Храм Абу-Симбел — неофициальное Чудо света в Египте

Храм Абу-Симбел — неофициальное Чудо света в Египте

К югу от египетского города Асуан, в нескольких десятках километров от границы с Суданом, расположен памятник древности, уникальность которого неоспорима. Это комплекс из высеченных в скале двух древнеегипетских храмов Абу-Сибел. Сегодня они расположены на берегу огромного искусственного озера Насера, образовавшегося в результате строительства во второй половине прошлого столетия знаменитой своей масштабностью Асуанской плотины. Для Египта это была стройка века, которая включала и масштабные, единственные в истории «переселения» памятников древности на безопасное от воды место. Они демонтировались камень за камнем и осторожно перевозились на более высокое место. Самым крупным из перемещенных древностей был комплекс Абу-Симбел.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История открытия

Сейчас никто не берется утверждать, по каким причинам многие века эти древние постройки были засыпаны песком, и долгое время были скрыты от глаз человечества. История открытия этих храмов случайна и относится к началу XIX столетия. Это была обыкновенная прогулка швейцарского путешественника и востоковеда Иоганна Буркхардта. Он бродил по песчаным ложбинам левобережья Нила, когда неожиданно увидел фрагменты огромных статуй, расположенных друг от друга на расстоянии 200 метров. В тот момент можно было понять, что они огромны, но определить позу статуй, стоят они или сидят, было нереально. С этого момента долгие годы различными экспедициями проводились археологические работы. И только к концу XIX века о найденных древностях Абу-Симбела узнали во всем мире.

Строительство и архитектура

Трудами историков сегодня известна хроника строительства этого комплекса. Относится оно к концу эпохи Нового Царства. Городок Абу-Симбел и храмы, построенные в округе, стали безмолвными очевидцами периода упадка культуры Древнего Египта. В XIII веке, в ознаменование победы при Кадеше над хеттами, египетский правитель Рамсес II Великий приказывает вырубить в песчаной скале два храма. Первый посвящен самому правителю – Большой Храм Рамсеса II, а второй – богине Хатор, образ которой он связывал со своей женой-красавицей Нефертари.

Вход в Большой храм выстроен не в традициях египетских сооружений-святилищ. Здесь отсутствует наос – специальное помещение, предназначенное для скульптурного изваяния Божества. А скульптуры Богов встречают посетителей сразу, с внешней стороны святилища. Двадцатиметровые статуи изображают самого Рамсеса II, восседающего на троне спиной к храму в окружении Богов: Ра-Гора, Амона-Ра и Птаха. Облаченные в церемониальные одежды с двойной короной на головах, они символизируют власть над всем могущественным государством Верхнего и Нижнего Египта. У подножия гигантов контрастируют по размерам изображения членов семьи правителя: мать, жена и дети фараона.

Из яркого, освещенного солнцем дня посетители попадают в полумрак внутренних залов, что создает ощущение кротости и повиновения. Внутренний план святилища состоит из четырех помещений, последовательно расположенных друг за другом. Первый зал доступен был для посещения простыми египтянами, второй – для знати, третий – для жрецов, а в последний мог входить только сам фараон со свитой. Залы наполняют скульптурные изваяния фараона в образе Осириса, а стены расписаны батальными сценами походов Рамсеса Великого. Всё подчинено одной цели – обожествление и возвеличивание самого фараона.

Статуи-гиганты главного фасада храма были всегда видны издалека. Первые лучи солнечного света окрашивали фигуры колоссов в ярко-бурый цвет, и на фоне собственных черных гигантских теней, они выглядели устрашающе величественно.

Легенды

История главного храма комплекса Абу-Симбел окутана легендами и интересна своими оптическими неожиданностями. Экскурсоводы всегда рассказывают посетителям историю о «плачущих изваяниях». Говорят, что по сей день гиганты у входа в храм на рассвете издают звуки, напоминающие стон. В народе это считалось плачем по своим сыновьям. Ученые же нашли этому явлению вполне научное объяснение. С восходом солнца разница температур воздуха и песчаника резко увеличивается, и движение породы в трещинах происходит со странными звуками, похожими на скрежет. Но легенды позволяют изваяниям придать человеческий облик, а осознавать, что даже Божества могут плакать, куда понятнее простому человеку.

Самое удивительное, что особо привлекает паломников в Абу-Симбел, — это оптический эффект, происходящий в Большом храме, во время передвижения солнечного светила. Инженерная конструкция святилища продумана таким образом, что только два раза в год, в феврале и в октябре, солнечные лучи проникают внутрь храма. Продвигаясь по анфиладе залов, солнечный свет проникает в самый дальний зал, где заливает сиянием лицо статуи Рамсеса, оставляя во мраке статую Птаха, властелина подземного царства. Именно в эти дни наплыв посетителей храма возрастает в разы.

Буквально в 100 метрах от храма Рамсеса расположен Малый храм. Его возведение было посвящено богине Хатор – мифологическому божеству неба, женственности и веселья, олицетворяющей образ супруги фараона Нефертари. Скромность и меньшая масштабность, по сравнению с главным сооружением, нисколько не умаляют интереса к нему. Здесь фасад представляют шесть огромных статуй в полный рост, а расположение их в огромных нишах и игра света и тени придают им большую монументальность. Минуя вход, посетители попадают в темный колонный зал, ведущий к святилищу. В святая святых хранится изваяние священной коровы – образ богини Хатор. Перед статуей изображение Рамсеса Великого. Такое расположение образов символизировало защиту и покровительство богини для правителя.

Говоря о сегодняшнем историческом комплексе Абу-Симбел, нельзя не сказать о том, что он является и памятником невообразимых усилий, предпринятых для его спасения волонтерами из многих стран. Миллионы путешественников сегодня имеют возможность прикоснуться к еще одному артефакту древней цивилизации Египта. А учитывая удаленность расположения храмов от Каира (более 1200 км), понять и оценить мощь и размеры древней империи.

Как добраться

Раньше в Нубийский район Египта можно было добраться только самолетом (до ближайшего города Асуан). Но сегодня сюда регулярно приезжают экскурсионные автобусы, сменяя друг за другом группы туристов. Для путешественников, планирующих свою поездку самостоятельно, разумнее будет приехать на один-два дня в Асуан. Из Асуана поездка в Абу-Симбел будет менее утомительной. Преодолеть нужно будет около 250 км. И в этом случае появиться возможность увидеть своими глазами и знаменитую Асуанскую плотину с красивейшим водохранилищем, посетить остров Филе, остров-сад Китченера, храм Калабша, построенный в I веке до н.э. и мавзолей Ага-Хана.

Если вы до сих пор не смогли определиться, что выбрать: Египет или Турция, рекомендуем прочитать нашу статью.

Храм Абу-Симбел — символ Египта

В глубине нубийской пустыни, на берегу озера Насер стоят, вырубленные в скале, величественные храмы Абу-Симбела — свидетельства победы фараона Рамзеса II над хеттами и его необыкновенной любви к своей единственной жене — красавице Нефертари.

Два раза в год, 21 марта (в день рождения фараона) и 21 сентября (в день его коронации), в 5 часов 58 минут луч восходящего солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, проникает сквозь все комнаты храма и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамзеса II.

На несколько минут луч света задерживается на лице Рамзеса II, и фараон, по признанию туристов, начинает “улыбаться”. Потом луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен тот факт, что свет никогда не попадает на Птаха. Ведь Птах — владыка подземного мира и солнце ему ни к чему, он должен вечно пребывать во тьме.

По значимости Абу-Симбел соперничает с Александрийским маяком.

В эти дни у храма Абу-Симбел собирается до 5 тысяч человек, чтобы собственными глазами увидеть удивительный оптический эффект, полученный в результате точнейших расчётов древнеегипетских звездочётов и жрецов, спроектировавших 33 века тому назад храм таким образом, что луч солнца светит точно в глаз фараону. Остальное время года фараон “прячется” от мирской суеты в тёмном храме, вход в который охраняют четыре 20-метровые каменные фигуры — боги Амон, Ра, Птах и сам Рамзес.

Храмы Абу-Симбел уступают пирамидам по древности, но по интересу со стороны туристов — нисколько. Ансамбль Абу Симбела образуют два сооружения: Большой храм, посвященный самому фараону Рамзесу II и трем богам: Амону, Ра-Хорахте и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса II Нефертари-Меренмут. Примечательно, что лица статуй богов копируют изображения лиц царственной семьи.

Несмотря на то, что Большой храм, помимо обожествленного фараона Рамзеса, был посвящен еще трем богам, вся идея сооружения — возвеличивание Рамзеса II. Это особенно подчеркивает фасад храма, вырубленный в скальном массиве в виде традиционного пилона — только невообразимых размеров, где вход в святилище обрамляют четыре исполинские, двадцатиметровой высоты фигуры Рамзеса II.

Мастерам удалось при этих масштабах статуй сидящего фараона, высеченных из твердого песчаника, сохранить портретное сходство. Поражает и восхищает сама техника изготовления фигур таких масштабов. Ведь изготовить их можно было, только в совершенстве владея системой пропорций, устанавливающей точные соотношения между размерами фигуры и каждой из ее частей.

Громадные статуи Рамзеса II были издалека видны всем плывущим по Нилу. А когда над горизонтом появлялись первые лучи солнца, колоссы окрашивались в темно-красный цвет, резко выделяясь на фоне иссиня-черных отбрасываемых ими теней.

Рамзес, постоянно заботясь о собственном прославлении, приказал построить рядом со своим шедевром храм, гораздо меньших размеров (длиной не более 10 м), посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамзеса II удостоилась этой чести.

Малый храм Абу-Симбела находится в сотне метров к северу от большого и посвящен богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Он намного проще и скромнее, чем Большой, и состоит из высеченных в скалах колонного зала и святилища с тремя нишами. Фасад Малого храма украшают шесть фигур, выполненных в полный рост. Между статуями фараона Рамзеса II здесь помещены статуи его супруги Нефертари-Меренмут.

Скульптуры стоят в глубоких затененных нишах, благодаря чему в лучах солнца создается игра света и тени, усиливающая впечатление от этих монументальных фигур. На одной из колонн Малого храма высечена надпись: “Рамзес, сильный правдой, любимец Амона, создал этой божественное жилище для своей возлюбленной супруги Нефертари”. В святилище Малого храма, в центральной нише, стояла статуя священной коровы, в образе которой почиталась богиня Хатор. Перед ней был изображен фараон Рамзес II, находившийся как бы под защитой богини.

Абу-Симбел и его переезд

Абу-Симбел, фото которого здесь представлены, вероятно, самый исследованный памятник Древнего Египта. Дело в том, что в конце 1950-х годов, во время строительства Асуанской гидроэлектростанции, Абу-Симбел оказался на территории будущего водохранилища, и ему грозило полное затопление. Разрабатывались различные проекты спасения всемирно известного памятника, включая создание подводного стеклянного купола над храмом.

Но в результате решили разобрать все сооружения комплекса и перенести их на более высокое место. Спасение Абу-Симбела — самый дорогой проект ЮНЕСКО. Эта беспримерная акция была осуществлена за четыре года, и в ней приняли участие специалисты из пятидесяти стран мира.

Храмы были распилены на 1036 блоков, каждый весом от 5 до 20 тонн, пронумерованы, перевезены и собраны на новом месте на 90 м выше прежнего уровня. Также сюда перевезли 1112 блоков, вырезанных из скал, окружавших храмы. В блоки, просверлив отверстия, закачали смолистый состав для укрепления структуры камня. Храмы накрыли полым железобетонным колпаком, а сверху насыпали холм. Сделано это так искусно, что кажется — храмы были здесь всегда. Операция по перемещению храмов длилась 3 года (с 1965 по 68 гг.) и обошлась в 42 млн. долларов.

Исследователи, изучая памятник во время этих работ, были поражены огромным объемом знаний, которые использовали древнеегипетские мастера для создания столь грандиозного сооружения.

Эксперты ЮНЕСКО заключили, что линии фасадов Большого и Малого храмов шли параллельно трещинам в скальном грунте и тем самым твердые горные породы служили естественной опорой гигантских статуй. При сооружении пещерного храма зодчие учли природные свойства грунта — слои песчаника в нем скреплялись окисью железа, вследствие чего пласты почти не были подвержены разрушению. Вдобавок, окись железа обогащала палитру камня, придавая песчанику самые разнообразные оттенки.

Большой храм Абу-Симбел после передвижки на новое место был воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы.

Источники:
http://chydesa-mira.ru/hram-aby-simbel/
http://guruturizma.ru/xram-krys-shri-karni-mata-v-indii/

Ссылка на основную публикацию