Греческая православная церковь

Греция Православная

В настоящее время на исторической территории Византии нет единой православной Церкви. Греческое православие объединяет в себе несколько поместных Церквей: Константинопольскую, Элладскую и Кипрскую.

Константинопольская Православная Церковь

Канонической территорией Константинопольской Православной Церкви являются Турция, остров Крит, Эгейские острова, северная часть Греции, Афон. Также Константинопольский патриарх претендует на главенство над всеми православными верующими  за пределами канонических территорий других поместных Церквей. Этнический состав прихожан Константинопольской Церкви преимущественно греческий. Верующих в приходах насчитывается до 7 миллионов человек. Богослужения ведутся на византийском греческом языке. Константинопольская патриархия придерживается новоюлианского летоисчисления (модификации юлианского календаря, при котором сохраняется исчисление Пасхалии по юлианскому календарю).

Стремление Константинопольской Церкви к главенству среди православных Церквей вызывает споры, приводящие даже к разрыву молитвенного общения между Церквями.Так, в 1996 году на полгода было прервано церковное общение между Константинопольской и Московской патриархиями. Причиной послужили споры о юрисдикции эстонских православных приходов. В 2004 году произошел спор между Константинопольской и Элладской Церквями по вопросу подчиненности приходов на севере Греции. Сейчас церковное общение восстановлено.

В октябре 2018 года произошел разрыв церковного общения между Русской Православной Церковью и Константинопольской патриархией. Это стало следствием решения Вселенским патриархом даровать автокефалию (административную независимость от других поместных Церквей) Украинской Православной Церкви, находящейся на канонической территории Московского патриархата.

Кипрская Православная Церковь

Кипрская Православная Церковь считается одной из древнейших в христианском мире. Ее основателем считают апостола Павла, который рукоположил апостола Варнаву Кипрянина во епископа. Существует Предание, что в 45-63 годах епископом Кипрским был праведный Лазарь Четверодневный. Именно его Иисус Христос воскресил через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-44). С 4 века территория Кипра входила в состав Византийской империи. В 431 году на Третьем Вселенском Соборе (Ефес, Малая Азия) Кипрская Церковь получила автокефалию.

В результате Крестовых походов в 12 веке на кипрских землях стала господствовать Римско-Католическая Церковь. Кипрская Церковь утратила свою автокефалию. Во второй половине 16 века остров был захвачен турками. К этому времени относится возвращение жителей в лоно Православия. С 1947 года Кипрская Церковь снова обрела самостоятельность. Предстоятель Церкви имеет титул архиепископа. Сейчас этнический состав верующих представлен преимущественно греками-киприотами. Богослужения в храмах ведутся на византийском греческом языке, календарь — новоюлианский. Между Кипрской и Русской Церквями сложились многовековые братские отношения.

Элладская (Греческая) Православная Церковь

До 19 века территория современной Греции находилась в пределах юрисдикции Константинопольской Церкви. Однако после образования в 1832 году Греческого королевства была провозглашена автокефалия. Мотивом этого послужило логичное стремление нового государства, чтобы предстоятель Церкви был независим от Османской империи. В 1850 году Элладская Церковь признана Константинопольским патриархатом. Именно она имеет основания именоваться «Греческая Православная Церковь».

В настоящее время число верующих Греческой Церкви достигает 10 миллионов человек. Предстоятелем Церкви является архиепископ. Богослужения ведутся на византийском греческом и современном греческом языках. В богослужебной жизни используется новоюлианский стиль календаря.

С конца 2019 года Московская Патриархия прервала церковное общение с некоторыми епархиями Элладской Церкви. Это связано с принятым решением Архиерейского собора Элладской Церкви о признании права Константинопольского патриарха даровать автокефалию Православной церкви Украины. Однако митрополит Иларион Алфеев, председатель отдела внешних церковных связей РПЦ, заверил:

О стране

  • Общая информация
    • Валюта и банки
    • Вина Греции
    • География и территория
    • Государственное устройство
    • Государственный язык
    • Население
    • Национальная кухня
    • Праздничные и выходные дни
    • Религия
    • Телефонная связь
    • Традиции и обычаи
    • Флаг и герб
    • Храмы и монастыри
    • Часовой пояс и разница во времени с Москвой
  • Моря, омывающие берега Греции
    • Ионическое море

      Курорты Ионического моря

    • Критское море
    • Ливийское море
    • Средиземное море
    • Эгейское море

      Курорты Эгейского моря

  • Советы путешествующим

    Шоппинг и магазины

Религия

Христианство сменило языческую древнегреческую веру примерно во II веке нашей эры. В XI столетии католическая и православная церкви окончательно разошлись, и Греция взяла сторону православия. Религия Греции всегда играла большую роль в развитии страны. В период правления Османской империи в Греции именно православие способствовало сохранению греческой общности, культуры, языка и традиций. 

И сегодня церковь имеет большое значение в жизни страны, а греки считаются одной из самых религиозных наций в Европе. 98% населения принадлежит Элладской православной церкви. Большая часть этих людей регулярно посещают церковь и придерживаются ее канонов. Такие события, как свадьба или похороны, немыслимы для греков без участия церкви. 95% молодоженов венчаются в церкви. Детей крестят в первый год жизни. В школах проводятся религиозные курсы и всеобщие молитвы перед уроками, перед учебным годом учеников благословляет священник. 

Глава Элладской православной церкви – Архиепископ Афин, который управляет синодом епископов в столице. Церковь имеет влияние даже на политику, вмешиваясь в некоторые государственные вопросы. Православие в Греции внесено в конституцию как государственная религия, но для греков гарантирована свобода вероисповедания, хотя пропаганда других религий в стране запрещена. 

В Греции хорошо развита монастырская жизнь – в стране находится несколько сотен монастырей, среди которых есть знаменитые на весь мир места паломничества, например Афон. Хотя в последнее время монастыри не процветают – монахов становится меньше, а среди них немало иностранцев. 

Христианство в Греции распространено широко, но в меру – дальше уважительного отношения к церкви греки не заходят. Это объясняет распространенные среди жителей суеверия: многие носят амулеты, верят в приметы и даже приносят в жертву баранов и ягнят, как в Древней Греции. А греческие карнавалы и вовсе похожи на античные эллинские празднества в честь многочисленных богов. Более того, около 2 тысяч человек в Греции до сих пор исповедуют греческое язычество, несмотря на попытки правительства и православной церкви остановить эти традиции. 

В пограничных районах Греции проживают представители других религий – мусульмане (потомки турков Родоса и Фракии), католики, иудеи и протестанты. Около 30 тысяч греков являются свидетелями Иеговы. Есть небольшие сообщества кришнаитов, буддистов, евангелистов, староверов. 

Далее: Телефонная связь ›


Скидки на лето 2018 в Греции: раннее бронирование началосьСкидки до 25% на лето в Греции уже действуют! Рекомендуем лучшие отели для семейного отдыха 2018Страна:Греция
Тип материала:Рекомендуем

7 лучших отелей для беззаботного отдыха с детьмиМягкий климат, ласковое море, лучшие пляжи Европы и непревзойденное греческое гостеприимство уже ждут вас. В гостиничных комплексах Крита, Халкидиков, Пелопоннеса созданы детские городки с увлекательными играми и ресторанами с меню для всей семьи. Страна:ГрецияТип материала:Рекомендуем

История религии

До 1054 года все христианство было единым, разделения на православие и католицизм не существовало. Само учение восходит к апостольским временам или к I веку. Оно сфомировалось на основании Вселенских Соборов — собраний епископата, на котором решались важные вопросы.

  1. 325 год — Первый (Никейский). Был составлен Никейский Символ веры (признаны единосущными все 3 ипостаси — Бог Отец, Сын и Святой Дух), осуждены верования, которые отрицали его.
  2. 381 — Второй. Утверждено равенство всех трех ипостасей, оформлена окончательная редакция Никейского Символа.
  3. 431 — Третий (Ефесский). Дева Мария начала именоваться Богородицей, осуждены ереси Пелагия и Нестория.
  4. 451 — Четвертый (Халкидонский). Принят догмат о том, что Христос — истинный Бог и человек, подобный людям, но без греха. Осуждены некоторые ереси.
  5. 553 — Пятый. Осуждены ряд учений и их учителей, а также некоторые ученые, в том числе последователи Александрийской богословской школы (Платон, Ориген и другие).
  6. 680 — Шестой. Осуждены ереси. Из-за усиления упадка дисциплины и благочестия одновременно был созван еще один собор, который принял 102 канона для Церкви на Востоке. Оба Собора заседали в одном месте (дворцовой зале со сводами — трулле), из-за чего их объединили в один Трулльский Собор.
  7. Середина VIII — не нумерован. Созван ради «Точного изложения Православной веры» — первой систематизации учения, которую составил Иоанн Дамаскин.
  8. 787 — Седьмой. Иконопочитание вновь возвращено. Принято, что поклоняющиеся иконе поклоняются личности, которая изображена на ней. Это поклонение переходит к написанному святому.
  9. Март 843 — Торжество православия. Церковные торжества, состоявшиеся после Константинопольского Собора, на котором было восстановлено почитание икон. На сборе еретики преданы анафеме.
  10. 879 — Восьмой (Поместный). На патриарший престол вновь возвращен патриарх Фотий I, осуждены любые изменения в Символе веры.

Сегодня самой крупной автокефальной православной церковью является РПЦ (Русская православная церковь) или Московский патриархат. Это российский центр, который является носителем философии и традиций религии.

Повседневность

В России простых верующих зачастую не покидает ощущение, что священнослужители — это словно отдельная каста, отгороженная от прихожанина невидимой стеной. В Греции священник и прихожанин гораздо ближе друг другу.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае попросить у него благословение. В России подобное не принято.

В Греции строже, чем в России, требования к священнослужителю. Так, рукоположение человека, который вступал в добрачные отношения, был разведен или состоит во втором браке, исключено.

Как и в любой средиземноморской стране, в Греции свято соблюдают сиесту – послеполуденный отдых. С 13:00 и до 17:00 часов, особенно в жаркие месяцы, жизнь в городах и деревнях затихает. Это относится и к церквям. В этот время не только стучаться в двери, но даже звонить неприлично. В пять или шесть вечера обычно начинается вечерня, на которой прихожанам всегда будут рады.

В отличие от России в Греции Церковь имеет государственный статус и тесно сотрудничает с различными общественными структурами. Там по-прежнему сохраняются традиции церковных судов, давно утерянные в России.

Протестанты в Греции действуют с середины XIX века

В Греции присутствуют общины протестантов. Общая численность их приверженцев составляет 30 — 41 тысяча человек. Старейшей протестантской группой в стране являются реформаторы, действующие с середины XIX века.

Они создали Греческую евангелическую церковь, которая состоит из 30 общин и примерно 5 тыс. верующих. При этом влияние их на ситуацию в государстве и обществе крайне незначительно.

Конгресс пятидесятнической молодежи в Никеи. Пятидесятничество в Грецию принесли греки, вернувшиеся в 1927 году из США. Фото: upload.wikimedia.org

Что касается других протестантских общин то среди них можно назвать лютеран, которыми являются этнические немцы, прибывшие в Грецию в середине XIX века, Англиканскую церковь Греции, Союз армянских евангелических общин Ближнего Востока.

Пятидесятничество в страну принесли греки, вернувшиеся сюда из США в 1927 году. Кроме того, в стране есть адвентисты, методисты Новоапостольской церкви и баптисты.

Предстоятели Элладской православной церкви[ | ]

Митрополиты Афинские

  • Неофит V (Метаксас) (1833 — 1861)
  • Мисаил IV (Апостолидис) (1861 — 1862)
  • Феофил (Влахопападопулос) (1862 — 1873)
  • Прокопий I (Георгиадис) (1874 — 1889)
  • Герман II (Каллигас) (19 июля 1889 — 18 января 1896)
  • Прокопий II (Икономидис) (11 октября 1896 — 8 ноября 1901)
  • Феоклит I (Минопулос) (1902 — 1917)
  • Мелетий III (Метаксакис) (1918 — 1920)
  • Феоклит I (Минопулос) (1920 — 1922) вторично

Архиепископы Афинскиеи всея Эллады (с 31 декабря 1923)

  • Хризостом I (Пападопулос) (8 марта 1923 — 22 октября 1938)
  • Хрисанф (Филиппидис) (12 декабря — 2 июня 1941)
  • Дамаскин (Папандреу) (2 июня 1941 — 20 мая 1949)
  • Спиридон (Влахос) (4 июня 1949 — 21 марта 1956)
  • Дорофей III (Коттарас) (1 апреля 1956 — 26 июля 1957)
  • Феоклит II (Панагиотопулос) (1957 — 8 января 1962)
  • Иаков III (Ваванатос) (13 — 25 января 1962)
  • Хризостом II (Хатзиставру) (14 февраля 1962 — 11 мая 1967)
  • Иероним I (Коцонис) (14 мая 1967 — 12 декабря 1973)
  • Серафим (Тикас) (12 января 1973 — 10 апреля 1998) Хризостом (Фемелис) (10 — 28 апреля 1998) местоблюститель, митрополит Мессинийский

Христодул (Параскеваидис) (28 апреля 1998 — 28 января 2008)

  • Серафим (Рорис) (28 января — 7 февраля 2008) местоблюститель, митрополит Каристийский и Скиросский

Иероним II (Лиапис) (с 7 февраля 2008)

Примечания

  1. Demetrios J. Constantelos Understanding the Greek Orthodox Church, Holy Cross Orthodox Press 3rd edition (March 28, 2005)
  2. L. Rushton Doves and magpies: village women in the Greek Orthodox Church Women’s religious experience, Croom Helm, 1983
  3. Paul Yuzyk The Ukrainian Greek Orthodox Church of Canada, 1918—1951, University of Ottawa Press, 1981
  4. Demetrios J. Constantelos The Greek Orthodox Church: faith, history, and practice, Seabury Press, 1967.
  5. Daniel B. Wallace: Zondervan, 1997.
  6. Robert H. Stein: Westminster John Knox Press, 1994.
  7. The Greek Orthodox Archdiocese of America should not be confused with the Orthodox Church in America, whose autocephaly — granted by the Russian Orthodox Church — is not recognized by the Ecumenical Patriarchate of Constantinople and many other churches of the Eastern Orthodox Communion.
  8. Presveia (U.S.). Grapheio Typou kai Plerophorion, Published by Foto Olympic, 1995
  9. Assembly of Captive European Nations 1956, ACEN (Organization), 1956
  10. The National encyclopedia, Volume 1, Henry Suzzallo, William Waite Beardsley P.F. Collier & Son Co. 1932
  11. Edwin Pears, The destruction of the Greek Empire and the story of the capture of Constantinople by the Turks, Haskell House, 1968
  12. Millar, Fergus. A Greek Roman Empire : power and belief under Theodosius II (408-450). — University of California Press, 2006. — P. 279 pages. — ISBN 0520247035.
  13. Tanner, Norman P. The Councils of the Church. — ISBN 0824519043.
  14. The Byzantine legacy in the Orthodox Church by John Meyendorff — 1982
  15. Hugh Wybrew, The Orthodox liturgy: the development of the eucharistic liturgy in the Byzantine rite — 1990
  16. The Christian Churches of the East, Vol. II: Churches Not in Communion with Rome by Donald Attwater — 1962
  17. Meyendorff, J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. — 1987.
  18. Hussey, Joan M. The Orthodox Church in the Byzantine Empire. — 1990.
  19. Vlasto, A. P. Entry of Slavs Christendom. — 1970.
  20. Andreĭ Lazarov Pantev, Bŭlgarska istorii︠a︡ v evropeĭski kontekst. — 2000.

Храмы

Основные храмы Греции

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.

Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.

Адрес:

Греция, Афины, площадь Митрополеос.

Телефон:

+30 (21) 032-213-08.

Кафедральный собор Апостола Андрея Первозванного (Патры)

Собор Андрея Первозванного — святыня всего христианского мира; расположен на месте распятия Андрея Первозванного, здесь находятся глава и крест, на котором был распят святой. Является самым большим православным храмом Греции и вторым по величине на Балканах (после собора Святого Саввы в Белграде). Греческое название — Ιερός Ναός Αγίου Ανδρέα Πάτρα.

1 июня 1908 года был заложен фундамент королём Георгом I. Автором проекта и первым руководителем строительства собора был знаменитый греческий архитектор Анастасиос Метаксас. После его смерти, в 1937 году строительство возглавил Георгиос Номикос.

В 1910 году возведение храма приостанавливается из-за нестабильности почвы под ним. В 1930 году строительство возобновляется.

В 1934 году возведён купол, но война и экономическое положение Греции в 1938 году опять останавливают работы.

Только в 1955 году строительство продолжается, так как власти решили экономическую проблему посредством введения налога на строительство храма в счёт электроэнергии горожан.

26 сентября 1974 года храм был торжественно открыт, спустя несколько лет после возвращения святой главы Апостола Андрея.

Адрес:

Патры 262 22, Греция

Телефон:

+30 261 033 0644

Кафедральный собор великомученика Димитрия Солунского (Салоники)

Собор святого Димитрия Солунского — пятинефная христианская базилика, построенная на месте римских терм, там, где погиб великомученик Димитрий; здесь покоятся его мощи. Первоначально на этом месте был сооружён небольшой мартирий, который сменила трёхнефная базилика. После землетрясений и пожаров в середине или конце VII века было возведено пятинефное здание базилики. Во время турецкого владычества, в 1493 году, была обращена в мечеть Касымие-джами. После возвращения города грекам, с 1912 года в базилике возобновились христианские богослужения. Во время пожара 6 августа 1917 года здание сильно пострадало. Восстановительные работы в базилике были начаты в 1930-х годах и велись до 1948 года. В 1988 году включена в перечень объектов Всемирного наследия в составе раннехристианских и византийских памятников Салоник.

Адрес

: Αγ. Δημητρίου 97, Θεσσαλονίκη. Ιερός Ναός Άγιος Δημήτριος Πολιούχος Θεσσαλονίκης (на углу улиц святого Димитрия и святого Николая, г. Салоники)

Крестный Ход

Значительно отличается и проведение этого древнейшего ритуала. В Русском Православии все богослужения пышны, а в Греческом – намного больше торжества заключено в Крестном ходе. Его в Элладе сопровождают духовые оркестры, отовсюду раздаются отзвуки маршей.

Само действо напоминает парад. Это уникальная особенность церкви в Греции, чего никогда не бывает в православии какой бы то ни было страны. Крестный ход проводится не вокруг церкви, а прямо в городе, по его центральным улицам проходит толпа, исполняющая песни. В кругу огромного количества участников сжигают чучело Иуды. После этого красочного действа следует самое настоящее празднество, чье начало знаменуется хлопушками.

Отличия греческого православия от русского

Благодаря тому, что когда-то греки признали христианство истинной религией, христианизировались и русские земли. Святые просветители славян равноапостольные братья Кирилл и Мефодий по происхождению были греками. Представители этого народа стали первыми иерархами христианской церкви на Руси. У русской церкви с греческой единая вера. Но есть и небольшие отличия в обрядах и традициях. Вот некоторые из них:

  • Богослужение у греков короче, чем в русской церкви. Его отличает простота.
  • Право исповеди есть только у получивших на это благословение иеромонахов. К духовнику на исповедь человек приходит в любое время, независимо от того, есть ли в этот момент в храме служба. В рамки Литургии исповедь не втиснута.
  • Церковный хор состоит исключительно из мужских голосов.
  • Одежда священников несколько другая: камилавка с ободком по верху, риза без шейного возвышения. Цвет богослужебной одежды другой. Например, на Пасху русское священство облекается в красный цвет, а греческое — в белый. Хотя в начале пасхального богослужения и те, и другие облечены в белые одежды, символизирующие свет, воссиявший миру после Воскресения Христа.
  • В греческий храм женщина может войти с непокрытой головой и в брюках. Храмы открыты постоянно.

В греческом православии есть огромный плюс перед другими христианскими конфессиями: основной акцент сделан на внутреннее содержание веры. Отсутствие пышности и ослабление внешних ограничений не привели к утрате глубокого внутреннего осмысления веры каждым членом церкви. Единственное, что нужно Господу — человеческое сердце. Греки это хорошо понимают и никогда об этом не забывают.

Греческие святые места


Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон, туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.

Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Солнечная страна пропитана духом Христианства и богато украшена древними храмами и обителями:

    • Метеоры в Фессалийской равнине представляют собой потрясающее зрелище.

      На каменных столпах, вырастающих из земли, устроены монастыри. На этом месте на крутых уступах скал, в недоступных пещерах селились иноки.

      Их стали называть висящими между небом и землей. В 14 веке образовался монастырь на вершине каменной глыбы, за пять столетий их число превысило 20. На сегодня действующими остались шесть: два женских и четыре мужских.

      Сначала насельники поднимались и спускались по веревочным лестницам, путь был опасным и очень тяжелым, затем стали использовать сети, только к середине 20 века были вырублены ступени в скалах.

    • Остров Родос славится своими Святынями. Женщин, желающих стать мамами, привлекает монастырь с образом Божией Матери Цамбики.
    • Остров Корфу хранит мощи Святителя Спиридона Тримифунского. К нему обращаются за помощью в разрешении жилищных вопросов. Раз в шесть месяцев Святителя переодевают, а частицы изношенной одежды раздают верующим.
    • На острове Эвиа покоятся мощи Иоанна Русского.
    • Пещера, где апостол Иоанн Богослов создал Книгу Откровений посещаема паломниками на о. Патмос.
    • В греческой столице немало интересных мест, но одно особо знаменательно, христианская проповедь апостола Павла впервые в Греции, в Афинах зазвучала с горы Ареопаг.
    • Апостол продолжил проповедовать в Коринфе, где своим величием выделяется обитель Дафни.
  • История города Патры связана с жизнью апостола Андрея Первозванного.

    Его честная глава хранится в Соборе, освященном в честь этого Святого.

  • В Салоники паломники едут поклониться мощам Дмитрия Солунского, покровителя воинского дела, чьё житие было первым переведено с греческого на церковно-славянский язык.

Греческая Православная церковь считается крупнейшей в мире, она хранит традиции со времен апостолов, дружелюбно встречая всех желающих прикоснуться к источнику веры.

Старец Паисий, духовно наставлявший многих греков говорил, что жить с Богом, значит жить в раю.

Этот принцип может объяснить жизнелюбие и радушие многих жителей райской страны, пропитанной горячим солнцем, морским воздухом и молитвенным возношением «Кириа Елейсон» ( «Господи помилуй!»), звучащим непрерывно на протяжении веков.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий