Какие народы исповедуют ислам? распространение ислама

Государства, в которых ислам — преобладающая религия

В настоящем разделе приводится перечень государств, в которых большинство населения принадлежит к числу мусульман.

  • Азербайджан Азербайджан — Азербайджанская Республика
  • Албания Албания — Республика Албания
  • Алжир Алжир — Алжирская Народная Демократическая Республика
  • Афганистан Афганистан — Исламская Республика Афганистан
  • Бангладеш Бангладеш — Народная Республика Бангладеш
  • Бахрейн Бахрейн — Королевство Бахрейн
  • Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина — Босния и Герцеговина
  • Бруней Бруней — Бруней Даруссалам
  • Буркина-Фасо Буркина-Фасо — Демократическая Республика Буркина Фасо
  • Гамбия Гамбия — Исламская Республика Гамбия
  • Гвинея Гвинея — Республика Гвинея
  • Гвинея-Бисау Гвинея-Бисау — Республика Гвинея-Бисау
  • Джибути Джибути — Республика Джибути
  • Египет Египет — Арабская Республика Египет
  • Западная Сахара — Сахарская Арабская Демократическая Республика
  • Индонезия Индонезия — Республика Индонезия
  • Иордания Иордания — Иорданское Хашимитское Королевство
  • Ирак — Республика Ирак
  • Иран Иран — Исламская Республика Иран
  • Йемен — Йеменская Республика
  • Казахстан — Республика Казахстан
  • Катар Катар — Государство Катар
  • Киргизия — Киргизская Республика
  • Северный Кипр Северный Кипр — Турецкая Республика Северного Кипра
  • Коморы Коморы — Союз Коморских Островов
  • Республика Косово Республика Косово — Республика Косово
  • Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар — Республика Кот-д’Ивуар
  • Кувейт Кувейт — Государство Кувейт
  • Ливан Ливан — Ливанская Республика
  • Ливия Ливия — Государство Ливия
  • Мавритания Мавритания — Исламская Республика Мавритания
  • Малайзия Малайзия — Малайская Федерация
  • Мали Мали — Республика Мали
  • Мальдивы Мальдивы — Мальдивская Республика
  • Марокко Марокко — Королевство Марокко
  • Нигер Нигер — Республика Нигер
  • Нигерия Нигерия — Федеративная Республика Нигерия
  • ОАЭ ОАЭ — Объединённые Арабские Эмираты
  • Оман Оман — Султанат Оман
  • Пакистан Пакистан — Исламская Республика Пакистан
  • Палестинская национальная администрация Палестинская национальная администрация — Государство Палестина
  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия — Королевство Саудовская Аравия
  • Сенегал Сенегал — Республика Сенегал
  • Сьерра-Леоне Сьерра-Леоне — Республика Сьерра-Леоне
  • Сирия Сирия — Сирийская Арабская Республика
  • Сомали Сомали — Федеративная Республика Сомали
  • Судан — Республика Судан
  • Таджикистан — Республика Таджикистан
  • Тунис Тунис — Тунисская Республика
  • Туркмения Туркмения — Туркменистан
  • Турция Турция — Турецкая Республика
  • Узбекистан Узбекистан — Республика Узбекистан
  • Чад Чад — Республика Чад

Регионы проживания мусульман

Если рассматривать пропорционально распределение мусульман по регионам земного шара, то в Азии проживает основная часть – больше миллиарда мусульман, а на втором месте по концентрации находится Африка, в которой проживает также много представителей исламской религии — пятьсот восемнадцать миллионов. В Европе, если не учитывать количества беженцев переселенцев, проживает более пятидесяти миллионов мусульман. На территории Северной и Южной Америки проживает больше десяти миллионов, а на Австралию и Океанию приходится около семисот тысяч мусульман.

Из всех регионов мира самым мусульманским считают Ближний Восток. Мусульмане, которые проживают практически во всех ближневосточных государствах, являются суннитами: шииты преобладают только в Ираке, Бахрейне и Иране. В суннитских мусульманских государствах представлены сунниты всех четырех суннитских мазхабов. Ханафитский мазхаб, который считают самым распространенным среди мусульман во всем мире, представлен больше всего в Турции, а также в Ираке, Египте и Сирии. Маликитский мазхаб больше всего представлен на Аравийском полуострове – в Объединенных Арабских Эмиратах и в Саудовской Аравии. Шафииты преобладают в Сирии, Ливане и Ираке, в Иордании и Палестине, а также в Йемене. Мусульмане ханбалитского толка распространены в государствах Персидского залива, то есть в Катаре, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии.

Новый северный форпост мусульман

Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана – эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария (на фото). Данное событие произошло в 922 году по Милади (примерно 300-й год по Хиджре), тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север. Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука. Например, это ханство стало важным транзитным звеном Великого шёлкового пути.

Хоть с годами что Волжская Булгария (в XVI веке в статусе Казанского ханства), что Дербент (в XIX веке) потеряли независимость и стали официально территорией Руси (Российской империи), уровень грамотности среди мусульманских народов всегда был значительно выше. Связано это с двумя взаимосвязанными моментами:

Во-первых, в рамках ислама главным критерием религиозного и светского авторитета является образованность человека, его глубокое понимание не только сугубо богословских постулатов, текста Священного Корана, но и доскональное знание прикладного ремесла, которое приносит доход и позволяет не зависеть от кого бы то ни было, кроме Всевышнего Аллаха. Именно поэтому все самые авторитетные исламские учёные имели собственное дело и прекрасно реализовывали себя в мирских делах (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что в исламе нет разделения на светское и духовное).

Во-вторых, знание религии у мусульман неразрывно связывалось с общей образованностью. Умение читать и писать, арифметика, географические и астрономические познания, – всё это и многое другое доносилось до детей, посещавших медресе.

Взаимодействие между группами и мобильность

Взаимодействие между «унчи зат» (высшая каста) и «ничи зат» (низшая каста) регулируется отношениями типа «патрон-клиент». Эта система отношений в индийской традиции называется «джаджмани» (верховенство), более высокая каста называется «джаджман», а более низкая — «камин». После контакта с «камином» «джаджман» должен «очистить» себя, совершив краткое омовение. В индийском штате Бихар отмечались случаи, когда мусульмане высших каст категорически возражали против захоронения мусульман низших каст на одних кладбищах с членами их высшей касты.

В отличие от кастовой системы среди индусов, касты среди мусульман — не жёсткие, допускают перемещение из одной касты в другую. Старая индийская пословица говорит: «В прошлом году я был джулаха (ткач); в этом году — шейх; в следующем году, если удастся урожай, я буду саидом». Имеются и другие данные о том, что касты среди мусульман никогда не были такими же жёсткими и непроницаемыми, как среди индусов. К примеру, процент эндогамных браков (то есть браков внутри своей касты) среди мусульман не превышает двух третей от общего количества.

При нахождении в мечети все мусульмане считаются братьями и членами одной общины — уммы, как говорит Священный Коран.

Примечания

  1. Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
  2. Aggarwal, Patrap. Caste and Social Stratification Among Muslims in India. — Manohar, 1978.
  3. ↑ by Zarina Bhatty
  4. ↑ Das, Arbind, Arthashastra of Kautilya and Fatwa-i-Jahandari of Ziauddin Barrani: an analysis, Pratibha Publications, Delhi 1996, ISBN 81-85268-45-2 pgs 124—143
  5. Ambedkar, Bhimrao. Pakistan or the Partition of India. — Thackers Publishers.
  6. Madan, T.N. Muslim communities of South Asia : culture and society. — Vkas Publishing House, 1976. — P. 114. — ISBN 978-0706904628.
  7. A. Jalal,Democracy and Authoritarianism in South Asia: A Comparative and Historical Perspective (Contemporary South Asia), Cambridge University Press (May 26, 1995), ISBN 0-521-47862-6

Примечания

  1. Muslim Caste in Uttar Pradesh (A Study of Culture Contact), Ghaus Ansari, Lucknow, 1960, Page 66
  2. Aggarwal, Patrap. Caste and Social Stratification Among Muslims in India. — Manohar, 1978.
  3. ↑ by Zarina Bhatty
  4. ↑ Das, Arbind, Arthashastra of Kautilya and Fatwa-i-Jahandari of Ziauddin Barrani: an analysis, Pratibha Publications, Delhi 1996, ISBN 81-85268-45-2 pgs 124—143
  5. Ambedkar, Bhimrao. Pakistan or the Partition of India. — Thackers Publishers.
  6. Madan, T.N. Muslim communities of South Asia : culture and society. — Vkas Publishing House, 1976. — P. 114. — ISBN 978-0706904628.
  7. A. Jalal,Democracy and Authoritarianism in South Asia: A Comparative and Historical Perspective (Contemporary South Asia), Cambridge University Press (May 26, 1995), ISBN 0-521-47862-6

Критика

Многие специалисты по исламскому праву (шариату) рассматривают кастовую систему мусульман Южной Азии как вызывающее нарушение духа и буквы Священного Корана. Несмотря на это, некоторые мусульманские богословы попытались примирить разногласие между эгалитаризмом Корана и кастовым расслоением, характерным для Индии и сопредельных стран, которое отразилось в мусульманской кастовой системе, путём теоретических рассуждений и попыток интерпретаций Корана и Шариата.

Индийский юрист и политик Бабасахиб Амбедкар, представитель «неприкасаемых», очень жёстко критиковал расслоение мусульман Британской Индии на касты, считая, что «внутри этих групп существуют социально наследуемые касты той же самой природы, как и среди индусов». Он критиковал отношение ашрафов к аджлафам, и обоих первых — к арзалам, а также попытки отдельных богословов прикрыть это неравенство эвфемизмами «исламского братства»..

Как отмечал пакистанско-американский социолог Айеша Джалал в своей книге «Демократия и авторитаризм в Южной Азии», «несмотря на свои эгалитарные принципы, ислам в Южной Азии исторически не смог преодолеть влияние классового и кастового неравенства».

Стратификация

Помимо деления на «ашраф» и «аджлаф», при котором ашрафы претендуют на более высокий статус, исходя из своего иностранного (арабского или тюркского) происхождения, среди «аджлафов» существует более подробное деление на профессиональные касты.

Местные улемы (толкователи шариата) дают религиозное обоснование кастового деления на основании концепции «кафаа» (kafa’a). Классическим примером является произведение Фатава-и Джахандари, которое написал средневековый тюркский автор Зияуддин Барани, член суда Мухаммада бин Туглака из Туглакской династии султаната Дели. Барани был ярым приверженцем кастовой системы и рассматривал ашрафов как более высоких по сравнению с аджлафами. Он делил мусульман на классы и подклассы. По его схеме, все высокие должности и привилегии были монополией высокородных тюрков, но не мусульман индийского происхождения. Даже интепретируя стих Корана «Воистину, благочестивые среди Вас имеют наибольший почёт перед Аллахом», он считал благочестие качеством, связанным с благородным происхождением. Барани прямо указывал, что «сыны Мухаммеда» (то есть ашрафы) должны иметь более высокий социальный статус, чем «низкородные». Он полагал, что кастовая система должна регулироваться системой государственных законов («заваба»), и при вступлении в конфликт с шариатом должна иметь приоритет. Барани полагал, что аджлафы не должны иметь права на образование, в противном случае они узурпируют преподавание, которое по праву принадлежит ашрафам.

Помимо «ашраф» и «аджлаф», среди местных мусульман существует также каста «арзал», которую противники кастового деления (например, Амбедкар) считали аналогом индийских «неприкасаемых». Термин «арзал» обозначает «падший», и данная низшая каста, в свою очередь, подразделяется на подкасты (Бханар, Халалькхор, Хиджра, Касби, Лальбеги, Маугта, Мехтар и др.). Группа «арзал» была выделена при переписи 1901 г. в Британской Индии как те, «с которыми прочие мусульмане не хотят иметь ничего общего, и которым запрещено входить в мечеть или использовать общественные кладбища». На них возложены такие ритуально нечистые профессии, как уборка трупов и ассенизация..

Исследования бенгальских мусульман в Индии показывают, что понятия «чистоты» имеют хождение в межгрупповых отношениях, и относятся именно к социальной группе человека, а не к его финансовому состоянию.

Среди низких по статусу мусульманских общин известны: ансари, кунджра, чурихара, дхоби и халалкхор. Среди высших исламских каст известны: сайед, шейх, патан, хан и маллик. Данное кастовое расслоение коррелирует с данными, полученными генетиками.

Отчёт Комиссии Сачара, составленный по поручению Правительства Индии в г., документально подтверждает продолжающееся расслоение мусульманского общества. В январе 2008 г. организация Akhil Maharashtra Muslim Khatik Samaj подала в суд иск о защите публичных интересов, требуя создания кастовых квот для мусульман в Индии, основанных на рекомендациях комиссии Сачара.

Классический ислам

Далее поговорим о традиционном исламе. Это также объясняет, почему во всем мире стали бояться мусульман. Термин «традиционный» не является корректным в принципе, несмотря на то, какие народы исповедуют ислам. По своей сути «нетрадиционной» формы не существует. Путаницу внесли группы людей, которые называют себя ваххабитами. Они и сбивают с пути истинного людей, которые далеки от этой веры. Они рассказывает о «чистом исламе», представителями которого считают себя. Такой «псевдоислам» наводит тень на плетень, поэтому и пришлось обычным мусульманам применять термин «традиционный ислам».

Сколько бы ни вели разговоры о том, что мусульмане — мирные люди, к ним относятся с опаской в современном мире.

Итак, еще раз разберем, что же такое традиционный ислам. Это вера, которая соответствует учению Корана и Сунны. Мусульмане преклоняются перед пророком Мухаммадом.

Традиционный ислам стоит на трех китах:

добродетель – ихсан;
вера — Иман;
деяния — ислам.

Далее разберем это подробнее. Что под собой подразумевает ихсан? Это моральный кодекс для мусульманина. Свод правил для жизни по совести. Они касаются отношений с людьми, поведения верующего по отношению к самому себе и отношения к Богу.

Под иманом верующие понимают принятие Бога, его книг, его ангелов, посланников, пророков. Также мусульмане верят в судный день и считают, что все хорошее или плохое предопределено небом, и что на все воля Аллаха.

Деяния (ислам) — это молитвы пять раз в день, обязательный пост в весенний месяц Рамадан. Те, у кого есть такая возможность, выплачивают очистительную милостыню и раз в жизни совершают паломничество.

Течения в исламе

Ислам на территории бывшего СССР с самого начала был суннитским, господствующий мазхаб — ханафитским, оставаясь таковым по преимуществу на протяжении всего времени. Исключение составляет Дагестан, где первоначальное ханафитство сменилось в XII веке на шафи’итскую школу права и богословия. Шиитская ветвь ислама представлена с XVII века лишь небольшими группами населения в Южном Дагестане, испытавшем влияние Ирана и Азербайджана. Мистико-аскетическое учение (суфизм) в рамках суннитского ислама распространяли в Дербенте еще современники и ученики аль-Газали (1058-1111), чьи произведения охотно читали и переписывали всюду и позднее. Среди тюркского населения Орды популярностью пользовались братства йасавийа и кубравийа, но с XV века наибольший успех выпадает на долю тарика накшбандийа, а в Чечне находит признание тарика кадирийа. На почве двух последних в условиях ожесточенного сопротивления русским завоевателям XIX века в Дагестане и Чечне выросла особая локальная форма суфийского братства — мюридизм (от араб. «мурид» — последователь, ученик).

Касты в Пакистане

Социальное расслоение в регионе Сват Северного Пакистана в значительной мере напоминает кастовую систему в Индии. Местное общество жёстко разделено на подгруппы, где каждый квом (местная каста) привязана к определённой профессии. Представителям различных квомов запрещено вступать в смешанные браки или жить в одной и той же общине.
В данном регионе расслоение происходит по признаку «ритуальной чистоты», низший статус имеют квомы, связанные с ассенизацией.

Представители высших каст часто преследуют низшие. Примером является позорный инцидент в городе Миравала в Пакистане, где женщина низшей касты подверглась групповому изнасилованию со стороны представителей высшей касты.

Стивен М. Лайон (Stephen M. Lyon) из Кентского университета описал явление, которое он назвал «гуджаризм»: члены касты «гуджар» в Пакистане стремятся общаться лишь с себе подобными.

Суть миссии Мухаммада

Первое, что Мухаммад поведал людям, — это что Бог един и что теперь он божий посланник. Среди арабов в те времена процветало падение нравов. Те, кто был сильнее, обижали сирот, стариков, калек. Существовала работорговля, люди предавали и обманывали друг друга. Одна за другой шли войны между племенами. У прекрасного пола почти не было прав.

Мухаммад, обращаясь к людям, начал говорить о том, что начинается новая эпоха. Он поведал народу о слове Аллаха, и называлось оно Коран. На арабском языке это звучит как «альКур’ан». В Коране 114 глав. На арабском языке — суры. Главы написаны в стихотворной форме. Стихотворения имеют название «аяты». Стихи и главы зачастую имеют свои названия, например, самая большая глава Священного Писания именуется сурой «Аль-Бакара» («Корова»).

Мусульманский закон и шариат основаны на Священном предании и мусульманском писании.

Компетентные богословы у мусульман зовутся имамами. Община мусульман имеет имя «умма».

Исламской религии более полутора тысячи лет, за это время появилось множество самозванцев. Они используют идеологию, которая в корне расходится с мусульманским течением. Самым распространенным лжеучением является ваххабизм.

Мусульманская архитектура

Самые ранние культовые сооружения мусульман на территории Восточной Европы находились, естественно, в Дербенте (на границе Азии в Европы) и Южном Дагестане, Итиле, Булгаре, однако не сохранились в первоначальном виде. Соборная мечеть (Джума) в Дербенте построена, согласно поздней надписи, в 115/733-734 годах, затем неоднократно капитально перестраивалась; древнейшей считают только каменную кладку нижних частей стен и внутренних столбов. К 779 году относят постройку мечети в ауле Кумух Лакского района Дагестана. Надгробные и строительные надписи X-XII веков обнаружены в ряде дагестанских аулов. На Северном Кавказе сохранились многие мусульманские культовые постройки более поздних веков, так как они были в основном каменными; наличие природного строительного материала сыграло свою роль. Среди развалин Булгара X-XII веков есть остатки здания мечети, а булгарские надгробные памятники относятся к XIII-XIV векам. В Старом Крыму (бывш. Эски-Крым, Солхат) стоят стены с перекрытиями так называемой мечети Узбека, самого раннего памятника мусульманской культовой архитектуры в Крыму. Множество мечетей, Мадраса, суфийских обителей, мавзолеев, надгробий в крымских городах Феодосии, Бахчисарае, Евпатории, Белогорске (бывш. Карасубазар) и др. погибли или были преднамеренно разрушены. От Ханской мечети (1467 год) в Касимове сохранился лишь минарет. Большинство культовых сооружений Казани и других поволжских городов и аулов представляли собой деревянные постройки и были разрушены при русском завоевании, сгорели в пожарах. По разрешению Екатерины II купцами Юнусовыми в Казани воздвигнута каменная мечеть в 1767-1771 годы (ныне мечеть Марджани). Прочие культовые сооружения мусульман в России построены в XIX-XX веках. Свыше тысячи мечетей сооружены за последние 10 лет и продолжают строиться.

Основные принципы, суть ислама

Ислам считается самой молодой из мировых религий. Он зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основателем Ислама стал пророк Мухаммед (570-632 гг.). Он создал общину, которая легла в основу государственного устройства – Арабского халифата.

Среди принципов Ислама — единобожие: «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха».

Согласно Исламу, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман.

Священная книга мусульман — Коран состоит из 114 глав (сур). Суры называются по принципу самой яркой фразы из главы, ставшей афоризмом или главной темы суры.

Еще один источник вероучения — Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

Главные предметы веры в Исламе:

  • Вера во Всевышнего
  • Вера в ангелов Всевышнего
  • Вера в Писание Всевышнего
  • Вера в Пророков и Посланников Всевышнего
  • Вера в предопределение Всевышнего
  • Вера в жизнь после смерти

Столпы Ислама:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины («закят»).

В чем отличие ваххабизма от традиционного ислама

Ваххабиты считают, что от мертвого пророка Мухаммеда больше нет никакого толку. К тому же они не признают праздников, которые чтят те, кто исповедует традиционный ислам. Например, они не отмечают рождества пророка Мухаммада, не приемлют обращения к Аллаху через святых людей и пророков, как это принято в исламе испокон веков.

Ваххабиты вместо почитания вечных мусульманских истин взяли куски из других религий, смешали их и приправили злостью. Верующие в традиционный ислам и мусульманские ученые в среде ваххабитов считаются «неверными».

У этого течение постепенно сформировался свой список святых:

ибн Теймийя;
ибн аль-Каййим;
ибн Абдуль-Ваххаб.

Последователи ваххабизма принесли много горя традиционному исламу. Они снесли святыни мусульман:

могилы святых;
надгробия;
мавзолеи.

Свое поведение они объясняют тем, что таким образом борются с «идолопоклонничеством».

Россия, мусульмане и статистика

Сегодня РФ стоит на 21 месте в рейтинге стран по количеству жителей-мусульман. В 2010 году при переписи населения обозначилась цифра в 15 млн. правоверных. В 2013 она колебалась между 18 и 21 млн. Но разве может за несколько лет так увеличиться мусульманское население?

Очень много последователей ислама живут в России нелегально, без регистрации. Иммиграционные службы ставят на учет далеко не всех приезжих из соседних государств.

Многие просто пренебрегают оформлением временной регистрации, полагая, что пара-тройка месяцев сезонной работы не обязывает это делать. Но, так как такие люди находятся на территории России, то некоторые сводки их все же учитывают. Хотя на деле до сих пор ведутся споры, стоит ли включать в статистику даже тех, у кого временная регистрация имеется. Они же вроде как не коренные жители, а лишь приезжие на время.

По состоянию на 2019 год в России – 30 млн. мусульман (постоянно и официально проживающих в РФ как граждан). Это 20% населения РФ. И это без учета нелегалов и приезжих на заработки со всех близлежащих стран (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан), которые в последние 5-10 лет заполонили Россию целыми семьями и аулами. Абсолютно точное значение мусульман на данный момент вам не скажет даже ФМС, благодаря их бесконтрольному въезду в РФ!

Зимой 2017 г. в Госдуме представитель комитета по культуре С. Говорухин озвучил неофициальные статистические данные в отношении количества мусульман в РФ. По его мнению, в настоящее время четверть населения России является приверженцами именно этой религии. То есть в абсолютных цифрах — это 35-37 млн человек. 

По данным на 1.01.2015 население России составляет 146 млн человек, а на 2013 год из них 21 млн последователей шариата. Получается, что примерно 14% жителей – это мусульмане. Цифра весьма внушительная и для политики, и экономики страны.

Если все-таки данные 2010 и 2013 годов брать за основу, то получается что за три года поклонников ислама стало на 3-6 млн больше. Аналитики называют несколько причин столь стремительного роста:

  • Миграция беженцев. В связи с политической обстановкой многие покинули малую родину и переехали в Россию.
  • Миграция сезонных рабочих. Приезжая на заработки в РФ, многие остаются жить и работать годами.
  • Рождаемость. В семьях мусульман она выше, аборты запрещены категорически законом ислама.
  • Смена вероисповедания. Многие коренные жители страны принимают мусульманство.

Ислам и православие

Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. В христианстве храм — центр богослужения, там совершаются Таинства, религиозные браки. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в Исламе совершаются вне мечети.

В Исламе очень много внимания уделяется исполнению традиций и внешних постановлений, христианство придерживается несколько других принципов, которые можно описать как «не человек для субботы, но суббота для человека».

Богословие Корана также значительно отличается от Библейского.

Согласно учению Ислама душа умершего существует в трупе, где грешников мучают ангелы, а праведники пребывают в покое.

Диалог между Исламом и православием возможен, но, миссионерствуя важно не забывать, что Господь никого не призывал принимать Свою сторону насилием или яростными спорами и, кроме дара убеждения и примера праведной достойной жизни, молитв у нас нет другого оружия. https://www.youtube.com/embed/d1DGIOl_Ww4

Ислам в современной России

На сегодня в РФ функционирует более сорока муфтиятов или Духовных управлений мусульман, подразделяющихся на мухтасибаты и кызыяты. Существует три организации, которые выполняют централизованные функции: ЦДУМ или Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, которое располагается в Уфе, СМР или Совет муфтиев России, который располагается в Москве, а также КЦМ СК или Координационный центр мусульман Северного Кавказа. Между СМР и ЦДУМ периодически возникает противостояние, и результатом этого становится появление в некоторых регионах страны параллельных мусульманских структур управления.

Если вам интересно узнать сколько мусульман в России, переходите по приведенной ссылке.

В мусульманских регионах России открываются новые медресе и школы, строятся мечети, хотя их количества не достаточно для удовлетворения нужд мусульманского сообщества: на политическом уровне сохраняется исламофобия, препятствование развитию сферы исламских услуг и строительству мечетей, о чем можно увидеть в нижеприведенном видео.

Конфессиональный состав мусульман в России

Российские мусульмане являются преимущественно суннитами ханафитского (65 %) и шафиитского толка (20-30 %). К ханафитам в стране относится основная часть татар, башкир, казахов, ногайцев, балкарцев, карачаевцев, черкесов, адыгейцев, шапсуг, ингушей и мусульман-осетин, примерно третья часть всех азербайджанцев страны и народы, проживающие в Средней Азии. К шафиитам относятся большинство ингушей и чеченцев, большая часть проживающих в Дагестане народов.

Две трети азербайджанцев, проживающих в России, относятся к джафаритам – это составляет около трех процентов всех мусульман России. Некоторые татары частично придерживаются шиизма, как и лезгины, проживающие в селении Мискинджа.

Широкое распространение в Чечне, Ингушетии и Дагестане получил суфизм, который подразделяется на разные направления или тарикаты, которые носят названия по именам тех людей, кто их основал: в Ингушетии и Чечне есть тарикаты кадырия и накшбандийя, а в Дагестане среди аварцев распространен тарикат шазилийя. В составе тарикатов есть братства, которые только в одной Чечне насчитывают около тридцати, из которых самым многочисленным по составу является братство зикристов или кунтахаджинцев.

В современной России народы, исповедующие ислам проходят процесс воссоединения со своими братьями по вере за рубежом, что идет на пользу осознанию российских мусульман себя как части большого мусульманского мира, изучению ими своей исламской культуры и истории, получению нового исламского образования.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий