История татарстана

Немного истории

Первым государством в регионе стала Волжская Булгария, созданная в конце 9 — начале 10 века тюркскими племенами. Булгария длительное время оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы. В 922 году в качестве государственной религии был принят ислам, затем Булгария вошла в состав империи Чингиз-Хана, а после стала частью Золотой Орды. В результате распада Золотой Орды на территории Поволжья возникло новое феодальное государство — Казанское Ханство (1438 г.) После взятия Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного, Казанское Ханство прекратило свое существование и было присоединено к Русскому государству.

В 1708 году территория сегодняшнего Татарстана входит в состав огромной Казанской губернии, первоначальные границы которой простирались на севере до Костромы, на востоке до Урала, на юге до реки Терек, на западе до Мурома и Пензы. Казань сохраняет статус столицы губернии на протяжении более 200 лет.

Это интересно!
Татары — единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Эта религия отличалась от других абстрагированным понятием Бога, она не культивировала его изображение. Нельзя также изображать любое живое существо — человека, птицу, животное. Отсюда появился каллиграфический орнамент, а также шамаил.
Шамаил — картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

Примечания

  1. Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика — статья из Большой советской энциклопедии. 
  2. Халиков А. Х. Балановские памятники в Татарии // Краткие сообщения института археологии. 1964. Вып. 97.
  3. Декрет ВЦИК и СНК № 222 от 27 мая 1920 года «Об Автономной Татарской Социалистической Советской Республике» // Известия ВЦИК. — 1920 — № 115. — 29 мая.
  4. И. Тагиров. «Как создавался Татарстан», журнал «Идель», 1999, № 2
  5. Асылгужин Р. Р., Баширова Ф. Е., Маннапов М. М., Мухаматьянов Р. Т., Рыскулов Р. М., Фаттахова Т. Д., Юсупов Ю. М. Башкиры в субъектах Российской Федерации.// История башкирского народа: в 7 т./ гл. ред. М. М. Кульшарипов; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. — Уфа: Гилем, 2012. — Т. VII. — С. 366. — 424 с. — ISBN 978-5-4466-0040-3.
  6. Декларация ТССР от 30 августа 1990 года № 334-XII
    «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» // Коммунист Татарии. — 1990. — № 10; Ведомости Верховного Совета Татарстана. — 1992. — № 1. — C. 3.
  7. Закон РТ от 7 февраля 1992 года № 1413-XII «Об изменении наименования Татарской Советской Социалистической Республики и внесении соответствующих изменений в Конституцию (основной Закон) Татарской ССР» // Ведомости Верховного Совета Татарстана. — 1992. — № 4. — C. 44.
  8. Постановление Конституционного Суда РСФСР от 13 марта 1992 года № П-РЗ-I «по делу о проверке конституционности Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, Закона Татарской ССР от 18 апреля 1991 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Татарской ССР», Закона Татарской ССР от 29 ноября 1991 года «О референдуме Татарской ССР», постановления Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан»» // Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — № 13. — Ст. 671.
  9. Закон Республики Татарстан от 6 ноября 1992 года № 1665-XII
  10. Постановление Госсовета РТ от 13 ноября 1997 года № 1388 «О паспорте гражданина Российской Федерации» // Республика Татарстан. — № 227—228. — 15 ноября 1997 года.
  11. Согласована форма вкладыша к бланку паспорта для жителей Башкортостана и Татарстана // Вести Отечества. — № 12 (88). — 27 марта 2001 года.
  12. Решение Верховного суда Республики Татарстан от 20 декабря 2000 года «О признании противоречащим федеральному законодательству п. 3 постановления Государственного Совета Республики Татарстан № 1388 от 13 ноября 1997 года „О паспорте гражданина Российской Федерации“».
  13. Постановление Правительства РФ от 5 января 2001 года № 7 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828» // Собрание законодательства РФ. — № 3. — ст. 242.
  14. Постановление Кабмина РТ от 21 мая 2001 года № 291 «Об утверждении формы вкладыша к бланку паспорта гражданина Российской Федерации, предназначенному для оформления в Республике Татарстан».
  15. Постановление Кабмина РТ от 26 ноября 2001 года № 830 «О мерах по обеспечению паспортной реформы в Республике Татарстан» // Республика Татарстан. — № 238—239. — 29 ноября 2001 года.
  16. Письмо Минобразования РТ от 26 июня 2003 года № 1575 «О проблемах паспортизации граждан Республики Татарстан».

Ранняя история

Заселение человеком территории, ныне относящейся к Татарстану, относится к концу ашельского времени (палеолит). Палеолитические памятники обнаружены на реках Волга (урочище Красная Глинка у села Бессоново Тетюшского района, затоплено Куйбышевским водохранилищем) и Кама (Деуково), у села Измери в 1981—1982 годах Е. П. Казаков открыл интенсивно разрушающуюся Измерскую палеолитическую стоянку.

На притоках Волги и Камы известны стоянки эпохи мезолита (Кабы-Копрынская на реке Свияге, Тетюшская на Волге и др.) и неолита (около 200 памятников), последние датируются IV—III тысячелетием до н. э.

От времени бронзового века (II-е — начало I-го тысячелетия до н. э.) на территории Татарстана найдены многочисленные памятники, относящиеся к разным археологичесим культурам. Могильники фатьяновской культуры иногда выделяют в отдельную балановскую культуру. Памятники срубной культуры в Татарстане известны от бассейна Свияги на западе до бассейна Ика на востоке.

В VIII—VII веках до н. э. с переходом к эпохе железа возникает ананьинская культура, племена которой заняли все Волго-Камье. В юго-восточные районы Татарстана временами проникали сарматские племена, а в западные районы с середины I тысячелетия до н. э. продвинулись племена городецкой культуры.

Рубежом новой эры датируются памятники пьяноборской культуры, сосредоточенные в Нижнем Прикамье. Не позже III века в этот край, особенно в его восточные районы, проникают тюркские и угорские племена Сибири, вытеснившие с берегов Камы пьяноборское население. Памятники этого времени (Тураевские курганы на реке Каме) содержат погребения воинов с оружием и утварью азиатских образцов. В IV—VII века большую часть территории современного Татарстана занимали племена именьковской культуры.

В VIII-X веках до Прикамья доходит влияние раннего волжского государства — Хазарского каганата.

Башкир или татарин?

Пока в Татарстане готовятся строить мост для трассы, объединяющей страну, в соседнем Башкортостане, как отметили наши коллеги из программы «7 дней», «образно говоря, пытаются поджечь мосты дружбы и добрососедства между нашими республиками». Речь идет о попытках неких «экспертов» и административных работников, в преддверии предстоящей переписи населения, перекроить часть татароязычного населения соседней братской республики в башкир.

На днях Татышлинский район Башкортостана провел онлайн-конференцию с краеведами, работниками образования и культуры. Инициаторами события стали, как отмечают наши коллеги из программы «7 дней», «известные идеологи Башкирского неонационализма Юлдаш Юсупов и Рафиль Асылгужин из Института стратегических исследований академии наук Башкортостана». Упор на конференции делался на родоплеменные отношения древности, откуда, по мнению «экспертов», отслеживаются именно башкирские корни всех проживающих в республике, а также на то, что язык, на котором разговаривают татары Башкортостана, — не что иное, как «северо-западный диалект башкирского языка».

Просмотрев материалы конференции, ведущий программы выражает недоумение: «Они говорят, татарских деревень в этом районе вообще не было. Сразу возникает вопрос, откуда тогда взялись звезды татарской эстрады Салават Фатхетдинов и примадонна Хания Фархи , которые родом из Татышлинского района, или их национальность давно переписали на родине?»

Ильшат Аминов, отмечая несостоятельность потуг организаторов конференции, задается вопросом: «Они пытаются разрушить национальную идентичность огромного количества людей. Фактически, образно говоря, они вырывают даже у пожилых людей корни и пытаются заменить их новыми, откопанными в древних ревизских сказках. Попробуйте отрезать у дерева корни, оно неизбежно засохнет. Наверное, Юлдаш Юсупов полагает, что на месте вырезанных татарских корней тут же появятся северо-западные башкирские. Но этого не будет, национальная идентичность формируется поколениями, а они хотят стереть память ни много ни мало трех поколений и чего добьются в результате? Что люди тут же сменят национальность, забыв отцов и прадедов, вспомнят древних родоплеменных вождей?» И сам же отвечает, что едва ли из этой идеи получится что-то хорошее. Здравомыслящие люди от своих истоков отказываться в угоду новой идеологии не будут. Слабые духом если сумеют отречься от памяти предков, то точно не для того, чтобы примкнуть к другой национальности.

«Они просто исчезнут в кипящем котле народов. Но господина Юсупова вряд ли волнует эта перспектива, ему нужна статистика сегодня, поэтому он с явным наслаждением рубит с плеча», — отмечает ведущий программы.

Со своей стороны Ильшат Аминов подчеркивает, что отвечать ударом на удар Татарстан не намерен: «Я абсолютно не приемлю высказывания некоторых татарских националистов, которые призывают в ответ чуть ли не объявить башкирский язык диалектом татарского, выразить сомнения в истоках башкирской государственности и так далее. Определенные силы только и ждут, что мы утонем во взаимных претензиях и оскорблениях. Еще раз повторю: проиграют и Татарстан, и Башкортостан. Еще есть время остановиться и подумать, и главное прийти к согласию. Башкирский народ — великий народ со своей уникальной историей… И я надеюсь, вместе мы преодолеем эти временные трудности. А история смоет эту мутную пену с наших народов».

Кто закрыл границу между республиками?

В управлении Роспотребнадзора по РБ прокомментировать ситуацию не смогли. В ведомстве пояснили, что перекрытием дорог не занимаются. В МВД Башкортостана корреспонденту «Реального времени» посоветовали обратиться в администрацию Ютазинского района.

В свою очередь, районные власти не видят причин для паники. Мост, по их словам, действительно огорожен. Но причиной, как объяснили «Реальному времени» в администрации района, стал вовсе не коронавирус, а то, что мост пора ремонтировать.

«В связи с многочисленными обращениями жителей пгт Уруссу по капитальному ремонту моста через реку Ик и проведенному техническому обследованию моста специальной организацией в 2016 г. — техническое состояние основных несущих конструкций моста оценивается как неудовлетворительное», — ответили в администрации Ютазинского района.

Муниципальные власти отмечают, что последняя зима была слишком теплой, трещины образовались в бетонном основании, металлические конструкции также подверглись коррозии. Поэтому было принято решение закрыть мост с помощью бетонных блоков.

Администрация подчеркнула, что дорога ремонтируется за счет средств татарстанского бюджета, а вот сам мост, действительно, находится в ведении башкирских властей и содержать его должны были соседи.

Въезд из Башкирии в Татарстан при этом не закрыт, действует объезд через село Абсалямово.

Ситуацию с мостом прокомментировал Александр Сидякин, руководитель администрации главы Республики Башкортостан. Фото Максима Платонова

Казань – столица республики

Города Татарстана следует начать представлять с его столицы – Казани. Предположительно этот город был основан около 1000 года, ещё во время существования Булгарского царства. Но настоящего расцвета город достиг во время Золотой Орды. А, особенно после отделения земель среднего Поволжья в отдельное ханство, столицей которого стала Казань. Это государство так и называлось – Казанское ханство. Но даже после присоединения данных территорий к Русскому царству город не утратил своего значения, оставаясь одним из крупнейших центров России. После образования СССР он стал столицей Татарской АССР, а после его распада становится столицей Республики Татарстан, которая является субъектом Российской Федерации.

Город располагается на территории 425,3 кв. км и имеет население 1,217 млн жит., плотность которого составляет 1915 чел./1 кв. км. Начиная с 2002 года, динамика изменения численности проживающих в Казани, имеет постоянную тенденцию к росту. Среди этнических групп преобладают русские и татары, соответственно составляя 48,6% и 47,6% от общего числа населения. Представителей других национальностей, среди которых следует выделить чувашей, украинцев и марийцев, гораздо меньше. Их доля в общей численности не дотягивает даже до 1%.

Среди религий наибольшее распространение имеют ислам суннитского толка и православное христианство.

Основой экономики города является нефтехимическая и машиностроительная промышленность, но, как в любом крупном центре, развиты и многие другие сектора производства, а также торговля и услуги.

Казань – самый крупный город Татарстана

Фото этого важного центра в европейской части России расположено выше. Как видим, данный населенный пункт имеет современный облик

Государственный герб Республики Татарстан

Государственный герб Республики Татарстан представляет собой изображение крылатого барса с круглым щитом на боку, с приподнятой правой передней лапой на фоне диска солнца, помещенного в обрамление из татарского народного орнамента, в основании которого надписьТатарстан», крылья состоят из семи перьев, розетка на щите состоит из восьми лепестков.

В цветном изображении Государственного герба Республики Татарстан солнце — красного(кадмий красный светлый), барс, его крылья и розетка на щите — белого, обрамление — зеленого(кобальт зеленый светлый), щит, орнамент на обрамлении и надписьТатарстан» — золотистого цвета.

Причина в коронавирусе?

По официальным данным, на сегодня в республике от коронавируса умерли 174 человека с начала пандемии и введения антиковидных мер. Однако статистику смертности в Татарстане (42 605 человек) могли пополнить и те люди, которые скончались от сопутствующих причин, считает директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины, профессор кафедры генетики Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов.

— Здесь наложились несколько причин. Во-первых, это люди, которые умерли непосредственно от новой коронавирусной инфекции. Во-вторых, как говорят федеральные чиновники, ответственные за здравоохранение, имеют место и особенности статистики в России: есть умершие от COVID-19 и есть умершие от других заболеваний на фоне коронавируса. То есть в статистике не учитывается прямой эффект от ковида. Хотя, безусловно, коронавирус является фактором риска для многих хронических заболеваний, — объясняет эксперт «Реальному времени».

Третьим фактором собеседник издания назвал сокращение объемов оказания плановой медицинской помощи во время пандемии. Таким образом, население не получало в полной мере медицинские услуги, что привело к обострению хронических заболеваний.

Как писало «Реальное время», с введением особого режима повышенной готовности (с конца марта по начало июня) медучреждения принимали только тех, кому требовалась неотложная, экстренная помощь. А во время приоткрывшегося окна для «плановых» пациентов в татарстанских больницах столкнулись с большим наплывом посетителей — очереди начинались уже на улице. Пожилые люди часами ждали визита к своему врачу. Больницы с трудом справлялись с обслуживанием всех пациентов.

— Отсутствие в полном объеме медицинской помощи внесло свой «вклад» и будет еще долгие годы вносить его в показатели смертности, — добавляет Ризванов. — Запустив ситуацию сейчас, она будет аукаться еще долгие годы.

Четвертой причиной профессор назвал стресс.

— Нужно учитывать стресс людей из-за изоляции, постоянного негатива в средствах массовой информации. А стресс влияет как напрямую на здоровье (психическое и физическое), так и на снижение иммунитета, что приводит к снижению защищенности населения от разных инфекций. Все эти факторы привели к наблюдаемому нами увеличению смертности, — резюмировал Альберт Ризванов.

Стресс влияет как напрямую на здоровье (психическое и физическое), так и на снижение иммунитета, что приводит к снижению защищенности населения от разных инфекций, поясняет Ризванов. Фото: Илья Репин

Население

В Татарстане проживает 3 млн. 893 тыс. 756 человек. Республика Татарстан занимает восьмое место в России по численности населения после городов Москва и Санкт-Петербург, Краснодарского края, Республики Башкортостан, Московской, Свердловской и Ростовской областей. В Приволжском федеральном округе республика — вторая по численности населения.

По сравнению с 01.01.2017 численность населения увеличилась на 8,6 тыс. человек, или на 0,2%. В Татарстане доля городского населения на 01.01.2018 составила 76,8%. Лидирует по числу жителей столица республики г. Казань.

Татарстан является одной из самых многонациональных территорий России. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года представители свыше 173 национальностей проживают на территории республики, в том числе 8 национальностей, численность населения которых превышала 10 тысяч человек: татары, русские, чуваши, удмурты, мордва, марийцы, украинцы и башкиры. Среди народов, населяющих Татарстан, преобладающие по численности населения — татары(более 2 млн. чел. или 53,2% от общей численности населения республики). На втором месте русские — более 1,5 млн чел. или 39,7%, на третьем — чуваши(116,2 тыс. чел. или 3,1%).

Улица Баумана


Улица Баумана.

Эта древняя улица является ровесницей Казанского кремля. Здесь находятся многочисленные магазины, гостиницы, которые соседствуют с культовыми сооружениями и архитектурными памятниками. Туристы очень любят фотографироваться на этой живописной улице. Транспорт с 1986 года тут не ходит.

Во времена Казанского ханства в этом месте проходила Ногайская дорога. Затем улицу переименовали на Проломную. Современное название дано в честь революционера Николая Баумана, чьей родиной является Казань.

Яркими достопримечательностями улицы Баумана являются Драматический театр имени Качалова, памятник карете Екатерины Великой, скульптура Кота Казанского. В центре улицы находится «нулевой километр». В этой точке начинается отсчет расстояния от центра Татарстана до крупных российских и зарубежных городов.

На улице Баумана есть Аллея Славы с именами и фамилиями известных татарских артистов, по аналогии с голливудской достопримечательностью.

Адрес: Улица Баумана, Казань, Россия.

Казанская губерния (1708—1917)

В 1708 году в ходе административно-территориальной реформы Московского царства была образована Казанская губерния. Первым казанским губернатором стал Пётр Матвеевич Апраксин.

Казанская губерния первоначально охватывала территорию по правому и левому берегам Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств, которые с 1719 года стали называться провинциями.

В 1709 году Казанская губерния была поделена на 4 провинции, в 1725 — на 6 провинций: Казанская, Свияжская, Пензенская, Уфимская, Вятская и Соликамская. Казанская считалась провинцией высшего разряда, а все остальные — приписанными к ней.
Впоследствии территория губернии неоднократно сокращалась, из её состава были выделены Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний. Однако Казанская губерния не утратила своих ведущих позиций в Повольжье.

В 1718 году была открыта «Цифирная» школа при Казанском адмиралтействе для обучения детей дьяков, духовенства и других чинов (кроме дворянства и крестьян) сочетавшая в себе обучение математике и начала профессиональных знаний.

В 1723 году при Федоровском монастыре была открыта Славяно-латинская школа для детей духовенства нацеленная на обучение грамотных священников для Казанской епархии.

Казань стала первым городом в российской провинции, в котором в 1759 году была открыта гимназия для обучения детей «дворян и разночинцев». Гимназия действовала под патронажем Московского университета, из которого в Казань были направлены преподаватели и где для был разработан Устав. В Казанской гимназии преподавались арифметика и геометрия, рисование, танцы, фехтование, латинский, французский, немецкий языки, а также татарский язык. Выпускниками Первой Казанской гимназии были Г. Р. Державин, С. Т. Аксаков, братья Панаевы, И. М. Симонов, А. М. Бутлеров, Н. И. Лобачевский и др. видные деятели российской науки и культуры.

В 1781 году Казанская губерния преобразована в наместничество (с 1796 года — вновь губерния), в которое в вошли 13 уездов. В том же году были утверждены гербы губернии и уездных городов.

В конце XVIII века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населённых пунктов.

В XIX веке значение Казани как административного центра ещё более возросло. Столица губернии стала центром учебного (1805 г.) и военного (1826 г.) округов.

Осенью 1891 года — летом 1892 года территория Казанской губернии стала частью основной зоны неурожая, вызванного засухой (см. Голод в России (1891—1892)).

Остров-град Свияжск


Остров-град Свияжск.

Слыша слово «музей», каждый из нас представляет здание, внутри которого аккуратно расставлены экспонаты. Бывают музеи под открытым небом, но таких значительно меньше. Но видели ли вы когда-нибудь город-музей? Оказывается, существует и такой. Не верите? Тогда отправляйтесь в Свияжск.

В XVI веке, когда Иван Грозный готовил последнюю осаду Казани, крепость на острове служила базой для русского войска. Постепенно из оборонительного форта Свияжск превратился в крупный торговый и культурный центр.

В середине прошлого века, после запуска Куйбышевского водохранилища, Волга разлилась и Свияжск оказался отрезанным от большой земли. Благодаря этому в настоящее время он выглядит также, как и 100 лет назад.

Основные достопримечательности острова:

  • Богородице-Успенский Свияжский мужской монастырь;
  • Иоанно-Предтеченский монастырь;
  • Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости;
  • Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск»;
  • Никольская церковь;
  • Успенский собор;
  • Церковь Пресвятой Троицы.

И это не полный список, на острове находится много музеев и архитектурных сооружений.

Адрес: Остров-град Свияжск, Успенская улица, Свияжск, Татарстан, Россия.

Самые яркие места для визита туристами

Булак

Казань – это уникальное «созвучие» архитектуры в духе классицизма, ультрасовременных новинок и канальцев Булак, озеро Кабан. Интересно, что за последние 100 лет улица Кремлевская, ведущая к главной достопримечательности города Кремлю, практически не изменила старинный облик.

Хотя в современной отделке, после ремонтных процедур, смотрится нарядно, изящно и аккуратно. Какие еще места обязательно стоит посетить?

— Любимым местечком для туристов считают улицу Баумана, главную улицу мегаполиса. По ней уже много десятилетий не ходит общественный транспорт. В былые времена здесь ходили трамваи, будя жителей домов своим веселым звоном.

улица Баумана

Именно эту улицу называют «Казанским Арбатом», где творят местные художники-шаржисты, работают кафе на любой кошелек, детское кафе, известное вкусными блюдами и доступными ценами. Также на этой улочке располагаются развлекательные заведения, Дом Татарской кулинарии, где можно вкусить блюда национальной кухни.

Здесь же расположен Музей художника Константина Васильева, мастера природной живописи и точной передачи огонька огня от свечи, света. Для туристов особенно выгодно остановиться в «Палас-отель Шаляпин» вначале этой улицы или пройдя через подземный переход в гостинице «Татарстан», чтобы насладиться пребыванием в центре.

По вечерам открывается изумительный вид из окон на Колокольню Богоявленского Собора. Кстати, летом она открывает доступ для туристов на смотровую площадку, откуда Казань видно, как на ладони. Билет стоит 100р. Вкусно и бюджетно пообедать можно в столовой напротив отеля «Шаляпин».

торговый комплекс «Кольцо»

— Если пройти через подземный переход к торгово-развлекательному комплексу «Кольцо», виднеющемуся издалека, турист попадает к дверям гостиницы «Татарстан», откуда начинается улица Петербургская в мавританской стилистике.

Дойдя до конца этой благоустроенной лавочками улочки, можно обнаружить старинный трамвайчик-памятник. Не проходя по этой улице, свернув направо в сторону театра Камала, путник сможет насладиться площадью перед театром с музыкальными фонтанами. За театром располагается исторический комплекс Старая Татарская Слобода с колоритом древних домиков, принадлежавших купцам.

— Недалеко от ж/д вокзала в сторону цирка на холме уютно «прикорнул» Казанский Кремль, гордость города. Вход в Кремль бесплатный. На территории этого музея-заповедника располагаются интересные музеи, Дворцовая церковь, Благовещенский Собор, сохранивший старинное убранство, дух таинства молитвы, знаменитая мечеть Кул-Шариф, комплекс Пушечного двора.

Кремлевская набережная

— Обязательно стоит побывать на Набережной, это уютная обустроенная для велосипедистов, пешеходов улочка, протянувшаяся вдоль Кремля у реки Казанка. Для детей работают карусели, множество кафе и ресторанов с итальянской, европейской и национальной кухней приветливо открывают двери. Цены в них выше, чем в других кафе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий