Контрольная работа: основные черты и особенности экономического развития древней индии

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. ЗАКОНЫ МАНУ

В Древней Индии сосуществовали государственная, общинная и частная формы собственности. В разных регионах их соотношение существенно отличалось, но постоянно наблюдались тенденции к расширению частного землевладения за счет сокращения государственного и общинного.

Таким образом, важнейшим экономическим показателем тех времен была земельная собственность, регулирование которой происходила посредством Законов Ману, пользовавшихся в те времена наибольшей известностью среди различных источников права Древней Индии.

  Верховным собственником земли считался царь. Общины, храмы и частные лица являлись всего лишь владельцами государственной земли, поэтому вполне понятно отсутствие в Законах Ману даже упоминания о формах отчуждения (т.е. продажи, дарения и т.д.) земельных участков – этого важнейшего объекта недвижимого имущества. Об особом правовом положении земельной собственности свидетельствуют и статьи Законов, которые предписывают царским чиновникам разрешать споры владельцев о границах своих земельных участков.

С другой стороны, Законы Ману предусматривали неограниченную частную собственность над рабами, скотом, зерном и другим движимым имуществом. При этом в Законах перечислялись и способы возникновения частной собственности как подобного рода вещи. К ним относились покупка, дарение, наследование, завоевание и т.д. Пользование вещью не являлось доказательством права собственности.

Законы Ману самым суровым образом, вплоть до смертной казни, карали любое посягательство на частную собственность. Собственник имел право потребовать свою вещь у любого недобросовестного владельца, причем если последний не мог доказать своих прав на вещь, Законы предписывали считать его вором и соответственно наказывать.

Банановые листья, нержавейка и глиняные горшки

В домах у многих бенгальских крестьян сегодня есть кухни с газовыми баллонами и плитой. Однако большая часть приготовлений пищи совершается на уличных печках из кирпичей, врытых в землю и облепленных глиной. В качестве экологичного топлива используют навозные лепешки. Наученные с детства тому, как лепить эти лепешки из свежего навоза, женщины мастерски и очень быстро облепливают ими стены домов, заборы и даже землю, а некоторые нанизывают навозные котлетки на тонкие бамбуковые палки и так сушат их, прислонив к стенам.

Утром в уличных печках разжигается огонь, и в чугунных котлах кипятят молоко для масала-чая или сладостей из уваренного молока. Я наблюдала, как многие женщины, чаще всего пожилые, которые не могут заниматься другой работой, сидя у котлов, неспешно мешали в них закипающее молоко деревянной палкой. Другие женщины в это время моют посуду для завтрака — обычно это чашки и подносы из нержавеющей стали. И дело не в том, что деревенские люди не могут позволить себе керамику. Просто любая глиняная посуда считается нечистой после одного использования, и ее нужно выбрасывать. До сих пор в Индии можно купить на улице ласси (сладкий йогурт) или кхир (уваренное сладкое молоко) в глиняных стаканчиках или кувшинчиках, хранящих прохладу. Иногда у этих кувшинов очень красивая форма и их жалко выбросить, но именно это и нужно сделать, согласно местным обычаям. Раньше богатые люди в Индии ели на серебряной и золотой посуде, а люди победнее — на банановых листьях. Сейчас вместо банановых листьев многие применяют более практичную нержавейку.

Большую часть продуктов жители Триболо выращивают сами. Помимо молока, любят картофель, рис, бобовые. Недавно закончился сезон манго, которое в мае и июне стоит очень дешево.

Биопестициды и биостимуляторы — растущий сегмент

В последние годы произошло значительное увеличение числа агентов биологического контроля, зарегистрированных для использования в Индии. Правительство также способствует более широкому использованию биопрепаратов для защиты растений.

Био-категория с 3% рынка СЗР в Индии в настоящее время является небольшой долей, но это стабильно растущий сегмент.

Правительство Индии, предпринимая шаги по повышению продуктивности сельского хозяйства, также уделяет особое внимание удвоению доходов фермеров, что требует доступной цены на сельскохозяйственные ресурсы. В то время как крупные прогрессивные холдинги могут позволить себе потратиться на дорогие СЗР, большинство мелких фермеров ориентируются на препараты, предлагаемые по более экономичной стоимости

И такая агрохимия, доступная небогатым сельчанам, будет ключевым фактором для увеличения спроса, считают аналитики

В то время как крупные прогрессивные холдинги могут позволить себе потратиться на дорогие СЗР, большинство мелких фермеров ориентируются на препараты, предлагаемые по более экономичной стоимости. И такая агрохимия, доступная небогатым сельчанам, будет ключевым фактором для увеличения спроса, считают аналитики.

Время заключать договора

Сейчас для индийской агрохимической промышленности открывается перспектива зарекомендовать себя как глобальный источник поставок на экспортном фронте.

Китайская агрохимическая отрасль, проходящая перестройку в области защиты окружающей среды на фоне торговой войны с США, предоставляет Индии окно для закрепления статуса альтернативного мирового источника агрохимикатов.

Индия обладает относительно передовыми техническими и исследовательскими возможностями в области пестицидов, а производственные мощности используются недостаточно. Прежде всего, это будет интересно китайским компаниям — создать производственную базу в Индии и снизить риск для бизнеса в будущем, полагаясь на преимущества, предлагаемые инициативами правительства «Сделано в Индии».

Фермерских хозяйств с нулевым бюджетом не существует

Также на сегодняшний день в Индии широко обсуждается концепция «Натуральное сельское хозяйство с нулевым бюджетом (ZBNF)», насколько она соответствует целям развития АПК и удвоению фермерских доходов.

Натуральное сельское хозяйство с нулевым бюджетом (ZBNF) продвигается правительством, но идея такого подхода в крупном масштабе была рассмотрена без обмена полезными данными в поддержку высоких требований.

Натуральное сельское хозяйство с нулевым бюджетом — это метод, который подразумевает безхимическую сельскохозяйственную деятельность, а именно, сельское хозяйство без использования удобрений и агрохимикатов.

Хотя концепция, называемая нулевым бюджетным сельским хозяйством, в действительности таковой не является в принципе, поскольку основные расходы фермеров связаны с водой, электричеством, оборудованием, семенами, рабочей силой и т. д.

Даже органические ресурсы, например, коровий навоз, коровья моча, экстракты растений и компосты обходятся дорого, поскольку большинство мелких растениеводов не имеют собственного сельхозскота.

Биогумус, который используется в органическом сельском хозяйстве, является очень дорогим материалом. Органическое земледелие всегда более трудоемко, чем традиционное.

Может ли метод ZBNF противостоять серьезным атакам вредителей — это еще один серьезный вопрос.

Далее. Органическое сельское хозяйство продвигается при ложном предположении, что все натуральные растительные экстракты безвредны, потому что они натуральные.

И игнорируется тот факт, что некоторые из растительных экстрактов являются высокотоксичными, и риск, связанный с их использованием для борьбы с насекомыми, совершенно не оценивается, и нет каких-либо научных исследований воздействия на птиц, рыб и полезных насекомых.

Агрохимическая промышленность призвана сыграть важную роль в обеспечении устойчивого роста сельского хозяйства Индии, предлагая фермерам экологически безопасные решения по защите урожая по наиболее приемлемой цене. Поскольку вероятность увеличения площади сельскохозяйственных угодий из-за урбанизации и растущих потребностей людей в жилье не ожидается, цифровизация будет играть важную роль.

Наличие интеллектуальных мобильных телефонов в сельской Индии по очень дешевой цене, использование современных технологий спутникового картографирования, применение дронов в картографировании и опрыскивании полей с идеальной дозой пестицидов и питательных веществ предлагает очень многообещающие и захватывающее будущее».

Индийский хлеб

В традиционной индийской кухне нет выпечки, хлеб жарится. Обычно печка сооружается во дворе из глиняных кирпичей, топливом служат лепешки из коровьего навоза. В деревнях и поселках, которые составляют и сейчас большую часть Индии, можно видеть, как женщины облепляют этими лепешками заборы и деревья, чтобы те подсохли. Это считается самым экологически чистым топливом.

Хотя электрические печки имеются во многих домах Индии, хлеб на закваске или с дрожжами большинство индийцев не едят до сих пор. Зато здесь, как и во всех восточных культурах, большое разнообразие лепешек, которые готовятся на открытом огне.

Самая популярная лепешка — это чапати. Приготовить ее не так-то просто, девочки с детства под присмотром матери учатся катать идеально ровные лепешки из муки, воды и соли. Потом их слегка прогревают на раскаленной плоской сковороде без бортов и бросают прямо в огонь или же на металлическую решетку над огнем. Если все сделано правильно, то лепешка должна вздуться до состояния шара и таким образом пропечься изнутри. Чапати смазывают топленым маслом.

Самая популярная лепешка — это чапати. Приготовить ее не так-то просто, девочки с детства под присмотром матери учатся катать идеально ровные лепешки из муки, воды и соли

Более изысканный и дорогой вариант лепешек — пури. Их бросают в горячее масло, и существует поверье, что если у женщины вздуваются пури, значит, свекровь любит ее. Индийцы едят пури на завтрак вместе с какими-нибудь тушеными овощами или вареньем.

Еще есть лепешки с начинкой — паратхи. В качестве начинки туда кладут сыр, картофель, зелень. Мой самый любимый вид лепешки — это лаччха-паратха, я впервые попробовала настоящие лаччха-паратхи в небольшом городке в Южной Индии. На улице рано утром пожилой старик готовил эти лепешки в лавке, которая, наверное, перешла ему по наследству от отца, и с тех пор он жарит здесь хлеб каждый день. Помогали ему дочь и внук. Лаччха-паратха — это горячая хрустящая слоеная промасленная воздушная лепешка.

Все лепешки подают горячими, сразу с огня. Впрочем, индийцы вообще редко едят пищу, которая полежала какое-то время, не любят они и полуфабрикаты. Согласно аюрведе, пищу вредно подогревать, особенно рис, дал и овощи.

Конечно, в больших семьях лепешки бывают далеко не каждый день, потому что их приготовление занимает больше времени. Подают их вместе с рисом, далом и сабджи. Отрывается кусочек лепешки и с его помощью собирается немного риса и овощей, это очень удобно, когда рис рассыпчатый, а овощи еще не остыли.

К рису, далу и сабджи подают остро-сладкий соус — чатни, с большим количеством перца и сахаром

Особенности аграрного иностранного рынка

Тот факт, что сельское хозяйство разных стран имеет разные экономические и природные особенности, привел в итоге к идее проведения в этой сфере единой политики. Основными инструментами данной политики являются регулировка цен, спроса, поставок, внешней торговли за счет государственного вмешательства.

Аграрная политика в данном случае выходит за чисто рыночную сферу. Это и система квот, и прямые бюджетные выплаты, и меры административного планирования. Кроме того, аграрная политика включает принятие нормативов по развитию инфраструктуры и поддержанию пригодной экологической обстановки.

Логичным решением поставленных задач явилось создание Европейского Союза. Единое экономическое пространство помогло прийти к соглашениям о единых правилах конкуренции, государственной поддержки сельского хозяйства, единой валютной политике. Эти и другие соглашения в итоге обеспечили значительный успех и долговременность современной аграрной политики.

Четыре ступени духовного уклада — ашрамы

Теперь разберем четыре ступени духовной жизни, или ашрамы (слово «ашрам» переводится как «обитель, прибежище») — брахмачари, грихастха, ванапрастха и санньяса.

Брахмачари — это период полового воздержания, который предписан юношам до 25 лет. С детства мальчики в зависимости от своих наклонностей обучаются духовным и прикладным наукам. Например, в брахманических и кшатрийских семьях мальчика отправляют в гурукулу — это школа, где он примерно с пяти лет живет без родителей и изучает священные писания и различные языки. После 25 лет (чем ниже варна, тем меньше сроки) юноша решает — будет он вступать в брак или на всю жизнь останется брахмачари, то есть монахом.

После 25 лет юноша решает — будет он вступать в брак или на всю жизнь останется брахмачари, то есть монахом

Если он выбирает семью, то вступает в грихастха-ашрам: женится на подходящей девушке, заводит детей и трудится для их содержания так, как предписывает его варна. После 50 лет, выдав своих дочерей замуж и женив сыновей, мужчина должен оставить обязанности семьянина и постепенно отдалиться от всех дел. Ему нужно готовиться к неизбежной смерти и развивать отречение от мира, для этого путешествовать по святым местам и жить простой аскетичной жизнью. Жена может последовать за ним, однако они добровольно отказываются от сексуальной близости. Я, например, наблюдала интересную картину в одном святом месте в этом году, на Говардхане. Приезжая туда, паломники обычно совершают ритуал — обходят один раз вокруг огромного холма Говардхан. Особо аскетичные мужчины перемещаются вокруг него не шагами, а полными поклонами — дандаватами, то есть ложатся на землю, вытягивают вперед руки и кладут камень, потом встают на место камня и снова ложатся. И я видела, как пожилые муж и жена, по всей видимости, принявшие ванапрастху, таким образом обходили холм: муж ложился на подстилку в полном поклоне, а жена, катившая за ним чемодан на колесиках (весь их скарб) в этот момент касалась его стоп, а потом своей головы, таким образом тоже как будто совершая поклон вместе с ним. Так медленно они несколько дней обходили Говардхан, устраиваясь на ночлег, не сходя с места, прямо на улице.

На следующем этапе жизни мужчина принимает санньясу — полное отречение от мира (впрочем, санньясу человек может принять и раньше, если минует семейный уклад жизни). После посвящения в санньясу он считается мертвым для общества и разрывает все родственные связи. Жена уже не может жить рядом с ним, она возвращается к своим детям. Главное качество санньяси — это бесстрашие, потому что теперь во всех своих нуждах он зависит только от Бога. Он может жить уединенно где-нибудь в святом месте или же перемещаться из города в город, проповедуя людям. Живет санньяси на пожертвования, он не может иметь своего дома и вещей больше, чем необходимо для поддержания души в теле. В прошлом к санньяси предъявлялись очень строгие требования, например, они ходили только пешком, не имели права ездить на повозке, разжигать огонь для приготовления пищи. Мне известно, что до сих пор в Индии есть люди, которые соблюдают многие из этих правил: спят только на голом полу, сознательно избегают контактов с женщинами.

Растениеводство

Среди посевов преобладают зерновые. Рис — традиционная для Индии культура. За год его выращивают примерно $80$ млн тонн. На втором месте — пшеница и просо. Кроме зерновых, выращивают бобовые, масличные, овощные культуры, фрукты. По выращиванию пшеницы, риса, хлопка, джута, табака Индия входит в первую тройку стран мира. По сбору сахарного тростника Индия занимает $1$-е место в мире.

В стране выращивают большое количество промышленных непродовольственных культур:

  • лен,
  • хлопок,
  • джут,
  • табак,
  • конопля,
  • каучуконосы.

Культивируют экзотические растения, к которым относятся хинное и кофейное дерево, кокосовая пальма, некоторые пряности, сезам, орехи кешью

Важной статьей доходов является чай, по выращиванию которого страна занимает $1$-е место в мире. Индия является его крупнейшим экспортером на мировой рынок

Замечание 2

Многие сельскохозяйственные культуры были завезены в Индию в период британского колониального господства из других английских колоний (кофе, какао, хинное дерево, каучуконосы).

Легендарными богатствами Индии являются пряности. В античные времена и в средние века именно из Индии в Европу поступали черный перец, кардамон и гвоздика (в средневековой Европе зерна черного перца ходили наравне с золотой монетой).

Оформление вида на жительство

Получить ВНЖ могут иностранцы, которые приезжают в Индию заниматься бизнесом. Но недостаточно только открыть фирму, нужно обязательно создать рабочие места для индийцев и платить налоги. Чем больше количество рабочих мест для местных жителей, тем больше вероятность получения ВНЖ.

Вид на жительство получают иностранцы, поступившие в индийский вуз и специалисты, которые официально трудоустроились. Тем, кто хочет иммигрировать в Индию навсегда, лучше сначала поступить в вуз и во время обучения постараться найти работу по специальности. Но нужно понимать, что в этой бедной, перенаселенной стране найти работу почти невозможно. Здесь нужны представители редких профессий: врачи, переводчики, инженеры.

Еще один способ получение ВНЖ – жениться или выйти замуж за гражданина Индии. Но чтобы получить легальный статус, нужно доказать искренность отношений. Если пару заподозрят в фиктивном браке, иностранец будет депортирован из страны.

Витекс священный

Это растение, в наше время часто используемое в качестве лекарственного, в народе называют Авраамовым деревом. У иудеев растение витекс священный почитается как дарующее молодость. Согласно легенде, когда-то именно под ним отдыхал праотец всех евреев Авраам. Для достижения эффекта омоложения нужно просто посидеть под ним, вдыхая аромат его цветов. В разные времена из веток и стволов этого кустарника делали посохи священники.

Все его части являются целебными и используются в народной медицине и косметологии. Свежий сок этого растения используют для излечения таких недугов, как импотенция и депрессия. Отвары пьют для избавления от разного рода кожных проблем и в качестве контрацептивного средства. Помимо этого, ими лечат заболевания селезенки, печени, мастопатию, миому и бесплодие. Можно использовать это растение и для снятия усталости ног. Для этого его листья кладут в обувь. Не рекомендуется давать настои и отвары из каких-либо частей этого растения детям до 12 лет.

Востребован витекс священный не только в медицине, но и в кулинарии. К примеру, в арабских странах этот куст называют «перец яростный» и используют в качестве приправы к мясным и рыбным блюдам.

Почитаемые растения имеются практически у каждой народности мира. Возможно, в наше время им и не придают того сакрального смысла, как в древности, но они по-прежнему не забыты и любимы. В Индии и других восточных странах и сегодня слагаются песни и стихи о лотосе, а одним из символов нашей страны является белая березка.

РАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. «АРТХАШАСТРА»

Одним из высоко почитаемых богов древнеарийского пантеона был Вишвакарман (буквально — «Вседелатель») — бог созидательной работы. Он вошел в общеиндийский пантеон и до сих пор почитается как покровитель ремесленников.

Наибольшего расцвета древнеиндийские ремесла достигли во второй половине I тыс. до н. э. — I тыс. н. э. В этот период индийские ткачи производили на ручных станках самую тонкую хлопчатобумажную ткань. Центрами ткачества были города Варанас, Матхура, Удджайн. Далеко за пределами страны славились золототканая индийская парча, изделия из слоновой кости. Мечи с индийской стали носили персидские цари. Развивались гончарство, строительство, ткачество, ковка, судостроение, производство фаянса и стеклянной посуды и т.д.

 В памятниках ведической литературы, создававшихся в этот период, отражено становление городского ремесла, отличавшегося большим разнообразием. Если ремесленники, работавшие в деревнях, изготовляли предметы сугубо утилитарного характера, то город, где располагался двор правителя, жила знать и концентрировалось зажиточное население, требовал от ремесленников умения производить предметы роскоши: богато орнаментированные ткани, драгоценные украшения, изысканную домашнюю утварь, тонко отделанное оружие и т. п.

В памятниках письменности отражены процесс складывания каст ремесленников, а также законы и регуляции, которые касались положения этих каст в обществе, условий их работы, сбыта их продукции и т. д. Из такого памятника, как «Артхашастра» можно извлечь много конкретных указаний и предписаний относительно правового положения ремесленников и оценки качества их продукции. Главы «Артхашастры», содержащие эти материалы, как бы подытоживают и объединяют многие разрозненные данные о развитии ремесла в древней Индии, встречающиеся в других письменных памятниках. Этот трактат, название которого дословно переводится как «Наука о пользе» (выгоде) (т. е. «о достижении пользы, или выгоды»), отражает разные стороны жизни развитого монархического государства Древней Индии и состоит из предписаний и советов, относящихся к самому монарху, его родне, его приближенным, армии, охране, слугам, жителям городов и сел и т. д.,- предписаний, долженствовавших иметь силу закона. В трактате, в частности, подробно оговариваются условия сбора и получения сырья и красителей, способы определения качества этих материалов, некоторые технологические процессы производства тех или иных ремесленных изделий, меры по проверке их качества и, наконец, условия их продажи или их сдачи в царскую казну.

Из текста этого памятника мы узнаем, что в древней Индии широко применялись окрашенные и неокрашенные ткани и тканые изделия из шерсти, шелка, льна и хлопка, предметы из различных металлов (особое внимание уделяется доспехам, оружию и ювелирным украшениям), изделия из дерева, плетеные изделия. Есть в нем отдельные разделы, посвященные надзору за ремесленниками и наблюдению за купцами

В этих разделах упоминается также об объединениях ремесленников и их руководителях, из чего можно сделать правомерный вывод, что в обществе формирующихся каст складывались и касты ремесленников, возглавляемые, по всей видимости, традиционными выборными советами — панчаятами, несшими ответственность, как за качество изделий, так и за их сбыт.

Трещина в броне?

Какие бы незначительные уступки правительство Нарендры Моди не сделано фермерам, держащим в заложниках столицу, это будет первый за 6 лет случай, когда правящая ныне Индией команда идет на изменение своей позиции под давлением национального недовольства. Ни жесточайшая критика процесса проведения демонетизации, ни общенациональные многомиллионные протесты против Поправок к «Акту о гражданстве» в декабре 2019 года, ни возмущение в Кашмире отзывом его особого статуса, не смогли поколебать курс Моди.

Последуют ли за этими протестами репрессии организаторов, лидеров и просто сочувствующих, как это было после декабрьских протестов из-за изменения Закона о гражданстве? Положительный ответ на этот вопрос напрашивается сам собой. Однако расправы со стороны государства несомненно усилят недовольство в фермерской среде и послужат мишенью для критики оппозиции.

Означает ли происходящее сегодня, что рядовые индийцы утратили доверие к реформам правительства Индийской народной партии? Едва ли можно сказать «да». Однако впервые за годы пребывания премьер-министром Моди столкнулся с противодействием столь сильным, что оказался вынужден прислушаться к индийцам, не готовым поддержать его политику. И как бы ни развивалась дальше фермерская реформа, малейший намек на то, что ее бенефициарами оказались корпорации, а не крестьяне, станет колоссальной политической потерей для Моди. Дамоклов меч подвешен.

Блюда из бобовых — дал

Едят индийцы обычно без использования столовых приборов, правой рукой. Левая считается нечистой. Есть руками полезно и вкусно. Полезно, потому что рукой трудно взять слишком много, пальцы чутко следят за консистенцией пищи и ее температурой в отличие от ложки. Рис сам по себе сухой, и чтобы его размочить, прямо в горку риса наливают средней густоты суп из гороха, дал. В Индии много разновидностей гороха доступно во всех лавочках и магазинах. Это и чана-дал, и нут, и урад-дал, и матар-дал (крупный горох), и мунг-дал (маш). От очень мелкого, который быстро разваривается и образует густой кремообразный суп, до крупного гороха, который известен в России.

Блюда из бобовых по содержанию белка превосходят все остальные продукты. Рецептов их приготовления так много, что можно готовить несколько месяцев разные виды дала и не повториться. Самый простой рецепт — это матар-дал: горох отваривается и блендируется в кастрюле до однородности, а потом в него добавляют обжаренные в масле специи, масалу, которая стимулирует пищеварение и придает блюду аромат и цвет. Обычно в масалу входят свежая паста из имбиря и куркума.

Почти все индийские хозяйки имеют дома скороварки: в них можно быстро отварить дал, сэкономив газ, который в стране недешев.

История

Оценка природных условий и ресурсов

На территории Индии преобладает равнинный рельеф (плоскогорье Декан, Индо-Гангская низменность) и низкие горы (Западные и Восточные Гаты) на древней Индийской платформе. Только на крайнем северо-востоке и севере находятся высокогорные районы Гималаев. Это область молодой альпийской складчатости, где сохраняется сейсмическая активность.

Условия рельефа и тектонического строения способствуют развитию хозяйственной деятельности.
Недра Индии богаты на различные полезные ископаемые. Есть месторождения нефти и газа, каменного угля, железных и полиметаллических руд, алмазов и драгоценных камней.

Индия находится в субэкваториальном климатическом поясе. Здесь сформировался субэкваториальный муссонный тип климата. Почвы аллювиальные, черные тропические, красноземы и желтоземы. Они очень плодородные, то требуют современных агротехнических мероприятий. На севере – климат пустынный. Но при проведении орошения складываются очень благоприятные условия для сельского хозяйства.

Подводя краткий итог, можно сказать, что природные условия и ресурсы Индии способствуют развитию хозяйственной деятельности населения. Но страна нуждается в экономических и политических преобразованиях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий