Ввп индии: объем, темпы роста, на душу населения, структура

Машиностроение

Машиностроение характеризуется развитием транспортной отрасли. Так, локомотивы выпускают в Варанаси, дизели — в Мумбаи, Колкатпи, железнодорожные вагоны, самолеты — в Ченнаи (Мадрасе), Бангалоре, морские и речные суда — в Мумбаи, Вишакхапатнами. В последнее время развивается тяжелое машиностроение в городах Дургапур и Ранчи.

Наряду со старыми отраслями тяжелого металлоемкого машиностроения развиваются трудоемкие и наукоемкие отрасли, использующие местную дешевую рабочую силу. Эти приятия, где собирают мотоциклы, велосипеды, станки, бытовую технику, разрабатывают компьютерные программы, развиваются в крупных городах:

  • Мумбаи,
  • Чена,
  • Калькутте,
  • Бангалоре.

История

Слаборазвитые отрасли промышленности Индии

Итак, к менее эффективным направлениям промышленности Индии относят следцущие отрасли:

  • Угольная промышленность. Индия не богата угольными месторождениями, но, тем не менее, они есть, проблема только в том, что этот природный ресурс находится в долине реки Дамодар. Добыча этого природного ресурса обходится правительству Индии очень дорого с экономической точки зрения, что в целом, как отрасль промышленности, становится экономически не совсем выгодная;
  • Нефтяная промышленность. Нефти, как природного ресурса в Индии очень мало, но, тем не менее, она есть. Нефтедобывающие компании работают неэффективно из-за небольшого количества ресурсов, которые практические не экспортируются из страны. Но в данном виде промышленности хорошо налажена работа нефтеперерабатывающих станций, где нефть поступает в основном не из Индии, а из – за рубежа;
  • Горнодобывающая промышленность. В данном случае этот вид промышленности в основном рассчитан на потребление ресурсов внутри страны, на экспорт уже недостаточно ресурсов, поэтому он считается слабо эффективным. К продуктам горнодобывающей промышленности Индии относят: слюда, бокситы, железные руды и т.д.;
  • Машиностроение.. Данная отрасль не так давно начала набирать лидирующие позиции не только на внутреннем рынке страны, но и на внешнем. Эта промышленность в основном актуальна в вопросах производства станкостроения, техники для дома и быта, радио приборы и т.д. Надо заметить, что технологического прорыва в этой отрасли нет, но Индия способна сама обеспечить внутренние потребности страны в продуктах данной промышленности;
  • Легкая промышленность. Данная отрасль выживает в основном за счет местного населения, то есть частных производителей. Ткани и продукция из текстиля давно известна не только в Индии, но и во многих странах мира, однако, данная отрасль развивается слабыми темпами из-за преимущественно ручного производства. Правительство не дает условий для строительства разнообразных текстильных фабрик, в пользу частных производителей.

Таким образом, промышленность Индии имеет достаточно большие перспективы. Надо заметить, что страна хоть и бедная, в то же время совершенствуются такие высокотехнологичные отрасли промышленности как атомная или энергетическая. Следовательно, для других видов промышленности есть все шансы стать более продуктивными и эффективными.

Новый порядок

Основным преимуществом индийской экономики является её молодое население, отмечают аналитики. Так, по словам Артёма Деева, сегодня более 50% индусов моложе 30 лет.

Также по теме


В Китае заявили, что США начали крупнейшую торговую войну решением о введении пошлин

Соединённые Штаты нарушили правила Всемирной торговой организации и начали крупнейшую в истории торговую войну, приняв решение ввести…

«В Индии рабочая сил — одна из самых молодых, а проблема старения населения не является существенной. Поэтому многие заказы начнут перетекать в Индию. Республика будет постепенно перетягивать на себя крупные сборочные производства технологических гигантов. Уже сегодня страна так поступает с Apple — компания начала открывать заводы на территории государства», — пояснил Алексей Маслов.

Кроме того, в ожидаемой перспективе приток дешёвой и квалифицированной рабочей силы из Индии может привести к стабилизации цен в мире, считает эксперт. Обострение противостояния между США и Китаем способствует разбалансировке рынков и в состоянии спровоцировать глобальный инфляционный скачок. На этом фоне индийский фактор станет своего рода предохранителем в случае такого развития событий.

В целом же вхождение Индии в тройку ведущих государств по объёму ВВП, а также возможное лидерство Китая в данном рейтинге с течением времени может поспособствовать изменению уже устоявшего уклада глобальной экономики, считает Ярослав Лисоволик.

«Если в топ-3 крупнейших экономик мира войдут две страны БРИКС, позиции развивающихся государств в мировой экономике будут только усиливаться. Они будут стремиться к изменению баланса сил в уже существующих международных организациях, а также начнут создавать свои собственные интеграционные платформы и институты развития. Это будет отражаться в росте многополярности экономического развития мира», — заключил эксперт.

Керала

Экономические проблемы Индии

Основными экономическими проблемами Индии можно считать:

  • Такие основное экономические ресурсы, как нефть и уголь, практически отсутствует на территории Индии, эти ресурсы страна полностью закупает на мировом рынке. Нефть и уголь – дорогой экономический инструмент, обеспечивающий благополучность и качество жизни населения Индии. Большая часть бюджетных денег страны направлена на покупку этого ресурса. Ввиду экономии и нехватки нефти в стране часто бывают сбои в электричестве, также надо заметить, что большая часть населения Индии ездит на транспортных средствах, которые не подразумевают использование бензина;
  • Большие экономические расходы, в связи со слабой социальной политикой государства. Индия бедная страна, уровень жизни населения низкий, ввиду этого правительство вынуждено тратить большие деньги на содержание самых низших слоев населения, поддерживать их минимальными выплатами, которые формируются за счет пособий или субсидий и т.д. Социальная политика отнимает ту часть денежных средств, которая могла бы пойти на развитие инфраструктуры страны, ее культуры и др.;
  • Рыночные отношения не до конца сформированы. В Индии господствуют рыночные отношения, но, так или иначе, рынок и конкуренцию на нем подрывают государственные крупные предприятия, которые до сих пор занимают монополистические позиции на рынке Индии. Это негативным образом сказывается на экономике всей страны, на развитие конкурентных отношений и т.д.;
  • Серьезные коррупционные процессы в экономической деятельности Индии. Вся экономика и денежные отношения в Индии, так или иначе, сводятся к процессам коррупционного характера. Центральные проблемы с хищением денежных средств сильно тормозят развитие экономики страны, а также всех вытекающих процессов;
  • Широкий бюрократический аппарат, который тормозит развитие экономических процессов Индии;
  • Слишком неразвитая инфраструктура страны. Так как Индия бедное государство, в нем практические не налажена инфраструктура, только в отдельных районах и местности. В данном случае во- первых, необходим много экономических средств для ее создания, а во- вторых, сложно наладить экономические отношения как внутри страны, так и с другими странами из-за ее отсутствия;
  • Плохая отрасль сельского хозяйства в Индии. Из-за тяжелых климатических условий сельское хозяйство Индии очень слабое, долгие засухи убивают урожай, также нет возможности использовать новые технологии в рамках сельского хозяйства. Все это приводит к экономическому кризису: нечем торговать на рынке, нечем кормить население.

Замечание 2

Таким образом, экономические проблемы Индии достаточно глобальны, их решении займет у правительства много лет, но необходим кардинальный подход в этом вопросе, иначе есть вероятность, что они никогда не разрешаться.

Трудовые отношения и рынок труда

В разных экономических сферах вопрос распределения трудовой занятости происходит по разному. В настоящее время Индия является одним из мировых центров подготовки квалифицированных рабочих кадров в сфере развития информационных технологий. Поэтому поглощаемость трудовых ресурсов в различных секторах зависит от актуальности и потенциальной возможности отдельного человека быть задействованным в той или иной деятельности.

Важнейшим фактором, благодаря которому происходит обеспечение развития и направленность экономической системы страны является избыток талантливой молодежи.

Ко вторичным компонентам разивитя экономики можно отнести развитую инфраструктуру страны, финансирование государством сфер образования и поощрения качественного обучения, поддержку науки, обеспечение необходимых условий для реализации собственного дела, поддержка высококвалифицированных кадров, обеспечение благоприятной среды для развития культурного образования населения, направленность экономической системы на мировой рынок информационных услуг.

Социальная политика государства на трудовом рынке ориентирована на неполно-занятое население. Обеспечение необходимой минимальной соц. поддержкой и создание условий для сохранения данного показателя способствует тому, что немалая часть населения занята неполный рабочий день, либо неполную рабочую неделю. Таким образом в стране на специфическом уровне происходит распределение социального пакета государством среди более активного и менее активного населения.

К основным аспектам социального пакета в сфере трудового рынка можно отнести:

  • минимизирование незанятых граждан;
  • обеспечение социальной защиты трудового активного населения;
  • обеспечение страхования;
  • минимизирование классового неравенства между рабочим и нерабочим классами;
  • повышение минимального прожиточного минимума;
  • обеспечение необходимых условий для деловой активности;
  • поддержка отдыха и досуга.

Рассмотрев статистику трудового распределения последних десятилетий в Индии, становится очевидно, что ситуация в стране изменилась на качественном уровне. Все больше растет доля реального экономически занятого населения в производственной сфере, сокращается число занятых подростков младше 15 лет, неравномерное трудовое распределение, этнические и региональные факторы играют все менее значимую роль, хотя и остаются актуальными. Развитие трудовой системы характеризуется проблемой получения источников дохода и формирования семейного бюджета, а также проблемой внутригосударственного потребления и внутренним рынком.

Покупательная способность является главностенным фактором различия более высоких и наиболее низких классов населения. Несмотря на то, что доля высокообеспеченных в стране растет значительными темпами, низкие слои населения все еще преобладают в общем экономическом пространстве.

Нуждающиеся и малообеспеченные граждане — это потребители, которые пользуются только необходимым для выживания перечнем предметов, благ и товаров длительного пользования. Государство ориентируется на малообеспеченные слои населения, пытаясь оказать им минимальную социальную поддержку, однако переориентировать социальную политику радикально на один сектор экономически не перспективно и политически невозможно, так как государство обеспечивает поддержку роста обеспеченного класса, рост бизнеса и т.д. Этот сегмент также сам по себе глубоко дифференцирован в общем экономическом понятии.

Сбитые на взлете

В какой-то момент ожидалось, что Индия перехватит у КНР инициативу как главный драйвер мирового экономического роста. Действительно, в момент, когда Китай практически исчерпал свой запас дешевой рабочей силы, Индия как раз вышла на траекторию развития своего северо-восточного соседа. Семипроцентный рост ВВП, нормальный для Индии второй половины 2010-х годов, — это как раз показатели, достигнутые Китаем в конце 1990-х. Именно в этот момент просто быстрый рост экономики превратился в КНР в экономический бум.

В Индии, однако, бума не случилось. После нескольких очень оптимистических лет экономика вдруг начала буксовать. Достигнув пика в 2015 году (8,2%), рост затем замедлился до 7,1%. В 2018 году экономика выросла на 6,8%, а прогноз на 2019 год несколько раз пересматривался рейтинговым агентством Moody’s с 7,5 до 6,1%. Это всё еще неплохо на фоне большинства развивающихся стран, но гораздо меньше, чем хотелось бы и ожидалось от Дели.

Э2

Фото: Global Look Press via ZUMA Press/Indranil Aditya

Прогнозы на 2020 год совсем неутешительные — увеличение ВВП замедлится до 5,7%, впервые за 10 лет оказавшись ниже шестипроцентной отметки. Это почти так же плохо, как и в последние годы до начала реформ 1990-х. В целом темпы роста экономики падают на протяжении пяти кварталов подряд, и конца этому процессу не видно. Особенно должен настораживать тот факт, что крайне негативные тенденции демонстрируются на фоне очень неплохой глобальной экономической конъюнктуры.

В чем причины неурядиц в третьей по величине экономике Азии? Во-первых, в период бурного роста в завершающемся десятилетии сложилась своеобразная структура ВВП. Индия долгое время полагалась на постоянный рост потребления (доля в экономике — 59% по итогам 2018 года). Это многовато для довольно бедной развивающейся страны: другие находившиеся в аналогичной ситуации государства, включая тот же Китай, делали ставку на рост инвестиций и только уж затем на накачивание потребительского спроса.

Наибольший рост на потребительском рынке был отмечен в секторе гаджетов, электроники и других подобных товаров. При этом он слишком сильно раздувался не за счет доходов населения, а благодаря кредитной накачке. Объем потребительских кредитов каждый год увеличивался более чем на четверть, параллельно с той же скоростью росла и задолженность по кредитным картам. В какой-то момент стало очевидно, что достигнут предел.

Э3

Фото: REUTERS/Danish Siddiqui

Значительная часть этого бума подпитывалась теневым банковским сектором (небанковскими финансовыми компаниями). В Китае эту угрозу вовремя осознали, и регуляторы стали довольно жестко давить на подобные структуры с целью заставить их играть по правилам или совсем уйти из бизнеса. Это негативно повлияло на темпы роста, зато позволило избежать сложившегося в Индии кредитного пузыря, который затронул не только потребительский, но и инфраструктурный сектор.

Крах в 2018 году небанковской финансовой корпорации IL & FS, предоставлявшей кредит множеству дорог, туннелей и прочих объектов по всей стране, стал шоком для рынка и привел к немедленному «усыханию» кредитования, что и повлекло за собой негативные тенденции для широкой экономики.

Нынешнему правительству, возглавляемому Нарендрой Моди, во многом досталась разбалансированная экономика, требовавшая серьезного реформирования. Кое-что в этом направлении было сделано, например, рекапитализация банков. Однако некоторые шаги привели скорее к негативным эффектам. Так, например, жесткое ограничение хождения наличности, предпринятое с благими намерениями борьбы с теневой экономикой в 2016 году, привело к настоящему параличу денежного обращения, который продолжал ощущаться даже спустя полтора года.

Э4

Фото: REUTERS/Punit Paranjpe

Кроме того, недостаточно решительными оказались шаги правительства на земельном и трудовом рынках, и несмотря на все усилия кабинета, социальное и экономическое неравенство продолжило расти. Частные инвестиции сокращались последние два года и к лету 2019-го оказались на 15-летнем минимуме. Экспорт также снизился, а дефицит платежного баланса достиг 2% ВВП (Китай, для сравнения, не имел отрицательного сальдо с конца 1980-х). В 2019 году безработица достигла 8,5%, и это, скорее всего, сильная недооценка реального положения дел, поскольку численность людей в рабочей силе упала до половины всех взрослых в Индии.

Внешняя политика Индии

В годы «холодной войны» Индия была одним из основателей движения неприсоединения. Однако у Индии сохраняются споры с Пакистаном по поводу приграничных территорий.

В 1965 г. вспыхнули боевые действия между Индией и Пакистаном в пустынных районах без демаркированной границы. Одновременно начались военные действия из-за Кашмира.

В 1971 г. причиной войны с Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Восстание в этой густонаселенной и бедной провинции вызвало поток беженцев в Индию. В результате военного конфликта индийские войска заняли Восточный Пакистан, который стал государством Бангладеш.

В рамках противостояния развивается сотрудничество Пакистана с Китаем, который также имеет территориальные споры с Индией по вопросу границы в Гималаях.

С 1998 г. индопакистанское противостояние получило статус ядерного.

Эпоха Могольской империи (XVI—XVIII вв.)

С 1526 по 1707 г. на территории Индии существовала империя Великих Моголов, начало которой было положено Бабуром, поэтом, историком, автором знаменитой поэмы «Бабур-намэ». В произведении описаны экономика и культура стран, которые он завоевывал. Индусам он дал невысокую оценку, охарактеризовав их как «неверных».

Бабур и правивший после него Шер-шах немало сделали для укрепления центральной власти. При Шер-шахе в Индии было проложено несколько магистральных дорог, соединивших Дели с Бенгапией, Индом и т.п. Были проведены важные экономические преобразования: начато составление генерального кадастра земель, установлен в 1/3 средний размер ренты-налога, упорядочен характер землевладения военачальников — джагирдаров.

В империи Моголов существовали две формы государственной собственности на землю: халиса — это государственный фонд, к которому относились все завоеванные земли, и джагиры — пожалованные земли, в обмен на которые получившие обязывались поставить в армию правителя определенное количество юинов. Обычно джагир после смерти владельца переходил в казну и не передавался по наследству. Существовала также частная собственность на землю: собственность заминадаров, местных князей и предводителей племен, которую они передавали по наследству. Около 3% всех земель находилось в собственности мусульманского духовенства и индуистских храмов.

Существенное место в экономике Индии в XVI-XVII вв. занимала внешняя торговля. Из Индии шли морские пути в Африку, Аравию, Европу, Китай. Развивалась также внутренняя торговля, которую вели как крупные купцы, так и мелкие лотошники. Развивающееся ростовщичество вместе с развитием внутреннего рынка способствовало объединению страны, состоявшей из множества племен, каст, народностей, религий. Были введены единые меры и денежные единицы.

С ростом торговли и ремесел росли города и развивалась торговля и ремесла. С развитием городов было связано не просто развитие ремесел, но и совершенствование специализаций ремесленников. Так, в Агре были сосредоточены строительные рабочие, в Бенгалии — судостроители, в Гуджарате — мастера-инкрустаторы. Изделия индийских ремесленников отличало высокое мастерство и тщательность отделки.

Расширялся и круг занятий ремесленников: они делали бумагу, ювелирные изделия, снасти, выжимали растительное масло, добывали железо, цветные металлы, соль, селитру, строительный камень.

Постепенно формировался общеиндийский рынок, укреплялись экономические связи между городами и районами страны. Главной водной транспортной артерией страны была река Ганг, по которой осуществлялись активные перевозки товаров. Состояние дел на рынке во многом определялось урожаем зерновых, бывших основным эквивалентом в товарных отношениях. А урожай всецело зависел от орошения. Поэтому ирригация всегда была важнейшим для индийских правителей делом.

Религиозная веротерпимость правителей, развитие ими ирригационной системы, поощрение торговли, ремесел и градостроительства способствовали экономическому развитию империи. Однако это развитие продолжалось недолго, и при Аурангзебе (1658—1707) империя фактически перестала существовать по причине его внутренней политики. Фанатик-суннит Аурангзеб преследовал и уничтожал все несуннитское: разрушал храмы и ввел отмененную Акбаром джизию (подушную подать для немусульман), преследовал индусов и шиитов.

Религиозные преследования вызвали недовольство и протест населения, вылившийся во всевозможные волнения и народные движения, что подорвало, а затем разрушило экономику, а вслед за ней и саму империю.

Причины экономических проблем

Экономическая система и политика страны всегда имеет определенную динамику, она может быть как положительной, так и отрицательной. По динамикой понимается определенное движение экономики либо вперед, либо назад.

На сегодняшний день множество экономистов рассматривают проблемы экономики и экономической динамики достаточно прозрачно и некачественно. Это связано с изменившимися условиями экономических отношений, а также формой хозяйствования на рынке.

В основе экономической динамики лежит целый спектр разнообразных причин возникновения экономических проблем.

Замечание 1

Основной особенностью современного мира можно считать обострение экономических проблем. По характеру, эти проблемы в значительной степени выходят за грани интересов самых разнообразных классов и общественных систем.

Основными причинами возникновения различных экономических проблем могут стать:

  • Слабая экономическая устойчивость. Каждое предприятие на рынке стремится повысить свою экономическую устойчивость, что необходимо для того чтобы занимать лидирующие конкурентные позиции. Если компания на рынке давно, имеет высокую платежеспособность, объемы продаж растут, финансовый результат деятельности положительный и имеет положительную динамику, то смело можно говорить об экономической устойчивости на рынке;
  • Устаревшая экономическая база в области законодательства. Экономика начала двигаться по новому пути с новыми возможностями и перспективами. Старые экономические методы уже не подходят для новой системы. Но вся литература и законодательная система устарела на фоне новых реформ и направлений. Этот момент сильно тормозит внедрения качественных экономических реформ в современную экономику страны;
  • Старые методы экономического анализа и экспертизы. Экономическая экспертиза и анализ изучают, прежде всего, всю документацию, касающуюся финансовой и экономической деятельности государства или отдельно взятого предприятия, именно она является объектом экономической экспертизы;
  • Слабая экономическая свобода государства. Экономическая свобода обусловлена только правом выбора тех форм деятельности, которые доступны в области законодательства. Субъект также вправе реализовывать любую деятельность на рынке, если она не противоречит законодательству.

Промышленность

Современная Индия из страны лёгкой и пищевой промышленности превратилась в страну с развитой тяжёлой промышленностью.

Горнодобывающая промышленность


Угольный разрез в Дханбаде

Вступление Индии на путь индустриализации повысило роль её топливных и сырьевых ресурсов. Запасы полезных ископаемых значительны. Добывается железная руда (73,5 млн т), каменный уголь, нефть. Индия самостоятельно обеспечивает около 30 % потребности в нефти и газе и вынуждена импортировать их, в основном, из стран Персидского залива. Потребление нефти составляет около 100 млн т в год.

Обрабатывающая промышленность

Главными центрами обрабатывающей промышленности Индии являлись города Бомбей, Калькутта, Дели и Мадрас.


Ткачи в штате Тамил Наду

В 2009 году Индия вышла на 3-е место в мире по выплавке стали. Крупнейшими металлургическими компаниями являются Vizag Steel, Tata Steel, Steel Authority of India, VISA Steel (англ.)русск., Bhilai Steel, Essar Steel (англ.)русск., Jindal Steel & Power (англ.)русск., JSW Steel (англ.)русск..

По развитию атомной промышленности Индия является лидером в развивающемся мире. Стратегическое управление атомной отраслью осуществляет правительственный Департамент атомной энергии (англ.)русск., позиции частного сектора заметны лишь в атомном машиностроении.

Главной отраслью лёгкой промышленности является текстильная промышленность, которая работает на отечественном сырье.

Развиты такие отрасли, как автомобильная промышленность, сборка велосипедов, производство бытовой техники, бумаги, удобрений и цемента. Вкладываются инвестиции в самолётостроение, электронику, телекоммуникации.

Главными экспортными промышленными товарами являются химикаты, сталь, машины и оборудование, транспортные средства, бытовая техника и электроника, тракторы, одежда и лекарства.

Энергетика


Работкник компании ONGC на добыыввающей платформе на шельфовом месторождении Бомбей Хай

Потребление энергии в Индии остается одним из самых высоких в мире. Уголь и нефть совместно составляют 85 % потребления энергии в Индии. Запасы нефти в Индии покрывают 25 % внутреннего спроса на нефть в стране. По состоянию на апрель 2015 года суммарные доказанные запасы сырой нефти в Индии составляют 763,476 миллионов метрических тонн, а запасы газа — 1490 миллиардов кубических метров (53 триллиона кубических футов). Месторождения нефти и природного газа расположены на шельфе (Бомбей Хай), в бассейне реки Годавари и дельте реки Кавери, а в штатах Ассам, Гуджарат и Раджастхан. Нефтяная промышленность Индии в основном состоит из компаний государственного сектора, таких как Oil and Natural Gas Corporation (ONGC), Hindustan Petroleum Corporation Limited (англ.)русск. (HPCL), Bharat Petroleum Corporation Limited (англ.)русск. (BPCL) и Indian Oil Corporation Limited (англ.)русск. (IOCL). В нефтяном секторе есть несколько крупных частных индийских компаний, таких как Reliance Industries Limited (англ.)русск. (RIL), которая управляет крупнейшим в мире нефтеперерабатывающим комплексом в городе Джамнагар.

В 2013 году Индия стала третьим по величине производителем электроэнергии в мире с 5 % -ной глобальной долей в производстве электроэнергии, превосходя Японию и Россию. К концу 2015 календарного года в Индии был избыток электроэнергии, и многие электростанции простаивали из-за отсутствия спроса[источник не указан 345 дней].

Индия также богата определенными альтернативными источниками энергии со значительным потенциалом в будущем, такими как солнечная энергия, ветроэнергетика и биотопливо (ятрофа, сахарный тростник). Истощающиеся запасы урана в Индии на протяжении многих лет стагнировали рост ядерной энергии в стране. Недавние открытия в поясе Туммалапалле могут входить в число 20 крупнейших запасов природного урана во всем мире. Ядерное соглашение между Индией и США также проложило путь Индии к импорту урана из других стран[источник не указан 345 дней].

Бомбейская фондовая биржа в Мумбае, — самая старая в Азии и самая большая в Индии фондовая биржа

История

См. также: Индо-римская торговля, Великий шёлковый путь, Дорога специй и Экономика Индии (1858—1947)

Первый премьер-министр независимой Индии Джавахарлал Неру был сторонником в Индии «общества социалистического образца». В первых двух пятилетних планах экономического развития (1951-1961 годы) планировалось перевести все стратегические отрасли экономики в государственный сектор.

ВВП на душу населения Индии (с 1820 г. по настоящее время)

К середине 1960-х годов объем промышленного производства Индии вырос в 2,5 раза. В 1970-е годы началось сотрудничество государственного сектора с частным капиталом, выражавшееся в развитии совместного предпринимательства. С середины 1960-х годов государство также способствовало модернизации сельского хозяйства («зелёная революция»). В результате с 1978 года Индия перестала импортировать продовольствие и достигла полного продовольственного самообеспечения.

Вклад ВВП различных секторов индийской экономики с 1951 по 2013 год

Однако стали проявляться негативные тенденции, которые выразились в антиэкспортном торговом режиме, жёстком протекционизме национальной промышленности, сокращении государственных накоплений, увеличении внешнего долга страны с 23 млрд. долларов в 1980-1981 годах до 82 млрд. долларов в 1990-1991 годах.

Премьер-министр Раджива Ганди в конце 1980-х годов взял курс на ослабление государственного контроля над экономикой, смягчение ограничений на импорт, поощрение независимости государственных предприятий. Затем правительство премьер-министра Нарасимха Рао в первой половине 1990-х годов начало осуществление широких рыночных реформ. Было отменено лицензирование, была проведена приватизация, были снижены импортные пошлины. Результатом реформ стало повышение темпов роста экономики.

В условиях глобального кризиса, начавшегося в 2008 году, правительство Индии выработало план поддержки национальной экономики. Приняты меры по девальвации индийской рупии, и по вливанию государством средств в экономику. Центральный банк Индии снизил базовую процентную ставку.

В июле-августе 2008 наблюдался спад продаж новых легковых автомобилей, в основном местного производства. В декабре 2008 было отмечено, впервые за 15 лет, сокращение промышленного производства, происходящее на фоне негативной реакции инвесторов на террористическую атаку в Мумбаи. Наблюдалось резкое падение котировок акций, и бегство иностранного капитала из Индии.

Но индийская экономика вышла из кризиса быстрее, чем ожидалось. В начале 2010-х годов Индия стала лидером по темпам роста экономики среди всех крупных стран мира. Однако достигнув пика в 2015 году (8,2%), рост ВВП затем замедлился до 7,1%. Крах в 2018 году небанковской финансовой корпорации IL & FS (англ.)русск., предоставлявшей кредиты на строительство множества дорог, туннелей и прочих объектов по всей стране, негативно повлиял на экономику. В 2019 году безработица достигла 8,5%.

История

Объем ВВП в других странах

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ. ПОЯВЛЕНИЕ МОНЕТ

Наличие произведенной избыточной продукции в Индии способствовала развитию торговли. Особое место занимала внешняя торговля. Еще в Индский период (XXIII-XVIII вв. до н. э.) население поддерживало тесные торговые связи со своими близкими и дальними соседями — с Южной Индией, Афганистаном, Белуджистаном, Ираном, Средней Азией, Месопотамией, сбывая им хлопчатобумажную ткань, золото, слоновую кость, ценную древесину и покупая у них металлы, драгоценные камни и т.д. В VII в. до н. э. в государстве Магадха появились первые металлические деньги, которые властно подчиняли себе торговое жизни страны, вытеснив с него примитивную обменную торговлю.

Ещё в первые века I тысячелетия до н. э. в качестве денег использовались куски или связки кусков меди, серебра или золота определённого веса (нишка). В V—IV вв. до н. э. появляются серебряные монеты, называвшиеся каршапана, или дхарана. Возможно, что ещё раньше появилась медная монета

Однако простой обмен товаров, видимо, продолжал оставаться важной формой торговли. С переходом к денежно-товарных отношений индийское купечество в буддийский период (VI-III вв

до н. э.) при поддержке государства наладила стабильные торговые связи с Цейлоном, Бирмой, Южной Аравией, отправляло традиционные индийские товары в страны эллинистического мира.

Индийские купцы, профессия которых считалась в обществе одной из самых престижных, всегда больше продавали своих товаров, чем покупали чужих. Именно благодаря активному торговому балансу индийские раджи, вельможи, купцы на протяжении веков накопили огромные богатства. Они были основными кредиторами и ростовщиками.

Развитие международной торговли заметно активизировал кораблестроения. На суда с традиционными индийскими товарами можно было встретить у берегов Цейлона, Африки, стран Средиземноморья и Юго-Восточной Азии. Индийские специи (особенно перец), изделия из слоновой кости, золототканую парчу, непревзойденных индийских жриц любви охотно закупал Рим. Индийские купцы завозили в страну вина, папирус, ладан, отдельные металлы и т.д. Важную роль в развитии тогдашней индийской торговли с соседями играл Великий шелковый путь, который имел ответвление в Индию. Индийские ремесленники и купцы объединялись в профессиональные организации, деятельность которых пыталась контролировать государство. В первой половине I тыс. н. э. государственный контроль над ними ослаб. Ремесленные корпорации проявляли больше инициативы в расширении своих связей, самочинно заключая договоры с частными заказчиками. Признаком их самостоятельности были свои печатные символы.

Речная сеть в Северной Индии была почти непригодной для навигации, поэтому основную роль в развитии средств коммуникации в стране играли сухопутные пути. В условиях джунглей и ежегодного сезона тропических дождей строительство их было нелегким. Вдоль основных дорог выкапывали колодца, строили отели для путников. Однако качество индийских дорог в целом была крайне неудовлетворительной, и отсутствие надежного транспортного сообщения в значительной степени обусловила неодинаковость исторических судеб отдельных регионов.

В международной торговле Индии важную транспортную функцию выполняло каботажное мореходство. Несмотря на то, что не было удобных гаваней на индийском побережье, древние индийцы в технике мореплавания не уступали другим народам. Им принадлежит изобретение живого «компаса»: брали на судно ворона, которого в период потери ориентиров выпускали, и направляли судно в сторону его полета, пока можно было увидеть береговую линию.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий