Водка в ссср в 80-х годах стоила от 4,70 руб

Пригород и межгород

При СССР активно развивалось пригородное автобусное и железнодорожное сообщение. Если не считать Москву и область, то нынешняя интенсивность пригородного движения заметно уступает тому, что было в советское время – огромное количество рейсов было отменено, а по каким-то частоту курсирования сократили до минимума.

Что касается цен на электрички, то они формировались примерно по тем же правилам, что и сейчас. Например, поездка с Курского вокзала до Владимира обходилась в 2 рубля 10 копеек на электричке против 3 рубля 75 копеек на автобусе, а проезд до ближайших станций стоил от 10 копеек и выше.

Кстати, для Москвы выходило, что проехать на электричке по городу было дороже, чем на метро, как минимум в 2 раза. Сейчас власти столицы развивают проекты МЦД и МЦК, которые связывают метро и железную дорогу в единую транспортную систему – что в лучшую сторону отличается от того, что было при СССР.

В целом же стоимость проезда в электричке зависела только от расстояния. Например, от Москвы билеты стоили примерно столько (данные по справочнику за 1990 год):

  • Москва-Товарная, ЗИЛ, Нижние Котлы, Серп и Молот, Карачарово, Электрозаводская, Сортировочная, Новая – 10 копеек;
  • Кусково, Новогиреево, Реутово, Перово, Плющево, Вешняки, Выхино, Коломенское, Чертаново – 15 копеек;
  • Кучино, Железнодорожная, Косино, Ухтомская, Люберцы, Бирюлево – 20 копеек;
  • Есино, Фрязево, Загорново, Бронницы, Раменское, Барыбино – 40 копеек;
  • Шиферная, Москворецкая, Цемгигант, Пески –1 рубль 10 копеек, и т.д.

Билеты действовали в течение всего дня, а если брать туда и обратно – то билет в обратную сторону действовал в течение суток.

Можно было купить проездной на месяц, 4 месяца или год, причем только на конкретный маршрут – это обходилось в 6,6 копеек в месяц или 55 копеек в год за километр. Например, чтобы ездить из Москвы в Балашиху в течение года, достаточно было заплатить за проездной 16 рублей 50 копеек. А если доплатить на 50-60% больше, то можно было ездить на те же 30 километров, но уже с любого вокзала Москвы и в любом направлении.

Что касается междугородних автобусных рейсов, их было много, а стоимость проезда была чуть ниже, чем в поездах дальнего следования. Например, в 1990 году цены на междугородние автобусы от Москвы были такими:

  • Воронеж – 8 рублей (515 километров);
  • Горький (Нижний Новгород) – 7 рублей 10 копеек (423 километра);
  • Иваново – 6 рублей 25 копеек (300 километров);
  • Курск – 8 рублей (525 километров);
  • Орел – 6 рублей 75 копеек (360 километров).

То есть, проезд на автобусе между городами стоил примерно 1,5-2 рубля за каждые 100 километров, при этом цена на проезд округлялась с точностью до 5 копеек. Для сравнения, сейчас это 250-300 рублей за каждые 100 километров, что в пересчете на зарплаты 1990 и 2020 годов дает примерно одну и ту же цифру.

Исторический ракурс

Точное историческое время, когда был создан этот легендарный алкогольный напиток, неизвестно. Исторические хроники рассказывают как минимум о трех основных версиях происхождения водки, а именно:

  • в XI веке в древней Персии известный целитель по имени Ар-Рази изготовил крепкий алкогольный напиток, по своему составу очень схожий с водкой, и рассказал об этом в своих трудах;
  • XIV веке в Чудовом мужском монастыре (Московский Кремль) монах по имени Исидор приготовил первую водку в России, о чем монахи не забыли упомянуть в летописях;
  • в XIX веке русский ученый Дмитрий Менделеев подробно описал процессы приготовления спиртового водного раствора, аналогичного по характеристикам водке.

Однако сам Дмитрий Иванович к этому напитку был совершенно равнодушен, что он поведал в своей книге:

Во времена СССР водка было чрезвычайно популярным напитком. Ее было принято употреблять в чистом виде. С ней связаны периоды правления советских руководителей. Цены на этот продукт отражали изменения в политике партии и Правительства СССР, свидетельствовали о каких-либо знаковых событиях.

Городской транспорт и такси

История городского общественного транспорта в России начинается даже не в советское время, а задолго до этого. Кто-то считает началом 1872 год, когда в Москве была запущена линия конно-трамвайной городской железной дороги, а кто-то – начало работы омнибусов в 1830 году в Санкт-Петербурге. Трамвай в Москве начал курсировать в 1899 году, но полноценное регулярное движение транспорта в городе началось уже при советской власти.

Так, в 1924 году в Москве было запущено регулярное автобусное движение, в 1933 году – троллейбусное, а в 1935-м запущен в работу Московский метрополитен. Но вот что касается стоимости проезда в транспорте, все оставалось достаточно запутано вплоть до 1961 года. Так, проезд в московском метро в 1935 году стоил 50 копеек, потом его снизили до 40 копеек и даже до 30 (при средней зарплате в 208 рублей – это как 60-130 рублей на современные российские рубли). До 50 копеек стоимость снова повысили до 50 копеек.

В 1961 году была проведена денежная реформа с деноминацией рубля и стоимость проезда была зафиксирована на одном уровне для всех городов СССР:

  • метро – 5 копеек;
  • автобус – 5 копеек;
  • троллейбус – 4 копейки;
  • трамвай – 3 копейки.

Сейчас это сложно представить, но стоимость проезда оставалась неизменной более 20 лет – с 1961 по 1985 годы (а кое-где и до самого 1991-го).

При этом относительно средних зарплат стоимость проезда постоянно снижалась – если в 1961 году советские граждане зарабатывали в среднем 77 рублей в месяц, то в 1985-м – уже 199 рублей. А чтобы сэкономить тем, кто часто ездил в транспорте, существовали проездные билеты – месячный проездной на московское метро стоил 3 рубля, а на все виды транспорта – 6-7 рублей.

В 1985 году со стартом Перестройки начала повышаться стоимость проезда. К примеру, в Москве проезд на всех видах транспорта стал стоить 5 копеек, а к 1991 году проблемы в экономике привели к тому, что стоимость билета подняли до 15 копеек. В других городах происходили аналогичные процессы.

Кстати, в СССР была своя система контроля пассажиров – вместо кондукторов, турникетов или валидаторов там стояли кассовые аппараты (щель для монет), а бросив монету, пассажир просто отрывал себе билет. Если заходил пассажир с проездным, он его предъявлял – в отсутствие кондуктора «контролерами» были другие пассажиры. Сложно сказать, насколько честными были советские граждане, но тем, кто ехал в автобусе без билета, контролер мог выписать штраф в размере 1 рубля.

Было в Советском союзе и такси, причем стоило оно не так уж дорого. За посадку пассажиру начисляли 10 копеек, а все остальное считал счетчик (те же 10-20 копеек за километр), и в среднем поездка выходила в 60-80 копеек. Но все зависит от города – в Москве с ее расстояниями можно было наездить и на большую сумму. Со временем зарплаты граждан росли и такси становились популярнее – а поэтому поймать его было все сложнее.

Как ни странно, маршрутные такси появились именно во времена СССР. В середине прошлого века оказалось, что несколько пассажиров иногда предпочитают «скинуться» на одно такси вместо того, чтобы ждать автобус или трамвай. И на этом таксомоторные парки решили заработать – маршрутные такси заняли промежуточное положение между такси и общественным транспортом, и стали достаточно популярными. Со временем вместо легковых машин туда стали передавать микроавтобусы РАФ, что приблизило маршрутки к их нынешнему пониманию.

В 1950-х годах существовали даже междугородние таксомоторные маршруты – они ездили из Москвы в Симферополь, Харьков, Владимир, Тулу и другие города, а билеты на них продавались даже в кассах автостанций.

С 1991 года ситуация кардинально изменилась – стоимость проезда в транспорте начала расти (часто по несколько раз в год), а вместо городского транспорта улицы заполонили те самые маршрутки. Но это уже совсем другая история.

Сравнение с другими ценами

Только факты

27 января 1921 г. председатель Совета Народных Комиссаров РСФСР Владимир Ленин (Ульянов) подписал декрет о повсеместной отмене взимания платы за жилые помещения в национализированных и муниципальных домах с рабочих и служащих, а также лиц, находящихся на их иждивении.

Этот законодательный акт объявлял безвозмездным использование благ цивилизации – канализации, водопровода, электроэнергии, газа, общественных бань – для:

  • инвалидов войны и труда;
  • работников госучреждений и бюджетных предприятий, включая их иждивенцев;
  • жен, вдов, детей и родителей красноармейцев, военных моряков и других лиц, попечительство над которыми осуществлял один из Наркомов: соцобеспечения или здравоохранения.

Совнарком РСФСР Постановлением от 20 апреля 1922 г. возобновил взыскивание квартплаты. Летом рабочим предоставили скидку за пользование водой и электричеством. Кроме того, ее размер поставили в зависимость от заработков и занимаемой жилплощади, но не мог превышать десятой доли дохода квартиросъемщика. А к НЭПманам, нетрудовым элементам, а также к лицам «свободных профессий» применялась максимальная ставка.

Фото: рекламная листовка

Новые постановления ВЦИК и СНК расширяли круг льготников. Под эту категорию попали:

  • в июне 1923 г. – больные, требующие изоляции, ответственные советские и партийные работники и ученые;
  • в 1925 г. – бывшие политкаторжане и ссыльные переселенцы;
  • в 1926 г. – отдельные представители творческой интеллигенции.

В списке тех, кто вправе пользоваться послаблениями, насчитывалось более 10 категорий.

Читайте, какими льготами на ЖКХ могут пользоваться ветераны труда

С января 1928 г. в СССР квартплата взималась по единой системе. Она предполагала, что сбор не берется за вспомогательные помещения типа кухонь, коридоров, ванных, кладовых, только за жилую площадь. Если семья располагается в комнате ниже нормативных условий, уменьшалась ставка.

И до самой перестройки продолжалось государственное дотирование в жилищно-коммунальную сферу, объемы его постоянно росли. И этому не помешали неоднократные обращения в период с 1950 по 1970 гг. в Правительство, где Министерство ЖКХ РСФСР предлагало повысить размер оплаты за услуги своих предприятий, чтобы покрыть затраты

Но столь важное «завоевание социализма» таковым и оставалось

В феврале 1948 г. увидело свет постановление СовМина СССР под № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ». Оно обязывало исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов обеспечивать бесплатно учителей, работников ПТУ и совместно проживающих членов их семей квартирами с отоплением и освещением.

А майское 1971 г. №255 сохранило это право за вышедшими на пенсию педагогическими работниками и проживающими с ними вместе членами семей, если они в школах на селе, а также в рабочих поселках или пгт отработали не менее 10 лет.

Сегодня это кажется невероятным, но до самых 90-х в Советском Союзе не предпринимались действия по ужесточению оплаты текущих расходов на содержание квартир, хотя:

  • страна несла громадные затраты на широкомасштабное строительство жилья во второй половине 60-х;
  • предприятия или городские органы управления «раздавали» квартиры очередникам бесплатно;
  • капитальный ремонт производился за государственный счет;
  • квартиросъемщик оплачивал исключительно жилую площадь.

В тему! Эксперты посчитали, сколько в России строят высоток в год

Как люди получали жилье

В СССР было несколько способов получить собственное жилье:

  • от государства в аренду;
  • построить частный дом;
  • приобрести квартиру в кооперативе;
  • вступить в наследство.

До шестидесятых годов самостоятельная постройка жилья на арендованных у государства участках была очень популярной. В населенных пунктах активно застраивались участки, но после принятия новых земельных законов ситуация поменялась. Участки предоставляли не всем желающим, а только многодетным семьям, заслуженным лицам или по блату.

Основным способом получения жилья с начала 60-х годов стала государственная аренда. С ней тоже не все было просто. Существовало две очереди распределения квартир – от предприятия или от горисполкома. В каждом из случаев люди получали жилье из резерва в порядке очереди. Получить исполкомовское жилье могли:

  • работники предприятий, не имевших собственного жилого массива;
  • категории граждан, кому квартира полагалась по закону: заслуженные деятели науки и искусства, Герои.

Ведомственное жилье давали работникам предприятий. Чаще всего молодые специалисты получали комнату в общежитии. После рождения первого ребенка они могли расширить жилплощадь до однокомнатной квартиры. Более просторное жилье удавалось получить за особые заслуги или при увеличении семьи. При выделении квартиры учитывалось наличие детей и их пол, количество квадратных метров полезной площади по месту прописки, семейное положение.

Бывали ситуации, когда люди оставались в неблагоустроенном жилье и не могли получить лучшее. Например, так случалось, если человек оставался без прописки по воле родственников. Без нее не брали на работу, а без трудоустройства не выделяли квадратные метры в аренду. Получить право на жилье было очень сложно. Легче всего было получить удобную квартиру тем, кто решил жить в небольшом развивающемся городе, и работающим на заводе, который образует этот населенный пункт.

Икра красная и черная

Из-за высокого спроса черная и красная икра стали дефицитными продуктами / Фото: festima.ru

В шестидесятых годах икра повсеместно продавалась в магазинах. При этом, стоимость ее была невысокой. Но уже ближе к восьмидесятым годам этот продукт почти полностью исчез с магазинных полок. Связано это было со снижением вылова осетровой и лососевой рыбы, а также, с повышенным потребительским спросом.
Этот деликатес со временем стал ценным и желанным подарком к любому празднику. Была даже традиция в Советском Союзе – на Новый год или День рождения подавать бутерброды с красной или черной икрой.
Следует отметить, что продукт ценился и в зарубежных странах. Поэтому выезжающие за границу граждане брали с собой несколько баночек, чтобы выменять икру на импортные изделия, например, технику или одежду.

Как жилось при Брежневе

Сколько получали в 1930 годах

Стремительное падение сельхозпроизводства порождало сильный товарный дефицит, стоимость рубля безостановочно уменьшалась, а по картонной системе было довольно трудно приобрести продукты. Возрастало количество безработных. Учитывая кризис в стране правительству пришлось пойти на повышение заработной платы. Так общий фонд оплаты труда возрос в 7 раз, а зарплата рабочих в среднем поднялась в 2-3 раза, хоть это и не препятствовало обесценивания рубля.

Копейки образца 1930 года

Вообще по официальным инструкциям в середине 1939 годов было образовано 7 категорий оплаты труда для государственных служащих: от 240 рублей в месяц для первого класса до 500 рублей для наркома Советского Союза – 7 класс. Заводской инженер мог получать в месяц 1500 рублей, директор – 2000 рублей, квалифицированный специалист – от 200 до 300 рублей. Минимальная зарплата считалась от 110 до 115 рублей.

Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина «Московский дом книги на Арбате», торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.

Так в среднем заработная плата в 1936 году для работников в крупной промышленности составляла 231 рубль, для строителей – 224 рубля, для железнодорожников – 227 рубля. Рабочие в совхозах и сельхозпредприятиях получали 140 рублей, научно-исследовательских учреждений – 302 рубля, учреждений здравоохранения – 189 рубля, сотрудники управления центрально-общего и ведомственного получали 427 рубля, а преподаватели ВУЗов и ВТУЗов – 336 рублей.

Помимо официальных выплат существовали еще многочисленные доплаты, в основном для высших чинов. Так чиновники каждый месяц в конвертах получали дополнительную сумму, размеры которой составляли 50-100% от основной зарплаты. Как результат соотношение зарплаты управляющих и рабочих приравнивалось как 5:1. Также высоко оплачивались высокие военные звания. Зафиксировано, что в 1939 году лейтенант получал жалование в размере 625 рублей, а полковник – 2 тысячи рублей. Помимо этого заработная плата верхушек общества постоянно внушительной возрастала, в то время как обычное рабочие еле добивались надбавки.

Когда зарплаты были лучше?

В 1930-е годыВ 2000-е годы

Цены на товары

Товарный дефицит и возросший потребительский спрос привели к очередному подъему цен на продукцию. Товаров всегда не хватало, полки магазинов оставались пустыми. Самые необходимые продукты можно было с трудом найти, и то они были очень дорогими по отношению к зарплатам рабочих.

Очередь по хлеб в советском магазине

В 1937 году в Советском Союзе белый хлеб можно было купить за 1,70 рубля, ржаной – за 0,85 рубля, мясо для варки – от 6 до 7 рублей, масло стоило 16 рублей, маргарин – от 10 до 11 рублей, а растительное масло – от 13 до 14 рублей. Также гречка стоила 4,30 рубля, пшено – 2,10 рубля, рис – 6 рублей и сахар – 4,70 рубля. Одну пару ботинок можно было приобрести за 100-120 рублей, а зимнее пальто за 250-300 рублей, что при минимальной зарплате было практически непосильным.

В предвоенный период 1939 года было еще одно повышение цен на продукцию тяжелой промышленности.

Дефицит

Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».

Покупательский спрос рос, но товаров для его обеспечения катастрофически не хватало. Производство сельхозпродукции падало, в магазинах было трудно найти не только деликатесы, но и продукты обыденного употребления.

Феномен катастрофического дефицита в СССР распространился тогда с особой мощью, задевая практически всю продукцию, особенно товары первой необходимости. Даже введенная карточная система  распределения товаров не стабилизировало ситуацию. К 1933 году нормы карточного снабжения были превышены в 15 раз.

Пустые прилавки магазинов во время дефицита

В обычные дни люди не всегда могли купить мясо или молоко, по той причине, что их просто не было в продаже, а та продукция которая лежала на прилавках была очень однотипной. В праздники в магазины не завозились даже обыденные продукты. Не было ни сыра, ни фруктов, ничего. Голодные люди стояли на морозе и смотрели на витрины магазинов и лавок, которые были абсолютно пусты. Сильное падение экономики и внезапный упадок сельхозпроизводства принесли в страну небывалый на тот момент дефицит, когда деньги на руках были, а купить за них нечего.

Нефть

Экспорт нефти и нефтепродуктов приносил значительный доход в казну страны: в общем объеме он составлял около трети всего торгового экспорта СССР.

Мнение эксперта
Раиса Григорьевна Поволжская
Бухгалтер, руководитель магазина «Московский дом книги на Арбате», торговый представитель по внешней торговле СССР со странами Западной Европы.

На мировом рынке советская нефть имела марку URALS. Она пользовалась заслуженным спросом и имела достойную цену, пока в 1986 году искусственно не была обвалена, что стало настоящим крахом для СССР.

Советские автомобили

Первый в мире внедорожник малого класса ВАЗ-2121 «Нива» (год выпуска – 1977) быстро стал легендарным более чем в ста странах мира, куда экспортировался в огромных количествах: 80% всех произведенных в СССР машин уходило на экспорт, при этом дома машина была огромным дефицитом. По комфортабельности «Нива» приравнивалась к всемирно известным и признанным брендам Range Rover и Mercedes-Benz; по эксплуатационным характеристикам ей не было равных среди машин похожего класса. «Нива» не раз побеждала в международных гонках. Из желающих приобрести советский внедорожник составлялись очереди, что немыслимо для зарубежной торговли.

Кофе растворимый

Бразильский кофе в СССР был особенно популярен / Фото: auction.ru

Дефицитом в СССР был и кофе импортных производителей. Если он появлялся в магазинах, тут же образовывалась огромная очередь. Наиболее востребованными оставались продукты бразильских марок Cacique и Pele. Продавались они в банках из стекла. Не менее популярным являлся и растворимый индийский кофе. Почему-то его именовали «пыль индийских дорог». Тем не менее, это не повлияло на его спрос у советских граждан.
Но чаще всего людям приходилось покупать кофейные напитки, в составе которых было внушительное количество каштанов, цикория, ячменя и даже сои. Эти культуры выращивались в Союзе.

Туалетная бумага

Промышленность не успевала обеспечивать население туалетной бумагой / Фото: yandex.ua

Многие годы советские люди использовали газеты, которые рвались на кусочки. Со временем в жизнь граждан СССР пришла специальная бумага, очень мягкая. На массовый спрос этого товара никто не рассчитывал, поэтому промышленность попросту не была готова полностью обеспечить потребителей.
В шестьдесят девятом, когда только началось производство туалетной бумаги, она была в дефиците, да и несколько последующих лет тоже. Те, кто все-таки раздобыл ее, нанизывали на веревку и вешали рулоны на шею (нести было удобнее). Ну а со стороны это смотрелось очень комично.

Способы покупки нового авто в 70-е: кто мог себе позволить

Но даже собрав за несколько лет 5 000–10 000 руб., в СССР невозможно было просто прийти в автосалон и приобрести понравившуюся модель.

До 1973 г. авто распределялись по регионам Советами министров республик, после чего рай- или горисполкомами между учреждениями и предприятиями. Для поступления в продажу необходимо было решение специальной комиссии. По состоянию на 1972 г., по всей стране работало не больше 180 автомагазинов, в основном в больших городах.

После распределение упорядочили. Рыночные фонды централизовано распределялись по направлениям.

Таблица 4. Распределение авто по назначению в 1975 г.

Направление Распределение Кол-во, шт.
Передовики производства предприятия;

организации министерств

175 000

+30 000 резерв

Труженики села система потребкооперации 300 000
Работники леспрома ОРС (отделы народного снабжения)
Централизованные получатели Министерство среднего машиностроения;

ДОССАФ;

Министерство обороны;

и др.

100 000
Гражданам в порядке очереди (по открыткам) Республиканские министерства 100 0000
Гражданам, которые получали зарплату в валюте Через «Березки» 20 0000

Из общего числа купленных авто, по сведениям Управления ГАИ МВД СССР, 9,6% были реализованы через комиссионки. Именно так оформлялась продажа на вторичном рынке. Однако стоили б/у машины в СССР на порядок выше новых.

«Владельцы, потерявшие совесть и движимые жаждой наживы, требуют за «Москвич-412» 9-10 тыс. при стоимости 5 200 руб., а за «Волгу» – 18–20 тыс. руб. при цене 9 тыс. руб.», – из письма гражданина, проживающего в Ростове, Косыгину – председателю Совета министров СССР, 1972 г.

Было развито коммерческое дело с перепродажей машин в союзных республиках. Из РСФСР и Украины барышники везли авто в Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению.

«Покупает спекулянт машину в Ленинграде и Москве и везет в свою республику, где продает втридорога. Тысячи рублей оседают в их кошельках. Такие комиссионные магазины организованы для миллионеров, а не для трудящихся. Честные люди не могут купить автомобиль». Из письма рабочих завода «Электросила», г. Ленинград.

Несмотря на трудности с приобретением, в 1970-х гг. покупка машины стала массовым явлением. По отчету, опубликованному в сборнике «Народное хозяйство СССР», в 1970 г. было продано 123 тыс. авто, а в 1980 г. – 1 163 тыс. машин.

Интересная статистика! Мы посчитали, сколько в России легковых автомобилей и было в СССР

Цены и зарплаты

Однако стоит сказать, что увеличение цен не опережало рост доходов, но значительно съедало прибавки.

Так, средняя зарплата (1940 и 1950 гг. в пересчете) по стране без разбивки на отрасли и республики составляла в:

  • 1940 г. – 33,9 руб.;
  • 1955 г. – 71,8 руб.;
  • 1960 — 73,1 руб.;
  • 1965 — 92,5 руб.;
  • 1970 — 121,2 руб.;
  • 1975 — 148,7, руб.;
  • 1980 — 117,4 руб.;
  • 1985 – 199,2 руб.;
  • 1990 – 303 руб.

Фактически расчетные доходы населения за полвека выросли в 8,9 раз, тогда как цены почти в 2.

Кроме того, для анализа уровня цен и благосостояния народа нужно учитывать влияние пресловутого дефицита и вымывания дешевого ассортимента товаров не первой необходимости и предметов роскоши. Например, после появления на прилавках в 1970 г. новых телевизоров с широкими экранами дешевые маленькие вовсе исчезли. Поэтому приходилось платить больше, и то если повезет.

«Москвич» в 1950 г. можно было приобрести за 4 000 руб. (в пересчете 400 руб.), а вначале 80-х – за 4 000 руб., но уже новых хватило бы только на покупку Запорожца. «М-412» стоил около 7 500 руб.

Вы или Ваши родственники во времена СССР ощущали последствия скрытой инфляции?

Да, цены росли
Нет

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий