Кафедральный собор фрауэнкирхе (собор пресвятой девы марии) в мюнхене — тесная связь власти земной и небесной

«Каменная молитва» Георга Бера

Новое здание высотой 95 метров вмещало 3 500 человек одновременно. Было оно для барокко удивительно величественным — его великолепие не принижали излишества в отделке и архитектуре: Бер выбрал минимализм, подчеркнув прекрасные формы здания и композиционный центр — огромный купол, венчающий храм. Своей задачей архитектор ставил передать в строении суть лютеранства, то, как Мартин Лютер понимал веру в Бога.

Нижняя часть здания имеет восьмиугольную форму, по периметру возведены четыре башни, сердце храма — каменный купол, на нём — «фонарь». В церковь ведут семь входов — три в неф и четыре — в угловые башни и на галереи. Бер не стал строить пышный центральный вход: «все люди одинаковы и всем в церкви рады одинаково» — так поясняют замысел мастера на сайте Фрауэнкирхе.

Купол церкви — уникальное по многим статьям сооружение. Он полностью выполнен из песчаника и весит 12 тонн. Высота купола — 24 м, диаметр — 26 м — это самый большой купол к северу от Альп. Однако на этом удивительное не заканчивается: особая изогнутость формы сделала купол… звенящим! Горожане прозвали его «каменным колоколом».

Неповторимый голос Фрауэнкирхе — это восемь колоколов. По древней традиции, каждый колокол имеет имя и служит особой литургической задаче: главный — Мария, единственный родом из XVIII века, Ханна — благодарственный, Филипп — крещенский, Давид — молитвенный, Иешуа — венчальный, Еремия — городской, Йоханнес — провозглашающий и Исайя — мирный…

Только стены той церкви, что построил Бер, были светлыми — без тёмных, почерневших от горя камней.

Старый и новый каменный материал

History

Dresden Market with the Frauenkirche, painting by Canaletto, 1749-1751.

Dresden Frauenkirche in 1880.

A requirement for the throne of the Polish-Lithuanian Commonwealth was membership in the Roman Catholic church. Thus Frederick August I (1670-1733) converted. Saxon dukes had traditionally been called «champions of the Reformation.» The duchy was a stronghold of German Protestantism and therefore, Augustus’s conversion was spectacular and not without controversy. The Roman Catholic electors of Saxony lost the prestigious leading role of the Protestant estates in the Imperial Diet to Brandenburg-Prussia. Since the prince-elector guaranteed Saxony’s religious status quo, Augustus’s conversion alienated some of his Protestant subjects. This explains how the Catholic Prince-elector of Saxony, Frederick August I, could build a magnificent Lutheran church as a monument to Protestant beliefs, in spite of being Catholic.

The original baroque church was built between 1726 and 1743, and was designed by Dresden’s city architect George Bähr (1666–1738), one of the greatest masters of German Baroque style, who did not live to see the completion of his greatest work. Bähr’s distinctive design for the church captured the new spirit of the Protestant liturgy by placing the altar, pulpit, and baptismal font directly centered in view of the entire congregation.

In 1736, famed organ maker Gottfried Silbermann (1683–1753) built a three-manual, 43-stop instrument for the church. The organ was dedicated on November 25th, and Johann Sebastian Bach (1685–1750) gave a recital on the instrument on December 1st.

The church’s most distinctive feature was its unconventional 314-foot (96 m)-high dome, called die Steinerne Glocke or «Stone Bell.» An engineering triumph comparable to Michelangelo’s dome for St. Peter’s Basilica in Rome, the Frauenkirche’s 12,000-ton sandstone dome soared skyward with no internal supports. Despite initial doubts, the dome proved to be extremely stable. Witnesses in 1760 said that the dome had been hit by more than 100 cannonballs fired by the Prussian army led by Friedrich II during the Seven Years’ War. The projectiles simply bounced off and the church survived.

The completed church gave the city of Dresden a distinctive silhouette, captured in famous paintings by Bernado Bellotto, a nephew to the artist Canaletto, and the Dresden by moonlight by Norwegian painter Johan Christian Dahl.

In 1849, the church was at the heart of the revolutionary disturbances known as the May Uprising. The Frauenkirche was surrounded by barricades, and fierce fighting raged for days before those rebels who had not already fled were rounded up in the church and arrested.

For more than 200 years, the magnificent bell-shaped dome stood monumentally and gracefully over the skyline of old Dresden, dominating the city.

Рождественская ярмарка Christkind в Нюрнберге

Рождественская ярмарка Christkindlesmarkt, Нюрнберг

Главная рождественская ярмарка в Нюрнберге разворачивается на этой площади и носит название Christkind. Это слово переводится с немецкого как Младенец Христос, однако его роль исполняет молодая девушка с обязательными золотыми локонами и ангельскими крыльями. Девушка открывает ярмарку стоя на балконе Фрауэнкирхе.

Её каждые два года выбирает жюри исходя из нескольких критериев. Во-первых, девушке должно быть от 16 до 19 лет, её рост должен быть не ниже 160 см, и она должна родиться и жить в Нюрнберге. Плюс к этому девушки отвечают на вопросы по истории Нюрнберга, читают какое-дибо стихотворение, а шесть финалисток декламируют уже традиционный пролог Кристкинда, написанный в 1948 году Фридрихом Брёгером.

Как вообще появился этот символ нюрнбергского Рождества? Всё началось с Реформации, когда Мартин Лютер решил разорвать все связи с католицизмом и  отменил в протестантских городах праздник Святого Николая. А ведь именно он разносил детишкам подарки 6 декабря! Лютер заменил его Христом.

Изначально Младенца Христа играл мальчик, который приходит на рождественскую ярмарку за сладостями и игрушками, но со временем его образ заменился ангелом, влетающим по ночам в окошко.

Фрауэнкирхе — символ Виттельсбахов

Собор никогда не был народной церковью, так как являлся символом политической власти и духовным оплотом правящей династии Виттельсбахов. Эта роль перешла по наследству от романской церкви Мариенкирхе, которая в течении двух веков являлась семейным храмом герцогов Баварии. Фрауэнкирхе построили вокруг Мариенкирхе, и только затем разобрали последнюю. Исключительное положение обоих сооружений во многом определялось тем, что их настоятелей назначал сам герцог, выбирая его только из дворянских семей.

Для жителей Мюнхена собор всегда олицетворял союз трона и алтаря. Вот почему горожане и простые баварцы никогда не считали Фрауенкирхе близким им по духу. Они предпочитали молиться в Церкви св. Петра (самый старый храм города) и до сих пор не могут смириться с тем, что их «Старина Пётр» остаётся в тени привилегированного собора Фрауенкирхе.

Окончательно «придворным» собор стал при суровых и набожных баварских курфюрстах эпохи Контрреформации. Максимилиан I, ярый католик и лютый враг протестантов, умел ловко объединять религию с политикой. Он даже повелел перенести статую Богоматери с алтаря на центральную площадь Мариенплац. Величественную фигуру Девы Марии Максимилиан I объявил святой заступницей Баварии и превратил в политическое оружие дома Виттельсбахов.

Кенотаф Людвига IV

Особенно прекрасным художественным и скульптурным творением является чёрный мраморный кенотаф Людвига IV — самого знаменитого представителя Виттельсбахов за 738-летнюю историю династии. Кенотаф представляет собой роскошный надгробный памятник без останков усопшего монарха (находятся в крипте собора). Уникальную достопримечательность воздвигли в 1622 по заказу курфюрста Максимилиана I. Центральное место в составе скульптурной композиции занимает бронзовая статуя Альбрехта V (дед Максимилиана I), который вошёл в историю как один из руководителей Контрреформации в Германии. Именно он в 1559 для поддержки католичества пригласил в Мюнхен иезуитов. В последствии, большинство германских правителей поддержат идеи Реформации, однако представители баварской династии Виттельсбахов всегда будут оставаться яростными защитниками «истинной веры».

След дьявола

Согласно старой легенде, сам дьявол оставил отпечаток своей ноги у входа в Собор Пресвятой Девы Марии. Поговаривают, главный архитектор заключил с ним сделку: Люцифер обещал помочь в сложном строительстве взамен на душу первого человека, который войдёт в собор. Однако когда дьявол явился за обещанной платой, архитектор пожаловался, что сооружение выстроено с недочётами и прогнал его. Сатана в бешенстве топнул ногой у дверей храма, отпечатав свой след, и убрался восвояси, но «должника» не простил. Последний умер в течение года и был похоронен под северной башней.

Механические часы

Появились в конце XVI века, так как настоятели Фрауэнкирхе особо ревностно относились к богослужениям и утверждали, что последние всегда должны начинаться строго в положенное время. Кроме точного времени часы показывают планеты Солнечной системы, знаки Зодиака, лунные фазы и движение Солнца. В 1749 в рамках реставрационных работ в часовой механизм был добавлен кукарекающий петух. Несколько раз корпус часового механизма видоизменяли в зависимости от новых художественных веяний своего времени, поэтому первоначальный облик уникальной достопримечательности не сохранился. Мелодия часов воплощает заступничество Христа и Марии перед Богом Отцом.

Крипта

Лестница за алтарём ведёт в Крипту, где находятся захоронения представителей династии Виттельсбахов, архиепископов и кардиналов. В наше время Крипта представляет собой простое помещение с кирпичными стенами и бетонным балочным перекрытием, хотя до середины XX века отличалась более изысканным художественным оформлением. Все могилы и захоронения вмурованными в стены Гробницы (отдельное помещение в Крипте). Вход в Гробницу, как правило, закрыт для туристов.

Напомним, кроме Фрауэнкирхе, Виттельсбахов хоронили ещё в Театинеркирхе и Церкви св. Михаила, а в некоторых случаях существовала традиция погребения сердца умершего (отдельно от тела) в поминальной капелле Альтёттинга.

Не удивляйтесь, если на стенах собора увидите надгробные плиты с эпитафиями. Они напоминают о кладбище, которое окружало Фрауэнкирхе вплоть до конца XVIII века. Когда его закрыли, плиты вынули из земли и повесили на стены.

Время работы Фрауэнкирхе

Ежедневно с 7:30 до 20:30

Сайт Фрауэнкирхе в Мюнхене: www.muenchner-dom.de

Адрес: Frauenplatz 1, 80331 Мюнхен, Германия.

Карта расположения:

Площадь Одеонсплац (нем. Odeonsplatz)

  Сувениры из Мюнхена. Что привезти на память?

Похожие публикации:

Фонтан Отец Рейн (нем. Vater-Rhein-Brunnen)

Фонтан расположен в Мюнхене на музейном острове (нем. Museumsinsel) к северу от Людвигсбрюкке. Он посвящен Рейну, богу реки с тем же названием. Фонтан был создан мюнхенским скульптором Адольфом фон Хильдебрандом (1847-1921), чьи работы включают в с…

Макстурм (нем. Maxturm)

Макстурм — единственная сохранившаяся часть разрушенного во время Второй мировой войны здания Герцог-Макс-Бург (нем. Herzog-Max-Burg), или Максбург (нем. Maxburg). Максбург был построен по указу Вильгельма V Благочестивого в 1590 году архитектором …

Дом литературы (нем. Literaturhaus)

Дом литературы — культурное учреждение в центре Мюнхена, посвященное преподаванию литературы и организации литературных мероприятий. На Сальваторплатц (нем. Salvatorplatz), рядом с домом литературы, находится церковь Сальваторкирхе. Раньше на терри…

Максимилиансанлаген (нем. Maximiliansanlagen)

Максимилиансанлаген — парк, расположенный в городских частях Богенхаузен и Хайдхаузен Мюнхена между мостом Людвига и Макс-Йозеф-брюке. Его центральной точкой является 38-метровый памятник «Ангел мира». Парк Максимилиана был создан между 1856 и 1866…

Евангелическо-лютеранская церковь Святого Матфея (нем. Evangelical Lutheran. Pfarramt St. Matthew)

Церковь Святого Матфея на Зендлингер-Тор-Плац является преемником первой протестантской церкви в Мюнхене, которая находилась рядом с Карлсплатц. С 1799 года вместе с Каролиной, лютеранской женой курфюрста Макса IV Йозефа, в Мюнхен прибыла протестан…

Поделиться ссылкой:

Фрауэнкирхе, или храм Святой девы Марии

Церковь Святой Марии (Фрауэнкирхе), Рыночная площадь, Нюрнберг

Главным зданием площади является храм Святой девы Марии (Фрауэнкирхе). Обычно при таком названии вспоминается церковь в Дрездене, намного реже в Мюнхене, и совсем никогда в Нюрнберге. И тем не менее в «самом немецком из всех городов» она является главным из всех храмов. Интересно, что в отличие от церквей Лоренца и Себальда, ставших протестантскими, она осталась католической.

В ней крестили Вацлава IV, будущего чешского короля.

История строительства Фрауэкирхе

Церковь построили в 1349 году, и история её строительства связана с печальными и кровавыми событиями. В те времена на месте Рыночной площади была болотистая низина, подпитываемая водами реки Пегниц. И это местечко облюбовала еврейская община, считавшая низину никому не нужным нюрнбергским выселком. Евреи обустроили местечко, и за многие годы осушили болото, наладили торговлю, а на том месте, где сейчас находится Фрауэнкирхе, стояла синагога.

Однако евреи воспротивились указу об их выселению, и дело кончилось резнёй. В результате погибло 562 человека и спалили синагогу. И ещё три столетия им было запрещено селиться вблизи от площади Главного Рынка.

В напоминание о той мрачной истории, говорят, на полу церкви можно найти звезду Давида, запечатлённую в камне, когда этот фундамент ещё принадлежал синагоге.

Архитектура Фрауэнкирхе

То, что мы видим сейчас, это реконструкция после Второй Мировой войны. После бомбёжек уцелел только фасад. Фронтон фасада, влетающий к небу сотней маленьких шпильков и шпилёчков, больше всего и впечатляет в церкви и делает её уникальной. Вход в церковь украшен ярким разноцветным тимпаном, изображающим Рождество Христово. Чтобы увидеть фасад церкви в полный рост, Нюрнберг нужно посещать летом, так как зимой он наполовину перекрывается сценой рождественской ярмарки.

Есть мнение, что главным архитектором собора был Пётр Парлерж. Да-да, тот самый, который построил собор Святого Вита и Карлов Мост в Праге.

Церковь Святой Марии (Фрауэнкирхе), Рыночная площадь, Нюрнберг

Среди внутреннего убранства отмечу алтарь Тухеров XV века. Он так назван в честь семьи, на чьи деньги он создавался. Автор триптиха остался неизвестным. В раскрытом виде на нём изображены Святой Августин с матерью, сцена Благовещения, сцена Распятия (центральная), сцена Воскресения и, наконец, отшельник Павел и Антоний.

На круглых колоннах весят две картины, обнимающие эти самые колонны. На одной изображено Воскресения Христа, а на второй — Архангел Михаил. Обе картины написаны в XV веке, но имя автора опять-таки не сохранилось. Однако существует мнение, что картину с Архангелом Михаилом написал сам Михаэль Вогельмут, учитель Альбрехта Дюрера.

Но алтарь Тухеров и «изогнутые» картины блекнут перед шедевром Адам Крафта «Дева Мария и ангелы» (1499 г.), изготовленного из песчаника. На нём изображена Дева Мария, которой на голову возлагают корону два ангела.

Шедевр был пожертвован Фрауэнкирхе другой знатной нюрнбегской семьёй — Пергеншторффер, а потому и работа известна под названием Пергеншторфферская эпитафия. На самом деле, это большой рельеф надгробного памятника.

Внутреннее убранство Кафедрального собора

Внутреннее помещение дрезденского кафедрального собора подразделяется на высокий центральный неф, два боковых нефа и четыре угловые капеллы.

Главный алтарь церкви

Еще одна особенность Хофкирхе — это расположение главного алтаря на запад, а не на восток, согласно церковной традиции. Главный алтарь кафедрального собора был создан братьями Аглио из мрамора и позолоченного бронзового орнамента.

Алтарная картина, 10 метров высотой и 4,5 метра в ширину, изображает вознесение Христа и пресвятую Троицу. Произведение выполнено дрезденским придворным художником Антоном Рафаэлем Менгсом в 1761 году.

Капеллы Хофкирхе

В западной части церкви размещена Капелла Распятия, на южной стороне — Часовня таинств, расписанная итальянским художником Стефано Торелли. Восточное окончание базилики занимает так называемая Бенно-капелла, в которой с 1998 года хранится митра святого Бенно фон Мейсена.

Северная капелла посвящена святому Иоанну Непомуку. Ее украшает специально изготовленная Фридрихом Прессом из мейсенского фарфора скульптурная композиция, изображающая скорбящую пресвятую деву Марию, с Иисусом на руках.

В Кафедральном соборе Хофкирхе размещена точная копия знаменитой Троицы, написанной Андреем Рублевым — эта православная икона была подарена русской общиной Дрездена.

Олег Сарапулов

Органы церкви

В помещении дрезденского Кафедрального собора располагаются два органа.

Самый знаменитый из них — орган Зильбермана, носит имя своего создателя Готфрида Зильбермана. Оформлением внешних деталей органа занимался Иоганн Иозеф Хакль. Инструмент был установлен в церкви в 1755 году, уже после смерти автора. В 1944 году орган Зильбермана был эвакуирован из Дрездена, благодаря чему он остался в полной сохранности.

С 2002 года Хофкирхе обладает еще одним, более камерным органом, расположенном на хорах.

Крипта Кафедрального собора

Придворная Хофкирхе была построена уже изначально с подземными помещениями, предназначенными для размещения фамильных захоронений Веттинов, правивших Саксонией на протяжении веков. В ней покоится прах 49 представителей династии, в том числе всех королей Саксонии. Здесь же лежит сердце Августа Сильного.

В новой, пятой комнате крипты, с 1980 года, после перевода церкви в статус кафедрального собора, проводятся захоронения епископов Дрезденско-Мейсенской епархии.

В крипте Кафедрального собора Дрездена, Kolossos

История постройки храма

Евангелическо-лютеранская церковь была возведена в 1726-1743 гг. на деньги жителей города, исповедующих протестантизм. Король Август II Сильный, который принял католическую веру, чтобы взойти на польский престол, официально утвердил предоставленный ему план здания. Руководил постройкой архитектор Г. Бер, который предварительно 4 года разрабатывал проект церкви и только потом приступил к закладке фундамента.

Купол церкви (диаметр 26 м) и его конструкция были совершенно новыми в истории архитектуры Европы, потому что впервые он был сложен из кирпича, а не из дерева или меди (как ранее практиковалось). В качестве образца архитектор брал собор Санта-Мария делла Салюте, расположенный в Венеции. Кирпичи для строительства были вырублены из песчаника, который привозили с Песчаных гор на Эльбе (общий вес – 12,2 тысячи тонн).

Своеобразная форма купола, напоминавшая колокол, оказалась уникальной для европейской архитектуры 18-го века и заслужила название «каменный колокол». Также архитектор придумал и осуществил подвешивание огромного колокола из камня на 8 опор. Вся конструкция до сих пор является уникальным образцом инженерного искусства.

Восстановление собора

Когда в послевоенные годы в Дрездене развернулись восстановительные работы, в первоочередные планы входило и воссоздание Фрауэнкирхе. Но из-за недостатка средств восстановление задержалось до 1993 года. Все это время площадь Neumarkt, где находится собор, оставалась хранилищем горы битого камня и нескольких крупных обломков.

Руины не разбирали, их сохранили для восстановления собора. И сейчас, когда собор поднялся во всю свою мощь, на площади установили в качестве монумента обломок купола, к которому прикреплена табличка, информирующая, в каком месте эта частица находилась:

В 1993 году после нескольких благотворительных акций по сбору средств, которые проводились во многих странах, приступили к идентификации обломков и расчистке территории для возведения храма. Более 7 тысяч фрагментов, извлеченных из развалин, использовали для строительства новых стен. И сейчас эти куски песчаника выделяются темным цветом на фасаде храма:

Нынешняя церковь состоит на 45 % из подлинных частей. В новой архитектуре фасада использовано 3539 фрагментов предшествующего сооружения.

Восстановление храма велось 12 лет. Облик собора воссоздан в прежнем виде, со всеми элементами знаменитого дрезденского барокко. Высота непосредственно сооружения составляет 91 м. Завершающим шагом была установка в верхней точке символа земного шара и позолоченного креста:

На фото эти важнейшие детали почти незаметны, хотя в действительности размер креста равен 4,7 м. Высота церкви практически достигла 95 м.

Башенный крест подарен Британским обществом «Дрезденский опекунский совет». В 2005 году состоялось торжественное открытие и освящение Кафедрального собора Фрауэнкирхе.

Смотровая площадка Frauenkirche

Смотровая площадка собора располагается на высоте 68 м. Имея опыт посещения площадки собора Cвятого Стефана в Вене, которая находится на один метр ниже, скажу, что это очень высоко. Но, если в Вене поднимаются на башню только пешком, то на площадку Фрауэнкирхе подняться проще.

Обратите внимание, что обзорный балкон собора расположен не под куполом, как это чаще бывает, а над ним:

Соответственно, подъем на башню состоит из нескольких отрезков. На высоту, где начинается купол, посетители поднимаются с помощью лифта. Далее идет пеший участок. Я уже упоминала, что каменный купол собора состоит из внешней и внутренней оболочки. Между ними есть пространство, в котором находится лестница, идущая по спирали. Учитывая размеры купола, идти тоже придется немало – 160 метров. После преодоления спиральной лестницы, посетители выходят на площадку с балюстрадой, откуда и наслаждаются окружающими видами на замок, на Цвингер, на Эльбу…

Смотровая площадка работает с 10 часов до 18.00 в летнее время, и до 16.00 в зимнее. Исключением является воскресенье, когда подъем возможен после 12.30.

Друзья, хочу предупредить, что «бегая» с обзорной экскурсией по Дрездену, невозможно охватить вниманием все достопримечательности. Но постарайтесь выделить немного времени, чтобы посетить грандиозный собор Фрауэнкирхе

Многим туристам, которые посещали Дрезден ранее, не повезло, потому что только велись строительные работы. Сейчас храм открыт, вход бесплатный. Каждый может войти и увидеть восхитительный интерьер собора Богородицы.

Ваш euro-проводник Татьяна

Reconstruction

View of the north side of the Frauenkirche in 2006. Note the differences between the original and new elements of reconstruction.

The Dresden Frauenkirche in April 2008.

Frauenkirche interior

Using the original 1720s plans used by builder Georg Bähr, reconstruction finally began in January 1993, under the direction of church architect and engineer Eberhard Burger. The foundation stone was laid in 1994, the crypt was completed in 1996, and the inner cupola in 2000.

As far as possible, the church—except for its dome—was rebuilt using original material and plans, with the help of modern technology. The heap of rubble was documented and carried off stone by stone. The approximate original position of each stone could be determined from its position in the heap. Every usable piece was measured and cataloged. A computer imaging program that could move the stones three-dimensionally around the screen in various configurations was used to help architects find where the original stones sat and how they fit together.

Of the millions of stones used in the rebuilding, more than 8,500 original stones were salvaged from the original church and approximately 3,800 reused in the reconstruction. As the older stones are covered with a darker patina due to fire damage and weathering, the difference between old and new stones will be clearly visible for a number of years after reconstruction.

Two thousand pieces of the original altar were cleaned and incorporated into the new structure.

The builders relied on thousands of old photographs, memories of worshippers, and church officials and crumbling old purchase orders detailing the quality of the mortar or pigments of the paint. As in the eighteenth century, copious quantities of eggs were used to make the color that provides the interior its almost luminescent glow.

When it came time to duplicate the oak doors of the entrance, the builders had only vague descriptions of the detailed carving. Because people, especially wedding parties, often posed for photos outside the church doors, they issued an appeal for old photographs and the response—which included entire wedding albums—allowed artisans to recreate the original doors.

The new gilded orb and cross on top of the dome was forged by Grant Macdonald Silversmiths in London using the original eighteenth century techniques as much as possible. It was constructed by Alan Smith, a British goldsmith from London whose father, Frank, was a member of one of the aircrews who took part in the bombing of Dresden. Before traveling to Dresden, the cross was exhibited for five years in churches across the United Kingdom, including Coventry Cathedral, Liverpool Cathedral, St Giles Cathedral in Edinburgh and St. Paul’s Cathedral in London. In February 2000, the cross was ceremonially handed over by The Duke of Kent, to be placed on the top of the dome a few days after the 60th commemoration of D-Day on June 22, 2004. The external structure of the Frauenkirche was completed. For the first time since the war, the completed dome and its gilded cross grace Dresden’s skyline as in centuries prior. The cross that once topped the dome, now twisted and charred, stands to the right of the new altar.

Seven new bells were cast for the church. They rang for the first time for the Pentecost celebration in 2003.

The decision was made not to reproduce a replica of the Silbermann organ. The decision resulted in the Dresden organ dispute («Dresdner Orgelstreit»), that was partially based on the misunderstanding that the new organ would be entirely «modern.» A 4,873 pipe organ was built by Daniel Kern of Strasbourg, France, and completed in April 2005. The Kern organ contains all the stops which were on the stoplist of the Silbermann organ and tries to reconstruct them. Additional stops also are included, especially a fourth swell manual in the symphonic nineteenth century style which is apt for the organ literature composed after the baroque period.

A bronze statue of reformer and theologian Martin Luther, which survived the bombings, has been restored and again stands in front of the church. It is the work of sculptor Adolf von Donndorf from 1885.

The intensive efforts to rebuild this world famous landmark were completed in 2005, one year earlier than originally planned, and in time for the 800-year anniversary of the city of Dresden in 2006. The church was reconsecrated with a festive service one day before Reformation Day.

Destruction

Dresden after the WWII bombing. Thirteen sq mi (34 sq km) of the city was destroyed.

Ruins of the Frauenkirche in 1989

During World War II (1939-1945), Dresden was attacked seven times between 1944 and 1945. The bombing of Dresden by the Royal Air Force and by the United States Air Force between February 13 and February 15, 1945, remains one of the more controversial Allied actions. While the inhabited city center was wiped out, larger residential, industrial and military sites on the outskirts were relatively unscathed by the bombing and subsequent fire storm. None of Dresden’s garrisons or military sites were targeted.

The church impressively survived two days and nights of the attacks and the eight interior sandstone pillars supporting the colossal dome held up long enough for the evacuation of 300 people who had sought shelter in the church crypt, before succumbing to the heat generated by the incendiary bombs that were dropped on the city. The temperature of the masonry reached an estimated 1,000°C (1832°F).

The dome finally collapsed at 10 a.m. on February 15th. The pillars glowed bright red and exploded; the outer walls shattered and nearly 6,000 tons of stone plunged to earth, penetrating the massive floor as it fell.

The altar, a relief depiction of Jesus’ agony in the Garden of Gethsemane on the Mount of Olives by Johann Christian Feige, was only partially damaged during the bombing raid and fire that destroyed the church. The altar and the structure behind it, the chancel, were among the remnants left standing. Features of most of the figures were lopped off by falling debris and the fragments lay under the rubble.

The building vanished from Dresden’s skyline, and the blackened stones lay buried in a pile in the center of the city for the next 45 years as Communist rule enveloped what was now East Germany. Shortly after the end of World War II, residents of Dresden had begun salvaging unique stone fragments from the Frauenkirche and numbering them for future use in reconstruction. Popular sentiment discouraged the authorities from clearing the ruins away to construct a proposed car park.

In 1982, the ruins began to be the site of a peace movement combined with popular peaceful protests against the East German regime. On the anniversary of the bombing, 400 Dresdeners came to the ruins in silence with flowers and candles, part of a growing East German civil rights movement. By 1989, the number of protesters in Dresden, Leipzig and other parts of East Germany had increased to tens of thousands, and the wall dividing East and West Germany toppled. This opened the way to the reunification of Germany.

История

Предшественницей собора была одноимённая церковь, которая существовала на этом месте с XI века и много раз перестраивалась. К 1722 году эта церковь обветшала так, что для безопасности с неё даже сняли колокола. Новый храм возводил по своему проекту архитектор Георг Бер (нем. George Bähr). Монументальное 95-метровое сооружение, рассчитанное на 3500 мест и увенчанное громадным куполом, отличалось элегантной внешней простотой и великолепным внутренним убранством.

В годы Второй мировой войны церковь была полностью разрушена в ходе бомбардировок Дрездена англо-американской авиацией 13 февраля 1945 года. Власти ГДР при недостатке финансовых средств приняли решение не восстанавливать, а оставить её как напоминание потомкам о произошедшем.

В 1989 году было положено начало движению «Акция-Фрауэнкирхе» по восстановлению церкви из руин. Движение оформилось в общество «Гражданская инициатива по восстановлению Фрауэнкирхе». Группа заинтересованных граждан во главе со всемирно известным дирижёром и трубачом Людвигом Гюттлером призвала начать сбор средств на восстановление церкви.

Восстановление собора по историческим чертежам началось лишь после объединения Германии. В январе 1993 года в Дрездене в районе разрушенной церкви начались археологические работы. Первый камень в фундамент был положен 27 мая 1994 года. Непосредственное строительство-восстановление здания собора началось в 1996 году. Рядом с восстанавливаемой церковью установили деревянную колоколенку с единственным уцелевшим колоколом Фрауэнкирхе, который входил в набор из четырёх колоколов 1732 года.

Из книги: Виктор Коршиков. «Хотите, я научу вас любить оперу. О музыке и не только»:

Венчающий церковь крест был изготовлен в Англии сыном пилота, участвовавшего в бомбардировке Дрездена. Он имеет неофициальное название Versöhnungskreuz — «крест примирения».

Торжественное открытие Фрауэнкирхе состоялось в 2005 году. На церемонии присутствовали президент Германии Хорст Кёлер, канцлер ФРГ Герхард Шрёдер, герцог Кентский, послы Великобритании, США и Франции. Церемонию освящения здания проводил епископ Евангелическо-лютеранской церкви Саксонии Йохен Боль.

Использованные при восстановлении сохранившиеся оригинальные камни выделяются чёрными пятнами на фоне светлого фасада.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий