Демографическая политика китая и индии

ВВЕДЕНИЕ

КНР в течение всего периода своего существования и, особенно в последние десятилетия испытывала огромное воздействия демографического фактора на социально-экономическое развитие страны.

Анализ демографических процессов в современном мире показывает, что в последние десятилетия в динамике и структуре населения Земли произошли значительные сдвиги. Проблемы народонаселения начинают играть все большую роль во внутренней и внешней политике различных государств земного шара.

Первое место в мире по численности населения занимает Китайская Народная Республика, население которой играет основную роль в формировании мировой демографической ситуации, но он не стоит на одном месте, с каждым днем он меняется и изменяет за собой всю структуру населения планеты.

Огромное население придает всем проблемам в Китае масштабность, глубину, необычайную остроту и настоятельность. Трудно управляемый рост населения в значительной степени вносит элемент стихийности и в развитие общественного производства. Сейчас становится очевидным, что, не добившись стабилизации численности населения, невозможно достичь заметных результатов в решении других социально-экономических проблем.

Демографическая проблема всегда находилась в центре внимания и китайского правительства, и мирового сообщества Необходимость решения вопросов, возникающих в связи с существованием огромного по численности населения страны, вынуждает китайское руководство проводить демографическую политику.

В демографическом отношении Китай является уникальной страной, проблемы народонаселения притягательны здесь прежде всего своей огромной численностью, что накладывает отпечаток на все стороны жизни китайского общества — экологическую и продовольственную ситуацию, особенности занятости и роста производительных сил в целом, характер производственных отношений. От величины темпов прироста населения КНР зависят перспективы модернизации и социально-экономического развития страны в нынешнем тысячелетии.

В настоящее время влияние демографического фактора в странах, переживающих последствия демографического взрыва, его роль в изменении социально-экономических, политических и идеологических процессов в этих государствах чрезвычайно велика. Это целиком применимо и к Китаю с его более чем миллиардным населением. Китайские ученые сходятся в том, что современная проблема народонаселения в Китае сводится к давлению населения на производительные силы. Именно поэтому оптимизация воспроизводства населения, переход к современному его типу, жесткий контроль над ростом численности населения — это основы политики народонаселения, проводимой руководством КНР.

Огромное число жителей, недостаточность природных ресурсов на душу населения — таковы основные реалии сегодняшнего Китая. Многие проблемы и противоречия, возникшие в ходе социально-экономического развития, тесно связаны именно с вопросами народонаселения и занятости. Демографический вопрос уже стал одним из главных, ключевых факторов, сдерживающим движение страны вперед. Сможет ли Китай успешно разрешить проблемы народонаселения, в том числе урегулировать возрастную структуру населения — непосредственно повлияет на возможности улучшения жизни народа, повышение качества населения и, как говорят сами китайцы, «на дело возрождения нации».

Все выше изложенное и предопределило актуальность темы. В связи с актуальность темы перед нами поставлена цель исследования: рассмотреть воспроизводство населения и демографическую политику КНР.

Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:

1)                 Теоретически дать определение: воспроизводство населения

2)                 Дать характеристику демографической политики;

3)                 Провести анализ результатов проведенной демографической политики, вывести тенденции развития;

4)                 Сделать соответствующие выводы.

Объект исследовании – КНР

Предмет исследования – демографическая политика

Методологическая база исследования: являются концепции, научно-практические разработки отечественных и зарубежных ученых, представленные в современной экономической литературе.

Коэффициент демографической нагрузки

Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения).
Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет.
Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами.

Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые разходы на социальную политику в государстве.
Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д.

Общий коэффициент нагрузки

Общий коэффициент демографической нагрузки рассчитывается как отношение зависимой части населения к трудоспособной или производительной части населения.

Для Китая Коэффициент общей демографической нагрузки равен 35.9 %.

Значение в 35.9 % — относительно низкое.
Оно показывает, что численность трудоспособного населения более чем в два раза превышает численность населения нетрудоспособного возраста.
Такое отношение создаёт относительно низкую социальную нагрузку для общества.

Коэффициент потенциального замещения

Коэффициент потенциального замещения (коэффициент детской нагрузки) рассчитывается как отношение численности населения ниже трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент потенциального замещения для Китая равен 23.9 %.

Коэффициент пенсионной нагрузки

Коэффициент пенсионной нагрузки рассчитывается как отношение численности населения выше трудоспособного возраста к численности трудоспособного населения.

Коэффициент пенсионной нагрузки в в Китае составляет 12 %.

Экономическое обоснование

Китайская Республика считается одной из наиболее активно развивающихся стран. Для нее характерны процессы становления экономики, изменение политического курса и переход к высокотехнологичным процессам производства. Главной задачей при такой ситуации, по решению властей, является ограничение рождаемости. В чем причина? Ответ прост: экономика Китая просто не в состоянии прокормить такое количество граждан.

Именно поэтому с середины шестидесятых годов прошлого столетия КНР ограничивает прирост населения путем введения запретов на количество детей в одной семье.

Поначалу можно было иметь трех отпрысков. Но со временем закон ограничил правила до двух. А чуть позже актуальными стали уже семьи с одним малышом.

Социальная политика Китая

Большую часть населения Китая составляют мало- и средне-обеспеченные слои общества. Лишь третья часть служащих и рабочих охвачена системами базового медицинского и социального страхования, а также пенсионной системой. Хотя численность бедного населения страны постепенно уменьшается, на сегодняшний день оно составляет порядка 200 миллионов человек. 

В социальной политике Китая можно выделить следующие основные направления:

  • уменьшение разрыва в доходах между деревней и городом; 
  • проведение эффективной пенсионной реформы; 
  • создание эффективной системы социальной помощи для тех категорий населения, которые остро в ней нуждаются. 

Проблема селективных (гендерных) абортов

Демографические показатели находились под влиянием отношения жителей Поднебесной к женщинам, а также существующему ограничению на число детей в семье. Понятно, что отец и мать хотели, чтобы у них родился мальчик. Но пол невозможно заказать, поэтому часть родителей принялись искать возможность определения пола еще во время беременности, чтобы избавиться от ребенка, если окажется, что супруги ждут девочку.

Возникли незаконные медицинские услуги по проведению УЗИ для уточнения пола плода, хотя это и было запрещено государством. Курс «Одна семья — один ребенок» в итоге спровоцировал рост селективных (гендерных) абортов, которые стали обычным явлением у женщин Китая (страна и сегодня является мировым лидером по количеству абортов).

Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией

В последнее время в демографической области возникла еще одна сложная проблема, которая вызывает серьезное беспокойство. Это огромная масса мигрирующего населения. Как считают в Китае, ее возникновение связано с осуществлением в деревне аграрной реформы. Переход на систему семейной подрядной ответственности высвободил значительное количество крестьян. Большинство бывших земледельцев устроилось на местные волостные не поселковые предприятия, сеть которых быстро развивается в сельских районах, часть же двинулась в города в поисках работы на стройплощадках, промышленных предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв мигрантов оборачивается большими хлопотами для городских властей: усугубляется и без того напряженное положение на общественном транспорте, в здравоохранении.

Мобильное и поэтому трудно поддающееся контролю мигрирующее население затрудняет реализацию демографической установки «одна семья — семья, один ребенок». Обследование, проведенное в ряде городов, показало, что 70% женщин из числа приезжих «не следует государственной политике «планирования семьи», имея по двое и более детей. Местные власти принимают меры, чтобы контролировать положение. В ряде провинций муниципалитеты требуют, чтобы перебирающиеся в города местные крестьяне предъявляли специальные «сертификаты планирования семьи», удостоверяющие их семейное положение и наличие детей. Без таких документов их не принимают на работу.

Миграция значительно осложняет ускорившийся в последнее время процесс урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной реформы привело резкому увеличению числа мигрантов, изменению характера процессов урбанизации в стране. Если за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского населения возросла на 106 млн. чел, то за десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее время заметно растет число городов-миллионеров и других крупных городов, в которых проживает подавляющее большинство жителей, что характерно для процесса урбанизации в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах с населением более 500 тыс. человек, 48% — с населением свыше 1 млн. человек. Доля малых и средних городов с числом жителей 50-100 тыс. человек невелика.

Крупные города все больше сталкиваются с проблемой чрезмерной скученности, нехватки источников энергии и сырья, транспорта, недостатками системы образования, вопросами занятости обеспечения жильем, обострения экологической ситуации. Именно поэтому одним из основных направлений политики в области урбанизации было жесткое ограничение чрезмерного роста крупных городов.

Плотность населения в крупнейших городах КНР достигает 2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс. — в Шанхае. Население неравномерно концентрируется и в границах городской территории. При общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2% его территории сосредоточено 45% жителей.

Такая скученность населения обостряет обеспеченность горожан жильем и коммунальными услугами. В 1989 году на одного городского жителя приходилось 6,6 кв. м жилья, на одного сельского жителя — 17,2 кв. м. В крупных городах обеспеченность жильем гораздо хуже, чем в малых. Качество жилых помещений в городах не отвечает современным требованиям. Зимой дома отапливаются очень плохо (в Пекине имеет центральное отопление 10% жилого фонда). Для обогрева квартир используются печи и небольшие котельные, что усиливает загрязнение воздушного бассейна городов.

Вода в городах плохого качества, ее недостаточно; более 150 городов страны остро страдают от постоянной нехватки воды, ее не хватает как городскому населению, так и промышленным предприятиям. Размеры потребления воды в Пекине в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году — 18,9 млн. т.

Рост числа городских жителей на передний план выдвигает и проблему городского транспорта, который в течение многих лет почти не обновлялся; используются в основном старые, изношенные машины. Нагрузки на транспорт огромны — в Пекине перевозится в среднем 10 млн. пассажиров в день. Многие городские жители из-за ужасной скученности и давки в общественном транспорте предпочитают пользоваться велосипедом. В Пекине с 1969 года работает метро.

Слабо контролируемые темпы урбанизации способствуют росту преступности. Удельный вес уголовных правонарушений, совершаемых приезжими в крупных и средних городах КНР, составляет уже около 40%, что вызывает у властей закономерную тревогу. Центральные власти приняли ряд законодательных актов, предусматривающих жесткие ограничения «дальнейшего разбухания городов- гигантов», создание вокруг них населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Распределение населения по возрастным группам

Согласно нашим расчётам, по состоянию на начало 2020 года, население Китая имело следующее распределение по возрасту:

17.6 73.6 8.9
— процент людей младше 15 лет
— процент людей в возрасте от 15 до 65 лет
— процент людей старше 64 лет

В абсолютных цифрах:

  • 247 731 632 человека младше 15 лет (мужчин:
    133 443 796 / женщин: 114 287 836)
  • 1 036 097 971 человек старше 14 и младше 65 лет (мужчин:
    532 479 339 / женщин: 503 632 717)
  • 124 696 847 человек старше 64 лет (мужчин:
    59 876 459 / женщин: 64 820 387)

Мы подготовили упрощенную модель возрастно- половой пирамиды, в которой представлены только три возрастные группы, данные о которых были приведены выше:

65+
15-64
0-14
мужчины женщины

Примечание: Масштаб пирамиды отличается от абсолютных значений, приведённых выше, поскольку в каждой возрастной группе содержится разное количество лет.

Как мы видим, возрастная пирамида Китая имеет регрессивный или убывающий тип. Такой тип пирамиды обычно встречается у высоко развитых стран.
В таких странах обычно достаточно высокий уровень здравоохранения, как и уровень образования граждан.
Вследствии относительно низкой смертности и рождаемости, население имеет высокую ожидаемую продолжительность жизни.
Все эти факторы, наряду с множестом других, приводят к старению населения (повышают средний возраст населения).

Китайская статистика

Политика снижения рождаемости в Китае уже в то время имела определенные скрытые изъяны и недочеты. Все определялось спецификой учета численности населения. В Китае нет процесса регистрации новорожденных детей, как в России, а учет проводится лишь по числу умерших в семье родственников за прошедший календарный год. Однако подобный подход обостряет проблему точного объема населения в Китае, считается, что сейчас оно не такое, как имеющиеся официальные данные.

Государственный курс «Одна семья – один ребенок» сразу же встретился с затруднениями в виде гендерной проблемы. В Китае, как в сугубо азиатской стране, не настолько положительное отношение к женщине, как в Европе. В Азии женщины в социальном отношении на порядок ниже, чем мужчины. Из-за этого, когда в семье первенцем была девочка, ее отец и мать стремились любыми путями (в том числе и не совсем законными) получить официальное разрешение на рождение еще одного ребенка. Еще от беременности девочкой родители пытались избавиться, так как понимали, что подросшей дочери придется на своих хрупких плечах нести полную ответственность за престарелых родителей. В результате всего этого возникла ситуация, когда именно власти решали, кому заводить еще одного ребенка, а кому достаточно одного малыша.

1.2 История народонаселения Китая

В российском китаеведении практически нет работ, в которых систематически и полно исследовалась бы история развития народонаселения Китая, этой древнейшей цивилизации с ее огромной численностью населения с древних времен и до наших дней. Численность населения Китая формировалась в течение многих тысяч лет в процессе очень медленного демографического роста. В то же время происходило развитие и присоединение новых земель и ассимиляция соседних народов.

После образования КНР в стране было проведено пять Всекитайских переписей населения и целый ряд выборочных обследований, что является солидной базой для анализа изменений в воспроизводстве населения. За последние десятилетия произошел переход к новому типу воспроизводства населения с низкими демографическими показателями — низкая рождаемость, низкая смертность, что характерно для развитых стран мира.

В ходе социально-экономического развития последних десятилетий и в результате проведения демографической политики семья в Китае как социальный институт претерпела большие изменения — ценностное значение семьи в общественном сознании китайцев стало снижаться, в результате чего при продолжающемся росте численности населения размеры семьи уменьшились, а ее структура претерпела существенные изменения. Средние размеры семьи уменьшились с 4,8 человека в 1971 году до 3,44 человека в 2000 году. Нуклеарная семья стала преобладать не только в городах, но и в сельской местности. (67,3% всех семей).

Общая тенденция изменений в составе семьи в Китае такова: рост численности и доли нуклеарных семей, семей типа дин-ке (особый тип семьи, выделяемый китайской статистикой; в нем объединяются добровольно бездетные брачные пары), неполных семей (родители в разводе) и бездетных семей. При этом на селе доля семей из трех поколений существенно больше, чем в городе, а удельный вес семей из двух поколений ниже, чем в городе. Ограничение потребности семьи в детях привело к тому, что в настоящее время 90% городских семей имеет структуру «»четыре-два-один» (дедушки и бабушки, двое родителей и один ребенок).

С начала 90-х гг., по мере проведения экономических реформ и политики «контроля над рождаемостью» по принципу «одна семья — один ребенок», процессы семейных и демографических изменений вызывают к жизни новые проблемы — из-за увеличения доли пожилых людей в структуре населения обостряется необходимость их материального обеспечения и социальной поддержки. Таким образом, после многих столетий значительного роста населения Китая, в ходе проведения экономических реформ в последней четверти ХХ века руководство КНР пришло к выводу о необходимости сдерживания численности населения самой многонаселенной в мире страны, чтобы привести в состояние рационального равновесия число жителей, величину природных ресурсов и потребности устойчивого экономического развития с целью построения общества благосостояния, о котором мечтали философы древнего Китая.

В древних исторических хрониках указывается, что на территории Китая первые учеты («переписи») населения осуществлялись в царстве Чжоу в 788 году до н.э. и в царстве Чу в 589 году до н.э. такие учеты населения проводились сравнительно регулярно после образования централизованного государства. За первые 150 лет этого периода их было свыше 10; учету подлежали лишь плательщики налогов, а также женщины в возрасте 15-30 лет; средняя численность населения по этим переписям 63,5 млн. человек, с поправкой на все население — 80-85 млн. человек. После образования КНР в стране стал налаживаться повсеместный учет населения и в 1953 году была проведена первая общегосударственная перепись, результаты которой показали численность населения — 582,6 млн. человек (без Тайваня).

Вторая перепись населения КНР состоялась в 1964 году, численность населения на эту дату составило 698,6 млн. человек. Летом 1982 года проводилась третья общенациональная перепись населения; численность составила 1008,2 миллионов человек, т.е. впервые превысила 1 миллиард человек. Данные переписи 1990 года показали, что население 29 провинций и автономных районов Китая составило 1,160 млрд. человек.

Население КНР за 1949-1990 год выросло на 618 миллионов, с 542 до 1160 млн. человек, средний абсолютный прирост составлял около 15 млн. человек. Следует отметить, что за первую половину ХХ столетия население увеличилось лишь на 50-60 млн. человек, темпы прироста населения составляли около 0,3% в год. Из общей суммы абсолютного прироста на 1950-е годы приходится 120 млн. человек, на 1960-е годы — 145 млн., на 1970-е годы — 146 млн.

Грамотность населения

По нашим подсчётам в Китае около 1 118 578 332 человека старше 15 лет могут читать и писать на каком- либо языке. Это составляет 96.36% от общего числа взрослого населения.
Под взрослым населением в данном случае подразумеваются все люди старше 15 лет.
Соответственно, около 42 230 570 человек все ещё остаются безграмотными.

Уровень грамотности среди мужского взрослого населения составляет 98.17% (581 503 840 человек).10 851 958 человек — безграмотны.
Уровень грамотности среди женского взрослого населения составляет 94.48% (537 074 493 человека).31 378 611 человек — безграмотны.

Уровень грамотности среди молодёжи 99.74% и 99.71% для мужчин и женщин соответственно.
Общий уровень грамотности среди молодёжи составляет 99.73%.
Понятие молодёжи в данном случае покрывает население в возрасте от 15 до 24 лет включительно.

Ожидаемая продолжительность жизни

Ожидаемая продолжительность жизни это один из наиболее важных демографических показателей.
Он показывает среднее количество лет предстоящей жизни человека.
То есть количество лет, которое теоретически может прожить человек, при условии, что текущие показатели рождаемости и смертности будут оставаться неизменными на протяжении всей жизни человека.
Как правило, под «ожидаемой продолжительностью жизни» понимают ожидаемую продолжительность жизни при рождении, то есть в возрасте 0 лет.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении (для обоих полов) в Китае составляет 74.7 лет (года).
Это выше средней ожидаемой продолжительности жизни в мире, которая находится на уровне около 71 года
(по данным отдела народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам).

Население Китая в 2020 году

В 2020 году численность населения Китая увеличится на 7 267 996 человек и в конце года будет составлять 1 415 794 445 человек. Естественный прирост населения будет положительным и составит 7 648 299 человек. За весь год родится примерно 17 493 898 детей и умрёт 9 845 600 человек. Если уровень внешней миграции останется на уровне прошлого года,
то в следствии миграционных причин численность населения изменится на -380 302 человек. То есть, суммарное количество людей, покидающих страну (эмигрантов) будет преобладать над количеством людей,
въезжающих в страну с целью долгосрочного пребывания (иммигрантов).

Динамика изменения численности населения Китая в 2020 году

Ниже представлены коэффициенты изменения численности населения Китая, рассчитанные нами для 2020 года:

  • Рождаемость: в среднем 47 928 детей в день (1 997.02 в час)
  • Смертность: в среднем 26 974 человека в день (1 123.93 в час)
  • Миграционный прирост населения: в среднем -1 042 человек в день (-43.41 в час)

Обострение кризиса, связанного с миграцией и урбанизацией

В последнее 
время в демографической области
возникла еще одна сложная проблема, которая
вызывает серьезное беспокойство. Это
огромная масса мигрирующего населения.
Как считают в Китае, ее возникновение
связано с осуществлением в деревне аграрной
реформы. Переход на систему семейной
подрядной ответственности высвободил
значительное количество крестьян. Большинство
бывших земледельцев устроилось на местные
волостные не поселковые предприятия,
сеть которых быстро развивается в сельских
районах, часть же двинулась в города в
поисках работы на стройплощадках, промышленных
предприятиях, в сфере обслуживания. Наплыв
мигрантов оборачивается большими хлопотами
для городских властей: усугубляется и
без того напряженное положение на общественном
транспорте, в здравоохранении.
Мобильное
и поэтому трудно поддающееся контролю
мигрирующее население затрудняет реализацию
демографической установки «одна семья
– семья, один ребенок». Обследование,
проведенное в ряде городов, показало,
что 70% женщин из числа приезжих «не следует
государственной политике «планирования
семьи», имея по двое и более детей. Местные
власти принимают меры, чтобы контролировать
положение. В ряде провинций муниципалитеты
требуют, чтобы перебирающиеся в города
местные крестьяне предъявляли специальные
«сертификаты планирования семьи», удостоверяющие
их семейное положение и наличие детей.
Без таких документов их не принимают
на работу.
Миграция 
значительно осложняет ускорившийся
в последнее время процесс 
урбанизации в КНР. Проведение хозяйственной 
реформы привело резкому увеличению
числа мигрантов, изменению характера
процессов урбанизации в стране. Если
за 27 лет, с 1949 по 1976 год, численность городского
населения возросла на 106 млн. чел, то за
десятилетие реформы (1976-1986 гг.) она увеличилась
на 278 млн., с 163 до 441 млн. человек. В последнее
время заметно растет число городов-миллионеров
и других крупных городов, в которых проживает
подавляющее большинство жителей, что
характерно для процесса урбанизации
в Китае. Почти 79% горожан проживает в городах
с населением более 500 тыс. человек, 48% –
с населением свыше 1 млн. человек. Доля
малых и средних городов с числом жителей
50-100 тыс. человек невелика.
Крупные
города все больше сталкиваются с 
проблемой чрезмерной скученности,
нехватки источников энергии и сырья,
транспорта, недостатками системы образования,
вопросами занятости обеспечения жильем,
обострения экологической ситуации. Именно
поэтому одним из основных направлений
политики в области урбанизации было жесткое
ограничение чрезмерного роста крупных
городов.
Плотность
населения в крупнейших городах КНР достигает
2,1 тыс. человек на 1 кв. км в Пекине, 19,9 тыс.
– в Шанхае. Население неравномерно концентрируется
и в границах городской территории. При
общей площади Пекина 16 тыс. кв. км на 2%
его территории сосредоточено 45% жителей.
Такая
скученность населения обостряет 
обеспеченность горожан жильем и 
коммунальными услугами. В 1989 году на
одного городского жителя приходилось
6,6 кв. м жилья, на одного сельского 
жителя – 17,2 кв. м. В крупных городах 
обеспеченность жильем гораздо хуже, чем
в малых. Качество жилых помещений в городах
не отвечает современным требованиям.
Зимой дома отапливаются очень плохо (в
Пекине имеет центральное отопление 10%
жилого фонда). Для обогрева квартир используются
печи и небольшие котельные, что усиливает
загрязнение воздушного бассейна городов.
Вода 
в городах плохого качества, ее
недостаточно; более 150 городов страны
остро страдают от постоянной нехватки
воды, ее не хватает как городскому
населению, так и промышленным предприятиям.
Размеры потребления воды в Пекине
в 1949 году составляли 6,5 млн. т, а в 1978 году
– 18,9 млн. т.
Рост 
числа городских жителей на передний
план выдвигает и проблему городского
транспорта, который в течение 
многих лет почти не обновлялся;
используются в основном старые, изношенные
машины. Нагрузки на транспорт огромны
– в Пекине перевозится в среднем 10 млн.
пассажиров в день. Многие городские жители
из-за ужасной скученности и давки в общественном
транспорте предпочитают пользоваться
велосипедом. В Пекине с 1969 года работает
метро.
Слабо
контролируемые темпы урбанизации 
способствуют росту преступности. Удельный
вес уголовных правонарушений, совершаемых 
приезжими в крупных и средних 
городах КНР, составляет уже около
40%, что вызывает у властей закономерную
тревогу. Центральные власти приняли ряд
законодательных актов, предусматривающих
жесткие ограничения «дальнейшего разбухания
городов-гигантов», создание вокруг них
населенных пунктов с надлежащей инфраструктурой.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий