Православие в финляндии

История финнов, происхождение

История происхождения финнов берёт своё начало в глубокой древности. Какие-то смутные упоминания о них, в виде латинского экзоэтнонима Finni, находятся у Тацита и Птолемея. Тот же Птолемей помещает их в прибалтийские земли рядом с венедами.

Для соседних народов Скандинавии и Исландии сами финны, точнее, тогда ещё обособленные и разрозненные северогерманские и финно-угорские племена, в том числе саамы, населявшие земли будущей Финляндии были просто охотниками – поскольку эти племена действительно жили в ту пору охотничьим и рыболовным промыслом. Отсюда же топоним «Финнлядия», со сдвоенным «н» в корне, который встречается уже в XII веке в исландской «Саге об Инглингах» – «страна охотников», «земля охотников».

Согласно официально принятой точки зрения, современный финский этнос является результатом слияния и, отчасти, ассимиляции неких древних прибалтийско-финских племён и саамов, вытесненных в итоге на Крайний Север, в самое Заполярье, в Лапландию. Подавляющее же большинство финнов происходят от представителей одной и той же общности, сложившейся на территории Финляндии за 6 000 лет в результате миграции уральских первобытных племён.

Так или иначе, к моменту покорения Финляндии шведской короной в XII и XIII столетиях её население ещё не имело более или менее однородный этнический состав: здесь жили саамы (по-русски лопари), карелы, емь и другие финно-угорские, северогерманские и славянские племена.

История православия

Первыми христианами в Финляндии были византийцы, страна была крещена в латинскую веру шведскими миссионерами. Тем не менее, восточная её область Карелия была крещена православными монахами из древнего Валаамского монастыря, расположенного на острове в Ладожском озере.

В XIII веке Финляндия оказалась местом столкновения католической Швеции и православной Руси. Большая часть Финляндии отошла к Швеции, Карелия осталась под властью Руси.

В 1617 году Карелия была захвачена шведами, которые к тому времени уже стали лютеранами. Поначалу шведы преследовали православных, но в конце XVII века их положение улучшилось.

В 1721 году Карелию вновь заняли русские, а в 1809 году Россия присоединила всю Финляндию, которая в составе России стала автономным Великим Княжеством. В 1812 году в Финляндии было уже 26 православных приходов (вероятно все они находились на территории присоединенной российскими властями к княжеству в том же году Выборгской губернии). Тем не менее лютеранство так и осталось главенствующим вероисповеданием в Финляндии.

В 1917 году Финляндия стала независимым государством, а в 1918 году православные по давлением властей в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский Тихон признал этот статус. В 1923 году Финская Православная Церковь была принята в состав Константинопольского Патриархата в качестве автономной.

3 февраля 1994 года в году Тампере был зарегистрирован приход Преображения Господня в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

В 2011 году правительство Финляндии высказало свои опасения расширением присутствия православных приходов в юрисдикции Московского Патриархата.

Лютеранство

До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь – такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял лютеранскую церковь сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.

Города Финляндии и популярные направления

Город Порвоо 

Популярные города Финляндии:

  • Хельсинки — столица Финляндии и её единственный «настоящий» город, который всё ещё сохранил провинциальный характер. Хельсинки именуют «дочерью Прибалтики», а сам город построен по образцу Санкт-Петербурга. 
  • Хямеэнлинна — небольшой городок с красивым средневековым замком. 
  • Йю́вяскюля — университетский город в Центральной Финляндии. 
  • Куопио — ещё один университетский город, расположенный также в центре страны, столица приозёрного края. 
  • Лаппеэнранта — университетский город на юго-востоке Финляндии у озера Сайма. 
  • Оулу — технологический город на берегу Ботнического залива. 
  • Рованиеми — столица финской Лапландии и «ворота» в этот суровый северный край. 
  • Савонлинна — небольшой прибрежный городок с красивым замком. 
  • Сейняйоки — один из самых динамично развивающихся финских городов, расположенный в провинции Южная Остроботния. 
  • Тампере — индустриальная столица страны и один из её главных культурных центров. 
  • Турку — старая столица Финляндии с средневековым замком. 
  • Вааса — город на берегу Ботнического залива с шведским характером. 
  • Порвоо — один из старейших городов Финляндии с небольшим очаровательным историческим центром. 
  • Раума — один из древнейших городов страны с красочными старыми деревянными домами и мощёными улочками. 

Аландские острова

Популярные направления:

  • Аландские острова — архипелаг между Финляндией и Швецией с преимущественно шведским населением. Острова славятся нетронутой природой и красивыми пейзажами. 
  • Лапландия — суровый северный край, родина Санты и потрясающих северных сияний. 
  • Каухава — крупнейший финский парк развлечений. 
  • Леви — один из крупнейших горнолыжных курортов Финляндии. 
  • Сайма — одно из крупнейших озёр страны с живописной природой. 
  • Лемменйоки — национальный парк с дикими хвойными лесами.

Северное сияние в Лапландии

Генетические исследования

Несмотря на то, что финны являются носителями финно-угорских языков и должны быть «родственниками» уральских народов, тем не менее, генетически у них прослеживается субстрат, характерный для населения северной Европы.

Этой компонентой является скандинавская гаплогруппа I1 (характерная прежде всего для шведов и норвежцев), которая у западных финнов достигает 40 % и практически равна по частоте с традиционной гаплогруппой N, но у восточных финнов так называемая «финно-угорская» компонента доходит до 71 %[неавторитетный источник?].

Широкие генетические исследования (несколько сотен тысяч) показали, что финны не являются однородным народом. Наибольшие различия FST между финнами по территории Финляндии достигают 60, тот же показатель у шведов около 25, а между немцами из разных районов ещё меньше. Например, средние FST-различия между немцами, французами и венграми около 10, так же между эстонцами, русскими и поляками примерно 10. То есть два финна родом с разных мест Финляндии генетически дальше друг от друга, чем два европейца из разных уголков Европы. Исследователи, правда, отмечают, что многое зависит от методов исследования. Самые близкие генетически к финнам эстонцы (FST-различие по Хельсинки 40, по Куусамо 90) и шведы (по Хельсинки 50, по Куусамо 100).

В исследовании, опубликованном в The American Journal of Human Genetics (2016), было построено филогенетическое древо гаплогруппы N по Y-хромосоме. Образцы финнов, взятые для исследования, попали в под-гаплогруппу N3a3, к которой относится треть эстонцев, литовцев и латышей, а также некоторые саамы, карелы, белорусы, украинцы и русские.

Христианство в Финляндии

До конца XIX века граждане Финляндии имели право в рамках христианства принадлежать или к лютеранству, или к православию. Закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства (в рамках протестантизма).

В 1923 году было официально разрешено свободно учреждать различные религиозные общины, или же вовсе жить вне всякой из них.

В настоящее время помимо лютеранской и православной общин одной из крупных структур в стране являются Пятидесятническая Церковь Финляндии (более 50 тыс. человек, входит в Ассамблеи Бога), Свидетели Иеговы (около 30 тыс.). Есть общины баптистов, методистов и адвентистов.

Принятое решением о сокращении с 2012 года числа часов преподавания религиозных дисциплин, возможно негативно скажется на религиозном обучении православного меньшинства.

Лютеранство

Евангелическо-лютеранская церковь Финляндии является государственной церковью и финансируется за счёт государственного бюджета. Лютеранство исповедует 78,3 % () населения страны.

Лютеранская церковь ведёт миссионерскую деятельность в некоторых странах Азии и Африки.

Православие

Православие является в стране второй государственной религией, а структура Финляндской архиепископии Константинопольского патриархата существует за счёт средств государственного бюджета. Иные православные общины, зарегистрированные в стране, не получают государственных дотаций и ведут свою деятельность на основе самофинансирования.

Генетические исследования

Несмотря на то, что финны являются носителями финно-угорских языков и должны быть «родственниками» уральских народов, тем не менее, генетически у них прослеживается субстрат, характерный для населения северной Европы.

Этой компонентой является скандинавская гаплогруппа I1 (характерная прежде всего для шведов и норвежцев), которая у западных финнов достигает 40 % и практически равна по частоте с традиционной гаплогруппой N, но у восточных финнов так называемая «финно-угорская» компонента доходит до 71 %[неавторитетный источник?].

Широкие генетические исследования (несколько сотен тысяч) показали, что финны не являются однородным народом. Наибольшие различия FST между финнами по территории Финляндии достигают 60, тот же показатель у шведов около 25, а между немцами из разных районов ещё меньше. Например, средние FST-различия между немцами, французами и венграми около 10, так же между эстонцами, русскими и поляками примерно 10. То есть два финна родом с разных мест Финляндии генетически дальше друг от друга, чем два европейца из разных уголков Европы. Исследователи, правда, отмечают, что многое зависит от методов исследования. Самые близкие генетически к финнам эстонцы (FST-различие по Хельсинки 40, по Куусамо 90) и шведы (по Хельсинки 50, по Куусамо 100).

В исследовании, опубликованном в The American Journal of Human Genetics (2016), было построено филогенетическое древо гаплогруппы N по Y-хромосоме. Образцы финнов, взятые для исследования, попали в под-гаплогруппу N3a3, к которой относится треть эстонцев, литовцев и латышей, а также некоторые саамы, карелы, белорусы, украинцы и русские.

Вероисповедание детей

Решение о религиозном выборе ребёнка принимают его родители. Если между родителями отсутствует согласие в выборе религии для ребёнка, ребёнок не будет причислен ни к одной религиозной общине. Если по решению суда один из родителей является единоличным опекуном ребёнка, он может в одиночку принять решение о религиозной принадлежности ребёнка.

Ребенок имеет право на изучение своей религии в школе. Дополнительная информация приведена на сайте InfoFinland в разделе Основное общее образование.

Ребенок, которому исполнилось 18 лет, является совершеннолетним и самостоятельно выбирает для себя вероисповедание.

Какая вера у финнов – основная религия в Финляндии

По вполне понятным причинам – так, прежде всего, сложилось исторически – в Финляндии на государственном уровне признаны две Церкви, православная и лютеранская. Ситуация почти аналогичная языковым «раскладам», принятым в этой стране, когда 95 % населения изъясняется на государственном финском, а оставшиеся 5 % – на государственном же шведском.

Православная церковь Финляндии с 1923 года находится в юрисдикции Константинопольского патриархата; при этом Финляндская архиепископия финансируется из бюджета Финляндской Республики.

Если с первой всё более или менее понятно, то вторая уж точно потребует хотя бы самых кратких разъяснений. Оно, то бишь лютеранство – одно из направлений протестантизма, появилось в великую эпоху Европейской Реформации и своим названием обязано её, этой самой Церкви, отцу-основателю Мартину Лютеру, немецкому богослову XV-XVI веков, ведущему переводчику Библии на родной ему язык.

Современная лютеранская церковь Финляндии так же, как и вышеназванная автономная Финляндская архиепископия, финансируется за счёт государственного бюджета. Сейчас главным, приоритетным направлением её деятельности является миссионерство в странах третьего мира, в Азии и Африке.

Кстати сказать, ещё одной достаточно крупной религиозной структурой, существующей в настоящее время в Суоми, является Пятидесятническая церковь, за которой по числу своих последователей выступают небезызвестные свидетели Иеговы. Кроме того, в нынешней Финляндии активно действуют баптистские приходы и общины адвентистов и методистов.

Заметим попутно, что баптизм и методизм также являются направлениями протестантского христианства, причём, методисты, отделившись в своё время от англиканской церкви, распространились впоследствии, главном образом, в Великобритании и США. А адвентисты – это, скорее, некое религиозное движение или течение, некогда вылившееся из недр баптизма и методизма, которое и теперь-то весьма затруднительно назвать какой-то самостоятельной церковью.

А ещё здесь вполне вольготно себя чувствуют различные политико-религиозные объединения, так или иначе пытающиеся, хотя и безуспешно, стать властителями умов финской молодёжи: Христианская ассоциация молодых людей, так называемая Финская свободная церковь, Христианская молодёжная женская ассоциация, а есть даже карликовый Христианский союз, политическая партия, не имеющая сколь-нибудь заметного влияния в стране.

Причём деятельность тех же «союзников» из Христианского союза, сколь бы мизерной таковая не была, также финансируется финским государством по особой квоте, исходя из числа мест, занимаемых ими в Эдускунте – парламенте Финляндии.

При таком разнообразии церквей и религиозных течений в Финляндии православные финны, а это, главным образом, потомки крещённых карелов из восточных районов страны, являются уже религиозным же меньшинством, а сокращение с 2012 года часов преподавания «профильных» дисциплин может к тому же негативно сказаться на его, финского православного меньшинства, обучении – таковы, между прочим, неутешительные оценки тамошних экспертов.

Лютеранство

До эпохи Реформации католицизм в Финляндии был единственной господствующей религией. Согласно германскому обычаю «Какой князь – такова и вера», шведский король Густав в 1536 году повелел всем своим подданным перейти в лютеранство. Католиков, которые своим понтификом почитали Папу Римского, стали считать предателями родины. А возглавлял лютеранскую церковь сам шведский король. Согласно требованиям новой религии, Святое Писание было переведено на народные языки, в том числе и финский. Этим народ Суоми обязан Микаэлю Агриколе (середина 16 столетия). В то же самое время восточная часть Финляндии активно подвергается влиянию православия. Среди карелов проповедуют такие святые подвижники, как Сергий Валаамский, Трифон Печенегский и Феодорит Кольский.

Церковь – надежное плечо

В Финляндии женщин-священников почти 50%. В 2010 году епископом Хельсинки избрали Ирью Асколу (на фото). Фото: Kirkon kuvapankki / Аарне Ормио

Свою миссию евангелическо-лютеранская церковь в Финляндии видит в духовном пробуждении. Но не только: евангелическо-лютеранская церковь ведет гигантскую работу – с детьми, одинокими стариками, с семьями, попавшими в кризисную ситуацию.

«И делает это по-христиански, то есть не отличая членов церкви от атеистов или верующих иных конфессий», – подчеркивает Йокинен. В приходах работают детские кружки, организуются лагеря, куда принимают всех, не спрашивая о религиозных взглядах.

Церковные психологи быстро приходят на помощь, ведь церковь менее забюрократизирована, чем государство. Поддержку духовного отца можно получить даже на работе: по определенному графику пасторы посещают крупные фирмы. Церковь помогает государству и в уходе за пожилыми людьми – эти и другие социальные работы выполняют дьяконисы.

А первое учебное заведение для обучения дьяконис – сестер милосердия с теологическим образованием – основала в Финляндии Аврора Карамзина, известная благотворительностью в Финляндии и в России, «добрая фея Хельсинки», как назвал ее знаменитый финский писатель Закариас Топелиус.

Государственная церковь

Тем не менее лютеранство остается главенствующей религией Финляндии. Эта церковь финансируется из государственного бюджета, и со всех граждан, независимо от их вероисповедания, взимается налог на ее содержание. При этом лютеранство исповедует менее 80 процентов населения страны. Второй по численности прихожан является Финляндская архиепископия Константинопольского патриархата. Этой православной церкви также перепадают средства из госбюджета. Есть в стране и другие общины, в том числе и РПЦ. Но они существуют за счет самофинансирования. Без государственных дотаций обходятся и католики, мусульмане, иудеи, а также другие ветви протестантизма.

Традиционные верования финнов

Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

Культ

Поклонение огню и солнцу сохранилось в кострах «кокко», которые зажигаются накануне Иванова дня, а иногда и в ночь на Троицу; тогда они называются helavalkea, то есть огонь праздника весны. Кокко обыкновенно горят на вершинах гор или где-нибудь на воде. Сжигание кокко составляет любимейшее народное празднество. Прежде это делалось в честь Бальдера, во время наивысшего стояния солнца над горизонтом. Об идолах и святых местах финнов Кастрен приводит немного данных. Есть скандинавская «сага», что на берегах Северной Двины древние биармцы имели капище с идолом Юмалы в середине. В известиях средневековых проповедников говорится только о святых деревьях; из буллы Папы Григория IX видно, что тавастцы гоняют христиан вокруг святых деревьев до смерти в возмездие за то, что они отказались от языческого богопочитания. Более разнообразно было идолопоклонство у лопарей. Для изображения бога-громовника употреблялось дерево, и оттого этому идолу придали название деревянный бог (муора юбмел): брали берёзу, из ствола делали туловище, из корней голову, в правую руку клали молоток, в голову вбивали железный гвоздь или кусок кремня. Весьма вероятно, что идея такого изображения занесена из Скандинавии.

Есть предание в Эдде, что Тор во время боя с Гругниром бросил в него свой молот и разбил камень Гругнира на две части, одна из которых попала Тору в голову. Другой бог, Сторьюнкаре, назывался иначе каменный бог (Киед-юбмел). По одним писателям, он имел вид птицы, по другим — вид человека или какого-нибудь животного. Камни, называвшиеся сейдами, ставились в память предкам. Они были рассеяны в разных местах, так как лопари не хоронили своих покойников ни в курганах, ни в дольменах. Около сейдов происходили жертвоприношения усопшим. Если сейд в чём-либо оказывался виноватым, его били или топором отрубали от него кусок, чтобы причинить ему боль.

Самое место, где стоял сейд, считалось святым. Его обносили оградой, и никто не входил за пределы её без жертвенной цели. Женщины к нему не допускались. Кроме камней-сейдов были в Лапландии ещё деревянные сейды, состоявшие: а) из деревьев, корни которых изображали голову, и b) из кольев, вбитых в землю. Капища сохранялись у лопарей до недавнего времени; места их перечислены Харузиным на стр. 193.

Вера в заклинания (luvut) жива до сих пор; ими вылечиваются от болезней, обеспечивается удача в любви, хороший урожай, удача в скотоводстве, рыбной ловле и охоте. Среди массы суеверий попадаются и пригодные народные средства, например ныне принятый массаж. Чем ближе к северу живут колдуны, тем более солидной они пользуются репутацией. Для обозначения колдунов в финском языке есть различные слова: velho, tietäjä и loitsija. В Швеции всех финнов подозревают в ведовстве, в Нюландии с недоверием смотрят на тавастландцев, в Тавастландии опасаются жителей Эстерботнии, а в Эстерботнии самыми грозными волшебниками считают лопарей. Если где-нибудь закружится вихрь, то стоит только бросить чем-нибудь стальным, чтобы тотчас увидеть лопарку, поднявшую своей метлой этот вихрь.

Точно разграничить мифы отдельных народов финно-угорской группы племён нельзя, так как недостает предварительных работ о верованиях родственных народов и не произведены необходимые изыскания. Исследования Кастрена выяснили пока только главные черты почитания природы у финнов, некоторые стороны родового быта и почитания предков; намечены влияния скандинавские в мифологии и демонологии, но шаманизм и жертвенный ритуал древних финнов могут быть выяснены только при дальнейшем сравнительном изучении фольклора родственных народов — ливов, эстонцев, саамов, удмуртов, марийцев и др. К разряду так называемых героев принадлежат у финнов Вяйнемёйнен, Лоухи, Лемминкяйнен, Илмаринен и др.

Евангелизация Финляндии

Приблизительно к 1000 году на территории края сформировались три народности:

  • Суоми (или собственно финны). Они населяли юго-запад страны.
  • Тавасты. Этот народ осел в центральной и восточной частях края.
  • Карелы. Этнос распространился на юго-востоке вплоть до Ладожского озера.

Но все три народности оставались языческими. Главные боги у них были одинаковыми, но почитались еще и местные духи. Христианство в Финляндию пришло вместе со шведскими завоевателями. В 1155 году король Эрик Девятый вторгся в край, чтобы воспрепятствовать экспансии на эти земли Великого Новгорода. Тогда же был построен первый христианский собор в Ноусиайнен и учреждено епископство. Но поскольку новая религия насаживалась силой, то первый предстоятель церкви, Генрих Уппсальский, был убит коренным населением. Но евангелизация края продолжалась, причем с двух сторон. На западе шведы внедряли римскую ветвь христианства, а карелы принимали греческую веру, православие.

Колорит и традиции в регионах Финляндии

На первый взгляд, местные жители могут показаться довольно серьезными и замкнутыми, но официальный тон общения они выдерживают только при контакте с незнакомыми людьми. В компании с близкими они веселы и общительны. Самым ярким национальным праздником является День независимости, который проходит 6 декабря. Его сопровождает … Читать

Большинство мероприятий, которые проходят на центральной площади, являются абсолютно бесплатными, самым феерическим в их числе считается парад самбы. По традиции, каждый год фестиваль открывают Цветочная дама и Цветочный бургомистр – представители из числа местных жителей, которых назначают на ответственные посты за … Читать

Самым известным и громким в буквальном смысле слова летним событием для Турку становится рок-фестиваль Ruisrock, его посещают музыканты и поклонники тяжелой музыки из самых разных стран. Проходит музыкальный фестиваль на территории Национального парка, Ruisrock является одним из самых старых в Европе рок-фестивалей. Впервые … Читать

В начале месяца здесь проводят традиционную Ночь подарков, в означенный день местные торговые центры работают до полуночи и предлагают своим посетителям огромные скидки. Посетить торговые комплексы в этот день будет интересно не только ради покупок, в них проводят грандиозные развлекательные программы с музыкальными шоу, … Читать

Сцены для фестиваля оборудуют в самых живописных местах Оулу, поэтому у гостей праздника будет возможность насладиться природными красотами региона. Летний праздник не обходится и без гастрономических развлечений, рядом со сценами всегда работают торговые палатки, в которых можно попробовать популярные региональные … Читать

В летний период на территории старинного замка интересные фестивали и праздники проводят один за одним. Он давно стал постоянным местом проведения концертов классической и современной музыки, а еще здесь устраивают праздники, посвященные ремесленным и художественным традициям прошлых столетий. Три летних месяца являются … Читать

Традиционные верования финнов

Древние культы прекрасно описаны в национальном эпосе «Калевала». Как и другие народы Северной Европы, финны долго оставались язычниками. Суровый климат способствовал тому, что люди, не знавшие происхождения тех или иных природных явлений, начали обожествлять стихии. Ведь долгое время от миграций северных оленей и улова рыбы зависело выживание целого племени.

Первая религия Финляндии предполагала происхождение мира от яйца мифической птицы. Оно упало в воду, и образовалась земля. Между центром яйца и Полярной звездой протянулась ось мира. Когда вдоль нее вращается небосвод, формируется водоворот Кинахми, что в переводе означает «пуп моря». По этому туннелю души мертвых, как верили древние финны, переправлялись в загробное царство Туонелу. Жизнь там была похожа на земную. А потому покойнику клали в могилу орудия труда, пожитки и украшения.

До конца XIX века финны могли быть или лютеранами или православными

Христианство в Финляндии появилось в 1155 году, когда шведский король Эрик IX захватил страну и построил первую католическую церковь в Ноусиайнен. Первым епископом Финляндии становится Генрих Уппсальский.

Вскоре он нашел свою мученическую кончину от топора крестьянина Лалли. Позднее епископская кафедра перемещается в Турку, где в 1258 году был заложен собор.

Епископ Генрих крестит финнов у источника Куппис, недалеко от Турку. Картина Р. В. Экмана, в 1850-54 гг. Первыми христианами в Финляндии стали католики. Фото: upload.wikimedia.org

Одновременно среди карел в юго-восточной Финляндии распространялось православие. Первым православным святым на финских землях был Сергий Валаамский. В XVI веке финская Лапландия входит в зону миссионерской работы Трифона Печенгского и Феодорита Кольского.

В 1536 году шведский король Густав решил сделать Финляндию лютеранской, при этом главой поместной церкви он сделал шведского короля. В 1543 году Микаэль Агрикола переводит на финский язык Новый Завет, что дает старт распространению лютеранства среди финнов.

XIX
до конца этого века финны могли быть или православными или лютеранами

С вхождением в 1809 году Финляндии в состав России в стране появилась собственная Финская лютеранская церковь. После получения Финляндией независимости Финское Православие получило автономию, и в 1923 году была учреждена Финская православная церковь.

До конца XIX века граждане Финляндии имели право в рамках христианства принадлежать или к лютеранству, или к православию. Закон 1889 года разрешил финнам исповедовать другую форму христианства (в рамках протестантизма).

Преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы. Преподобный Сергий считается первым финским православным святым. Фото: hram-troicy.prihod.ru

В настоящее время помимо лютеранской и православной общин одной из крупных структур в стране являются Пятидесятническая Церковь Финляндии (более 50 тыс. человек, входит в Ассамблеи Бога), Свидетели Иеговы (около 30 тыс.).

Есть общины баптистов, методистов и адвентистов. Критики действующих властей Финляндии считают, что они проводят политику, мягко ущемляющую все иные христианские деноминации, кроме лютеранства.

Расселение

Составляют абсолютное большинство населения в Финляндии (4,6 — 4,9 млн человек или более 90 %).
Финны живут также в США — более 623,6 тыс. человек по происхождению (2002), Швеции — от 446 до 470 тыс. человек (оценка), Канаде — более 130 тыс. человек по происхождению (2006), России — 34,1 тыс. человек (2002), Австралии — 21 тысяча человек по происхождению (2006), Великобритании — более 11 тысяч человек (2001), Эстонии — 10,6 тыс. человек (2010), Норвегии — от 10 тыс. до 60 тыс. человек (оценка).

Говорят на финском языке. Письменность на основе латинского алфавита. Верующие — в основном лютеране.

Евангелистско-лютеранская и православная церкви признаны в Финляндии государственными

Финляндская республика (фин. Suomen tasavalta) — это государство, расположенное в северной части Европы, с численностью населения около 5,5 млн человек. В Финляндии используется два государственных языка — финский и шведский.

Финны всегда отличались своей религиозностью. Так на сегодняшний день верующих в стране насчитывается более 76 %, а около 24 % населения не имеют религиозной принадлежности.

Финляндия на средневековой карте. В наше время у финнов две государственной религии: лютеранство и православие. Фото: upload.wikimedia.org

Какая религия у финнов главная можно понять, изучив Конституцию страны. В ней говориться о том, что за евангелическо-лютеранской и православной церквями в Финляндии официально закреплен статус государственных. Это дает им право собирать церковный налог.

При этом статья 83 Конституции страны выделяет Евангелическо-лютеранскую церковь в качестве главной религии с точки зрения предпочтений государства и поэтому подвергается критике.

Лютеранство и православие — государственные религии Финляндии.

Несмотря на это Финляндия — светское государство, так как церковь здесь отделена от государства. Определить, какая вера у финнов играют наибольшую роль в государстве и обществе нетрудно. Дело в том, что лютеранами себя считают около 85 % от общего числа жителей страны.

Государственная религия не оказывает давление и не вмешивалась в деятельность других конфессий и религиозных течений, при этом оказывая большое влияние во всех сферах жизни общества в центральных, западных и северных районах Финляндии.

Православие в Финляндии — вторая государственная религия

Хроники говорят о том, что христианство в Финляндию принесли византийцы. Позже страну крестили в латинскую веру шведские миссионеры. При этом восточная её область Карелию крестили православные монахи из Валаамского монастыря.

В 1809 году Российская империя присоединила Финляндию, которая в составе России стала автономным Великим Княжеством. В результате в стране к 1912 году насчитывалось уже 26 православных приходов, при этом лютеранство так и осталось главенствующим вероисповеданием в Финляндии.

Кафедральный православный Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский Собор — кафедральный Собор Финской православной Церкви. Фото: upload.wikimedia.org

В 1917 году Финляндия получила независимость. В 1918 году православные под давлением властей в Финляндии объявили себя автономной Церковью, связанной с Москвой. В 1921 году патриарх Московский Тихон признал этот статус.

В 1923 году Финская православная церковь принята в состав Константинопольского Патриархата в качестве автономной. 3 февраля 1994 года в году Тампере зарегистрирован приход Преображения Господня в юрисдикции Русской православной церкви заграницей.

1%
столько граждан Финляндии исповедуют православие

В наше время в Финляндии православие исповедует 1% населения страны. Православная церковь Финляндии находится под юрисдикцией Константинопольского патриархата.

Так как она государственная, то каждый верующий должен уплачивать со своих доходов церковный налог от 1,5 % до 1,9 % дохода (по состоянию на начало 2010-х годов).

Семь православных приходов на территории Финляндии принадлежат к юрисдикции Русской православной церкви и составляют благочиние Патриарших приходов Московского Патриархата.

Статистика

Согласно опросу, проведенному в 1999 году, более 50 % респондентов заявили, что считают себя верующими в христианского Бога (в начале 1990-х лишь таковых было 30 %), а около 25 % населения верила в Бога, но не так как тому учила официальная церковь; 17 % не высказало никаких предпочтений к той или иной церковной деноминации, но были уверены в существовании Бога. И лишь 6 % (в три раза меньше, чем в 2010 году) признали себя атеистами.

Годы195019801990200020052006200720082009201020112012201320142015
Лютеранство95,7 % 90,3 % 87,9 % 85,1 % 83,1 % 82,5 % 81,8 % 80,7 % 79,9 % 78,3 % 77,3 % 76,4 % 75 % 74 % 72,9 %
Православие1,7 %1,7 % 1,1 %1,1 %1,1 %1,1 %1,1 %1,1 %1,1 %1,1 %1,1 % 1,0 %1,0 %1,0 %1,0 %
Другие0,4 % 0,8 % 1,0 % 1,2 %1,2 % 1,3 %1,3 % 1,4 % 1,3 % 1,4 % 1,5 % 2,49 %
Неверующие2,7 % 7,8 % 10,2 % 12,7 % 14,7 % 15,1 % 15,9 % 16,9 % 17,7 % 19,2 % 20,1 % 23,63 %

К пятидесятникам принадлежат около 0,7 % населения (более 50 тыс. человек), последователей свидетели Иеговы — 0,25 %.

По некоторым оценкам, при сохраняющейся тенденции, к 2050 году Финляндия станет страной, где верующие будут в абсолютном меньшинстве. Так за первую половину 2012 года от членства в лютеранской и православной церквах через сайт Eroakirkosta.fi отреклись более 20 тысяч человек, а операторы сайта прогнозируют, что количество покидающих церковь удвоится к концу года.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий