Ес ли вместе: когда экономика европы оправится от пандемии

Импорт и экспорт. Структура экономики

Экономика Еврозоны состоит из экономик отдельных государств, которые входят в союз. Поэтому подробный анализ слишком сложен и объемен. Но можно выделить ключевых участников, обеспечивающих основной товарооборот. Это в первую очередь Германия, а также Франция, Италия, Испания, Нидерланды и Бельгия.

Основной статьей импорта Еврозоны можно назвать углеводороды. Территория стран ЕЗ не слишком богата полезными ископаемыми. Есть отдельные государства, которые обладают хорошими месторождениями – например, Нидерланды. Но добываемый объем недостаточен для обеспечения совокупного спроса. Одним из главных импортеров нефти и газа является Россия. Ее доля составляет около 30%. Поэтому в некоторой степени Европа зависит от РФ. Но ее роль в торговом балансе валютного союза не стоит переоценивать. Кроме углеводородов и другого сырья (металлы), Россия практически не поставляет какой-либо продукции. Есть страны, которые немного сильнее других зависят от России – например, Италия. Однако в общем балансе торговля с Россией не имеет большого объема.

Импорт нефти и газа осуществляется также из других европейских государств, не входящих в ЕЗ – например, из Норвегии. В некоторых странах Еврозоны имеются месторождения сланцевой нефти. Однако они практически не разрабатываются по экологическим соображениям.

Другой важной статьей импорта можно назвать высокотехнологичную продукцию из Китая и США. Это бытовая техника, машины, различное оборудование, цифровая техника и компьютеры

Страны Еврозоны импортируют и продукты питания, которые сложно производить в климатических условиях своего региона. Это в первую очередь тропические фрукты, кофе, какао, сахар, а также частично соя и кукуруза. Но в то же время государства ЕЗ обладают довольно развитым собственным сельскохозяйственным сектором.

Основной объем экспорта из валютного союза составляет продукция автопрома, авиакосмической отрасли, а также различное высокотехнологическое оборудование. Крупнейшей статьей для Германии и Франции являются именно автомобили и самолеты. Также на продажу идет большое количество современной медицинской техники и бытовой техники. Практически все ключевые страны валютного союза представляют собой экономики высоких переделов. То есть закупается сырье, а поставляется продукция с высокой добавленной стоимостью.

Немалую долю экспорта составляют и продукты питания. Аграрная промышленность в Европе очень хорошо развита. Фермерское хозяйство получает государственную поддержку. Поэтому страны ЕЗ не только в значительной степени обеспечивают себя продовольствием, но и поставляют его за рубеж – например, в Россию.

Другой важной статьей экспорта можно назвать текстильную продукцию, одежду и обувь. Еврозона – это не отдельная страна, а целый регион, объединяющий много стран

Поэтому основными торговыми партнерами являются сами государства-члены друг для друга. Второе место по значимости занимают другие европейские страны, не входящие в ЕЗ – например, Великобритания и Швейцария. Конкуренцию им составляют Китай и США, на которых также приходится значительная доля товарооборота. Россия – несмотря на то, что на треть обеспечивает потребности союза в углеводородах – в целом по совокупному объему торговли занимает не слишком большую долю. По размерам товарооборота ее можно поставить после США и Китая. Но ее значимость именно в энергобалансе довольно высока

Еврозона – это не отдельная страна, а целый регион, объединяющий много стран. Поэтому основными торговыми партнерами являются сами государства-члены друг для друга. Второе место по значимости занимают другие европейские страны, не входящие в ЕЗ – например, Великобритания и Швейцария. Конкуренцию им составляют Китай и США, на которых также приходится значительная доля товарооборота. Россия – несмотря на то, что на треть обеспечивает потребности союза в углеводородах – в целом по совокупному объему торговли занимает не слишком большую долю. По размерам товарооборота ее можно поставить после США и Китая. Но ее значимость именно в энергобалансе довольно высока.

С 2012 года Еврозона имеет положительное и растущее сальдо торгового баланса (экспорт превышает импорт).

Европейский союз – ключевое объединение на европейской территории

Процесс интеграции европейских государств начался еще в середине XX века и продолжается до сих пор. На данный момент это единственное объединение в мире, которое перешло на четвертую стадию интеграции, а именно на ступень экономического союза. Дальше только полная интеграция политик и экономик государств. В союз входит 28 стран из всех частей Европы. Последнее крупное расширение было в 2004 году, а в 2013 в состав ЕС вошла Хорватия.

На территории Евросоюза проживает 510 млн человек. С 1999 года валютой Евросоюза является евро. Между странами, вошедшими в союз, происходит постоянная коммуникация в силу отсутствия торговых пошлин, паспортного контроля, то есть всего, что каким-либо образом ограничивает свободу передвижения людей и продукции через государственные границы. ЕС – это крайне сложная система, управляемая и контролируемая множествами институтов: европейским советом, комиссией, счетной палатой, парламентом и другими.

Энергоресурсы

Европейский союз имеет большие запасы угля, нефти и природного газа. В странах Европейского союза есть шесть производителей нефти, главным образом в нефтяных месторождениях Северного моря. Соединенное Королевство на сегодняшний день является крупнейшим производителем, однако Дания, Германия, Италия, Румыния и Нидерланды также производят нефть. Если рассматривать как единое целое, что не принято на нефтяных рынках, то Европейский союз является 13-м производителем нефти в мире, производя 2.383.000 (2007) баррелей в сутки. Однако, он также является 2-м по величине потребителем нефти, потребляющим 13680 тысяч (2009) баррелей в день.

Объём разведанных запасов газа, равен 2.242 млрд куб. м. (2010). Добыча — 181.600 млрд куб. м. в год (2009). При этом потребление газа равно 489.400 млрд кубометров (2009), что ставит ЕС на второе место по использованию голубого топлива.

Все страны ЕС обязались соблюдать Киотский протокол, и Европейский союз является одним из активнейших его сторонников. Европейская комиссия опубликовала предложения по первой всеобъемлющей энергетической политике ЕС от 10 января 2007 г.
Импорт нефти ЕС в последние годы снижается: 4 194 млн баррелей в 2005 г., 3 762 млн баррелей в 2010 г., 3571 млн баррелей в 2013 г.. Географическая структура импорта нефти в 2005—2013 гг изменилась таким образом: доля Норвегии сократилась с 16,8 % до 10,9 %, доля Ближнего Востока упала с 21,6 % до 13,6 %, а доля России незначительно выросла (с 31,1 % до 31,6 %). Вместе с тем в импорте нефти в этот период резко возросла доля африканских стран (с 19,4 % до 25,5 %).

Территориальное деление Европы

В рамках изучения Европы необходимо понимать, что эта обширная территория представляется не только Европейским союзом или еврозоной. Европа — не есть исключительно Европейский союз. В соответствии с различными вариациями деления (от ООН, ЦРУ времен Холодной войны) в Европе существует согласно классификации ООН четыре части: северная, западная, южная и восточная. Главные представители севера — Великобритания, Скандинавские страны; запада — Франция и Германия; юга — Испания, Италия, Греция; востока — Польша, Украина, Беларусь, Румыния.

В рамках Европы также выделяют различные интеграционные группировки. Важнейшая из них — Европейский союз, в который входят 28 стран с наиболее развитой экономикой. Это экономическое и политическое объединение с крайне запутанной внутренней структурой. Существует также Организация объединенных наций (ООН) и военный блок НАТО, целью которых является обеспечение всевозможной безопасности входящих в них стран. Большинство стран Европы входят в ВТО — экономическое объединение мирового масштаба, занимающееся вопросами торговли.

Общая характеристика экономики Европы

Экономический потенциал Европы в настоящий момент мало уступает показателям США, которые в свою очередь являются второй по объему ВВП державой в мире после Китая. На долю стран Западной Европы приходится около трети общемирового валового продукта, научно-технических разработок и пятая часть патентов и лицензий. По объемам экспорта они превышают показатели Америки, а по объемам импорта не уступают.

В состав рассматриваемых европейских стран входят в основном государства с развитой экономикой, выбравших путь постиндустриального развития с душевым доходом от 26 тысяч долларов США. Кроме того, эти страны отличает высокий уровень жизни населения. Норвегия и Исландия считаются одними из ведущих в мире по данному параметру.

Сближению европейских стран способствовала общая религия, схожесть национальных и культурных ценностей, социальных и экономических принципов существования. Сейчас на территории Западной и части Восточной Европы действует две организации, которые объединяют интересы отдельных государств. К ним относят:

  • Европейскую ассоциацию свободной торговли, в которую входят Исландия, Норвегия и Швейцария.
  • Европейский Союз, насчитывающий 27 стран-участниц.

Европейскую экономику можно охарактеризовать следующим образом. Она относительно стабильно и дает ежегодный прирост показателя общего валового дохода. При этом наблюдается неравномерность экономического развития по регионам. В общем экономика сосредоточена на сфере услуг, которые составляют до 65%. Лишь тридцать процентов отведено промышленности и строительству, а сельскому хозяйству и рыболовству отведено пять процентов.

Германия и Франция: пример солидарности

Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон решили взять инициативу в свои руки и еще раз выступить в роли лидеров в вопросе поиска способов и средств выхода из экономического кризиса. 18 мая 2020 г. они обнародовали совместную инициативу, которая предполагает учреждение Европейского фонда восстановления (European Recovery Plan) для стран и отраслей промышленности наиболее пострадавших в результате пандемии коронавируса. А. Меркель отметила, что «если Франция и Германия придадут стимул данному процессу, то это наверняка будет способствовать выработке решений на уровне ЕС-27». Предполагается, что ежегодно из средств Фонда будет расходовать около 165 млрд евро в течение трех лет, то есть в общей сложности около 500 млрд евро. Привлекательность предложения Меркель и Макрона состоит в том, что в настоящий момент от правительств государств-членов не требуется выделения дополнительных средств. Фонд должен стать составной частью Бюджета ЕС, а средства на финансирование проектов будут поступать за счет выпуска облигаций Фонда. Страны будут получать средства в форме грантов. Погашение облигаций предполагается начать не ранее 2028 г. также из средств Бюджета ЕС пропорционально взносам стран в общий бюджет.

Руководство государств-членов по-разному восприняло эту идею. Так, Австрия, Швеция, Дания и Нидерланды не приветствуют выдачу средств в форме грантов, а Италия считает план недостаточно амбициозным. Совместное предложение Германии и Франции выходит за рамки просто предложения по финансированию непредвиденных расходов. Это важный шаг на пути к созданию фискального союза в ЕС, а именно возможности при необходимости объединять задолженность государств-членов и направлять трансфертные платежи в наиболее экономически пострадавшие страны. В ходе совместного выступления Э. Макрон несколько раз употребил именно термин «трансферты», тем самым указывая на необходимость проявления солидарности и совместных действий для выхода из кризиса. На протяжении долгого времени руководство Германии было критически настроено в отношении возможности разделения рисков возникающих при выпуске общеевропейских облигаций.

Европейская комиссия: больше средств на восстановление экономики

27 мая 2020 г. Европейская комиссия выступила с предложением создания финансового инструмента восстановления экономики под громким названием «Следующее поколение ЕС» (Next Generation EU) в рамках Бюджета ЕС. Привлечь дополнительные средства в бюджет ЕС предлагается за счет временного повышения уровня максимального взноса стран-участниц с 1,2% до 2% ВНД. Использование вышеназванного инструмента позволит привлечь средств на сумму в 750 млрд евро путем выпуска ценных бумаг. Страны будут получать финансирование через Бюджет ЕС в форме грантов на сумму 500 млрд евро и кредитов в объеме 250 млрд евро. Впоследствии (не ранее 2028 г. но и не позднее 2058 г.) средства будут возращены в Бюджет ЕС за счет использования новых источников финансирования бюджета ЕС. В частности, речь идет об отчислениях от доходов, полученных в результате торговли квотами на выброс, общем консолидированном корпоративном налоге, цифровом налоге, а также налоге на непереработанный пластик. Комиссия также предлагает увеличить размер Многолетней финансовой рамочной программы ЕС на 2021–2027 гг. до 1100 млрд евро.

Средства из нового фонда будут распределяться по трем направлениями: поддержка инвестиций и реформ в государствах-членах; «запуск» европейской экономики посредством стимулирования частных инвестиций; поддержка национальных систем здравоохранения. Больше всего средств должно быть направлено Италии — 153 млрд евро, Испании — 149,3 млрд евро, Франции — 58 млрд евро и Польше — 64,5 млрд евро. В целом инициатива Европейской комиссии нашла поддержку среди государств — членов ЕС.

* * *

Несмотря на существенное снижение деловой активности и сокращение ВВП в 2020 г., в ЕС прогнозируется восстановление экономического роста в 2021 г. Так, по данным МВФ рост ВВП ЕС в 2021 г. может составить 5,3%, но достичь докризисных объемов выпуска по оптимистичным прогнозам получится ближе к концу 2022 г. Однако вряд ли стоит ожидать равномерного восстановления экономик государств-членов. Скорее всего, разрыв в уровнях экономического развития между странами Севера и Юга Европы увеличится. Потребление будет оставаться на низком уровне из-за угрозы безработицы, стремления населения больше сберегать в условиях отсутствия роста заработных плат и мер социального дистанцирования. Действия ЕЦБ, направленные на насыщение банковской сферы ликвидностью и скупку государственных ценных бумаг, в среднесрочной перспективе не должны привести к росту цен. Меры, анонсированные германо-французским тандемом и Европейской комиссией, принесут результаты европейской экономике только в случае их быстрого согласования в институтах ЕС и претворения в жизнь.

Agence Europe No 12488, 16 May 2020.

Agence Europe No. 12489, 19 May 2020.

Europe’s moment: Repair and Prepare for the Next Generation. Communication from the European Commission to the European Parliament, the European Council, the Council, the Economic and Social Committee and the Committee of the Regions. COM (2020) 456 final.

Основные европейские интеграционные группы

К основным европейским интеграционным группам относятся:

  • Евросоюз;
  • ЕАСТ;
  • ЦЕФТА.

Евросоюз образовался как Европейское экономическое сообщество в 1957 г., но в 1994 г. был переименован как Европейский союз. Целью создания Евросоюза было создание общего рынка, а в перспективе – зоны свободной торговли.

Интеграция в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь. Интеграция вширь говорит о росте количества членов ЕС, а интеграция вглубь говорит о формировании регионального хозяйственного механизма Европы.

Взаимодействие органов ЕС представлено на рисунке.

Последствия создания ЕС:

  • Отмена таможенных пошлин;
  • Введение единой торговой политики в отношении третьих государств;
  • Проведение аграрной и транспортной политики;
  • Создание валютного союза;
  • Унификация налогового законодательства.
  • Европейская ассоциация свободной торговли образовалась в 1959 г. Целью ее создания стало установление беспошлинного товарооборота между участниками.
  • Последствия создания ЕАСТ:
  • Режим беспошлинной торговли распространяется только на промышленную продукцию;
  • Сохранение собственного таможенного режима с третьими государствами;
  • Основные отличия Европейской ассоциации свободной торговли от Евросоюза следующие:
  • Отсутствие в ЕАСТ наднациональных органов;
  • Режим свободной беспошлинной торговли в ЕАСТ действует исключительно в отношении промышленной продукции и не действует в аграрном секторе;
  • За каждым членом ЕАСТ сохраняется внешнеторговая автономия и таможенные пошлины при взаимодействии с третьими государствами;
  • Отсутствие в ЕАСТ единого таможенного тарифа.

В 1992 году было образовано Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА). Целью его создания было создание зоны свободной торговли путем взаимного снижения таможенных пошлин на всю продукцию с постепенной их отменой, а также иных нетарифных ограничений.

Данное соглашение создало благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта государств Центральной Европы. Стоит отметить, что только либерализация внешнеэкономических отношений оказалась недостаточной для решения проблем экспорта, роста конкурентоспособности и изменения структуры экономики государств.

Франция, Бельгия, Австрия

Состояние на текущий момент

Роль ЕС в международной экономике

Европейский Союз представляет собой экономическое объединение государств Европы, для которого характерны отмена таможенных пошлин и других ограничений в торговой сфере, устранение препятствий во взаимном обмене товарами, капиталом и рабочей силой, создание единой валюты и органов управления национальными экономиками.

С интеграцией расширяются границы национальных хозяйств, увеличиваются рынки сбыта, развивается международное разделение труда. Западноевропейские страны, которые обладают небольшими территориями, имеют ограниченное число производителей и потребителей, остро нуждаются в экономическом объединении.

Экономическая мощь Евросоюза приходится на четыре наиболее развитых государства – Германию, Великобританию, Францию и Италию, на территории которых сосредоточена половина населения ЕС и которым принадлежит почти 3/4 совокупного ВВП.

В последние годы участие ЕС в международной экономике несколько сократилось. Это связано с первую очередь с ограждением экономики ЕС от внешней конкуренции, что не стимулирует прогрессивные нововведения и сдерживание модернизацию отраслевой структуры.

Наиболее динамичными отраслями ЕС являются:

  • Электроника;
  • Изготовление оборудования, управляемого компьютерными программами;
  • Производство аэрокосмической техники, атомных реакторов, средств связи.

В настоящее время в ЕС отменены все барьеры перемещения товаров, капитала и трудовых ресурсов. Их отмена способствует повышению темпов роста экономик стран-участниц, снижению стоимости производимой продукции, уменьшению издержек, что укрепляет в конечном счете позицию каждого отдельного государства в международной экономике.

Экономический рост

Население и ВВП на душу населения в странах-членах ЕС и некоторых кандидатах

ВВП (ППС) на душу населения 2007 с указанием стран с показателем выше и ниже среднего среди 27 стран

Страны-члены
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Австрия2.03.33.41.4-3.82.12.70.8
Бельгия2.02.92.71.0-2.82.41.8-0.2
Дания2.53.91.8-0.8-5.71.61.1-0.6
Финляндия2.84.94.40.3-8.53.32.8-0.2
Франция1.72.01.9-0.1-3.11.71.70.0
Германия0.82.92.51.1-5.14.23.00.7
Греция3.84.24.0-0.2-3.1-4.9-7.1-6.4
Ирландия5.95.75.3-2.1-5.5-0.81.40.7
Италия0.61.81.5-1.2-5.51.80.4-2.4
Люксембург5.06.15.4-0.7-4.12.91.70.2
Нидерланды1.53.03.51.8-3.71.61.0-0.9
Португалия0.81.42.40.0-2.91.9-1.6-3.2
Испания3.63.93.80.9-3.7-0.30.4-1.4
Швеция3.34.12.6-0.6-5.06.63.70.8
Великобритания1.82.93.1-1.0-4.01.80.90.2
Страны-члены% роста ВВП
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Болгария6.26.36.26.2-5.50.41.80.8
Кипр3.94.04.43.6-1.91.30.5-2.4
Чехия6.46.46.53.1-4.52.51.9-1.3
Эстония10.211.27.1-4.2-14.13.38.33.2
Венгрия4.13.91.30.9-6.81.31.6-1.7
Латвия10.611.910.2-3.3-17.7-0.95.55.6
Литва7.97.78.82.9-14.81.55.93.6
Мальта3.43.43.83.9-2.62.91.70.8
Польша3.66.26.55.11.63.94.32.0
Румыния4.18.48.07.3-6.6-1.12.20.3
Словакия6.68.510.45.8-4.94.43.22.0
Словения4.15.76.13.4-7.81.20.6-2.3
Европейский союз2.13.33.10.3-4.32.11.5-0.3
Еврозона1.73.23.00.4-4.42.01.4-0.6

12 новых государств-членов из Центральной и Восточной Европы, имеют более высокий средний процент роста, чем их западноевропейские партнеры. В частности, страны Балтии добились стремительного роста ВВП, в Латвии он составляет до 11 %, что на уровне мирового лидера Китая, чей средний показатель равен 9 % за последние 25 лет. Причины такого массового роста заключаются в проведении государством стабильной денежно-кредитной политики, экспортно-ориентированной политики, торговли, низкой фиксированной налоговой ставки и использование сравнительно дешевой рабочей силы. За последний год (2008), в Румынии был самый большой прирост ВВП среди всех государств ЕС.

Текущая карта роста ВВП в ЕС наиболее контрастна по регионам, где сильные экономики страдают от стагнации, в то время как в новых государствах-членах наблюдается устойчивый экономический рост.

В целом же влияние ЕС на увеличение валового мирового продукта сокращается в связи с развитием экономических держав, таких как Китай, Индия, Россия и Бразилия. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, ЕС будет искать пути для увеличения темпов роста ВВП в странах Западной Европы, таких как Франция, Германия и Италия и стабилизации роста в новых странах Центральной и Восточной Европы для обеспечения устойчивого экономического процветания.

Столкнувшись с проблемами экономического развития в конце первого десятилетия нового тысячелетия, страны ЕС в 2010 году приняли стратегию Европа 2020, направленную на решение текущих экономических проблем в течение следующего десятилетия.

Общий вывод

Экономика Европы – это многостороннее явление. Во многом на ее формирование повлияло создание с середины XX века различных торговых и экономических союзов. Постепенная интеграция и курс на создание единого экономического пространства в итоге привел к созданию Евросоюза, ООН и других объединений на территории Европы, в рамках которых происходит масштабное сотрудничество стран. Евросоюз стал единственной группировкой, достигшей четвертой стадии интеграции из пяти возможных.

В общих чертах можно сказать, что Западная Европа в лице Франции и Германии является лейтмотивом евроинтеграции и заключает в себе сильнейшие экономики ЕС. Гораздо беднее Южная и Восточная Европа. Так, Румыния и Болгария представляют собой наиболее бедные страны. Однако ВВП всех европейских стран стабильно растет. В Восточной Европе это происходит в разы быстрее, чем в Западной, что обусловлено развивающейся, а не развитой экономикой.

Заключение

Этот союз находится на очень важном и сложном этапе своего развития. Он только начинает привыкать к работе в новом режиме, когда членство в нем подскочило почти до тридцати государств

Притирка идет тяжело, сложно, не без проблем. Принятие назревших политических решений затягивается. Раскол интеграционного объединения на Старую и Новую Европу сохраняется.

ЕС в какой-то степени замкнулся сам на себя. Ему не до внешнеполитических прорывов. У него очень насыщенная внутренняя повестка дня. Надо срочно проводить тяжелые социальные реформы, выходить на принципиально иной уровень мобильности рынка труда. Демографическая ситуация в странах Союза радикально изменилась. Старая система социального и пенсионного обеспечения, унаследованная еще со времен Бисмарка, не справляется с новыми потребностями.

В то же время, по целому ряду параметров ЕС менее динамичен, чем его основные экономические конкуренты — США и Юго-Восточная Азия. Он проигрывает им по темпам развития и степени приспособления к современным требованиям хозяйствования в условиях глобализации. Лиссабонская стратегия превращения ЕС в наиболее эффективную экономику мира, основанную на знаниях, буксует. Чтобы разрыв между возможностями и обозначенными целями не выглядел таким уж вопиющим, в нее вносятся все новые и новые изменения.

Таким образом, можно констатировать наличие целого букета самых разнообразных и разнонаправленных кризисных явлений в развитии ЕС.

Однако указанные и некоторые другие кризисные явления, с которыми сталкивается ЕС, не могут рассматриваться как определяющие при оценке баланса неудач и имеющихся у него достижений.

Прежде всего, экономическая и политическая интеграция никогда не носила линейный характер. Союз и в прошлом сталкивался с многочисленными трудностями роста. История его развития наполнена не только взлетами, но и провалами. Вообще на пути европейского строительства страны региона шли от одного кризиса к другому. Но, пусть и не сразу, кризисы ими неизменно преодолевались. ЕС выходил из них окрепшим, более сильным и целеустремленным.

Умение находить непростые развязки и преодолевать постоянно возникающие кризисные явления, а также выпестованная политическая культура сотрудничества и компромисса, относятся к числу несомненных достижений ЕС. Перечень таких достижений впечатляет, достаточно указать только на главные из них.

Благодаря созданию наднациональных институтов и запуску интеграционных процессов франко-германское противостояние, столь дорого стоившее Европе, осталось в прошлом.

ЕС превратился в регион мира и стабильности. Он обеспечил спокойную, мирную, предсказуемую жизнь для всех входящих в него государств и народов. Такую же жизнь Союз предлагает тяготеющим к нему и близким ему странам.

Когда императивы, методы и направления практической интеграции лишь прорабатывались, большая часть Европы лежала в руинах. Страшные раны мировой войны еще только предстояло залечить. Интеграция позволила Западной Европе встать на ноги, дала ей уверенное экономическое развитие. За прошедшие годы ЕС превратился в зону процветания.

Интеграция принесла участвующим в ней государствам и народам не только политический, но и социальный мир. От своего социального измерения, социального партнерства и высоких социальных стандартов ЕС не собирается отказываться и в будущем.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий