Безработица в беларуси

Последние 10 лет государство теряло власть над рынком труда

Со временем кормить предприятия бюджету оказывалось все сложнее, дотации сокращались. А значит, возможностей держать избыточное количество работников у организаций убавилось.

«Предприятия столкнулись с более жесткими бюджетными ограничениями. В целях повышения своей эффективности они были вынуждены так или иначе уменьшать издержки на труд. Правда, в основном сокращение занятости происходило за счет увольнения людей пенсионного возраста. Это щадящее решение», — считает Глеб Шиманович.

Начиная с 2010 года госсектор потерял 18% своей рабочей силы. Сегодня на рынке труда доминируют частные предприятия.

Теперь работников защитить некому

Все это значит, что государство больше не имеет возможностей активно регулировать сферу занятости, а институты, призванные делать это вместо него на свободном рынке, в Беларуси так и не заработали. 

«Пособие по безработице, профсоюзное движение, минимальная заработная плата, система обеспечения исполнения контракта не играют важной роли в современной Беларуси», — сказал экономист.

Абсолютно уязвимыми белорусских тружеников делает система срочных трудовых договоров, позволяющая легко уволить работника по истечении кратковременного контракта. И в случае необходимости компании начнут активно этой возможностью пользоваться.

Страна медленно и незаметно погрузилась в новую трудовую реальность, в которой ничто не способно защитить белоруса от потери работы

Полноценно осознать эти перемены нас заставит любой сильный макроэкономический шок.

Однако чувствовать неладное граждане начали еще тогда, когда новым кризисом даже не пахло. Глеб Шиманович рассказал об опросе населения 2019 года, в котором потеря работы названа третьей по остроте социально-экономической проблемой. Более остро людей волновали только их низкие доходы и рост цен.

Уровень безработицы в других странах

СтранаПериодФакт. значениеПред. значение

Австрия

ноя. 2020 9.5
%
8.7

Ирландия

ноя. 2020 7.5
%
7.2

Люксембург

ноя. 2020 6.3
%
6.3

Испания

3 кв./20 16.26
%
15.33

Исландия

ноя. 2020 7.1
%
6.8

Норвегия

окт. 2020 5.2
%
5.2

Беларусь

июл. 2020 0.2
%
0.2

Бельгия

окт. 2020 5.1
%
5.2

Болгария

ноя. 2020 6.7
%
6.9

Хорватия

ноя. 2020 9.3
%
9.1

Кипр

окт. 2020 10.5
%
9.3

Чехия

ноя. 2020 3.8
%
3.7

Дания

окт. 2020 4.6
%
4.8

Эстония

3 кв./20 7.7
%
7.1

Еврозона

окт. 2020 8.4
%
8.5

Европейский Союз

окт. 2020 7.6
%
7.6

Финляндия

ноя. 2020 6.9
%
7.4

Франция

3 кв./20 9
%
7.1

Германия

окт. 2020 4.5
%
4.5

Греция

сен. 2020 16.1
%
16.5

Венгрия

окт. 2020 4.3
%
4.4

Италия

окт. 2020 9.8
%
9.7

Латвия

3 кв./20 8.4
%
8.6

Литва

ноя. 2020 15.5
%
14.9

Македония

3 кв./20 16.5
%
16.7

Мальта

3 кв./20 4.6
%
4.4

Молдова

3 кв./20 3.4
%
4.2

Черногория

окт. 2020 19.3
%
18.7

Нидерланды

ноя. 2020 4
%
4.3

Польша

ноя. 2020 6.1
%
6.1

Португалия

3 кв./20 7.8
%
5.6

Румыния

окт. 2020 5.3
%
5.1

Россия

ноя. 2020 6.1
%
6.3

Сербия

3 кв./20 9
%
7.3

Словакия

ноя. 2020 7.4
%
7.4

Словения

окт. 2020 8.6
%
8.6

Швеция

ноя. 2020 7.7
%
7.8

Швейцария

ноя. 2020 3.3
%
3.2

Турция

сен. 2020 12.7
%
13.2

Украина

2 кв./20 9.9
%
8.6

Великобритания

авг. 2019 3.9
%

Лихтенштейн

2018 1.7
%
1.9

Албания

3 кв./20 11.6
%
12.5

Босния и Герцеговина

сен. 2020 34.14
%
34.85

Республика Косово

2 кв./20 27.2
%
25

Причины безработицы и ее разновидности

Существует масса причин, обуславливающих возникновение безработицы. Наиболее распространенными среди них являются:

  • дефицит рабочих мест, связанный с недостаточным развитием тех или иных хозяйственных отраслей;
  • низкая оплата труда в частной и/или государственной сферах. Обычно она вызвана избыточным предложением рабочей силы на рынке и/или общей неразвитостью экономики страны;
  • экономические потрясения в стране (общесистемный кризис, дефолт, продолжительная рецессия и т.д.), приводящие к банкротству предприятий и сокращению рабочих мест;
  • наличие искусственных барьеров в законодательстве, мешающих трудоустройству разных групп граждан (к примеру, запрет занимать определенные должности без наличия диплома о высшем образовании).

Также причинами безработицы могут быть демографические факторы, недостаточное информирование населения трудоспособного возраста о наличии вакансийи т.д.

  • молодежная, когда безработными являются молодые люди в возрасте до 31 года;
  • маргинальная. Отмечается среди граждан, ведущих асоциальный образ жизни;
  • зарегистрированная. В этом случае безработными считаются лишь те граждане, которые встали на специальный учет на бирже труда;
  • скрытая. В противовес предыдущему виду, объединяет людей, которые не регистрируются в качестве безработных и отказываются от помощи бирж труда;
  • неустойчивая. Ее уровень динамично меняется вслед за изменениями в экономике страны.

Размер пособия по безработице

Если орган труда вынес решение назначить пособие по безработице, то получать его человек будет на протяжении полугода каждый год с момента назначения помощи. То есть по полгода каждый год. Порядок выплат и размер определяются стажем и перерывами в нем. Сроки измеряются в календарных неделях.

  • Для отработавших на условиях полного трудового дня или в пересчете на полные трудовые дни 12 или больше недель за год, предваряющий присвоение статуса безработного, размер пособия определяется его средней заработной платой на последнем месте трудоустройства. В этом случае нужно будет предоставить справку о доходах, и государство будет платить 70% зарплаты в первые 13 недель, 50% – во вторые. При этом выплата не может быть меньше одной базовой величины и больше двух.
  • Если в году, предваряющем постановку на учет, сотрудник отработал меньше 12 недель в пересчете на полный рабочий день, то размер помощи определяется только базовой величиной. Это касается и тех, кто не работал больше года, но имеет хотя бы год трудового стажа. В таких случаях безработный будет получать одну базовую величину в первую половину срока выплат и 75% – в следующую.
  • Для безработных со стажем меньше года и длительным перерывом выплата в начальной части срока составит 85% базовой величины, в завершающей – 70%. Столько же платят тем, кто ищет работу впервые.
  • Соискателям, получающим пособие после отработки 22 дней на общественных работах, в начале срока размер будет составлять одну базовую, в конце – 75%.

Пособие по безработице в Беларуси в 2019 году в месяц составляет:

ДатаМин. размер пособияМакс. размер пособия70% БВ75% БВ85% БВ
01.01.202027 руб.54 руб.18,9 руб.20,25 руб.22,95 руб.
01.01.201925,5 руб.51 руб.17,85 руб.19,12 руб.21,67 руб.
01.01.201824,5 руб.49 руб.17,15 руб.18,38 руб.20,83 руб.
01.01.201723 руб.46 руб.16,1 руб.17,25 руб.19,55 руб.
01.07.201621 руб.42 руб.14,7 руб.15,75 руб.17,85 руб.
01.01.2015 *18 руб.36 руб.12,6 руб.13,5 руб.15,3 руб.
01.04.2014 *15 руб.30 руб.10,5 руб.11,25 руб.12,75 руб.
01.10.2013 *13 руб.26 руб.9,1 руб.9,75 руб.11,05 руб.

* с учетом деноминации

Одна базовая величина в Беларуси в 2020 году равняется 27 рубля. Это значит, что стандартное пособие по безработице будет составлять не более 51 рубля в месяц. Но есть обстоятельства, при которых размер помощи увеличивают:

  1. На 10% – при наличии у безработного ребенка младше 14 лет.
  2. На 10% – при наличии ребенка младше 18 лет с инвалидностью, ВИЧ или СПИДом.
  3. На 20% – если есть трое и более детей младше 14 лет или двое и больше несовершеннолетних ребенка-инвалида.

У тех, кто получает пенсию или денежную помощь от государства, субсидия будет равна разнице между пенсией или помощью и тем пособием, на которое может, согласно перечисленным правилам, претендовать соискатель.

При наличии выслуги лет, которая дает право на пенсию по возрасту, за каждый отработанный сверх выслуги год срок выплаты пособия увеличивают на две недели. Размер в этом случае будет таким, как во второй половине срока выплат, на которые может по закону претендовать безработный.

Другие нюансы

Если человек имеет право получать пособие на протяжении 52 недель, возможности трудоустройства нет, а до достижения пенсионного возраста остается год или меньше, то управление по труду может предложить досрочно назначить пенсию по возрасту.

Размер пособия индексируют в законном порядке. Выплаты сохраняются во время выполнения общественных работ или временной работы. В последнем случае нужно уведомить службу занятости.

Уровень безработицы в Беларуси

В Беларуси официальный показатель безработицы рассчитывается на основании количества трудоспособных лиц, зарегистрировавшихся на биржах труда и получающих пособие. На начало октября 2018 года оно составило 15 000 человек, что на 45,1% меньше относительно прошлого года. В результате уровень официальной безработицы достиг исторического минимума и составил лишь 0,3%.

ГодУровень безработицы (тыс. чел.)Уровень зарегистрированной безработицы (% к численности раб. силы)
201722,90,5
201635,30,8
201543,31,0
201424,20,5
201320,90,5
201224,90,5
201128,20,6
201033,10,7
200940,30,9
200837,30,8
200744,11,0
200652,01,1
200567,91,5
200483,01,9
2003136,13,1
2002130,52,9
2001102,92,3
200095,82,1
1995131,02,9

Однако данный показатель далек от объективности – это признают не только зарубежные, но и отечественные специалисты. Это обусловлено тем, что на белорусских биржах труда регистрируется лишь малый процент от реального количества безработных. Основные причины:

  • крайне низкий уровень пособия (в 2018 году лишь 26 рублей);
  • необходимость бесплатно участвовать в общественных работах (сбор сельскохозяйственного урожая, уборка улиц и т. п.);
  • неудовлетворительный уровень заработных плат по вакансиям, имеющимся на биржах.

Поэтому многие пытаются трудоустроиться самостоятельно, не рассчитывая на помощь со стороны государственных служб занятости. В официальную статистику они не попадают, что приводит к неадекватно низкому показателю зарегистрированной безработицы.

Если руководствоваться критериями, принятыми Международной организацией труда, то фактическое количество безработных в стране в первом квартале 2018 года составило примерно 260,6 тыс. человек. Соответственно, уровень скрытой безработицы может находиться в диапазоне от 6% до 10% – подобные показатели часто встречаются в независимых исследованиях.

А как у соседей?

В России в 2018 году уровень безработицы варьируется в районе 4,7%, при этом на селе он выше (6,5%), чем среди городского населения (4,1%). В Польше средний показатель текущего года составляет примерно 3,5%, незначительно отличаясь в разные месяцы. На Украине официально зарегистрированная безработица составляет 8,3%, уменьшившись по сравнению с 2017 годом примерно на 0,7%.

Виды безработицы

Данное явление может принимать разные формы, в зависимости от которых классифицируется на следующие категории:

  • молодежная: работу не могут найти трудоспособные люди не старше 31 года;
  • маргинальная: относится к лицам, ведущим асоциальную жизнь и не стремящимся трудоустроиться;
  • зарегистрированная (официальная): считает только безработных, числящихся на бирже труда;
  • скрытая: является антиподом предыдущего пункта и учитывает граждан, не регистрирующихся в качестве безработных и отказавшихся от помощи со стороны бирж труда.

Специалисты выделяют и другие виды безработицы: фрикционная, институциональная, неустойчивая, структурная и пр.

Порядок оформления и причины отказа

Чтобы претендовать на пособие, нужно зарегистрироваться на местной бирже труда – в территориальной управлении по труду, занятости и социальной защите. В течение десяти календарных дней с даты регистрации на бирже работники службы занятости должны принять решение: назначить помощь или отказать. Закон предусматривает следующие причины отказа:

  • Увольнение с последней работы по своей инициативе.
  • Прекращение последнего трудового договора по соглашению с работодателем.
  • Увольнение с последней работы за неисполнение обязанностей или несоблюдение трудовой дисциплины. Если вас уволили за появление на работе пьяным, прогулы, воровство на рабочем месте или игнорирование правил безопасности, ставшее причиной смерти или повреждения здоровья коллег – орган соцзащиты имеет право отказать.
  • Судебный приговор, из-за которого работник больше не мог исполнять трудовые обязанности.
  • Нет декларации о доходах.
  • Увольнение из армии или отчисление из учебного заведения за нарушение дисциплины.
  • Потеря источник дохода из-за своих нелегальных действий.
  • Увольнение с последнего места трудоустройства по 47-й статье Трудового кодекса. Например, грубое нарушение начальником своих обязанностей, аморальное поведение в сфере воспитания или отказ госслужащего подписать обязательство соблюдать ограничения для борьбы с коррупцией.

Служба занятости по одной из перечисленных причин может отказать в выплате – тогда безработный может записаться на оплачиваемые общественные работы. Отработав там 22 рабочих дня, фактически календарный месяц, можно снова претендовать на пособие.

Какая разница, сколько безработных — все равно это не повлияет на экономическую политику…

Действительно, все официальные документы до сих пор ориентировались на официально публикуемый показатель — численность зарегистрированных безработных. Исходя из этой цифры планировались расходы бюджета на поддержку безработных и содействие занятости. Наглядный пример последствий использования данных о зарегистрированной, а не о фактической безработице — появление декрета о «социальном иждивенчестве»

Если бы на момент оценки ситуации его авторами принималось во внимание число в 200−250 тысяч безработных, а не 40 тысяч, то декрет, возможно, не появился бы

То есть открытое признание того факта, что безработица в Беларуси заметно выше 1%, может и должно стать поводом для пересмотра стратегии содействия занятости, бюджета и законодательства о социальной защите. И еще одним маленьким шагом на пути к формированию доверия к власти со стороны общества.

Неужели государство не способно предотвратить беду?

Экономист уверен, что уже в ближайшие месяцы мы увидим существенный рост безработицы. Ее масштабы будут зависеть от глубины и продолжительности экономического спада, однако каким-то образом предотвратить рост безработицы государство не способно.

К предположению, что власти попробуют «приказать» частникам не увольнять работников, Глеб Шиманович отнесся скептически. Если с крупными, активно сотрудничающими с государством компаниями и удастся договориться, то с мелким бизнесом сделать это нереально.

Единственное, что способно сделать государство – это поддержать людей, теряющих работу. «Сейчас стоит задача социальную функцию выполнять напрямую. Не через рынок труда, а через социальную политику государства», — подчеркнул эксперт.

Для этого, во-первых, необходимо переформатировать пособие по безработице и увеличить его размер. 

«Условия получения этого пособия достаточно жесткие, они требуют активного участия получателя в поиске работы, в оплачиваемых работах, которые предлагает государство. Благодаря этому пособие не будет искажать стимулы населения к поиску работы», — уверен экономист.

Также существует адресное пособие для людей, находящихся за чертой бедности. Сейчас оно невостребованное потенциальными получателями, но если в результате кризиса начнется рост экстремальной бедности, то это пособие станет более привлекательно.

В случае большого всплеска безработицы государству будет необходимо направлять деньги на создание временных рабочих мест, например, создавать инфраструктурные проекты, позволяющие вовлекать неквалифицированные трудовые ресурсы.

Надвигающийся кризис может оказаться затяжным и восстановление после него очень долгим. И в этом случае белорусским гражданам остается надеяться, что государство возьмет на себя непривычную роль защитника неработающих.

Последние данные по Количеству трудоустроенного населения на Беларуси (тыс. чел.)

Какое число трудоустроенного населения в Беларуси?

  • Число трудоустроенного населения в Беларуси остался без изменений и составил 4314 тыс. чел. (4.314 млн. чел.) в октябре 2020. Максимальный уровень достигал 4690 тыс. чел., а минимальная 4297 тыс. чел.
  • Данные публикует Ежемесячно Национальный статистический комитет.

История данных (тыс. чел.) по годам

Данные
Период
Дата

4314 окт. 2020 28.11.2020
4314 сен. 2020 07.11.2020
4309 июл. 2020 15.09.2020
4301 июн. 2020 18.08.2020
4302 май 2020 16.07.2020
4335 ноя. 2019 28.12.2019
4339 окт. 2019 30.11.2019
4330 сен. 2019 04.11.2019

История по Количеству трудоустроенного населения по президентам (тыс. чел.)

В заключение данной работы можно сделать ряд выводов и подвести итоги.

Безработица, как показало предложенное исследование, является неотъемлемой чертой рыночной экономики. В данной работе был проведен анализ безработицы, который помог сделать вывод о том, что она вызывается не только микроэкономическими причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит агрегированного спроса).

Рассмотрение причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых имеет свои особенности. В связи с ухудшением демографической ситуации не только в Беларуси, но и во многих странах, уровень экономически активного населения сокращается, что приводит к появлению новых форм безработицы.

К сожалению, безработица приводит не только к сокращению объёмов национального производства, но и влечёт негативные социально-экономические последствия. Недоиспользование трудовых ресурсов является главным экономическим последствием. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

В работе также рассмотрены методы борьбы с безработицей. Государство может использовать два типа регулирующего воздействия на сферу занятости: пассивный, активный. При этом политика пассивного типа ограничивается изысканием и использованием средств на определенное возмещение безработным их материальных потерь. Активный тип регулирования занятости и воздействия на безработицу означает активное воздействие на состояние рынка труда. Государство использует при этом два основных метода воздействия: метод повышения спроса на рабочую силу; метод сокращения предложения рабочей силы.

Использование материалов периодической прессы и статистических данных позволило выявить определённую динамику занятости и безработицы в Республике Беларусь. Сегодня официальная безработица, данные о которой публикует Министерство труда и социальной защиты, составляет 1%. А вот реальный уровень безработица уже около 6% как полагают экономисты. Спад в промышленности и на потребительском рынке — эксперты не видят предпосылок для улучшения экономической ситуации в стране. Рабочие места хоть в основном и сохраняются, но реализации продукции нет и такая ситуация на многих предприятиях.

К сожалению только сейчас наше правительство оценило остроту этой проблемы и принялось за осуществление программ обеспечения полной занятости. Но уже сейчас практически в каждом городе Беларуси созданы Центры занятости, позволяющие найти работу, а также различные коммерческие и некоммерческие организации по проблемам занятости, что является существенным шагом на пути к повышению экономического благосостояния страны.

Исследование позволило сделать вывод о том, что без познания теоретических основ проблемы и реальной оценки ситуации невозможно принятие каких бы то ни было мер по её ликвидации.

Список использованных источников

1 Рынок труда: Учебник. Под. Ред. В.С. Буланова и Н.А. Волгина. — 2-е изд. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. — 480 с.

2 Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие. — М. Пресс-сервис. 1994

3 П.А. Чукреев, Е.В. Корытова. Занятость населения, ее регулирование. Учебное пособие. — Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. — 212 с.

4 Макроэкономика (Экономическая теория. Часть 3): учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М. Лемешевский — Минск.: ООО «ФУАинформ», 2004. — 576 с.

5 О занятости населения Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 15 июня 2006 г. № 125-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 30.12.2015 — Минск. — Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/zacon. — Дата доступа: 20.10.2016

6 Базылев Н. И., Гурко С.П. Макроэкономика. — Мн., 1998. — с. 84-95

7 Учебное пособие является электронной версией книги: Экономическая теория: макроэкономика: Учеб. пособие / В.А. Семенихина, С.А. Крючков; Отв. ред. д-р экон. наук, профессор P.M. Гусейнов; Новосиб. гос. архитектур. — строит. ун-т. — Новосибирск: НГАСУ, 2003. — 136 с.

8 Лутохина Э.А. Макроэкономика. — Мн.: ОДО «Равноденствие», 2004. — с.123-139

9 Абакунова И.А., Воловская И.Н. Безработица и самосознательность. — Новосибирск, 2001.

10 Экономическая теория: конспект лекций / ред. Т.А. Фролова. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

11 Национальный статистический комитет РБ — Минск, 2016.

13 Новости в Беларуси: Безработица в РБ — Минск, 2016.

14 Народная Воля: Скрытая безработица в РБ — Минск, 2016.

15 Экономическая теория: учеб. пособие / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2011. — 479 с.

Размещено на Allbest.ru

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий