Евразийский союз

Экономика[править]

Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских стран разделяют на несколько пунктов:

  • Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара
  • Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАС за счет равного уровня экономического развития
  • Увеличение конкуренции на общем рынке стран-членов Таможенного Союза благодаря вхождению на рынок новых игроков из общего пространства
  • Увеличение средней з/п благодаря уменьшению издержек и повышению производительности
  • Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары
  • Увеличение благосостояния народов стран ЕАС благодаря снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в экспансирующихся производствах импортоориентированных/экспортоориентированных фирм
  • Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря увеличенному объёму рынка

Создание наднациональных экономических структур ЕАСправить

В целях создания единого экономического пространства в рамках ЕАС предлагается создание наднациональных структур:

  • Комиссия по экономике;
  • Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
  • Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАС (финансирует перспективные наукоемкие экономические и научно-технические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
  • Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным группам и совместным предприятиям;
  • Международный инвестиционный банк ЕАС;
  • Международный арбитраж ЕАС;
  • Комиссия по вводу расчетной денежной единицы;
  • Комиссия по экологии.

[править] Зоны свободной торговли с участием ЕАЭС

По состоянию на ноябрь 2013 года, Таможенный союз (предшественник ЕАЭС) имел отношения свободной торговли с рядом государств СНГ, с Сербией и Черногорией.

Вьетнам

В конце мая 2015 года ЕАЭС и Вьетнам подписали Соглашение о свободной торговле. Соглашение предусматривает условия тарифной либерализации торговли товарами между государствами — членами ЕАЭС и Вьетнамом путем снижения или обнуления ставок ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций. При этом стороны сохранят тарифную защиту на ряд наиболее чувствительных товарных позиций. Соглашение обеспечит соответствующий режим торговли для более чем 90 % товарных позиций, уточнил председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Виктор Христенко. По половине обнуление пошлин происходит с момента вступления соглашения в силу, а для остальных — через непродолжительный переходный период.

5 октября 2016 года соглашение о ЗСТ вступило в силу.

Иран

История

Выборы 2000 года

Создание единого государства открыло перед политическими силами новые возможности. В течение апреля’—мая 2000 года’ сформировались крупнейшие партии союза. 21 мая по всей стране прошли выборы Совет Народных Депутатов, большинство на котором получила коалиция КПС, НДП и части левых беспартийных депутатов, набрав в сумме 51,2% мест в парламенте. Места в нижней палате парламента расположились следующим образом:

Политическая партия Процент голосов Депутатов в Совете
Коммунистическая Партия Союза 28,2% 423
Народно-Демократическая Партия 19,6% 294
Либерально-Демократическая Партия 14,7% 220
Партия «Единство» 17,3% 260
Национальный Союз 7,8% 117
Беспартийные 12,4% 186

На первом заседании Съезда Народных Депутатов было принято решение о назначении президентских выборов на 2 июля. Выборы прошли в два тура: в первом обозначились два фаворита — А.Лукашенко (38,4%) и С.Шойгу (27,1%), в результате повторных выборов 23 июля президентом Союза стал де-факто беспартийный кандидат, которого поддержали коммунисты и народные демократы — Александр Лукашенко.

Налоговая реформа

Для сокращения расслоения населения страны, было решено ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В июне 2001 года был принят налог на роскошь.

В ноябре 2000 года был введён Единый Социальный Налог, который стал финансировать социальные расходы государства. В 2001 году был снижен налог на прибыль предприятий до 25%, что позволило повысить собираемость этого налога. Эта реформа позволила высвободить большую часть государственных доходов, которые были направлены на дальнейшее стимулирование экономики и улучшения инфраструктуры страны. 

В феврале 2002 года была создана система упрощённого налогообложения, которая позволила облегчить налоговое бремя для новых предприятий. В 2003 году, в рамках программы поддержки села были сняты налоги с предприятий сельскохозяйственной отросли.

Административная реформа

В рамках формирования единого государства было решено передать местным властям большие полномочия, так же часть налогов уходило не в федеральный, а в местный бюджет. Вскоре из региональных бюджетов деньги направились на ремонт дорог и муниципальных учреждений. Правда, в связи с этим пришлось усилить контроль за расходованием средств, чтобы не допустить роста коррупции.

Социальная политика

В социальной сфере была продолжена политика, которая проводилась в Российской Федерации. В первый год новое правительство довело пенсии всех республик до уровня 160 рублей (97,5$).

В 2002 году Правительство Союза начало программу по массовому строительству жилья. Под непосредственным управлением государства была создана компания «ГосСтрой», которая занялась строительством бюджетного жилья по всей стране.

Вооружённые силы[править]

В В этом разделе нет ссылок на источники информации.Вы можете помочь улучшить эту статью, добавив список литературы или внешние ссылки. Эта отметка стоит на статье с 19 ноября 2011.
Основная статья: ОДКБ

В области обороны предлагается заключить в рамках ЕАС следующие договоренности:

  • о совместных действиях по укреплению национальных Вооруженных Сил стран-членов ЕАС и охране внешних границ ЕАС;
  • о создании единого оборонного пространства с центром в Москве;
  • о формировании коллективных вооруженных сил ЕАС для поддержания стабильности и погашения конфликтов в странах-участницах ЕАС и между ними;
  • о внесении коллективных обращений стран-участниц ЕАС в международные организации, в том числе в Совет Безопасности;
  • о создании межгосударственного центра по ядерному вооружению.

[править] Ссылки

Сайты ЕАЭС

Рунет

  • Деятельность Евразийского экономического союза
  • Евразийский коммуникационный центр
  • Раздел о ЕАЭС на сайте РГ
  • Евразийский Союз: от идеи к истории будущего
  • Лукашенко: Евразийский союз будет единым государством
  • Пресс-конференция по итогам заседаний Высшего органа Таможенного союза и Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества
  • Белоруссия оказалась равна России
  • Кремль запускает Союз
  • Идея Евразийского союза может быть реализована к 2015 году — Путин. 19 октября 2011
  • Договор о Евразийском союзе должен основываться на правовой базе ТС и ЕЭП — Путин. 19 октября 2011
  • Декларация о формировании Евразийского экономического союза

Прочее

  • ЕАЭС
  • Раздел о Евразийском союзе на сайте Odnako.org
  • Евразийский союз / United States of Eurasia
  • Китай и Казахстан должны усилить сотрудничество
  • Интеграционный барометр ЕАБР — 2015

Евразийская экономическая комиссия

Можно отметить, что ЕЭК была создана в 2011 году, то есть еще до того, как был подписан договор о создании ЕАЭС. Ее учредили Россия, Казахстан и Беларусь. Изначально данная организация создавалась для управления процессами на уровне такой структуры как Таможенный Союз. ЕАЭС — структура, в развитии которой Комиссия призвана непосредственно участвовать сейчас.

В ЕЭК учреждены совет и коллегия. В составе первой структуры должны находиться заместители глав правительств государств-участников объединения. В коллегии должны работать по три человека из стран-участниц ЕАЭС. В рамках Комиссии предусмотрено создание отдельных департаментов.

Евразийская экономическая комиссия — важнейший, но не самый главный наднациональный орган управления ЕАЭС. Она подчинена Высшему Евразийскому экономическому совету. Рассмотрим ключевые факты о нем.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз. Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли. Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

История создания ТС

Для лучшего понимания предпосылок и целей создания Таможенного союза, полезно будет рассмотреть эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве:

  • 1995 год — Беларусь, Казахстан и Россия подписывают первое соглашение о создании Таможенного союза. Впоследствии к соглашению присоединяются Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан;
  • 2007 год — Беларусь, Казахстан и Россия заключают Договор о единой таможенной территории и строительстве Таможенного союза;
  • 2009 год — ранее заключенные соглашения наполняются конкретным содержанием, подписывается порядка 40 международных договоров. Принимается решение о формировании с 1 января 2010 года единого таможенного пространства на территории Беларуси, России и Казахстана;
  • 2010 год — вступает в силу Единый таможенный тариф, принимается общий для трех государств Таможенный кодекс;
  • 2011 год — таможенный контроль снимается с границ между государствами ТС и переносится на их внешние границы с третьими странами;
  • 2011 — 2013 годы — продолжается разработка и принятие общих для стран Союза законодательных норм, появляется первый единый технический регламент о безопасности продукции;
  • 2015 год — в Таможенный союз вступает Армения и Кыргызстан.
  • 2016 год — Вступление в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Заявление президентов стран ЕАЭС «О цифровой повестке Евразийского экономического союза».
  • 2017 год — «Белая книга» барьеров, изъятий и ограничений. Подписание и ратификация Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС.
  • 2018 год — Вступление в силу Договора о Таможенном кодексе ЕАЭС. Предоставление Республике Молдова статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС. Подписание Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР. Подписание Временного соглашения, ведущего к созданию зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном.

Нужно сказать, что интеграционные процессы, с разной скоростью и результатами, постоянно шли весь описываемый период. Постепенно приводилось к общим нормам законодательство и таможенные тарифы в торговле с третьими странами.

Этапы развития ЕАЭС

Определено несколько этапов развития Евразийского экономического союза. Первый — это учреждение зоны свободной торговли, выработка норм, по которым товарооборот между странами-участниками ЕАЭС может осуществляться без пошлин. При этом каждое государство сохраняет самостоятельность в аспекте ведения торговли с третьими странами.

Следующий этап развития ЕАЭС — формирование Таможенного Союза, предполагающий формирование экономического пространства, в рамках которого движение товаров будет осуществляться беспрепятственно. При этом должны быть также определены общие для всех стран-участниц объединения правила внешней торговли.

Важнейший этап развития союза — формирование единого рынка. Ожидается, что будет создано экономическое пространство, в рамках которого будет возможен свободный обмен не только товарами, но также и сервисами, капиталом и кадрами — между государствами-участниками объединения.

Следующий этап — формирование экономического союза, участники которого смогут координировать приоритеты реализации экономической политики между собой.

После того как перечисленные задачи будут решены, останется достичь полной экономической интеграции государств, входящих в объединение. Это предполагает создание наднациональной структуры, которая будет определять приоритеты в выстраивании экономической и социальной политики во всех странах, входящих в союз.

Международная деятельность

Союз решает внешнеэкономические задачи, стоящие перед его членами. В рамках компетенции налаживается сотрудничество с госструктурами, объединениями, прочими субъектами по отраслевым направлениям.

Международная работа, заключение договоров опираются на решения Высшего Евразийского экономического совета. На этой базе также ведутся переговоры, подписываются соглашения, с учетом выполнения внутригосударственных процедур.

Общие процессы сотрудничества отражаются в международных актах. К компетенциям относят:

  • экономико-финансовую сферу;
  • торговлю и таможенное взаимодействие;
  • электронный документооборот и техническое регулирование;
  • развитие промышленности и АПК;
  • энергетическое сотрудничество.

Скриншот главной страницы сайта ЕАЭС

Интересно! Конкурс WorldSkills 2019 г.: что это и кто участвует.

Возможность создания «Евразийского союза» на базе «Евразийского экономического союза»

Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Руководящие органы
  • Высший Евразийский экономический совет
  • Евразийский межправительственный экономический совет
  • Евразийская экономическая комиссия
Стадии интеграции
  • Зона свободной торговли
  • Таможенный союз
  • Единое экономическое пространство
  • Евразийский экономический союз
См. также
  • Евразийский банк развития
  • Антикризисный фонд
Упраздненные институты и организации
  • Центрально-Азиатское сотрудничество
  • Комиссия таможенного союза
  • Евразийское экономическое сообщество
  • Суд Евразийского экономического сообщества
Международная экономическая интеграция
  • Зоны свободной торговли
  • Таможенные союзы
  • Общие рынки
  • Экономический союз
  • Экономический и валютный союз
  • В феврале 2012 года тогдашний председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин заявлял, что вслед за созданием Таможенного союза и формированием Единого экономического пространства государства-партнёры намерены приступить к созданию наднационального — Евразийского — парламента, а Таможенный союз ЕврАзЭС и Единое экономическое пространство станут базой для формирования будущего Евразийского союза.
  • 20 марта С. Нарышкин заявил, что «Евразийская межпарламентская ассамблея, которая придёт на смену межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, должна разрабатывать основы законодательства в базовых сферах правоотношений, а в перспективе стать полноценным евразийским парламентом», «наделённым законодательными и контрольными полномочиями по аналогии с Европарламентом и формируемым на основе прямых демократических выборов».
  • 17 мая С. Нарышкин заявил о том, что Россия, Белоруссия и Казахстан организовали рабочую группу для формирования парламента будущего Евразийского союза. К продвижению этой инициативы в Минске и Астане подключилась председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко.
  • Инициативы руководителей палат российского парламента, однако, не получили ожидавшегося ими отклика у парламентариев Казахстана и Белоруссии. 13 сентября на заседании рабочей группы по вопросам парламентского измерения Евразийской экономической организации представители Казахстана — председатель комитета Мажилиса по международным делам, обороне, безопасности Маулен Ашимбаев и секретарь НДП «Нур Отан» Ерлан Карин — призвали не спешить с «политической составляющей» и сосредоточиться на экономических вопросах интеграции, поскольку любые интеграционные проекты возможны только «при условии соблюдения главного принципа — уважения суверенитета государств-участников». Именно по этой причине казахстанская сторона назвала преждевременной подготовку проекта меморандума о концепции межпарламентского органа и отказалась от каких-либо политических заявлений.
  • 4 ноября 2012 года, в День народного единства, Евразийский союз молодежи и партия «Евразия» объявили о начале подготовки всероссийского референдума по вопросу о создании Евразийского союза, проведение которого намечалось на 2013 год.
  • 16 сентября 2013 года председатель комитета Госдумы России по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий, выступая на пресс-конференции, в очередной раз озвучил планы по созданию евразийского парламента, положение о котором, по словам чиновника, должно быть внесено в «Договор о Евразийском экономическом союзе».
  • 18 сентября 2013 года, в ответ на повторную инициативу по созданию Евразийского парламента, депутат казахстанского мажилиса, глава комитета по международным делам, обороне и безопасности палаты Маулен Ашимбаев заявил в интервью телеканалу «Астана», что Казахстан не поддерживает данную инициативу:

.

24 декабря 2013 года, выступая на заседании Высшего евразийского экономического совета, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выступил против политизации Евразийского экономического союза. Президент Казахстана заявил:

Политическое устройство[править]

После подписания 18 ноября 2011 года лидерами России, Белоруссии и Казахстана декларации о Евразийской интеграции, была создана Евразийская экономическая комиссия, контролирующая около 170 функций союза. Во главе комиссии будет находиться Виктор Христенко.

ЕЭК будет состоять из совета и коллегии, в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны, в состав коллегии — по три представителя каждой стороны. Также ЕЭК предусмотрены полномочия по созданию департаментов, которые будут готовить решения и заниматься мониторингом в подведомственных отраслях, и консультативных органов. Полномочия ведомства будут существенно расширены, а численность увеличится со 150 человек до 1200.

Проекты наднациональных органовправить

Согласно проекту предполагается формирование «ряда наднациональных органов»:

  • Совет глав республик и глав правительств ЕАС — высший орган политического руководства;
  • Парламент ЕАС — высший консультативно-совещательный орган Союза;
  • Совет министров иностранных дел ЕАС — координация внешнеполитической деятельности;
  • Межгосударственный исполнительный комитет — постоянно действующий исполнительно-контролирующий орган;
  • Информационное бюро Исполкома ЕАС;
  • Совет по вопросам образования, культуры, науки — формирование согласованной политики в этой области.

Хронология событий

1994 год: инициатива Нурсултана Назарбаева по созданию экономического Евразийского Союза.

1995 год: подписание Соглашение о создании ТС тремя республиками.

1996 год: Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подтверждают свои намерения о сближении, подписав Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.

1999 год: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан подписывают первоначальный Договор о Таможенном союзе (ТС), но через полтора года состав участников ТС изменился из-за разногласий.

2000 год: подписание Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, РФ и Таджикистаном Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание первого надгосударственного органа – суда ЕЭС.

2001 год: вступление в силу указанного договора и замена ТС правилами ЕврАзЭС.

2003 год: подписание Соглашения о формировании Единого экономического пространства (участники – РФ, Белоруссия, Украина и Казахстан).

2007 год: подписание документов о формировании единой таможенной территории и ТС в рамках непосредственно ЕврАзЭС. Начало функционирования других надгосударственных органов — Комиссии ТС и Высшего экономического совета.

2010 год: вступил в силу единый Таможенный кодекс, впервые зашла речь о более тесной интеграции в формате ЕАЭС.

2011 год: приняты первые единые технические регламенты (всего 24 штуки в течение года), а таможенный контроль начинает действовать только на внешних границах ТС.

2012 год: вместо Комиссии ТС начала работать Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Присоединение Киргизии к ТС. Сформирована «дорожная карта» по формированию ЕАЭС в формате Декларации о Евразийской экономической интеграции.

2014 год: подписание Договора о создании ЕАЭС, ратификация этого документа в РФ, Белоруссии и Казахстане. Присоединение в дальнейшем к договору Киргизии и Армении.

2015 год: официальное начало функционирования ЕАЭС.

2016 год: подписание Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Вьетнамом.

2017 год: первой и пока единственной страной-наблюдателем в ЕАЭС стала Молдавия.

2018 год: вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, — углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него. Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов. Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Свобода движения капиталов

Изначально было решено, что рынок капитала как наиболее чувствительный для стран участниц будет интегрирован в последнюю очередь. Для обеспечения свободы передвижения капиталов страны договорились постепенно гармонизировать национальные законодательства в сфере регулирования финансовых рынков к 2025 году. Ожидается, что итогом этой работы станет создание Единого наднационального органа по регулированию финансовых рынков.

Страны-участницы ЕАЭС уже предпринимают определённые шаги: была начата работа над сближением норм законодательства стран союза в банковском, страховом секторах и секторе услуг на рынке ценных бумаг.

Концепция формирования общего финрынка союза может быть подготовлена до конца 2019 года. Этот документ должен определить основные цели, задачи и ключевые направления с указанием этапов и мероприятий по их реализации, правовую основу его функционирования, а также определить порядок информационного взаимодействия и административного сотрудничества регуляторов, задачи и полномочия наднационального органа по регулированию.

Один из самых медийных и дискуссионных вопросов, который обсуждается на протяжении всех пяти лет существования союза, – введение единой валюты. Несмотря на неоднократные заявления как отцов- основателей союза, так и всех участников интеграционных переговоров о том, что данный вопрос не рассматривается и не обсуждается, он продолжает оставаться в повестке общественного дискурса. Между тем, по мнению министра по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяны Валовой, сейчас «проблемой номер один» является расширение использования национальных валют стран участниц.

«Нам нужны некие расчётные единицы, их не надо путать с единой валютой. Сейчас мы считаем нашу взаимную торговлю, допустим, в долларах. И была ситуация 2015 года, когда резко обвалилась взаимная торговля. Хотя в нацвалютах она росла», – сказала Татьяна Валовая.

По её информации, национальные валюты уже используются в основном в отношениях России, Казахстана и Беларуси, но при расчётах между Казахстаном, Кыргызстаном и Арменией в основном используются доллары.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

2011 год[править]

19 октября главы стран Евразийского экономического сообщества приняли решение о присоединении Киргизии к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана.

18 ноября в Москве президент России Дмитрий Медведев, президент Белоруссии Александр Лукашенко и глава Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документы следующего этапа интеграции:

  • Декларацию о Евразийской экономической интеграции;
  • Договор о Евразийской экономической комиссии;
  • Регламент работы Евразийской экономической комиссии.

В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
В настоящее время сторонами разрабатывается проект нового основополагающего документа — Договора о Евразийском экономическом союзе. Договор должен быть подготовлен до 1 мая 2014 года.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Итоги пяти лет интеграции

Страны-члены союза очень эффективно возводят нетарифные барьеры, считает директор общественного фонда «Центр прикладных исследований «Талап» Рахим Ошакбаев, с которыми борется Евразийская экономическая комиссия, однако её полномочия весьма ограничены.

«Вопрос в том, что эти барьеры создаются не целенаправленно, а, скажем так, спонтанно. Есть отраслевые лоббисты и местные региональные власти, которые могут их возводить и достаточно успешно. Ни комиссия, ни общие решения ничего не могут с этим сделать. Здесь ничего не остаётся, кроме планомерной работы», – сказал Рахим Ошакбаев.

Он добавил, что согласно заявленным планам и принятым обязательствам ещё через пять лет существования союза должны начать работать единые рынки в различных отраслях. И для Казахстана остаётся большим вызовом получение экономической выгоды из интеграционного объединения.

«К сожалению, наши ожидания по увеличению экспорта в страны ЕАЭС не оправдались, и это в большей степени не только проблема нетарифных барьеров, но и нашей низкой конкурентоспособности, поэтому эта задача остаётся. Я бы не хотел делать из этого какие-то негативные выводы в отношении интеграционного объединения. По большому счёту в долгосрочной перспективе доступ на этот единый рынок нужен», – отметил экономист.

По мнению аналитика Газиза Абишева, если рассматривать выгоды от ЕАЭС, то в первую очередь они касаются малых стран: «Для России с её размерами союз большого экономического значения не играет, он для неё – больше политический проект».

«Главное достижение – усиление конкуренции на рынке. Да, можно сказать, что страдают казахстанские производители. Но на длинной дистанции это хорошо: выживают сильнейшие, государство вынуждено прогибаться под давлением бизнеса, эволюционировать перед лицом иностранной бизнес-интервенции. На мировом рынке все будет намного жёстче, чем в ЕАЭС. Главная проблема: так и не удалось заманить в ряды ЕАЭС хотя бы одну непостсоветскую страну, которая вошла бы или ассоциировалась с союзом не по инерции, а потому что это выгодно и безопасно. Значит, для них преимущества союза не так очевидны», – сказал он.

Список участников юбилейного заседания обширен: в Нур-Султан прибудут главы государств-членов Евразийского экономического союза и первого Президента РК – Елбасы Нурсултан Назарбаев, которого, как стало известно, назначат почётным председателем союза. В настоящее время такой должности не существует, поэтому рамки будущих полномочий ещё не определены. Известно лишь то, что он сможет представлять ЕАЭС перед внешними игроками.

Кроме того, ожидается участие президента Молдовы Игоря Додона в качестве главы государства-наблюдателя при ЕАЭС, президента Таджикистана Эмомали Рахмона в качестве почётного гостя и председателя исполнительного комитета – исполнительного секретаря СНГ Сергея Лебедева.

В повестку дня заседания включено множество вопросов от торговли и макроэкономики до международного экономического сотрудничества с третьими странами и конкуренции. Также члены высшего совета союза обсудят реализацию цифровой повестки за 2019 год, основные ориентиры макроэкономической политики государств на 2019-2020 годы и другие вопросы.

Планируется, что будет подписано совместное заявление по случаю пятилетия подписания договора о союзе и международный договор о формировании общего рынка электроэнергии ЕАЭС.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий