Принципы экстрадиции в международном праве

Кого выдаёт Россия?

Российская Федерация является участницей:

  • большинства международных договоров, являющихся правовой основой выдачи нарушителей закона;
  • ряда двусторонних соглашений, предусматривающих экстрадицию.

Подобные документы обязывают страны сотрудничать при возникновении потребности выдачи людей, совершивших преступление. Факт участия России в договорах о выдаче преступников, заключённых с несколькими державами либо между двумя сторонами, не лишает государство права самостоятельно решать, когда экстрадиция в уголовном процессе произойдёт, а когда нет. В УК и УПК РФ чётко оговорено, кто может быть выдан для преследования по уголовному обвинению или наказания по такому доказанному обвинению:

  1. Лица, имеющие гражданство иной страны и осуществившие злодеяние на местности другого государства.
  2. Апатрид (человек без подданства и гражданства), совершивший преступление вне страны, где он находится.

Согласно законам России, выдавать или передавать обвиняемых в преступлении разрешено:

  • в согласии с существующими договорами между РФ и иными странами;
  • на основании принципа взаимности, когда в схожей ситуации, запрашивающая преступника страна также выдаст нашему государству запрашиваемое лицо;
  • при условии обмена преступниками.

Все условия, делающие выдачу преступника законной, с точки зрения отечественного законодательства, должны быть исполнены обязательным образом.

Экстрадиция в российском уголовном праве

Скачать форму акта

Правовая система России упоминает об экстрадиции и схожих с ней понятиях в нескольких нормативных документах. В первую очередь среди них нужно выделить:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • Конституцию страны (ст. 61);
  • Уголовный кодекс (ст. 13);
  • Уголовно-процессуальный кодекс (главы 54, 55);
  • Постановление Пленума Верховного суда РФ «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования …» от 14.06.2012 г. № 11.

Кроме перечисленных документов правовую базу процедуры экстрадиции составляют различные международно-правовые акты России с конкретными странами о выдаче преступников. В настоящий момент у РФ заключены договоры о выдаче с 65 странами из 188, со списком которых можно ознакомиться на сайте Интерпола по адресу: interpol.int, либо в приложениях к постановлению № 11 Пленума ВС РФ.

Экстрадиция может быть совершена и вне договорных отношений между странами по принципу обмена. То есть в этом случае гражданин может быть выдан, к примеру, Российской Федерации из Соединенных Штатов с условием передачи иностранного гражданина или лица без гражданства Америке.

В соответствии с российским законодательством граждане страны не подлежат выдаче другому государству. Такой же политики придерживаются Беларусь, Украина, Франция, Китай. Япония не только не выдает граждан своей страны, но и не применяет экстрадицию в отношении этнических японцев, даже если они являются носителями гражданства других стран. А вот страны Европейского союза имеют в своем правовом арсенале взаимные соглашения, позволяющие передавать своих граждан. Возможно, это связано с тем, что ЕС позиционируют себя как единый конгломерат и граждане свободно перемещаются в его пределах. 

Что это такое: определение

Экстрадиция – это выдача преступника из государства, где он находится, государству, в котором он совершил преступление.

Экстрадицию вправе затребовать государство в случае, если:

  • преступник – это гражданин государства, подавшего запрос на выдачу;
  • иностранное лицо совершило преступление на его территории;
  • причинен ущерб непосредственно стране.

Текущие нормы международного права характеризуют экстрадицию как право, но не обязанность, если между странами не заключен соответствующий договор о взаимном сотрудничестве по борьбе с уголовными преступлениями.

Конституция Российской Федерации категорически запрещает экстрадицию своих граждан.

Выдача иностранцев и лиц без гражданства РФ возможна при наличии подписанных соглашений между заинтересованной стороной и Россией. Также в выдаче будет непременно отказано, если преступнику на родине после экстрадиции будет грозить:

  • смертная казнь;
  • пытки;
  • иные нечеловеческие условия содержания под стражей.

Суть экстрадиции

Данная процедура на начальном этапе предусматривает отправку соответствующего запроса, который передают другой стране при помощи Мин. иностранных дел или правоохранительных органов. Запрос на экстрадицию может длиться в течение 40 суток с дня ареста нарушителя.

Если против лица, совершившего преступление страна, которая требует его выдачи начинает проводить судебное вмешательство, то данная инстанция обязана подтвердить обоснования для подачи соответствующего запроса или вовсе отклонить его. В этом случае процедура прекращается. На обжалование такого решения дается 10 дней со дня выдачи уведомления. Кассационная жалоба может быть предъявлена в течение 7 дней.

Правовые основания

Как правило, выдача осуществляется на основании договора между соответствующими государствами. Это может быть либо двусторонний договор, либо многосторонняя конвенция, участниками которой должны являться как запрашивающее, так и запрашиваемое государство. Примером такой конвенции является Европейская конвенция о выдаче 1957.

В принципе выдача может осуществляться и без договора, если это предусматривается законодательством запрашиваемой стороны.

Принцип экстрадиции

Процедура должна проводиться с учетом обеспечения соблюдения прав человека и международного законодательства. Экстрадиция в Россию и другие страны, согласно заключенным договорам, должна проводиться при соблюдении следующих принципов:

  • в приоритете соблюдение законодательства и интересов государства, рассматривающего требование другой страны о передаче лица;
  • граждане могут привлекаться к ответственности исключительно по положениям законодательства своего государства;
  • власти страны, подданным которой является человек, не могут привлекать его к ответственности за совершение неправомерных действий на территории другого государства;
  • в функции государственных властей входит защита собственных подданных;
  • власти неохотно идет на выдачу своих граждан, поскольку такие действия идут вразрез с интересами государства.

Соблюдение перечисленных принципов защищает национальные интересы РФ и препятствует неправомерной выдаче сограждан, которые вправе надеяться на поддержку государства.

Каким органом разрешаются вопросы экстрадиции

Передача граждан входит в сферу компетенции Министерства иностранных дел и лично Генерального прокурора. Соответствующие просьбы поступают к Генпрокурору, рассматривающему поступившие запросы и принимающему решение, по итогам консультации с представителями МИД.

Основные условия для выполнения экстрадиции

Российская практика выдачи преступников другому государству предполагает выполнение международных норм и требований к экстрадиции в подобной ситуации. Простыми словами существует ряд условий выдачи правонарушителя другой стране:

  • уголовное преступление было совершено на территории страны, которая выдвинула требования об экстрадиции;
  • последствия преступных действий коснулись граждан страны инициатора экстрадиции или самого государства;
  • правонарушитель имеет гражданство государства, требующего его экстрадиции.

Если лицо совершило преступные действия в нескольких странах, то экстрадиция выполняется после проведения переговоров дипломатов данных государств, базирующихся на принципах международного права. Простыми словами дипломаты решают, какая из стран будет наказывать злоумышленника. При этом в расчет берется не только тяжесть совершенных им преступлений на территории той или иной страны, но и другие моменты, в том числе принципы гуманизма. Например, лицо скорей всего будет выдано государству где за свои преступления он получит 25 лет тюремного заключения, а не в страну, где его ждет пожизненный срок.

Говоря об экстрадиции с точки зрения российского законодательства, нужно выделить еще несколько важных моментов:

  • экстрадиция возможна лишь при следовании принципу тождественности, то есть, человек может быть экстрадирован лишь за действие, которое действительно является преступным на территории страны его совершения;
  • Россия может выдать преступника другой стране лишь при наличии гарантий неиспользования в качестве наказания смертной казни. Это обусловлено тем, что в настоящее время в РФ нет такого наказания как смертная казнь. Перед передачей злоумышленника государством выдвигается требование касательно того, что смертная казнь не будет применена.

Уголовная ответственность за государственную измену и шпионаж по статье 275 УК РФ

Если страна требует выдать злоумышленника для применения уголовного наказания, то от нее требуется предоставление веских доказательств его виновности. Кроме того, в некоторых случаях бывает так, что судопроизводство уже выполнено, и человека требуется экстрадировать для применения уже вынесенного приговора. В подобной ситуации основанием для экстрадиции является официальный приговор суда.

Существует целый ряд оснований для отказа в выдаче преступника. К основным из них нужно отнести:

  • иное государство требует выдать лицо, имеющее гражданство страны пребывания. Как и было сказано выше, данный момент регламентируется Конституцией РФ;
  • человек преследуется на основании частного обвинения. Прежде чем подавать просьбу об экстрадиции нужно тщательно подготовить обвинительную базу. Сделать это должны государственные органы;
  • период исковой давности за совершенное правонарушение истек. Масса преступлений не подлежит наказанию если срок давности истек;
  • лицо по каким-либо причинам, временно либо на постоянной основе, не подлежит привлечению к уголовной ответственности. В качестве примера подобных причин можно привести психические заболевания;
  • лицо получило официальное право на убежище. Подобное случается достаточно часто и по разным причинам. Самые распространенные из них это наличие какой-либо пользы для государства от злоумышленника, а также фабрикация его обвинения или преследование человека по политическим мотивам.

Дополнительно нужно отметить и то, что экстрадиции не подлежат лица совершившие уголовные преступления, за которые назначается наказание в виде лишения свободы сроком на 6 и меньше месяцев.

Условия экстрадиции преступника

Экстрадиция преступника это выдача преступника одним государством другому, которая производится в случае:

  • Наличия двухстороннего договора между РФ и страной заявителем/ответчиком об экстрадиции (при этом условия конкретного процесса должны соответствовать прочим условиям выдачи лиц по запросу).
  • Отсутствия у лица российского гражданства (подданные РФ, совершившие в другой стране уголовное преступление, находящиеся в момент запроса об экстрадиции на территории России, выдаче не подлежат — ч. 1 ст. 61 Конституции РФ, ч. 1 ст. 13 УК).
  • Наличия доказательств, что преступник совершил уголовное преступление (политические (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ), административные, гражданские провинности не являются условиями для инициации экстрадиции).
  • Наличия у преступника подданства страны, запросившей выдачу.
  • Отсутствия упомянутых выше факторов и классификации совершенного преступления, как повлекшего нанесение вреда стране, запросившей выдачу.
  • Тождественности оценок совершенного правонарушения в стране выдающей и запрашивающей выдачу (правонарушение должно считаться таковым не только в стране, требующей экстрадиции, но и в РФ).
  • Предоставления гарантий неприменения к преступнику пыток, унижающих процедур, смертной казни.
  • Предоставления гарантий о содержании обвиненного и осужденного в условиях, не унижающих его человеческого достоинства, не способствующих ухудшению здоровья.

СПРАВКА! Лица, попросившие политического убежища у РФ и получившие его, экстрадиции не подлежат.

В чем разница между экстрадицией и депортацией

Не следует путать понятия экстрадиции с депортацией. Под последним термином понимают выдворение иностранца из страны с последующим запретом возврата на определенный срок или пожизненно. Такое решение принимается за нарушение миграционного законодательства, а продолжительность запрета на въезд зависит от тяжести проступка. При депортации не идет речь о передаче гражданина властям другого государства, как и о соответствующем запросе. Решение принимается исключительно властями страны, выдворяющей иностранца, при наличии соответствующих оснований.

Читать так же: Правила регистрации иностранных граждан в РФ

Экстрадиция граждан — эффективный инструмент для борьбы с международной преступностью. Эта мера не позволяет преступникам скрываться от содеянного на территории другого государства

Важно, чтобы такие соглашения поддерживало как можно больше стран, а процедура передачи проводилась без нарушения прав и свобод граждан

Условия для проведения экстрадирования

Стоит отметить, что речь идет не об обязанности, а о праве государства. В качестве обязательства данную форму можно рассматривать лишь при наличии двухстороннего соглашения о взаимном оказании помощи при расследовании уголовных преступлений.

Именно такой документ выступает определяющим при проведении процедуры, поскольку в нем зафиксированы все подробности и критерии.

Традиционно должно соблюдаться правило «двойной подсудности». Другими словами, преступление, за которое может быть запрошено экстрадирование, одинаково признается уголовным по закону в каждом государстве – участнике описываемого соглашения.

В этом документе также прописываются условия, при наличии которых преступник действительно может быть выдан представителям другого государства.

Отказать могут только по очень веским причинам, например, если после выдачи преступник будет подвергаться пыткам или неприемлемому унижению. В качестве основных пунктов, обязательных к исполнению, можно назвать следующие:

  1. Наличие между странами двухстороннего соглашения.
  2. Отсутствие гражданства у лица, которое подлежит выдаче.
  3. Наличие у виновного лица гражданства запросившей экстрадиции страны. При наличии двойного гражданства могут возникнуть серьезные проблемы.
  4. База с доказательствами того, что выдаваемый преступник действительно виновен, должна быть неоспоримой.
  5. Должны быть гарантии, что выданный преступник будет наказан без применения пыток и унижения.
  6. В каждом государстве за совершенное преступление предусматривается уголовное наказание.

При соблюдении всех этих условий экстрадиция вполне допустима и может быть инициирована представителями стран.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М. Закон. 1995.
  2. Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года. М. Юридическая литература. 1946.
  3. Уголовный кодекс РСФСР 1960 года. М. Юридическая литература. 1994.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 № 63- ФЗ (ред. от 31 декабря 2014 г.) //Собрание Законодательства РФ. 1996. № 25.
  5. «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018)
  6. Федеральный Закон № 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» от 25.10.1999 г. // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 37 — Ст. 4286, 1999.
  7. Федеральным законом № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995г.//Собрание законодательства РФ. – 1995.
  8. Федеральный Закон № 16-ФЗ «О ратификации конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 04.08.1994. //Собрание законодательства РФ. — 1994.
  9. Международные конвенции Российской Федерации «О сотрудничестве государств в области борьбы с конкретными видами преступлений».//Собрание законодательства РФ. -1994.
  10. Европейская конвенция «О пресечении терроризма» от 27.01.1977г.//Собрание законодательства РФ. -2003.- № 3.
  11. Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительным протоколом и Вторым дополнительным протоколом к ней.//Собрание законодательства РФ.- 2000.
  12. Конвенция «О борьбе с незаконным захватом воздушных судов» от 16.12.1970 г.//Российская газета (библиотечка).- 2003.
  13. Конвенция Содружества Независимых Государств «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22.01.1993 г.//Собрание Законодательства РФ.- 1995.
  14. Венская конвенция «О праве международных договоров» от 23.05.1969 г.
  15. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 28 апреля 1994 г. В редакции постановления Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 апреля 2001 г. «О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг»//Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2001.- № 6.
  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 17 января 1997 года «О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм»//Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1997.
  17. Бекишев Д.К. Актуальные проблемы международного сотрудничества в выдаче преступников // Вопросы совершенствования правоохранительной деятельности органов внутренних дел: Межвузовский сборник научных трудов адъюнктов и соискателей. Ч. 1. М., 1996.
  18. Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) в современном международном праве: дисс. … канд. юрид. наук. М.: Российский университет дружбы народов, 2003.
  19. Вениаминов А.Г. Институт экстрадиции как форма международно-правового сотрудничества Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2010.
  20. Учебник / Отв. ред. Лупинская П.А..Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: М.: Норма: Инфра-М, 2010.
  21. Минкова Ю.В. Институт выдачи преступников в международном праве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.,2002.
  22. Оппенгейм Л. Международное право. Т. 1. М.: «ИЛ», 1949.
  23. Сафаров Н.А. Институт экстрадиции. Московский журнал международного права. 2005. № 2.
  24. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970.
  25. Шмиглиц А. Исследование о выдаче преступников. СПб., 1882. С. 6

Причины отказа

В целом ряде случаев государство может отказать в выдаче человека для осуществления правосудия над ним в государстве, запросившем его выдачу. Часть из них является международно-признанными. Другие вытекают из особенностей Российского законодательства.

Исключение составляют страны, вошедшие в Европейский союз. Между ними заключено соглашение о выдаче преступника вне зависимости от того, гражданином какой из стран союза он является. Этим подчёркивается открытость отношений между объединёнными в союз странами.

Кроме этого, в качестве международно-принятых причин отказа кратко можно назвать:

  • субъект не может быть осуждён за деяние, если прошли сроки давности;
  • ему выдвинуто частное обвинение;
  • субъект получил официальное убежище в той стране, где находится;
  • имеются законные причины, которые делают экстрадицию невозможной.

Законами России также предусмотрены частные случаи, когда страна отказывает в удовлетворении запроса об экстрадиции.

Это происходит в таких ситуациях:

  1. Если выдача преступника может повлечь за собой угрозу безопасности РФ.
  2. Если есть подозрения, что выдаваемое лицо будет подвергаться пыткам или будет унижено его достоинство.
  3. Если совершённое лицом преступление должно изучаться военным, а не уголовным правом.
  4. Если преступление признано политическим.
  5. Если запрашиваемое лицо преследуется в запрашивающем государстве по политическим, расовым, национальным или другим подобным причинам. При этом не играет роли: даёт ли РФ данному гражданину убежище или нет.
  6. Если есть вероятность того, что преступник будет преследоваться, кроме указанного преступления по расовым, религиозным, политическим мотивам.
  7. Если в РФ уже ведётся судопроизводство над данным лицом за то же самое преступление либо уже вынесен приговор и преступник отбывает наказание.

В этих случаях лицо не будет экстрадировано. Но это не означает, что оно вовсе избежит правосудия. Суд будет осуществляться по российским законам.

Кроме того, законодательство Российской Федерации предусматривает ещё два варианта экстрадиции:

  1. Экстрадиция на определённое время (если над лицом ведётся следствие в РФ или оно отбывает наказание, а за это время может истечь срок давности по тому обвинению, из-за которого запрашивается его выдача).
  2. Отсрочка в экстрадиции (когда запрашиваемый субъект должен отбыть наказание в РФ за какое-либо преступление, и лишь затем он будет выдан для последующего суда).

То есть в борьбе с мировой преступностью РФ занимает такую позицию, при которой стремится к позитивному сотрудничеству с другими государствами, стремясь при этом не ущемить интересы России в соблюдении норм права.

Что означает и как регулируется экстрадиция

Для граждан России первостепенными являются законы Российской Федерации. Российских правонарушителей судят по внутренним нормативно-правовым актам, наказание и его исполнение также основываются на кодексах и законах РФ. Но что же делают с иностранным гражданином или человеком, не имеющим гражданства, в случае совершения им уголовного преступления? Нарушителя выдают в ту страну, гражданином которой он является — экстрадируют.

Экстрадиция — это выдача преступников. В русской правовой терминологии понятие «экстрадиция» не применяется. У нас речь идет именно о выдаче лица, совершившего преступление (ст. 13 УК РФ). Суть этих понятий едина, и подразумевает она передачу иностранного гражданина, совершившего преступление, под правовую ответственность той страны, на территории которой зафиксировано правонарушение.

Другой вариант — экстрадиция в родную страну преступника с целью осуждения и приведения в исполнение приговора по законам родины правонарушителя. Выдача касается только тех людей, которые совершили уголовные преступления. Административные и гражданские нарушения не являются основанием для экстрадиции.

Выдача преступников проводится при строгом соблюдении внутренних правил и законов. Во-первых, экстрадиция — это право, а не обязанность сторон. Государство вполне может отказать в выдворении правонарушителя, если сочтет запросы принимающей стороны неправомерными и незаконными. Во-вторых, есть серьезное ограничение. Большинство стран не выдает своих граждан. Правонарушителей судят и наказывают по своим законам. Касается это и Российской Федерации.

Экстрадиция существует в рамках правовой помощи стран. Это подтверждает право, а не обязанность сторон выдавать преступников. Свободная выдача возможна только в случае заключения соответствующего двустороннего соглашения между сторонами или же участия в международной конвенции. У России такие соглашения заключены с 65 государствами. Если между странами нет договоренности об экстрадиции, то выдача производится по запросу и только после того, как экстрадирующая сторона тщательно изучит материалы дела. Более того, для выдачи необходимо соблюдение определенных условий:

  • правовое — двух- или многостороннее соглашение о правовой помощи;
  • очевидное — преступление совершено на территории государства, требующего экстрадицию;
  • логичное — тождественность преступления для всех сторон («двойная подсудность»).

Вывод таков: экстрадировать можно только иностранных граждан, которые совершили преступление в стране, требующей выдачу правонарушителя. Причем рассматриваются преступления государственного характера, а не частные обвинения. Страны, участвующие в экстрадиции, соблюдают принцип «двойной подсудности». Это значит, что преступления, совершенные в одном государстве, должны классифицироваться как преступления и в другом.

И еще один (очень важный) нюанс: гарантия неприменения смертной казни. В России смертная казнь запрещена, поэтому к преступникам, выдаваемым российским государством, применять такую меру наказания нельзя. Если же в обменивающихся странах мораторий снят, то применять подобное наказание не запрещается.

Какие страны не выдают правонарушителей?

По разным причинам некоторые страны категорически отказываются передавать преступников в Россию:

  1. Бутан – это маленькая страна расположенная среди Гималаев рядом с Индией и Китаем. Государство не имеет дипломатических отношений с РФ, поэтому даже не рассматривает вопрос о выдаче преступников. Это закрытое для внешнего мира государство, которое не придерживается международных норм.
  2. Северный Кипр – непризнанное или частично признанное государство на севере острова Кипр. Населено в основном турками. Официальный Кипр данную территорию не контролирует, а своего правительства как такового нет. К тому же, РФ не признает Северный Кипр. Поэтому обращаться за выдачей бессмысленно.
  3. Косово – бывший регион Сербии, а сегодня независимая республика. Россия не признает ее независимость, как и еще 85 государств на планете. Отсюда и 100%-й отказ на любой запрос.
  4. Грузия – в результате военного конфликта в Южной Осетии (август-сентябрь 2008 года) Грузия разорвала дипломатические отношения с РФ. Это значит, что подписанная Грузией Минская конвенция 1993 г. больше не действует. С тех пор произошла смена власти в стране, но дипломатические отношения до сих пор не восстановлены.
  5. Кашмир – это спорная территория между Пакистаном и Индией. Там вообще не действуют никакие международные законы. На самом деле там есть свое независимое правительство, но оно не имеет никаких отношений с другими странами.

    Для этого нужно признать независимость региона, чего Россия не делает.

  6. Западная Сахара – никем не управляемая территория на берегу Атлантического океана. На нее претендует Марокко, а сам регион хочет независимости. Там нет официального руководство, поэтому и запросы принимать некому.
  7. Ниуэ и острова Кука – это несколько небольших остров в Тихом океане, находящихся в свободной ассоциации с Новой Зеландией. Россия не установила с государством дипломатические отношения, а в местном законодательстве нет вообще такого понятия «экстрадиция».
  8. Соломоновы острова – еще одно островное государство в Тихом океане. С Россией дипломатические отношения не установлены. Причины невозможности экстрадиции аналогичны островам Кука.
  9. Великобритания – официально государство принимает любые запросы на выдачу преступников. Однако получить положительный ответ практически невозможно из-за особенностей законодательства и вообще трактования законов.

Своих граждан никогда не выдают следующие страны:

  • Беларусь;
  • США;
  • Украина;
  • Китай;
  • Польша;
  • Швеция;
  • Великобритания;
  • Япония.

Есть ли в России пожизненное заключение? Читайте об этом здесь.

Действие соглашения о выдаче преступников в международном праве

В большинстве случаев экстрадиция осуществляется на основе соответствующего двустороннего международного договора, заключенного между запрашиваемой и запрашивающей сторонами. Именно этот документ выполняет правовое регулирование выдачи преступников. Также в качестве основания для экстрадиции может выступать многосторонняя конвенция, участие в которой должно принимать как государство, требующее выдачи правонарушителя, так и страна, которая в итоге будет принимать решение о его передаче иностранному государству. Европейская конвенция о выдаче, заключенная в 1957 году, –пример подобного соглашения. Также 13 июня 2002 года было принято  Рамочное решение «О европейском ордере на арест и процедурах передачи лиц между государствами-членами».

Стоит отметить, что экстрадиция может быть осуществлена и без наличия договоров или участия в международных конвенциях. Таким образом, институт выдачи преступников в международном праве предусматривает выдачу преступников при отсутствии соответствующих международных обязательств, если подобное предусмотрено законодательством запрашиваемого государства или его уполномоченные органы приняли подобное решение в ходе рассмотрения конкретного случая.

По каким принципам осуществляется экстрадиция

Под принципами экстрадиции подразумевают основные правила, установленные правовыми нормами международных конвенций  и договоров об осуществлении процедуры выдачи преступников, либо подозреваемых, а также Конституцией и прочими внутригосударственными нормативными актами, в которых содержатся базовые основания для процедуры экстрадиции либо для отказа в ней.

Принципы экстрадиции в законодательстве Российской Федерации:

  1. Принцип экстрадиционности преступления.
  2. Принцип специализации.
  3. Двойная подсудность.
  4. Взаимная выдача преступников.
  5. Принцип универсальности.
  6. Отказ в экстрадиции собственных граждан.
  7. Принцип «aut dedere aut judicare»  («выдай или преследуй»).
  8. Окончание срока давности.
  9. Ответственность за совершение преступления политического характера.
  10. Политическое убежище.
  11. Отказ в выдаче (при условии вынесения приговора по тому же преступлению) либо прекращение преследования по делу.
  12. Ответственность за совершение преступления финансового характера.
  13. Выдача лица, которое не является подданным ни запрашиваемого, ни запрашивающего государства.
  14. Отказ в экстрадиции из гуманитарных соображений.
  15. Временная, а также дополнительная экстрадиция.

С какими странами у России подписан договор об экстрадиции

Как известно, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче, поэтому должна выдавать преступников странам-участникам. Такие же обязательства у нее и по отношению к государствам, подписавшим вместе с ней в 1993 году Конвенцию стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Данный документ регулирует условия и устанавливает правила экстрадиции правонарушителей.

Кому РФ обязана выдавать преступников

На сегодняшний день количество выданных Россией преступников намного превышает число правонарушителей, экстрадированных в нее другими странами. Такая тенденция в большей степени зависит от наличия у Российской Федерации международных договоров о выдаче с другими государствами. Пока что такие двусторонние обязательства Россия имеет с 65 государствами. В последнее время российское правительство старается расширить этот список и упростить данную процедуру.

В список стран, которым Россия выдает преступников входят также государства-участники Международной конвенции ООН (1988 г.), направленной на борьбу с незаконным оборотом наркотиков и психотропных препаратов.

Кто обязан выдавать преступников РФ

Страны, с которыми у РФ подписаны договоры об экстрадиции, обязаны выдавать России преступников, если это не противоречит их законодательству и процедура в полной мере соблюдена.

Такими государствами являются:

  • члены Европейской конвенции о выдаче;
  • члены Европейской конвенции о пресечении 1977 года;
  • участники Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной в 1993 году в Минске;
  • Республика Азербайджан;
  • Киргизская Республика;
  • Япония;
  • Греция.

Однако это далеко не полный список.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий