Грузия потеряла расположение евросоюза

История

Патруль ОБСЕ недалеко от административной границы Южной Осетии в феврале 2012 года.

После обретения Грузией государственной независимости в 1991 году и особенно с приходом к власти президента Михаила Саакашвили её руководством были чётко определены приоритеты государственной политики, направленные на создание как можно более тесных отношений со странами Запада, в первую очередь с США и Европейским союзом. В своей первой речи перед Европейским парламентом в 2006 году в Страсбурге Саакашвили высказался в пользу вступления своей страны в ЕС

После войны в Южной Осетии (2008) сближение Грузии и ЕС заметно замедлилось. Михаил Саакашвили обвинил Евросоюз в том, что он не воспринимал всерьёз и никак не реагировал на его предупреждения по поводу концентрации российских войск на границах с Грузией. 15 сентября 2008 года Евросоюз принял решение отправить в район вооружённого конфликта с грузинской стороны группу наблюдателей за соблюдением условий перемирия и прекращения огня. Двумя неделями позже началась оперативная фаза «Миссии наблюдателей Европейского союза» (European Union Monitoring Mission, EUMM) в Грузии. На Кавказ были отправлены 200 наблюдателей ЕС из 22 государств сообщества. Несмотря на то, что военный конфликт между Грузией и Россией отодвинул возможное вступление этой страны в Евросоюз в неопределённое будущее, ЕС по-прежнему продолжает укреплять отношения с этим государством. В 2009 году в рамках ЕС была создана программа «Восточное партнёрство», предназначенная для оказания помощи Грузии и пяти другим бывшим советским республикам.

«Европа начинается здесь» — знак в Национальном Музее Грузии в Тбилиси.

В феврале 2014 года было объявлено о предстоящем вступлении Грузии в организацию «Энергетическое объединение» Европы. Целью организации «Энергетическое объединение» является создание конкурентоспособного и прозрачного рынка, который будет опираться на директивы ЕС и принципы Хартии энергетического объединения. Конечной целью организации является эффективная интеграция с энергетическим рынком ЕС.

Политическое устройство

После подписания Лиссабонского договора в 2007 году, политическое устройство ЕС поменялось. Исполнительная, судебная, законодательная власть приобрели ряд дополнительных функций и полномочий.

Исполнительная власть ЕС имеет две составляющие:

  • Европейский Совет;
  • Европейская комиссия.

Законодательная власть представлена:

  • Европейским парламентом;
  • Советом Европейского Союза.

Судебная власть представляет собой систему, состоящую из трех звеньев:

  • Суд Европейского союза;
  • Суд первой инстанции;
  • Специальные судебные палаты.

Европейский союз имеет приоритет перед государствами-членами союза при заключении международных соглашений, касающихся таможенных правил, условий торговой конкуренции, общей торговой политики, денежной политики, защиты окружающей среды и сохранения ресурсов.

Перспективы в политике

Считается, что сейчас ЕС переживает кризис. Последние годы на союз обрушилось множество проблем, которые государства Европы пытались решить совместно. Тяжелыми испытаниями стали украинский кризис и ситуация вокруг Крыма, которые привели к осложнениям отношений с Российской Федерацией и появлению военной напряженности на территориях, расположенных практически в центре Европы.  Также актуальны проблемы государств Северной Африки, Ближнего Востока, которые стали причиной появления сотен тысяч беженцев.

Единство стран, входящих в ЕС, пошатнулось, и стало расти влияние евроскептиков. Особенно сильным ударом стал референдум в Великобритании, который привел к выходу страны из Евросоюза. Но внешние и внутренние политические вызовы множатся, непрерывно тестируют на прочность «европейскую семью». Так ли она цельна и едина в 2020-2019 годах? Скорее всего, только совместные усилия всех членов союза смогут привести к счастливому разрешению всех сложных проблем, возникающих ежедневно перед ЕС.

Основные политические партии

Европартии действуют сразу в нескольких государствах-членах ЕС. Они финансируются из средств Евросоюза и взаимодействуют как с чиновниками Евросоюза, так и с представителями отдельных государств.

Стоит отметить такие партии, как:

  • Европейская партия зеленых (1984);
  • Европейский свободный альянс (1989);
  • Партия европейских социалистов (1992);
  • Партия европейских левых (1998);
  • Европейская демократическая партия (2004).

Остальные политические объединения более молодые, они еще не успели приобрести достаточное политическое влияние.

Право на неучастие в законодательстве ЕС

Территория ЕС на карте мира Европейский союз Отдалённые регионы — принадлежат членам ЕС и входят в него как их части Неевропейские государства и территории — принадлежат членам ЕС, но не входят в него

ФлагСтранаФлагОсобая территорияДата вступления
ФранцияРеюньон25 марта 1957
ФранцияСен-Мартен1 декабря 2009
ФранцияМартиника25 марта 1957
ФранцияМайотта1 января 2014
ФранцияГваделупа25 марта 1957
ФранцияГвиана25 марта 1957
ИспанияСеута1 января 1986
ИспанияКанарские острова1 января 1986
ИспанияМелилья1 января 1986
ПортугалияМадейра1 января 1986
ПортугалияАзорские острова1 января 1986

Отношения ЕС с другими странами

Ответственность за связи с государствами вне ЕС несет человек, занимающий должность Верховного представителя Союза. Сейчас на этом посту находится Федерика Могерини. Многие страны ЕС являются постоянными членами совета безопасности ООН и принимают активнейшее участие в международной политике.

У Евросоюза есть действующие договоры о сотрудничестве, торговле с зарубежными соседями. Алжиру, Марокко, Египту, Ливану, Иордании, Тунису, Турции, Израилю удалось стать хорошими торговыми партнерами Европейского союза.

ЕС активно ведет не только торговую внешнюю политику. Дипломатические представительства Евросоюза работают по всему миру. Они есть в Нью-Йорке, в Африканском союзе и даже в Афганистане.

Градация европейских стран по годам вступления в ЕС

Хорватию удалось сделать самым новым членом Европейского союза. Это случилось в 2013 году. За шесть лет до этого присоединение было успешно завершено Болгарией и Румынией. Они стали частью «пятого расширения», которое началось девятью годами ранее.  Тогда ЕС пополнился Кипром, Мальтой, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, Венгрией, присоединились государства Прибалтики. Количество членов организации значительно увеличилось.

В 1995 странам-основателям удалось привлечь Швецию, Австрию, Финляндию. Получилось объединиться с португальцами и испанцами в восемьдесят шестом. Уговорить Грецию в 1981 году. И приветствовать Великобританию, Данию, Ирландию в 1973.

Послевоенная Европа долго переживала трудности восстановления и взаимного недоверия. Но к 1957 году итальянцы, французы и немцы преодолели противоречия, забыли старые распри и положили начало новой истории Европы.

Люксембургу, Бельгии и Голландии также была отведена важная роль. Именно они стали ядром нового союза, который сложился в 1957 году после подписания в Риме межгосударственного договора. Он ознаменовал создание экономической организации, которая за свою более чем полувековую историю трансформировалось в современный нам Евросоюз. Его символом стал герб, изображающий 12 сверкающих звезд на голубом поле.

Коррупция в ЕС

Коррупция регулярно становится бичом всех крупных государственных образований, если контроль над деятельностью финансовых институтов недостаточен, а управление сложно, даже запутано. Подобные практики взяточничества не только подрывают авторитет демократических институтов, но и создают благоприятную почву для развития организованной преступности.

Согласно докладам различных ведомств ЕС, потери от коррупции 2020 года составили порядка 900 миллиардов евро. Главной проблемой называют недостаточный контроль над соблюдением закона в некоторых государствах- членах союза. Для борьбы с этими явлениями было предложено составить «коррупционный рейтинг» государств ЕС, чтобы он мог влиять на распределение денег Евросоюза.

Кандидаты в ЕС

Особую категорию составляют государства, заявившие о желании вступить в Европейский Союз. Официально просьбы про участие в деятельности ЕС подали 5 государств. Их список:

  1. Турция — с 1987 г.
  2. Македония — с 2004 г.
  3. Черногория — с 2008 г.
  4. Албания — с 2009 г.
  5. Сербия — с 2009 г.

Возможным претендентом на зачисление в интеграционное образование является Босния и Герцеговина, а также Косово. Ассоциативные отношения в 2014 г. были закреплены с рядом государств Восточной Европы и Закавказья (Молдова, Украина, Грузия). В будущем они смогут подавать заявки на членство.

Однако в 2014 г. руководители Евросоюза высказались против проведения интеграционных процессов в ближайшее время. До 2019 года не предусмотрено наращивание европартнёрства.

Из стран-кандидатов реальные шансы на зачисление в евроинтеграционную группировку имеют Македония и Албания. Просьба Турции уже несколько раз отклонялась, в связи с невыполнением ряда необходимых требований. К тому же она имеет существенные отличия в геоположении, этнокультурном и цивилизационном отношениях с остальными участниками ЕС. Удовлетворение заявок Боснии и Герцеговины, а также Косово не представляется возможным из-за их неопределённого международного статуса и существования спорных территориальных вопросов с другими государствами.

В разное время о желании присоединиться к единому европейскому пространству заявляли страны, географически весьма удалённые от Старого Света: Чили, Ливан, Египет, Иордания, Израиль, Мексика, ЮАР. Впрочем, их декларативные обращения не имеют под собой реальных оснований.

Сколько стран-участниц ЕС в 2017 году

Сегодня в состав Европейского союза входит 28 стран, а также ряд автономных областей, находящихся в подчинении основных членов ЕС (Аландские острова, Азорские острова и т. д.). В 2013 году было произведено последнее вхождение в состав Европейского союза, после которого участницей ЕС стала и Хорватия.

Членством Евросоюза обладают следующие государства:

  1. Хорватия;
  2. Нидерланды;
  3. Румыния;
  4. Франция;
  5. Болгария;
  6. Люксембург;
  7. Италия;
  8. Кипр;
  9. Германия;
  10. Эстония;
  11. Бельгия;
  12. Латвия;
  13. Великобритания;
  14. Испания;
  15. Австрия;
  16. Литва;
  17. Ирландия;
  18. Польша;
  19. Греция;
  20. Словения;
  21. Дания;
  22. Словакия;
  23. Швеция;
  24. Мальта;
  25. Финляндия;
  26. Португалия;
  27. Венгрия;
  28. Чехия.

Вступление в ЕС стран, которые вмещает данный список, проходило в несколько этапов. На первом этапе в 1957 году в состав образования вошло 6 европейских государств, в 1973 – три страны, в числе которых и Великобритания, в 1981 году участницей союза стала только Греция, в 1986 – Королевство Испания и Португальская республика, в 1995 – еще три державы (Королевство Швеция, Австрийская республика, Финляндия). Особо плодотворным оказался 2004 год, когда членство ЕС получило 10 европейских стран, в числе которых Венгрия, Кипр и другие экономически развитые государства. Последние расширения, в результате которых количество членов ЕС увеличилось до 28, были осуществлены в 2007 (Румыния, Республика Болгария) и 2013 годах.

Довольно часто у россиян возникает вопрос: «Входит Черногория в Евросоюз или нет?», поскольку валюта страны – евро. Нет, на данный момент государство находится на стадии переговоров по вопросу вхождения.

С другой стороны, существует ряд стран, которые являются членами ЕС, но используемая на их территории валюта не евро (Швеция, Болгария, Румыния и др.) Причина в том, что данные государства не входят в зону евро.

«Школа» Евросоюза

Вот список стран, имеющих договор об ассоциации с Евросоюзом. Европейские страны здесь — кандидаты на вступление в него. Но ассоциация гораздо шире Европы.

СтранаСтолицаЧасть светаГод подписания договораГлава правительства
АлбанияТиранаЕвропа2009Председатель — Эди Рама
АлжирАлжирАфрика2005Премьер-министр — Ахмед Уяхья
Босния и ГерцеговинаСараевоЕвропа2008Председатель — Денис Звиздич
ГрузияТбилисиАзия2014Премьер-министр — Мамука Бахтадзе
ЕгипетКаирАфрика2004Премьер-министр — Шериф Исмаил
ИзраильТель-АвивАзия2000Премьер-министр — Биньямин Нетаньяху
ИорданияАмманАзия2002Премьер-министр — Хани Аль-Мульки
КанадаОттаваАмерика2013Премьер-министр — Джастин Трюдо
КосовоПриштинаЕвропа2015Премьер-министр — Рамуш Харадинай
ЛиванБейрутАзия2006Премьер-министр — Саад Харири
МакедонияСкопьеЕвропа2001Премьер-министр — Зоран Заев
МароккоРабатАфрика2000Премьер-министр — Саад ад-Дин Аль-Османи
МолдавияКишиневЕвропа2014Премьер-министр — Павел Филип
МексикаМехикоАмерика2000Президент — Энрике Пенья Ньето
СербияБелградЕвропы2011Премьер-министр — Ана Брнабич
ТунисТунисАфрика1998Премьер-министр — Юсеф Шахед
ТурцияАнкараЕвропа, Азия1963Президент — Реджеп Тайип Эрдоган
УкраинаКиевЕвропа2014Премьер-министр — Владимир Гройсман
ЧерногорияПодгорицаЕвропа2010Премьер-министр — Душко Маркович
ЧилиСантьягоАмерика2003Президент — Себастьян Пиньера
ЮАРПреторияАфрика2000Президент — Сирил Рамафоса

Вот какие страны входят в «школу» Евросоюза. Ведь чтобы стать его членом, нужно отвечать выдвигаемым требованиям, то есть, по сути, пройти обучение и сдать «экзамены».

Неожиданная помощь

«Россия спасает Италию, помогая итальянцам в беде, а Еврокомиссия выделяет 8 млн на болтологию», — отреагировала на своей странице в Facebook официальный представитель МИД РФ Мария Захарова на новость о том, что в Брюсселе решили выделить деньги на развитие гражданского общества в Грузии.

Как сообщает RT, в распоряжении которого оказался документ, Еврокомиссия объявила тендер в размере €8,2 млн на «укрепление гражданского общества, а также поощрение прав и основных свобод человека в Грузии».

г5

Горожане на одной из улиц в Тбилиси

Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили

По условиям конкурса, гранты выделяются на обеспечение «прозрачности и подотчетности на всех уровнях гражданского общества» и повышение компетентности организаций, входящих в гражданское общество.

Работу собираются осуществлять по пяти направлениям. Первое заключается в «укреплении устойчивости гражданского общества в Грузии», второе — в «содействии формированию благоприятной среды для социального предпринимательства». Помимо этого, планируется также «повысить компетентность местных организаций гражданского общества», а также «укрепить их роль» в борьбе с изменением климата.

На получение гранта могут претендовать НКО, расположенные как в Грузии, так и на территории Европейского союза. Впрочем, Брюссель неоднократно выступал с инициативами, направленными на демократические преобразования в Грузии. Весной 2019 года сообщалось о планах ЕС выделить €2,2 млн на то, чтобы повысить «информированность грузинской аудитории о деятельности Евросоюза на территории страны». Осенью того же года в Европарламенте призывали «по-прежнему предоставлять восточным партнерам достаточное финансирование для поддержания стабильности и строительства демократии в регионе». Речь тогда шла, в частности, о Грузии.

Все эти инициативы осуществляются в рамках проекта «Восточное партнерство». 19 марта Еврокомиссия вместе с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепом Боррелем провели видеоконференцию с представителями стран «Восточного партнерства», чтобы обсудить, как будет развиваться взаимодействие после 2020 года.

г1

Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель

Фото: Global Look Press/ECSTRA via www.imago-images.de

— Восточное партнерство остается важнейшим элементом внешней политики ЕС. Наши предложения, в которых отражены наши общие приоритеты и вызовы, будут способствовать дальнейшему укреплению наших шести стран-партнеров, — заявил Жозеп Боррель.

— Мы будем тесно сотрудничать для решения сегодняшних проблем по всем направлениям, включая продолжающуюся пандемию COVID-19, — вторил ему ему член Еврокомиссии по европейской политике соседства и переговорам о расширении Оливер Вархели.

Стороны планируют провести шестой саммит «Восточного партнерства» (он проходит раз в два года) в июне этого года, а также продолжать осуществлять «20 стратегических целей до 2020 года», которые были намечены еще три года назад.

В частности, ЕС хочет увеличить объемы торговли и углубить экономическую интеграцию со странами постсоветского пространства. В планы входит поддержка малого и среднего бизнеса, помощь молодежи в поиске работы и открытии своего бизнеса. Также планируется «укрепление демократических институтов, верховенства закона, экологической и климатической устойчивости».

Экономика Евросоюза: особенности и принципы функционирования

С момента своего создания Евросоюз превратился из выгодного экономического союза во влиятельное объединение сильных стран.

Функционирование ЕС обеспечивается рядом правительственных структур. Европейский союз имеет собственный парламент, совет, суд, счетную палату, центробанк.

Официально у ЕС нет столицы, но негласно ей
можно назвать Брюссель, где сосредоточено огромное количество всех учреждений.
Значимые союзные структуры расположены также во Франкфурте, Люксембурге,
Страсбурге.

Финансируется ЕС в основном за счет отчислений от ВВП стран-членов в размере 0,7%. Также финансовыми источниками служат импортные сборы, налоги и добровольные взносы третьих стран.

Все члены ЕС равны между собой и имеют номинальную независимость, а все решения принимаются коллективно, есть группа стран, занимающая лидирующее положение.

Порядка 60% всех отчислений в фонд ЕС делается четырьмя странами — Германия, Великобритания, Франция, Италия. Это внушительный взнос учитывая, что общая доля всех прибалтийских стран составляет всего 1%.

Многие члены Европейского Союза получают крупные отчисление из общего фонда на поддержание экономики, воплощения целей ЕС и для экономического развития. Размер оказываемой помощи, как правило, существенно больше, чем размер вкладов.

Практически 86% бюджетных средств ЕС направляются на поддержку и развитие стран. Организация оказывает содействие в улучшении качества образования, развитии технологий, сельского хозяйства и других экономически важных для процветания областях.

Подготовьтесь к членству

«Я призываю Грузию использовать все возможности для приближения к НАТО и подготовке к членству в альянсе. Мы сфокусированы на Черноморском регионе, развиваем наши морские возможности, береговую оборону Грузии, проводим визиты кораблей НАТО в грузинские порты. В наших переговорах мы подчеркиваем стратегическое значение Черноморского региона как для Грузии, так и для государств НАТО» — с таким заявлением выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе после встречи с грузинским премьер-министром Георгием Гахарией.

НАТО пообещало Украине и Грузии членство еще на саммите альянса в Бухаресте весной 2008 года. Однако тогда это решение было очень абстрактным: уточнялось только, что Киев и Тбилиси должны пригласить, когда они «будут соответствовать всем требованиям блока». После этого руководство альянса лишь повторяло эти заявления. «Новое заключается в том, что Грузия и НАТО работают более тесно, чем когда-либо в прошлом (…) Сейчас мы изучаем, какие новые элементы можем добавить в наше военное сотрудничество», — сообщил на этот раз Столтенберг.

«Достойный партнер»: Грузию поторопили с членством в НАТО_2

Грузинский премьер-министр Георгий Гахария и генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг во время переговоров в Брюсселе. 29 сентября 2020 года

Фото: gov.ge

Генсек альянса поблагодарил Тбилиси за отправку военных для участия в миссии Североатлантического альянса в Афганистане, отметив успехи Грузии в реформировании армии, укреплении демократических институтов и гражданского контроля над армией. Столтенберг также добавил, что сейчас стороны работают над тем, как «улучшить эффективность обмена данных с радаров о воздушном трафике в регионе, что хорошо для Грузии и стран альянса». Помимо этого, по его словам, Североатлантический блок и Тбилиси работают «над усилением возможностей по проведению киберопераций», а также проводят совместные учения в регионе.

Так, в начале сентября в пригороде грузинской столицы, на бывшей военной базе Вазиани, прошли пятые по счету многонациональные военные учения с государствами-членами НАТО «Достойный партнер – 2020». В них участвовали военные из США, Великобритании, Франции и Польши. Всего было задействовано 2,7 тыс. солдат и офицеров.

«Достойный партнер»: Грузию поторопили с членством в НАТО_1

Грузинский премьер-министр Георгий Гахария и генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции в Брюсселе. 29 сентября 2020 года

Фото: gov.ge

Военная техника входящих в альянс государств, выгруженная в порту Поти, прошла по стратегически важной автотрассе Поти–Тбилиси–Баку (она связывает Черноморское побережье с Каспийским), в нескольких сотнях метров от границы с Южной Осетией, где стоят российские войска. Министр обороны Ираклий Гарибашвили отметил тогда, что «военное сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном никогда не было столь мощным», а также поблагодарил США за «огромную роль в трансформации сил обороны Грузии»

За месяц до этого премьер Гахария заявлял, что власти страны «намерены непременно довести до конца процесс интеграции Грузии в НАТО», а также что страна «полностью готова к вступлению в НАТО». «Это видят и ценят наши партнеры», — уверял глава грузинского кабмина

Министр обороны Ираклий Гарибашвили отметил тогда, что «военное сотрудничество между Тбилиси и Вашингтоном никогда не было столь мощным», а также поблагодарил США за «огромную роль в трансформации сил обороны Грузии». За месяц до этого премьер Гахария заявлял, что власти страны «намерены непременно довести до конца процесс интеграции Грузии в НАТО», а также что страна «полностью готова к вступлению в НАТО». «Это видят и ценят наши партнеры», — уверял глава грузинского кабмина.

«Достойный партнер»: Грузию поторопили с членством в НАТО_5

Американские солдаты во время прибытия на учения «Достойный партнер – 2020» в аэропорту Тбилиси. Сентябрь 2020 года

Фото: twitter.com

В Тбилиси периодически напоминают альянсу о своей готовности к интеграции в Североатлантический блок. Так, в феврале этого года премьер-министр Грузии написал статью для газеты The Washington Times. В публикации политик отмечал, что «НАТО пора ответить на запрос о вступлении Грузии в альянс». «Руководство альянса неоднократно обещало Грузии полное членство, и мы по-прежнему надеемся, что проблемы на пути нашего вступления в НАТО будут преодолены — и в ближайшее время», — писал он. Одним из главных аргументов в пользу этого решения Гахария называл тот факт, что Тбилиси «вносит огромный вклад в трансатлантический альянс» и «жизненно необходим для обеспечения геополитической безопасности Черного моря».

Страны-участники ЕС

Евросоюз начал свою деятельность в 50-х годах 20 века. На сегодня организация объединяет 28 стран-участниц западной и центральной Европы. Ежегодно прослеживается заинтересованность Евросоюзом, а соответственно, процесс расширения не стоит на месте. Однако и спорные ситуации не обходят союз стороной, есть определенные недовольства единой политикой и экономическими проблемами.

Страны, которые входят в Евросоюз:

СтранаГод вступления
Франция1957
Нидерланды1957
Люксембург1957
Италия1957
Германия1957
Бельгия1957
Великобритания1973
Ирландия1973
Дания1973
Греция1981
Испания1986
Португалия1986
Австрия1995
Финляндия1995
Швеция1995
Чехия2004
Эстония2004
Польша2004
Словакия2004
Словения2004
Мальта2004
Литва2004
Латвия2004
Кипр2004
Венгрия2004
Болгария2007
Румыния2007
Хорватия2013

Для всех стран Евросоюза действует единый рынок. Валюта Евросоюза (евро) используется в 17 странах, создавая тем самым еврозону. Кроме того, эти страны обладают правом выпуска монет и банкнот евро.

Как серьезная и масштабная организация, Евросоюз имеет определенные институты:

  1. Европейский совет — им определяется основная политическая линия развития ЕС. Во главе Европейского совета стоит председатель, избираемый главами государств на срок 2,5 года.
  2. Совет Евросоюза — чаще всего включает министров иностранных дел, либо же соответствующих должностных лиц при возникновении каких-либо отраслевых вопросов. Занимается вопросами по всем направлениям деятельности.
  3. Европейская комиссия — руководит единой политикой ЕС, своего рода правительство. Занимается законодательной и нормативной документацией, а также ее соблюдением.
  4. Европейский суд — формирует европейское права, контролирует его верное толкования. Кроме того, рассматриваются дела физических и юридических лиц, проводятся проверки отчетов о доходах и расходах ЕС.
  5. Европейский центральный банк — управление резервами Европейской системы Центральных Банков, устанавливает валютную политику ЕС, а также определяет ключевые процентные ставки.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году — вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт — создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Вступление в ЕС

Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии»

Особое внимание уделяется таким вопросам:

  1. Принципы демократии.
  2. Права человека.
  3. Развитие конкурентоспособности экономики.

После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

Членство в ЕС для любой страны — престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты — все это привилегии членов Евросоюза.

Выборы в Южной Осетии

— Вернемся на постсоветское пространство. В апреле пройдут президентские выборы в Южной Осетии. Будет ли участвовать в них экс-президент Эдуард Кокойты?

— Ему не дали участвовать в предвыборной гонке. Есть ценз оседлости, введенный самим же Кокойты. Он вводил его в свое время для тех, кто мог бы быть его конкурентом. Например, Джамболат Тедеев, главный тренер сборной России по вольной борьбе, Альберт Джуссоев, известный бизнесмен, который много сделал для Южной Осетии. Для них был введен ценз оседлости, а сейчас он обернулся против самого Кокойты. Если бы он подумал об этом раньше, то мог бы пролоббировать через своих партнеров в Южной Осетии корректировку или отмену этого ценза. Но вплоть до конца осени этого не было, а потом уже стало поздно.

— Будет ли еще кто-то участвовать в выборах, кроме нынешнего президента Леонида Тибилова и председателя парламента Анатолия Бибилова?

— Алан Гаглоев. Это сотрудник местного КГБ, довольно молодой человек. Раньше он не был ничем знаменит. Видимо, это техническая фигура, потому что власть боится, что может проиграть даже в первом туре. Чтобы было хотя бы два тура, она пытается ввести такую фигуру. Чтобы потом натянуть и выиграть.

— Изменится ли что-то в политике Южной Осетии в зависимости от победы того или иного кандидата?

— Нет. Там нет никакой разницы в идеологии, у Тибилова и Бибилова она одинаковая.


Беседовала Юлия Рулева

«Советским духом пахнет»

Авторы законопроекта — председатель парламента Грузии Арчил Талаквадзе, депутаты Эка Беселия, Мамука Мдинарадзе, Георгий Хатидзе, Отар Данелия, Георгий Вольский, Кахабер Кучава и Звиад Квачантирадзе. Целью разработки документа они назвали «усиление превенционного механизма в рамках имеющихся ресурсов, чтобы сократить отток в страны Евросоюза/Шенгенской зоны тех граждан, которые недобросовестно пользуются возможностью безвизового путешествия».

Дух изгнанья

Заседание парламента Грузии

Фото: РИА Новости/Александр Имедашвили

«Вышеуказанные страны в рамках консультаций с правительственными структурами Грузии открыто фиксируют целесообразность проведения правительством Грузии определенных мероприятий для сокращения потока граждан Грузии, недобросовестно пользующихся возможностью безвизового путешествия», — говорится в разъяснении к законопроекту.

Проект поправок еще в процессе обсуждения заслужил критику со стороны парламентской оппозиции. Члены «Национального движения» и «Европейской Грузии» обвиняли правящую партию в дискриминационном отношении к собственному населению и попытке возвести между Грузией и Евросоюзом своеобразный «железный занавес». Соответственно, в голосовании по законопроекту участия не принимали. А после его окончательного утверждения заявили, что от этого закона веет «советским духом».

Так, председатель фракции «Национальное движение» парламента Грузии Роман Гоциридзе предполагает, что власти Грузии будут применять новый закон выборочно и предоставят государственным чиновникам право решать, кого выпустят за границу, а кого нет.

Аналогичную оценку дают законодательным поправкам в отколовшейся от «Национального движения» партии «Европейская Грузия». По мнению депутата от «Европейской Грузии» Георгия Канделаки, правящая партия «Грузинская мечта» во всем привыкла «пересаливать». Он признает, что страны Евросоюза неоднократно выражали беспокойство по поводу роста мигрантов из Грузии, но закон не регулирует главного — причины, из-за которой люди покидают родину, а потому решением проблемы стать не может.

Дух изгнанья

Фото: ТАСС/EPA/ZURAB KURTSIKIDZE

«Главное — это то, почему уезжают эти люди. А уезжают они из-за крайней нищеты и роста нуждающихся. Лекарство от всего этого — ликвидация нищеты. Нужно сделать так, чтобы люди жили лучше. Тогда и желание уехать отсюда будет возникать у меньшего числа наших граждан», — заявил журналистам Канделаки. Интересно, что обе партии в свое время находились у власти, но за девять лет управления страной так и не справились с проблемой нищеты.

Принципы работы Еврозоны

Современная конструкция Евросоюза основана на соглашении, разработанном в 1992 г. в голландском городе Маастрихте. Его главные параметры таковы:

  • формирование международного объединения с общими установками в сфере экономики, политики и валютных отношений;
  • развитие общего рынка товаров и услуг, обеспечивающегося беспрепятственным движением продуктов производства;
  • координация совместных усилий в природоохранительной области;
  • совместная борьба с преступностью.

Договор вступил в действие 1 ноября. Его реальными последствиями стало учреждение единой для стран валюты-евро и создание безвизового перемещения (Шенгенская зона).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий