Экспорт франции

Транспорт[править | править код]

Франция обладает развитой транспортной сетью, в последние десятилетия обозначилась тенденция к повышению роли автодорожного транспорта: в 1985 году на него приходилось 61,6 % от общего объема перевезенных грузов внутри страны, а в 2001 году 76,7 %. За этот период резко сократилась доля внутренних грузоперевозок другими видами: железнодорожным (с 23,3 до 13,8 %), внутренним водным (с 3,6 до 2,2 %) и трубопроводным (с 11,5 до 7,3 %).

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Общая протяжённость железных дорог составляет 29 640 км, из них 15 561 км электрифицирован, ширина колеи стандартная (1435 мм).

Во Франции зарегистрировано 30 авиакомпаний (крупнейшая из них Air France), общий их флот составляет 485 самолётов, объём перевозок составляет 65 млн пассажиров и 4,1 млрд мт-км грузов в год (на 2015 год). В стране 464 аэропортов, из них 294 с твёрдым покрытием и 14 со взлётно-посадочной полосой более 3 км.

Под французским флагом ходит 555 судов, включая 24 контейнеровоза и 29 танкеров. Крупнейшими портами страны являются Брест, Кале, Дюнкерк, Гавр, Марсель и Нант. Крупнейший контейнерный терминал находится в Гавре (2,87 млн TEU в 2017 году), терминалы по приёму сжиженного газа имеются в Фо-Кавау, Фо-Тонкен, Монтуар-де-Бретань. Крупнейшими речными портами являются Париж и Руан на Сене, Страсбург на Рейне, Бордо на Гаронне.

Занятость на предприятиях и трудовые конфликты

В период с 1998 по 2008 г. во Франции была на официальном уровне введена 35-часовая рабочая неделя, которая стала «революцией в мире трудовых правоотношений» (на тот момент она являлась самой короткой в Европе). Но реформа продержалась недолго. В 2008 норму «о 35 часах» отменили на общегосударственном уровне. Но за компаниями оставили право заключать соглашения с профсоюзами для определения длительности рабочей недели и количества «сверхурочных».

Страну хвалят за одну из самых высоких степеней соцзащиты населения. Приблизительно 1/3 ВВП идет на соцнужды. Но на фоне большого количества мигрантов это приводит к новым проблемам. Производители вынуждены закладывать в стоимость продукции расходы на социальную сферу (взносы, налоги, перечисления), что приводит к низкой ценовой конкурентоспособности выпускаемой во Франции продукции.

В середине прошлого столетия в этой стране часто проходили массовые забастовки. Но к концу XX века их число резко ослабло. На то время только во Франции насчитали лишь 141 тысячу забастовщиков, тогда как в Италии их было 1,7 миллиона.

Промышленность[править | править код]

Основная статья: Промышленность Франции

Airbus A380 сборки г. Тулуза

Промышленное производство даёт существенную часть ВВП — 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Для промышленности Франции характерна тенденция сокращения численности занятого в ней самодеятельного населения с 5,5 млн человек в 1978 году до 3,9 млн в 2003 году.

Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: угля, железных и урановых руд, бокситов, цинка, калийных солей, сурьмы, мышьяка, полевого шпата, флюорита, гипса и др; в Гвиане также имеются золото, нефть, Каолин, ниобий и тантал. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе.

Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (4-е место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая.

Франция занимает третье место в мире по экспорту оружия после США и России. В 2018 году продажи составили $1,76 млрд, в основном страна экспортирует военные самолёты и вертолёты (истребитель Rafale, вертолёт NH-90), корабли (фрегат Gowind-2500), противотанковые ракеты MILAN и авиационные ракеты MICA. Крупнейшими производителями военной техники во Франции являются Airbus, Safran, Thales, Eurocopter, Dassault Aviation, Constructions Mécaniques de Normandie (CNM), DCNS, Nexter Systems и Arquus, основные импортёры — Египет, Саудовская Аравия и Индия.

Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши.

Рынок труда и показатели безработицы

Показатель Значение Период

Минимальная заработная плата

1539 EUR/месяц
| 1875.297 USD/месяц
2 кв./20

Возраст выхода на пенсию мужчин

62 2020

Возраст выхода на пенсию женщин

62 2020

Уровень безработицы

9 % 3 кв./20

Заработная плата

3084 EUR/ месяц
| 3757.905 USD/месяц
2017

Безработица среди молодежи

20.7 % окт. 2020

Количество трудоустроенного населения

28034 тыс. чел.
| 28.034 млн. чел.
3 кв./20

Изменение числа занятых

-2.6 % 2 кв./20

Уровень занятости населения

65.1 % 3 кв./20

Полная занятость

22089 тыс. чел. 3 кв./20

Первичные заявки на пособие по безработице

-56.6 тыс. окт. 2020

Количество вакансий

210 тыс. окт. 2020

Уровень экономической активности

71.6 % 3 кв./20

Реальный прожиточный минимум для семьи

1790 EUR/мес.
| 2016.879 USD/мес.
2018

Реальный прожиточный минимум

1080 EUR/мес.
| 1216.888 USD/мес.
2018

Уровень долгосрочной безработицы

3.3 % 3 кв./20

Кол-во рабочих мест в производственном секторе

2746 тыс. 3 кв./20

Изменение числа занятых в нес/х секторе

25254 тыс. 3 кв./20

Изменение числа занятых в частном нес/х секторе

19431 тыс. 3 кв./20

Частичная занятость

4467 тыс. чел. 3 кв./20

Общая численность безработных

3550 тыс. чел.
| 3.55 млн. чел.
окт. 2020

Рост заработной платы

0.2 % 4 кв./19

Зарплата высококвалифицированных работников

3120 EUR/мес.
| 3515.453 USD/мес.
2018

Зарплата низкоквалифицированных работников

1610 EUR/мес.
| 1814.064 USD/мес.
2018

Что Россия экспортирует в Европу

Евростат утверждает, что первая четверть 2020 г. ознаменовалась скачком в 47 % экспорта из России в европейские страны (39,3 миллиарда евро против прошлогодних 26,7). При возросшем спросе на российские энергетические товары американским и ближневосточным конкурентам не удалось потеснить Россию, как и прогнозировалось.

В это же время наблюдается прирост на 28 % (с отметки 15,5 до 19,9 миллиарда) объемов продукции, ввозимой из Европы в нашу страну.

Импорт из европейских стран в РФ возрос в первой четверти 2017 г. Но скачок в 28 % в годовом выражении (19,9 против предыдущих 15,5 миллиарда евро) не помешал России удержать с положительным торговым сальдо вторую позицию из 28 государств – ключевых фигур в коммерческих отношениях Евросоюза (на первом месте КНР).

При всех количественных изменениях объем экспорта по видам из России в Евросоюз остался прежним. В общих чертах доля топливно-энергетических товаров в торговых поставках для Европы превышает 62 %. Причем, если рассматривать, что экспортирует Россия в Германию, то нефтегазовый экспорт занимает практически три четверти всех закупок. Этой стране выгодны закупки сравнительно недорогих по европейским меркам российских энергоносителей. А также расширение их объемов в рамках осуществления общих с Россией коммерческих программ вроде «северного потока 2», где Германия второй после РФ получатель прибыли.

Зная структуру экспортных поставок России в страны Евросоюза и конкретно в Германию, скажем, что общий скачок экспорта был вызван сложившейся ситуацией на сырьевом рынке. Ему поспособствовали колебания котировок в уже ставшем традиционным с последней четверти 2016 г. объеме $51–55.

Экспорт нефтегазовой продукции будет только расти в ближайшей перспективе. Рост стоимостного и физического объема российского энергетического экспорта в Европу будет обусловлен возможной пролонгацией договора о заморозках объемов нефтедобычи странами-участницами ОПЕК и воплощением в жизнь проектов «Nord Stream» и «Turkish stream». Россия экспортирует в 2020 г. эти товары в таком объеме, что они по-прежнему будут лидировать в годовых сводках. Экспортные поставки Газпрома возросли на 14 %, и за полгода возможно цифра перерастет рубеж в 90 миллиардов кубометров, хотя принято считать, что рекорд уже достигнут в 2016 г.

Рост поставок наблюдается в основном для Европы. Один из ключевых получателей российского топлива – Германия – увеличила закупку на 16,5 %. В этом есть и заслуга снижения нефтяных цен, на которые ориентированы договоры на поставки газа. Нынешний рост цен на нефтяном рынке увеличит выгоды России и за счет проданных кубометров, и благодаря повышению стоимости, причем эти условия будут работать на равных.

Американские и ближневосточные экспортные поставки почти не влияют на газовый бизнес РФ в странах Евросоюза, они ориентированы на высокие цены азиатских рынков и газ, что экспортирует Россия, тут вне конкуренции ввиду низкой стоимости. Хуже обстоятельства на политической арене, где блокируется развитие многих выгодных для России и Европы проектов (как это случилось с «Nord Stream 2», но уже сейчас пропускной способности первой ветви критически недостаточно). Российский газовый экспорт отчасти может потеснить ориентация многих европейских стран на ресурсосберегающие и замкнутые циклы производства, что существенно сдержит здесь потребность в нефтегазовых продуктах и цену на них.

Читайте статью: Экспорт угля из России

Экспорт идей и капитала

Несмотря на огромные объемы экспортируемой промышленной продукции, Франция, будучи активным игроком глобальной экономики, уже давно начала экспортировать не только товары, но и капитал в виде инвестиций в развивающиеся страны.

По всему миру действуют сотни различных офисов, промышленных предприятий и исследовательских центров, конечным бенефициаром которых являются французские компании или граждане. Инфраструктуру для свободного обращения финансов создают такие крупные банки, как «Сосьете женераль», «BNP Париба» и «Кредит агриколь», которые имеют филиалы в самых разных странах, в том числе и в России.

Виды ВВП

Различают два основных вида Внутреннего Валового Продукта — номинальный ВВП и реальный ВВП.

Номинальный ВВП  подсчитывается с учетом текущих изменений инфляции и дохода. То есть расчет показателя ВВП происходит в текущих рыночных ценах и зависит от изменений цен и доходов в стране. Номинальный ВВП растет когда в стране наблюдается инфляция. И напротив при дефляции, то есть падении цен на товары и услуги номинальный ВВП будет снижаться. Другими словами если экономика страны и ее производство за год не выросло, однако инфляция за год составила 4 %, то и номинальный ВВП за этот год в стране вырастет на 4 %.

Реальный ВВП рассчитывается по ценам базового периода, то есть при определении роста ВВП текущего 2019 года берутся цены базового периода, то есть прошлого года — 2018. Реальный ВВП определяется реальным производством в экономике страны. То есть он является более точным показателем для оценки динамики ВВП по годам.

Также при рассмотрении номинального и реального ВВП часто встречается такое понятие как дефлятор ВВП. Дефлятор ВВП определяется как отношение номинального ВВП к реальному, то есть другими словами дефлятор это индекс цен на все товары и услуги произведенные в стране за отчетный период.

Кроме номинального и реального ВВП также существует понятие ВВП на душу населения. Данный показатель отражает средний показатель по стране (или группе стран/региону) материального благосостояния в этой стране

Важно понимать что данный показатель не является прямым отражение уровня жизни, и уровня благосостояния людей в стране, а только является «средней температурой по больнице». В этом показателе не учитывается такая важная составляющая как социальное неравенство

Даже если у страны большой ВВП, большая часть производства и дохода может находится у узкого круга лиц, при том что большое количество людей будут еле сводить концы с концами.

Кроме этого ВВП часто путают с ВНП. ВНП или Валовый Национальный продукт отражает сумму всех товаров и услуг произведенных резидентами, вне зависимости от того где они находятся. То есть само производство может находится за пределами страны. Примечательно что ранее для оценки развития экономики стран использовался именно этот показатель, однако в начале 1990-х его заменили на ВВП.

Черный или серый импорт

Считается, что бюджет РФ ежегодно недополучает миллиарды рублей из-за черного и серого импорта. В 2020 году объем экспорта минерального топлива и масла составил 216,1 млрд. дол. Тогда как по расчетам стран-партнеров показатель был равен 338,2 млрд. дол. То есть 56% было вывезено из РФ нелегальным способом.

По данным ФТС, Россия не поставляет никель и медь в Китай. Однако китайская таможня опубликовала данные о покупке данной продукции из РФ. За 1 квартал 2020 года доля покупок никеля составила 489 млн. долларов, а меди – 120 млн.

Украина также получает ущерб из-за нелегальных сделок. Статистика черного импорта приводит к недополучению около 25–70 млрд. долларов ежегодно.

Кыргызстан из Китая закупил в 2020 году товаров на сумму 1–1,5 млрд. дол. Однако по данным КНР ежегодно Китай поставляет товары на сумму 5,6 млрд. За 2014–2015 гг. серый импорт ЕАЭС превысил 30 млрд. долларов.

Критика ВВП как главного показателя экономического развития страны

Многие экономисты и ученые подвергают критике показатель ВВП. Они не считают ВПП объективным и главным показателем оценки эффективности экономики и благосостояния страны. На их взгляд показатель ВВП не отражает реальной ситуации в экономике. Основные тезисы критики можно подвести следующим образом:

  • ВВП не учитывает здоровье населения, уровень образования и свободы, экологию в стране и т.д..
  • ВВП не учитывает производство населения для собственного потребления, а также частично упускает работу фрилансеров. То есть не учитывает так называемую теневую экономику.
  • ВВП не учитывает неравенство доходов населения
  • В погоне за увеличением показателя ВПП страны необдуманно эксплуатируют природные ресурсы и вредят земной экологии.
  • ВВП сильно зависит от цен на экспортируемые ресурсы, в частности от нефти.

Критику показателя ВПП я отчасти разделяю, для более объективной оценки уровня жизни в стране и благосостояния есть ряд других показателей. Однако популярность показателя ВВП настолько популярна и настолько глубоко вошла в умы политиков и широких масс, что еще долго он будет оставаться ключевым показателем оценки экономики страны.

Заключение

В заключение рекомендую посмотреть занимательное видео, которое демонстрирует рейтинг топ 15 стран мира по ВВП в динамике. Видео интересно тем, что оно охватывает показатели ВВП начиная с 1970 года по 2017 год.

А на этом сегодня все про ВВП стран мира, надеюсь статья была вам полезна и интересна. До скорых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Франция: социально-экономическая характеристика

  1. Экономика Франции
  2. Внешняя торговля Франции
  3. Социальные индикаторы Франции
1970 124.0 146.4 2820.4
1971 138.3 163.7 3128.2 5.3
1972 154.5 200.9 3809.1 4.5
1973 177.5 261.5 4917.7 6.6
1974 206.9 282.2 5268.8 4.7
1975 232.5 355.6 6598.8 -1.1
1976 268.9 367.3 6779.1 4.4
1977 303.2 405.4 7449.1 3.6
1978 344.0 500.1 9151.3 3.9
1979 392.4 605.0 11027.5 3.4
1980 444.7 690.3 12526.3 1.6
1981 501.4 605.2 10928.0 1.0
1982 575.7 574.6 10320.1 2.4
1983 639.4 550.4 9830.2 1.2
1984 695.0 521.7 9265.5 1.5
1985 744.5 543.5 9598.2 1.6
1986 800.9 758.5 13320.6 2.3
1987 841.1 917.9 16027.8 2.4
1988 909.2 1001.1 17384.9 4.7
1989 979.4 1007.0 17393.4 4.2
1990 1032.8 1244.1 21382.9 2.6
1991 1071.2 1245.4 21304.5 1.0
1992 1108.0 1372.9 23384.1 1.5
1993 1119.8 1297.1 22000.8 -0.7
1994 1157.9 1368.0 23110.2 2.2
1995 1196.2 1572.0 26449.1 2.0
1996 1226.6 1572.9 26358.9 1.1
1997 1264.8 1421.5 23727.5 2.2
1998 1321.1 1468.9 24416.5 3.4
1999 1367.0 1456.4 24095.5 3.3
2000 1439.6 1326.3 21827.5 3.7
2001 1495.6 1338.3 21891.5 1.8
2002 1542.9 1452.1 23595.2 0.9
2003 1587.9 1792.1 28916.6 0.9
2004 1655.6 2055.7 32936.5 2.5
2005 1718.0 2136.6 34001.9 1.8
2006 1798.1 2255.7 35668.8 2.5
2007 1886.8 2582.4 40585.7 2.3
2008 1933.2 2831.8 44245.1 -0.1
2009 1889.2 2624.5 40772.9 -2.7
2010 1932.8 2559.8 39545.9 1.5

Внешняя торговля Франции

1970 23.4 22.5
1971 27.0 25.3
1972 33.5 31.7
1973 46.0 43.9
1974 58.5 61.1
1975 67.4 63.4
1976 71.5 74.4
1977 82.4 82.5
1978 102.9 97.5
1979 127.7 125.3
1980 147.7 158.6
1981 135.7 144.9
1982 125.6 140.2
1983 126.0 127.8
1984 126.9 126.5
1985 129.4 131.8
1986 157.8 159.3
1987 183.8 194.8
1988 208.3 216.0
1989 223.0 230.9
1990 267.3 278.3
1991 271.6 276.7
1992 299.4 291.3
1993 275.0 254.0
1994 301.4 282.3
1995 360.8 337.7
1996 367.9 342.4
1997 368.5 327.7
1998 388.8 351.6
1999 383.8 352.8
2000 382.2 369.0
2001 379.5 364.3
2002 399.4 377.2
2003 464.4 448.3
2004 537.4 529.1
2005 563.2 576.7
2006 609.6 633.2
2007 693.5 733.5
2008 763.1 822.7
2009 612.6 660.1
2010 651.8 711.9

Структура импорта Франции, 2010 г

27 Топливо минеральное, нефть и продукты перегонки; битуминозные вещества, минеральные воски 13.8
84 Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части 11.2
85 Электрические машины и оборудование, их части 9.4
87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 9.3
30 Фармацевтическая продукция 4.2
прочее 52.1

Структура экспорта Франции, 2010 г

84 Ядерные реакторы, котлы, оборудование и механические устройства; их части 17.4
87 Средства наземного транспорта, кроме железнодорожного или трамвайного подвижного состава, и их части и принадлежности 16.0
85 Электрические машины и оборудование, их части 10.5
30 Фармацевтическая продукция 5.1
90 Оптические, фотографические, кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские или хирургические инструменты и аппараты, их части и принадлежности 4.5
прочее 46.5

Социальные индикаторы Франции

1950-1955 67.3 64.2 70.2
1955-1960 69.4 66.1 72.6
1960-1965 70.7 67.2 74.2
1965-1970 71.5 67.7 75.2
1970-1975 72.4 68.6 76.3
1975-1980 73.7 69.7 77.8
1980-1985 74.8 70.7 78.9
1985-1990 76.1 72.1 80.3
1990-1995 77.4 73.3 81.5
1995-2000 78.5 74.6 82.3
2000-2005 79.6 76 83.2
2005-2010 81 77.5 84.3
2010-2015 81.7 78.5 84.9
2015-2020 82.4 79.3 85.5
2020-2025 83.1 80.2 86
2025-2030 83.7 80.9 86.6
2030-2035 84.3 81.4 87.1
2035-2040 84.8 81.9 87.6
2040-2045 85.3 82.5 88.1
2045-2050 85.8 83 88.7
2050-2055 86.3 83.5 89.2
2055-2060 86.8 84 89.7
2060-2065 87.3 84.5 90.2
2065-2070 87.8 85 90.7
2070-2075 88.3 85.5 91.2
2075-2080 88.8 86.1 91.7
2080-2085 89.3 86.5 92.2
2085-2090 89.8 87 92.6
2090-2095 90.3 87.5 93.1
2095-2100 90.8 88 93.6

Динамика возрастной структуры населения Франции, 1950-2100 гг

Мировая экономика (Кушнир И.В.) | Мировая экономика (Кушнир И.В.) | Мировая экономика (Смирнов П.Ю.) | Татарников Е.А. Мировая экономика: самое главное |

Экономика Франции

Франция – одна из самых развитых европейских стран. Несмотря на то, что в стране довольно большая доля экономических субъектов принадлежит государству, Франция в мировой экономике стабильно занимает место в первой десятке.  Во Франции один из самых высоких уровней жизни в мире.

По уровню сельскохозяйственного производства экономика Франции удерживает первое место среди стран ЕС и второе место в мире. Франция – лидер Западной Европы по производству молока и зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, винограда и при этом крупнейший экспортер самых разнообразных видов продукции сельского хозяйства.

Причем продукты растеневодства и животноводства представлены примерно в равном процентном соотношении. Помимо сельского хозяйства, в этой стране развиты такие отрасли, как туризм, телекоммуникации, промышленность, транспорт, энергетика. Особенности экономики Франции в том, что движущей силой в развитии для неё стала сфера услуг.

Объясняется это тем, что туризм – это одна из самых доходных статей бюджета страны.

Также экономика Франции обеспечивает своё развитие за счет эффективности систем внешней торговли и инвестирования. Прямые инвестиции составляют около 25 миллиардов долларов в год.

Чаще всего капитал Франции размещается в Бельгии, Германии, Люксембурге, Швейцарии, США, странах Африки и Латинской Америки.

Стабильное развитие экономики Франции

Лидирующие позиции на европейском и мировом рынках – именно такая характеристика экономики Франции в настоящее время. После структурного кризиса 1980-х годов развитие экономики Франции стало стабильным

Реальные темпы роста такого важного макроэкономического показателя, как ВВП, составили в 2008 году – 0,1%, в 2009 году – 2,5% и в 2010 году – 1,5%

Современная экономика Франции представляет собой смешанную систему, в которой велика управляющая роль государства. Государственное регулирование играет очень важную роль в отношениях общества, производства и экономики.

Большая доля государственного сектора, представленная в стратегически важных для экономики отраслях, таких как транспорт и нефтегазовая промышленность, что позволяет обеспечить хорошую занятость и социальную защиту населения.

Экономика Франции на современном этапе – это наглядная иллюстрация принципа прагматизма, согласно которому все существующие экономические теории должны работать в реальности. Используя именно такой подход к экономике, французы смогли добиться хорошего баланса между свободным предпринимательством и государственным регулированием.

Мини-отель – лучший бизнес во Франции

Сфера услуг – самый большой бизнес во Франции по такому показателю, как занятость: в ней трудится около 70% экономически активного населения, что составляет больше 15 миллионов человек. Так как сфера услуг является одной из самых значимых для бюджета Франции, то именно она отличается высокой степенью развития.

Малый бизнес во Франции представлен такими видами, как гостиничное и ресторанное дело, услуги по перевозкам, розничная торговля, финансовые и телекоммуникационные услуги.

Практически в любое время года малый бизнес во Франции работает для того, чтобы удовлетворить разнообразные потребности огромного числа туристов, и в настоящее время частные мини-отели представляют собой хорошую альтернативу большим сетевым отелям.

Гостиничный бизнес во Франции представлен не только крупными корпорациями, но и сотнями уютных малых отелей, каждый из которых имеет свою яркую индивидуальность.

Поселяясь в мини-гостинице, постоялец ощущает себя желанным гостем, ему обеспечено больше внимания со стороны персонала и быстрота выполнения всех его просьб. Практически домашняя атмосфера мини-отелей в сочетании с невысоким уровнем цен на проживание привлекает всё больше внимания со стороны отдыхающих, и гостиничный мини-бизнес во Франции становится одним из самых доходных.

Промышленное производство во Франции

Интересно, что Франция занимает лидирующие позиции в мире по такому показателю, как производство и реализация предметов роскоши. И при этом около 20% валового внутреннего продукта экономика Франции получает за счет тяжелого промышленного производства.

Производство во Франции обеспечивает рабочими местами около 30% всех занятых, 40% общего объёма инвестиций и около 80% объёмов экспорта.

Промышленное производство во Франции представлено такими отраслями, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, авиакосмическая, пищевая, автомобильная, металлургическая, электротехническая, атомная промышленность.

Металлургия

Уровень развития чёрной металлургии и выплавки алюминия в стране является довольно высоким. Вместе с этим из-за высокой конкуренции со стороны других государств эти отрасли промышленности Франции в последние годы характеризуются небольшим спадом. Как бы там ни было, местные предприятия ежегодно выплавляют порядка 19 миллионов тонн стали и почти 14 миллионов тонн чугуна. Большинство заводов отрасли расположено в Лотарингии, где работает с использованием железной руды, которая там же и добывается. Очень важными стали и металлургические комбинаты, что находятся в городах Фосе и Дюнкерк. Их отличительной особенностью является расположение возле моря, что позволяет существенно экономить на транспортировке прибывающего в порты импортного сырья. Нельзя не отметить и электрометаллургию, которая развита неподалёку от ГЭС в горных регионах страны. Её продукцией являются цветные металлы, ферросплавы, а также высококачественные сорта стали.

Энергетика[править | править код]

Потребление первичных энергоресурсов в стране в 2013 году составило 248,4 млн тонн нефтяного эквивалента, из которых 32,3 % пришлось на нефть, 15,5 % на природный газ, 4,9 % на уголь, 38,6 % на ядерную энергию, 6,2 % на гидроэнергию, а 2,4 % на иные возобновляемые источники.

Атомная энергетика Франции, одна из наиболее развитых в мире, вырабатывает 50 % электроэнергии страны, что является самым высоким показателем в мире (ранее доля этого вида энергии превышала 75 %). Общее производство электроэнергии во Франции на 2016 год составляло 529,1 млрд кВт-часов, а её потребление — 450,8 млрд кВт-часов (9-е и 10-е места соответственно). Франция является третьим крупнейшим экспортёром электроэнергии в мире (61,41 млрд кВт-часов), импорт составляет 19,9 млрд кВт-часов (10-е место в мире). Общая мощность электростанций на 2016 год составляла 130,8 млн кВт (9-е место). Помимо АЭС электроэнергию дают альтернативные источники (19 %), теплоэлектростанции (17 %), гидроэлектростанции (15 %).

Запасы углеводородов во Франции невелики, 66 млн баррелей нефти и 8,41 млрд кубометров природного газа по оценке на 2018 год. По импорту сырой нефти страна занимает 9-е место в мире (1,147 млн баррелей в сутки), по импорту нефтепродуктов 8-е место (886,8 тысяч баррелей в сутки), по импорту природного газа 10-е место (48,59 млрд кубометров). Франция занимает 22-е место в мире по выбросам углекислого газа при производстве энергии (341 млн мегатонн в 2017 году).

Рынок ИТ

2019: Франция обложила иностранные ИТ-компании дополнительным налогом в 3%

В начале марта 2019 года правительство Франции обложило крупные технологические компании, такие как Amazon, и , новым 3% налогом на доходы, получаемые в стране.

Этот шаг призван помешать компаниям уклониться от уплаты налогов: зачастую они платят только в той стране, где базируются, часто по очень низким ставкам. В результате технологические гиганты почти не платят налоги в нескольких странах, где получают огромную прибыль.

В начале марта 2019 года правительство Франции обложило крупные технологические компании, такие как Amazon, Google и Facebook, новым 3% налогом на доходы, получаемые в стране

Франция начнет взимать новый налог задним числом с начала 2019 года с компаний, чья выручка в мире превышает 750 млн евро, а во Франции — 25 млн евро. По оценкам правительства страны, это позволит пополнить казну на 500 млн евро в 2019 году, а к 2022-му эта сумма вырастет до 650 млн евро. Эти меры почти ничего не значат для ИТ-гигантов, но аналитики говорят, что подобный шаг может проложить путь для дальнейших мер в других государствах. Например, Германия, Испания и Великобритания рассматривают возможность ввести аналогичный налог.

Правительство Франции приняло данное решение после того, как несколько членов ЕС не смогли ввести общеевропейский налог на прибыль цифровых компаний. Их проект был заблокирован Ирландией и Швецией, которые утверждали, что подобные меры могут привести к потере доходов и мести со стороны США и других пострадавших стран.

Организация экономического сотрудничества и развития также обдумывает идею глобального цифрового налога для технологических компаний, но решение об этом будет принято не ранее 2020 года. Франция выразила готовность отменить новый налог, если ОЭСР разработает более удобный план. Тем временем США не хочет, чтобы меры касались исключительно технологических компаний, и предлагает сосредоточиться на маркетинговых расходах компаний за рубежом.

Инвестирование 1,5 млрд евро в искусственный интеллект

В конце марта 2018 года президент Франции Эммануэль Макрон (Emmanuel Macron) объявил о государственном инвестировании 1,5 млрд евро в искусственный интеллект до 2022 года. Страна стремится снизить утечку высококвалифицированных ИТ-специалистов и догнать США и Китай, которые лидируют в части развития технологий.

Как сообщает агентство Reuters, глава Франции хочет превратить страну в «нацию стартапов», оптимизировать трудовое законодательство и увеличить расходы на технологии, чтобы создать больше рабочих мест в ИТ, ослабить доминирование , и других ИТ-гигантов, а также заложить фундамент для взращивания европейских «чемпионов».

Эммануэль Макрон

Среди мер, предложенных Эммануэлем Макроном в сфере развития французских технологий искусственного интеллекта, значится предоставление стартапам, работающим в этой сфере, доступа к данным, собранным государственными агентствами Франции, например, к базе по здравоохранению. Кроме того, французский лидер стремится к более активному взаимодействию государственных исследовательских центров и частных компаний.

На развитие ИИ-проектов Макрона вдохновил доклад депутата от его партии «Искусственный Вперед, Республика!» Седрика Виллани. Среди прочих мер он предложил удвоить зарплату молодым исследователям, а также работать над созданием благоприятных условий для научной работы.

Для сохранения специалистов в стране нужны рабочие места, для этого было принято решение о сотрудничестве с ИТ-корпорациями (Samsung, Fujitsu, ), которые в конце марта 2018 года согласились построить исследовательские центры во Франции.

Между тем, аналитики McKinsey называют озвученные Макроном инвестиции в ИИ «каплей в море», поскольку мировые расходы на приложения искусственного интеллекта составляют порядка $20-30 млрд.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий