Китайский язык в детских садах: сложно или просто?

Содержание

Дошкольное образование в Китае

Китайская семья основана на принципах субординации. Младшие здесь подчиняются старшим, а жёны – мужьям. Однако любовь к детям здесь безгранична.

Единственный ребёнок в семье (иметь больше китайцам не разрешено законом) становится предметом обожания и почитания всех родственников.

В китайских семьях распространена традиция воспитания малышей бабушками и дедушками – родителям чаще всего некогда сидеть с детьми из-за занятости на работе.

Дошкольное образование осуществляет несколько видов учреждений:

  • детские сады (государственные и частные);
  • ясли;
  • предшкольные группы;
  • детские сады комбинированного типа.

В детских садах дети развиваются в основном по общегосударственным программам воспитания и обучения.

Китайский детский сад это – игры, здоровое питание и обучение детей социальным навыкам плюс строгая дисциплина.

В Китае в виду высокой конкуренции детям с детства внушается сверхзадача – быть первым во всём.

В соревновательности, к которому с детства приучают китайцев, хороши все средства. Если ты не самый умный – будь самым сильным, хитрым и т.д.

Попасть в детские сады удаётся далеко не всем детям, несмотря на то, что даже государственные учреждения взимают определённую плату.

Стоимость обучения в частных садах ещё выше и по карману не всем китайским родителям.

Воспитание и образование в Китае, таким образом, напрямую зависит от благосостояния семьи.

Система образования в Древнем Китае

Первые школы в Китае появились ещё в III тысячелетии до н. э. Они были двух типов:

  • Сян. Детей обучали пожилые члены общины. Подрастающее поколение узнавало от старших о богах, методах охоты, ремёслах и семейной жизни.
  • Сюй. Обучение военному делу, а также письму, счёту и основам морали.

Со временем система учебных заведений расширялась и усложнялась. Появилась целая сеть школ, созданных государством или частными лицами.  Долгое время получение образования в Китае было привилегией высших слоёв общества. Ситуация изменилась при Конфуции (551-479 г. до н. э.), который обучал не только представителей знати, но и бедняков. Конкретной образовательной программы не было. Дети начинали ходить в школу в семилетнем возрасте. Продолжительность обучения зависела от способностей ученика. Учебников в древнекитайской школе также не существовало. Считалось, что упрощение материала и использование игровых методов обучения приведут к упадку нравственности и образованности в обществе.

Все дети изучали историю, мораль, письмо, счёт и музыку. Выходцы из аристократических семей также постигали военное искусство. Обычно школы посещали только мальчики, но богатые родители старались дать образование и своим дочерям. Девочки также изучали общеобразовательные предметы, но вместо военного ремесла учились слагать стихи, танцевать и заниматься рукоделием.

Самой важной дисциплиной древнекитайской школы было письмо. Знание иероглифов открывало перед человеком самые престижные и высокооплачиваемые должности

Изучение иероглифической системы начиналось в школах и продолжалось в университетах (последние стали появляться в Китае ещё в I тысячелетии до н. э.).

В Китае всегда высоко ценили образование. Считалось, что только образованные и умные люди способны добиться процветания страны. Поэтому в Китае появилась специальная экзаменационная система для чиновников. Экзаменаторы должны были оценивать, насколько хорошо будущий чиновник знаком с конфуцианством, а также способности кандидата к рассуждению и аргументации своей точки зрения.

Начальная школа и неполная средняя

Этот отрезок обучения обязателен. Он оплачивается государством. Начальная школа занимает 6 лет обучения, а средняя – 3. Программа включает изучение китайского языка (углубленно), математики, истории, природоведения, географии, музыкы. Вариативная часть – этика, мораль и правовая часть. Оценивание проводится в виде тестов, по 100-бальной системе.

Обязательной является практика, когда дети по несколько часов в неделю трудятся на минипредприятиях или фермах.

Безделье тут считается недопустимым. Нагрузка на детей огромная, домашние задания обязательны. Даже в каникулы дети выполняют домашние задания, которые довольно объемны.

Дисциплина очень строгая, ворота школы открываются только чтобы впустить детей и выпустить. Предусмотрена общая школьная форма для учеников каждой школы

За пропуск занятий без важной причины – отчисление

Интересно! В школах утро начинается с зарядки и линейки с обязательным поднятием флага. Предусмотрена и дневная зарядка, а в середине учебного процесса – гимнастика для глаз с применением методов акупунктуры. После обеда, который длится час, предусмотрено 5 минут на сон.

Неграмотность побеждена

В докладе ЮНЕСКО «Образование для всех» отмечается, что уже к 2003 году Китай вышел на первое место по масштабам развития образования. Начатая в 1985 году, реформа образования дала ощутимые плоды. Ряд законодательных актов правительства способствовал обязательному обучению грамотности всех жителей, развитию сферы высшего образования, увеличению количества зарубежных профессоров в вузах и притоку студентов из других стран. Так, с 80-х годов ввели обязательное начальное образование, в 90-х годах девятилетнее обучение стало обязательным.

Один из главных показателей эффективности борьбы с безграмотностью — это процент женщин от 15 до 24 лет, не имеющих даже начального образования. В Китае он составляет 4%. Сравните с Индией, где он равен 44%, а в довольно европеизированной Турции – 8%.

Процент неграмотного взрослого населения в Поднебесной сегодня порядка 4%. А еще в 50-х годах нашего столетия 80% китайцев были безграмотными. Молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет в 99% грамотные в Китае.

Китай является самой влиятельной социалистической страной в мире на сегодняшний день. Идеи Карла Маркса там переплелись с уникальной восточной культурой. А как же там растят детей?

До Второй Мировой Войны, а конкретнее, до становления Китая социалистическим, детских садом по факту в стране не было. Имелись некие частные заведения, доступные исключительно для детей, принадлежащих богатых семьям, но кроме них образованием маленьких детей, не считая частного и домашнего, никто не занимался.

В 1949 годы, при содействии Советского Союза было создано несколько экспериментальных учебных заведений, в которых начали работать с обычными детьми из самых разных слоев населения. После подобного опыта количество дошкольных учреждений в стране начало расти с геометрической прогрессией. В это время все подобные учреждения создавались по образу и подобию тех, которые были на территории СССР, однако в 1966 году, после репрессий интеллигенции и неугодных для идеологии людей, уровень преподавателей резко упал, а способ воспитания резко развернулся в сторону аскетично-патриотического. И хотя с 1980-хх годов начали появляться перемены в сторону классического западного дошкольного образования, здесь до сих пор прослеживается влияние режима, что определенным образом сказывается на воспитании детей.

Подход к воспитательному процессу

Все детские сады в Китае достаточно большие и в среднем способны вместить до 270 детей, что прекрасно отвечает требованию государства, в связи с сильным перенаселением. При этом в одном детском саду может соблюдаться разный график для каждого ребенка в отдельности. Так часть из них посещает детский сад лишь днем, с 8:00 утра до 18:00 вечера, а некоторые и вовсе попадают домой только на выходные. Это, как правило, связано с графиком работы родителей и не очень распространено среди населения, так как таким образом посещают детские сады лишь около 5%.

Сам день в детском саду четко распланирован, начина я завтраков, которые начинаются в 8:30, и заканчивая организованными групповыми играми и прослушиванием патриотических рассказов и песен. По понедельникам каждого ребенка ждет обязательная проверка здоровья.

Идеология и традиции

Из-за того, что на данный момент Китай страдает от перенаселения, здесь проводится очень строгая жесткая политика в области регулирования рождаемости. В семье разрешается иметь не более одного ребенка. Подобный запрет местами выливается в страшное детоубийство, так как традиционно в китайской культуре считается что опора для родителей — это сын, когда дочери лишь «вскармливаются» для другой семьи. Итогом этого стало преобладание мужского населения над женским, что в дальнейшем может вылиться в проблему для демографического положения страны.

Оттого, что в каждой семье имеется лишь по одному ребенку, это стало причиной особенно сильной любви к нему родителей. Детей постоянно балуют и стараются дать им все самое лучшее, начиная с игрушек и заканчивая образованием. Именно поэтому детские сады стали своеобразной прививкой от эгоизма, где маленьких детей уже с первых лет учат быть строгими по отношению к себе, контролировать собственные желания и быть частью коллектива. Все какие-либо индивидуальные черты детей не считаются врожденными и поэтому не поощряются.

В группе ни в коем случае не допускаются какие-либо конфликты между детьми. Драки, избалованное поведение, непослушание и плохое поведение на корню пресекаются. При этом какие-либо наказания, в нашем понимании, полностью отсутствуют. Воспитатель просто дает ребенку понять, что его плохое поведение замечено и с укором называет ребенка по имени.

Детей активно сравнивают друг с другом, а тех кто поступает правильно — поощряют. При этом здесь нет культа индивидуальности, и воспитатели делают все возможное, чтобы ребенок не решил, что его принимают таким, какой он есть. Это вполне логично, так как согласно учению Конфуцианства, человек не рождается с определенными особенностями, а воспитывает их в себе в течение всей своей жизни.

Вершина образования в Китае: высшие учебные заведения

В связи с необходимостью большого количества квалифицированных кадров в системе образования в Китае делают большой акцент на высшие учебные заведения. Большинство китайских университетов представляют собой комплексы внушающего размера. Их можно даже назвать своего рода студенческими городками, на территории которых есть все необходимые заведения, начиная с учебных корпусов, заканчивая столовыми и прачечными. Конечно, учитывая перенаселенность страны, то такое обустройство вполне объяснительно и целесообразно.Как я уже говорил, образование в Китае платное для всех, поэтому каждый год студентам приходится платить за обучение от 300 до 1000  долларов. Такая сумма зачастую слишком велика для обычного сельского жителя, поэтому государство дает малоимущим студентам кредиты. Однако если студент решит после учебы вернуться жить и работать обратно в село, то кредит возвращать уже не нужно будет, в обратном случае одолженные у государства деньги вернуть придется.СПОРТСистема образования в Китае не включает спорт, но я хочу затронуть эту тему, потому что считаю, что спорт играет очень важную роль в воспитании нации.Большинство китайцев встают каждый день очень рано и обязательно начинают свой день с зарядки. Вы почти не встретите на улицах Китая человека, который не занимается хоть каким-нибудь видом спорта. Даже пожилые люди начинают свой день с длительной прогулки. Китайцы – очень активная и спортивная нация, благодаря чему еще и относится к нации, в которой чуть ли не самое большое количество долгожителей.

Нам определенно есть чему поучиться у жителей Поднебесной. Не упускайте возможности – начните день с занятий спортом, освойте игру на музыкальном инструменте или запишитесь на кулинарные курсы и научитесь готовить традиционное восточное блюдо. Но для начала – приезжайте в Китай. Образование в Китае доступно и для вас! Все еще думаете, что на сбор документов для визы уйдет полгода? Разобьем этот стереотип в пух и прах и без труда оформим любой вид визы.

Подготовка докторов наук

Большинство студентов считает, что поступить в китайскую докторантуру можно, только если на руках есть диплом о получении степени магистра. Как ни странно, это не совсем так. Поступить в докторантуру можно, предоставив диплом специалиста (по крайней мере, если это допускается законодательством родной страны студента). Например, в России дипломы специалиста и магистра имеют одинаковый вес.

В остальном требования к абитуриентам все те же: сертификаты HSK и IELTS, рекомендации от преподавателей, проекты и т.д. Кстати, портфолио, свидетельствующее о ваших успехах, на данном этапе важнее всего, ведь получать научную степень в Китае – дорогое удовольствие (до $8000 в год), а перспективные соискатели могут претендовать на стипендию или грант.

Особенности учебного процесса в университетах Китая

Государство инвестирует в образование огромные средства. Большинство высших учебных заведений оснащено новейшим оборудованием, обучение проводится по новейшим программам с использованием лучших передовых методик. В стране действует государственная программа, согласно которой к 2020 году в китайских вузах должно обучаться не менее 500 000 приезжих студентов. С целью привлечения большего числа иностранных студентов в Китае запущена масштабная программа выплаты стипендий. Сами китайцы тоже часто выезжают на учебу за рубеж – таких студентов по всему миру свыше 2 000 000, особенно много их в Канаде, Франции и США.

Так что если вас интересуют вузы в Китае для казахстанцев, украинцев, белорусов и выходцев из других стран СНГ, можно смело поступать в любой из университетов. Практически в каждом учебном заведении есть собственные исследовательские центры, библиотеки, комфортабельные общежития. Да, пользование этими ресурсами требует денег, но есть много способов сэкономить. Об этом речь пойдет ниже.

Школьное образование в Китае

Особенности образования в Китае в том, что любое школьное и тем более вузовское обучение здесь платное.

Социологические опросы показывают, что на обучение в китайских семьях уходит около трети всего бюджета.

Школьное обучение состоит из двух ступеней.

Начальное образование в Китае получают с 6 до 12-13 лет в начальных школах.

Здесь ученики получают базовые знания по общеобразовательным предметам.

Много времени уделено патриотическому воспитанию, а также физическому.

Вообще, спорт в этой стране – часть национального культа.

С 4 класса начальной школы дети по 2 недели в учебном году проводят на работах в мастерских или на фермах, где их обучают основам ремёсел и сельско-хозяйственной деятельности.

Дисциплина в школах КНР очень строгая. За 12 пропущенных без уважительной причины занятий ученику грозит немедленное отчисление. Дети здесь не ходят из класса в класс – это делают учителя.

По окончании начальной школы ученики держат серьёзный экзамен. Тем, кто не прошёл испытание, дорога в школу высшей ступени будет закрыта, а с нею поступление в вуз и шанс получить престижную работу.

Средняя школа делится неполную и старшую.

На первой ступени дети учатся 4 года.

Для тех, кому удалось получить право заниматься в старших классах существует два возможных направления обучения.

Первое – это 2-х годичное обучение с перспективой поступления в профессионально-технические училища, второе -4-х годичное обучение с возможностью дальнейшего образования в вузе.

В профтехучилищах можно обучиться на специалистов сельского хозяйства, экономики, юриспруденции и др. Медицинское образование в Китае также можно получить в средне-специальных техникумах.

В школах КНР работает система всеобщего государственного экзамена. В вузы зачисляются ученики, получившие лучшие результаты. Россия позаимствовала именно у Китая практику ЕГЭ как способа объективной оценки знаний учащихся.

Китайская медицина

Китайцы применяют очень необычные методы лечения. В тело больного втыкают специальные иголки. Многие болезни пытаются лечить змеиным ядом.
Китайцы знают точки на теле человека, при нажатии на которые можно вылечится, или вообще не заболеть.

Точечный массаж

Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два.
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть.

Почему детям легко дается китайский язык?

Казалось бы, китайский язык не похож на европейские. Ведь он основан на искусстве иероглифов и музыке тонов. Здесь много сокращений, большое количество иероглифов, нет слов, которые похожи по звучанию на русские. Однако при этом очень легкая грамматика и это существенно облегчает обучение.

Почему начинать обучение лучше в юном возрасте? Вот основные причины:

  • дети обучаются в игре – все занятия проходят только в игровой форме. А поскольку ребенок таким образом легко запоминает новую информацию, даже сложный китайский язык будет хорошо усваиваться;
  • дети не думают о сложности – это только взрослые заранее представляют трудности обучения, а дети просто узнают новое и интересное, рисуют необычные для них иероглифы и радуются всему, что приводит в ступор взрослых;
  • ребенку интересно все новое – китайский язык очень интересен в произношении, иероглифы напоминают различные причудливые картинки. Все это занимает малыша, ведь все ребята очень любопытны. Главное, удержать этот интерес;
  • дошкольники легко усваивают фонетику – если взрослым приходится специально обучаться произношению, то у малышей это происходит естественным образом. А ведь интонация очень важна при изучении именно этого языка.

В три года ребенок уже готов к изучению китайского языка.

детском саду

Занятия с детьми, распорядок и организация питания

Множество частных дошкольных учреждений предлагают иностранным родителям обучать детей на английском или русском языке, что очень кстати для приезжих из России. В программу входят такие понятия, как здоровье, речь, искусство и социальные навыки.

Обучение проходит с наглядными пособиями, игрушками, шутками. Знания подаются в легкой форме, давая детям возможность проявить свои таланты и способности.

  • В китайских садиках до завтрака, который начинается в 8.00, (в некоторых – в 8.30), проводится утренняя гимнастика.
  • Занятия с детьми обычно длятся с 8.30 до 10.00. В ходе группового обучения малыши выполняют простые логические задачи. Они играют, одновременно узнавая что-то новое, изучают иностранный язык, в частности английский. Умственная и физическая активность чередуются.
  • После 10.00 предусмотрен отдых на улице и обед. С 12.00 до 14.30 – тихий час.
  • После полдника обучение продолжается. Дети обсуждают прочитанную воспитателем литературу, рисуют, слушают музыку. Затем вновь играют на свежем воздухе.
  • В 17.00 – ужин, после чего родители могут забрать детей домой, чаще всего в 17.30–18.00.

Как видно, день в детском саду насыщен и четко распланирован.

На группу из 25-30 человек выделяются 2 воспитателя и 1 помощник. Это зависит от возраста детей и того, какая группа: младшая, средняя или старшая.

Воспитатели контролируют учебный процесс и строго следят за дисциплиной, даже во время игры. Все имеют высшее педагогическое образование и воспринимаются малышами как авторитетные взрослые. Минус в том, что в Китае таких квалифицированных педагогов не хватает.

Немало внимания уделяется полноценному питанию. Помимо основного китайского блюда – риса, детям дают мясо, овощи, фрукты, молочные продукты и супы. В рисовую кашу добавляют бобы, кукурузу, фарш, сушеные морепродукты. Острое, жареное и жирное из рациона исключается.

Малышей кормят 3 или 4 раза в день, побуждают пить воду, регулярно ходить в туалет и мыть руки. Здоровью уделяется много внимания: медсестры следят за его состоянием, а если ребенок заболел, его отправляют домой.

Первый день в детском саду: можно ли обойтись без крика?

Попасть в группу детского сада, куда ходит ребенок, родителям невозможно – таковы правила. Поэтому Ленора Чу решила посетить другой шанхайский садик в качестве журналиста. Ей удалось добиться приглашения в группу трехлетних детей в их первый день в садике.

В садик «Гармония» я прибыла в 8:32 и постучала в дверь младшей группы № 1; из-за запертой двери доносился рев.

— Сегодня будет луань — кавардак, — сказала учительница Ли, впуская меня и со щелчком запирая за нами дверь.

Передо мной — двадцать восемь крошечных блуждавших по комнате детишек в разных стадиях расстройства. Большинство рыдало, некоторые повторяли примерно одно и то же: «Мама! Мама! Я хочу домой!». Первые три года жизни они провели в домашнем уюте, в окружении родителей и бабушек с дедушками. И вот всё внезапно закончилось — малышей сдали в детсад, началась их долгая узкая дорога в китайском школьном образовании.

За главную сегодня была старшая учительница Ван. У нее пронзительный сосредоточенный взгляд, опущенные уголки рта, острый и выпирающий подбородок и голос-стаккато, от которого вздрагиваешь.

— Сидеть… сидеть… сидеть… Сидеть! Иначе ваши мамочки за вами сегодня не придут! — гремела Старшая Ван.

Задача первого утра — усадить двадцать восемь попок на двадцать восемь крошечных стульчиков. Деревянные стульчики были расставлены полукругом, обращенным к доске, в комнате площадью с гараж на две машины.

— Сидеть! — Ван и Ли вышагивали по комнате, высматривали ревевших детей. Едва ли не на каждом шагу им попадался ребенок, и они стремительным движением хватали его за плечо и вели крошечное тельце к ближайшему стульчику.

— Сидеть! — велела Старшая Ван. — Сидеть, иначе мама за тобой не придет. Сидеть, иначе бабушка за тобой не придет! Сидеть, иначе я тебя после тихого часа домой не отпущу.

Дети плакали пуще прежнего. Гвалт стоял потрясающий. Учительницы визжали, перекрывая любой шум. Я подумала о первом дне Рэйни в саду, и мне стало интересно, как вела себя с моим ребенком учительница Чэнь.

Когда все тела оказались на своих местах, началась муштра сидения.

— Ручки на коленочки! Спинки прямые! Ножки рядышком на полу! — Ван подкрепляла устные приказы физическими действиями — мощное сочетание. Пинала заблудшую ступню на место, хватала непослушные ручонки и со всей силы прижимала их к бедрам, тычком в лопатки заставляла спины выпрямляться.

Я уже приметила непосед. Один мальчишка попросту не мог успокоиться по команде. Крупный для своего возраста, голова чуть ли не с тыкву, коренастое тело; он бесцельно бродил по комнате.

— Ван У Цзэ, сядь! Что с тобой такое? Иди сюда и сядь на стул сейчас же!

Тыковка посидел несколько секунд — и опять вскочил.

Старшая Ван усадила его толчком в плечо. Скок — тычок, скок — тычок. Эти пятнашки будут длиться до конца дня.

Детей, которые не желали сидеть, отчитывали. Девчурке, уковылявшей к кулеру, поставили на вид: «Еще не время пить воду. Сядь». Другую девочку привлекли игрушечная кухня и два пластиковых фрукта в углу. Учительница Ли застукала ее, в два скачка оказалась рядом, схватила подмышки, поставила на ноги и отнесла на стул. Без единого звука.

Учительницы не говорили детям, что без спросу они не получат воду, их не пустят играть в игрушки в углу и им нельзя говорить, пока к ним не обратились. Но когда дети пересекали черту, о которой не подозревали, их загоняли обратно. Учеба на собственных ошибках; я представила себе, как быстро ребенок поймет одну простую вещь: сиди тихо, руки-ноги как велено — целее будешь.

Символичность

Китайский сад – это не только один из вариантов ландшафтного дизайна, но и проекция души его владельца. Ведь он бывает выстроен согласно правилам фэн-шуй, в которых всё подчиняется гармонии окружающего мира. Согласно этому учению, пространство, окружающее человека, должно содержать элементы, которые символизируют составляющие нашей Вселенной. Поэтому и составляющие китайского сада – знаки «инь» и «янь» – олицетворяют единение противоположностей. Они в парках Поднебесной сочетаются таким образом, чтобы давать возможность «ци» – живительной энергии – свободно перемещаться в пространстве. К тому же большинство элементов также символизирует различные жизненные состояния, к примеру, персик означает благополучие, пион – богатство и т. д.

Старшая школа и среднее специальное образование в Китае

После средней школы, если ребенок выберет определенное направление и финансы семьи позволят, можно продолжить учиться на протяжении 3 лет в старшей школе.

Существует два типа старших школ:

  • Академические. Это специализированные школы, главная задача которых состоит в подготовке ученика к поступлению в вуз по выбранному направлению.
  • Профессионально-технические. Тут готовят рабочих на определенные виды работ.

В профессионально-техническое учебное заведение можно поступить и после окончания академической старшей школы. Тогда учиться ребенку в ней придется меньше – два года вместо трех.

В вуз можно поступить только после окончания старшей школы. При этом баллы, которые ученик получит на едином выпускном экзамене, определяют иерархию будущего университета, ведь при поступлении экзамены не сдают — все определяет балл старшей школы.

Высшее образование

В стране работает множество государственных ВУЗов, которые принимают студентов по результатам школьных экзаменов. Обучение здесь платное, но цены сравнительно низкие. Однако жителям сельской местности часто даже такая плата кажется высокой, и они вынуждены брать кредиты на обучение. Если молодой специалист согласен после окончания университета вернуться в глубинку, то возвращать деньги ему не придется. В случае если он амбициозен и планирует начать свой бизнес в городе, то долг придется вернуть полностью. Высшее образование в Китае может получить любой иностранный студент, сдавший языковой тест. Причем он может выбрать программу на английском языке, китайский учить параллельно. Чтобы облегчить адаптацию таким учащихся, для них часто открывают подготовительные курсы языковой подготовки. Через год или два интенсивной подготовки студент может перейти к обучению по специальности.

Школа как основная часть образования Китая

Следующая ступень, которую включает в себя система образования в Китае, это школа. Хочу отметить тот факт, что образование в Китае платное. Ученые даже провели некие подсчеты, и оказалось, что китайские семьи отдают на образование своих детей почти третью часть своих доходов.Китайские дети посещают школу начиная с шести лет. Длительность же обучения составляет 12 лет.  Каждый день у китайского школьника в среднем 6 уроков. Китайские школы отличаются жесткой дисциплиной. Например, если ученик пропустил 12 уроков без уважительной причины, в системе образования Китая предусмотрены санкции – его отчисляют. У каждого класса есть своя собственная аудитория, таким образом, не ученики приходят к учителю, а наоборот.

Средняя школа в Китае

Система дошкольного образования в Китае

С 3 до 6 лет маленькие китайцы посещают детские сады. Дошкольные учебные заведения делятся на два типа:

Частные

Здесь наибольшее внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей ребёнка, его талантам, творческим способностям, а также происходит первое знакомство с наукой и искусством.
Государственные. В таких детских садах основной акцент делается на привитие малышам первых трудовых навыков

Дети учатся обслуживать себя и выполнять мелкие бытовые поручения.

Вне зависимости от типа садика, всем китайским малышам воспитатели прививают уважение к старшим, стремление к успеху, чувство патриотизма и интерес к политике. Вся образовательная система Китая строится, в первую очередь, на дисциплине. С самых ранних лет дети должны строго следовать расписанию и указаниям взрослых. Воспитатели контролируют даже детские игры. По мнению китайских педагогов, подобная строгость позволяет ребёнку стать полноценным членом общества, найти своё место в жизни и приносить максимальную пользу своему народу.

Система высшего образования в Китае

ВУЗы Китая считаются одними из лучших в Азии. Дипломы, выданные многими из них, высоко ценятся в Европе и Америке. Китайское руководство делает очень многое для развития национальной высшей школы. Сегодня большая часть китайских ВУЗов — это огромные высокотехнологичные научные комплексы с библиотеками, музеями и современными лабораториями. Для чтения лекций в университеты часто приглашают лучших профессоров со всего мира.

Все ВУЗы Китая разделены на несколько категорий, в зависимости от престижа и качества обучения. Выпускники школ, готовящиеся к поступлению в университет, сдают единый экзамен, результаты которого оцениваются по стобалльной шкале.  Для того чтобы быть допущенным к сдаче вступительных экзаменов в ВУЗ, относящийся к определённой категории, выпускник должен сдать единый экзамен на соответствующее число баллов. Обычно поступление в ВУЗы проходит в условиях жёсткой конкуренции. В отдельных китайских университетах конкурс достигает нескольких сотен человек на место.

Обучение в университетах стоит недёшево, поэтому специально для студентов, находящихся в тяжёлой финансовой ситуации, правительство создало систему кредитов. Также такие студенты могут рассчитывать на стипендии.

Несколько лет назад в Китае функционировала особая программа, предполагающая сотрудничество ВУЗов и крупных китайских предприятий. Благодаря этой программе, все студенты трудоустраивались сразу после получения дипломов. Сегодня же поиском работы занимаются сами выпускники, за исключением тех, кто поступал в ВУЗ по целевому направлению от предприятия.

Аспирантура

В Китае, как и на западе, существует трёхуровневая система высшего образования:

  • Бакалавриат (4 года);
  • Магистратура (2-3 года). На этом этапе предполагается углублённое изучение некоторых предметов.
  • Докторантура (2-4 года).

Аспирантом может стать студент, получивший диплом бакалавра. При поступлении в магистратуру студент должен очень внимательно подходить к выбору направления обучения, поскольку тема будущей диссертации должна будет соответствовать выбранной области знаний.

Обучение в магистратуре предполагает посещение семинаров и лекций, подготовку собственных проектов и докладов, а также публикацию статей в научных сборниках. За каждую выполненную работу учащийся получает баллы, по которым оценивается его работа в течение года. Если аспирант набирает необходимое количество баллов, он получает право на написание собственной диссертации. Помощь в подготовке диссертации аспиранту оказывает куратор, однако, вмешательство научного руководителя в работу подопечного, как правило, сводится к минимуму.

Основное требование к готовой диссертации — это её уникальность. Работы, содержащие более 15% плагиата, к защите не допускаются.

Как правило, обучение в аспирантуре платное, но студенты с актуальными и важными темами работ, могут рассчитывать на получение правительственного гранта.

Сегодня образовательные учреждения Китая ежегодно привлекают десятки тысяч студентов со всего земного шара. Диплом китайского университета для многих стал показателем качества и престижа.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий