Экономика польши

Гданьск — бурно развивающаяся промышленность

Гданьск отличается развитыми предприятиями, занимающимися выпуском продукции цветной металлургии. Налажено производство полиметаллических изделий, также сильно развита цветная металлургия. Тяжелое машиностроение представлено предприятиями, производящими вагоны (товарные и пассажирские). В Гданьске расположены компании, занятые в производстве электротехники.

Судостроение — еще одна важная часть промышленности Гданьска. Здесь также находится крупный морской торговый порт. Постоянно отмечается рост специализированных предприятий, оказывающих услуги по судоремонту. Отличительной чертой Гданьских частных предприятий является значительное удорожание стоимости строительства судов. На конец 20 столетия средняя стоимость ремонта составляла не более 4 $ за один килограмм от общей массы судна. Сейчас эта отметка достигла 20 $. Польские судоремонтные и судостроительные верфи славятся парусниками, яхтами, которые покупают состоятельные представители европейских государств.

Наращивание темпов авиационной промышленности обусловило большие пассажиропотоки. В Гданьске функционируют инженерные авиацентры, есть предприятия по изготовлению авиационной техники. Ими выпускаются небольшие самолеты, вертолеты, планеры, запчасти для авиационной техники. Ряд моделей предназначен для экспорта.

Экология Гданьска находится на хорошем уровне. Мощная промышленность не сказывается на комфорте жителей. Городские панорамы прямо указывают, что Гданьск — зеленый город. Власти активно инвестируют в поддержание экологии, заботятся о пляжах, сами жители активно поддерживают чистоту улиц. Поэтому даже будучи транспортным перегрузочным узлом и располагая научно-технической базой, Гданьск не перестает быть чистым.

Экономика Польши

Польская экономика пережила ряд серьезных преобразований. Определенный период времени она принадлежала к группе социалистических стран с командным типом управления. После отказа от централизованной системы управления в Польше началась повсеместная приватизация государственной собственности в частную. Многие сферы деятельности стали привлекательными для иностранных инвесторов. На сегодняшний момент польская экономика входит в тридцатку стран по уровню экономического развития. На мировом рынке Польша известна в качестве поставщика:

  • угля;
  • черных и цветных металлов;
  • тканей;
  • сельскохозяйственной продукции;
  • продукции пищевой промышленности.

Изменение ориентиров на внешнеэкономическую деятельность привели к качественным изменениям всей хозяйственной структуры Польши. Больше всего преобразований произошло в промышленности. Ее доля в составе ВВП резко сократилась, хотя сам сектор занимает около сорока процентов всего производства страны. Продукция польской промышленности была ориентирована на страны советского лагеря, которые на данный момент в ней не нуждаются. На западных рынках эта продукция не выдерживает конкурентной борьбы. Все это сказалось на уровне занятости населения.

В первые годы после перехода к рыночным отношениям сократилось производство текстильной промышленности. При этом промышленность и машиностроение остаются очень ресурсоемкими. На текущий момент в структуре промышленного комплекса увеличилась доля коксохимии, а также цветной и черной металлургии. Из энергоресурсов Польша обладает запасами черного и бурого угля. Вся нефть импортируется из России, а также Англии и Норвегии. Собственные запасы газа не способны полностью обеспечить внутренние потребности. Газ так же импортируется.

Машиностроение представлено старыми отраслями, которые сконцентрированы на производстве тяжелых машин. Однако, вливание иностранных капиталов позволяет перестраивать имеющиеся мощности на создание востребованной продукции данного сектора. Легкая промышленность на текущий момент ориентирована только на внутренний рынок. А вот продукция пищевой промышленности пользуется спросом на рынке Западной Европы.

Социальные индикаторы Польши

Как и показатели валового продукта и торговли, социальные индикаторы данной страны также достаточно сильно выросли. В настоящее время можно отметить следующие параметры, важные для понимания ситуации в данной стране:

  • Валового продукта на душу населения проходится в среднем 11500 $.
  • Продолжительность жизни, средняя для данного региона составляет 64,3 года.
  • Высокий уровень грамотности населения. Более 90% людей, работающих в данной стране и выплачивающих налоги, имеют среднее образование.
  • Хороший уровень социальной активности людей активное участие их в жизни страны, социальных программах и выборах. Более 50% населения регулярно ходит на выборы и заинтересованы в наиболее активном развитии этой страны.
  • Низкий уровень относительной бедности среди населения.
  • Минимальный уровень преступлений с применением насилия — всего 3,3% по последним данным даже с учетом высокого процента мигрантов в данной стране в нынешнее время. Именно по этой причине государство считают одним из наиболее в Европе безопасных.
  • Малое количество заключенных, отбывающих в настоящее время срок в государстве.

Все это, естественно, создаёт благоприятные условия для развития экономики в различных секторах и увеличения благосостояния населения. Необходимо, однако, отметить, что номинально некоторые экономические показатели защищенности населения, к примеру, валовый продукт на душу, здесь ниже, чем в иных странах Европы.

Однако же учитывая сравнительно невысокий уровень цен (который во многом удерживает малый импорт), можно сказать, что обитатели этой страны живут безбедно. Также вполне прогнозирован дальнейший рост данных показателей с общим улучшением экономической ситуации.

Финансовые доминанты

По уровню желания контролировать национальную экономику правительства межвоенной Польши почти не уступают властям современной Беларуси. Если бы отдельных управленцев из белорусских органов власти переместить в состав почти всех кабинетов Польши того времени (и наоборот), то они, может быть, и не заметили бы особой разницы.

Финансовый сектор — одна из отраслей, где влияние государства ощущается более всего.

Центральная власть со времен реформ правительства Владислава Грабовского (с 1924 года) выстраивает сильный государственный банковский сектор. Формируется тройка валообразующих госбанков. После кризисов 1925 и 1931 годов их роль в финансовой жизни страны (особенно, в долгосрочном кредитовании) становится доминирующей.

Перед большой войной на Kresach Wschodnich работают отделения двух из трех главных государственных банков межвоенной Польши.

Отделение «Польского банка» в Гродно. Фото: kresy24.pl

Отделения главного банка страны «Польский банк» (Bank Polski) находятся в Барановичах, Бресте, Гродно и Пинске.

Bank Polski — не типичный центробанк-регулятор.

Во-первых, для защиты его независимости акциями владеют 176 тыс. акционеров. Причем у Государственного казначейства (Skarb Panstwa) только 1%, а остальные распределены между промышленными, торговыми и сельскохозяйственными предприятиями, банками и просто госслужащими, военными и представителями свободных профессий. Во-вторых, Bank Polski наравне с другими учреждениями кредитует реальный сектор. В 1935 году Bank Polski, например, выдает долгосрочный кредит на восстановление пострадавшей от пожара фабрики братьев Конопацких в Мостах — главного поставщика фанеры для военно-воздушных сил Польши.

Единственное отделение на белорусских Kresach Wschodnich содержит в Пинске (на улице Костюшко, 2) третий по активам госбанк межвоенной Польши — «Государственный сельскохозяйственный банк» (Panstwowy Bank Rolny). Кроме специальных операций — по поддержке аграрного сектора, финансирования мелиорации и строительства на селе, кредитованию кооперативов, различных сельских ассоциаций и управления специальными фондами — он занимается обычными банковскими операциями, принимая депозиты и ведя текущие счета.

Госбанкам принадлежит свыше десятка компаний, развивающих несколько национальных инфраструктурных проектов. Деятельность части из них охватывает территорию западнобелорусских воеводств.

Торговая марка Orbis — одной из крупнейших туристических компаний межвоенной Европы. Изображение: twitter.com

Один из таких проектов — это «Польское туристическое агентство «Орбис» (Polskie biuro podrosy «Orbis»). Созданное львовскими бизнесменами туристическое агентство разрастается до национального проекта (в 1930 году его услугами пользуется около 5 млн человек) и в 1933 году приобретается Bank «Polska Kasa Opieki — государственным учреждением, занимающимся поддержкой польской диаспоры. В 1939 году Orbis имеет 136 филиалов в Польше и 19 за рубежом, а также четыре собственные гостиницы. Региональное отделение Orbis на Kresach Wschodniсh находится в Вильно, а постоянно действующие агентства в Бресте, Гродно и Пинске.

Другой проект связан с поддержкой массовой миграции из Второй Речи Посполитой. Она начинается во времена экономического кризиса 1929−1933 годов и продолжается вплоть до начала Второй мировой войны. В 1930 году по инициативе правительства создается «Синдикат эмиграции» (Syndykat Emigracyjny), задачей которого становится помощь и контроль за эмиграционными потоками из Польши. 60% акций коммерческой структуры принадлежит Skarb Panstwa, остальные — лицензируемым ею пароходствам, которые перевозят мигрантов за границу. Кто отказывался покупать акции синдиката, автоматически лишается права на перевозку.

Эмигранты. Фото: stihi.ru

Деньги, которые зарабатывает Syndykat Emigracyjny, идут на устройство поселений в Аргентине, Бразилии, Канаде и Палестине. Синдикат помогает эмигрантам до и во время поездки — информацией, в получении документов и распродаже имущества на покидаемой родине, при покупке билетов на корабли и поезда и при получении займов. Syndykat Emigracyjny имеет свыше 30 филиалов. В 1936 году четыре из них действуют в западнобелорусских воеводствах — в Бресте, Пинске, Гродно и Барановичах.

В конце 1920-х и в течение 1930-х годов из Западной Беларуси, по разным оценкам, уедет от 180 тыс. до 200 тыс. человек. Одно из направлений — это заводы, шахты и другие промышленные объекты Франции и Чехословакии. Те, кто хочет продолжить работать на земле, выбирают США, Канаду и страны Латинской Америки.

Экономика Польши: Темпы роста ВВП

С 1991 года экономика Польши получила мощный рывок, и всего за несколько лет по своим показателям сравнялась с системами таких мощных стран как Германия или же Франция.

Этому поспособствовало сразу несколько факторов, в частности, продуманная политика развития различных экономических отраслей, посильные и для бизнеса, и для частных лиц налоги, а также поэтапное выполнение стратегических планов в каждой отрасли. Все это в совокупности дало удивительные результаты.

ВВП Польши сохраняет положительную динамику уже на протяжении 23 лет, что делает страну абсолютным рекордсменом среди европейских стран. В среднем рост ВВП в этой стране ежегодно составляет примерно 4%. Характер его, разумеется, неравномерен, так как за указанный период были и времена относительного экономического затишья, и достаточно бурного развития.

Даже в более тяжелые для всей экономической системы ЕС 2009-2014, ВВП Польши был положительным и в среднем не спускался на отметку ниже 2%, когда же в иных странах спад был достаточно серьезным, за счет чего экономика многих субъектов пострадала.

Ныне ВВП Польши имеет средний рост в 3,4%, что было отмечено даже в не самые успешный для Европы 2015 и начало 2016 года. В целом же по ВВП прогнозы именно для этой страны остаются на очень высоком уровне. Считается, что до 2015 года именно это государство станет лидером по росту ВВП среди всех остальных стран.

Прогнозируют, что уже в ближайшие годы уровень роста ВВП остановится примерно на отметке 2%, хотя у той же Германии таковой составит всего 1,6% ВВП. Естественно, такие прогнозы делают данную страну одним из наиболее инвестиционно привлекательных объектов, а также лучших мест для миграции уже в годы ближайшие.

Транспортная система Польши

Транспортное сообщение в стране находится на высоком уровне, и этот показатель высок не только в пределах Польши, поскольку в этом плане она занимает лидирующие позиции в Европе. Так, внутри страны существуют варианты авиаперелетов между городами и регионами, а также сообщения с помощью доступных железнодорожных и автобусных рейсов. Наземное международное сообщение в Польше происходит со всеми европейскими странами, а авиаперелеты соединяют страну практически со всем миром.

Самым популярным способом путешествий можно назвать железнодорожный транспорт, видимо, потому, что железнодорожное сообщение считается наиболее развитым в стране.

Вся страна покрыта системой «Интерсити», которая считается достаточно быстрой и недорогой. С помощью поездов этого класса можно доехать не только до крупнейших польских городов, но и до малых сёл в стране. Автобусные перевозки считаются менее популярными. А вот авиаперелеты здесь пользуются большим спросом не только среди местных жителей, но и среди иностранцев, потому что здесь действует международная система лоукостов (low costs – система глобальных скидок на авиаперелеты).

Сравнение с Россией

Финансовая помощь Польше со стороны ЕС, в каком то смысле эквивалентна дополнительным доходам России от продажи нефти.

И, если всякие «неполживцы» кричат о том, что когда кончится российская нефть или она будет ненужна из-за развития различных технологий, которые позволят добывать энергию прямо из воздуха (ветер, солнце и так далее), то «Рашка все», то почему,  когда кончится «европейская нефть» в Польше, не будет «Польша все»?

Как нетрудно подсчитать, на каждого жителя Польши в год сейчас проходится около 300 евро финансовой помощи из ЕС.

Россия в год продает около 400 миллионов тонн нефти или 3 миллиарда баррелей. Но если финансовая помощь в Польшу приходит в чистом виде, то нефть еще нужно добыть и транспортировать. На эти цели государство оставляет компаниям около 30-35 долларов с каждого барреля, остальное забирает в виде экспортной пошлины или НДПИ. При среднегодовой цене нефти, скажем в 2016 году, 45 долларов за баррель, государство получало около 15 долларов с каждого барреля или 300 долларов в год на одного человека. А какие были сложно быти в экономике России в 2016 году, все наверное помнят.

При этом в России:

  • Финансовый поток от продажи нефти не уменьшился до нуля.
  • Это было краткосрочное снижение.
  • У России был стабилизационный фонд, которые позволил смягчить последствия низких нефтяных цен.

В Польше:

  • «Европейская нефть» кончится полностью и безвозвратно.
  • Нет никакого стабилизационного фонда, который хотя бы позволит смягчить последствия окончания финансирования.

Из этих расчетов однозначно следует, что в Польше и других странах «новой Европы» в 2020 «Экономика будет разорвана в клочья» (с) Барак Обама.

И если в странах «Трибалтики» есть надежда, что им подкинут деньжат, за их следование европейским правилам, то Польше, за ее более самостоятельную политику, грозило даже отмена или сокращение ранее согласованной помощи. В такой ситуации на новую помощь со стороны ЕС точно не следует рассчитывать.

А тем гражданам которые покинули «отсталую Россию» и переселились на ПМЖ в Польшу можно только посочувствовать. Только посочувствовать. Принимать обратно их не стоит.

В заключение отметим, что вообще развитие цивилизации определяется технологиями. Но не всеми технологиями, а только технологиями добычи энергии. Много ли будет стоить Facebook или даже реальный производитель типа Intel если не будет нефти, газа, угля или хотя бы дров, для производства электричества?

По этому если уж и переезжать из России, то стоит рассматривать только страны типа Саудовской Аравии или … Венесуэлы, не взирая на диктаторские режимы в этих странам и даже перманентные попытки революций и государственных переворотов.

Алексей Зайцев, специально для портала «Все о финансах».

2019 — 2020, Все о финансах. Все права защищены. Копирование материалов только с разрешения автора.

Правоприменительная практика и/или законодательство РФ меняется достаточно быстро и информация в статьях может не успеть обновиться.Самую свежую и актуальную правовую информацию, с учетом индивидуальных нюансов вашей проблемы, можно получить по круглосуточным бесплатным телефонам:

или заполнив форму ниже.

Города и достопримечательности воеводства

Kalisz (Калиш) — один из старейших городов Польши

Самый старинный городок в воеводстве это Калиш. О нем даже написано в сочинениях Птоломея 143-146 гг. Самая первая столица государства был город Гнезно. Есть легенда, что именно тут в десятом веке польский князь Мешко заметил белоснежного орла, который парил над землей, и подумав что это хороший знак свыше, князь основал город возле того места где гнездились орлы. Как известно, благодаря этому знаку, орел стал незаменимым символом Республики Польша. Есть еще одна легенда, которая гласит о том, что из этого района ушли искать свое прибежище три славянина, это были братья Лех Рус и Чех. В городе Гнезно так и находится гора под названием Лех, на этой горе сооружен необыкновенный готический собор, в котором находятся мощи святого крестителя поляков, Войцеха.

Лех, Чех и Рус

В городе Гостынь известным местом является удивительный монастырский комплекс. Этот самый большой в Польше памятник, построенный в стиле барокко в семнадцатом веке. В городе Ленд, также есть большой монастырский комплекс цистерцианцев, построенный в шестнадцатом веке. В городке Лихен Старый, находится самый большой храм в Польше, а сам город считается паломническим. Город Глухов славится своим замком, построенным в шестнадцатом веке. В этом замке сейчас находится Познаньский национальный музей с уникальными экспонатами. Территория самого замка очень привлекательна, там даже находиться загон, где проживают зубры. Город Рогалин славится своим дворцом с необычными формами и удивительными парками со старинными дубами, самым старым деревьям насчитывается более 500 лет. Также там есть богатые коллекции старинных колясок и приспособлений для путешествий. В городе Чернев есть многочисленные старинные постройки, также интересным для посещения является ресторанчик, построенный в бывшем сарае служившим для карет, там можно отведать блюда национальной кухни. В Великопольском воеводстве находится очень крупный центр авиамоделизма и воздухоплавания это город Лешно. Также там находятся многочисленные памятники, сооруженные в стиле барокко. В воеводстве есть так называемый музей под открытым небом городок Рыдзын. Также в этом регионе находится необычный заказник, состоящий из двадцати тысяч летучих мышей.

Замок в городе Курник(польск.Kornik)

Интересным местом для посещения является Курник. Там находится бывшая магнатская резиденция, в виде английского замка в неоготическом стиле. А прогулявшись по дендрологическому парку, вы насладитесь уникальной природой состоящей из многочисленных деревьев и кустарников.

Варшава — важный промышленный город

В Варшаве сосредоточены предприятия, играющие существенную роль в автомобильной промышленности, металлургии, тяжелом машиностроении. Крупные заводы производят автомобили марок Toyota, Fiat, Opel и Volkswagen. В первую очередь, речь идет об автобусах и грузовых машинах.

Металлургическая промышленность развивалась в столице долгие годы, что позволило ей достигнуть выпуска миллионов тонн проката. Именно модернизация сыграла ключевую роль в развитии польских предприятий.

Тяжелое машиностроение приносит столице миллиарды долларов, причем сейчас происходит переориентирование в связи с востребованностью электротехники и приборостроения.

Экология Варшавы находится на приемлемом уровне для крупного города. Часто столица страдает от смога, который вызван скорее автотранспортом, чем промышленными предприятиями. Местные жители пользуются так называемыми «лесными школами». Это особая мера, которая предполагает выезд людей за город с целью дышать свежим воздухом. Поддерживают борьбу за экологию местные компании, например, заводы Coca-Cola пропагандируют среди населения сортировку мусора и предлагают отдавать пластиковые бутылки на переработку, чему охотно способствуют сами жители.

Как устроена финансовая помощь ЕС

Финансовая помощь идет не напрямую в карман гражданам этих стран, а на финансирования различных инфраструктурных или социальных проектов — дорог, государственных учреждений и так далее. По этой причине, у простых граждан, складывается впечатление что ничего принципиально не изменится после прекращения этой помощи — все дороги построят, отремонтируют и помощь не нужна. Но это принципиально не так.

Отметим важное свойство программа финансовой помощи ЕС. Хотя программы формально предполагают только софинансирование, то есть часть денег должны вложить власти страны, в реальности, фактически речь идет о 100% финансировании, так как при освоении бюджета платятся налоги, которые потом и идут на софинансирование

Это, конечно, очень грубая и приблизительная схема, но суть именно такая.

Статистические данные Польши на 2017 год

На 2017 год население Польши составляет — 38,634 млн. чел, территория – 312 679 км2, плотность населения – 123 чел/км2.

Номинальное ВВП – 509,955 млрд $, на человека — $13 429. ВВП по ППС — 1110 млрд $, на человека — $29 250. Рост ВВП – 3,1% (2016) и 3,3% (2017), прогноз роста ВВП — 3,2% (2018), 3,2% (2019). Распределение ВВП по секторам экономике выглядит так: agriculture – 2,6%; industry — 38.5%; services — 58.9% (2016). Инфляция – 1,8% (CPI, 2017).

Коэффициент Джини — 29.8 (2014) – это статистический показатель степени расслоения общества данной страны или региона по отношению к какому-либо изучаемому признаку. Коэффициент Джини изменяется от 0 до 1. Чем ближе его значение к нулю, тем более равномерно распределён показатель.

Рабочей силы – 17,64 млн. человек (2016), распределение рабочей силы по секторам: agriculture – 11,5%; industry – 30,4%; services – 58,1% (2015). Безработица составляет – 4,6% (Eurostat, September 2017). Средняя зарплата — €975,96/$1 320 в месяц (2014). Главные отросли промышленности — machine building, iron and steel, mining coal, chemicals, ship building, food processing и glass.

Экспорт и Импорт (2016)

Экспорт — $195.70 млрд. (2016). Экспортные товары — machinery and transport equipment — 37.8%, intermediate manufactured goods — 23.7%, miscellaneous manufactured articles — 17.1%, food and live animals — 7.6% (2012 est.).

Лучшие экспортные страны: Germany — 27.3%, United Kingdom — 6.6%, Czech Republic — 6.6%, France — 5.4%, Italy — 4.8%, Netherlands — 4.5%

Импорт — $193,60 млрд. (2016). Импортные товары — machinery and transport equipment 38%, intermediate manufactured goods 21.0%, chemicals 15.0%, minerals, fuels, lubricants and related materials 9.0% (2011 est.)

Лучшие импортные страны: Germany — 28.3%, China — 7.9%, Netherlands — 6%, Russia — 5.8%, Italy — 5.3%, France — 4.2%, Czech Republic — 4.1%,

Всего зарубежных инвестиций — $224,5 млрд. (31 December 2016 est.), государственный внешний долг — $347,8 млрд. или 48,4% от ВВП (31 December 2016).

Государственный бюджет (2016):
— доходы в бюджет — $79,75 млрд.
— расходы — $91,45 млрд.

Экономическая помощь Европейского Союза:
Выделено $137 млрд. на структурные реформы на протяжении 2007–2013 годов. Планируется выделить еще $142 млрд. на структурные реформы в 2014–2000 годах.
Золотовалютные резервы страны – $114.4 млрд. (31 December 2016 est.)

Как видите очень хорошие показатели у экономики Польши, так на протяжении 2007-2017 годов в ее экономику было влито экономической помощью и инвестициями более $410 млрд. Не плохой показатель, как для страны загнивающего Запада. Например, весь ВВП Украины в 2017 году планируется на уровне $104 млрд, а ВВП России на 2017 год – $1 469 млрд, Белоруссии — $53 млрд, Казахстана — $156,2 млрд.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий