Модель экономики россии: перспективы развития и экономические проблемы

Этапы становления и развития российской национальной экономики

В становлении российской национальной экономики можно выделить два основных этапа.

Период с 1990 по 1998 годы, для которого характерны следующие черты:

  • хаотичная и сверх стремительная утрата государством своих ведущих позиций в экономике страты, осуществленная в добровольном порядке;
  • высочайший уровень инфляции;
  • спад и развал производства;
  • сокращение инвестиций;
  • низкий уровень договорной дисциплины хозяйствующих субъектов, проблема неплатежей;
  • стремительное наращивание внутреннего и внешнего государственного долга;
  • накопление кредиторской задолженности;
  • постоянный дефицит бюджета.

Возникшие в этом периоде российского экономического развития проблемы в большей степени были обусловлены полным отсутствием опыта проведения такой масштабной перестройки командной экономики огромной страны в полноценного участника рынка. Кроме того, эти проблемы усугубились стремление лиц, оказавшихся в нужном месте в нужное время, «урвать» себе как можно больший кусок национальной экономики. Также сказывалась нехватка квалифицированных управленческих кадров, способных осуществлять хозяйственную деятельность в новых экономических условиях. Проблемы для экономики страны создавали и высокий уровень бюрократии, и низкий уровень государственного контроля.
Результатом совокупного влияния всех перечисленных факторов стало наступление тяжелейшего экономического кризиса в августе 1998 года, следствием которого стал отказ от обслуживания государственных ценных бумаг, девальвация национальной валюты и снижение уровня жизни населения.

Период с 1999 по 2001 годы. Началом данного этапа переходной экономики стал выход из кризиса, пришедшийся на конец 1998 года. Преодолению кризисного этапа развития национальной экономики России способствовал рост конкурентоспособности ее продукции на внешнем рынке, обусловленный как раз влиянием экономического кризиса (снижение цен на продукцию как результат девальвации рубля, совпавшее с ростом цен углеводородного сырья на мировом рынке). В этот период государство сосредоточилось на проведении жесткой бюджетной политики, направленной на обеспечение профицитного бюджета. Кроме того, прошедшие годы положительно сказались на опыте российских предпринимателей, которые адаптировались к новым хозяйственным условиям. Результатом реализации второго этапа становления российской экономики стало увеличение объема сбережений граждан в национальной и иностранной валюте, ставшие значимым инвестиционным источником. Этот период характеризуется возвратом капитала в страну, выводом экономики из теневого сектора.

Современный период развития российской национальной экономики, который можно обозначить как третий, уже вышел за пределы этапа становления. Государственные органы обозначают данный период развития национальной экономики как переходный от сырьевой формы экономического развития к высокотехнологичной, инновационной.

Замечание 2

Возможность такого перехода была обусловлена высоким уровнем цен на энергоносители, в экспорте которых Россия находится на первом месте. Однако политические события, связанные с присоединением Крыма, участием России в боевых действиях в Сирии и связанные с этим экономических санкции отбросили российскую экономику далеко назад.

Современный этап развития российской экономики характеризуется наличием следующих проблем:

  • резкое падение цен на энергоресурсы привело к сокращению бюджетных доходов;
  • введение антироссийских санкций привело к девальвации национальной валюты и падению доходов населения;
  • цены на фоне валютного кризиса продемонстрировали уверенный скачок вверх;
  • снижение капитализации российских компаний до уровня 2005 года;
  • снижение потребительского спроса, обусловленное падением доходов населения;
  • снижение уровня жизни населения, роста социальной напряженности в стране;
  • новый виток оттока капитала из страны.

Перспективы дальнейшего экономического развития России находятся в прямой зависимости от западных санкций, усиление которых может лишь усугубить кризисное состояние, на что, в принципе, и нацелены запанные страны во главе с США. Правительство России предпринимает меры по противостоянию кризисным явлениям, однако их продолжительность отрицательно влияет на его возможности.

Экономика нулевых годов

Нулевые годы стали самыми успешными в плане восстановления российской экономики. Ежегодный рост ВВП в этот период составлял от 5,1-5,2% в 2001 и 2008 до 1 % в 2000-м и 8,5% в 2007-м. Отмечен рост в промышленном и сельскохозяйственном секторе, а также строительстве. Доходы населения росли. Сокращение бедности составило 16% (с 29 в 2000 до 13 в 2007).

Налогообложение стало более либеральным, а собираемость налогов выросла. Для подоходного налога была установлена плоская шкала. В целом количество налогов уменьшилось в 3 раза (от 54 до 15). В частности, был сокращен налог на прибыль.

В 2001 году введено право собственности на землю. Также были проведены и другие реформы: банковская, пенсионная, льготная, трудовая и другие виды. С 2006 года рубль стал свободно конвертируемой валютой.

Сельское хозяйство

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, аграрный сектор считался передовым в экономике страны по своему удельному весу. Капиталистические отношения в сельском хозяйстве формировались крайне медленно. Это было обусловлено сохранением помещичьего землевладения, агротехнической отсталостью, нехваткой участков для крестьян, общинными отношениями на селе. Вместе с этим экономическое развитие России в начале 20 века сопровождалось урбанизацией. Начали расти промышленные центры, увеличиваться численность городского населения, развивалась транспортная сеть. Все это способствовало усилению спроса на продукцию сельскохозяйственного сектора и на внешнем, и на внутреннем рынках.

Промышленность

Она оказала огромное влияние на социально-экономическое развитие России. Начало 20 века ознаменовалось мировым кризисом. Он возник после всеобщего подъема 90-х годов предыдущего столетия. В России промышленный кризис проявился наиболее остро. В стране снизились цены на основные товары, резко сократилось производство, началась массовая безработица. Поддержка государства для производителей оказалась недостаточной. В результате множество предприятий стали нерентабельными и обанкротились. Кризис коснулся не только промышленности, но и аграрного сектора. Упадок значительно усложнил ситуацию в обществе, спровоцировал серьезные политические потрясения.

Особенности экономического развития России на рубеже 19-20 веков

В этот период капиталистическая система вступила на новый, монополистический этап. Начали образовываться крупные финансовые и производственные объединения. Экономическое развитие России начала 20 века, кратко говоря, дало толчок к сращиванию денежного и промышленного капитала. Производственно-финансовые группы заняли в этот период господствующее положение в хозяйстве страны. Они регулировали объем продаж и изготовления продукции, устанавливали цены, разделяли мир на сферы своего влияния. Интересам промышленно-финансовых групп стала подчиняться внешняя и внутренняя политика более развитых стран.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Показатели ВВП

Показатель Значение Период

Объем ВВП

1700 USD млрд. 2019

Годовой темп роста ВВП

-3.4 % 3 кв./20

Темпы роста ВВП

-3.2 % 2 кв./20

ВВП на душу населения

12012 USD 2019

ВВП в сопоставимых ценах

22689 RUB млрд.
| 306.723 млрд. USD
3 кв./20

ВВП на душу населения ППС

27044 USD 2019

ВВП от сельского хозяйства

1444 RUB млрд.
| 19.521 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от строительства

1267 RUB млрд.
| 17.128 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от производства

2804 RUB млрд.
| 37.906 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от горнодобывающей промышленности

1701 RUB млрд.
| 22.995 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от государственного сектора

1650 RUB млрд.
| 22.306 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от транспорта

1354 RUB млрд.
| 18.304 млрд. USD
3 кв./20

ВВП от коммунальных услуг

451 RUB млрд.
| 6.097 млрд. USD
3 кв./20

Структура экономики

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными, по отношению к 1991 году, выглядят: производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство и распределение электроэнергии, газа и воды (по данным до 2006 года).

Экономика страны после 2010 года

До 2014 года состояние экономики оставалось благоприятным. После выхода из локального кризиса 2008-2009 годов произошло быстрое восстановление и дальнейший рост ВВП страны. В 2012 Россия вошла во Всемирную торговую организацию, что могло сказаться и на дальнейшей судьбе страны. С этого же года прогрессивный тренд в экономике стал переламываться. Если в 2010 и 2011 годовой рост ВВП составлял около 4, %, то в 2012 – 3,3, а в 2013 – только 1,3 процента. Еще более сильно сократился рост промышленного производства. Увеличился вывоз капитала из страны.

Более резкое ухудшение в экономике началось в 2014, что во многом объясняется падением нефтяных цен, а в конце данного года и с введением экономических санкций. Началось снижение доходов населения, отмечено резкое увеличение оттока капитала. Официально экономический кризис стартовал в декабре 2014 года.

Внешнеторговая политика России

Внешнеторговая политика — это система мероприятий, направленных на защиту внутреннего рынка, стимулирование роста объема внешней торговли, оптимизацию ее структуры и направлений товарных потоков.

Внешнеторговая политика характеризуется уровнем свободной, беспошлинной торговли и уровнем протекционизма, т.е. защиты своего рынка от импорта.

Современную внешнеторговую политику отличает ослабление ограничений внешнеторгового обмена, стремление к устранению препятствий на его пути, т. е. либерализация торговли.

(Либерализация торговли явилась одной из основных причин необычайного экономического роста, отмеченного во всех странах после окончания Второй мировой войны).

Присоединение России к ВТО позволяет создать режим свободной конкуренции товаров и услуг на ее территории, что означает снижение таможенных тарифов, отказ от субсидирования производства и экспорта продукции по демпинговым ценам. В соответствии с общеэкономическими задачами и требованиями ВТО в России производится регулирование внешнеэкономической деятельности: лицензионное регулирование внешнеторговых операций, таможенно-тарифное регулирование и переход к тендерной (конкурсной) основе заключения внешнеторговых контрактов.

В России действует система стимулирования экспорта, которая соответствует требованиям ВТО и порядку оказания государственной поддержки экспорта. Такая поддержка национальных экспортеров включает систему финансовых льгот, к которым относятся:

  1. предоставление Правительством РФ в лице Министерства финансов РФ гарантийных обязательств в отношении кредитных ресурсов, привлекаемых российскими коммерческими банками для обеспечения оборотными средствами экспортно ориентированных организаций;
  2. гарантированное страхование экспортных кредитов от долгосрочных коммерческих рисков;
  3. прямые дотации экспортерам в виде экспортных премий, выплаты разницы стоимости услуг по транспортировке грузов национальных и иностранных перевозчиков;
  4. выдача на льготных условиях экспортных кредитов и т. д.

Государство берет на себя значительную часть расходов по подготовке кадров, исследованию конъюнктуры мирового рынка, защите интересов национальных экспортеров и импортеров за рубежом, а также обеспечивает необходимые политические условия для их деятельности на внешнем рынке.

Внешнеторговая политика России по развитию экспорта имеет целью формирование эффективной модели участия России в МРТ. Ее основные направления предусматривают не столько расширение экспорта, сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры. Обязательна диверсификация российского экспорта, в том числе за счет широкого вывоза на внешние рынки готовой продукции и в первую очередь наукоемкой, высокотехнологичной.

В Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ “Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” указаны ограничительные меры по экспорту, которые могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ.

Существующие ограничения делятся на следующие категории:

  1. ограничение круга экспортеров, которым разрешено вывозить данный товар;
  2. квотирование вывозимого товара; соблюдение условий, исключающих возможность нанесения ущерба национальным интересам в результате экспорта.

Количественные ограничения экспорта вводятся для предотвращения опустошения внутреннего рынка и исключения избыточного предложения данного товара на мировых рынках.

Соглашения о взаимном признании сертификатов, удостоверяющих безопасность товаров, заключены Россией с Германией, Францией, Китаем, Сингапуром. Действие соглашения, заключенного с Китаем, распространяется на Тайвань.

24 сентября 1993 г. страны СНГ заключили договор “О создании экономического союза”, который предусматривал сначала создание ассоциации свободной торговли, затем — таможенного союза и объединенного рынка.

15 апреля 1994 г. было заключено и вступило в силу Соглашение “О создании зоны свободной торговли”.

20 января 1995 г. Россией, Беларусью и Казахстаном было заключено Соглашение “О Таможенном союзе”, в соответствии с которым между данными государствами действует режим свободной торговли.

18 октября 2011 г. на основе соглашения 1994 г. был заключен “Договор о зоне свободной торговли”.

Россия подобно большинству стран мира использует в своей внешнеторговой политике такие принципы, как создание режима наибольшего благоприятствования торговле и преференциальности торговли для развивающихся стран.

Российская экономика, ее особенности

Экономика России является одной из крупнейших в мире, благодаря территории и богатству полезных ископаемых, в том числе энергоресурсов. На сегодняшний день она занимает шестое место по совокупному выпуску. Российскую экономику относят к развивающимся, так как в ней превалируют добывающие отрасли, а перерабатывающие отрасли промышленности сконцентрированы в сфере тяжелого машиностроения.

Вклад российской экономики в мировую составляет не более 3%. Считается, что Россия обладает высоким потенциалом в области человеческого ресурса. Большой вклад в формирование валового продукта вносят добывающая и обрабатывающая промышленность, далее следует торговля, транспорт и связь. В отличие от развитых стран третичный сектор российской экономики находится на этапе становления. На долю финансового сектора приходится 4% ВВП, коммунальные услуги составляют 3% ВВП, остальная часть приходится на услуги образования, здравоохранения, туризм и прочие отрасли народного хозяйства.

Существующее отставание от развитых стран является объективным последствием недавнего перехода от командно-административной модели хозяйствования к рыночной. До сих пор в структуре экономики сохраняются элементы командной экономики. Приватизация привела к тому, что в России сформировались крупные акционерные общества. Больше всего пострадал средний и малый бизнес, который считается основой экономического развития.

В последнее десятилетие экономика страны испытывала влияние мирового экономического кризиса, а также санкций, выдвинутых со стороны развитых стран вследствие геополитических разногласий. Несмотря на эти факторы, российской экономике удалось удержаться на плаву благодаря укреплению цен на энергоресурсы, а также инвестированию в национальную экономику. Санкции стимулировали развитие многих отраслей народного хозяйства, а также способствовали активному становлению малого и среднего бизнеса.

Особенности экономики в конце 2017 – первом квартале 2018 года

В 2017 году в мировой экономике произошли значительные сдвиги, оказывающие влияние и на нашу страну. Ставшая уже исторической по своим масштабам сделка ОПЕК + Россия стимулировала рост цен на углеводороды. После провала нефтяных цен в начале 2016 года до 25-30 долларов за баррель, они начали постепенно восстанавливаться, однако до середины 2017 удерживались в районе 50 долл./бар.. Со второй половины данного года в течение нескольких месяцев они выросли до 70 – 75 долларов за баррель, после чего закрепились на данном уровне. Одновременно отмечен взлет цен на другие экспортные российские товары: металлы, уголь, древесину.

Данные значения гораздо выше базовых показателей, заложенных в бюджет (40 долларов за баррель). Таким образом, это должно быть стимулом для восстановления экономики страны. Однако мнения экспертов пока не столь оптимистичны. Многие отмечают назревшую необходимость преобразований, которые могли бы стать основой для будущего роста. Пока доходы населения продолжают постепенно понижаться, а экономика растет слишком медленно или даже стагнирует. В конце 2017 было отмечено снижение промышленного производства, а доходы населения за этот год снизились, вопреки прогнозам Минэкономразвития, которое давало небольшой их рост.

Сейчас нет единого мнения относительно будущего развития ситуации. Среди экспертов есть как оптимисты, так и пессимисты. Оптимисты, как и чиновники, рассчитывают на возобновление роста экономики в 2018 году.

Изменения в экономике страны в историческом прошлом

В 19 веке социально экономическое положение России находилось на очень низком уровне. В советский период экономика страны отличалась стабильностью и имела плановый характер. Решающую роль играли хозяйственные отрасли: добывающая, обрабатывающая, сельскохозяйственная. ВВП на душу населения был небольшим, однако социального неравенства практически не наблюдалось. Но в конце 80-х что-то пошло не так, в результате чего прежняя система рухнула, а на смену ей пришла плохо организованная рыночная. Начался резкий спад производства, рост цен, падение инвестиций, увеличением внешних займов, снижение доходов жителей и прочие негативные явления.

При этом экономика переориентировалась с плановой на рыночную. Несмотря на жесткое налоговое законодательство, наблюдалось систематическое уклонение от уплаты налогов. Также характерным для 90-х годов стало увеличение разрыва в уровне жизни разных российских регионов.

Подъем

Он пришелся на 1909-1913 гг. Промышленный подъем стал следствием усиления покупательской способности граждан после отмены в 1906-м выкупных платежей, а также проведения реформы в аграрном секторе (1906-1910 гг.). Преобразования значительно активизировали капиталистическое развитие сельского хозяйства. Увеличение военных правительственных заказов вследствие обострения ситуации в мире также способствовало промышленному подъему. В этот период процесс монополизации стал усиливаться. Начали формироваться новые синдикаты («Электропровод», «Проволока»), а также концерны и тресты. Последние считались монополиями высшего типа. Ими регулировалась добыча сырья, выпуск и реализация готовых изделий. Последующее развитие концернов связано с образованием крупных финансово-производственных групп. В них объединялись предприятия от различных отраслей на базе банковского капитала. По уровню монополизации Россия шла в ногу с развитыми странами Европы.

Общее понятие экономической системы

Определение 1

Экономическая система – это совокупность отношений, складывающихся в обществе в зависимости от особенностей организационных, социальных и политических связей. Экономические системы могут различаться по отношению к собственности и принципу построения хозяйственного взаимодействия между субъектами.

Общей чертой для всех экономических систем можно назвать формирование на основе этапов общественного воспроизводства. Каждый этап, а именно, создание блага, его распределение, последующий сбыт и конечное потребление, в конкретной хозяйственной структуре имеет свои особенности. Однако, существует и ряд различий, влияющих на характеристики каждой экономической системы. Среди наиболее значимых выделяют:

  1. Принципы построения социальных и хозяйственных связей.
  2. Организация и способ применения нормативно-правовой базы.
  3. Принципы работы хозяйственного механизма.
  4. Конечные цели действующих субъектов.
  5. Особенности построения взаимоотношений и связей между экономическими агентами.

Для каждой исторической эпохи характерен свой тип экономической системы. На модель хозяйственных отношений могут влиять социальные, политические, военные и другие события в жизни страны. Кроме того, может сказываться уровень социально-экономического развития, а также стратегия и тактика поведения экономических агентов, то есть их экономические цели. В классической экономической теории хозяйственные системы различаются в зависимости от владения собственностью, а также от влияния государства на экономические процессы в системе. Поэтому принято разделять все существующие структуры на традиционную, рыночную, смешанную и планово-командную.

Современный мир отличается смешением элементов различных экономических систем. Это позволяет формировать крепкие, защищенные от внешнего воздействия хозяйственные структуры, способные быстро адаптироваться под изменения, связанные с современными тенденциями, а именно, глобализацией и всемирной интеграцией в мировое хозяйственное пространство.

Современная экономическая система в России

После распада Советского Союза правительством России было принято решение перехода к рыночной системе отношений. Достижение данной цели видели в стихийном развитии рынка, когда государство практически полностью перестало контролировать хозяйственные процессы в системе. Вся ставка делалась на приватизацию государственной собственности и отпуск цен. Результатом такого подхода стало формирование крупных акционерных обществ, действующих по сей день. Средние и мелкие предприятия практически перестали существовать, были разрушены многие отрасли народного хозяйства. Отпуск цен привел к быстрым темпам инфляции, которые были приостановлены за счет государственного вмешательства в экономику страны.

На сегодняшний день экономическую систему России можно назвать смешанной. Смешанная система способна решать следующие задачи:

  1. Обеспечивать максимальную занятость населения.
  2. Использовать производственные мощности.
  3. Стабилизировать цены.
  4. Способствовать росту производительности труда и заработной платы.
  5. Поддерживать равновесие платежного баланса.
  6. Обеспечивать многосекторность экономики.

Замечание 1

Сущность данной экономической системы заключается в том, что она включает в себя элементы различных систем. Например, централизованное управление происходит в отраслях стратегического назначения, обеспечивающих безопасность и независимость страны. Рыночная система внедряется в сектор реального производства, так как позволяет оптимизировать процессы в нем без лишнего государственного вмешательства.

Современная Россия – это смешение различных экономических моделей, поддерживающих независимость и финансовую стабильность страны. В условиях современной геополитической обстановки оборонная промышленность, инфраструктура, а также наука находятся под контролем государства. Все остальные отрасли народного хозяйства развиваются по законам рынка.

Экономика России в двадцатом веке

Предпосылками формирования централизованной системы управления экономикой стали:

  1. Глобальные политические и социальные изменения в жизни российского общества. В начале двадцатого века произошло две революции, вторая положила начало новой форме власти и аппарату управления.
  2. Участие в двух мировых войнах, вторая из которых принесла большие человеческие и экономические потери.
  3. Стремление к построению социалистической системы общественного строя.

После Второй мировой войны требовалось быстро восстановить экономику страны. На тот момент была сохранена тяжелая и военная промышленность. Государственное управление экономикой позволило контролировать все сферы жизни общества, а также модель воспроизводства, общественное разделение труда и так далее. В то время широко применялись пятилетние планы, которые позволяли структурировать развитие национальной экономики, а также отслеживать результаты принятых управленческих решений.

Теоретически такой подход должен был установить баланс между спросом и предложением, хотя на практике все выходило несколько иначе. Государственной властью определялись не только объемы выпуска, но и сама продукция, цены на нее. Власть занималась искусственным распределением ресурсов, товарных потоков, поддерживало определенные сферы услуг. Однако, подобное управление приводило к экономическим перекосам. Например, цена хлеба была намного ниже издержек его производства.

Замечание 2

Плановая экономика позволила в короткие сроки выйти на довоенный уровень производства, сделать доступными товары и услуги для широких слоев населения, восстановить экономику, торговлю. Но централизованное управление хозяйством показало свою несостоятельность. Внутренние экономические перекосы привели сначала к стагнации экономического развития, а затем и к деградации. К девяностым годам двадцатого века плановая экономика СССР потерпела крах, что потребовало построения новой системы экономических отношений.

Общая характеристика российской национальной экономки и ее становления

Национальная экономика России на современном этапе может рассматриваться как хозяйство, основанное преимущественно на рыночных (капиталистических) принципах организации и формирующее условия для функционирования экономических субъектов различных форм собственности (государственная, частная, смешанная) и организационно-правовых форм (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, товарищества и прочее).

Замечание 1

Большинство российских предприятий сформировано за счет национального капитала, однако есть и небольшая доля предприятий с иностранным финансированием. Такая ситуация обусловлена низкой инвестиционной привлекательностью страны для игроков внешнего инвестиционного рынка.

Основы современного экономического развития России были заложены сравнительно недавно – в начале 90-х годов, при смене политического и экономического строя. Страна в крайне быстрых темпах осуществила переход от командной экономики к рыночной посредством проведения широкомасштабной приватизации национальной собственности. Воспользовавшееся возникшей суматохой небольшое число собственников получило в свое распоряжение огромные объемы ресурсов. Стремительные темпы приватизации можно проиллюстрировать следующими цифрами: к 2006 году в состав частной собственности перешло 77 процентов государственной собственности.

Экономические системы России

Экономика России после перехода к рыночной системе

Начало 1990-х годов связано с переходом России к рыночной экономике, во время этого долгого и нелегкого периода новые рыночные подходы должны были перевернуть сложившиеся основы советского хозяйства, оказавшегося ей противоположным во многом. Несмотря на наличие трудностей, стране удалось увеличить свой производственный потенциал.

Переходная экономика России имеет свои особенности и противоречия. Ряд отраслей хозяйства достигли нового уровня развития, соответствующего уровня развитых стран, к примеру, отрасли военно-промышленного комплекса. Для других отраслей характерно продолжение воспроизводства в устаревшем формате. Немаловажная роль в российской экономике отводится естественным монополиям.

Естественные монополии представлены рыночными сегментами с неэффективной конкуренцией. Применительно для российского рынка более точным определением естественной монополии можно назвать следующее: это возможности каких-либо субъектов извлекать высокие доходы за счет расширения производственных мощностей. В России к числу естественных монополий относятся железнодорожный транспорт, сфере энергетики, газовый и нефтяной комплекс, авиационная промышленность и автомобилестроение.

Существенное значение монополий для отечественной экономики с одной стороны ограничивает свободную конкуренцию, однако вместе с тем это означает экономию на издержках. Простая ликвидация естественных монополий означает возрастание издержек, и, следовательно, повышение цен на производимую ею продукцию. Поэтому при отсутствии в отечественной экономике иного способа воспроизводства товаров и услуг, помимо монополистического, единственным методом контроля монополий становится управление ими на государственном уровне.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий