Модели рыночной экономики

Смешанная экономика в России

В России с начала 90-х годов осуществляется переход от командной экономики к смешанной. Концепция перехода включает в себя три этапа: создание предпосылок рыночных отношений; создание условий формирования рыночной инфраструктуры и создание условий функционирования рыночного механизма.

К предпосылкам рыночных отношений относятся:

  • опережающее создание правовой базы рыночной экономики;

  • приватизация — разгосударствление значительной части средств производства, приводящее к появлению частных собственников, развитию предпринимательства и конкуренции;

  • либерализация ценообразования — переход от жёстких государственных цен к свободным рыночным ценам.

Условиями формирования рынка являются:

  • постепенное отстранение органов государственной власти от прямого участия в хозяйственной деятельности предприятий;

  • комплексный триединый подход к формированию основных видов рынка — товарного, финансового и рынка труда;

  • активное формирование и развитие рыночной инфраструктуры

  • создание сети коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний, арбитражных учреждений и т.д.

  • постепенное открытие национальной экономики и интеграция (вхождение) в систему мирохозяйственных связей;

  • обеспечение со стороны государства социальной защищённости граждан.

Условиями функционирования рынка должны стать:

  1. Свобода деятельности хозяйственных организаций (экономических агентов) в рамках государственных законов, регулирующих взаимоотношения субъектов;
  2. Полная ответственность предпринимателей за результаты своей деятельности;
  3. Свобода конкуренции, там, где она эффективна;
  4. Свобода ценообразования, ограничиваемая для монопольных рынков.

Анализируя модели смешанной экономики, можно выделить три основные группы экономических функций государства: поддержание экономической эффективности, поддержание стабильности развития, обеспечение социальной справедливости.

В послевоенные десятилетия смешанная экономика стала основной концепцией развития во всех развитых странах: противоборство сверхдержав, ожесточённое экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развёртывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. Консервативная контрреволюция 1980-х годов хотя и проводилась под громкими лозунгами реставрации рыночной экономики, свелась, на деле, к видоизменению смешанной экономики — некоторому ослаблению прямых методов государственного регулирования в пользу косвенных. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран всех континентов представляют собой модификации смешанной экономики.

1.6. Шведская модель рыночной экономики

Заслуживает
внимания также шведская модель развития.
Швеция в 1860-1960гг. дала самые высокие
темпы роста ВНП на душу населения в
мире: в среднем около 3% в год. В 70-е гг.
20 века она занимала первое место в
Западной Европе по объему продукции на
душу населения. Такого положения Швеция
добилась в результате развития
перераспределительной системы. Налоги
в 70-90-х гг. имели тенденцию к росту: 1971 –
40,25% ВВП; 1985 г. – 50,1%; 1989 г. – 55,8%. Сегодня
– чуть больше 50%.

Рост
налогов обусловлен, прежде всего, тем,
что с 50-х гг. социал-демократами был взят
курс на создание «функционального
социализма». Намечена была не только
цель – повышения благосостояние народа,
но и средства ее достижения и источники
финансирования – налоги, перераспределяемые
через политические решения
социал-демократического правительства.
В таких условиях сформировалось
своеобразное «разделение труда»:
социал-демократическое правительство
отлаживало механизм перераспределения,
развивало систему социального обеспечения,
а предпринимателям оставило производство,
экономику.

Главной
идеей экономической деятельности
государства является необходимость
государственного регулирования экономики
при сохранении рыночных отношений и
сильного предпринимательства. На
протяжении десятилетий социал-демократы
Швеции проводили прагматический курс
«дагенс-политик» — «политики дня».
Превосходная конъюнктура позволила
правительству социал-демократов добиться
повышения жизненного стандарта основной
массы населения без особого ущерба для
предпринимательства, но это в благоприятные
годы. В 70-е гг., когда экономическое
положение страны ухудшилось, государственный
сектор, государственные расходы легли
тяжелым бременем на экономику. Начиная
с 1970 г. численность занятых в государственном
секторе ежегодно увеличивалась на 2%,
что требовало увеличения бюджетных
расходов, а, следовательно, и роста
налогов, который переставал стимулировать
производство.

Шведская
модель отличается сильной социальной
политикой, направленной на сокращение
имущественного неравенства за счет
перераспределения национального дохода
в пользу наименее обеспеченных слоев
населения. Здесь в руках государства
находится всего 4% основных фондов, зато
доля государственных расходов была в
80-х гг. на уровне 70% ВВП, причем более
половины из этих расходов направлялось
на социальные цели. Естественно, это
возможно только в условиях высокой
нормы налогообложения. Такая модель
получила название «функциональная
социализация», при которой функция
производства ложится на частные
предприятия, действующие на конкурентной
рыночной основе, а функция обеспечения
высокого уровня жизни (включая занятость,
образование, социальное страхование)
и многих элементов инфраструктуры — на
государство.

Таким
образом, можно сделать вывод, что
внутриэкономические, политические,
географические факторы, особенности
менталитета, а также многие другие
аспекты оказывают влияние на формирование
экономической структуры государства.
И несмотря на то, что западноевропейские
государства в большинстве своём избрали
путь социально-ориентированной экономики,
в каждом из них сформировалась своя
особая экономическая система.

Смешанная экономика — книги

Описана смешанная рыночная экономика в литературе. Среди самых интересных и популярных книг:

  1. «Исследование о природе и причинах богатства народов» Адам Смит. Здесь обобщены идеи и мысли современников автора, разработана система категорий, принципов и способов экономики.
  2. «Капитализм и свобода» Милтон Фридман. В издании описывается множество постулатов, которые в будущем могут стать настоящим фундаментом, на котором и основываются многие либеральные реформы.
  3. «Великая ложь» Пол Кругман. Известный американский экономист пишет о самых популярных американских проблемах и способах их решения.

5.2. Система государственного регулирования и индикативное планирование во французской модели

Система
государственного регулирования во
Франции – одна из наиболее развитых в
ЕС . Франция – единственная страна
в Европе, сумевшая реализовать концепцию
экономического развития на основе
индикативного планирования. Государственные
планы – программы во многом определили
успехи реконструкции и экономического
роста в послевоенный период. Франция
позднее других европейских стран
вступила на путь либеральных реформ,
но крупномасштабная приватизация не
устранила, а лишь усложнила формы
государственного регулирования. Попытки
усилить свободный рынок не привели к
уходу государства их экономики. Во
Франции и Скандинавских странах
правительства разрабатывают экономические
планы. Во Франции планы разрабатываются
на четыре года. Они называются индикативным,
поскольку указывают частному сектору
вероятное или желательное направление
развития экономики на следующие четыре
года. Планы разрабатываются комиссией
по планированию, которая приводит
интенсивные консультации с частным
бизнесом и другими заинтересованными
сторонами . Индикативное
планирование во Франции возникло в 1947
г., позднее – в странах Бенилюкс, а в
1950 – 60-е годы составлением комплексных
хозяйственных программ занялись Швеция,
Великобритания, Италия, ФРГ, Испания,
Япония. Во Франции накоплен опыт «плановых
контрактов», «контрактов о ценах»,
регулирования деятельности государственных
акционерных предприятий, госзаказов
для частного сектора. Контракты
заключаются на конкурсной основе, чаще
всего через торги. Осуществляется
разработка долгосрочной стратегии
промышленной политики через систему
планово-прогнозных институционных
структур .

Индикативное
планирование позволяет:

  1. обосновать
    приоритетные цели макроэкономической
    и социальной политики;

  2. определить комплекс
    взаимоувязанных количественных
    показателей социально-экономического
    развития и сроки их достижения;

  3. установить
    экономические нормативы, регулирующие
    деятельность хозяйствующих субъектов
    в планируемом периоде;

  4. разобрать целевые
    программы социально-экономического
    развития;

  5. согласовать меры
    по регулированию экономики со стороны
    государственных и негосударственных
    органов управления.

Комплексные
хозяйственные программы (планы)
составляются, как правило, на 3 – 5 лет,
но могут быть также краткосрочными
(менее трёх лет) и долгосрочными (до 10
– 15 лет).

Важнейшими
инструментами индикативного планирования
являются государственные закупки и
госзаказы, планы-договоры в форме
срочного контракта между государственными
органами управления и предприятиями,
а также региональными властями, союзами
предпринимателей, профсоюзами. В качестве
основной задачи индикативного планирования
в современных условиях выдвигается
согласование действий государства и
хозяйствующих субъектов независимо от
форм собственности и форм хозяйствования.
Индикативный план содержит обязательные
задания для государства и госсектора
национальной экономики, а частные
предприятия подстраиваются под этот
план, хотя для них это необязательно.

В современных
условиях получила распространение
стратегическая
форма индикативного планирования
,
основной целью которой является выбор
главных приоритетов развития национальной
экономики, в реализации которых
государство должно играть решающую
роль. Так, в десятом индикативном плане
развития французской экономики выделены
следующие шесть главных направлений
развития: укрепление национальной
валюты в обеспечение занятости;
образование; научные исследования;
социальная защита населения; обустройство
территории; обновление государственных
служб. Они оформлены как целевые
государственные программы, обеспеченные
системой финансовых преференций .

Сохраняющаяся,
несмотря на все формы хозяйственного
механизма, значительная роль государства
во французской модели восходит к
послевоенной экономической политике
дирижизма, когда государство стремилось
не столько «дирижировать» частным
бизнесом, сколько подменить его
экономические функции путём национализации
крупной промышленности, планирования
и ценового контроля.

ВВП

2020

Сокращение ВВП на 5,8% из-за коронавируса

В конце апреля 2020 года французский национальный статистический институт Insee обнародовал свои данные по национальному ВВП. В первом квартале этот показатель снизился рекордно за всю историю страны — на 5,8% относительно трёх предыдущих месяцев и на 5,4% по сравнению с показателем годичной давности. Сами эксперты ожидали не столь сильный спад (на 3,5%) французской экономики, которая по объёму занимает второе место в Евросоюзе.

Снижение ВВП Франции в первой четверти 2020 года существенно превзошел данные за январь-март кризисного 2009 года — тогда был зафиксирован спад в 1,6% ВВП. Также он превосходит и самый низкий до этого показатель 1968 года, равный 5,3% ВВП.

ВВП Франции установил рекорд снижения в истории страны

По данным Insee, потребительские расходы во Франции в первом квартале 2020 года снизились на 6,1% по сравнению с предыдущим кварталом, госрасходы упал на 2,4%. Объем французского экспорта в январе-марте упал на 6,5% относительно четвертого квартала 2019 года, объем импорта сократился на 5,9%.

В Insee напомнили, что в четвертом квартале 2019 года ВВП Франции снизился на 0,1% относительно предыдущего квартала и выросла на 0,9% в годовом выражении.

В начале 2020 года экономика Франции пережила исторический спад и вступила в рецессию, поскольку валовой внутренний продукт сокращался второй квартал подряд из-за коронавируса COVID-19 и мер по ограничению, введенных для его сдерживания.

По мнению экспертов института статистики, каждый месяц карантина обойдется Франции потерей 3% ВВП в годовом исчислении. Активизация же экономики по окончании эпидемии «потребует немало времени».

Премьер-министр Франции Эдуар Филипп объявил 28 апреля 2020 года, что полностью или частично режим карантина будет отменяться в стране начиная с 11 мая.

1-й квартал: Сильнейший спад со времен Второй мировой войны

В начале апреля 2020 года Центральный банк Франции опубликовал очередной ежеквартальный экономический отчет, подчеркнув, что ВВП в первом квартале отразил самый глубокий квартальный спад за всю историю наблюдений. Он произошёл из-за пандемии коронавируса COVID-19.

Согласно этому отчету, в первом квартале 2020 года спад экономики Франции составил около 6% по сравнению с предыдущими тремя месяцами. В этом случае речь идет о сильнейшем снижении показателя ВВП со времён Второй мировой войны, отметили в ЦБ.

Центральный банк Франции опубликовал очередной ежеквартальный экономический отчет, подчеркнув, что ВВП в первом квартале отразил самый глубокий квартальный спад за всю историю наблюдений

Во втором квартале 1968 года, когда страну охватили масштабные волнения, ставшие также известными как `красный май`, падение деловой активности и валового продукта было таким же и даже менее значительным, — пояснил национальный банковский регулятор. — Тогда объёмы французской экономики сократились лишь на 5,3% в квартальном исчислении.

По официальным данным, по итогам последних трех месяцев 2019 года экономика Франции сократилась на 0,1%, а значит, динамика ВВП страны уже два квартала подряд находится в отрицательной зоне. По оценкам, каждый двухнедельный период социальной изоляции снижает годовой ВВП на 1,5 процентных пункта. Загрузка производственных мощностей упала до рекордно низкого уровня в 56% в марте с 78% в феврале 2020 года. Центральный банк также привел информацию о секторах национальной экономики, наиболее пострадавших от эпидемии и карантинных мер. Согласно этим данным, самый сильный урон понесли предприятия оптово-розничной торговли, сектор перевозок, а также гостинично-ресторанный бизнес.

К 8 апреля 2020 года во Франции подтверждено более 82 тыс. случаев заражения коронавирусом COVID-19. Более 10,8 тыс. пациентов умерли.

2 квартал 2012: Нулевой рост

Во втором квартале 2012 года экономика Франции показала нулевой рост, что оказалось лучше прогнозов аналитиков. Таким образом, пока Франции удается избежать рецессии, но ВВП находится в состоянии стагнации на протяжении двух кварталов подряд.

В августе 2012 г. ожидается, что в третьем квартале года спад ВВП составит 0,1 процента. Сообщалось, что в 2012-2013 годах предполагается существенно сократить дефицит бюджета страны, что может ускорить падение.

Экономика Франции в межвоенный период

Во Франции промышленный подъем начала 20-го века продолжался несколько дольше, чем в других странах, практически до 1930 года. К 1930-ому году промышленное производство во Франции возросло на 40% по сравнению с 1913-ым годом. Темп роста промышленности во Франции был выше, чем в Германии и США. Однако, война нанесла серьезный урон хозяйству Франции: сократилось промышленное производство на 40%, а сельскохозяйственное на 30%. При этом война дала возможности для ускорения роста экономики:

  1. Были присоединены к Франции Лотарингия и Эльзас, которые принадлежали Германии. Лотарингия являлась металлургическим районом, на территории которого имелись большие запасы руды. Присоединение Лотарингии позволило Франции выйти на первое место по добыче руды в Европе. В Эльзасе была развита текстильная промышленность, поэтому его присоединение увеличило мощность текстильной промышленности в полтора раза. В результате присоединения данных районов, во Франции в 20-е годы увеличилось производство в текстильной и металлургической отраслях, тогда как в других государствах наблюдался застой в этих сферах экономики.
  2. Францией от Германии были получены 8 млрд. золотых марок в качестве репараций. Большая доля была отдана каменным углем. Правительство же сбывало уголь промышленникам по очень низким ценам, тем самым сокращая их затраты на производство и увеличивая конкурентоспособность.
  3. В следствие военных разрушений обновлялся основной капитал Франции, а это способствовало росту промышленности.

Наступление мирового экономического кризиса произошло во Франции только лишь в 1930 году. До этого французская промышленность увеличивала производство в то время, когда в других государствах уже начинался спад. Во время кризиса выпуск промышленной продукции сократился на одну треть, сельскохозяйственное производство снизилось на 40%. Окончание кризиса во Франции приходится на 1936 год.

Замечание 1

Следует отметить, что некоторые отрасли, например, судостроение, угольная отрасль, так и не вышли из кризисного положения до начала второй мировой войны.

Новый подъем промышленности так и не наступил после кризиса, а началась депрессия, которая сменилась слабым оживлением экономики. Если до кризиса промышленность Франции росла быстрее, чем в остальных странах, то в тот период она снова отставала от них. Для 1938 года характерны такие же показатели выпуска продукции, как и в 1913 году. Также наблюдался застой и в сельском хозяйстве. Сельскохозяйственное производство в 1938 году превысило уровень 1913 только на 10%.

Такое положение французской экономики объясняется тем, что факторы роста, которые обеспечили подъем 1920-х годов, перестали действовать, на низком уровне оставались и производительные силы. На мировом рынке французские товары отличались низкой конкурентоспособностью.

Основные черты экономики Франции

Франция является высокоразвитой индустриально-аграрной страной. По объемам промышленного производства она находится на четвертом месте после США, Англии и Германии. Сельское хозяйство и промышленность Франции очень разнообразны, также разнообразны и ее природные условия.

На территории Франции добывается много бокситов и железной руды, угля и калийных солей, на горных реках возведены гидроэлектростанции. Машиностроительные заводы выпускают локомотивы, автомобили, станки, тракторы, моторы, различное оборудование. Химическими предприятиями производятся кислоты, красители, искусственное волокно, медикаменты, пластмассы. Также во всем мире признаны французские парфюмерные изделия. Хорошо развита текстильная промышленность.

По уровню развития экономики Франция уступает Германии и некоторым малым европейским странам. 17% всего промышленного производства Западной Европы приходится на долю Франции.

В конце 20-го века для французской экономики было характерно:

  1. Замедленные темпы роста;
  2. Массовая безработица;
  3. Резкая смена ключевых направлений государственного регулирования.

На сегодняшний день важнейшим инструментом экономической политики во Франции является государственный сектор. Государство занимается вопросами обновления основного капитала, обеспечения условий воспроизводства, широко развито государственное программирование и планирование. Также государство принимает активное участие в развитии НИОКР.

Смешанная экономика — плюсы и минусы

Ни одну из современных систем нельзя назвать идеальной. Данный вид экономики имеет как свои плюсы, так и недостатки. Среди плюсов смешанной экономики:

  1. Сочетание экономической эффективности с потребностями населения.
  2. Отсутствие монополии и дефицита, что способно негативно отразиться на государстве.
  3. Социальная ориентированность экономики.
  4. Обеспечение не только экономичного роста, а и развития.

Однако принципы смешанной экономики имеют и свои негативные стороны:

  1. Она, в отличии от традиционной, не способна изжить такие негативные моменты как инфляция, безработица, заметный социальный разрыв между богатым и бедным населением.
  2. Возможный застой производственных фондов.
  3. Ухудшение качества товаров.
  4. Торможение процесса выхода производителей на новые рынки сбыта.

Плюсы смешанной экономики

Большинство экономистов утверждают, что смешанный тип экономики имеет немало преимуществ:

Государство и производители, потребители имеют важное значение в решении основополагающего вопроса экономической системы – что, как, для кого и в каком объеме требуется производить. Это дает такую возможность сочетать экономическую эффективность с удовлетворением потребностей всего населения, что может уменьшить социальное напряжение внутри всего государства.
В системе все сбалансировано и отсутствует монополия, и нет дефицита, который способен расшатать государство изнутри.
Социальная ориентированность экономики, где сочетается сохранение конкуренции, рыночная свобода и защита населения на государственном уровне от не очень добросовестных участников рынка и отрицательных последствий рыночной экономики.
Обеспечивает как экономический рост, так и развитие.

Минусы смешанной экономики

Невзирая на массу преимуществ, называют и недостатки смешанной экономики:

  1. Она не способна искоренить инфляцию, безработицу, разрыв между состоятельным и бедным населением.
  2. Возможное снижение качества товаров и застой производственных фондов.
  3. Торможение выхода производителей на новые рынки сбыта.

Особенности смешанной модели экономического развития страны

Замечание 2

Модель американского экономического развития представляет собой яркий пример экономики смешанного типа. Для нее характерно активное регулирование государством в лице правительства экономических составляющих посредством проведения кредитной политики, введения и корректировки законодательных и налоговых положений.

В основе смешанной экономики США лежит активное стимулирование индивидуального и коллективного предпринимательства, а также населения страны (в частности представителей высшего и среднего классов) на активность в предпринимательском секторе. Конечной целью модели выступает достижение исчерпывающего материального достатка.

При всем этом смешанная экономика США имеет свою специфику. В частности государственное регулирование здесь используется в меньшей степени по сравнению с другими западными странами, а доля и объемы госсобственности здесь незначительны. Господствующая роль в экономике США отводится частной собственности, развитие которой регулируется посредством правовой и налоговой систем.

В американской модели смешанной экономики государство воздействует на экономику посредством различных инструментов:

  • обеспечение развития экономики соответствующей инфраструктурой (производственной и социальной), научной и информационной базой;
  • создание гарантированного государственного рынка, основанного на использовании контрактной системы;
  • косвенные рычаги воздействия, такие как хозяйственно-правовое законодательство, кредитно-денежная и налогово-бюджетная политика.

Классовое равенство для данной модели смешанной экономики имеет вторичный характер. При этом считается, что незащищенные слои населения должны быть обеспечены различными льготами и пособиями. В США система социального обеспечения, обеспечивающая выплаты из госбюджета, включает в себя социальное страхование и помощь бедным. Однако эти инструменты выступают лишь дополнительным средством к затратам на социальные услуги частного сектора, который и является основным источником социального финансирования.

Типы экономических систем

Исходя из сказанного выше, можно привести еще одно определение термина «экономическая система»:

Определение 2

«Экономической системой называют способ согласования хозяйственной деятельности людей и распределения произведенного продукта».

Так как невозможно рассматривать экономическую систему без совокупности общественно-экономических отношений, то ключевыми критериями (принципами) классификации разновидностей экономических систем являются отношения права собственности на средства производства, система распределения продукта и роль государства в экономике. Поэтому сегодня специалисты выделяют следующие типы экономических систем:

  • традиционная;
  • рыночная;
  • административная;
  • смешанная.

Для традиционной экономической системы характерно производство и распределение произведенного продукта на основе исторически сложившихся обычаев и традиций. Это наиболее консервативная экономическая система. Причина – для изменения традиций необходим длительный период времени, чтобы изменить психологию общественного сознания.

Административная система формируется на основе государственной собственности на основные средства производства. государство определяет ценовую политику, распределение благ, регулирует объемы производства. Весь процесс экономической жизни происходит в соответствии с утвержденным государственным планом. Государство, фактически, является монополистом.

Рыночная экономика начала свое формирование еще в условиях феодального строя. Она развивалась на базе частной собственности на средства производства. Основными регуляторами стали соотношения потребительского спроса и предложения. Государство долгое время не принимало участия в регулировании экономики более чем на общезаконодательном уровне.

Модели экономических систем Швеции и США

Смешанная экономическая система создает устойчивость к воздействию внешних факторов, при этом позволяет экономике страны быть гибкой и приспосабливаться под изменяющиеся потребности общества.

Замечание 1

За долгую историю становления и развития экономических отношений появились модели, характерные для отдельных групп стран. Их стали назвать национальными экономическими системами.

Шведская модель представляет собой хозяйственную систему, характеризующуюся следующими чертами:

  1. Справедливое распределение совокупного дохода между гражданами страны.
  2. Обеспечение продуктивного взаимодействия капитала и рабочей силы.
  3. Распределение светской власти в пользу социал-демократов, а хозяйственной – либеральной буржуазии.
  4. Обеспечение развития государственного сектора при доминировании частного.
  5. Уравнивание субъектов в социальных и экономических правах.

В системе ценится личность. Помощь со стороны властных структур оказывается любому индивиду вне зависимости от его социальной принадлежности и уровня дохода. Социальная политика основывается на принципах солидарности. При этом экономическая модель представляет собой рыночную экономику со зрелой структурой социальных отношений. Государство осуществляет важную роль в справедливом распределении доходов, а также соблюдении интересов всех субъектов. Кроме того, государство наделено правом определения долгосрочной стратегической цели развития экономики.

Американская модель предполагает либеральный подход к организации национального хозяйства. Здесь преобладает частная собственность и решения частного сектора экономики. Государство может вмешиваться в экономическую систему через законодательство, а также путем реализации прямых административных решений. Однако, по большей части, система регулируется за счет рыночного механизма, уравновешивающего объем производства и потребления.

К недостаткам американской модели относят несовершенное трудовое законодательство, низкий уровень прозрачности отношений между работодателем и наемным сотрудником. Профсоюзы не обладают реальными юридическими правами для осуществления своих непосредственных функций. Отсутствует единое движение рабочей силы.

Отраслевая структура экономики Франции

Франция по праву считается высокоразвитой страной индустриально-аграрного типа. На сегодняшний день она занимает одно из ведущих мест в мире по объемам промышленного производства.

Французская Республика обладает богатым экономико-географическим потенциалом. На ее территории расположены значительные запасы бокситов, каменного угля, железа, цинка, свинца, урана, калийных солей. Порядка 50% площадей занято сельхозугодиями и еще 30% территории покрыто лессами.

Помимо всего прочего, обширный диапазон климатических зон способствует развитию на территории страны горнолыжных и морских курортов.

В настоящее время основу французской экономики составляет непроизводственная сфера (рисунок 1). В общей сложности на сектор услуг приходится порядка 70% всего объёма ВВП страны.

Рисунок 2. Отраслевая структура французской экономики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Второе место по объемам производства и вкладу в экономику занимает промышленность. На ее долю приходится порядка 25% валового внутреннего продукта. Наконец, сельское хозяйство приносит порядка 5% всех доходов.

В секторе услуг преобладающая роль отводится туризму и финансовой сфере. На сегодняшний день Франция считается одной из наиболее посещаемых стран мира, ежегодно с туристическими целями страну посещает более 83 млн. человек, а доходы от туристической отрасли превышают 40 млрд. долл. Кроме того, Франция отличается высокоразвитым банковским сектором, процветает здесь и торговля.

В промышленном секторе ставка делается на наукоемкие отрасли производства. Ведущую роль здесь занимают:

  • машиностроение, включая военное и авиакосмическое;
  • железнодорожное, автомобиле- и судо- строение;
  • электротехническое и радиоэлектронное производство.

В общей сложности свыше 40% продукции машиностроения идет на экспорт. Помимо этого большой популярностью на мировом рынке пользуется французская одежда и обувь, парфюмерия, косметика и ювелирные изделия. Пищевой промышленности по объёмам экспорта отводится 2 место в мире после США (в первую очередь речь идет о производстве сыров, вин, коньяков и прочей продукции).

Большое значение также имеет горнодобывающая промышленность, металлургия и атомная энергетика.

Сельское хозяйство также весьма развито (по объемам производства Франция уступает лишь США и Канаде). В общей сложности в аграрном секторе занято порядка 10% населения страны. Франция считается крупнейшим в Европе производителем зерна, сливочного масла, мяса, сыра. Свыше 50% продукции аграрного сектора дает животноводство.

Особенности функционирования смешанной экономики

Как работают механизмы смешанной экономики на практике? Как организована работа хозяйственных систем тех стран, где они задействуются? Эксперты, принимая во внимание тот факт, что национальные модели смешанной экономики в разных странах могут иметь особенности, предполагают, что все же может присутствовать некая общность признаков для хозяйственных систем такого типа. Наиболее универсальными для смешанных экономик разных стран механизмами называют следующие

1. Основная часть промышленной продукции производится крупными корпорациями, которые, однако, конкурируют между собой. Таким образом, экономические процессы, с одной стороны, не рассредоточены, с другой — нет монополии, нет игрока рынка, который бы формировал правила для всех. Форма собственности на такие предприятия принципиального значения не имеет — если даже она не государственная, то бизнесы так или иначе ответственны перед властями в силу обязательств по выплате налогов или взносов на пенсионные счета.

2. Законодательство во многом социально ориентировано. Например, работника фабрики, как правило, нельзя просто так уволить или снизить ему зарплату в сравнении с той, что прописана в контракте. Тем самым закон стимулирует поддержание покупательной способности граждан.

3. Высокая стандартизация и защищенность платежных процедур, а также тех, что обеспечивают защиту контрактов (как правило, это развитая судебная система). Государство в данном случае берет на себя часть обязательств по обеспечению стабильной работы бизнеса, требуя, в частности, от банков строжайшей корректности в выполнении расчетных процедур. Судебная ветвь власти, в свою очередь, гарантирует помощь предпринимателям в урегулировании сложностей в правовом поле. Государство и бизнес подписывают свого рода социальный контракт: первая сторона дает защищенность в ряде ключевых для предпринимателей механизмов, вторая же «платит» за это посредством налогов и найма граждан.

Именно этими тремя признаками характеризуются, как считают эксперты, все основные модели смешанной экономики при всей возможной разнице между ними в плане суверенных механизмов реализации национальной хозяйственной политики.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий