Почему образование в финских школах считается лучшим в мире

Система дошкольного образования

Дети в Финляндии с самого рождения являются полноправными членами общества.

В декретном отпуске один из родителей находится, пока малышу не исполнится 9 месяцев. Отец или мать имеет право продлить отпуск до 3 лет, написав соответствующее заявление. В течение этого времени выплачивается помощь по уходу за ребенком (kotihoidon tuki) от Пенсионного управления KELА в размере около 500 евро. Когда родитель желает выйти на работу, он может отдать ребенка в детский сад.

Согласно закону об образовании, с 2001 года ответственность за дошкольное образование в Финляндии возложена на местную власть.

В основном учреждения двуязычные: основной язык – финский, вторым может быть английский, шведский, немецкий, французский или русский.

Существуют детские сады смешанного типа, где вместе занимаются здоровые малыши и дети с ограниченными возможностями.

Задача воспитателей – дневной уход за ребенком, а главное требование к дошкольным учреждениям – создание благоприятной атмосферы и разнообразия в обучении.

Воспитатели, имеющие степень бакалавра или магистра, тесно сотрудничают с родителями: советуются, какие воспитательные меры применять, если ребенок капризничает или неправильно себя ведет.

Финское дошкольное образование не имеет единой программы, но базируется на следующих принципах:

  • любовь;
  • уважение;
  • свобода действий, которая дается как дошкольникам, так и их воспитателям (не ведут отчеты, их действия не координируются управлением образования).

В дошкольных учреждениях всячески поощряют самостоятельность и инициативу воспитанников.

Обязательным этапом дошкольного образования является еsikoulu/eskari – подготовка к школе детей в возрасте от 6 лет, которая длится 1 год.

Равенство

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой — 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование.

Почти все школы — государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, — в повышенных требованиях к ученикам.

Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке. Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

Всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

Родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

Учеников.

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми.

В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися — самая маленькая в мире.

Учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем.

Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок — самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро — помощник, до 5 000 — учитель-предметник).

Как поступить в вуз?

Прежде всего необходимо определиться с выбором университета и узнать о действующих в нём правилах приёма абитуриентов. Все вузы самостоятельно определяют сроки подачи документов, их список и способ сдачи вступительных экзаменов.

Видео: как поступить в университет прикладных наук Финляндии

https://youtube.com/watch?v=2a6O45ChD68

Большинство университетов принимает документы с начала декабря по конец марта. Чаще всего будущие студенты должны представить следующие бумаги:

  • заполненное заявление с просьбой о приёме в вуз (образец можно найти на сайте Universityadmissions.fi – для университетов или Admissions.fi – для политехнических институтов);
  • копия аттестата о полученном среднем образовании, переведённая на финский язык;
  • сертификат, подтверждающий успешную сдачу международного экзамена по английскому языку (TOEFL или IELTS);
  • мотивационное письмо на английском языке, в котором абитуриент рассказывает, почему он выбрал именно этот университет.

 Некоторые вузы самостоятельно проверяют уровень знания английского языка на очном экзамене.

Ученики 11 класса, ещё не получившие аттестат, могут поступить в финские университеты по программе discretionary admission. Для этого им потребуется приложить к пакету документов справку, подтверждающую обучение в 11 классе и табель с оценками за первое полугодие.

При положительном результате рассмотрения документов абитуриент получает письменное приглашение на вступительные испытания. На основании этого документа будущий студент получает разрешение на въезд в Финляндию.

В некоторые вузы необходимо сдать экзамены по профильным предметам, а в другие – достаточно успешно пройти собеседование. В приграничные области России часто приезжают приёмные комиссии из Финляндии и проводят вступительные испытания на месте.

После получения подтверждения о зачислении в ВУЗ, необходимо оформить студенческую визу. Для этого необходимо предоставить в посольство Финляндии пакет документов, в который входят:

  • анкета, заполненная по форме OLE_OPI (её можно скачать на сайте migri.fi);
  • две фотографии размером 47 мм на 36 мм;
  • действующий заграничный паспорт;
  • справка, подтверждающая зачисление в финское учебное заведение;
  • свидетельство о полученном в России образовании;
  • справка из банка о наличии средств, достаточных для проживания в Финляндии (не менее 560 евро в месяц);
  • медицинский страховой полис;
  • свидетельство о рождении и разрешение родителей на выезд в Финляндию (для студентов младше 18 лет).

Студенты, приехавшие в Финляндию на срок более года, обязаны получить регистрацию в полицейском отделении. Она включает в себя предоставление основных анкетных данных и продлевается каждый год.

Мелочи школьной жизни

  • Территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.
  • Дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.
  • Форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.
  • В теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.
  • Домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.
  • Обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполнение заданий. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).
  • В тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом!

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы.

Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам.

Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.
 

Уважаемые читатели! Что бы вы хотели изменить в нашей системе образования? Какие принципы финской школы вам приглянулись больше всего? Ждем ваши комментарии!

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.byЕще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Уровни образования

А теперь про то, какие уровни существуют в системе школьного обучения. Не все обязательны — здесь тоже многое индивидуально. Музеи Хельсинки — что посмотреть с ребенком?

Младшая школа 1-6 классы

Первые 2 года малыши учатся в одном классе с одним преподавателем. У них основные предметы, но никаких контрольных.

Часто дети могут заниматься тем, чем хочется. Можно посреди урока уйти в уголок, отдохнуть или поиграть. Ничего не заставляют, учителя проводят много времени, пытаясь заинтересовать их.

Уже с третьего года начинают изучение английского, компьютерной грамотности, пения. Становится больше предметов, а отношение к учебе немного серьезнее. Уделяется много внимания творческому развитию. Снять домик на озере Сайма — расскажу, как выбрать домик для отдыха.

Старшая школа 7-9 классы

С 9го класса есть возможность выбрать интересующий вид деятельности и работать! Почти все компании принимают школьников как стажеров. Они могут узнать, что такое работать в кафе, юридической конторе, салоне красоты.

Конечно, это не значит, что потом нужно будет там всю жизнь работать. Вполне можно разочароваться в профессии. И это хорошо! Не нужно в 15-16 лет выбирать профессию на всю жизнь, как часто приходится нашим школьникам.

Дополнительный уровень 10 класс

Это целый год, отведенный на улучшение своих результатов. Тоже здорово. Колледж — это важная ступень школьного обучения перед Университетом

Очень важно сейчас иметь хорошие отметки

Колледж 11-12 классы

Лицеи, профессиональные колледжи. На этом уровне вполне можно оставить образование, получив все необходимые навыки для самостоятельной жизни, профессиональное образование. Следующая ступень — поступление в Университет. По окончанию ребята получают белые фуражки — символ прощания со школой.

Как вам нравится финская система? Остались вопросы — задавайте обязательно. Постараюсь всем ответить.С вами была я, Наталья Глухова, удачного дня!

Бессмысленная гонка за первенство

Критика этого подхода звучит уже вовсю. Международный консультант по вопросам реформирования образования Майкл Фуллан предсказывает, что объявленная президентом Бараком Обамой стратегия «Гонка за первенство», задачи которой состоят в изменении к лучшему положения дел в 5 000 наименее успевающих школ США, снятии ограничений на открытие финансируемых государством независимых школ по инициативе снизу и введении таких мер, как оплата труда учителей по производительности, которые должны повысить качество их работы, закончится провалом.

По словам Фуллана, эта стратегия оставляет почти без внимания развитие способности руководителей и работников образования совершенствоваться и совершенствовать систему, а в основе данной стратегии лежит опровергнутая теория, согласно которой качество работы учителей можно повысить за счет поощрения соревнования между ними.

Кроме того, данная стратегия исходит из крайне несовершенной модели управления, в которой каждый управляет своей единицей, отвечает за результаты её работы и соревнуется с другими такими же управляющими.

Все это приводит к раздробленности, изоляции и недостатку возможностей и желания профессионалов помогать друг другу.

Профессор Юн Чжао, ведущий американский специалист по реформам образования, проводимым в Китае и Юго-Восточной Азии, отмечает, что на самом деле Китай, главный экономический конкурент США, проводит политику децентрализации школьной программы, диверсификации системы оценивания и поощрения автономии и инноваций на местах. Чжао отмечает, что, пока Китай осуществляет децентрализацию, а Сингапур поощряет создание творческой среды, следуя принципу «меньше учить, больше учиться», американское школьное образование упрямо «движется в сторону авторитаризма, позволяя правительству диктовать, чему и как школьники должны учиться и чему в школах должны учить».

Средняя образовательная ступень

Обучение в школе длится 9-10 лет и состоит их двух уровней. Начало учебного года в Финляндии выпадает на август – примерно с 8-го по 16-е число (единый день для всех не установлен). Окончание учебного процесса приходится на май.

В течение года предусмотрено 4 периода школьных каникул:

  • 3-4 дня осенью;
  • 2 недели на Рождество;
  • 1 неделя в феврале;
  • 1 неделя на Пасху.

Учатся школьники только в первую смену с выходными в субботу и воскресенье. В пятницу Министерство образования установило в школах короткий день.

Финские школы не делятся на элитные и обычные – все имеют одинаковые технические возможности и финансирование.

Классификация возможна только по форме собственности:

  • государственные;
  • частные;
  • частно-государственные.

При приеме в учебное заведение администрации школы запрещено вносить в анкету данные о месте работы родителей и их должности.

Обучение в школе является бесплатным. Кроме того, не вносится плата за обеды, экскурсии, транспорт (если есть школьный автобус), канцелярские принадлежности, учебники, планшеты.

Для оценивания применяется 10-балльная шкала. При этом вплоть до 7-го класса учащиеся получают за свои ответы и выполненные задания только словесную характеристику: хорошо, удовлетворительно, посредственно, отлично.

В младших классах (с 1-го по 3-й) оценивать знания не принято ни в какой форме.

Во всех школах установлена электронная система Willa. Получив индивидуальный доступ к ней, родители могут контролировать успеваемость детей.

В этот виртуальный дневник выставляются все полученные учащимися баллы, отмечаются их успехи, вносятся пропуски, комментарии психолога, врача, учителей. В целом оценивание носит здесь сугубо формальный характер и используется только для мотивации учащегося. Ни на рейтинг школы, ни на другие показатели оценки никак не влияют.

Обучение в начальной школе начинается в 7 лет. Первые два года малыши изучают всего 4 предмета:

  • чтение;
  • математику;
  • родной язык;
  • природоведение.

Все занятия проходят в одном кабинете с одним и тем же педагогом. Отдельным предметом идет физкультура

Особое внимание уделяется развитию творческого потенциала учеников. С каждым годом количество предметов увеличивается, и к 6-му классу дети уже владеют ключевыми знаниями по всем общим предметам

Переход в 7-й класс знаменует собой начало старшей ступени школы. Предметы здесь уже преподаются разными учителями. Занимает процесс 3 года, причем к основным предметам школьники могут добавить дополнительные по своему усмотрению.

Обучение в гимназиях

Гимназия является альтернативой старшей школе. Выбрать учебное заведение ученик может самостоятельно. На текущий момент в Финляндии работает 441 гимназия, общее количество учащихся в них составляет 130 тысяч человек.

Обучение на этой ступени также является бесплатным. Государство оплачивает все, начиная от проезда и питания и заканчивая учебными материалами.

Единственное, к чему должны быть готовы учащиеся, так это к большой нагрузке и серьезной учебе, поскольку гимназия является своего рода подготовкой к поступлению в вуз. По завершении этого этапа обучения предстоит сдать выпускные экзамены.

Средние профессиональные училища

Управление системы образования предусмотрело еще один альтернативный вариант обучения для старшеклассников – средние профессиональные училища. Их в стране 334, общее число учащихся в них – 160 тысяч человек.

Отбор в учебные заведения этого типа осуществляется по среднему школьному баллу. Их выпускники получают специальное образование по определенной профессии. Продолжительность обучения – 3 года. Освоить профессию можно практически в любой отрасли: сельское хозяйство, спорт, искусство. По окончании можно подать документы для поступления в университет. После сдачи выпускных экзаменов учащиеся могут выбрать любой вуз страны.

Типы школ

Школьное образование в Финляндии неоднородное, учебные заведения принято делить на школы нижней и верхней ступени, а также лицеи. Кроме того, в 2019 году в стране функционируют частные школы и заведения пансионного типа.

Школа нижней ступени – alakoulu

Учебный процесс стартует с младшей или нижней школы, которая предусматривает обучение с первого по шестой класс.

Как и в России, в первые годы дети учатся в одном помещении и с одним преподавателем. За первые два года школьники знакомятся с финским языком, изучают чтение, математику, рисование, музыку и физкультуру. По согласию родителей ребенок также изучает религию, согласно вероисповеданию семьи. Атеисты могут освоить курс жизнепонимания.

В 3–6 классах ученики уже изучают английский язык, а также выбирают второй иностранный. Среди факультативов, доступных для детей, отметим компьютерные курсы, хоровое пение и работу по дереву.

В младшей школе большое внимание уделяют творческому развитию ребенка. Однако не забывают и о фундаментальных науках

Уже на пятом году обучения дети начинают осваивать историю, химию, физику и географию.

Школа верхней ступени – yläkoulu

С седьмого класса дети переходят в старшую школу, где обучаются три года – до девятого класса включительно. На этом уровне к работе с учениками подключаются педагоги-предметники. К основным предметам добавляются факультативные – в соответствии с будущей профессией ученика.

В 9-м классе школьники знакомятся с профессиональной деятельностью.

Отдельно следует сказать о десятом классе – он в Финляндии не считается обязательным. Доучиться этот год могут ребята, которые хотят улучшить свои показатели, подтянуть или углубить знания в определенном направлении .

Лицей – lukio

Поступить сразу в университет после девятого или десятого класса невозможно. Среднее образование завершается в колледже или лицее. Стандартный срок обучения – 2 года, так называемые 11-й и 12-й классы.

После окончания обучения выпускники в торжественной обстановке получают аттестаты и белые фуражки. После этого молодые парни и девушки могут поступать в университет или работать по уже освоенной специальности.

Обучение в частной школе

Частных школ в Финляндии не так уж и много, поскольку уровень обучения в государственных учебных заведениях достаточно высок. Кроме того, государство делает все возможное, чтобы обеспечить равенство учебных заведений средней школы.

Здесь ученики получают возможность со школьной скамьи обучаться выбранной профессии, если в стандартных образовательных учреждениях такой возможности нет. Например, среди частных выделяются детские спортивные школы.

Школы-пансионы

Школы-пансионы или школы-интернаты предназначены для детей, чьи родители не имеют возможности жить в городе, где обучается ребенок. Такие школы обустроены как университеты: на одной территории находятся кампусы, где дети живут под присмотров кураторов, и школьные залы, где проходит обучение.

Учеба в таких школах стоит дороже по сравнению с классическими вариантами, однако в дополнение к безопасному проживанию ученик получит полезный досуг. Жизнь жителей кампуса наполнена экскурсиями, спортивными и интеллектуальными развлечениями.

А еще пансионы – это международные школы, где комфортно будет чувствовать себя гражданин любой страны.

За счет удобной системы “проживание + обучение” пансионы остаются наиболее востребованными среди иностранцев.

Как живется школьникам?

Про то, что школяры прекрасно осведомлены о своих правах, я уже упомянула. Теперь еще о некоторых радостях.

Как говорится, стране нужны не только великие врачи и юристы, но и без хороших дворников далеко не уедешь, и все это прекрасно понимают.

В случае трудностей с овладеванием школьными предметами юношу или девушку просто сориентируют на какую-нибудь несложную, но нужную профессию, в соответствии с личными склонностями, а не будут заваливать двойками и требовать супер-успеваемости.

А кто решает, к чему у юного человека склонности? Учитель будущего, конечно же. Есть такая должность в финских школах. Он проводит определенные тесты и беседы и помогает ученику определиться с его будущим.

Учатся мальчики и девочки по индивидуальным программам. У каждого ученика может быть свое задание на уроке, задания могут быть разного уровня сложности. Эта индивидуализация касается всего: применяемых учебников, преподнесения материала (кому поглубже, кому поверхностно), количества домашних заданий и т.п.

На уроке ученик может заниматься чем-то своим, например, если весь класс смотрит научный фильм, а ему не интересно, то он может взять и, к примеру, почитать книгу.

И преподают в школах то, что может реально потребоваться в жизни. Школьники прекрасно знают, что такое портфолио, бизнес-план, контракт, сайт-визитка. Умеют обращаться с банковскими картами и высчитывать налоги, предусмотреть будущую прибыль от каких-то конкретных действий и нарисовать розу ветров на определенной местности. К жизни готовят, словом.

Нет никакого разделения учеников на хороших и плохих, такая градация строго-настрого запрещена. Все равны и все особенные, хоть ребенок гений, хоть ребенок хорошо отстающий.

Дети-инвалиды имеют все возможности для того, чтобы обучаться вместе со своими здоровыми ровесниками. И вид инвалидного кресла никого не шокирует и не смущает. А для тех, кто слабо видит или слабо слышит создаются специальные классы в обычных школах.

Несмотря на всю эту ненапряжность и легкость и даже какую-то вседозволенность, контроль за обучением все-таки имеется. Быть в школе и посещать уроки — обязательное условие. Правда, если школьник уроки пропускает и учиться не хочет совсем, то родителей в школу никто вызывать не будет. Ребенок просто останется на второй год и все дела.

Еще одна радость школьников из Финляндии, которой были бы рады и наши российские школяры – полное отсутствие школьной формы, правда, сменка все равно нужна. Уроки частенько проводятся не за партами, а на природе. Многие учебные классы оборудованы удобными диванчиками или коврами, на которых можно сидеть во время уроков.

Домашку учителя задают редко и понемногу, считается, что родители не должны заниматься с детьми уроками, лучше пусть вместе сходят на прогулку или посетят музей.

К доске никого не вызывают, пересказывать материал не заставляют. Учитель задает общий тон уроку, а потом просто ходит, смотрит, как ученики справляются, в случае чего направляет в нужную сторону.

В школах не уравнивают детей по их способностям и не заставляют учиться

В школах не уравнивают детей по их способностям и не заставляют учиться. Дети не испытывают стресса, их не перегружают. Много практической работы, все предметы одинаково равны.

Приветствуется самостоятельность и активность. Все сведения о семье и ребенке — секрет, нельзя разговаривать про ученика даже в учительской. Я знаю это, потому что работала в школе несколько лет. 

Подготовка у всех детей на выходе разная и зависит от ребенка, его способностей и желания. Дети, которые поступают в лицей на английскую линию, хорошо подготовлены. Но есть и такие ученики, которые идут получать профессию после девятого класса и потом прекрасно себя чувствуют.  

Что запомнить

Первое и главное — учите язык и начинайте делать это заранее! В Финляндии говорят на английском, но если вы решили учиться бесплатно на местном языке, надо уметь выражать на нём свои мысли, без этого учёба невозможна.

Постарайтесь изучить культуру и менталитет, узнать как можно больше информации о стране, куда поступаете. И, если есть возможность, побывайте там до того, как примете решение. Пройдитесь по магазинам, посмотрите цены, спланируйте бюджет. Если такой возможности нет, найдите блогеров, которые рассказывают про эту страну, посмотрите YouTube. У многих магазинов есть сайты, ищите цены там. Вы или ваша семья должны быть готовы к вашей жизни в другой стране.

Каким бы странным это ни казалось, первое время после переезда вы, скорее всего, будете чувствовать тоску по дому и хотеть обратно. Не сдавайтесь, такое бывает у всех, нужно переждать этот момент и хотя бы закончить обучение.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий