Воинские звания на флоте по возрастанию

Доступные вакансии

Трудоустройство на вакансии по морским специальностям предлагают многие компании, офисы которых находятся в Мурманске, во Владивостоке, Курске, Архангельске и других городах. Наиболее востребованными являются следующие профессии для младшего и старшего состава:

  • Матросы;
  • Механики-инженеры;
  • Лоцманы;
  • Штурманы;
  • Мотористы;
  • Электромеханики;
  • Помощники капитанов;
  • Капитаны.

Таким специальностям обучают в морских училищах и академиях, где готовят работников на торговые, круизные, военные суда. Кроме того, довольно востребованной являются профессии кока и повара, переводчика, связиста, врача.

В частности, в Мурманске судоходные кампании проводят набор по таким вакансиям, как старший помощник капитана, групповой капитан, третий и четвертый помощники капитана, сменный помощник капитана, капитан. Работу предлагают на танкерах, речных, морских судах, кораблях, занимающихся ловлей рыбы, военных и торговых судах.

Претенденты на такие вакансии должны уметь разбираться в судовождении, электронном навигационном оборудовании, механике и инженерном деле, исполнение обязательств, возлагающихся на капитана. В частности, отвечать за безопасность судна и экипажа, груза, пассажиров,


Во Владивостоке востребованы аналогичные специалисты, но там люди имеют больше возможностей для выбора места работы. Связано это с тем, что здесь требуются также работники на подводные лодки и суда. На подлодки нужны мотористы, матросы, электромеханики.

На торговые, военные, гражданские суда берут, в основном, мужчин. Хотя на круизные суда и гражданские охотно берут и женщин. На круизных судах женщин принимают на должность бармена, администратора, официантки, горничной, переводчицы, фотографа, кондитера, врача, аниматора, музыканта, массажистки, косметолога, на ресепшен.


Вакансии на круизном лайнере

В целом, для круизных судов сформировался такой стандартный список вакансий, как:

  • Переводчики;
  • Стюарды;
  • Бармены;
  • Работники рецепций;
  • Подсобные рабочие;
  • Видео и фотооператоры;
  • Официанты;
  • Помощники по всем названным профессиям.

Необходимо владеть английским языком, быть моложе 35 лет, готовым развлекать разные группы пассажиров, работать около 10 часов в день, быть готовым к длительным прибываниям в море.

Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз. 

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам: 

  • 25.05.06  Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
  • 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 26.05.05 Судовождение
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы: 

Колледж Специальности
Ломоносовский морской колледж 11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж 15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство

Судостроение является одним из видов морских профессий

Офицеры высшего звена

Какой лейтенант на заре своей армейской карьеры не мечтал стать генералом. Но, к сожалению, данное звание присваивается редко. К званиям высшего офицерского состава относятся:

  • Генерал-майор. Регалии отмечены звездой крупного размера, поэтому перепутать невозможно. Младший представитель высшего звена. Данный чин позволяет осуществлять командование дивизией, занимать пост заместителя командира округа.
  • Генерал-лейтенант. Чин отмечен двумя звездами крупного размера. Статус позволяет командовать округом. Носители данных погон занимают кабинеты Генерального штаба МО. В частях бывают только на проверках, а также присутствуют и осуществляют общее управление во время крупных учений на полигонах.
  • Генерал-полковник. Статус отмечен тремя звездами крупного размера. Носители командуют военными округами, занимают посты заместителя командующего армией. А также штабные должности в Генеральном штабе и Министерстве Обороны РФ.
  • Генерал армии. Погоны двух видов, четыре звезды крупного размера или одна звезда большего диаметра с обрамлением. Осуществляют оперативное руководство армией, округом (во время войны — фронтом). Назначаются на посты начальника Генерального штаба или министра обороны. В армии СССР соответствовало статусу Маршал.
  • Маршал РФ. Статус отмечен самой большой звездой, обрамленной кантом красного цвета. Присваивается только Главнокомандующим вооруженных сил РФ за особые заслуги (в РФ пост Главнокомандующего занимает Президент РФ). На сегодняшний день почетным званием удостоен один офицер — Игорь Дмитриевич Сергеев.

Общие положения

1.1. Должность “Боцман” относится к категории “Рабочие”.

1.2. Квалификационные требования – профессионально-техническое образование. Повышение квалификации и стаж работы на судах по профессии матроса 1 класса – не менее 3 лет. 

1.3. Знает и применяет в деятельности:      – правила и порядок выполнения работ во время швартовки и буксировки судна;      – правила технической эксплуатации грузового, якорно-швартовного и бугельного устройств;      – правила эксплуатации шлюпок и плотов, трапов и сходень, люковых закрытий;      – сроки испытания якорных цепей, блоков, крюков, скоб и другого такелажного имущества корпусной части;      – способы определения грузоподъемности и допустимые нагрузки такелажных устройств;      – способы предотвращения деформации груза;      – подготовку тросов к приему негабаритных грузов;      – правила составления грузов и установки подкладок под груз и стропы;      – способы очистки поверхности под грунтования, покраски и нанесения лакокрасочных покрытий с помощью ручного или механизированного инструмента;      – способы выполнения судовых плотницких работ;      – правила подачи и принятия световых и флаговых сигналов.

1.4. Боцман назначается на должность и освобождается от должности приказом по организации (предприятию/учреждению).

1.5. Боцман подчиняется непосредственно _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.6. Боцман руководит работой _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ .

1.7. Боцман во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Особенности профессии

Деятельность моряков дальнего плавания тесно связана с путешествиями, постоянным общением, высокой ответственностью и сложной физической работой. Многие моряки выбирают длительные рейсы с целью получения материальной выгоды, ведь за 2-3 года активной работы можно быстро собрать деньги на крупную покупку: квартира, машина, дом и т. д. Главный человек на судне – капитан, однако в экипаж также входят:

  • помощники капитана,
  • механики и электромеханики,
  • боцман,
  • судовой повар (кок),
  • радиоспециалисты,
  • матросы и другие специалисты.

Все члены экипажа разделены на руководящий состав и судовую команду (палубная, машинная). На судне царит строгая иерархическая система подчинения, которая необходима для соблюдения порядка. Каждый специалист несет ответственность за свой участок работ: капитан осуществляет руководство экипажем, матрос – убирает, кок – готовит и т. д. Моряк имеет отличное здоровье, медкомиссия не пустит в рейс человека, страдающего, например, от проблем со зрением.

Требования

Любое пребывание на корабле предполагает повышенные физические и эмоциональные нагрузки, а также возможность организма выдерживать непростые морские условия. К примеру, такая работа нередко сопровождается частыми головокружениями и тошнотой, которые вызываются морской болезнью. Наличие таких проявлений является противопоказанием к работе судомехаником. Этот работник должен в совершенстве знать конструкционные особенности и технологию работы всех базовых корабельных приборов и машин. Навыки работы механика на судне относят к таким предметам, как электротехника, электрика, термическая динамика, техническая механика, а также гидравлика, технология металлов, сопромат и черчение. Специалистам в данной сфере нужны знания металлов и их физико-химических особенностей, сфер использования. Этот работник должен хорошо разбираться в различных типах масел и топлива.

Судомеханик должен уметь обращаться со спасательными приспособлениями и оказывать медицинскую помощь. От человека на данной позиции требуются навыки по предотвращению огнеопасной ситуации и умение правильно действовать в случае, если на судне произошел пожар. На сегодняшний день большая часть судовых механизмов управляется через программное обеспечение компьютера, поэтому любой корабельный механик должен обязательно уметь работать с вычислительной техникой. Помимо этого, в работе ему наверняка пригодится знание иностранного языка (в первую очередь английского) и навык свободно разговаривать на нём

Это важно особенно на международных рейсах, когда судомеханик должен справиться с приемом и передачей информации

Что касается личных качеств, то здесь принципиальным станет наличие таких характеристик, как:

умение концентрировать внимание;
физическая и психологическая выносливость;
мотивация к постоянному обучению;
аккуратность.

Особенности службы в ВМФ

Для многих молодых юношей служба на флоте связана с романтикой. Однако в дальнейшем это представление изменяется, так как в ВМФ военнослужащих ждет не только красивая форма и бескрайние просторы моря, но и более будничные ежедневные обязанности.

Срочная служба

Призывник не может выбрать, в какое именно подразделение военно-морского флота он будет отправлен. Исключением могут являться только те юноши, которые предоставили в военкомат приглашения от конкретной войсковой части.

Условия жизни на корабле или подлодке гораздо более суровы, чем на суше, которую служащие иногда не видят неделями. За отдельным моряком, как правило, закреплены свои обязанности. А когда каждый занят своим делом, у моряков практически не возникает повода для выяснения отношений между собой.

Благодаря такой системе распределения обязанностей, на военных судах и подлодках практически не встречается таких явлений как дедовщина и уставщина.

В то время, когда корабль находится на берегу, моряки живут в прибрежных казармах и выполняют несложные работы по обслуживанию судна. Так как каждый выход корабля в море требует определенных затрат со стороны государства, периоды отдыха могут быть достаточно долгосрочными.

Служба по контракту

Возможность выбора вакансий для службы в ВМФ по контракту несколько разнится в зависимости от места дислокаций подразделений Российского флота.

  • На Северном флоте можно пойти служить на подводную лодку или надводные корабли. Также всегда открыт набор в береговые войска.
  • Среди вакансий Балтийского флота преобладают должности плавсостава надводных кораблей, также к нему относится 336-я отдельная гвардейская бригада морской пехоты в городе Балтийске.
  • Черноморский флот предоставляет вакансии плавсостава (надводные корабли и подводные лодки) и береговых войск.
  • Тихоокеанский флот включает в себя бригады противолодочных кораблей, десантных кораблей, подводных лодок, морской пехоты, зенитно-ракетных войск.
  • Каспийская флотилия предлагает вакансии плавсостава надводных кораблей и морской пехоты.

Контрактник сам может выбрать, на какой именно флот он хочет пойти служить. Следует учесть, что на Северном и Тихоокеанском флоте морякам выплачивают более высокую зарплату, так как при ее начислении применяются специальные коэффициенты. Кроме того, моряки, проходящие службу в суровых климатических условиях, получают многочисленные льготы.

Если же контрактнику хочется служить в более приятных условиях, ему следует выбирать Черноморский или Каспийский флот, базирующийся в местах с теплым и мягким климатом.

Наконец, в Балтийском флоте военнослужащих ждет наиболее развитая инфраструктура и хорошие социальные условия.

ВАЖНО! Самая высокая зарплата в ВМФ выплачивается морякам на подлодках. Наиболее низкие оклады предусмотрены для береговых подразделений

Средняя зарплата на флоте составляет 20-40 тысяч.

Какими бывают морские профессии

Морская профессия не означает только службу в море. Существует множество специальностей в этой отрасли. Условно их можно разделить на: моряков и судостроителей. Рассмотрим некоторые из этих специальностей. 

Для тех, кто хочет ходить по морю: 

  1. Капитан корабля. Это начальник всего судна. Он отвечает за весь палубный состав команды. Прокладывает маршрут и командует погрузкой и разгрузкой корабля. Зарплата его составляет от 460 000 рублей в месяц, а капитаны на суднах с опасным грузом получают еще больше. 
  2. Старший механик. Это начальник машинного отделения, ему подчиняются все машинисты, механики и рядовой состав. Он отвечает за бесперебойную работу судна и его техническое обслуживание. Зарплата старшего механика начинается от 300  000 рублей в зависимости от сложности судна и дальности плаванья.  
  3. Помощник капитана является заместителем капитана в его отсутствие. Он должен знать навигацию и маршруты, уметь правильно организовывать команду. В зависимости от общего числа команды, объема судна и перевозимых грузов у капитана может быть несколько помощников, занимающихся разными видами деятельности: Старший помощник, первый помощник, второй помощник и так далее. Зарплата помощника капитана зависит от его ранга и составляет примерно 200 000 рублей. 
  4. Помощник старшего механика. По аналогии с капитаном, это заместитель старшего механика. Он должен уметь все то же, что и старший механик, но его зона ответственности уже. Средняя зарплата помощника старшего механика – 200 000 рублей. 
  5. Боцман относится к палубной команде. Он начальник всех матросов, составляет график вахтовых смен и контролирует их работу. Средняя зарплата боцмана 100  000 рублей. 
  6. Матрос – это младший сотрудник палубной команды. Он швартует судна, выполняет поручения боцмана и помощников капитана. Зарплата матроса дальнего плавания начинается от 60  000 рублей. 
  7. Моторист – это младший сотрудник машинного отделения, он следит за работой механизмов судна, выполняет профилактические работы. Средняя зарплата механика аналогична дохожу матроса. 

Конечно, на борту судна существует много специальностей в зависимости от вида корабля: это могут быть рыболовецкие суда, круизные теплоходы, судна для бурения нефтяных скважин и многие другие. Помимо обычного судовождения, существуют еще профессии моряков-подводников. Их работа связана с повышенным риском, ведь подлодки работают от ядерных реакторов, а это радиация. Да и в случае аварии необходимо будет бросить все силы на устранение неисправности, ведь с подводной лодки никуда не деться.  

Для тех, кто не представляет себе долгую разлуку с домом, существуют морские специальности в области кораблестроения:  

Инженер-судостроитель – это специалист, который проектирует строительство судов. Работа очень ответственная, он обязан учитывать множество факторов.  Средняя зарплата инженера-судостроителя 75  000 рублей. 

Электрорадиомонтажник судовой занимается установкой, ремонтом и настройкой радиоаппаратуры на судне

В этом деле очень важна точность, ведь коммутационное электрооборудование чрезвычайно важно для навигации корабля. Средняя зарплата – 45  000 рублей. 

Слесарь-механик судовой осуществляет ремонт механических неисправностей судна во время нахождения его в доке

Средняя зарплата слесаря-механика – 75  000 рублей. 

Судостроитель. Исходя из названия понятно, что это человек, которые строит суда. Профессия достаточно сложная, потому что в кораблях очень много деталей из разных материалов. Средняя зарплата судостроителя – 100  000 рублей. 

Это всего лишь несколько специальностей, которые вы можете освоить в морских вузах или колледжах. Список профессий велик, и каждый сможет выбрать профессию себе по душе. В основном, в море идут работать мужчины, но женщинам там тоже найдется место, коки на кораблях получают от 1000$ в месяц. Также чаще стали встречаться женщины среди помощников капитана.  

Капитан корабля – это почти ТОП-менеджер, только сильнее, выше, быстрее

Воинские звания ВМФ России

В Российской Федерации, помимо общевойсковой «линейки» воинских званий, действует параллельная система для военных моряков, предусматривающая особые корабельные (военно-морские) звания. Их перечень, наряду с войсковым типом званий, установлен Федеральным законом от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Следует отметить, что корабельные воинские звания присваиваются морякам, служащим в составе только надводных и подводных сил Военно-морского флота (ВМФ) России. Военнослужащие ВМФ, представляющие другие рода войск — морскую авиацию, морскую пехоту, а также различные силы и средства береговой обороны (артиллерию, ракеты, комплексы ПВО в составе ВМС), — имеют традиционные общевойсковые воинские звания.

Как присваиваются

В настоящее время в РФ Основные принципы присвоения воинских званий в РФ установлены Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Статья 47 этого закона в редакции, действующей с 1 января 2020 года, устанавливает, что воинские звания в ВМФ военнослужащим присваиваются:

  • До капитана 1 ранга включительно — соответствующими должностными лицами в структуре командования ВМФ России;
  • Для высших офицеров ВМФ — Президентом РФ.

Существующая в современной России система флотских воинских званий практически полностью и без сокращений унаследована от принятой в СССР.

Кому присваиваются

Первичные звания для рядового и командного состава ВМФ России присваиваются автоматически при поступлении на военную службу. Разумеется, что для командных должностей это, как правило, требует предварительного прохождения специального обучения. То есть новобранец-«срочник», призванный для прохождения обязательной воинской службы в рядах ВМФ России, получает корабельное звание «матрос» автоматически, а первичное командное воинское звание «мичман», «младший лейтенант», «лейтенант», как правило, присваивается только по итогам специального обучения. В дальнейшем присвоение каждого очередного военно-морского звания производится в соответствии с действующим законодательством.

За какие заслуги присваиваются

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему автоматически как правило, в день истечения срока его военной службы в действующем звании на занимаемой штатной воинской должности, для которой предусмотрено более высокое звание, чем имеющееся. Сроки военной службы в соответствующих воинских званиях, а также порядок их очередного присвоения определяются Положением о порядке прохождения военной службы.

Вместе с тем, достаточно широко применяется практика досрочного присвоения военнослужащему очередного воинского звания за особые личные заслуги. Но при этом новое звание не может быть выше того, что предусмотрено штатом для занимаемой им воинской должности. Наиболее частым поводом досрочного присвоения очередных воинских званий в сложившейся практике ВМФ России служат отличия при проведении масштабных учений с участием военных моряков, успешные испытания новых типов современных вооружений, осуществление походов флотскими соединениями далеко за пределы территориальных вод страны.

Воинские звания в порядке возрастания

Детально разберём, какие воинские звания присваиваются военнослужащим ВМФ.

Погоны и знаки различия Военно-морского флота

Матросы

До 1946 года, матросов называли краснофлотцами. Впоследствии такое наименование было упразднено, и сейчас военнослужащих этой категории можно разделить на две группы:

  1. Матрос — соответствует сухопутному званию рядовой, присваивается всем призывникам и контрактникам, которые приходят служить во флот.
  2. Старший матрос — это сухопутный ефрейтор, который может занимать должность командира отделения.

Старшины

Это сержантский состав, который подразделяется на три группы:

  1. Старшина 2 статьи — соответствует званию младший сержант, обычно занимает должность командира отделения.
  2. Старшина 1 статьи — сержант, занимающий должность командира отделения или замкомвзвода.
  3. Главный старшина — в армии это старший сержант, занимающий должность заместителя командира взвода или старшины роты.
  4. Главный корабельный старшина — это общевойсковой старшина.

Мичманы

Во флоте это мичман и старший мичман. Если проводит аналогию с сухопутными войсками — прапорщик и старший прапорщик соответственно. По сути, это промежуточное звено между сержантским и младшим командным составом. Звание мичмана присваивается после прохождения специальных курсов, старшего мичмана — за выслугу лет. В ВМФ мичманы занимают должности старшины роты, при отсутствии младших офицеров — командиров взводов.

Младший офицерский состав

Здесь наблюдается практически полная аналогия с сухопутными частями. В частности, звания младших флотских офицеров выглядят так:

  1. Младший лейтенант — командир взвода или боевого поста.
  2. Лейтенант — присваивается за выслугу лет, может занимать указанные выше должности.
  3. Старший лейтенант — может занимать должность помощника командира корабля.
  4. Капитан-лейтенант — армейский капитан, который может командовать ротой или батальоном.

Старший офицерский состав

Здесь можно выделить три звания, которые обычно соответствуют занимаемой должности. Выглядит это так:

  1. Капитан 3 ранга — общевойсковой майор, которого на флоте часто называют каптри. Капитаны 3 ранга назначаются командирами малых судов: тральщиков, противолодочных, торпедных и десантных катеров.
  2. Капитан 2 ранга — общевойсковое звание подполковник. Капдва или кавторанг может командовать миноносцами, большими ракетными и десантными кораблями.
  3. Капитан 1 ранга — по аналогии с другими войсковыми подразделениями: полковник. Капраз или каперанг назначается командиром кораблей с большой огневой мощностью, например, атомные подлодки или авианесущие крейсеры.

Высший командный состав

  1. Контр-адмирал — соответствует званию генерал-майора, может командовать эскадрой кораблей либо замещать командующего флотилией.
  2. Вице-адмирал — соответствует званию генерал-лейтенанта, может занимать адмиральскую должность.
  3. Адмирал — соответствует общевойсковому званию генерал-полковник, командует действующим флотом.
  4. Адмирал флота — высший командный чин в ВМФ, по аналогии с общевойсковыми частями соответствует званию генерала армии.

Где учиться

Чтобы стать моряком необходимо учиться. И желательно учиться в хорошем учебном заведении, где дают качественные знания, достойную плавпрактику и после обучения перспективу устроиться работать в хорошую иностранную компанию.

ВУЗы по подготовке морских специалистов в Российской Федерации:

  • Астраханский государственный технический университет
  • Волжская государственная академия водного транспорта
  • Государственная морская академия имени С.О.Макарова
  • Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет
  • Калининградский государственный технический университет
  • Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет
  • Морской государственный университет имени Г.И.Невельского
  • Московская государственная академия водного транспорта
  • Мурманская государственная академия рыбопромыслового флота
  • Морская государственная академия имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
  • Нижегородский государственный технический университет
  • Новосибирская государственная академия водного транспорта
  • Российский государственный гидрометеорологический университет
  • Санкт-Петербургский государственный морской технический университет
  • Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций
  • Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий