Евразийская экономическая комиссия

Структура Евразийского Экономического Совета

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав
которого входят Президенты государств-членов Союза. Собирается не реже одного
раза в год и принятые на Совете решения являются обязательными для выполнения
во всех государствах -участниках.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят
главы правительств государств-членов. Собирается не реже двух раз в год.

Евразийская экономическая комиссия – постоянно действующий
наднациональный регулирующий орган Союза, который формируют Совет Комиссии и
Коллегия Комиссии. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий
функционирования и развития Союза, а также разработка предложений в сфере
экономической интеграции в рамках Союза.

Суд Союза – судебный орган Союза, обеспечивающий применение
государствами-членами и органами Союза Договора о ЕАЭС и иных международных
договоров в рамках Союза.

Наиболее важными задачами ЕАЭС являются ускорение
технологического развития промышленных комплексов стран ЕАЭС, импортозамещение
промышленных товаров на общем рынке союза и наращивание экспорта продукции
обрабатывающей промышленности.

Другие экономические союзы России

— АТЭС. Экономическое сотрудничество (АТЭС) создано в 1989 году для объединения стран Азиатско-Тихоокеанского региона. АТЭС представляет собой форум для 21 государства. Целью содружества уже в течение долгого времени остается установление рынков сбыта продукции, сырья и материалов за пределами Европы. Эксперты полагают, что АЭТС было создано в ответ на растущую экономику индустриально развитой Японии, которая в силах доминировать в Азиатско-Тихоокеанском регионе

Однако стратегически содружество важно в первую очередь для государств, в него входящих, поскольку помогает скоординировать экономическую деятельность между взаимозависимыми странами

— СНГ. Взаимодействие между некоторыми странами бывшего СССР на основе суверенного равенства базируется на соглашении Содружества Независимых Государств (СНГ). На данный момент СНГ включает следующие страны: Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украину. Соглашение было подписано в 1991 году.

— БРИКС. БРИКС объединяет 5 крупных развивающихся экономик следующих стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка. До включения в состав Южной Африки организация именовалась «БРИК». Все страны, входящие в состав, имеют быстрорастущую экономику, оказывают значительное влияние на региональные и глобальные изменения.

На конец 2014 г. охват БРИКС распространяется на 3 млрд человек, что составляет 40% населения планеты.

Содружество основано в 2006 г. в рамках Петербургского форума министров экономики Бразилии, Российской Федерации, Индии и Китая. Первое заседание прошло в 2009 г. в Екатеринбурге. На встречах обговариваются вопросы взаимного партнерства, предоставления займов, природной среды и экологии.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

ОПЕК

ОПЕК объединяет страны, которые экспортируют нефть. Необходимость создания организации обусловлена установлением определенного диапазона цены на сырье, регулирование объемов продаж.

Основная цель союза – это стабилизация нефтяной промышленности, обеспечение гарантированных поставок покупателям, постоянной прибыли производителям.

Основным органом управления является Конференция, которая проводится два раза в год. Работа Конференции заключается в приеме новых членов, подведении итогов, а также утверждении бюджета. Союз принимает в свои ряды любые страны, которые являются продавцами на рынке черного золота и поддерживают его идеи. Сейчас в составе ОПЕКа двенадцать государств. Эти страны владеют восьмьюдесятью процентами от всей экспортируемой нефти в мире.

Россия не является членом данной организации, но представители РФ присутствуют на каждой Конференции ОПЕК.

Также этот союз имеет благотворительный фонд, бюджет которого состоит из вносов государств-участников. Средства из этого фонда идут на поддержку каких-либо проектов, связанных с добычей нефти.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность большинства международных организаций направлена на достижение какой-либо формы экономической интеграции государств, будь это зона свободной торговли или общий рынок. Страны-участники экономических союзов стремятся к экспортно-импортным отношениям на взаимовыгодных условиях, обмене опытом, технологиями, улучшению качества жизни своих граждан.

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния. Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2020 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Структура ЭВС и критерии для членства в Еврозоне

Экономический и валютный союз состоит из двух составляющих:

  • Экономический союз. Основу составляет единое регулирование экономики и финансовой политики. Основная задача ЭС заключается в установлении гармонии законодательств стран-членов Евросоюза. Благодаря жесткому контролю за размером бюджетного дефицита и платежного баланса стран-членов происходит сближение экономик.

  • Валютный союз. Основу составляет система центральных банков, возглавляемая Европейским центральным банком (ЕЦБ), проводящим единую валютную политику на территориях стран-членов Евросоюза (установление евро).

Критерии для принятия страны-члена Евросоюза в Еврозону:

  • инфляция не более 1,5 %;

  • отсутствие случаев девальвации собственной валюты в отношении валюты иного государства за последние 2 календарных года;
  • отсутствие значительного уровня бюджетного дефицита;
  • сближение в экономике и финансовой политике, отсутствие противоречий со стороны законодательства.

В данный момент ЭВС включает в себя 19 стран Евросоюза, официальной валютой которых является евро, а также 9 государств, где евро не используется. Участниками союза могут быть территории с особенным статусом и третьи страны для которых евро является единой официальной валютой. Согласно данным Договора об учреждении ЕС евро преподносится как инструмент достижения целей ЭВС. Увеличение степени международной роли евро утверждено в Лиссабонском договоре.

 Участники Еврозоны  

Участник ERM II (с механизмом регулирования валютных курсов)

 Дания, участник ERM II с послаблениями в вопросе евро  

 Великобритания, бывший член ЕС с послаблениями в вопросе евро

Остальные члены ЕС

Однако признание евро единой официальной валютой третьими государствами не дает гарантии «институционального» участия данных стран в ЭВС. Такого рода применение евро в международно-финансовых расчетах говорит о трансформации евро в одну из главных мировых валют, и в «ведущий инструмент» расширения европейской интеграции. Но за пределами ЕС евро является лишь платежным средством и теряет функцию «сближения», установленную Договором. Евро становится инструментом включения таких стран в интеграционные процессы «де-факто».

Структура ЕС

Европейский экономический союз включает 4 административных органа, которые занимаются конкретными направлениями экономической и политической деятельности.

1. Совет министров. Состоит, как правило, из представителей министерств иностранных дел стран-членов ЕС. Совет министров Европы имеет право окончательного решения по всем вопросам, которые не подпадают под условия зафиксированных договоров, созданных в ЕС или его предшествующей организации. Совет министров утверждает Комитет наблюдателей, решает вопросы, связанные с отношениями между странами ЕС в следующих областях: управление, сельское хозяйство, рыболовство, промышленная политика и внутренний рынок, научные исследования, энергетика, транспорт, экология.

2. Европейская комиссия. Экономические союзы государств, как правило, формируют экспертные органы для решения финансовых вопросов. В качестве такой исполнительной организации ЕС выступает Европейская комиссия. Она стремится служить интересам Европы в целом по вопросам внешних связей, экономики, финансов, промышленности и сельскохозяйственной политики.

3. Европейский парламент. Включает представителей стран-членов ЕС, которые избираются прямым голосованием в своих странах. Хотя он служит в качестве форума для обсуждения вопросов, представляющих интерес для отдельных государств-членов и ЕС в целом, Европейский парламент не имеет никакой власти, чтобы создавать или реализовывать нормы законодательства. Однако он имеет некоторый контроль над бюджетом ЕС и может выносить вопросы для рассмотрения Советом Министров или Европейской Комиссией.

4. Суд. Любые экономические союзы должны иметь правовую базу, ЕС не исключение. Суд состоит из 13 судей и 6 адвокатов, представляющих государства-члены ЕС. Его функция заключается в интерпретации законов и нормативных актов, вынесенные решения являются обязательными для выполнения ЕС, правительствами стран-членов, фирм и частных лиц в государствах-членах ЕС.

По пути Маастрихтского договора

Европейский экономический союз (ЕС) — экономическая и политическая федерация, состоящая из двадцати семи стран-членов, которые имеют общую политику в нескольких областях. ЕС был создан в 1993 г. с подписанием договора о Европейском Союзе, который, как правило, называют Маастрихтским договором. Однако этому предшествовало создание нескольких европейских организаций, которые внесли вклад в развитие ЕС.

В составе ЕС первоначально состояло 12 государств: Дания, Германия, Греция, Италия, Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Португалия, Ирландия, Франция, Испания и Великобритания. В 1993 году Европейский совет, собравшийся в Копенгагене (Дания), определил критерии для вступления в ЕС. Эти требования, известные как Копенгагенские критерии, включают такие основы, как:

  • стабильная демократия, которая уважает права человека и главенство закона;
  • функционирующая рыночная конкурентоспособная экономика;
  • принятие обязательств, вытекающих из членства, в том числе законодательства ЕС.

Перспективы ЕАЭС

Как оценивают перспективы развития ЕАЭС аналитики? Выше мы отметили, что некоторые эксперты считают: одновременно с экономической интеграцией неизбежно политическое сближение государств-участников объединения. Есть специалисты, которые разделяют данную точку зрения. Есть эксперты, совершенно не согласные с ней. Главный аргумент тех аналитиков, которые видят перспективы политизации ЕАЭС — то, что Россия как ведущий экономический игрок объединения так или иначе будет влиять на принимаемые властями государств-участников ЕАЭС решения. Противники данной точки зрения считают, что как раз наоборот, не в интересах РФ проявлять чрезмерную заинтересованность в политизации соответствующего международного объединения.

При условии соблюдения баланса между экономической и политической составляющей в ЕАЭС перспективы союза, исходя из ряда объективных показателей, оцениваются многими аналитиками как весьма позитивные. Так, суммарный ВВП государств-участниц рассматриваемой структуры будет сопоставим с показателями лидирующих экономик мира. С учетом научного и ресурсного потенциала ЕАЭС объемы хозяйственных систем стран-участниц союза могут значительно вырасти в дальнейшем.

Есть ли место политическому взаимодействию?

Итак, ЕАЭС — что это, исключительно экономическая структура, или же объединение, которое, возможно, будет характеризоваться политической составляющей интеграции? На данный момент и в ближайшем будущем, как свидетельствуют различные источники, правильнее будет говорить о первой интерпретации сущности объединения. То есть политический аспект — исключен. Страны будут интегрироваться, преследуя экономические интересы.

Есть данные об инициативах, касающихся создания неких наднациональных парламентских структур в рамках ЕАЭС. Но Республика Беларусь, Казахстан, как свидетельствует ряд источников, не рассматривают возможности своего участия в выстраивании соответствующих политических коммуникаций. Страны желают сохранять полный суверенитет, соглашаясь только на экономическую интеграцию.

Вместе с тем для многих экспертов и обывателей очевидно, насколько близки политические отношения стран, входящих в ЕАЭС. Состав данной структуры формируют ближайшие союзники, не имеющие выражаемых публично принципиальных разногласий по поводу сложной ситуации на мировой арене. Это позволяет некоторым аналитикам делать выводы о том, что экономическая интеграция в рамках рассматриваемого объединения была бы очень затруднена при значимых политических разногласиях стран-участниц объединения.

Европейский Союз

Эта организация объединяет страны Европы, которые борются за демократию, мир и процветание. Основными целями ЕС являются:

  • свободная торговля между членами организации;
  • определение единых таможенных пошлин со странами третьего мира;
  • устранение препятствий для передвижения людей, услуг и капитала;
  • организация валютного фонда;
  • образование единой налоговой системы;
  • выпуск единой валюты;
  • аналогичное законодательство;
  • усиление позиций Европы в мировом сообществе;
  • улучшение уровня жизни.

Прорывом организации стал единый рынок европейского союза, главной задачей которого является повышение конкурентоспособности товаров, выпущенных странами-участницами Европейского Союза. Единый рынок должен обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, людей и капитала, а также ликвидацию таможенных сборов. Проблемой является только разница в национальных налоговых системах. Как бы её ни пытались сделать аналогичной во всех странах ЕС, отличия все равно есть и они создают определенные помехи.

Единый рынок услуг отличается жесткостью к информационной сфере и телекоммуникациям. Развитие именно этого сектора происходит медленнее всего. Особенно это утверждение относится к рынку транспортных услуг.

Не все экономические союзы стран предусматривают свободное перемещение рабочей силы. Европейский союз устраняет трудности на пути передвижения своих граждан.

Отдельной программой проходит формирование единого рынка капиталов, который позволяет упростить операции, связанные с ценными бумагами, банковскими счетами, открытием новых компаний. Основные трудности составляют различия в административных процедурах и антимонопольном законодательстве.

Преимущества создания единого рынка налицо – ежегодный прирост внутреннего валового продукта, конкурентоспособность продукции европейских производителей на мировом рынке, привлекательность для инвесторов, снижение стоимости на товары и услуги, повышение процента занятого населения.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете. Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий