Дрезденская картинная галерея

Введение

Отправляемся в дрезденский Цвингер, в котором чего только нет!

Визитной карточкой является «Сикстинская мадонна», но я попробую представить альтернативный взгляд на собрание коллекций Цвингера. Так что никаких описаний в духе википедий и умничаний — просто субъективный взгляд на самое интересное и запоминающееся.

Все знают, что такое Цвингер — дворцовый ансамбль в стиле позднего барокко, построенный в 1711–1722 гг., предназначенный не для проживания — а для проведения празднеств, торжеств.

Но вот дословный перевод немецкого слова Zwinger озадачивает.

У этого слова несколько лексических значений:

  • крепость, тюрьма;
  • ход между окружными стенами средневековой крепости;
  • крепостная башня;
  • тюрьма, темница;
  • клетка для зверей;
  • конура, медвежатник.

Так что назвать место для увеселений «крепостью» или же «конурой» саксонским правителям XVIII века позволило либо изрядное чувство юмора, либо непереводимая для нас игра смыслов.

Цвингер легко узнать на плане по своеобразной замкнутой форме зданий, входящих в его комплекс. Сегодня в Цвингере расположено три музейных собрания: Картинная галерея Старых мастеров, Физико-математический салон, Собрание фарфора.

В книге-путеводителе по галерее на русском языке на задней обложке весьма остроумно размещена цитата о посещении галереи писателем Достоевским:

Из дневника Анны Григорьевны Достоевской, Дрезден, 26 (14) июня 1867 года, о совместном посещении галереи с мужем, Федором Михайловичем Достоевским.

Прежде чем войти внутрь — еще одно маленькое лирическое отступление.

Дело было лет десять назад.

В ту пору счастье самостоятельных автопутешествий по Европе было мне недоступно. Вот и отправилась я автобусом из Праги на однодневную экскурсию в Дрезден.

Сопровождавшая наш автобус гидша на протяжении двухсполовинойчасового пути несколько раз загадочно обмолвилась о том, вот бы нам повезло с экскурсоводом в Дрездене… И когда мы должны были забирать его забирать, она счастливо возопила:

— Как же вам повезло! Вам достался лучший проводник по Дрездену!

Экскурсовод оказался по совместительству художников, если я не совсем забыла, то звали его вроде как Вилли

Неважно, я зато хорошо помню его рассказ о Дрездене и картинной галерее, на проведении экскурсий в которой он имел лицензию

Так вот, он нам вначале сказал приблизительно следующее:

— У вас всего полтора-два часа на посещение Цвингера. Если вы побежите смотреть все подряд — у вас все перемешается в голове и запомните только «Сикстинскую мадонну», потому что о ней вы знали до приезда. Я покажу вам полтора десятка картин — и вы запомните их.

Так оно и получилось: те, кто к нам не присоединился, гоняли с аудиогидом по залам, а у нас сложилось целостное понимание собрания.

Тогда на меня самое большое впечатление произвела «Шоколадница», а еще я впервые увидела Вермеера — и все пыталась понять, где у него в картине спрятан источник света, от чего такое сияние исходит. Поэтому было очень интересно сравнить впечатления десятилетней давности и сегодняшние.

Справочная информация

Всемирной известности Галерея старых мастеров, открытая в 1855 году, обязана выдающимся запасов признанных шедевров. Коллекция музея посвящена итальянской живописи эпохи Возрождения, и включает в себя работы таких крупных художников как Джорджоне, Тициан, Корреджо, Мантенья, Боттичелли, Пармиджанино и Рафаэля («Сикстинская мадонна»). Кроме этих живописцев в постоянной экспозиции присутствуют произведения знаменитых голландцев 17-го века. Рембрандт и его последователи широко представлены в стенах музея. Также, на выставке представлены картины древнегерманской школы, испанских и французских художников 17-го века.

Относительно плотно висящие друг к другу картины великолепно дополняются рамами золотого цвета, создавая ощущение пространства. На текущий момент в галерее роль играет и цвет стен. Красный, например, используется в качестве фона для итальянских произведений, а голландская и фламандская живопись размещена на стенах зеленого цвета.

Военно-исторический музей

Военно-исторический музей.

Этот удивительный музей, находящийся в историческом здании арсенала XIX века, впечатлит даже самых рьяных пацифистов. По проекту архитектора Даниеля Либескинда неоклассическое строение делится на две части огромным встроенным клином из стекла и стали. Радикальная реконструкция коснулась не только здания музея, но и его экспозиции. Список экспонатов был обновлен с учетом событий современной эпохи. Поэтому посетителям не стоит ожидать традиционных рассказов о военных победах и демонстраций разного вида оружия.

Вместо этого вас ждет прогрессивный – и зачастую творческий – взгляд на истоки и последствия войны. Главная цель музея – предотвратить военные конфликты и насилие. В одном крыле музея, отделенном клином Либескинда, размещается тематическая выставка. Ее экспонаты посвящены разным аспектам, связанным с войной: животные на войне; игрушки военной тематики; война и женщины; война и экономика; горе и страдания, которые несет война и т. д.

В историческом крыле представлена хронология войн Германии от эпохи Средневековья до XX века

Среди бесчисленных интересных объектов особое внимание привлекает посадочная капсула «Союз» 1975 года, Баллистическая ракета «Фау-2» и личные вещи жертв концлагерей

Адрес: Militärhistorisches Museum, Olbrichtpl. 2, 01099 Dresden, Германия.

Парк Гроссер Гартен

Любимое место прогулок местных жителей и туристов — Большой сад. Здесь можно не только любоваться великолепными пейзажами, но и посетить несколько театров (кукольный и парковый), покатать малышей на детской железной дороге, увидеть экзотические растения в оранжерее, завезенные со всех уголков земного шара, сходить в зоопарк. Центр парка, где пересекаются основные аллеи, занят красивым дворцом в барочном стиле. Раньше здесь проходили торжественные мероприятия королевской семьи — свадьбы, приемы. Сейчас здесь расположился музей скульптур саксонского барокко.

Детская железная дорога всегда пользовалась спросом у маленьких посетителей. Дети здесь играют роль проводников, диспетчеров и дежурных. Здание стеклянного завода стало своеобразным вокзалом. Есть в парке и пруд, на котором можно совершить лодочную прогулку. На берегу люди кормят ручных белок и синиц. Для различных мероприятий есть открытая сцена.

Галерея в XX веке

Между тем приближались годы, ставшие трагическими для культурной жизни Дрездена. Нацистами в 1937 году из собрания были изъяты многочисленные работы, в том числе полотна немецких экспрессионистов, и уничтожены как «искусство упадничества и вырождения». И хотя значительная часть работ была надёжно укрыта в шахтах от налётов авиации, от бомбардировок пострадали более 300 работ. Серьёзные повреждения получило и само здание галереи Земпера.

В 1945 году советские войска вывезли из Дрездена в качестве трофеев значительную часть найденного в шахтах собрания. Судьба 450 картин собрания неизвестна. На протяжении 10 лет, поврежденные сыростью шахт картины из Дрездена, реставрировались и хранились в ГМИИ им. Пушкина. Но в 1955 году состоялся торжественный визит правительственной делегации СССР в Германскую Демократическую Республику, в ходе которого по настоянию Н. С. Хрущёва Дрездену были возвращены 1240 картин. В 1956 году заново открылась часть галереи, построенной Земпером, а к 1960 году было восстановлено уже всё здание целиком, и город снова увидел лучшие произведения живописи.

В отличие от многих других музеев, Дрезденская галерея избегает новшеств, сохраняет исторический тип развески картин и гордится их потемневшими от времени позднебарочными рамами.

Военно-исторический музей

Классическое здание 19 века, в котором расположился военно-исторический музей, трудно не заметить по выдвинутой вперёд стеклянно-металлической конструкции, как бы пронзающей фасад. При первом взгляде кажется, что это вбитый в стену клин. Но при более внимательном рассмотрении можно увидеть, что конструкция просто выстроена вплотную к стене.

Автор этого оригинального сооружения, видимо, хотел подчеркнуть хрупкость нашего мирного бытия, способного разрушиться, как стекло, поэтому нужно мир беречь. Вначале здание использовалось как арсенальное при военном гарнизоне, затем в нём организовали Королевский музей армии Саксонии (1914 год). За десятилетия в экспозициях музея собрано огромное количество военных раритетов, разного вида орудий и техники, начиная от средневековых до современных.

После разгрома гитлеровских войск все экспонаты Бундесвера были отправлены в СССР и вернулись в Германию в 1972 году, когда в нём организовали выставку «Армия ГДР». После объединения Германии музей реорганизовали, провели реконструкцию, создав интереснейшие экспозиции для посетителей всех возрастов.

Адрес: Olbrichtpl. 2

Ботанический сад

Эта уникальная коллекция растений является частью Технического университета. Ботанический сад был основан в первой половине XIX века, но разрушение города в конце 1945 года коснулось и его. Сад был практически уничтожен, но прошел длинный путь восстановления. За пять лет экспозиция была приведена в порядок, и в 1950 году в сад вернулись посетители. Сейчас там находятся примерно 10 тысяч растений. Среди них есть множество редчайших видов, которые стоят на грани исчезновения.

Растения поделены на географические секции, каждая из которых представляет наиболее характерные для местности виды. Есть также систематическая секция. Очень красив альпийский сад, где можно увидеть множество видов высокогорных растений. Гости могут посетить большие тематические оранжереи — водная, большая тропическая, павильон суккулентов, растения американских пустынь. Общая площадь оранжерей достигает 1000 кв. м.

Мост Августа Сильного

Обязательно стоит прогуляться по одному из самых старых каменных мостов, сохранившихся в Европе. Он соединяет Старый и Новый город, сооружен из песчаника. Мост не разводится, но у него достаточно широкие пролеты. Суда легко проходят под ними, поэтому сооружение не ограничивает судоходность Эльбы. В нескольких местах на мосту есть небольшие обзорные площадки, где можно остановиться и насладиться великолепным пейзажем реки и Старого города.

Удивительно, но мост можно увидеть на многих полотнах знаменитых итальянских мастеров. Многие из них творили в Дрездене, и величественное сооружение вдохновляло живописцев. Мост находится в большом почете у местных жителей. По нему обязательно проходят праздничные шествия. Для их проведения мост перекрывается для автомобильного движения. Уже много веков сооружение верно служит людям и украшает собой городской ландшафт.

Опера Земпера

Великолепное здание оперного театра в стиле барокко, находящееся в центре Театральной площади, знакомо многим. Это самый красивый оперный театр мира, в котором играет самый старый симфонический оркестр мира, организованный более 460 лет. Проектировщиком 3-х этажного здания барочного стиля был Готфрид Земпер (1814 год), и поэтому величественное строение ещё называют оперой Земпера

Кстати, это здание не первое, предназначенное для оперы: старое сгорело во время пожара в 1869 году. Репертуар театра включает все известные классические произведения великих композиторов прошлого и постановки современных авторов, в которых пробуют свои силы молодые таланты оперной сцены. Как и многие культурные объекты, опера пережила нелёгкие времена: от бомбёжки здание было так сильно повреждено, что на его восстановление ушло 8 лет.

Лучшие скульпторы, реставраторы и художники самозабвенно трудились над воскрешением прекрасного облика архитектурного шедевра и сделали это на славу. Парадную торжественность оперному театру придаёт расположенный рядом с ним величественный памятник королю Иоганну Саксонскому. Счастлив тот, кто сможет не только увидеть снаружи Дрезденскую оперу, но и побывать на одном из представлений.

Адрес: Theaterplatz 2

Дом «Музыка дождя»

Город предлагает своим гостям удивительные впечатления, которые нельзя получить больше нигде в мире. Речь идет о рукотворном чуде — доме «Музыка дождя». Удивительное пятиэтажное строение покрашено в чистый голубой цвет. Фасад дома оборудован сложной водосточной системой. Вода, стекая с крыши во время дождя, проходит множество труб, воронок и перепадов. Так рождаются красивые нежные звуки, складывающиеся в мелодию.

Интересно, что вода очень похоже имитирует мастерскую игру на разнообразных музыкальных инструментов. Многие туристы собираются здесь в дождливую погоду и подолгу наслаждаются необычными звуками. Производит впечатление фасад здания. Идея дизайна появилась у группы архитекторов, побывавших в Санкт-Петербурге и очаровавшихся чудесными дворцами этого города.

Достопримечательность расположена довольно далеко от исторического центра, поэтому долгое время оставалась в стороне от проверенных годами маршрутов. Но постепенно ситуация меняется, и все больше путешественников приходят сюда насладиться музыкой природы в исполнении городского дома.

История возникновения Дрезденской картинной галереи

Основание музея связывают с кабинетом изящных искусств Kunstkammer, образованным в 1560 году. В нем выставлялись ремесленные изделия, коллекция фарфора, научные инструменты, гравюры, а также картины фламандских и итальянских художников.

Пополнение собрания

Значительный вклад в пополнение коллекции внес курфюрст Август II Сильный (August II der Starke) на грани 17-18 веков: он славился любовью к искусству. По распоряжению курфюрста даже устроили выставку живописи — посмотреть картины могли представители придворной знати в бывшем здании придворной конюшни.

Август III (August III Sas) также коллекционировал произведения искусства. В своих решениях о покупке тех или иных шедевров он консультировался с Франческо Альгаротти (Francesco Algarott) — крупнейшим в 18 веке экспертом в области искусства.

Король купил огромное количество картин из собрания Валленштейна (Wallenstein) – около 268 полотен. Среди приобретенных шедевров была работа Яна Вермеера Делфотского (Jan Vermeer van Delft) «У сводни». Кроме того, он приобрел картины из королевской галереи в Праге и работы из собрания герцога Моденского.

Так в коллекции появились полотна Веласкеса, Корреджо, Тициана и других художников. Самой значительной работой считалось произведение Рафаэля «Сикстинская мадонна» (Raffaello Santi «Madonna Sistina»), привезенная из итальянского города Пьяченце.

Организация выставки в Цвингере

Галерея старых мастеров размещается в четвертом по времени строительства крыле Цвингера: его возвели в период с 1847 по 1855 годы. Разработкой проекта занимался Готфрид Земпер (Gottfried Semper) – директор Дрезденской государственной строительной школы.

Первые три крыла Цвингера были выстроены до 18 века Маттеусом Даниэлем Пёппельманном (Matthäus Daniel Pöppelmann) — немецким архитектором.

С 1931 года в коллекции оставили исключительно работы старых мастеров, переместив произведения искусства 19-20 веков в Новую галерею.

Во время и после Второй мировой войны

В 1937 году многие картины, включая полотна немецких экспрессионитов, уничтожили нацисты. В период Второй мировой войны здание значительно пострадало в результате бомбардировок, свыше 300 полотен были повреждены. Однако большую часть удалось спасти, благодаря перемещению картин в шахты.

В 1945 году многие произведения искусства были вывезены советскими войсками. В течение последующих 10 лет полотна хранились в ГМИИ им. Пушкина: большинство из них были отреставрированы. Около 1240 полотен по распоряжению Н.С. Хрущева вернули в Дрезден в 1955 году.

Галерея снова начала функционировать: часть залов стала доступна для посещения в 1956 году, полностью здание открыли в 1960 году, когда закончили восстановительные работы. В настоящее время входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена.

Опера Земпера


Опера Земпера.

Дрезденская государственная опера находится в историческом центре города. Здание театра было построено в 1841 году и названо в честь спроектировавшего его архитектора – Готфрида Земпера. Это великолепный пример архитектуры барокко. В постановках театра участвует саксонский государственный симфонический оркестр, а также балетная труппа оперы Земпера. За свою историю здание театра несколько раз перестраивалось.

Значительная часть конструкции сгорела при пожаре 1869 года, а во время бомбардировки союзнической авиации в 1945 году здание было сильно повреждено. Однако, несмотря на все разрушения, оперный театр Земпера был с точностью восстановлен по оригинальным чертежам и дополнен рядом современных удобств.

Дрезденская опера вновь открыла свои двери для посетителей 13 февраля 1985 года – ровно через 40 лет после последнего разрушения. В 2002 году здание театра вновь пострадало из-за разлива реки Эльбы. После наводнения театр был отремонтирован и вновь открылся для посещений.

Адрес: Semper Opera House, Theaterplatz 2, 01067 Dresden, Германия.

Размещение коллекций.

Собрание правителей Саксонии размещалось в их резиденции, замке Виттенберг, среди различных диковинок и драгоценных предметов. В конце 15 в., когда столицей стал Дрезден, коллекции были перенесены во дворец курфюрстов и находились в помещении кунсткамеры.

Датой основания дрезденского собрания живописи считают 1722, когда оно, в связи со строительством ансамбля Цвингера, стало экспонироваться отдельно от других коллекций. Тогда были созданы гравюрный кабинет, музей фарфора, ряд естественнонаучных музеев, музей скульптур и картинная галерея, для которой было отведено перестроенное здание бывших конюшен (здесь картины находились до 1855) и верхние этажи Немецкого и Французского павильонов. По распоряжению курфюрста была произведена инвентаризация коллекции, которая к этому времени насчитывала 1995 единиц хранения.

В 1831 собрания музеев были национализированы и стали общедоступными. В связи с этим возникла необходимость в создании специализированного здания публичного музея. В 1838 арх. Г.Земпер (1803–1879) предложил проект создания грандиозного ансамбля площади в Дрездене, включающего здание оперного театра и расположенной по другую сторону площади картинной галереи. Он разработал проект здания в стиле неоренессанса в соответствии с характером собрания, в котором доминировали картины великих мастеров Италии эпохи Возрождения. Однако по настоянию властей картинную галерею ему пришлось вписать в барочный ансамбль Цвингера. Заказ на строительство Земпер получил в 1846. Программа нового здания была выражена в скульптурном декоре, задуманном и исполненном скульпторами Э.Ричелом и Эрнстом Хэнелем. Постаменты колонн центральной части здания украшали рельефы на сюжеты из античной мифологии и Ветхого Завета. На фасаде, на уровне 2 этажа, стояли изображения великих художников и скульпторов всех времен и народов.

В 1849, когда возводился цокольный этаж галереи, в Дрездене началась революция. Г.Земпер принял в ней участие и после подавления восстания бежал в Лондон. Строительство было завершено без его участия.

В момент открытия галереи в 1855, в ней насчитывалось 2200 полотен. Коллекции стали пополняться как произведениями старых мастеров, так и художников 19 – нач. 20 вв. Со Всемирной выставки 1926 в Дрездене была приобретена большая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов. Уже с 1925 картины 19 в. и более поздние не демонстрировались в галерее, построенной Земпером, а в 1931 коллекция картин окончательно была разделена на новую живопись, переданную в другой музей, и старую (15–18 вв.), которая осталась в Дрезденской галерее.

Во время Второй мировой войны Дрезден подвергся бомбардировке американской авиации. Было разрушено здание галереи, однако картины заблаговременно были спрятаны в специально оборудованном укрытии. В туннель, где они находились, были проведены электричество, отопление и вентиляция. Однако, когда хранилище было обнаружено Советской армией, вся эта налаженная система не работала, в укрытие поступала вода, многие картины находились в аварийном состоянии. Спасением шедевров Дрезденской галереи занимались лучшие специалисты России, такие как Б.Виппер, А.Губер, реставрационными работами заведовал П.Корин. Реставрационные работы продолжались в то время, когда картины были вывезены в Москву, Киев. В 1955 коллекция была возвращена в Дрезден.

Восстановительные работы здания Дрезденской галереи продолжались в течении 19 лет и потребовали огромных вложений. В основных чертах они были закончены в 1964. Современное здание Дрезденской галереи вполне соответствует требованиям, предъявляемым к музею 21 века, и оснащено всеми новейшими техническими средствами.

Коллекция картин

Общее количество картин, выставленных в галерее Дрездена, значительно переваливает за тысячу, потому даже просто список займет много места и, при этом, мало что скажет неэкспертам живописи. Далеко не полный список авторов включает имена, известные каждому:

  • Рафаэль;
  • Тициан;
  • Рембрандт;
  • Ян ван Эйк;
  • Рубенс;
  • Вермеер;
  • Джорджоне.

Также отдельные картины – настоящие шедевры, гордость коллекции, привлекающие наибольшее внимание и имеющие самую высокую художественную ценность

Сикстинская мадонна

Считается самой главной картиной дрезденской галереи. Написана Рафаэлем в начале XVI века, считается, что в 1512-1513 году для алтаря одной из церквей в Италии. На достаточно большом полотне 265 на 196 сантиметров изображена мадонна с младенцем, святые Сикст и Варвара, а также два ангела.

Изначально полотно небыло особо популярным, хотя его автор в XVIII веке считался одним из лучших мастеров раннего Возрождения. Август III хотел приобрести более известные картины Рафаэля из Рима, но в ходе переговоров с папой договорился лишь про эту. Но уже скоро, в том числе благодаря отзывам представителей культуры того времени, полотно стало основным в экспозиции музея.

Шоколадница

Еще одна известная картина из дрезденского собрания старых полотен. Принадлежит кисти Лиотара, написана в середине XVIII века. На ней изображена молодая девушка-служанка, которая несет кому-то горячий шоколад на подносе. Работу отличает реализм, точность деталей и обаяние девушки, которую нарисовал автор.

Та самая Шоколадница

Но прославилась эта картина как одна из первых торговых марок. Президент компании Baker’s Chocolate, производящей шоколад в США, купил в 1862 году права на это изображение и использовал его в своей рекламе, что и принесло славу Шоколаднице из дрезденской галереи.

Молочный магазин Пфунда

Удивительное здание в 1998 году было внесено в Книгу рекордов Гиннесса как самый красивый молочный магазин. Он ведет свою историю с 1879 года. Именно тогда крестьянин по имени Паул Пфунд начал снабжать город молоком со своей фермы. Именно этот человек впервые начал производить в Германии сгущенное молоко. Обороты увеличивались, и дело пошло так хорошо, что было решено построить новый фирменный магазин. И это неудивительно, ведь к этому времени фирма уже владела собственной бумажной и печатной фабрикой, кузницей, мастерскими, прачечной.

Всем сотрудникам предоставлялась квартира и фирменный детский сад. Здание магазина было построено в 1891 году. Своим привлекательным внешним видом он обязан красивой облицовке, для чего использовалась керамическая плитка в стиле неоренессанса. Эскизы для нее рисовали дрезденские художники. Магазин уцелел в суровые годы Второй мировой войны, но позже перешел государству и со временем был закрыт. Многие годы традиции были забыты, но в 1990-х годах он возобновил свою работу. Сейчас в нем, как и прежде, можно купить отличные молочные продукты и побывать на дегустации сыра.

Оружейная палата

Это знаменитая на весь мир коллекция демонстрирует великолепное парадное оружие, доспехи и средневековые текстильные изделия. Еще с XV века экспозиция размещалась в дрезденской королевской резиденции, затем ее перевезли в Цвингер, но в 2013 году вернули во дворец. Коллекция сначала не была предназначена для осмотра, она показывала мощь курфюрста. Уже позже, в XX веке исторические экспонаты стали музейными.

Сейчас экспозиция насчитывает около 10 тысяч предметов, многие из которых являются настоящими произведениями искусства, над которыми трудились талантливые ювелиры и оружейники. Здесь есть удивительной красоты мечи, сабли, пики, кинжалы. Представлено и огнестрельное оружие — пистолеты и ружья. Начало этому уникальному собранию положил герцог Альбрехт Храбрый. Из года в год коллекция пополнялась великолепными экземплярами.

Некоторое время экспонаты находились в Советском Союзе, в Дрезден они вернулись в 1958 году. Сейчас посетители могут видеть лишь небольшую часть предметов, около 5%, так как в выставочных залах не хватает места. Остальные шедевры хранятся в запасниках.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий