В госдуму внесли законопроект о возможности признания иноагентами физических лиц

Таблица 1. Граждане каких государств вправе въезжать в Россию в безвизовом порядке

   Государства, граждане которых     вправе въезжать на территорию            России без виз          
     Нормативно-правовой документ     
                 1                
                   2                  
                          Ближнее зарубежье <*>
Украина                           
Соглашение между Правительствами      Российской Федерации и Украины о      безвизовых поездках граждан от        16.01.1997                            
Беларусь                          Казахстан                         Кыргызстан                        Таджикистан                       
Соглашение между Правительствами      Республики Беларусь, Республики       Казахстан, Республики Кыргызстан,     Российской Федерации и Республики     Таджикистан о взаимных безвизовых     поездках граждан от 30.11.2000        (ратифицировано Федеральным закономот 07.08.2001 N 114-ФЗ)               
Молдова                           
Соглашение между Правительствами      Российской Федерации и Республики     Молдова о взаимных безвизовых         поездках граждан от 30.11.2000        
Узбекистан                        
Соглашение между Правительствами      Российской Федерации и Республики     Узбекистан о взаимных безвизовых      поездках граждан от 30.11.2000        
Армения                           
Соглашение между Правительствами      Российской Федерации и Республики     Армения о взаимных безвизовых         поездках граждан от 25.09.2000        
Азербайджан                       
Соглашение между Правительствами      Российской Федерации и АзербайджанскойРеспублики о безвизовых поездках      граждан от 03.07.1997                 
                            Дальнее зарубежье                            
Прочие иностранные государства,   граждане которых вправе въезжать  в Российскую Федерацию без        оформления виз по дипломатическим,служебным (официальным,           специальным), общегражданским     паспортам                         
Письмо МИД России от 27.09.2006       N 32253/19 <**>

Обратите внимание: страны Прибалтики (Латвия, Литва, Эстония), Грузия и Туркмения соглашений с Россией о взаимных безвизовых поездках граждан не заключили. В Письме приведен перечень стран и оговорен режим въезда их граждан на территорию Российской Федерации. Заметим, что работодателю проще привлечь иностранных работников из безвизовых стран, чем из визовых

Причем не только с точки зрения более упрощенного порядка их оформления на работу, но и по причине отсутствия ряда расходов, связанных с этим оформлением

Заметим, что работодателю проще привлечь иностранных работников из безвизовых стран, чем из визовых. Причем не только с точки зрения более упрощенного порядка их оформления на работу, но и по причине отсутствия ряда расходов, связанных с этим оформлением <4>.

<4> Более подробно мы расскажем об этом в следующих номерах журнала «Зарплата». — Примеч. ред.

Правовое положение беженцев и переселенцев

Еще одной категорией неграждан являются беженцы. Данный гуманитарный статус предоставляется им в соответствии с , согласно которому претендовать на этот статус могут иностранцы и апатриды, если есть обоснованные опасения полагать, что на территории страны их гражданской принадлежности или проживания они могут стать жертвой преследований по расовым, этническим, религиозным, национальным, социальным и иным мотивам.

Оформив данный статус в России и получив соответствующее , его обладатель имеет право:

  • ;
  • на размещение в центре временного пребывания с питанием и бытовыми услугами;
  • на финансовую и натуральную помощь, предусмотренную законодательством;
  • на осуществление хозяйственной и трудовой деятельности без специального разрешения;
  • на беспрепятственный выезд из России и др.

Данный гуманитарный статус следует отличать от статуса вынужденного переселенца. Так, последние, в отличие от беженцев, как правило, граждане РФ, переселяющиеся внутри страны или приехавшие в Россию из-за преследований за рубежом.

Читайте больше о том, .

Административно-правовой статус вынужденных переселенцев

Вынужденный переселенец – гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Права лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;
  • при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • на получение содействия в обеспечении его проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством РФ. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до 18 лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Обязанности лица, признанного вынужденным переселенцем:

  • соблюдать Конституцию и законы;
  • соблюдать установленный порядок проживания в центре временного размещения вынужденных переселенцев и жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;
  • при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы;
  • проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.

показать содержание

Часть 1. Основные понятия. Оформление на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ.

Принимая на работу иностранного гражданина следует руководствоваться положениями Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон N 115-ФЗ), и принятых в соответствии с ними иными специальными нормативно правовыми актами. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Основные понятия применяемые в этой статье

иностранный гражданин
физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. В целях Федерального закона (Закон N 115-ФЗ) понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан;
лицо без гражданства
физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;
разрешение на временное проживание
подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа;
законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин
лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;
временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин
лицо, получившее разрешение на временное проживание;
трудовая деятельность иностранного гражданина
работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);
иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы
иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство);
иностранный работник
иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность

Иностранные граждане, временно и постоянно проживающие в РФ не являются иностранными работниками (согласно понятиям, данным в абз. 14 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). На временно и постоянно проживающих в РФ иностранных граждан ограничения в привлечении к трудовой деятельности (к примеру: допустимые доли иностранных работников, используемых в сфере розничной торговли и в области спорта на территории РФ) и определенные требования, действующие в отношении иностранных работников не распространяются.
С января 2013 года для иностранных граждан временно проживающих в РФ (как и постоянно проживающему), для осуществления трудовой деятельности не требуется разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Так же работодателю не требуется получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников.
В отношении граждан Белоруссии и Казахстана не применяется порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Разновидности правовых режимов

Правовые режимы иностранных физических и юридических лиц в РФ традиционно формулируются в международных договорах, заключенных государством. В качестве базовых режимов обычно используются национальный режим и режим наибольшего благоприятствования.

Режим наибольшего благоприятствования, зафиксированный Россией посредством заключения двустороннего международного договора или соглашения, обязывает предоставить юрлицам и гражданам другой страны не менее благоприятные льготы, привилегии, права и преимущества, чем те, которые Россия предоставляет представителям третьих стран. Это, в частности, касается и таможенного режима, налогообложения, правил оформления и иных формальностей.

При действии национального правового режима Россия обязуется предоставить юридическим лицам и гражданам иностранного государства тот объем прав и свобод, которыми пользуются российские граждане и компании.

Тем, кто осуществляет сопровождение иностранной компании в России, нужно учитывать, что нормы, определяющие конкретный правовой режим для представителей других государств, могут содержать не только базовые принципы, но и иные вопросы, связанные с деятельностью иностранных компаний. В частности, порядок разрешения споров, выплаты компенсаций, возмещения ущерба, порядка совершения транзакций и т. д.

При этом, согласно ст. 4 ФЗ «Об иностранных инвестициях», правовой режим для иностранных инвесторов не может быть менее благоприятным, чем режим для российских инвесторов, за исключением изъятий, предусмотренных законом. Исходя из смысла статей 29, 33 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», в отношении товаров и услуг устанавливается национальный правовой режим, препятствующий созданию условий, менее благоприятных, чем для российских товаров и услуг.

Правила въезда и выезда

Правила, по которым и иностранный гражданин, и лицо без гражданства посещают или покидают страну, установлены положениями » от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ. Согласно ст. 24 данного нормативного акта, условия въезда/выезда зависят от категории иностранца и апатрида, к которой они относятся. В общих случаях для посещения России и выезда из нее указанным лицам необходим , а также российская виза. Обладатели РВП представляют на границе схожий пакет документов, а вот владельцы ВНЖ могут въезжать уже без визы. Примечательно, что ВНЖ для апатридов является удостоверяющим их личность документом, а поэтому они могут въезжать/выезжать в/из РФ лишь на его основании.

Согласно ст. 25 вышеуказанного закона, для получения визы иностранцам и апатридам требуется приглашение, которое могут оформить:

  • органы государственной власти;
  • дипломатические ведомства;
  • международные и российские организации;
  • граждане РФ и иностранцы, проживающие в РФ;
  • юридические лица, осуществляющие хоздеятельность и состоящие на учете в органах исполнительной власти и др.

Виза имеет установленную форму и может быть одно-, много- или двукратной – от этого зависит количество пересечений границы, на которое может претендовать иностранец. В зависимости от целей пребывания лицо может оформить разные формы визы: дипломатическую, служебную, туристическую, учебную и т.д.

При пересечении границы иностранцы, согласно ст. 25.9 закона, обязаны заполнять .

Ознакомьтесь более детально с информацией о .

Правовой статус иностранных компаний

Правовой статус любого субъекта определяется его правовым положением на конкретной территории и в сфере деятельности. Таким образом, правовое регулирование статуса иностранной компании осуществляется как отечественным, так и зарубежным законодательством. Исходя из этого, все иностранные компании обладают правовым статусом, который позволяет им заключать сделки, совершать финансовые и иные операции, выступать в суде, выдавать доверенности и т.д.

Вместе с этим законодательство предусматривает некоторые условия для допуска иностранных организаций к работе в России. В частности, ст. 21 ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» требует от иностранных компаний обязательной государственной аккредитации, при помощи которой осуществляется государственный контроль.

Правовой статус иностранной организации в качестве юридического лица признается, согласно приказу ФНС от 22.12.14 № ММВ-7-14/668 , налоговыми органами РФ, которые и проводят аккредитацию. Аккредитацию можно рассматривать в качестве некоего процесса легализации.

Таким образом, иностранным компаниям не требуется регистрироваться второй раз, они лишь вносятся в специальный государственный реестр и могут действовать на территории РФ в качестве филиалов и представительств зарубежной компании.

Реадмиссия иностранного гражданина

Реадмиссия иностранных граждан позволяет регулировать миграционные потоки и снижает риск опасности для общества. Что она собой представляет, что в себя включает и чем отличается от депортации? Об этом расскажем далее.

Что такое реадмиссия

Реадмиссия считается процедурой по возвращению человека, подлежащего депортации из места нахождения в место его конечного местонахождения, если он не является полноценным гражданином. Главный момент процесса — обеспечение защиты интересов страны с человеком и процесс обеспечения привилегий тех, кто подвергается принудительной высылки.

Реадмиссия, отличаясь от иных способов выдворения из государства, — это обоюдный процесс двух сторон. Это своеобразное соглашение между странами, в котором непременно вписываются пункты по перемещению мигранта. К примеру, РФ создала такие документальные соглашения с тридцатью странами бывшего СССР и евросоюзными государствами.

По законам РФ реадмиссии подлежат люди:

  • осуществляющие незаконную трудовую деятельность;
  • нелегально проникшие на территорию страны;
  • использовавшие поддельные документы;
  • находящиеся на территории государства после того, как закончилось действие их визы.

Процедура реадмиссии

Реадмиссия — сложная юридическая процедура, в которой участвуют юридические агенты и мигранты. Ее можно представить в виде блока-схемы. Она состоит из составлении ходатайства, обработки поступивших документов по ходатайству. В зависимости от того, является ли человек гражданином страны или иностранцем, выясняется наличие или отсутствие необходимой документации и происходит высылка лица.

Процедура для нелегала лучше, поскольку ему приходится недолго находиться на территории, которую ему нужно покинуть. Достаточно стремительно составляется ходатайство о принудительном выдворении человека, и собираются соответствующие доказательства, свидетельствующие о нарушении условий миграции. Поэтому человек быстро попадает обратно на родину.

Процедура длится быстрее, если нелегала поймали на приграничной местности сотрудники ФМС. В целом, она продолжается быстрее и безопаснее, чем депортация.

Реадмиссия и депортация: отличия

Отличия реадмиссии от депортации на лицо:

  1. При депортации человек попадает в то государство, где он числится как гражданин, а при реадмиссии — туда, где он последний раз был.
  2. При реадмиссии составляется письменное соглашение, тем самым, гарантируются права человека. Однако при реадмиссии нельзя оспорить решение в суде, что можно сделать при депортации.
  3. При реадмиссии задействована принимающая и передающая сторона, тем самым, гарантируются интересы человека. К тому же, эта процедура занимает меньше времени из-за отсутствия надобности ждать решения от места, где прописан человек, и менее затратная для государства, поскольку не нужно держать человека и предоставлять ему временное жилье.

Когда реадмиссия может быть отменена или отсрочена

Есть моменты, когда процедура по высылке может быть отменена или отсрочена. Отсрочка при соответствующем подтверждении документами предоставляется:

  • тяжелобольным лицам, которые могут пострадать во время высылки или скончаться;
  • иностранным гражданам с тяжелобольным или умирающим близким родственником;
  • человеку, который подал ходатайство о предоставлении ему статуса беженца;
  • лицу, который арестован или участвует в следствии или суде.

Отмена реадмиссии происходит в том случае, если человек:

  • погиб;
  • пропал без вести;
  • получил статус беженца или приобрел долговременное жилье согласно своему статусу;
  • самостоятельно уехал из страны.

Интересно, что ряд некоторых страны отказывается от заключения соглашения принудительного отправления, чтобы повысить число собственных граждан в иных странах. К примеру, такая политика активно практикуется на территории Китая и вне его пределах. Посольство умышленным образом не выдает гражданам документы, по которым они могли бы вернуться обратно.

Вывод

Реадмиссия — взаимосоглашение между государствами по принудительной высылке человека. В отличие от депортации, подлежащего к высылке гражданина, отправляют на последнее место его пребывания, а не на территорию, где он прописан, что облегчает процесс высылки и делает его быстрым и незатратным для государства, из которого его должны выслать.

Правовой статус ЛБГ в России

В целях регулирования правового статуса апатридов на территории России, ФЗ № 115 «О правовом положении иностранцев в РФ» приравнивает их к иностранным гражданам. Поэтому признание лицом без гражданства на территории РФ предоставляет такому человеку полный объем правомочий, гарантированных законом для граждан других государств. Проще говоря, иностранцы и ЛБГ по российскому законодательству равны, что разрушает стереотип о том, что лица без гражданства – это бесправные субъекты, лишенные возможности реализовать свои свободы.

В России апатридам гарантирован легальный статус, что значит: лицо без гражданства может законно не только временно пребывать, но и постоянно проживать на территории РФ. Обязательное условие для этого – получение соответствующего статуса и подтверждающего его документа (визы, разрешения на временное пребывание или вида на жительство). Более того, после прохождения всех этапов легализации, включающих длительное проживание, сдачу теста на знание языка и ряд других аспектов, тот, кто считается апатридом, может оформить российское гражданство.

Рекомендуем узнать все подробности о совокупности факторов, которые представляют административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Права и обязанности апатридов в России

Проще говоря, все, кто подпадают под понятие ЛБГ, обладают тем же объемом прав и обязанностей, что и граждане России, за исключением:

  • политических и избирательных прав, то есть апатрид не имеет права участвовать в выборах;
  • возможности занимать государственные должности и работать на государственной службе;
  • возможности иметь в собственности отдельные виды недвижимого имущества, например, земли в приграничных территориях;
  • необходимости нести военную службу.

Все это стоит учитывать, перед тем, как получить статус апатрида. Однако в остальном права лиц без гражданства идентичны правам и обязанностям граждан России. С другой стороны, на них возлагаются некоторые дополнительные обязанности, связанные с их статусом.

Однако как только они оформят вид на жительство, необходимости в таком уведомлении уже не будет.

Документы апатридов

Ошибочно считать, что апатриду не требуется удостоверение личности. Без него ЛБГ даже теоретически не имеет шансов легально попасть на территорию России, как и находиться в стране на законных основаниях. Если ему это все же удалось, без удостоверения личности такое лицо будет находиться в бесправном положении. Фактически отсутствие документов лишает вообще какого-либо статуса и парализует процесс реализации общегражданских прав и свобод.

  • документ иностранного государства, признанный в качестве удостоверяющего личность ЛБГ в соответствии с международным договором;
  • разрешение на временное проживание (РВП);
  • вид на жительство (ВНЖ);
  • иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с отечественным законодательством или международным договором.

Социальные гарантии

Так как апатриды обладают практически полным спектром прав, гарантированных российским гражданам, на них автоматически распространяются и предоставляемые государством социальные гарантии.

Таким образом, если апатрид имеет постоянное место жительства в России, он имеет полное право получать:

  • социальное, пенсионное и иное обеспечение в соответствии с Конституцией;
  • образование и обучение в общеобразовательных и высших учебных заведениях для своих детей;
  • бесплатную медицинскую помощь и страхование собственного здоровья;
  • беспрепятственное трудоустройство и право ведения предпринимательской деятельности;
  • оплату труда, отпуск, больничные и др.

Сам по себе апатризм не может препятствовать реализации указанных социальных гарантий, так как их обеспечение закреплено законодательно. С другой стороны, их объем для апатридов значительно отличается в зависимости от глубины интеграции ЛБГ в российское общество. Например, лицо без гражданства, временно пребывающее на территории РФ, не может претендовать на трудоустройство или получение пенсии. К тому же реальная жизнь апатридов в России сильно отличается от декларируемой в документах.

Проверка иностранных компаний

В контексте сотрудничества с зарубежными компаниями важны вопросы проверки ее существования, добросовестности и легальности ее деятельности. В перечень мероприятий, направленных на проверку иностранных партнеров, входит анализ официальной информации из государственных реестров.

Все необходимые сведения об иностранном юридическом лице позволяет получить , предоставляющий информацию из государственного реестра аккредитованных филиалов и представительств. Все данные предоставляются бесплатно.

Получение информации возможно, если указать сервису наименование представительства, государственный номер записи об аккредитации или регистрационный номер ИИН/КПП. По результатам поиска сервис выдает список всех официально аккредитованных филиалов и представительств зарубежного партнера. Кроме того, сервис позволяет получить реквизиты официальных документов, адрес регистрации, информацию о руководстве, видах осуществляемой деятельности, численности штата.

Прочитайте подробнее .

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий