Дворец цвингер (zwinger)

XIX-XX вв. в истории достопримечательности

Внутренний двор Цвингера до XIX столетия со стороны реки был ограничен лишь маленькой стеной. Тут планировалось разбить парк. Но в 40 годах XIX века было возведено Земпербау – новое здание музея, над проектом которого трудился придворный архитектор Г. Земпер. Музейное здание превратило Цвингер в Дрездене в замкнутое кольцо.

На протяжении XVIII-XIX веков строения много раз разрушались и восстанавливались, растрачивая свой исторический внешний вид. Но в 1920 годах было признано огромное значение барокко для искусства Европы, а потому дворец Цвингер в Дрездене реставрируется под чутким управлением Хуберта Эрмиша. Огромный опыт подобных работ позволил архитектору и экспертам-историкам восстановить достопримечательность практически в том же виде, в котором она была создана много лет тому назад. Сегодня мы имеем возможность любоваться объектом именно таким, каким его увидела Германия впервые.

Живопись в ансамбле.

В интерьерах барочных зданий важное место занимает живопись. Влажный климат приэльбской долины частично разрушил ее в Цвингере

Живописью был украшен купол Коронных ворот. До 1945 сохранялись огромные плафоны на потолке Физико-математического и Французского павильонов. Плафон Физико-математического павильона расписывал Луи де Сильвестр, специально для этого выписанный из Парижа. Он изобразил миф об Амуре и Психее, а также весь Олимп, где Юпитер был написан с Августа Сильного, другие боги походили на дрезденских придворных.

Французский павильон расписывал придворный художник Августа II Г.К.Фелинг. На плафоне он изобразил 4 времени года, однако на стене был помещен медальон с поясным изображением монарха, а под ним – Геркулес, побеждающий львов, т.е. та же аллегория, что и в скульптуре. См. также МИФОЛОГИЯ КЛАССИЧЕСКАЯ.

Общественный транспорт Дрездена

Чтобы добраться до центра, нам пришлось использовать общественный транспорт Дрездена. Мы уже почти добрались от отеля до автобусной остановки, когда увидели, что наш автобус вот-вот отправится. А что вы делаете, когда видите автобус нужного вам маршрута, пытающийся уехать у вас из под носа? Правильно — пытаетесь его догнать. Купили билеты у водителя и довольные, что успели, отправились в путь. Кстати, если вы путешествуете семьей и хотите сэкономить на общественном транспорте, то покупайте семейный билет. Он стоит всего 8 евро, а действует на двоих взрослых и на 4-х детей в возрасте от 6 до 14 лет. Если бы мы покупали билеты на каждую поездку, то заплатили минимум по 2 евро с человека за одно перемещение. Дорога туда-обратно для двух взрослых полностью окупает стоимость семейного билета.

Кстати!Если вы планируете, или только что подумали о том, чтобы посетить Дрезден, находясь в Праге или ее окрестностях, настоятельно рекомендуем почитать, какими способами выгоднее всего добраться из Праги в Дрезден в нашей подробной инструкции.

От района Брисниц до центра всего 10-15 минут езды. Минут через пять у нас появились первые сомнения — а туда ли мы вообще едем?! А спустя 10 минут стало понятно, что едем мы не в центр Дрездена, как собирались, а наоборот! Пришлось нам выходить из прохладного автобуса и ждать другой. Вот что бывает, когда спешишь!

Архитектура и внешнее убранство

Пышное убранство Цвингера вводит в заблуждение многих гостей. Они полагают, что попали в настоящий дворец, однако комплекс изначально задумывался как место для хранения некоторых коллекций, а внутренний двор использовался для праздников под открытым небом.

Современный дрезденский Цвингер нельзя представить без Коронных ворот, уже ставших его символом. Это самый известный и популярный у туристов вход в музей.

Ворота сделаны по канонам итальянского барокко, украшены колоннами, пилястрами. Прослеживается и влияние тенденций античности, а именно – распространенных в те времена триумфальных арок. Ворота увенчаны главным атрибутом власти Августа – золотой польской короной. Особенную утонченность сооружению добавляют медные украшения и позолоченный орнамент. На переходах ворот в галереи установлены фигуры богов античности – Вакха, Вулкана, Помоны и Цереры в человеческий рост.

Массандру украшают статуи, олицетворяющие времена года, и скульптура Геракла, выполненная известным творцом эпохи Иоганном Томэ.

Цвингер представляет собой настоящий архитектурный ансамбль барокко, поэтому выделить самое красивое здание просто невозможно. Но за это звание могут посоревноваться Павильон на валу, Французский павильон или, например, Павильон колокольчиков.

Именно возводя Павильон на валу, архитектор Матеус Пёппельман сумел достигнуть своего наивысшего мастерства, отмечали его современники.

Здание украшено ровными рядами колонн и окон, дополненных арками. Известной скульптурой павильона является изваяние Августа Сильного. Императора изобразили как мифологического героя Геркулеса, удерживающего земной шар на своих плечах.

Павильон колокольчиков находится прямо напротив Павильона на валу. Его название связано с главной достопримечательностью здания – часами из мейсенского фарфора, расположенными на фасаде. Они состоят из сорока фарфоровых колокольчиков. С 1936 года каждые пятнадцать минут они радуют посетителей мелодичным перезвоном. В течение часа можно услышать разные мелодии, которые зависят не только от времени суток, но и от поры года.

Французский павильон, выполненный в стиле позднего барокко, представляет собой полукруглую галерею, за которой находится фонтан «Купальня нимф». Его создал Бальтазар Пермозер. Фантазия и мастерство автора позволили «воплотить» образы обитателей морских глубин.

Колокольный павильон

Еще одна арка, связывающая Цвингер с городскими кварталами, находится в Колокольном павильоне:

В этой стороне комплекса выставлено собрание фарфора, а непосредственно в павильоне помещается коллекция колокольчиков из майсенского фарфора.

Павильон украшен с обеих сторон башенных часов рядами колокольчиков. Говорят, что колокольчики мелодично звенят каждые полчаса. Но я, к сожалению, не обратила внимания на этот факт и не припоминаю колокольный звон во время нашего посещения Цвингера.

Фонтан Купание нимф

Обратимся еще к одному барочному шедевру Цвингера. Я имею в виду фонтан «Купальня нимф», созданный придворным архитектором Пермозером:

Фонтан расположен за Французским павильоном. Собственно, и подходят к нему через этот угловой павильон. Перед каскадным фонтаном, который на фото выше, оборудована большая чаша:

И где же нимфы? Статуи нимф установлены в нишах по обеим сторонам большой чаши фонтана. Все скульптуры уникальны

Особенно обратите внимание на крайнюю слева)))

Признаться, то ли эпоха барокко повлияла на образ нимф, то ли сложение натурщиц, позировавших скульптору, но выглядят здешние нимфы чрезмерно мускулисто… Я долго выбирала самую утонченную из них:

Идея Пермозера заключалась в том, что нимфы еще только собрались купаться, а за ними подглядывают разные рыбоподобные существа, демоны и сатиры.

Верхние галереи Цвингера

Изучив прекрасный дрезденский комплекс внизу, обязательно поднимитесь к верхним галереям. Подъем предусмотрен и через арку с колокольчиками, и в павильоне на валу.

Когда осматриваешь архитектуру галерей, и в голову не приходит, что наверху проложены настоящие проспекты. Так выглядит галерея внизу:

И вот в такой тротуар эта же галерея превращается наверху:

Великолепные Коронные ворота со всей их атрибутикой совсем рядом. Барочный купол ворот украшен позолоченной короной. Это символ польской короны, так как Август Сильный был королем и Саксонии, и Польши. Под куполом также расположен небольшой павильончик с четырьмя арками и угловыми нишами, где установлены скульптуры Пермозера «Времена года».

Этот верхний тротуар проложен по всей длине архитектурного комплекса, и по нему можно перейти от одного углового салона к другому. Еще сверху открывается прекрасный обзор всего Цвингера и его архитектурных деталей:

«Процвингер»

Слово Zwinger переводится с немецкого как «псарня», «конура» или «питомник». Но раньше, в Средневековье, цвингером называли часть крепости между внутренней и наружной стеной. Не знаю, держали ли на этой территории псов или других животных, но какая-то связь, очевидно, между этими названиями есть. А может быть всё дело в том, где построили дрезденский Цвингер?

Прежде он располагался между крепостными стенами столицы Саксонии и ничего общего с «конурой» в нём нет. А есть великолепный двор с фонтанами, а вокруг него несколько зданий в стиле барокко. Проектировал этот дворцовый ансамбль архитектор Пёппельман ещё в XVIII веке. Его дело подхватили последователи Земпер и Крюгер. В результате получился пышный комплекс из объединённых галереями нарядных павильонов. К нему же относится здание Галереи старых мастеров.

Даже не заходя в неё, как и в другие музеи Цвингера (о них чуть позже), здесь можно провести больше часа. По крайней мере, так получилось у меня. Я пыталась представить себе 1709 год — тогда и началась история дворцового комплекса.

У нас в России ломал старые устои Петр I, а здесь построили нечто деревянное, похожее на амфитеатр — это сооружение и стало «працвингером». Постройка окружила площадь, где гуляла и устраивала турниры саксонская знать. А потом пришёл Маттеус Даниэль Пёппельманн, и три стороны Цвингера «окаменели». Четвертая сторона выпала на долю Готфрида Земпера, и к 1855 году каменный Цвингер был полностью построен.

Не знаю, можно ли назвать постройки грациозными, но Zwinger для меня грациозен. Его фасад, линии, переходы, контуры павильонов и ворот — настоящее произведение искусства. Всё симметрично, чётко, возвышенно: и Коронные ворота, и Прямые галереи на южной границе Цвингера, и архитектурные композиции на восточной и западной стороне. А сколько изумительных скульптур! Я долго рассматривала «Купальню нимф»: она справедливо считается одним из главных украшений дворцового комплекса, и в это время на часах Цвингера зазвучали мелодичные фарфоровые колокольчики. Прелесть!

Места, которые стоит посетить

Список достопримечательностей в этом городе неиссякаемый. Но если не побывать в следующих местах, нельзя утверждать, что вы видели Дрезден.

Государственные художественные собрания Дрездена, куда входят музеи с самой разнообразной экспозицией. Это и Цвингер, и Дрезденский замок-резиденция, и Альбертинум. Посещение хотя бы половины учреждений из этого собрания покажет искусство с новой стороны, познакомит ближе с художниками и традициями предков. Дрезденская государственная опера Земперопер. В этом здании состоялись премьеры произведений Вагнера и Штрауса. Масштабность и детализация строения просто впечатляют

Стоит обратить внимание на свод авансцены, где располагается фриз с известными драматургическими героями. Если выпадет возможность посетить премьеру в таком театре, то шансом обязательно нужно воспользоваться

Фрауэнкирхе, или же «церковь Богородицы». Возведена по всем традициям истинного барокко. Несмотря на достаточно миловидные архитектурные решения, церковь внутри хранит память о нескончаемых разрушениях и пролитых слезах. Эльбские замки. В отличие от множества достопримечательностей три известных замка не имеют устрашающего прошлого. Но прилегающие к ним парки и террасы привлекают жителей и туристов, ведь здесь можно хорошенько отдохнуть от серой суеты будней. Йенидце перевернет понимание о фабриках. Внешне здание напоминает мечеть. На самом же деле Йенидце – это бывшая табачная фабрика. Это первое строение в Германии, в создании которого использовались железобетонные конструкции.

Вечером в городе Дрездене в Германии рекомендуется осмотреть район Дрезден-Нойштадт, «Белый флот» и мост «Голубое чудо». А вот на террасе Брюля можно признаться в любви, провести романтическое свидание и, конечно же, предложить руку и сердце даме сердца.

Музеи Цвингера

Вдоволь налюбовавшись Цвингером снаружи, я прошла внутрь — в музеи:

  • Музей фарфора, расположился в помещениях от Закругленной галереи Колокольного павильона до восточной Прямой галереи.
  • Физико-математический павильон со своей почти трёхсотлетней коллекцией находится в одном из двух павильонов, соединённых Закруглёнными галереями с Павильоном на валу.

Музей фарфора

Музей фарфора — это такой размах впечатлений! Экспонаты — восторг, само собой, и об этом чуть позже. Первое ощущение — царство солнца — здесь удивительно светло из-за огромных окон. И еще, знаете, на каких бытовых запросах я себя поймала? Это как же надо постараться, чтобы не было ни соринки, ни пылинки, и чтобы стекла блестели такой чистотой! У меня дома всего четыре окна, и они далеко не такие чистые, каюсь. А тут… Потрясающе! И когда работники музея успевают протирать ВСЕ стекла? А потом, как бы ни были защищены от пыли экспонаты, она вездесущая. Как-то мы привезли из Германии фарфоровые статуэтки на память: дам, кавалеров и особенно любимую мной карету, из которой выходит красавица в белоснежном парике в стиле XVIII века. Так вот: я всегда задавалась мыслью, как сделать так, чтобы в складках платья фарфоровой дамы не было пылинок? Так вот в Цвингере, в Музее фарфора, нет даже намёка на пыль.

Что сказать об экспозициях? Здесь несколько залов, в том числе в восточном стиле. Мне очень понравилась коллекция китайского фарфора эпохи Канси, у нас с королём Августом II одинаковый вкус (шучу!). Во время его правления эти статуэтки свободно продавались на рынках Европы: не надо было ехать за тридевять земель, чтобы их приобрести. И вот теперь на пурпурно-золотом фоне красуются на радость всем эстетам белоснежные фигурки с китайской внешностью. А совсем близко коллекция ваз и тарелок, голубые, бирюзовые и бордовые тона. Настолько красивые изделия, что глаз не отвести! Будь у меня дома хоть что-то подобное, я бы не то чтоб не ела из таких тарелок, а даже не дышала на них. И в вазы бы никогда цветы не ставила, ведь испортятся от стеблей изнутри!

В музее фарфора меня поразила симметрия: такое ощущение, что расположение экспонатов рассчитано до миллиметра.

А некоторые экспонаты напомнили мне нашу русскую гжель.

Еще здесь очень много статуэток птиц (от экзотических попугаев до привычных зябликов, сов, лебедей, уток) и животных: слонов, медведей, львов, обезьян.

Но больше всего меня поразил вот этот букет, так как он тоже выполнен из фарфора!

Королю Августу III его передала из Парижа дочь, Мария Жозефа Саксонская, супруга Людовика XV.

На фоне этого шедевра остальные экспонаты для меня померкли. Перед тем, как уйти из музея, я посмотрела на букет ещё раз, чтобы фантастическое впечатление осталось в моей памяти надолго.

Физико-математический салон

По сравнению с музеем фарфора лично для меня здесь почти нет ничего интересного. Конечно, музыкальные автоматы родом из XVI и XVII вв. и глобусы разных эпох — занимательные экспонаты, но они больше вызывают вежливую скуку, чем восторг.

Этот салон — своего рода дань науке и искусству: например, здесь есть заводной музыкальный шкаф, в котором движутся фигурки, стоит лишь повернуть ключ. Наверное в детстве такая штучка впечатлила бы, а сейчас смотришь на неё и думаешь: стоило ли тратить время? Хотя, с другой стороны, какие в ту пору были развлечения? Так что игрушка для больших и маленьких приходилась кстати.

Очень много в физико-математическом салоне разных приборов, связанных с астрономией. Это красиво и интересно, но, повторюсь, не для меня. Поэтому пойдем дальше.

Галерея старых мастеров

Когда я была в Цвингере в самый первый раз ребёнком, мне запомнилась надпись времён Великой Отечественной войны, позже я рассматривала её на семейных фотографиях: «Музей проверен, мин нет. Проверял Ханутин». Позже я узнала, что Иван Степанович Ханутин — разведчик и сапёр, участвовал в разминировании шахты, в которой находилось собрание картин из галереи старых мастеров, и имя нашего героя стало для меня неразрывно связано с Дрезденской картинной галереей.

Так выглядела эта надпись в сороковых годах:

А вот то, что от неё осталось:

Как-то грустно от этого. Насколько я помню, на открытие одного из восстановленных после войны соборов Дрездена немцы пригласили гостей из Великобритании и США. Выходит, потомкам тех, кто разрушил Дрезден, почёт. А тем, кто разминировал, забвение…

Но ладно, это мои эмоции. К тому, что Цвингер не был взорван минами, И. С. Ханутин имеет такое же отношение, как к спасению коллекции живописи. Вспомним Ивана Степановича, входя в Галерею старых мастеров, не без его стараний она выглядит вот так:

Как добраться

Дворец Цвингер, в котором размещается Музей фарфора, расположен в центре Дрездена. До него удобно добраться на любом виде транспорта.

На общественном транспорте

До Музея фарфора можно доехать на городской электричке, автобусе, поезде или дойти пешком.

  • На городской электричке: маршруты 4, 8, 9 до остановки Театерплац (Theaterplatz).
  • На автобусе: маршруты 62, 75 до остановки Постплац (Postplatz), маршруты 333, 360 до остановки Dresden Postplatz.
  • На поезде: до остановки Dresden Hauptbahnhof, далее на городской электричке или 10–15 минут пешком.

Схема движения общественного транспорта

На автомобиле

До дрезденского Собрания фарфора можно доехать на автомобиле. На автобане A4 или A17 доехать до Дрездена, затем съезд по указателю Dresden-Zentrum.

В районе дворца Цвингер есть несколько парковок, все платные:

  • Parkhaus Frauenkirche/Neumarkt,
  • Parkhaus Semperoper,
  • Parkhaus Kempinski,
  • Hotel Taschenbergpalais,
  • Parkhaus Hilton Dresden,
  • Parkplatz Altmarkt.

Парковки в районе Собрания фарфора в Дрездене

Музей фарфора в Дрездене: google-панорама

Музей фарфора в Дрездене: видео

Фрауэнкирхе

Frauenkirche – лютеранская церковь Дрездена в стиле барокко, построенная в первой половине XVIII в. по распоряжению саксонского курфюрста Августа Сильного. Автор проекта, рассчитанного на 3500 прихожан здания – немецкий архитектор Георг Бер. «Церковь Богородицы» была полностью уничтожена англо-американской бомбардировкой. Ее восстановление для властей ГДР оказалось непосильной задачей. После объединения Германии был объявлен всеевропейский сбор средств на восстановление Фрауэнкирхе. Оно было завершено к 2005 г.

Приглядевшись к фотографии восстановленной церкви, можно заметить редкие темные камни на фоне абсолютного большинства светлых

Оригинальные камни намеренно не стали осветлять. На площади перед храмом установлен памятник Мартину Лютеру.

Нынешний храм имеет семь входов, пронумерованных буквами латинского алфавита. Три из них ведут к нефам, а остальные – в башни. Вход в главный неф помечен буквой D.

Внутри Фрауэнкирхе особо впечатляют огромный каменный купол с росписями и очень красивые алтарь и орган

В будни церковь можно бесплатно посетить в 10–12 и 13–18 часов. Стоимость аудиогида на русском – 2,5 EUR. По выходным и праздникам церковь часто занята церемониями венчания и крестин. Концерты органной музыки проводятся по субботам и праздникам.

Желающие могут за 8 EUR подняться на смотровую площадку: следует, однако, отметить неудобство последних 50 м подъема по крутой лестнице.

Адрес: Rampishe Straße, 6.
Проезд: трамваями №№ 1, 2, 4, 12 до остановки Altmarkt или №№ 3, 6, 7 и троллейбусом № 75 до остановки Pirnaischer Platz.

Описание и история

Цвингер в Дрездене – это семь павильонов, которые соединены между собой галереей, фонтан «Купальня нимф», внутренний двор, декорированный фонтанами и цветниками, и ворота Кронентор. Крепкий, но с течением времени приобретший темный оттенок песчаник, золоченая корона на воротах и крыши голубого оттенка делают эту достопримечательность похожей на сказочный дворец. Галереи украшены балюстрадами, ваяниями и вазами. Это все превращает Цвингер в единый шедевр искусства барокко. В середине строения находится несколько больших музеев, среди которых присутствует и галерея Старых мастеров. В летнюю пору под открытым небом внутреннего двора организовывается ряд мероприятий.

Невероятно красивый дворцово-парковый комплекс Цвингер возведен на территории укрепления города, исполнявшего роль оборонного сооружения замка курфюрстов. Когда стояли мирные времена, объект использовался для разнообразных придворных празднеств. Цвингер появился благодаря стараниям курфюрста Августа Сильного, зодчего М. Д. Пеппельмана и скульптора Б. Пермозера. На протяжении 1711-1728 годов в возведении ансамбля принимали участие и многие другие мастера и художники. С самого начала было запланировано соорудить комплекс оранжерей, в котором должна была находиться коллекция редчайших растений короля Августа Сильного. Но с годами проект немного расширили, в результате которого Цвингер превратился в большую конструкцию с парком. Реализовать проект до конца так и не удалось.

Всего за несколько лет комплекс превратился в эпицентр придворных торжеств, церемоний, отдыха и жизни в общем. Также это было место представления курфюршеских коллекций. К примеру, с 1728 года здесь располагаются научно-технические коллекции.

Цвингер сегодня

В 1945 году, во время ковровых бомбардировок союзными войсками, Цвингер сильно пострадал. Картины и ценные коллекции были вывезены нацистами и спрятаны в подвалах, поэтому они пострадали не так сильно. Шедевры Галереи старых мастеров 10 лет восстанавливали реставраторы Советского союза. Много лет шла кропотливая работа и по восстановления самого Цвингера.

В наши дни этот уникальный комплекс продолжает выполнять свое предназначение: во дворе замка под открытым небом проходят концерты, встречи, праздники, а в необычных павильонах все желающие могут полюбоваться ценнейшими коллекциями экспонатов.

Режим работы и стоимость билетов

Часы работы меняются в зависимости от времени года: с января по март музей работает с 6.00 утра до 20.00 вечера. С апреля по октябрь администрация Цвингера продлевает время посещения комплекса до 22.00. С ноября по декабрь комплекс снова переходит на режим 6.00-20.00

Обращаем внимание, что с 6.00 открывается сам комплекс – можно прогуляться по парку и даже посетить несколько павильонов

Галерея старинных мастеров, Физико-математический салон и Музей фарфора начинают работу с 10.00 и прекращают принимать посетителей в 18.00.

Выходной день – понедельник.

За вход на территорию Цвингера платить не придется – площадь, парк и некоторые павильоны туристы могут посетить бесплатно.

Входные билеты следует купить для визита в любой из музеев на территории комплекса. Стоимость экскурсии в один музей стоит 10 евро, студентам предоставляется 25 % скидки, дети до пяти лет проходят в музеи бесплатно.

Для покупки льготного билета требуется предоставить документ – студенческий билет или документ, подтверждающий возраст ребенка. При входе туристам предоставляется аудиогид на выбор – есть и на русском языке (стоимость – 3 евро).

Как добраться

Цвингер расположен в историческом центре города. Добраться до него от главного вокзала можно своих ходом (если есть время на получасовую прогулку) или на трамвае № 4, 8, 9.

Следует доехать до остановки Театральная площадь (Theaterplatz). На нее выходят некоторые здания самого Цвингера, в частности Галерея старинных мастеров.

В шаговой доступности находится Semper Opera и Католический кафедральный собор.

Точный адрес: Theaterplatz 1, 01067 Dresden, Германия.

Скульптурное убранство.

Барочные фасады Цвингера лишены ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф. Чрезвычайно большое значение придавалось скульптурным фигурам, выполненные под руководством придворного скульптора Б.Пермозера, которому во время строительства уже за 60. Пермозер, сын баварского крестьянина, был необычайно живым человеком, одевался и вел себя по собственному усмотрению, а в своих произведениях попирал законы анатомии. У его веселых детских фигурок оказывались складки жира, круглые животы и чересчур толстые щеки, у фавнов – чрезмерно большие козлиные копыта, у молодых женщин – непомерно длинные изогнутые шеи.

У Пермозера было много помощников, верных выработанному им методу обработки камня и форме, которую сейчас называют цвингеровским стилем. Среди них были и известные мастера: Беньямин Томэ, Пауль Герман, Иоганн Иоахим Кречмар, Кристиан Кирхнер, Пауль Эгель.

Над одной скульптурой в человеческий рост Пермозер трудился около полугода, тем не менее, им выполнено множество произведений, в том числе статуя Геркулеса, согнувшегося под тяжестью Земного шара, венчающая Павильон на валу. Статуя была аллегорией, очень понятной в те времена. «Саксонским Геркулесом» был прозван Август Сильный. Это был намек на его физическую силу, и в то же время прозвище должно было льстить его самолюбию, так как связывалось с именем героя и даже полубога. Поэтому голова Геркулеса изображена над входом в Коронные ворота, а под нею инициалы «АР» («Аугустус рекс» – король Август). До 1849 Геркулес с дубинкой венчал Колокольный павильон, сейчас на этом месте находится копия статуи Геркулеса с Земным шаром.

Земной шар – это еще один намек. По мифу, Геркулес должен был принести из божественного сада золотые яблоки. Великан Атлант, держащий на своих плечах Земной шар, готов совершить это за него, если Геркулес временно подержит на своих плечах эту тяжкую ношу. Герой с Земным шаром на плечах – двоякий символ. Золотыми были яблоки из божественного сада, и золотыми были плоды на апельсиновых деревьях, которые Август велел привезти с далекого Востока. Тем самым оранжерея представляется мифическим садом богов, а ее основатель – мифическим героем. Еще более важный намек связан с Геркулесом как заместителем Атланта. После смерти императора Иозефа I в 1711 и до выборов его преемника, Август Сильный был имперским викарием – заместителем императора. Несущий Земной шар Геркулес воспринимался как символ имперского викария, взявшего временно на себя тяжесть ответственности за империю. Викарий мог претендовать на императорский сан, поэтому на фронтонах Физико-математического и Французского павильонов со стороны двора (строились павильоны как раз в 1711) мы видим двуглавых имперских орлов, говорящих о мечте Августа стать императором. В Цвингере масса таких политических символов. Коронные ворота служат постаментом для польской короны, а находящиеся под ней четыре орла напоминают о польском гербе. На внешней стороне ворот под куполом изображен большой польский герб с орлами и всадниками, символизирующими собой Литву. В него включен саксонский герб со скрещенными мечами саксонских курфюрстов. Такой же двойной герб, но значительно больших размеров, венчает собой фасад Павильона на валу. Повсюду изображается голова Геркулеса, переплетенные инициалы «АР», корона и орел Польши, шапка курфюрстов, польский скипетр и скрещенные саксонские курфюршеские мечи, датский орден Слона в форме подвески на ленте, польский орден Орла в форме креста на звезде. Это намек на то, что еще в 1697 Август Сильный, курфюрст Саксонский, стал королем Польши, что он могущественен, у него собственные дипломатические связи и политические притязания.

Цвингер – комплекс государственных строений и главное место в декоре отведено восхвалению монарха, однако в менее парадных местах Б.Пермозер изобразил фавнов, древние божества плодородия, а также статуи времен года и веселых музыкантов. У воды разместились скульптурные нимфы, тритоны и морские чудовища, на балюстрадах – веселые детские фигурки и вазы с цветами. Наверху, на павильонах и воротах возвышаются фигуры богов.

Военно-исторический музей


Военно-исторический музей.

Этот удивительный музей, находящийся в историческом здании арсенала XIX века, впечатлит даже самых рьяных пацифистов. По проекту архитектора Даниеля Либескинда неоклассическое строение делится на две части огромным встроенным клином из стекла и стали. Радикальная реконструкция коснулась не только здания музея, но и его экспозиции. Список экспонатов был обновлен с учетом событий современной эпохи. Поэтому посетителям не стоит ожидать традиционных рассказов о военных победах и демонстраций разного вида оружия.

Вместо этого вас ждет прогрессивный – и зачастую творческий – взгляд на истоки и последствия войны. Главная цель музея – предотвратить военные конфликты и насилие. В одном крыле музея, отделенном клином Либескинда, размещается тематическая выставка. Ее экспонаты посвящены разным аспектам, связанным с войной: животные на войне; игрушки военной тематики; война и женщины; война и экономика; горе и страдания, которые несет война и т. д.

В историческом крыле представлена хронология войн Германии от эпохи Средневековья до XX века

Среди бесчисленных интересных объектов особое внимание привлекает посадочная капсула «Союз» 1975 года, Баллистическая ракета «Фау-2» и личные вещи жертв концлагерей

Адрес: Militärhistorisches Museum, Olbrichtpl. 2, 01099 Dresden, Германия.

Сокровищница «Зеленые своды»

Grünes Gewölbe состоит из двух музеев, объединенных названием «Зеленые своды». «Цветное» имя произошло от малахитовых колонн Зала драгоценностей, которые сейчас закрыты зеркалами. Дрезденское собрание драгоценностей – лучшее в Европе. Главную лепту в создание Сокровищницы внес всё тот же курфюрст Август Сильный.

Во время последней войны были разрушены три из ее девяти залов. К счастью, экспонаты заранее были укрыты в крепости Кёнигштайн. После возвращения коллекции из СССР в 1958 г., она до 2004 г. хранилась в городском музее изобразительных искусств Альбертинум. После реконструкции и открытия новых залов в Dresdner Residenzschloss, коллекция вернулась в дворец-резиденцию. Нынешняя постоянная экспозиция разделена на «Исторические Зеленые своды» и «Новые Зеленые своды».

«Исторические Зеленые своды» находятся на первом этаже музея в западном крыле. Из экспонатов наиболее впечатляют:

  • ювелирная комната Августа Сильного и его сына с самым крупным в мире синим сапфиром в 548 карат;
  • янтарный шкаф-кабинет, подаренный королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I;
  • скульптура из грушевого дерева «Мавр с изумрудным штуфом», украшенная драгоценными камнями.

Сокровищница Зеленые своды

В отличие от других музеев и выставок Замка-резиденции, «Исторические Зеленые своды» можно посетить только по предварительно забронированным на сайте билетам. Его стоимость, оплачиваемая картой VISA или MasterCard – от 14 EUR.

Туристам следует помнить, что они – в Германии, и приходить точно во время, указанное на электронном билете.

В «Новых Зеленых сводах» буквально потрясает ювелирная композиция «Прием в Дели Великого Могола Аурангзеба» из золотых фигур, украшенных драгоценными камнями, обошедшаяся Августу Сильному в сумму, равную годовому доходу тысячи чиновников.

Другие уникальные экспонаты – золотой кофейный сервиз с тысячами бриллиантов и вишневая косточка с вырезанными на ней 185 (!) лицами

Другие уникальные экспонаты – золотой кофейный сервиз с тысячами бриллиантов и вишневая косточка с вырезанными на ней 185 (!) лицами.

Оружейная палата

Основа экспозиции Rüstkammer– домашние оружейные коллекции саксонских курфюрстов. С периода правления Августа Сильного, интересовавшегося в основном картинами и фарфором, оружейная коллекция отошла на второй план. В XIX в. часть собранной к тому времени и перешедшей государству коллекции даже продали для финансирования реставрации остающейся части.

Во время последней войны оружейное собрание было спрятано в казематы крепости Кёнигштайн. Их нашли воины Красной армии. Поскольку Цвингер был разрушен, коллекцию перевезли в ленинградский Артиллерийский музей Красной Армии. В 1958 г. оружейное собрание было возвращено ГДР и было выставлено в Цвингере. С 2013 г. Оружейная палата вернулась в место своего первоначального расположения – в Dresdner Residenzschloss.

Нынешнее собрание содержит более 10 тысяч экспонатов.

Преобладает огнестрельное оружие – ружья и пистолеты. Многие из них – изделия знаменитых оружейных мастеров, причем не только немецких. Представлены также военные доспехи для всадников и лошадей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий