Беженцы и вынужденные переселенцы

Беженцы и переселенцы

Зачастую понятия «беженец» и «вынужденный переселенец» ошибочно считают эквивалентными. Схожесть действительно есть, однако существуют и существенные различия, как касающиеся оформления статуса «беженца» или «вынужденного переселенца», так сама ситуация, произведя учет которой лицо может быть причислено к той или иной категории.

Беженцы и переселенцы – не эквивалентные понятия. Главным различием тут является гражданство. Беженцы – это не граждане страны, в пределах которой проживают.

Вынужденный переселенец –описывает лицо, которое является гражданином страны, либо иностранным гражданином, который проживает постоянно и на законных основаниях в стране, и которого вынудили покинуть постоянное место жительства и поселиться в иной субъект государства. К вынужденным переселенцам, если касаться русских переселенцев, можно отнести советских граждан, которые проживали на территории одной из республик Союза на постоянной основе. Переселенцем можно считать лицо, получившее статус беженца, однако по ряду причин, утратившее его в связи с оформлением гражданства, либо же, по причине того, что беженец имел постоянное место проживания, но все равно переехал в иной субъект страны.

Беженцы и переселенцы являются лицами, которые подвергаются гонениям или страдают от враждебного отношения к себе в виду разных признаков: вероисповедания, родины, сексуальной ориентации и т.д. Именно поэтому вынужденные переселенцы и беженцы могут стремиться отказаться чтобы их защищало государство и покинуть его пределы или переселиться, чтобы избежать угрозы для своей жизни, здоровья, прав и свобод.

Закон и нормативные акты могут регламентировать процедуру присвоения статуса беженца и переселенца. Они могут четко устанавить пакет документов, которые требуются для оформления статуса, а также по ряду признаков, без которых регистрацию беженцев и вынужденных переселенцев провести невозможно. Среди таких признаков можно назвать:

  • Национальную или расовую принадлежность потенциального беженца и вынужденного переселенца;
  • Принадлежность лица, которое притязает на статус «переселенца» или «беженца», к определенной социальной группе;
  • Политические убеждения;
  • Вероисповедание и религиозные убеждения;
  • Язык.

Если рассмотреть законодательно и нормативно правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, то можно заметить, что они почти совпадают с точки зрения оснований на которых были созданы, а также предоставляют благоприятные условия чтобы проживать беженцам и переселенцам.

Существуют ситуации, когда иммиграционные комиссии выдвигают отказ на желание получить убежище и вид на жительство в связи с оформлением статуса «беженца» или «вынужденного переселенца». Для этого существует ряд оснований, например:

  • Умышленно предоставлены сведения или сфальсифицированы документы, основываясь на которых производится процедура оформления статуса беженца или вынужденного переселенца;
  • Совершено тяжкое преступление;
  • Отсутствует достаточно аргументов и оснований у потенциальных переселенцев и беженцев чтобы оформить статус, учитывая что, уполномоченные иммиграционные комиссии могут отказать в ходатайстве.

Закон РФ «О беженцах»

Стоит разобраться, кто такой беженец. Это человек, который находится не в своей стране, причем не по своей воле, а в силу разных причин. Например:

  1. Расовые угнетения или религиозные притеснения (что приводит к неприятию человека в родной стране из-за цвета кожи или вероисповедания);
  2. Политические убеждения, которые противоречат общепринятым;
  3. Национальность;
  4. Принадлежность к различным общественным организациям.

Этот человек не должен быть гражданином Российской Федерации. В своей родной стране беженец не может получить должный уровень защиты (или не желает это сделать по своим личным убеждениям) из-за перечисленных в списке опасений.

Также беженцем можно назвать гражданина, который покинул территорию своего государства и не может вернуться туда обратно в силу перечисленных выше причин.

Чтобы получить статус беженца, необходимо выполнить ряд процедур:

  • Вам потребуется написать соответствующее ходатайство, которое в последующем поможет получить статус.
  • Подождите некоторое время. Необходимо дождаться первичного рассмотрения.
  • Следующий шаг – это ожидание положительного или отрицательного решения. Вам обязаны выдать справку, которая будет говорить либо о рассмотрении вашей заявки, либо об отказе.
  • Теперь потребуется получить свидетельство (или же его отмену).
  • Дальше последует довольно длительный процесс, во время которого ваше ходатайство будет рассматриваться.
  • Здесь также придется запастись терпением: вас могут или признать беженцем, или же сделать полный отказ.
  • И наконец вы сможете получить удостоверение, согласно которому будете считаться официально беженцем. Если дело не увенчалось успехом, то вы должны получить соответствующую справку.

Легко ли быть беженцем

Итак, основные проблемы беженцев во всем мире примерно одинаковы. Человеку, который никогда не сталкивался с данной областью права, сложно бывает подтвердить свой статус самостоятельно, без поддержки адвоката. А это стоит денег, поэтому для людей, бегущих с родины не с пустыми карманами, проблем обычно на порядок меньше. Это справедливо не только для России, но и для других стран.

Те, кому удалось подтвердить статус беженца в благополучных европейских странах, могут рассчитывать на поддержку общин и государства. В Украине же и в России приходится надеяться на свои силы и на помощь соотечественников.

Узнайте, нужна ли беженцам миграционная карта.

Случаи, когда иностранец может утратить статус беженца

Правовое положение беженцев в Российской Федерации говорит о том, что иностранный гражданин может легко потерять статус при наступлении следующих ситуаций:

  • В случае обретения следующей ступени натурализации — ВНЖ или гражданства РФ.
  • При получении паспорта третьей страны, отличном от стран преследовавшей и принявшей беженца.
  • Когда лицо, находящееся в статусе беженца в России, принимает решение уехать за её пределы на ПМЖ.
  • В случае политических реформ в родной стране и прекращении преследования мигранта с гарантией восстановления всех его прав и свобод.
  • Если убежища просит апатрид, российская сторона не может предоставить ему статус беженца из соображений действующего законодательства. Однако таким людям в случае необходимости предоставляется убежище в нашей стране при условии, что в государстве их постоянного проживания они некоторое время находиться не могут.

Важно! После утраты статуса беженца мигрант обязан либо оформить разрешительные документы для пребывания в РФ, либо добровольно покинуть страну в отведённый законом период времени, в противном случае службы ФМС примут решение по принудительной депортации. Вынужденные переселенцы

Вынужденные переселенцы

Порядок утраты статусов беженца и вынужденного переселенца.

В четвертом
разделе рассмотрим основания для утраты физическими лицами рассматриваемых
статусов. Логичным представляется разделить данные основания на две группы.

Вначале
установим основания утраты статуса в связи с переходом в иное правовое
состояние. Пункт 1 статьи 9 Федерального закона «О беженцах» содержит следующие
причины для утраты лицом статуса беженца:

1. Лицо
утрачивает статус беженца после получения разрешения на постоянное проживание
на территории Российской Федерации либо при приобретении гражданства Российской
Федерации.

2. Если снова
добровольно воспользовалось защитой государства своей гражданской
принадлежности.

3. Если,
лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело.

4. Если
приобрело гражданство иностранного государства и пользуется защитой государства
своей новой гражданской принадлежности.

5. Если
добровольно вновь обосновалось в государстве, которое покинуло или вне пределов
которого пребывало вследствие опасений преследований по признаку расы,
вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной
социальной группе или политических убеждений.

6. Если не
может более отказываться от пользования защитой государства своей гражданской
принадлежности, территорию которого вынуждено было покинуть вследствие
вышеперечисленных обстоятельств, в связи с тем, что данные обстоятельства
больше не существуют.

7. Если не
имеет определенного гражданства и может вернуться в государство своего прежнего
обычного местожительства в связи с тем, что обстоятельства, перечисленные в
пункте 5, в данном государстве более не существуют.

Сравним
основания для утраты физическим лицом статуса беженца с основаниями для утраты
лицом статуса вынужденного переселенца. Их намного меньше и они определены
пунктами 1 и 2 статьи 9 Федерального закона «О вынужденных переселенцах».
Главным основанием для утраты статуса вынужденного переселенца является
прекращение гражданства Российской Федерации. Лицо также утрачивает статус
вынужденного переселенца:

— при выезде
для постоянного проживания за пределы территории Российской Федерации;

— в связи с
истечением срока предоставления статуса.

Вспомним, что
статус вынужденного переселенца предоставляется на 5 лет и при наличии
обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом
месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным
органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного
переселенца.

Что же касается
оснований утраты статуса как меры наказания за неправомерные действия, то они
едины как для статуса беженца, так и для статуса вынужденного переселенца.
Формулируются они следующим образом:

— лицо лишается
статуса, если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение
преступления на территории Российской Федерации,

если оно
сообщило заведомо ложные сведения, либо предъявило фальшивые документы,
послужившие основанием для признания беженцем или вынужденным переселенцем,
либо допустило иное нарушение положений Федерального закона.

Уведомление о
лишении или об утрате статуса беженца вручается лицу в течение трёх дней с
момента принятия решения об этом. В таком случае удостоверение беженца
признается недействительным и подлежит сдаче в соответствующий орган ФМС.

Лицо,
утратившее или лишенное статуса беженца, может обжаловать данное решение в
судебном порядке или в вышестоящем органе в течение одного месяца со дня
получения лицом уведомления о лишении или утрате статуса. До принятия решения
по жалобе за лицом сохраняются все предусмотренные Законом права и обязанности.
Если жалоба не будет удовлетворена, лицо обязано вместе со членами семьи
покинуть территорию РФ в течение трёх дней со дня получения уведомления об отказе
на жалобу, если у лица нет иных законных оснований для пребывания в РФ.

Лицо,
утратившее статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока действия
сохраняет за собой право на получение компенсации за утраченное имущество, если
ранее такая компенсация не была получена.

Лицо,
утратившее или лишенное статуса, может обжаловать данное решение в вышестоящий
орган или в суд.

Порядок и сроки
подачи жалобы, а также порядок сохранения за лицом прав и обязанностей на
период рассмотрения жалобы аналогичны процедурам, указанным выше по отношению к
беженцам.

Как облагаются налогами купоны?

Вот тут надо разобраться основательно. Потому что в одних ситуациях доход по купонам действительно подходит под налоговую базу. А в других ситуациях ничего платить не придется. Начнем от обратного. На основании 217 статьи Налогового Кодекса РФ, вам не придется платить налоги за:

  1. Ценные бумаги союзного государства.
  2. Ценные бумаги отдельных регионов РФ.
  3. Проценты по ОФЗ.

Кроме того, не придется платить за доход через купоны, которые в связке с корпоративными облигациями

Правда тут еще важно понимать критерий эмиссии. Дело в том, что правил применяется только к тем облигациями, которые были выпущены до 1.01.2017

Если срок упущен, то устанавливается налоговая база. В этом случае примеряется так называемый «налог» на превышение ставки. Проблема в том, что он равен доле в 35 процентов. Едва ли кто-то в восторге от такой щедрости государства.

Надо еще и учитывать правила применения такого налога. Предположим, что вы приобрели какой-нибудь пакет облигаций с доходом (по купонам) в 10 процентов. И приобрели вы эту облигацию за 50 единиц. Получается, что на данный момент доходность составляет 20 процентов. Вот за это налог не удерживается.

Однако, если вы приобрели какую-нибудь долговую бумагу за 200, с доходностью 16 процентов, при том что по факту доходность вдвое меньше, то с вас уже будут удерживать налог. Вот такая хитрая система, и во-многом, достаточно странная.

При этом, установлен еще и порядок удержания налогов. В частности, тут надо обращаться к следующим статьям:

  1. 214.9.
  2. 226.

Если не углубляться в казенные «завихрения» и речевые обороты, то получается, что налоговым агентом является компания, выплачивающая гражданину деньги. В принципе, ничего удивительного в этом нет. Но тут надо понимать особенность работы с облигациями.

Фактически, после гашения облигации денежные средства отправляются в депозитарий. А оттуда деньги распределяются по брокерским компаниям. А уже брокер занимается распределением денежных средств между клиентами.

Получается, что вывести денежные средства из депозитария на свой личный счет не получится сразу. И в случае с купонами, именно депозитарий расценивается как налоговый агент. Для тех кто торгует другими ценными бумагами это может показаться необычным, но таковы правила. Фактически, именно депозитарий удержит все налоги еще на этапе зачисления.

Но, существуют и обходные пути. И они создают опасность для держателя. Потому что в определенных ситуациях не выступает налоговым агентом и депозитарий. А также брокерская компания. В этом случае закон возлагает всю ответственность за оплату налогов на получателя дохода.

По сути, брокерские компании предусмотрели и этот вариант. Обычно выгода от купонов пускается через брокерские счета, которые потом уже позволяют выводить деньги на карточку или куда-нибудь еще.

Помощь государства

Государство определяет предоставление помощи в виде социальных льгот, пособий и финансовой помощи.

Социальные льготы

В рамках социальной помощи государством предусмотрены льготы вынужденным переселенцам PФ в 2020:

  • оказание юридической помощи в случае подачи жалоб, разрешения споров, задержания и судебных разбирательств;
  • льготы на медицинское обслуживание и медикаменты;
  • программа по оздоровлению детей и инвалидов.

Пособия, предусмотренные для ВП

Пособие вынужденным переселенцам выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ «О размерах единовременного денежного пособия и Порядке его выплаты лицу, получившему свидетельство о регистрации ходатайства о признании его вынужденным переселенцем» от 16 июня 1997 года № 724 (ред. от 10.08.2016). Единовременное денежное пособие составляет 100 рублей на каждого члена для семьи и 150 рублей для малоимущих семей. Все другие виды социальных пособий выплачиваются как для граждан РФ (помощь инвалидам, ветеранам, одиноким, малоимущим и т.д.)

Вопрос проживания

Теперь стоит сказать о жилье вынужденным переселенцам. Жилищный вопрос в этом случае решается двумя способами:

  • предоставляется жилье для временного поселения;
  • выдаются государственные жилищные сертификаты (ГЖС).

Статьей 108 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление жилых помещений фондов для временного поселения данной категории граждан, а статья 11 Закона о вынужденных переселенцах описывает порядок предоставления такого жилья.

Также государственная финансовая поддержка осуществляется предоставлением социальной выплаты из федерального бюджета на приобретение жилья, а право на ее получение подтверждается ГЖС.

Для расчета размера субсидии используется такая социальная норма общей площади квартиры:

  • для одиноких граждан – 33 квадратных метров;
  • на семью из двух человек – 42 квадратных метров;
  • на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек – по 18 квадратных метров.

Жилье участники программы могут приобрести на первичном или вторичном рынке недвижимости. Для этого открывается счет в одном из уполномоченных для этого банков: «Сбербанке», «Газпромбанке», «Зените», «Уралсибе», «Росбанке». Затем в течение девяти месяцев человек подбирает жилье. Субсидия выдается в безналичной форме, ее размер рассчитывается исходя из даты выдачи сертификата и не может быть изменен.

В соответствии с пунктом 24 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 сводный список вынужденных переселенцев формируется органом местного самоуправления, в котором находится дело гражданина, изъявившего желание участвовать в подпрограмме. Список составляется в хронологической последовательности по дате подачи заявления.

Проблемные вопросы получения жилья

К сожалению, бюрократические процедуры и ограниченность бюджетных средств усложняют получение жилья. Судебная практика показывает, что в судах часто слушаются дела, где вынужденно переехавшего гражданина не включают в списки для получения жилья на основании того, что он не доказал свою малоимущность.

Таким образом, выполнение принятых государством обязательств, согласно постановлению Правительства РФ от 21 марта 2006 № 153 по оказанию вынужденным переселенцам мер социальной поддержки в виде предоставления выплаты на жилье, ставится в зависимость от их малоимущности, что противоречит законам РФ. А согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие граждане и так имеют право на получение бесплатного жилья.

Как международные органы решают проблему беженцев?

Для того чтобы следить за соблюдением прав и свобод беженцев, Организация Объединенных Наций создала свою систему правозащитных механизмов, а также дала точное юридическое определение, кто такие беженцы и как их защитить. Те государства, которые ратифицировали Конвенцию 1951 г., должны соблюдать все нормы международных договоров. Ориентируясь на законы и международные договоры, постоянно создаются и развиваются определенные комитеты, органы. Они действуют с целью контролировать исполнение всеми государствами положений договоров о беженцах. Происходит заслушивание докладов представителей всех государств по рассматриваемой проблеме, а также некоторые органы осуществляют гуманитарную помощь, принимают жалобы граждан и так далее.

Основная цель деятельности Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев состоит в том, чтобы удостовериться, что все лица, которые ищут убежища, могут получить его в другой стране, безопасно вернуться на родину и полноценно реализовать свои права независимо от места их пребывания. Исходя из данной цели, важнейшей задачей является воздействие на страны для принятия справедливых процедур по закреплению должного и эффективного права беженцев. В последнее время в компетенцию данного органа стала входить организация материальной помощи беженцам и возвращающимся лицам. Данное направление пользуется большим спросом и является значимым.

Украинский вопрос

Свою лепту в «великое переселение народов» вносят и события на Донбассе. Количество людей, уехавших в европейские страны, невелико: Запад крайне неохотно признает украинцев беженцами. Основная часть потерявших дома украинцев едет в Россию или в более спокойные области Украины. Большей частью выбор направления определяется наличием родственников по обе стороны границы. Как решаются проблемы беженцев из Украины?

Что делается в России

Беженцы и получившие временное убежище имеют право на трудоустройство без получения специального разрешения и получение жилья. Но расселение новоприбывших государство проводит не в столицах, а на малонаселенных территориях Сибири и Дальнего Востока, откуда уже давно уезжает коренное население.

В Украине и Европе

Если в России еще можно получить какую-то помощь в трудоустройстве и расселении, то в Украине большую часть работы взяли на себя волонтеры и различные общественные организации. Чехия и Польша немного помогли украинцам, эвакуировав из неблагополучных районов страны этнических поляков и чехов.

Порядок оформления и получения

Заполнять ходатайство необходимо разборчивым почерком, черными или синими чернилами. Если человек, желающий получить данный статус, обладает не одним гражданством и подданством, то нужно указывать каждый из них. Если в бланк были вписаны еще люди, то они должны присутствовать во время оформления. Заявитель должен пройти фотографирование и дактилоскопическую регистрацию.

Правовой статус вынужденных переселенцев в РФ можно получить в такие сроки:

  • лица, находящиеся в пределах России — в течение пяти дней;
  • лица, пребывающие за пределами государства – один месяц.

Если комиссия дает положительный ответ, то человек получает на руки удостоверение вынужденного переселенца РФ.

Выдаваться удостоверение может при условии наличия документа, удостоверяющего личность или расписки. Затем в родительское удостоверение вписываются данные об несовершеннолетних в составе семьи, которые также переезжают в Российскую Федерацию. ФМС очень строго проверяют всю подаваемую документацию, поэтому, в случае неправдивых данных или же фальшивых документов, удостоверение и жилье вынужденным переселенцам не предоставляется.

Поздние переселенцы

С большим потоком переселенцев Россия столкнулась после распада СССР. Многие люди с русской национальностью оказались гражданами других стран против своей воли. При этом во многих бывших республиках русскоговорящее население подвергалось гонениям. Больше всего русских людей выехало из стран средней Азии, таких как, Казахстан, Узбекистан и Азербайджан.

Но были и желающие уехать из России. Это этнические немцы и евреи. Правительство Германии и Израиля разработало для этих категорий граждан облегченную систему получения гражданства, и обозначило их как поздние переселенцы.

Лица, изъявившие желание переехать на постоянное место жительства в Германию, должны выполнить определенные требования. К ним относятся:

  • наличие родственников немецкой национальности не дальше второго колена;
  • декларирования себя как немца по национальности;
  • знание немецкого языка и сохранение национальных традиций в семье.

До недавнего времени, получить статус позднего переселенца в Германии было довольно сложно. Основная сложность заключалась в том, что в новых российских паспортах отсутствует графа о национальности. А немецкий закон требовал обязательной декларации соискателя статуса как немца. На данный момент требования смягчили, теперь закон предусматривает другие варианты, например, сдача языкового теста В1.

Поздние переселенцы сдают тест на знание языка и проходят собеседование. После положительного ответа им присваивается статус по четвертому параграфу BVFG, что дает право на получение пенсии с учетом иностранного трудового стажа. Также можно получить пособие. Кроме того, поздние переселенцы имеют право перевезти на ПМЖ иностранного супруга, который не имеет такого статуса. При этом супруги получают гражданство сразу, без ожидания в течение нескольких лет.

Переехать в Германию, как поздние переселенцы, могут россияне, которые были рождены до 1 января 1993 года, а также имеют немецкие корни. Согласно ФЗ выплата пенсий и пособий прекращается после получения статуса переселенца в Германии.

Оценка миграционных потоков и процессов в мире

Миграционные процессы становятся все более масштабными и являются причиной социально-экономической, политической, духовной напряженности. Проблема беженцев встречается не только на уровне определенного государства, но и охватывает весь мир в целом. Международное сотрудничество в данной области – это, прежде всего, слаженная работа и взаимодействие разнообразных общественных организаций, религиозных фондов и иных неправительственных международных образований. Такая деятельность затрагивает интересы огромного количества людей и должна иметь необходимое организационно-правовое обеспечение.

Отличия

Как мы уже сказали, правовые статусы указанных субъектов существенно отличаются. Данные отличия касаются гражданства лиц, которые имеют на него право, порядка его получения, срока действия статуса, прав, которые такой статус предоставляет, пакета необходимых документов и множества других аспектов. Для полного их понимания рассмотрим основные отличия подробнее.

Гражданство

Так, главное отличие вынужденного переселенца от беженца заключается в гражданстве лица, которого претендует на статус. Согласно ФЗ «О беженцах», правовой статус беженца в России может получить иностранный гражданин или лицо без гражданства – россиянин на территории РФ стать таковым не может.

В то же время, согласно положениям ФЗ «О вынужденных переселенцах», данный статус может быть присвоен лишь гражданам РФ, которые прибыли в Россию из других стран или переселились в рамках субъекта федерации или государства – иностранцы и апатриды на такой статус претендовать не могут.

Указанное отличие влияет и на спектр прав, которыми наделяются владельцы статуса. Так, если беженцам предоставляется ограниченный спектр прав, указанных в законе, и лишь некоторые из которых приравнены к правам россиян, то вынужденные переселенцы уже обладают спектром прав граждан РФ, к которым им ст. 6 ФЗ «О вынужденных переселенцах» предоставляются дополнительные.

Процедура получения

Несмотря на внешнюю схожесть и необходимость ходатайствования о предоставлении статуса как от беженцев, так и от вынужденных переселенцев, имеется множество процедурных отличий. Так, первые обязаны обращаться с прошением о предоставлении статуса лично или через представителя в случае, если сделать это самостоятельно им не позволяет здоровье. Вынужденные переселенцы, в свою очередь, могут подать ходатайство не только лично, но и направить по почте или же обратиться через портал Госуслуги.

Отличаются и процедуры, которые необходимо пройти кандидатам. Так, если переселенцам достаточно лишь направить ходатайство и представить установленный законом пакет документов, то потенциальным беженцам придется вместе с этим пройти медицинское освидетельствование, дактилоскопическую регистрацию, анкетирование, индивидуальное собеседование и ряд других обязательных процедур. Кроме того, ходатайства от последних предусматривают более тщательное рассмотрение и изучение причин и обстоятельств, которые послужили мотивами для направления ходатайства.

Срок действия статуса

Разница между беженцем и вынужденным переселенцам заключается и в сроке действия статуса. Так, для беженцев правовое положение предоставляется бессрочно с необходимостью переучета каждые полтора года. Статус вынужденного переселенца предоставляется на срок в 5 лет с возможностью продления по заявлению его обладателя при наличии на то оснований, указанных в законе.

Необходимые документы

Тем, кто претендует на статус беженца, достаточно представить при подаче ходатайства лишь документ, удостоверяющий его личность. Все остальные документы, подтверждающие указанные им сведения и мотивы, подаются лишь по инициативе лица.

Переселенцам вместе с ходатайством необходимо представить документы, удостоверяющие личность, свидетельство о рождении (для малолетних членов семьи), свидетельство о заключении брака для лиц, состоящих в нем, по 2 фотографии на каждого из членов семьи и документы, подтверждающие их родственные отношения.

Выплаты

Как беженцы, так и временные переселенцы до рассмотрения их ходатайства по существу и предоставления правового статуса имеют право на единовременные денежные выплаты. Несмотря на то, что право на них гарантируется разными нормативными актами (переселенцам – постановление Правительства РФ № 724 от 16.06.97, беженцам – постановление Правительства РФ № 484 от 23.05.98), их размер идентичен.

При этом вынужденные переселенцы – по российскому гражданству, а иностранцы – в результате беженства, имеют право на пенсионное обеспечение и иные социальные выплаты, положенные в силу социального статуса (по утере кормильца, по инвалидности и прочие).

Отказ в предоставлении статуса переселенца или беженца

Федеральная служба по миграции в Российской Федерации вправе отказать в предоставлении убежища и оформлении статуса переселенца или беженца в следующих случаях:

  • в отношении заявителя возбуждено дело об уголовном правонарушении;
  • отсутствие в стране проживания беженца обстоятельств, на которые ссылается гражданин (отсутствие гонений, репрессионных мер, националистических выступлений и т. д.);
  • в отношении заявителя ранее было принято обоснованное решение об отказе предоставить убежище и дать статус беженца любым из государств, являющихся участником Конвенции от 1951 года и Протокола от 1967 года (при этом законодательство данного государства в вопросах предоставления политического убежища беженцам не должно противоречить российскому законодательству);
  • гражданин прибыл из другого иностранного государства, которое могло предоставить ему политическое убежище и статус беженца;
  • заявителем был пропущен установленный законом срок подачи ходатайства;
  • гражданин покинул государство проживания на незаконных обстоятельствах, из-за чего может быть подвергнут наказанию за незаконный выезд;
  • заявитель не сообщил запрашиваемые сведения о себе или обстоятельствах своего прибытия на российскую территорию;
  • гражданин совершил на территории государства проживания уголовное правонарушение;
  • заявитель находится в зарегистрированном браке с российским гражданином, что дает ему право на получение разрешения постоянно проживать в России;
  • гражданин уже имеет разрешение постоянно проживать в России.

Если службой миграции было принято решение об отказе в признании иностранного гражданина, находящегося не на территории России, беженцем, срок уведомления продляется. Служба миграции направляет в пятидневный срок учреждению консульства или дипломатическому представительству письменный мотивированный отказ. Затем в трехдневный срок заявителю вручается соответствующее уведомление с указанием причины отказа. Также разъясняется порядок обжалования и правовое положение заявителя и его близких родственников на российской территории.

Если получивший отказ гражданин находился при подаче ходатайства в пропускном пункте на российской границе, он обязан в трехдневный срок с момента получения отказного уведомления покинуть российскую территорию.

Если заявитель вынужденно незаконно пересек российскую границу, обязанность покинуть территорию страны продлевается до одного месяца с момента получения письменного уведомления.

Граждане, имеющие статус переселенца или беженца, пользуются большой социальной поддержкой со стороны российского государства. При этом любое серьезное нарушение обязанностей, установленных законодательством в отношении указанных лиц, грозит немедленной депортацией.

Социальные выплаты и помощь мигрантам

Большое количество споров возникало из-за наличия мигрантов. Россияне бунтовали по поводу напрасной траты колоссальной суммы из государственной казны на потребности мигрантов. Бытует миф, будто бы один переселенец получает наличными на один день от государства сумму равную восьмистам рублям.

Исходя из ФЗ, мигрант должен подать ходатайство о присваивании статуса беженца или переселенца. С момента подачи государство действительно производит следующие выплаты:

  • пятьсот пятьдесят рублей на размещение;
  • двести пятьдесят — на питание.

Указанная материальная помощь переселенцам не выдается наличными. На сегодняшний день закон значительно сократил сроки пребывания мигрантов в пунктах временного размещения, поэтому подобные расходы уменьшились. Размер помощи зависит от полученного статуса. Например, не все мигранты собираются присваивать себе статус беженца, так как переезжают на территорию России временно. Кроме этого, не все собираются жить в таежной местности и на Дальнем Востоке.

Если мигранты получили официальный статус беженцев, то соц выплаты начисляются следующим образом:

  • сто рублей на каждого члена семьи;
  • сто пятьдесят рублей, если лица относятся к малообеспеченной соц группе.

Мигранты также могут нуждаться во временном пристанище, поэтому соц выплаты начисляются в общем порядке, но граждане лишаются права покидать территорию России на определенный период. Часто волонтеры предоставляют беженцам гуманитарную помощь, которая играет важную роль, как и соц выплаты.

Право на получение пенсии получают переселенцы, постоянно проживающие на территории России или получившие соответствующее гражданство. Пенсии по старости в нашем государстве начисляются женщинам с пятидесяти пяти лет, а мужчинам с шестидесяти. Иногда можно претендовать на сокращение общего возраста. Пенсионное пособие начисляется при подаче следующих документов:

  • паспорт или вид на жительство;
  • заявление о начислении пенсии;
  • страховое свидетельство для получения пенсии;
  • выписка лицевого счета.

Указанный перечень подают для начисления пенсии в пенсионные фонды. Осуществить подачу можно самостоятельно, через представителя или по почте. Прошение рассматривается на протяжении десяти дней. Начисления пенсии происходят на следующий месяц в день обращения.

Начиная с 2019 года, внесены изменения в ФЗ, поэтому изменен порядок начисления пенсии для россиян, эмигрирующих за пределы государства. Страховое пенсионное пособие по старости выплачивается исключительно на территории Российской Федерации. Начисление пенсии по старости, как и другие соц выплаты, больше не распространяются за пределы государства. Соц выплаты могут поступать на банковский счет доверенных лиц, если гражданин покинул пределы страны, а также могут переводиться на кредитный счет одного из банков России.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий