Как избежать двойного налогообложения нерезиденту, получающему доход в россии

Обложение налогами дохода, получаемого со сдаваемой в аренду недвижимости

Правила налогообложения денежных средств, полученных в качестве ренты со сдаваемого во временное пользование недвижимого имущества, также могут отличаться в зависимости от условий межгосударственного договора.

Например, для россиян, сдающих недвижимость в Германии, действуют такие правила. Резидент оплачивает налог в стране, где расположен объект, то есть в Германии (взимаемый процент может отличаться для разных городов государства, категории и стоимости самого объекта). Если сумма уплаченного в Германии сбора составляет больше 13% (фиксированная ставка подоходного налога в РФ), то в ФНС России платить ничего не нужно. Если же рассчитанный в Германии налог меньше 13%, то резиденту РФ дополнительно придется оплатить разницу.

Например, налоговый резидент РФ получает прибыль со сдаваемой квартиры в Берлине в размере 600 евро. Согласно местному законодательству он платит налог в 10% от размера дохода. Соответственно, гражданин будет обязан оплатить:

  • 600 / 100 * 10 = 60 Евро – в налоговую Службу в Германии;
  • 600 / 100 * 13 – 60 = 18 Евро – в ФНС России (валюта конвертируется в рубли по курсу Центрального Банка РФ, установленного на день оплаты налога).

Независимо от того, нужно ли гражданину оплатить налог в России с дохода со сдаваемой за границей недвижимости или нет, по итогам года он обязан задекларировать полученную прибыль. Декларация составляется по унифицированной форме 3-НДФЛ. К документу потребуется приложить:

  • любую справку, подтверждающую размер ежемесячного дохода и процент взимаемого налога в стране, где находится сдаваемая недвижимость;
  • нотариально заверенный перевод декларации, подаваемой по итогам года в налоговую службу страны, где располагается объект недвижимости.

Как избежать двойного налогообложения?

Двойное налогообложение специалистами рассматривается, как правило, в двух плоскостях – юридической и экономической.

Первое – это существование некоторых юридических норм, которые и позволяют один и тот же объект дважды облагать одним и тем же налогом. Второе – это экономические последствия применения таких норм, когда налогоплательщик в результате получает прямой финансовый ущерб из-за уплаты двойного налога.

Поскольку экономический ущерб прямо вытекает из действия юридических норм, то и противодействие двойному налогообложению, как правило, идет именно в юридической плоскости. Иногда в национальное законодательство удается включить специальные нормы, которые определяют правила вычета при неоднократном обложении одним и тем же налогом одного и того же объекта.

Однако наилучший вариант – это изменение или введение новых правовых норм так, чтобы двойное налогообложение было вообще исключено. Одной из самых эффективных мер борьбы становятся международные соглашения в этой сфере. Первый такой документ был подписан еще в 1843 году между Францией и Бельгией. А сейчас действуют уже примерно четыре сотни соглашений.

Главное условия при подготовке таких соглашений – ни одна из сторон не должна оказаться в худшем положении по сравнению с другой и потерять какие-то доходы. А потому подобные соглашения обязательно определяют юрисдикцию каждого участника.

Улучшить положение налогоплательщика такие соглашения могут разными способами. Устранить двойное налогообложение, например, можно с помощью вычета. В этом случае конечный налог суммарно не должен превышать размер минимального налога обеих стран-участниц.

Другой вариант – определение для каждой страны, с какого именно вида доходов она будет собирать налоги. Иными словами, часть доходов будет облагаться налогами в одной стране, а другая часть – в ее партнере по соглашению.

Что позволило бы действительно устранить проблему двойного налогообложения?

По мнению автора, в налоговое законодательство целесообразно внесение таких изменений, которые реально позволили бы решить проблему двойного налогообложения при пересчете результатов соответствующих сделок исходя из рыночных цен. Суть данных изменений заключается в следующем.

Во-первых, Налоговый кодекс должен предусматривать, что при переоценке результатов контролируемой сделки исходя из рыночного уровня цен должны пересматриваться налоговые обязательства всех участников сделки, в случае если применение нерыночной цены по сделке повлекло за собой занижение либо завышение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет.

Во-вторых, в нынешних условиях симметричная корректировка налоговых обязательств участников сделки в большинстве случаев невозможна ввиду того, что участники сделки состоят на налоговом учете в различных налоговых органах. Для решения данной проблемы автор полагает целесообразным создание специального подразделения в структуре ФНС России, к исключительной компетенции которого относилась бы проверка рыночности цен по сделкам (при этом остальные территориальные подразделения ФНС России такое право утрачивают). Данное структурное подразделение должно проводить проверки рыночности цен по сделкам и в случае выявления фактов завышения или занижения цен выносить решения об изменении налоговых обязательств сторон сделки исходя из рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги). Указанные решения должны доводиться до сведения как налогоплательщиков — участников сделки, так и до сведения налоговых органов, в которых эти налогоплательщики состоят на учете.

При этом законом должны быть предусмотрены, в частности:

  • специальный порядок проведения проверки рыночности цен (если такие проверки будет проводить специально созданное подразделение, а не территориальные органы ФНС России);
  • порядок истребования соответствующей информации, необходимой для проведения проверки;
  • порядок взаимодействия между подразделением, осуществляющим проверку рыночности цен, и территориальными налоговыми органами;
  • порядок вступления соответствующих решений об изменении налоговых обязательств в законную силу и порядок обжалования этих решений.

Автор полагает, что подобный порядок осуществления налогового контроля за рыночностью цен товаров (работ, услуг) будет отвечать интересам не только налогоплательщиков, но и налоговых органов. Проверка соответствия цен сделок рыночному уровню требует определенных знаний и квалификации, которыми зачастую не обладают сотрудники территориальных налоговых органов. Если проверки рыночности цен по сделкам будет осуществлять специализированное подразделение, сотрудники которого обладают соответствующей квалификацией и опытом, то это повысит эффективность таких проверок, обеспечит централизацию данных по контролируемым сделкам и по ценам на различные виды товаров (работ, услуг) в одном подразделении.

В-третьих, доначисление налогов исходя из рыночных цен основано не на фактических показателях финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, а на оценочных, расчетных показателях. Следовательно, в данном случае велика вероятность ошибочного доначисления налогов. Свидетельством тому является существующая арбитражная практика, в рамках которой подавляющее большинство решений налоговых органов о доначислении налогов исходя из рыночных цен признается недействительным.

Кроме того, необходимо учитывать, что величина доначислений может составлять достаточно значительную сумму и существенно ущемлять имущественные интересы налогоплательщиков. В связи с этим автор полагает целесообразным внести в НК РФ поправку о том, что в случае судебного обжалования соответствующее решение об изменении налоговых обязательств сторон сделки приостанавливает свое действие при условии, что налогоплательщик не согласен с вынесенным решением и подал апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном п. 9 ст. 101 НК РФ, и вышестоящий налоговый орган не удовлетворил жалобу налогоплательщика.

А.И.Емельянов

К. э. н.,

налоговый консультант

Судебная практика по вопросам избежания двойного налогообложения

Разберем некоторые ситуации, по которым уже есть сложившаяся судебная практика:

  1. О том, какой орган считается компетентным при заверении подтверждения постоянного местоположения зарубежной компании.

Определением ВАС от 07.11.2013 № ВАС-15167/13 установлено, что выданные немецкой фискальной службой свидетельства о регистрации иностранной компании в качестве плательщика налога на добавленную стоимость и об освобождении от обложения налогами не являются необходимым подтверждением о постоянном месторасположении компании в Германии. Тем не менее суды, рассматривающие данные документы, ранее сочли эти документы достаточными для освобождения от уплаты налога с дохода в России в соответствии с международным соглашением. Высший суд не установил в данных выводах нарушения.

В определении ВАС от 26.03.2014 № ВАС-716/13 судьи не нашли нарушений в доводах ФАС ДО (постановление от 14.11.2013 № Ф03-5168/13), который сделал выводы, что предоставленные корейскими налогоплательщиками свидетельства о регистрации компаний, подписанные начальниками фискальных служб 2 округов Кореи, являются достоверными подтверждениями о постоянном местонахождении иностранных контрагентов.

Больше информации о том, как компаниям подтверждать свое постоянное местоположение, читайте в нашей статье «Как иностранная компания должна подтвердить свое местопребывание».

  1. О предоставлении подтверждения до даты получения дохода.

В постановлении ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12 говорится о том, что удержание налога с дохода иностранного компаньона должно быть произведено налоговым агентом из России, поскольку подтверждающие документы были предоставлены после момента выплаты дохода.

Еще больше информации о судебной практике по данному вопросу вы найдете в нашей статье «ВС РФ вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода».

О порядке начисления штрафных санкций ИФНС за несвоевременное предоставление подтверждающих документов читайте в нашей статье «Вправе ли налоговый орган начислить пени налоговому агенту, не удержавшему налог с дохода иностранной организации, если справка о местопребывании иностранной организации была представлена налоговому агенту позже произведенных им выплат доходов иностранной».

И еще один случай о предоставлении документов позже срока выплаты доходов источником рассмотрен в нашей статье «Если налоговый агент получил подтверждение резидентства контрагента после выплаты ему дохода, начисление пеней неправомерно».

  1. О ежегодном предоставлении подтверждений.

В постановлении ФАС МО от 17.01.2014 № Ф-05-16745/13 указывается на то, что если в подтверждающем документе не указан срок действия на иные налоговые периоды, то он не может быть принят как обоснование в другие налоговые периоды. В то же время в письме Минфина от 14.04.2014 № 03-08-Р3-016905 указывается, что в ст. 312 НК нет положений об ограничении срока действия предоставленных подтверждений.

  1. О проставлении апостиля.

В своих решениях суды придерживаются позиции, избранной Президиумом ВАС и изложенной им в постановлении от 28.06.2005 № 990/05 (в то время еще действовали методические рекомендации) об обязательном проставлении апостиля. Решение было продиктовано требованием о соответствии Конвенции от 1961 г. В недавних решениях арбитражных судов также говорится о том, что наличие апостиля является обязательным (постановление ФАС МО от 15.02.2013 № Ф05-15470/12).

Налоговые резиденты

Россией заключено 83 СИДН с иностранными государствами. Действие соглашений распространяется на резидентов договаривающихся стран. При этом под резидентом понимается любое лицо, которое по законодательству одного или обоих договаривающихся государств подлежит там налогообложению на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места управления, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера.

Например, согласно Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК), российским налоговым резидентом признается физическое лицо, фактически находящееся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 последовательных месяцев.

Кроме того, положениями СИДН устанавливается порядок определения места взимания налога на доходы и капитал в отношении физических лиц, которые являются резидентами обоих договаривающихся государств. Например, такое лицо считается резидентом того договаривающегося государства, в котором оно располагает постоянным жильем. Если гражданин располагает постоянным жильем в обоих государствах, то он будет считаться резидентом той страны, в которой он имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов). Если человек обычно проживает в обоих государствах, или ни в одном из них, он считается резидентом того государства, национальным лицом которого он является. Если он является национальным лицом обоих государств, или ни одного из них, то вопрос, в какой стране взимать налог, решается в особом порядке.

Юридические лица признаются налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с НК. В частности, налоговыми резидентами являются:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с «международным договором» Российской Федерации по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Не признается налоговым резидентом РФ иностранная организация, ликвидированная до 01.03.2019

Если лицо, не являющееся физическим лицом, является резидентом обоих договаривающихся государств, оно считается резидентом того Государства, где находится его место эффективного управления.

Порядок зачета налога, уплаченного налоговым резидентом за рубежом

Подтверждающие документы

Чтобы зачесть уплаченный за рубежом налог, физическое лицо должно представить в России налоговую декларацию по НДФЛ. В ней, в частности, следует указать подлежащую зачету сумму налога. К налоговой декларации нужно приложить документы, подтверждающие сумму полученного в иностранном государстве дохода и уплаченного с него налога. Такие документы выдаются (заверяются) уполномоченным органом соответствующего иностранного государства. В них должна быть отражена следующая информация:

  • вид дохода;
  • сумма дохода;
  • календарный год, в котором был получен доход;
  • сумма налога и дата его уплаты в иностранном государстве.

Вместо названных документов гражданин вправе приложить к налоговой декларации по НДФЛ копию налоговой декларации, которую он представил в иностранном государстве, и копию платежного документа об уплате налога.

Если налог за резидента заплатил иностранный «налоговый агент», то нужно предъявить документ, подтверждающий суммы дохода, полученные в каждом месяце соответствующего календарного года, а также удержанные суммы налога.

Если указанные документы составлены на иностранном языке, то их следует перевести на русский язык и заверить перевод у нотариуса.

Таким образом, с 2016 года для зачета уплаченного за рубежом налога налоговый резидент должен представить налоговую декларацию и документы, подтверждающие полученный доход и уплаченный налог. Тем самым резидент, по сути, предъявит этот налог к вычету. Заметим, что возможность вернуть налог, уплаченный в иностранном государстве, комментируемым законом не предусмотрена. Также закон не позволяет зачесть налог через налоговых агентов.

Срок представления декларации

Декларацию с заявленной к зачету суммой налога можно представить в течение трех лет после окончания налогового периода, в котором получены доходы. Поскольку новая редакция статьи 232 НК РФ вступит в силу с 2016 года, это значит, что налоговые резиденты смогут предъявить к зачету налог, уплаченный за рубежом в 2015 году, в декларации за 2015 год.

Можно ли стать налоговым резидентом в Европе без гражданства ЕС?

  • Вид на жительство Австрии. Программа рассчитана на финансово независимых лиц, готовых подтвердить свою состоятельность. Однако в этой стране, в отличие от Испании и Португалии, действует система квот.
  • Вид на жительство или ПМЖ Мальты. Сразу две программы позволят вам получить статус резидента. Для поддержания ВНЖ Мальты вы обязуетесь платить здесь 15% подоходного налога от средств, введенных в страну. Для оформления ПМЖ Мальты нужно приобрести ценные бумаги на 250 тысяч евро, а также купить/арендовать недвижимость в этой стране.
  • Вид на жительство Португалии. В программе есть несколько путей для оформления статуса, но наиболее востребована покупка жилой недвижимости в Португалии также на сумму от 500 тысяч евро. Можно уменьшить инвестиции до 350 тысяч евро, инвестировав их в объект, нуждающийся в реконструкции, но не стоит забывать о том, что инвестор обязуется этот объект восстановить.
  • Вид на жительство Швейцарии. Еще одна программа для финансово независимых лиц. Для оформления статуса нужно заключит с властями договор об уплате аккордного налога от 250 шв. франков в год.
  • Вид на жительство Испании. Простой и понятный способ оформления – инвестировать сумму от 500 тысяч евро в покупку жилой недвижимости в Испании.

Как доказать факт ведения деятельности за границей: практика

Основной обязанностью налогоплательщика является доказательство того, что он ведет свою экономическую деятельность как на территории РФ, так и за границей. Поэтому он вправе выбрать наиболее выгодный режим и уплачивать налоги в бюджет соответствующего государства.

В соответствии с п. 1 ст. 312 НК нерезидент обязан сам предоставить налоговой службе РФ доказательство о том, что его организация зарегистрирована за рубежом и находится на территории той страны, с которой Россия заключила соглашение об избежании. Для этого необходимо предоставить регистрационные документы. Поскольку чаще всего они составляются на другом языке, понадобится нотариально заверенный перевод и апостиль.

Обратите внимание! Строгих требований к форме этих документов нет. Обычно их называют сертификатом о налоговом резиденстве

Имеются в виду бумаги, заверенные зарубежными налоговыми службами и другим фискальными органами.

Избежать явления двойного налогообложения можно только при условии соответствующего соглашения между РФ и другой страной. Поэтому иностранным резидентам необходимо заблаговременно уточнить наличие международного договора, а также порядка подтверждения факта ведения деятельности за рубежом.

Прочтите также: Процедура обжалования решения налогового органа

2019 — 2020, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

Особенности налогообложения недвижимого имущества и доходов с него

Отдельно стоит сказать о схеме защиты от двойного налогообложения, разработанной в отношении недвижимости и дохода, получаемого с нее. Например, арендной платы.

Важны 4 момента:

  1. недвижимость облагается налогом как актив;
  2. прибыль от объекта облагается сбором на доход, установленный в стране его расположения;
  3. государство, в котором проживает владелец недвижимости либо освобождает его от налога, либо производит зачет суммы, уплаченной в другой стране;
  4. в соглашение об избежании ДН в обязательном порядке вносится подробное описание указанных условий.

Скажем, гражданин РФ обладает недвижимостью, расположенной в США. В этом случае сумма сбора, уплаченная в другом государстве, будет вычтена из размера налога, положенного к погашению в России. Последний рассчитывается по стандартной ставке 13% от дохода и требует обратного действия – вычета этого процента из суммы зарубежного налога. При этом заграничный взнос не может быть меньше российского. Если подобное произойдет, то недостающую часть придется оплатить, но уже в РФ.

Юридическое двойное налогообложение в России

В современном налоговом законодательстве РФ нет конкретных ограничений относительно двойного налогообложения. Однако можно заметить, что в старом ФЗ «Об основах налоговой системы РФ» уже был определен принцип однократности налогообложения. Он состоял в том, что один объект может облагаться всего лишь одним видом налога и не более одного раза.

В действующем НК РФ статьи относительно однократности нет, более того, встречаются случаи обложения одного объекта двукратно. В частности, речь идет о транспортном налоге и налоге на имущество организаций. Это можно проследить в следующих статьях Налогового кодекса:

  1. 374 — устанавливает, что в качестве объекта налога на имущество компаний выступают движимые и недвижимые объекты, находящееся на балансе фирмы;
  2. 358 — определяет, что налогом на транспорт облагаются все виды транспортных средств.

Получается, что автомобили, находящиеся на балансе компаний облагаются дважды. Тем не менее, судебные инстанции устанавливают, что объект по обоим обязательным платежам проходит один и тот же, но налогооблагаемая база в обоих случаях разная. Так, налог на имущество компаний взимается исходя из стоимости автомобиля, а транспортный налог – в зависимости от его мощности. Однако в этом случае речь идет все же о двойном налогообложении, которое оказывает весьма негативное воздействие на бизнес.

Экономическое двойное налогообложение в российской экономике

Ныне Россия имеет ряд международных соглашений, которые помогают ей уладить вопрос двойного налогообложения с 79-ю странами мира. В обширный перечень входят все страны СНГ, а также государства Юго-Восточной Азии и ЕС.

В статье 15 Конституции РФ установлено, что при возникновении противоречий между внутренним законом и международным законодательным актом, нормы последнего признаются единственно правильными.

В то же время в 2010 году было установлено, что такая категория бизнеса, как иностранные ассоциированные предприятия облагаются на территории страны налогом по российским ставкам.

Одновременно с этим действуют и нормативно-правовые акты, которые устанавливают, что:

• Иностранная фирма в России не может облагаться большими налогами, чем резиденты страны;
• Перечисление средств за рубеж в форме процентного дохода не запрещается, но отслеживается соответствующими государственными органами.

Механизмы урегулирования двойного налогообложения в России

В настоящее время в стране приняты довольно прогрессивные с позиции урегулирования двойного налогообложения принципы в том числе:

  1. Установление резиденции налогоплательщика и формирование механизма взимания налогов с учетом данного фактора;
  2. Учет местонахождения покупателя товара, места совершения сделки или предоставления услуги;
  3. Определение режима деятельности (через деловое учреждение, независимого агента или по контракту);
  4. Полномасштабный учет налогов, уплачиваемых компанией за рубежом.

Целесообразно привести пример действия международного договора по устранению двойного налогообложения в России. В республике Коми одна из организаций осуществила процентные выплаты в размере 850 000 рублей своему зарубежному партнеру из Албании без исчисления, а, следовательно, без уплаты в бюджет налога на прибыль. Этот факт был установлен в ходе выездной налоговой проверки.

В итоге компании из Сыктывкара ИФНС начислила:

  • Налог на прибыль в размере 20% от суммы процентных выплат, что составило в рублях 170 000;
  • Пеня в размере 51 000 рублей (ст. 122);
  • Налоговая санкция за сокрытие от налоговых органов (ст.122) – 34 000 рублей.

Итоговая сумма составляет 225 000 рублей. Тем не менее, выяснилось, что в Албании ставка налога на процентный доход составляет 10%. В связи с этим сумма выплат была пересчитана с учетом пониженной ставки и составила в целом 170 000 рублей, уже с учетом пеней и штрафов.

Таким образом, Россия ныне стоит на пути формирования наиболее эффективной налоговой системы, которая исключает возможности, как юридического, так и экономического двойного налогообложения. Однако для достижения оптимального результата потребуется не только внести коррективы в национальное законодательство, но и уладить отдельные вопросы внешнеэкономического сотрудничества с отдельными странами.

Регулирование двойного налогообложения

Актуальность проблемы упорядочивания двойного налогообложения весьма велика. Вообще сам факт существования ситуаций, допускающих оплату налога дважды, связан с тем, что в разных странах действует своя система сборов. Где-то налог взимается с любой прибыли, полученной резидентом государства, включая доход, приобретенный вне его границ (принцип резидентности). А где-то взыскание сбора распространяется лишь на операции, проведенные в пределах конкретной страны (принцип территориальности). В России применяется именно первый вариант.

Формирование схемы налогообложения зависит от уровня развития государства, от параметров, по которым определяется источник поступающей прибыли и от других моментов. Поэтому прийти к единой системе взыскания сборов крайне затруднительно. И вот этот момент значительно усложняет жизнь как самим налоговым службам, так и налогоплательщикам.

Однако механизм по ликвидации подобной проблемы все-таки существует. В Российской Федерации устранение двойного налогообложения предусмотрено на законодательном уровне. Налоговый Кодекс в статье 232 подробно описывает, в каких именно случаях взыскание сбора с резидентов РФ допускается дважды, а в каких — сумма, внесенная за рубежом, засчитывается ФНС России.

Согласно 1 пункту указанного параграфа, оплата подданным РФ налога на прибыль, полученную вне границ родной страны, не влечет за собой перерасчет сбора, требуемого к погашению в России. Фактически сумма вносится дважды. Причем налог в иностранном государстве оплачивается в соответствии с теми нормами и законами, что действуют на его территории.

Подобное положение вещей может изменить только лишь наличие деловой связи между страной, в которой плательщик получает доход, и государством, подданным которого он выступает. В этом случае происходит формирование особого свода правил в отношении осуществляемых денежных операций. Причем итоговая договоренность закрепляется документально, посредством внесения установленного регламента в соглашение об избежании двойного налогообложения (ИДН), которое подписывается главами конкретных государств.

Такие договоры призваны регулировать вопросы налогообложения, не допуская неограниченного взимания сборов с одного и того же дохода. Вдобавок подобные письменные договоренности весьма поощряют экономическое сотрудничество между разными странами.

Обычно в договоре об ИДН прописываются условия по следующим позициям:

  1. правила работы налоговых служб обеих стран, включая нормы сбора налогов;
  2. субъекты, которые обязаны платить взносы – физлица и организации;
  3. пояснения относительно активов, расположенных вне пределов родного государства резидента;
  4. разновидности налогов.

В соглашении обязательно проставляется период его действия, а также регламент его прекращения.

Причем согласно статье 15 Конституции РФ, соглашения, заключаемые между странами, обладают однозначным приоритетом над законами и нормами государства. Поэтому если действия налоговой службы противоречат положениям такого документа, то несогласный налогоплательщик вправе подать жалобу в Министерство Финансов в течение 3 лет после случившегося.

Другой комментарий к Ст. 311 Налогового кодекса Российской Федерации

Статьей 7 НК установлено, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Таким образом, в статье 7 НК применительно к налоговым правоотношениям воспроизведена одна из важнейших норм международного права — приоритет международного законодательства над национальным.

Данная норма воспроизводит положение части 4 статьи 15 Конституции, устанавливающей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К международным договорам в области налогообложения относятся, в частности, соглашения об избежании двойного налогообложения.

Минфин России в письме от 27.01.2005 N 03-03-01-04/1-35 разъяснил, что налоговый учет доходов, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, и расходов, произведенных в связи с их получением, ведется организацией в общеустановленном главой 25 НК порядке.

При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК, вне зависимости от правил определения расходов, применяемых в иностранном государстве.

Минфин России указал, что такие расходы, согласно статье 252 НК, должны быть обоснованы, т.е. должны являться экономически оправданными затратами, оценка которых выражена в денежной форме, а также подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требование об оформлении документов в соответствии с законодательством Российской Федерации распространяется только на операции, осуществляемые организацией на территории Российской Федерации.

В первичных документах, составленных в соответствии с требованиями иностранного государства в отношении операций, осуществляемых на территории иностранного государства, должны содержаться реквизиты, отражающие суть совершенной операции. Такие документы, в соответствии с положениями Конституции и Закона Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации», предусматривающими, что государственным языком Российской Федерации является русский язык, в установленном порядке должны быть переведены на русский язык.

Минфин России в письме от 24.11.2004 N 03-03-01-04/4/23 подтвердил, что российская организация вправе представлять документы, подтверждающие расходы, оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства, в случае если такие расходы связаны с получением доходов организацией. При этом перевод первичных документов на русский язык обязателен.

Пару слов об изменениях

Минфин планирует внести коррективы в процедуру признания граждан РФ налоговыми резидентами. Соответственно новым правилам, для получения статуса человеку нужно будет соответствовать таким критериям:

  1. Находиться в РФ более 90 дней в году.
  2. Считать Россию «центром своих жизненных интересов». На данный момент не совсем понятно, что имеется ввиду. Скорее всего, речь идет о наличии недвижимости, личных связей или гражданства России.

Пока неясно, будет ли достаточно соответствия одному из вышеописанных критериев для признания налогового резидентства. Если же говорить о «центре интересов», то такое понятие присутствует в законодательстве ряда стран. Чаще всего оно используется в спорных ситуациях, имея приоритет перед правилом о 183 днях.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий