Депортация народов в ссср: причины, условия, результаты и последствия. депортация народов ссср в казахстан

Первые шаги колонизаторов

Индейские народы ряда регионов Северной Америки в доколумбову эпоху создавали большие поселения, производили изделия из металлов и освоили земледелие. Социальная структура их общества была достаточно сложной. В первую очередь это касается народов, проживавших на юго-востоке современных США. Однако естественный ход их развития был нарушен белыми колонизаторами, спровоцировавшими в Северной Америке кровопролитные войны и принёсшими на континент болезни, к которым у индейцев не было иммунитета.

До начала XVIII века имеющие численное преимущество индейцы могли легко одерживать верх над интервентами. Поэтому колонизаторы спаивали их алкоголем и использовали против них заражённые болезнетворными бактериями предметы быта, давали обманные обещания и стравливали индейские народы между собой.

Также по теме


Фейковая дипломатия эпохи колонизации: как европейцы завоевали Северную Америку с помощью «мирных» договоров

23 июня 1683 года на территории современных США был подписан договор о дружбе между белыми поселенцами и индейцами. Основатель колонии…

Уже в XVII веке ряд индейских народов был уничтожен. В XVIII столетии соперничающие между собой европейские державы стали привлекать коренных американцев к участию в колониальных войнах, в которых те несли значительные потери.

Вскоре после основания Соединённых Штатов в новой стране была принята система нормативных актов, передающая право на подписание договоров с индейцами исключительно центральным властям.

Первый президент США Джордж Вашингтон предложил план сосуществования американцев с индейцами. Одним из его ключевых моментов было признание суверенитета так называемых цивилизованных племён — индейских народов, ведущих оседлый образ жизни, признающих частную собственность и занимающихся сельским хозяйством. Первыми этносами, полностью соответствующими данным критериям, стали чироки, чикасо, чокто, крики (маскоги) и семинолы. Все они проживали в юго-восточной части Североамериканского континента.

В конце XVIII — начале XIX века американские власти заключили с «цивилизованными племенами» ряд договоров, согласно которым индейцы пошли на территориальные уступки белым в обмен на признание их суверенитета и невмешательство во внутренние дела.

  • Президент США Джордж Вашингтон
  • Gettyimages.ru

«В основе отношений федерального правительства и индейских племён лежало конституционное положение о том, что юридический статус индейцев уподоблялся статусу иностранной державы, независимой от правительства США», — писал историк Владислав Стельмах.

Однако мирное сосуществование продолжалось недолго. В начале XIX века по договорённости с Испанией и Францией под контроль Соединённых Штатов перешли Флорида и Луизиана. Причём многие из проживавших там индейцев даже не подозревали, что белые уже считают их земли своими. После этого территории «пяти цивилизованных племён» оказались окружены Соединёнными Штатами со всех сторон.

В 1813—1814 годах США вмешались в войну между поддерживающими их и противостоящими им группами индейцев криков, по итогам которой Соединённые Штаты отобрали часть земли как у своих противников, так и у союзников. В 1817 году произошли столкновения американских военных с семинолами.

В обществе начали шириться идеи изъятия у индейцев всех земель к востоку от Миссисипи вне зависимости от ранее заключённых договоров и уровня цивилизованности племён.

Репрессивный характер депортаций в СССР

Слово депортация произошло от латинского deportatio «изгнание, высылка», что указывает на насильственность перемещения людей в другие территории. Историк Павел Полян, автор докторской диссертации «География принудительных миграций в СССР», дает такое определение явлению:

Советский Союз не был пионером в применении насильственного переселения на территории России. В российской империи такую меру тоже применяли в отношении «враждебно-подданых». Но только в советском государстве ее стали использовать с таким размахом. Депортации народов в СССР характеризуют:

  • сугубо административный подход (вне компетенции судопроизводства);
  • групповая (тотальная) ответственность, когда ссылке подвергается не отдельный гражданин, а широкий (весь) круг граждан с заданным депортационным критерием;
  • карательная направленность;
  • отлаженность механизмов насильственного переселения;
  • масштабность.

За годы применения карательной меры репрессивным высылкам подверглись 60 народов СССР. Общее количество депортированных составляет около 6 млн.человек.

В классификации Павла Поляна заложены признаки, по которым прослеживается, против кого применялись принудительные миграции. Советская власть депортировала граждан:

  • по социальному признаку;
  • по этническому признаку;
  • по конфессиональному признаку;
  • по политическому признаку;
  • военнопленных;
  • осужденных.

Массовые депортации народов подчеркивают тоталитарность сталинского режима.

Видеоролик «Корейцы. Депортация. Жизнь» (о депортации корейцев в1937 году) 

Список использованной литературы:

  1. Земсков, В.Н. Спецпоселенцы (по документации НКВД — МВД СССР) / Федеральный образовательный портал ЭСМ: Экономика. Социология. Менеджмент. — Режим доступа : http://ecsocman.hse.ru/data/680/927/1216/1_Zemskov.pdf
  2. Полян, П. Не по своей воле… История и география принудительных миграций в СССР / Демоскоп Wikli: Электронная версия журнала Население и общество. — Режим доступа : http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/polian/polian.html
  3. Репрессии народов СССР: последствия трагедии: Сборник материалов круглого стола / docplayer. — Режим доступа : https://docplayer.ru/26463956-Repressii-narodov-sssr-posledstviya-tragedii.html
  4. Сталинские депортации. 1928-1958 / Фонд Александра Н.Яковлева . — Режим доступа : https://www.alexanderyakovlev.org/fond/issues/62150

Почему «великое переселение народов» называют великим?

И действительно почему, ведь в истории были и переселения народов гораздо более масштабные. Так разные племена переселялись (а заодно и воевали друг с другом) постоянно.

Но были и случаи когда такие миграции принимали массовый характер, когда большое количество разных племен вдруг съезжали с насиженных земель и ехали в поисках других более плодородных земель, там они сталкивались с местными «аборигенами» (слово «абориген» значит «коренной житель»), те же в свою очередь теснимые пришельцами, также съезжали со своих земель и ехали в новые, там в свою очередь сталкиваясь с новыми аборигенами. Получался такой своего рода снежный ком: одни племена, теснили вторые, вторые теснили третьих, третьи четвертых и так далее – именно так происходили массовые переселения народов в истории. Таких больших переселений было несколько и наибольшее из них имело место еще в III тысячелетии до нашей эры. Еще одно большое переселение народов было зафиксировано историками и археологами в I тысячелетии до нашей эры. К слову именно в это переселение численные племена скифов поселились на юге Украины – в Северном Причерноморье.

Так почему же, «великое переселение народов» называют великим, ведь своими масштабами оно было меньше тех переселений, которые происходили в III и I тысячелетии до нашей эры. А «великое» оно, прежде всего, с точки зрения древнего Рима, так как привело к его падению и завоеванию. И именно это историческое событие стало одним из ключевых и поворотных моментов всей человеческой истории. Великое оно своими грандиозными последствиями, приведшими к историческому переходу от античности к средним векам. (Как знать, не пади бы Римская империя, может мы бы с вами и дальше пользовались акведуками и ездили бы на электрических колесницах).

Основные причины миграции

Одни миграции носят групповой характер, другие — индивидуальный. Перечень причин, по которым они имеют место в обществе также не универсален. Основание для миграции бывает особым и стандартным, объективным и субъективным.

Важно! Чтобы понять, что подталкивает людей покинуть страну, или по каким причинам государство принимает меры для его переселения, нужно учитывать особенности экономического развития, специфические социальные факторы конкретной территории.

Особое внимание стоит уделить вопросу экологической обстановки, уровню загрязненности окружающей среды. В проведенных исследованиях выявлена закономерность между заболеваемостью вследствие загрязнения окружающей среды и миграционной активностью населения. Для наглядности соберем причины в единый список:

Для наглядности соберем причины в единый список:

  • стремление повысить качество жизни;
  • желание найти более оплачиваемую работу, получить желаемую специальность, найти подходящие условия работы в другой стране из-за невозможности получить это в родном государстве;
  • потребность в другом климате по состоянию здоровья;
  • духовная потребность в познании другой культуры, новых впечатлениях и знаниях;
  • обострение военных и этнических настроений в стране;
  • преследования человека.

Причиной для вынужденного выселения служит только экстренная ситуация, связанная с угрозой жизни. В таком случае никто не спросит граждан об их желании переселиться, процесс происходит в принудительном порядке. Мигрантам государство оказывает социальную поддержку и берет на себя ответственность за предоставление комфортных условий проживания.

Реабилитация

В СССР

17 января 1956 года вышел Указ Президиума Верховного Совета о снятии ограничений с поляков, выселенных в 1936 году; 17 марта 1956 года — с калмыков, 27 марта — с греков, болгар и армян; 18 апреля 1956 года — с крымских татар, балкарцев, турок-месхетинцев, курдов и хемшилов; 16 июля 1956 года правовые ограничения были сняты с чеченцев, ингушей и карачаевцев (все — без права возвращения на родину).

В — были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район, заселенный осетинами и переданный Северо-Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

29 августа г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 29.08.1964 № 2820-VI отменил огульные обвинения в отношении немецкого населения, проживавшего в районах Поволжья, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в г.

С середины 1960-х годов процесс реабилитации «наказанных народов» был почти прекращён.

В годы перестройки

Проблемы народов, подвергшихся в годы советской власти обвинениям в пособничестве врагам советского государства и депортации с мест их исторического проживания, стали предметом общественного внимания только в годы перестройки. Одним из первых шагов на пути восстановления исторической справедливости в отношении репрессированных народов явилось принятие Декларации Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года «О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав», согласно которой были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений

В современной России

В г. 26 апреля был принят Закон РСФСР № 1107-I «О реабилитации репрессированных народов», который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2). Помимо всего прочего закон признавал право репрессированных народов на восстановление территориальной целостности, существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а также на возмещение ущерба, причиненного государством

Мухарбек Дидигов назвал указанный Закон торжеством исторической справедливости. По его мнению, факт признания государством репрессий незаконными, антигуманными действиями, направленными против невинных людей есть показатель развития демократических институтов, имеющий особое морально-нравственное значение для депортированных народов. По его словам, закон вселяет уверенность, что подобное больше не повторится.

В развитие закона «О реабилитации репрессированных народов» был принят ряд законодательных актов, среди которых постановление ВС РФ от 16 июля 1992 года «О реабилитации казачества»; постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 года «О реабилитации российских корейцев»; постановление правительства РФ от 24 января 1992 года «О первоочередных мерах по практическому восстановлению законных прав репрессированных народов Дагестанской АССР»; Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 года «О реабилитации российских финнов» и др.

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.

24 сентября 2012 года депутаты от «Единой России» внесли в Госдуму законопроект о дополнительной помощи представителям репрессированных народов. Авторы законопроекта предложили выделить из федерального бюджета 23 млрд рублей для помощи политзаключённым. По замыслу авторов, эти деньги должны пойти на ежемесячные выплаты и компенсацию за потерянное имущество в размере до 35 тысяч рублей.

Реабилитация

Немцы

Депортация немцев

В августе 1941 года было депортировано более 60 тысяч российских немцев.

Хотя Указ о переселении немцев появился 28 августа 1941 года и относился только к немцам Поволжья, 18 августа началась депортация немцев Крыма. Быстрое наступление немецких войск не позволило советским функционерам провести массовое переселение семей, поэтому вывозились в первую очередь мужчины призывного возраста. Вместе с тем, депортация была полной и проходила в кратчайшие сроки. По воспоминаниям очевидцев, в 4 утра в день депортации населению деревень Нейзац и Фриденталь было дано распоряжение в полном составе семей в течение получаса прибыть на сборный пункт с суточным пайком и сменой белья.

Принудительные миграции военного времени

Первым объектом масштабного насильственного выселения стали осадники. К ним советская власть относила солдат польской армии, отличившихся в советско-польской войне (1919-1921 гг.). Советская власть называла их злейшими врагами трудового народа. Еще в 1939 году было разработано «Положение о спецпоселении и трудовом устройстве осадников, выселяемых из западных областей УССР и БССР». Поселения создавались на территориях лесных разработок севера страны, Урала, Сибири. Переселяли осадников, и в 1940, и в 1941 году, количество исчислялось сотнями тысяч.

В 1940 году прошла очистка Мурманской области от граждан «инонациональностей»: финнов, шведов, норвежцев и других. Начались депортации в прибалтийских республиках и Молдавии. Самая мощная кампания развернулась за месяц до начала Великой Отечественной войны. Семьи бывших фабрикантов, помещиков, чиновников буржуазных правительств в кратчайшие сроки были направлены в Коми, Сибирь, Казахстан, на Алтай.

Нападение фашистов на Советский Союз положило начало новым депортационным операциям. Указ «О военном положении» позволял в административном порядке выселять неблагонадежных граждан с территорий, на которые оно распространялось. Борьба с лицами, не вызывающими доверие у власти, приобрела чудовищные масштабы. Характерным становится тотальное выселение людей с привычных территорий по национальному признаку.

Депортации подверглись титульные нации стран, с которыми Советский Союз вел или мог вести военные действия. За годы войны под принудительное переселение попали 1,2 млн. из 1,5 млн. немцев, проживающих в СССР. Была уничтожена немецкая автономия в Поволжье. Депортированных немцев в основном сконцентрировали на территориях восточнее Урала, они стали ресурсом для создания трудовой армии.

Из трудармейцев формировались рабочие батальоны, которые трудились на лесозаготовках, строительстве промышленных объектов. Условия были схожи с лагерными. Депортации и включению в отряды трудармии подверглись не только немцы, но и проживающие в СССР финны, румыны, венгры, итальянцы, греки. Финны-ингермаланцы в годы войны подверглись вторичной депортации.

Высылке с обжитых территорий подвергались не только иноземные, но и внутрисоюзные национальности. Появился термин «наказанные народы» — это нации, которые подозревались в потенциальном предательстве, дезертирстве и подвергались превентивным депортациям. Переселялись и народы, оказавшиеся на оккупированной фашистами территории.

Государство жестоко и несправедливо ввело коллективную ответственность за мнимую неблагонадежность. Хотя военная статистика свидетельствует, что в наказанных нациях немало военнослужащих, честно защищавших страну от фашистов. Тотальной депортации и уничтожению собственных автономий подверглись карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары.

В 1944-1945 годах переселению подверглись другие национальности, проживающие в Крыму, на Кавказе, в том числе Грузии — родной республике Иосифа Сталина.

Результаты трагедии

В результате депортация народов в СССР привела к жутким итогам, оставшимся навсегда в сердце каждого жителя репрессированной нации. Как указывают исторические сведения, количество немцев, которые подверглись насильственному переселению, достигло почти 950 тысяч человек. Общее число депортированных чеченцев, балкарцев, ингушей и карачаевцев составило 608 тысяч. Крымские татары, болгары, греки и армяне были депортированы в количестве 228 тысяч.

Чтобы прижиться на новой территории, переселенцам необходимо было пережить множество трудностей. Смертность среди этих народностей возросла в несколько раз, за годы депортации погибала в среднем четвертая часть нации.

Также стоит отметить отношение жителей к депортированным. Некоторые воспринимали это событие с понимаем, другие же, наоборот, считали репрессированных изгоями и презирали их. Такое положение вещей приводило к агрессии и со стороны жертв этих событий. Так, многие настраивались против советской власти и пытались организовать беспорядки в обществе.

Причины несправедливости

Почему началась депортация народов в СССР? Причины обычно растолковывают в свете начала Великой Отечественной войны. Так сказать, именно жуткие события 40-х годов стали основанием для выселения неугодных народов. Но те, кто хорошенько покопаются в этих событиях, поймут, что это не основная причина. Ведь депортация народов в СССР началась задолго до военной трагедии.

Почему же советское правительство беспощадно отправляло свое население на смерть? До сих пор по этому поводу ведутся споры. Официально принято считать, что предательство стало поводом для того, чтобы началась депортация народов в СССР. Причина крылась в помощи представителей этих наций Гитлеру, а также их активных действиях против Красной Армии.

Ярким примером несправедливости в репрессиях народностей можно считать историю чеченцев и ингушей. Их принудительное выселение было скрыто, а настоящие причины не разглашались. Людей заставили верить в то, что на территории их родной земли будут проходить тактические учения. Как считают многие историки, все-таки проблемой такого жестокого обращения с этими народностями стала их борьба за национальную независимость и противостояние террору советской власти.

Подобная ситуация произошла и с корейцами. Их начали выселять из-за шпионажа в пользу Японии, которым якобы занимались представители этой народности. Но если рассмотреть те события более подробно, вырисовывается политический мотив репрессий. Так, благодаря выселению корейцев, СССР продемонстрировал свою готовность к сотрудничеству с Китаем, противодействие Японии и, в общем, политическую позицию на Дальнем Востоке.

Вообще, стоит отметить, что депортация народов в СССР кратко показала отношение властей к политической ситуации во всем мире. Если ранее они пытались ликвидировать лишь народы, рвущиеся к независимости, то во время войны они, благодаря выселению наций, угождали союзникам.

Пополнение Казахстана

Реабилитация

В 1957—1958 были восстановлены национальные автономии калмыков, чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев; этим народам было разрешено вернуться на свои исторические территории. Возвращение репрессированных народов осуществлялось не без сложностей, которые и тогда, и впоследствии привели к национальным конфликтам (так, начались столкновения между возвращавшимися чеченцами и заселёнными за время их изгнания в Грозненскую область русскими; ингушами в Пригородный район заселенный осетинами и переданный Северо Осетинской АССР.

Однако значительной части репрессированных народов (поволжские немцы, крымские татары, турки-месхетинцы, греки, корейцы и др.) и в это время не были возвращены ни национальные автономии (если такие были), ни права вернуться на историческую родину.

28 августа 1964 г., то есть 23 года спустя после начала депортации, Президиум Верховного Совета СССР отменил ограничительные акты в отношении депортированного немецкого населения, а указ, снявший полностью ограничения в свободе передвижения и подтверждавший право немцев на возвращение в места, откуда они были высланы, был принят в 1972 г.

14 ноября 1989 года Декларацией Верховного Совета СССР были реабилитированы все репрессированные народы, признаны незаконными и преступными репрессивные акты против них на государственном уровне в виде политики клеветы, геноцида, насильственного переселения, упразднения национально-государственных образований, установления режима террора и насилия в местах спецпоселений.

В 1991 г. был принят Закон о реабилитации репрессированных народов, который признал депортацию народов «политикой клеветы и геноцида» (статья 2).

Спустя 15 лет после признания в СССР, в феврале 2004 года Европарламент также признал факт депортации чеченцев и ингушей в 1944 году актом геноцида.

Советская национальная политика в 1930-х годах

К 1933 году в стране насчитывалось 5300 национальных сельсоветов и 250 национальных районов. Только в одной Ленинградской области было 57 национальных сельсоветов и 3 национальных района (Карельский, Финский и Вепсский). Действовали школы, в которых преподавание велось на национальных языках. В Ленинграде в начале 1930-х издавались газеты на 40 языках, в том числе на китайском. Велись радиопередачи на финском языке (В Ленинграде и Ленинградской области тогда проживало около 130 тысяч финнов).

С середины 1930-х годов начинается отказ от прежней национальной политики, выразившийся в ликвидации культурной (а в ряде случаев и политической) автономии отдельных народов и этнических групп. В целом это происходило на фоне централизации власти в стране, перехода от территориального к отраслевому управлению, репрессий против реальной и потенциальной оппозиции.

В середине 1930-х в Ленинграде сначала были арестованы многие эстонцы, латыши, литовцы, поляки, финны и немцы. С весны 1935 из приграничных районов на северо-западе были принудительно выселены местные жители, основная часть из которых были финны-ингерманландцы.

Депортация поляков и немцев

15 тысяч семей лиц польской и немецкой национальностей (около 65 тыс. человек) были выселены с Украины, территорий, прилегающих к польской границе (например из Каменец-Подольской области), в Северо-Казахстанскую и Карагандинскую области в 1936.

Депортация корейцев

Основная статья: Депортация корейцев в СССР

В сентябре 1937 года на основании совместного постановления Совнаркома и ЦК ВКП(б) № 1428—326 «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края», подписанного Сталиным и Молотовым, 172 тысячи этнических корейцев были выселены из приграничных районов Дальнего Востока в необжитые целинные районы Средней Азии (в основном, Узбекистан и Казахстан). С конца 1937 года постепенно были ликвидированы все национальные районы и сельсоветы за пределами среднеазиатских республик и областей. Также за пределами автономий было свёрнуто преподавание и выпуск литературы на корейском языке.

1 апреля 1993 года Постановлением Верховного Совета Российской Федерации были признаны незаконными акты, принятые начиная с 1937 года в отношении советских корейцев, и, по сути, корейцы были реабилитированы как жертвы политических репрессий.

Заключение

Миграция — важнейший инструмент регулирования различных сфер общества, особенно экономической.

Управление этим инструментом должно качественно осуществляться на федеральном уровне. Под этим подразумевается как сопровождение гражданина, оказание социальной поддержки, так и налаженная работа пропускной системы.

Приоритетное внимание важно уделять именно вынужденным мигрантам, так как они не имеют нужной подготовки, алгоритма действий, который бы позволил им самостоятельно адаптироваться в стране. https://www.youtube.com/embed/zLzXx7kuYA8?

https://youtube.com/watch?v=zLzXx7kuYA8%3F

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий