Российские вузы просят иностранных студентов вернуться

Обучение иностранных студентов в учебных заведениях России

Власти Российской Федерации принимают множество мер для привлечения молодых иностранцев в отечественные вузы. С одной стороны, это помогает налаживать взаимодействие с представителями различных стран, поднимает авторитет учебных заведений и страны в целом. С другой стороны, это выгодно финансово, т.к. в России зарубежные студенты учатся преимущественно на контрактной основе.

Сколько иностранных студентов поступает в Россию? Британская компания Quacquarelli Symonds ежегодно составляет и публикует рейтинг лучших университетов мира. Заодно специалисты вычисляют количество мигрирующих студентов. Так, многие годы лидерами среди поступающих являются вузы США, Великобритании, Канады, Германии и других стран Европы. Россия находится в середине списка — только 3% всех студентов в мире, решивших уехать из родной страны, стали учиться в РФ.

Большая часть иностранных студентов — жители стран СНГ, но также учеба в Москве или региональных центрах привлекает жителей Индии, Китая, Вьетнама и стран африканского континента.

Но каким бы престижным и известным ни был вуз, намного важнее правильно выбрать будущее дело. Самые распространенные специальности среди иностранцев: технические, медицина, экономика и финансы, работа с социумом.

На короткой дистанции

— Как вы оцениваете ситуацию в консерватории с точки зрения образовательного процесса и концертной деятельности?

— Ситуация нестандартная, она определена меняющейся обстановкой пандемии. Мы приспосабливаем как образовательную, так и концертную деятельность под заданные условия.

В образовательной деятельности — это дистанционное обучение, опыт которого мы уже получили весной. В концертной — чередование мероприятий с публикой и онлайн-трансляций, где уже включается наше профессиональное телевидение.

В остальном мы ведем привычную работу с поправкой на самоизоляцию и дистанционное общение. Всё происходит в соответствии с учебной программой, нет никаких отступлений от годового плана по каждой специальности на каждом факультете.

— Можно сказать, что консерватория приспособилась к этим обстоятельствам?

— Вполне. Весна нам дала первичный опыт, а за лето мы подготовились к любому варианту развития событий. Как оно в итоге повернулось, всем понятно.

Иностранные студенты готовы

Учебный корпус Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Вы председатель Совета ректоров консерваторий России. Можете охарактеризовать ситуацию в целом по консерваториям страны? Насколько в регионах ситуация отличается от нашей? Что вы обсуждали с коллегами из других вузов в первую очередь?

— У нас было много дистанционных совещаний по нынешней ситуации. В основном обсуждался вопрос, в каком режиме проводить приемные экзамены. Мы всегда подходили к этому максимально ответственно, задействовали лучшие силы профессуры. Теперь же поначалу шла речь о дистанционном формате. Это всех очень волновало, потому что при такой системе быть уверенным в качестве приема никак нельзя. После совещаний с Министерством культуры и Министерством образования, проведенных на самом высоком уровне — с министрами и заместителями министров, — творческим вузам, находящимся в ведении Минкультуры, было дано разрешение провести прием в обычном очном режиме, чем мы и воспользовались, сделав это в привычные сроки — в июле.

— А другие консерватории?

— У всех консерваторий было право выбора, поэтому Петербургская консерватория проводила прием в августе заочно, и некоторые периферийные консерватории, опасаясь недобора, осуществили прием позже нашего. Об итогах можно будет судить после первой сессии. Но уже могу с уверенностью сказать, что у нас прием очень хороший, мы «сняли сливки» со всей страны — абитуриенты приехали к нам не только из Москвы и области, но из далеких регионов.

— Насколько студенты и преподаватели готовы сейчас к дистанционному образованию?

— Студенты готовы в большей степени, потому что это поколение свободно обращается с компьютером, мобильными устройствами и онлайн-платформами. Старшее поколение преподавателей, конечно, испытывает вполне понятные трудности. Мы организовали специальные курсы для них, и на данном этапе они значительно лучше готовы, чем весной. Тогда можно было преподавать с помощью любых программ дистанционной связи. Кто-то пользовался Skype, кто-то — WhatsApp, Zoom, некоторые работали на рекомендованной платформе Microsoft Teams. Сейчас мы уже унифицируем этот процесс, поэтому учебной части проще координировать всю работу.

Иностранные студенты готовы

Фото: РИА Новости/Сергей Пятаков

— Много говорят, что вузы, возможно, возьмут на вооружение какие-то из форм дистанционной работы и после окончания острой фазы пандемии. Можно ли что-то подобное прогнозировать относительно Московской консерватории?

— Технические вузы значительно больше готовы принять такую систему и сохранить ее в дальнейшем. У нас же, например, занятия по специальности невозможно даже частично перевести в онлайн. Но можно — некоторые лекционные занятия. По субботам преподают дисциплины гуманитарного цикла. Если это будет делать по интернету, студентам не придется тратить время на дорогу. Думаю, общение с научными руководителями при написании курсовых и дипломных работ в большой мере тоже может проходить дистанционно. Жизнь покажет. В любом случае, будет дана возможность пробовать, экспериментировать и делиться опытом с другими.

— Что предпочтительнее — всё вернуть в привычное русло, когда пандемия спадет, или сохранить некий гибридный режим?

— Мне гибридный вариант кажется малопривлекательным, потому что он очень усложняет составление расписания.

Иностранцы выбирают две столицы

Свыше трети всех зарубежных студентов сконцентрированы в Москве и Санкт-Петербурге (таб. 3). Другие популярные регионы — Омская и Томская области, а также Татарстан, заключил Громов.

Таблица 3. Распределение иностранных студентов по регионам, чел.

Работа опирается на аналитические материалы по результатам мониторинга эффективности вузов 2015 года, а также на данные по России и ее регионам (за тот же год) из единой информационной системы обеспечения деятельности Министерства образования и науки РФ.

См. также:

Автор текста:

Соболевская Ольга Вадимовна,

29 июля, 2016 г.

Образование

вузы

международное образование

образование

Подпишись на IQ.HSE

Проблема адаптации иностранных студентов в России

Многие иностранные студенты сталкиваются с проблемой адаптации в вузе, городе и новой стране, т.е. насколько быстро и беспроблемно приспосабливаются к обстановке.

В первую очередь, наличие языкового барьера. Не все иностранные студенты могут свободно выражать мысли на русском языке или воспринимать быструю речь. Для подготовки таких студентов в России во многих вузах есть языковые курсы, практика разговорной речи. Тем более, общение с однокурсниками значительно улучшает языковые навыки. Также трудности могут возникнуть из-за разницы климатических условий, что особенно актуально для жителей экваториальных стран.

Во-вторых, препятствием комфортного обучения часто становятся социокультурные факторы: новый коллектив и преподаватели, уровень развития кросс-культурной коммуникации, т.е. общения между представителями различных народов, культур, общностей. Не менее часто появляются психофизические трудности адаптации. Они связаны со сменой обстановки, учебным процессом и его уровнем сложности для обучающегося.

Еще во время обучения в школе будущему студенту нужно учиться коммуникабельности, открытости и раскованности. Нужно уметь заводить новые знакомства, не бояться проявлять себя и свои таланты. В университетах часто проводят тематические мероприятия, посвященные странам мира, где у каждого есть возможность рассказать о своей родине.

Откуда приезжают иностранные студенты

Российские университеты пользуются популярностью во многих государствах. Однако преимущество по-прежнему у абитуриентов из стран СНГ: в 2017/2018 году 136 090 ребят из ближнего зарубежья приехали получать высшее образование в России. Больше всего молодых людей, желающих получить российский диплом, прибывают из Казахстана (41 285 человек). На втором месте – Туркмения (22 093), на третьем – Узбекистан (16 954). Много студентов приезжает из стран Азии (64 621 человек). В 2017/2018 учебном году каждый четвертый иностранный студент был представителем этого региона. Самый большой поток абитуриентов – из Китая (29 172 человека). На втором месте – Индия (13 176 человек), на третьем – Вьетнам (4758 человек). Традиционно много студентов приезжает из Ирана, Монголии, Южной Кореи.

Со времен СССР российское образование востребовано среди граждан арабских государств – Северной Африки и Ближнего Востока. В 2017/2018 учебном году их в совокупности было 22 180 человек. Большинство – из Ирака (4438 студентов), Египта (3763 студента), Марокко (2869 студентов) и Сирии (2752 студента). Остальные страны Африки добавляют к ним еще 14 589 человек. Это на полторы тысячи больше, чем в прошлом году.

Стабильно сохраняется интерес к российскому образованию в Европе. 11 884 европейца учатся сейчас в российских университетах. Больше всего студентов приехали из Италии, Германии и Франции. Стоит также отметить быстрое увеличение числа студентов из Латинской Америки (Аргентина, Боливия, Венесуэла, Бразилия, Колумбия, Куба, Мексика, Перу и другие страны): 5339 человек, в 2017/1018 году прирост составил 21% по сравнению с 2016/2017 годом.

В лидерах по приему — небольшие частные вузы

Зарубежные студенты распределяются по вузам неравномерно (на 90% вузов и филиалов приходится лишь 20% таких учащихся). Первенствует по приему РУДН (таб.1), затем идет Томский политехнический университет.

Таблица 1. Вузы с наибольшим числом иностранных студентов. 

За исключением РУДН, по доле иностранцев лидируют частные, довольно небольшие вузы: Институт мировой экономики и финансов (доля иностранцев в общем числе студентов — 62%), Институт мировой экономки (60%), Ессентукский институт управления, бизнеса и права (55%), Смоленский институт бизнеса и предпринимательства (54%). 

Иностранные студенты в России: с 50-х по 90-е годы прошлого века

В 1954 году в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова был открыт подготовительный факультет, где иностранные студенты могли выучить русский язык, прежде чем поступить на основную программу. Позже подготовительные отделения для иностранцев появились во многих российских вузах. В 1960 году решением Правительства СССР для студентов из Азии, Африки и Латинской Америки был основан Российский университет дружбы народов. В 1965 году состоялся выпуск первых 228 молодых специалистов из 47 стран мира. Уже к 1975 году РУДН подготовил 4250 специалистов для 89 зарубежных стран7.

РУДН

С середины ХХ века число иностранных студентов в СССР постоянно росло. С 1950-го по 1960 год в советских вузах обучались 5,9 тысячи студентов из разных стран мира, с 1960-го по 1970-й – 13,5 тысячи, с 1970-го по 1980-й – 26,2 тысячи. В 1980-е годы количество иностранных учащихся в отечественных вузах увеличилось почти в три раза, достигнув 88,3 тысячи человек. В 1990 году СССР стал третьим в мире после США и Франции по числу зарубежных студентов – в тот период 126,5 тысячи граждан разных стран учились в России.

ЛЭТИ

В 1991 году Советский Союз прекратил существование, нестабильная обстановка в обществе помешала дальнейшему росту числа зарубежных студентов – многие иностранцы были вынуждены уехать, и уже через год их численность сократилась до 39,4 тысячи человек. Впрочем, уже с 1996 года число иностранных студентов в российских вузах снова стало расти, достигнув к 2001 году 61,4 тысячи человек8.

Каков порядок въезда/выезда в страну

Для въезда в Россию иностранному студенту нужно получить студенческую визу, чтобы человек без гражданства РФ имел свой номер в государственном реестре. Срок действия визы составляет 90 дней, но по требованию обучающегося ее можно продлить на срок заключения контракта с учебным заведением (12 месяцев).

Для получения разрешительного документа необходимо:

  • определиться с высшим учебным заведением и подать документы для поступления;
  • написать заявление в Минобразования своего государства;
  • поступить и подписать договор с университетом.

Для получения визы нужно веская причина и ее доказательство. Так, иностранный студент ждет именное приглашение от МИД РФ, которое отправляет его после получения письма от вуза.

Также нужно подготовить пакет документов. Кроме стандартных документов (аттестат, фото, паспорт и загранпаспорт), нужно добавить заявление, тест на ВИЧ-инфекцию, справку о состоянии здоровья и банковский счет, свидетельствующий об оплате коммерческой формы обучения. Этот список может быть расширен в зависимости от выбранного учреждения.

Студентам ряда стран виза не нужна. К ним относится Абхазия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Украина, Таджикистан, Узбекистан, Южная Осетия. Россия поддерживает тесные дружеские отношения, поэтому введен упрощенный способ пересечения границ. Но без визы находиться в РФ можно не более 90 дней. Для более длительного периода обучения оформление визы обязательно.

Нужно помнить, что при въезде студент становится на учет и указывает адрес своего места жительства, т.е. принимающую сторону. Это может быть общежитие, съемная квартира, недвижимость родственников. Если человек покидает город, в котором состоит на учете, более чем на 3 дня необходимо стать на учет в новом населенном пункте.

Процедура выезда из РФ намного проще. Студенту нужно получить визу на выезд и покинуть страну в течение 15 суток. В обратном случае человеку выпишут штраф, а при несоблюдении закона, нарушениях — депортируют.

В условиях пандемии COVID-19 ситуация изменилась. Студенты из ряда стран не могут попасть в Россию, потому что закрыто авиасообщение и государственные границы. Для таких обучающихся администрация университетов организовала дистанционное обучение с применением электронных образовательных технологий. Проводят онлайн-пары, семинары, встречи по видеосвязи, чтобы качество обучения не ухудшилось.

В сентябре Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков заявил, что границы открыты с Киргизией, Казахстаном, Беларусью, Южной Кореей. Ранее авиасообщение возобновили с Турцией, ОАЭ, Египтом, Швейцарией. Студенты из этих государств свободно посещают занятия. Ограничения на въезд из других стран пока не сняты в связи с нестабильной эпидемиологической обстановкой.

Чтобы обезопасить себя и окружающих, иностранный студент перед въездом в РФ должен сдать тест на коронавирус не менее чем за 3 дня до поездки. При пересечении границы медицинский документ с отрицательным результатом должен быть с собой. Приехав в пункт назначения, студент остается на двухнедельной самоизоляции, а затем отправляется на повторное обследование для подтверждения результатов — ПЦР-тест на коронавирус (полимеразная цепная реакция).

Специальности и вузы

Еще одно важное преимущество учебы в России – это широкий выбор специальностей. В нашей стране можно получить практически любую профессию

Университеты предлагают абитуриентам более 200 направлений обучения – от математических наук до дизайна – и более 650 специальностей по программам разного уровня.

По статистике, у иностранцев наиболее востребованы инженерно-технические специальности – их в 2016/2017 учебном году выбрали 22,5% абитуриентов. Среди самых популярных направлений: «архитектура и строительство», «металлургия, машиностроение и материалообработка», «энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «геология, разведка и разработка полезных ископаемых» и другие. Качественное образование по инженерным наукам можно получить во многих университетах России, например в Московском физико-техническом институте, Университете Лобачевского, Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», Томском политехническом университете, Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ», Самарском университете, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Университете ИТМО, Санкт-Петербургском политехническом университете и других.

Традиционно интерес у иностранных абитуриентов вызывают медицинские специальности. На них в 2016/2017 году учились 20% студентов из-за рубежа. Программы по медицине предлагают, в частности, Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова, Дальневосточный федеральный университет, Казанский федеральный университет, Балтийский федеральный университет имени И. Канта, Новосибирский государственный университет, Российский университет дружбы народов и другие.

Высшая школа экономики

Третье место по популярности занимают программы, связанные с экономикой и управлением, – на них поступили 13% абитуриентов. Далее следуют гуманитарно-социальные программы (12% абитуриентов) и изучение русского языка (11% абитуриентов).

Гуманитарные специальности представлены, к примеру, в Южно-Уральском государственном университете, Томском государственном университете, Высшей школе экономики, Сибирском федеральном университете, Уральском федеральном университете, Тюменском государственном университете и других вузах.

С помощью удобного поискового сервиса на нашем сайте вы можете подобрать основную и дополнительную программу; в описании каждой из них вы найдете стоимость обучения и контакты куратора.

опубликован на нашем сайте

Иностранцы учатся на врачей, экономистов и управленцев

Две трети — точнее, 69% — иностранных граждан учатся платно. Это позволяет вузам так или иначе пополнить свою «казну». Бюджетные места занимают обычно выходцы из бывших союзных республик.

Программы бакалавриата наиболее популярны среди иностранцев: на них идут 52,3% человек. Специалитет привлекает 38% таких студентов. Магистратура же востребована меньше — всего 10% стремятся получить диплом магистра.

Чаще всего иностранцы выбирают специальности, связанные с медициной, экономикой, управлением и гуманитарными науками. Юриспруденция тоже сохраняет определенную популярность, невзирая на различия в законодательстве разных стран. Диплом юриста стремятся получить те, кто планирует связать свое будущее с Россией.

Рисунок 2. Распределение иностранных студентов-очников 2013/2014 года приема по направлениям подготовки, % от общего приема.

Данные по выбору профилей подтверждаются и другим способом. Доля иностранных студентов наиболее велика в тех вузах, где преобладает обучение по медицинским специальностям (средняя доля иностранцев — 8%), математике и естественным наукам (7,6%), искусству и культуре (5,1%).

СССР: иностранцам – бесплатное высшее образование

В 1917 году в России произошла революция, к власти пришли большевики. В обществе произошли большие перемены, изменения коснулись и системы высшего образования, однако практика обучения иностранцев сохранилась. В 1921 году был издан декрет Совета народных комиссаров, согласно которому бесплатно учиться в высших учебных заведениях страны мог любой человек, достигший возраста 16 лет, вне зависимости от гражданства. Таким образом, иностранцы получили право бесплатно учиться в университетах страны.

ЛЭТИ

В 1918-1919 годах были созданы десятки новых университетов. В первую очередь их открывали в крупных промышленных центрах и больших городах союзных республик3. В 1921 году был основан Коммунистический университет трудящихся Востока. Всего за время существования вуза в нем обучались представители 73 национальностей. В 1922 году был открыт Коммунистический университет национальных меньшинств Запада. При поддержке Коминтерна (международная организация, объединявшая коммунистические партии различных стран) в вуз приезжали студенты-коммунисты из стран Европы: Финляндии, Германии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии и других. К 1927 году здесь учились представители 14 национальностей.

Новые публикации

Галлиполи – колыбель Русского зарубежья 23.12.2020

«Галлиполийское сидение» – пребывание частей белой армии, эвакуированных в 1920 г. из Крыма, в окрестностях города Галлиполи на берегу Дарданелл, – стало настоящим испытанием и школой духа для многих русских, оказавшихся в эмиграции. Алексей Павлович Григорьев (Франция) – руководитель объединения русской православной молодёжи «Витязи», сооснователь и председатель Союза потомков галлиполийцев (СПГ) – рассказал «Русскому миру» о cвоём восприятии Русского исхода, о ценностях Галлиполи и о деятельности СПГ.

Стратегическая миссия 23.12.2020

Вот уже несколько недель в Киргизии не стихает громкая дискуссия, спровоцированная предложением участника Конституционного совещания лишить русский язык официального статуса, который закреплён законодательно. Руководство страны поспешило заверить, что менять существующий порядок не намерено. С таким же заявлением выступили другие представители Конституционного совещания. Почему же русский язык так важен для развития Киргизии?

Уехать и не вернуться

На этом тревожном фоне российские власти пытаются всячески пресечь попытки «вытеснить» иностранных студентов домой на время летних каникул. В профильном министерстве прекрасно понимают: если студенты уедут на родину, то существует высокая вероятность того, что обратно на учёбу они уже не вернутся.

Ранее МГИМО рекомендовал студентам-иностранцам уехать домой. Подчёркивалось, что «руководство МГИМО предпринимает все меры к тому, чтобы максимально снизить загруженность общежитий университета, и настоятельно просит проживающих покинуть общежития…».

В Россотрудничестве на днях заявили, что принудительное выселение студентов недопустимо.

В ведомстве указали, что университеты должны проявлять ответственность по отношению к иностранным гражданам, лишённым возможности вернуться на родину в условиях ситуации с коронавирусом. Исполняющий обязанности руководителя Россотрудничества Павел Шевцов подчеркнул, что выселение иностранных студентов из общежитий может навредить имиджу России как образовательной державы. Шевцов пояснил, что Россотрудничество, министерства образования и иностранных дел проводят колоссальную работу, чтобы привлечь иностранных студентов в Россию в рамках федерального проекта «Экспорт образования». Для реализации этого проекта нужно создавать для студентов максимально благоприятные условия пребывания.

Вопрос обучения студентов из-за рубежа взят на особый контроль, сообщил в Минобрнауки

Редакция портала «Русский мир»07.09.2020

Вопрос обучения иностранных студентов в условиях распространения коронавирусной инфекции обсудили на совещании главы Министерства науки и высшего образования и Россотрудничества, а также ректоры российских вузов. В беседе приняли участие представители ведомств культуры и иностранных дел, здравоохранения и Роспотребнадзора, сообщает Россотрудничество на своей странице в «Фейсбуке». 

Глава Минобрнауки Валерий Фальков напомнил, что консультации по этой теме велись на протяжении августа. Решение о въезде студентов из закрытых стран принять непросто, необходимо опираться на мнение специалистов. По его словам, министерство проанализировало ситуацию в каждом отечественном вузе, собранную информацию передали правительству для принятия решений.

Валерий Фальков подчеркнул, что высшие учебные заведения готовы принять меры для безопасного размещения учащихся, но опасаются роста числа заболеваний. Непросто отдать часть мест в общежитиях иностранцам, нуждающимся в двухнедельной изоляции

Даже если соблюсти все меры предосторожности, нельзя гарантировать, что не будет нового всплеска инфицирования коронавирусом, особенно в регионах с большим количеством вузов.

Особенно нелегко в этом году придётся иностранным студентам, поступившим на первый курс российских вузов. Министр поручил ректорам взять ситуацию под контроль и постоянно взаимодействовать с первокурсниками из-за рубежа.

«Все студенты должны знать, что они не брошены», — заявил Евгений Примаков, возглавляющий Россотрудничество

Он напомнил о важности взаимодействия между ведомствами для нахождения эффективных решений.

Ранее в Министерстве культуры сообщили, что восстановление учебного процесса в очном формате для иностранных студентов, обучающихся в творческих российских вузах, планируется с начала октября

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий