу для бедных Санта-Крю. Здесь архитектору оказали первую медицинскую помощь, но не более того. Тем временем отсутствие Гауди насторожило его доброжелателей, и они пошли искать его. 8 июня 1926 года капеллан Храма Святого Семейства узнал в Антонио известного архитектора. Но к тому времени его состояние ухудшилось, и стало понятно, что дополнительное лечение ему больше не поможет. Он умер два дня спустя, 10 июня 1926 года. Гауди было тогда 73 года.

Его похороны состоялись 12 июня 1926 года в часовне Богоматери на горе Кармель в склепе Собора Гауди — в Саграда-Фамилии. Там присутствовала огромная толпа, которая вышла попрощаться с великим архитектором. Позже Антонио был похоронен в той же церкви.

Павильоны и усадьба Гуэля (Pavellons Guell)

Дом Висенса

Стал первым частным строением по проекту Гауди. Дом был построен в квартале Грасиа в качестве летней резиденции для кирпичного фабриканта Мануэля Висенса-и-Монтанера. Проект здания был создан еще в 1878 г., в самом начале карьеры архитектора.

Дом Висенса

Дом построен из кирпича в мавританском стиле, его фасад богато украшен восточным орнаментом из изразцовой плитки. К дому примыкал сад с искусственным водопадом и ротондой, которые не сохранились до наших дней.

Здание занимает 3 этажа, внутреннее убранство так же было сделано в восточном стиле. Гауди сам до мелочей продумывал, как будет выглядеть дом изнутри и снаружи.

Интерьер дома Висенса

Дом имеет простую планировку, но благодаря изобилию декоративных элементов в отделке (башенки, выступы, эркеры, балкончики) кажется сложным строением. В 2017 г. в доме открыли музей.

Детали фасада

Долина павших

Víctor Peña / Flickr, 2012

Центральным архитектурным произведением франкизма является комплекс Долины павших. Он был построен главным идеологом стиля Педро Мугурусой совместно с Диего Мендесом в 1940–1958 годах. Это усыпальница основателя фашистской Фаланги Хосе Антонио Примо де Риверы и мемориал павших в Гражданской войне 1936–1939 годов. В центре расположен монастырский комплекс, за ним в скале — подземная базилика (самая большая в мире, 260 м), на скале грандиозный крест (тоже самый большой в мире, 150 м).

Эскориал

Стилистика ориентирована на основательную и брутальную архитектуру расположенного неподалеку дворца-монастыря Эскориал, построенного Хуаном де Эррерой для короля Филиппа II в 1563–1584 годах. В Эскориале был создан монументальный и суровый вариант ренессансной архитектуры, ставший в конце XVI — XVII веке национальным стилем Испании. Как стиль, так и идея Эскориала, бывшего блестящей визуализацией неразрывности светской и сакральной власти, стали главными ориентирами франкистской архитектуры.

Парк Гуэля

Находится в верхней части Барселоны на холме Кармель, создан в 1900 ‒ 1914 годах. Изначально на этом месте, выкупленном Эусеби Гуэлем, планировалась постройка сада и особняков для богатых людей. Однако удаленность от центра города не позволила плану осуществиться ‒ обеспеченные горожане не хотели жить на окраине. Всего было построено 3 жилых дома. Один купил адвокат Триас-и-Доменик, во втором жил сам архитектор Гауди, третий был выкуплен владельцем Эусеби Гуэлем и стал его резиденцией.

Вид на парк сверху

При создании парка Гауди проявил себя как талантливый ландшафтный дизайнер. Парк состоит из зеленых насаждений, архитектурных строений и жилых зон. Строения авторства Гауди следуют природным формам. Он создал комплексную систему дорог, используя местный ландшафт.

Прогулочные дорожки

У входа в парк посетителей встречают сказочные домики, где размещается администрация.

Вид на домики

Далее следует изогнутая лестница с фонтанами. Один из них выполнен в виде саламандры ‒ символа Барселоны.

Фонтан-саламандра

На средней площадке находится мозаичный медальон с флагом Каталонии. Поднявшись наверх посетитель попадает в зал 100 колонн, напоминающий греческий.

Зал 100 колонн

Визитная карточка парка ‒ извивающаяся в виде морской змеи длинная скамья, украшенная мозаикой из цветных черепков. В оформлении Гауди использовал битую посуду, которую ему привозили со всего города. Скамья имеет анатомическую форму, благодаря чему на ней удобно сидеть. Для этого Гауди заставил рабочего сесть на макет скамьи из глины и измерил отпечатавшиеся изгибы его тела.

Извивающаяся скамья

Так как изначально местность была пустынной, в парке было высажено множество растений и деревьев. Прогулочные дорожки проходят среди причудливых галерей в виде птичьих гнезд и пещер, в которых можно отдохнуть на скамейках и укрыться от солнца. Все архитектурные объекты приближены к природным и составляют единой целое с парковым комплексом.

Галерея

Впоследствии наследники Гуэля передали парк мэрии города. В бывшем особняке Гауди теперь открыт его дом-музей.

Испанская литература

В период Золотого века культура Испании обогащается выдающимися произведениями литературного жанра. Славу своей родине принес автор знаменитого «Дон-Кихота» Мигель де Сервантес. Не менее известными являются литературные герои Феликса Лопе де Вега, Педро Кальдерона де ла Барка и Мигеля де Унамуно. Современную писательскую славу поддержали драматург и поэт Федерико Гарсия Лорка, Хуан Гойтисоло, Мигель Делибес и Камило Хосе Села, ставший лауреатом Нобелевской премии. На театральных подмостках было прославлено искусство драматургии в основном благодаря Рамону дель Валье-Инклан.

Культура Испании отмечена благодаря успехам отечественного кинематографа. Режиссер Луис Бунюэль, автор шедевра «Андалузский пес», за сорок лет своей кинодеятельности создал целую галерею всемирно известных произведений. Упрочили славу мастера такие авторы, как Педро Альмодовар и Карлос Саура.

Гауди и его дома «Из костей» и «Каменоломня»

Благодаря неподражаемому стилю, Гауди становится самым модным архитектором в Барселоне. Он превращается в «непозволительную роскошь», создаёт дома один необычнее другого. Испанские буржуа тратят свои состояния на реализацию гениальных идей художника.

Дом Бальо или дом из Костей. Барселонцы ещё называют его «Зевающий» и «дом-Дракон», такой многообразный у него фасад.

Стиль Гауди — это благоговейно почтительные отношения с Творцом, которые установились в детстве.  Ревматизм ограничивал мальчика в играх со сверстниками, но не мешал длительным одиночным прогулкам верхом на ослике.

Наблюдая окружающий мир, архитектор черпал вдохновение для решения конструктивных или декоративных задач архитектуры для заказчиков. В своём творчестве он использовал элементы самых различных стилей, трансформируя их в особое направление, именуемое испанский модерн (modernismo).

За что городские власти критиковали дом «Из костей»?

Живым трепещущим существом стал плод причудливой фантазии архитектора — жилой дом текстильного магната Жозепа Бальо (Casa Batlló). Гауди реконструировал уже существующее здание в 1904—1906 годах, ожидающее сноса. Он использовал типичные конструктивные элементы каталонской архитектуры: керамику, камень и кованое железо.

Из-за радикального дизайна во время строительства Гауди нарушил все подзаконные акты города. И не потому что он «озорник», а потому что авторский стиль выходил за ограничивающие рамки традиционной архитектуры и градостроительства. Пришлось власть имущим менять законы.

Какое здание стало последней светской работой Гауди?

Дом Каменоломня в Барселоне в стиле Гауди

В 1906 году в жизни архитектора случается очередная большая потеря: умер отец, кузнечных и котельных дел мастер, Франсеск Гауди-и-Съерра. По словам Антонио, именно в отцовской мастерской он ощутил пространство как живую материю. Отец научил его понимать красоту предметного мира и привил любовь к архитектуре и рисованию.

Это далеко не первая утрата в жизни мастера. Родившись пятым ребёнком в семье, в этом году он остался совсем один с племянницей на попечении, которую похоронил через 6 лет.

Именно в этот период новые идеи Антонио воплощаются в доме для семьи Мила  (casa Mila, 1906 — 1910). Его новаторство заключалось в следующем.

  • Он продумывает систему естественной вентиляции, что позволяет отказаться от кондиционеров.
  • Строит здание без несущих и опорных стен (железо-бетонную конструкцию с несущими колоннами). Это даёт возможность перемещать межкомнатные перегородки в каждой квартире по своему усмотрению. Сегодня эта технология популярна у строителей монолитно-каркасных домов.
  • Устраивает подземный гараж.
  • Каждое помещение в доме получает окно, что тоже необычно для начала ХХ века. Для этого предусмотрены три внутренних дворика.

Волнообразный фасад представляет собой гармоничную массу всевозможного камня, который, наряду с коваными железными балконами, у барселонцев получил прозвище «каменоломня» или Ла Педрера.

Это здание стало первым сооружением ХХ века, включённым в наследие ЮНЕСКО (1984 год). А во время строительства заказчик и строители заплатили не один штраф за нарушение общепринятых нормативов.

Дом Мила стал последней светской работой перед тем, как архитектор посвятил себя полностью творчеству над Искупительным Храмом Святого Семейства (Саграда-Фамилия). Новые заказы он больше не брал, но работал над окончанием текущих объектов.

Памятники Испании как ожившее наследие Каталонии

Многообразие и величие памятников культуры и наследия, которыми пышут испанские плато горной страны, зачаровывают и окунают в далёкие вехи былин и преданий. Начиная с руин римских переселенцев Ла Льоса, можно проделать сногсшибательную экскурсию по территориям и весям. Это прекрасные памятники архитектуры Испании, такие как:

  • Укреп-стена, начинающаяся у храма святой Марии и протягивающаяся до площади Каталонии.
  • Осадные стены и ворота Алькудии;
  • Архитектурные руины Баэло Клаудиа и Ла Льоса.
  • Башни Тавира и Торре-дель-Оро, Torre Vella и Альменарас, Санта-Крус-де-Тенерифе и крепость Мавров.
  • Мосты Алькантара, Марии-Кристины, Субисури и железный Pont De Ferro;
  • Ворота Солнца и Хереса, Пуэрта-де-Тьерра и Алькудии.
  • Фонтаны водяного лабиринта, светящиеся и фееричные.
  • Пьедесталы Колумбу, Дон Жуану, медно-бронзовый памятник «Победа».
  • Некрополи и театры, муниципалитеты и госпитали, дворцы и истуканы.

А также много других раритетов культурного общества всех времён собраны в одном удивительном королевстве. Она рассказывают о прошлых событиях и будоражит при прикосновении к ней, заставляет погрузиться полностью в роскошные сотворённые причуды, и имя ей – архитектура Испании. Фото раритетов этой очаровательной искусительницы переполняют альбомы не только знатоков, но и любителей-завсегдатаев, любящих возвращаться вновь и вновь к наследиям Каталонии.

Дом Мила — Педрера (Casa Milа)

Невероятной формы жилой дом, созданный Антонио Гауди в Барселоне (Casa Milа).

Это последний жилой дом, который создал великий архитектор. Он более известен как «Ла Педрера», что в переводе означает – «каменоломня». Он считается самым невероятным проектом жилого дома не только всей Барселоны, но и мира. 

Фантастический интерьер необычного дома (Casa Milа).

Изначально, это творение мастера не приняли и считали его полным сумасшествием. Невероятно, но Антонио и владельца этого здания даже штрафовали за несоблюдение существующих норм градостроительства. 

Благодаря особой технологии была создана плавающая форма всего здания(Casa Milа).

Сказочные скульптуры украшают дымоходы и шахты лифтов (Casa Milа).

Со временем к нему привыкли и даже стали считать гениальным творением, ведь при строительстве безо всяких расчетов и проектов зодчий сумел внедрить технологии, которые на несколько десятилетий опередили время. Только через сто лет подобную технологию разработали проектные институты и стали активно применять при сверхсовременном строительстве.

Испанская архитектура

Исторические постройки отличаются разнообразием, продиктованным модными веяниями различных периодов. Культура Испании широко представлена в монументальных сооружениях: готических соборах, средневековых замках, роскошных дворцах. По количеству всемирно известных памятников Испания находится на втором месте, уступив первенство Италии.

Любознательным туристам стоит обязательно увидеть Триумфальную арку и дом Каса Льео Морера в Барселоне. Направляясь в Валенсию, нельзя пропустить крепостные ворота Торрес де Серрано, сооруженные еще в XIV веке. Ступенчатые пирамиды Гуимар, расположенные на острове Тенерифе, поражают воображение своей масштабностью и остаются вековой загадкой для человечества. Арабский минарет Хиральда с Золотой башней является символом Севильи. В соборе Сантьяго-де-Компостелла хранятся древние мощи святого Иакова, в честь которого названо историческое сооружение.

Особенности культуры Испании находят свое отражение и в современных постройках. Башня Агбар, здание в виде рыбы зодчего Френка Гери, «дом Бен Ладена» – вот небольшой перечень всемирно известных произведений архитектурного искусства, достойно представляющих свою страну.

XIX век

Эклектика и регионализм

Во второй половине XIX века архитектурные возрождения преобладали в Европе, так было и в Испании. Архитекторы фокусировались на выборе того, какой исторический стиль является самым подходящим для каждого случая. Неоклассицизм открыл пусть для неоготики, неоегипетского, неовизантийского, неороманского и других стилей. Все это привело к появлению определенного нового стиля, состоящего из смеси нескольких старых стилей в одной конструкции: эклектике. Трудно проследить четкую линию, чтобы разделить такие стили, как модернизм, промышленная железная архитектура и эклектика, так как очень часто архитекторы брали по несколько особенностей некоторых из них для своих произведений. Это относится к Антонио Паласиосу, который совместно с Хоакином Отаменди спроектировал Дворец связи Мадрида (​​Паласио-де-Комуникасионес де Мадрид), который был открыт в 1909 году.

рекомендуемая иллюстрация: Дворец связи, Мадрид

Другие произведения Паласиоса включают в себя Круг изобразительных искусств, здание банка Рио-де-ла-Плата, больницу рабочих, все они расположены в Мадриде.

В первой половине XX века возникла новая волна возрождения, в основном после Иберо-американской выставки в Севилье в 1929 году: регионализм. Особенности различных региональных народных видов архитектуры тогда были под защитой.

Предыстория

Архитектура мегалита

Навета-дес-Тудонс (Naveta d’Es Tudons), Менорка, фото: общественное достояние

В каменном веке наиболее распространенным мегалитом (сооружением из огромных каменных глыб) на Пиренейском полуострове был дольмен. В плане этих погребальных камер был псевдокруг или трапеция, образованная огромными камнями, стоявшими на земле, а другие над ними образовывали крышу. По мере развития типологии появился входной коридор, и постепенно он приобрел известность и стал почти так же велик, как и комната. Коридоры с крышей и ложные купола были распространены на самой поздней стадии. В комплексе Антекера расположены крупнейшие дольмены в Европе. Лучше всего сохранился дольмен Куэва-де-Менга глубиной двадцать пять метров и высотой четыре метра, он был построен из тридцати двух мегалитов.

Образцы архитектуры эпохи бронзы, сохранившиеся лучше всего, расположены на Балеарских островах, где возникли три вида конструкций: Т-образный таула, талайот и навета. Талайотами были оборонительные башни в форме усеченного конуса и усеченной пирамиды. У них был центральный столб. Наветы были конструкциями из больших камней, их форма была похожа на корпус судна.

Иберийская и кельтская архитектура

Кельтские поселения в Галисии: Кастро де Баронья, фото:Locutus Borg, лицензия Creative Commons Attribution-Share Alike 3.0 Unported

Наиболее характерными конструкциями кельтов были городища (Castros) — деревни, обнесенные стеной, обычно расположенные на вершинах холмов или гор. Они строились в районах, занятых кельтами в долине Дуэро и в Галисии. Примерами таких поселений являются Лас Коготас в Авиле и Санта-Текла в Понтеведра.

Дома этих городищах были приблизительно от 3,5 до 5 метров в длину, в основном они были круглыми, некоторые — прямоугольными, строились они из природного камня, крыша была соломенной, она опиралась на деревянную колонну в центре здания. Их улицы были достаточно правильными, намекая на некоторую форму центральной организации.

Города, построенные племенами ареваков (Arévacos) были связаны с иберийской культурой, и некоторые из них достигли значительного развития, например, Нуманции. Другие поселения были более примитивными и, как правило, выдолбленными в скале, например, Термантия.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий