Иудаизм — это… чем иудаизм отличается от других религий? суть иудаизма

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины. 

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Проблемы с терминами[править]

  • Иудеи и евреи:. В теории (в русском языке): иудей — последователь иудаизма, независимо от национальной принадлежности; еврей (ещё жид, но об этом смотрим ниже) — национальность, независимо от вероисповедания. Однако иудаизм настолько ассоциируется с евреями, что часто эти понятия просто путают. В некоторых языках, например, польском «Żyd» и английском (Jew) даже нет различия между этими двумя понятиями. В немецком существовали понятия Hebräer (еврей) и Israelit (исповедующий веру Израиля), причём общины назывались именно израилитскими. Jude — собственно иудей, но особенно в контексте истории Германии до, во время и после Холокоста это слово прошло весь диапазон значений.
  • Жид и еврей: продолжение предыдущей дихотомии, так как слово «жид» — полонизированное «иудей». Раньше в русском языке эти слова были синонимами, но с разной стилистической окраской: еврей — книжно-возвышенное, жид — нейтральное и разговорное. В конце XIX в. слово «жид» приобрело в лексиконе русских нацпатов значение оскорбительной антисемитской клички, и адекватные люди перестали его употреблять. Сейчас его используют или шутки ради, или юдофобы

    И тут нельзя не процитировать «Братьев Карамазовых» Ф. М. Достоевского: Карамазов-ст. «в Одессе познакомился сначала, по его собственным словам, „со многими жидами, жидками, жидишками и жиденятами“, а кончил тем, что под конец даже не только у жидов, но „и у евреев был принят“.» в чём разница? Судя по контексту, евреи — представители высших слоёв, которых надо уважать, а потому слово «жид» им не подходит.

    . Но суть проблемы не в этом: некоторые альтернативно одарённые считают, что жидом надо называть евреев-иудеев, а собственно евреями — исключительно не-иудеев: выкрестов, мусульман, нерелигиозных.

  • Путаницы добавляет то, что, как уже было сказано, сами евреи считают иудеями (просто плохими и неправильными) даже сородичей-вероотступников, поэтому по большому счету иудеем (или, в полонизированном варианте, жидом) является любой еврей. С нееврейскими иудеями все сложнее. Некоторые, пройдя гиюр, становятся «почетными евреями», а их дети будут считаться уже евреями обычными. Другие, например, караимы, считают себя отдельным народом и убедили в этом даже НСДАП (!). Этих лучше не называть не то что евреями, но и названиями, традиционно обозначающими евреев-иудеев, вроде тех же «жидов».

Ветвь ортодоксального иудаизма

До конца 18-го века существовал только один вид иудаизма. То, что сейчас называется “ортодоксальным” иудаизмом, было нормой и не нуждалось в выделении в качестве отдельного направления, пока не начали развиваться менее традиционные разновидности иудаизма.

Ортодоксальный иудаизм делает акцент на жизни согласно Торе (Закону Моисея), как это авторитетно интерпретируется раввинистической традицией. Согласно ортодоксальному иудаизму, Моисей не только получил Письменный Закон (текст Торы, которую можно найти в Еврейской Библии) на Синае, но и Устный Закон (её правильную интерпретацию). Устный Закон носит такое название, потому что считается, что он передавался из уст в уста, вначале от Моисея и потом к каждому поколению, пока он наконец не стал записываться, начиная с примерно 2-го века нашей эры в виде Мишны.

Далее Мишна получила развитие и интерпретацию в Гемаре; Мишна и Гемара вместе составляют Талмуд. На самом деле есть два Талмуда: Иерусалимский Талмуд или Ерушалми и Вавилонский Талмуд или Бавли. Вавилонский Талмуд считается более авторитетным, и он широко доступен в 18-ти томах в английском издании.

Сам Талмуд был позднее прокомментирован поколениями более поздних раввинов, в результате чего был создан еврейский религиозный закон (под названием галаха), который является обязательным для отдельного человека и для общества. Галаха детализирует еврейское поведение в широком спектре сфер жизни, как религиозных (как правильно соблюдать Шаббат и праздники, например), так и гражданских (как решать вопросы гражданского права).

Особенное положение раввинистической традиции в ортодоксальном иудаизме понятна, потому что изучение Талмуда занимает центральное место в еврейском ортодоксальном иудаизме. Маленькие дети начинают учёбу с Библии, но серьёзные ученики быстро переходят к изучению Талмуда и более поздних комментаторов.

Два течения в ортодоксальном иудаизме

Сегодня есть два основных течения в ортодоксальном иудаизме. Современная ортодоксия выступает за приглашение и принятие широкой публики. Её последователи являются частью современного общества, в то же время соблюдая галахические постановления. Светские науки считаются такими же важными, как и религиозные.

Второе течение очень часто называют ультра-ортодоксией, хотя многие его последователи считают этот термин нежелательным, предпочитая слово хареди, что на иврите значит “трепещущий” (как употреблено в Слове Божьем), или фрум, что в переводе с идиш означает “набожный” или “благочестивый”. В отличие от современного ортодоксального иудаизма, евреи-харедим предпочитают более изолированную жизнь, ограничивая число контактов со светской культурой за пределами их общества.

Хотя многие из них заняты в бизнесе и среди их клиентов есть и светское население, харедим обычно не смотрят светские фильмы и не читают светские книги. Образование раздельное для мальчиков и девочек. Одежда отличительная; например, в отдельных группах мужчины носят чёрные костюмы с белыми рубашками. Женщины всегда одеты в соответствии с традиционными стандартами скромности. Основной язык в повседневной жизни — идиш.

Хасидизм

Подвидом хареди-иудаизма является хасидизм, последователи которого называются хасидами (хасидим). Хасидизм разделяется на множество династических сект, каждая из которых названа в честь европейского города её происхождения: любавический хасидизм, например, возник в городе Любавичи в России, близ современной Беларуси. Каждой сектой управляет её ребе, человек, считающийся уникальным духовным авторитетом и каналом к Богу для своих последователей, которые часто ищут его благословения и совета.

Вторым отличием является то, что хасидское мышление включает в себя каббалу, часто называемую “еврейским мистицизмом”. В том виде каббалы, которой следует хасидизм (т.н. Лурианская каббала по имени её создателя, Ицхака Лурии), Бог имманентный, Он присутствует внутри каждого Своего творения. В каббалистическом мировоззрении, Бог существует в десяти сфирот или имманациях и “сжал” Себя, чтобы сотворить мир. В тот момент Божьи искры были в “сосудах”, которые разбились, пролив эти искры света на творение и принеся в мир зло. Теперь, как утверждают каббалисты, мы должны искать эти искры, исполняя мицвот или заповеди. Из понятия имманации Бога также исходит идея о том, что мы должны поклоняться Богу в радости (часто выражаемой в танце и пении) и находить духовность в ежедневных делах.

Согласно еврейскому обзору в 2013 году, в Соединённых Штатах 10% американских евреев называют себя ортодоксами . В Европе же, напротив, ортодоксальные евреи остаются наибольшей по численности группой .

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка – Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в землю обетованную. Во время этого странствования на горе Синай Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев – иудаизм.

Религиозный состав

На территории Европы сейчас проживают около 62 народов. Многие из них прибыли сюда как эмигранты и принесли свою веру с собой с родины. Другие же приняли религию, действующую на данной территории. В подавляющем большинстве Европа является христианской. Но благодаря переселению людей здесь можно увидеть и католический собор, и православный храм, и мечеть, и синагогу.

Россия

988 год известен истории как год крещения Руси. Князь Владимир привез христианскую православную веру на родину и распространил ее здесь. Конечно, языческому государству тяжело было перестроиться на новый лад, переоценить вековые жизненные уклады, поменять мировоззрение. Но со временем православные христиане объединились в единое государство, новая вера примирила воюющие княжества и закончила многолетние междоусобицы.

Много веков православие в нашей стране было государственной религией. Церковные священники и патриархи всегда присутствовали при монархе в качестве советников.

Православных христиан в государстве более 70 % населения.

В 1448 году Московская епархия объявила о своей независимости от Константинополя, а позже избрала своего патриарха.

Падение царского дома и последующие годы после революции были весьма печальными для православия. Было уничтожено колоссальное количество церквей, храмов и монастырей, священнослужители часто преследовались атеистической властью. Многие эмигрировали в западную Европу и перевезли туда свою веру.

Гонения на православных закончились с распадом СССР в 1991 году. Храмы и монастыри стали восстанавливать, давление на священнослужителей закончилось.

Франция

Конституция этой страны позиционирует себя как светское государство. В 1905 году церковь отделили от государства. Поэтому здесь люди имеют право принадлежать к абсолютно любым религиозным организациям и верить во что угодно или не верить ни во что.

Изначально во Франции преобладали католики и протестанты. Но пять революций и кровопролитные войны заставили многих граждан придерживаться атеизма, и их число в современной Франции растет.

Со времен римской империи во Франции поселилось достаточное количество евреев, которые принесли с собой иудаизм. В средние века на них устроили жестокие гонения. В конце 18 века французские евреи создали свой союз, который защищает их права и интересы.

Великобритания

Англия — христианская страна. До 16 века в стране хозяйничала Римско-католическая церковь. Король Генрих VIII приказал перевести Библию на английский язык, назначил себя главой английской церкви и открыл страну для протестантов. И по сей день монарх Великобритании является главой англиканской церкви, который назначает архиепископов.

Англиканство является государственной религией, но по закону граждане свободны в выборе религии.

В английских школах обязателен предмет, на котором рассказывают об основных мировых религиях, о своей государственной вере, а также о терпимости к другим различным вероисповеданиям и культам. Во многих школах обязательны ежедневные молитвы, но родители при желании могут освободить своих детей от этого.

Германия

Древние племена Германии были язычниками и поклонялись силам природы (солнцу, ветру, луне и т. д.). В 4 веке в Германию пришло христианство, а к 8 веку святой Бонифаций сумел обратить в эту веру большую часть сограждан. Святой Бонифаций — апостол Германии и почитается католической церковью.

К началу 16 века церковь владела более трети всей земли страны, получала церковный налог с крестьян, торговала индульгенциями.

Монах Мартин Лютер озвучил тезисы реформации о несправедливой и угнетающей деятельности католической церкви и издал свои знаменитые тезисы. После этого он стал основоположником нового религиозного движения — протестантского.

Папа Римский отлучил Лютера от церкви и начались продолжительные религиозные войны, которые значительно ослабили и раздробили государство. После этого на юге страны закрепились католики, а на севере протестанты.

С приходим к власти Гитлера изменилась и концепция веры. Библия была полностью переиначена Третьим рейхом. Была разработана новая религиозная доктрина, которая соответствовала требованиям власти.

Современная Германия является светским государством. Здесь люди имеют свободу в выборе веры. Половина населения — христиане.

Эмигранты привезли сюда свою веру, но они немногочисленны. Очень многие в этой стране являются атеистами и не придерживаются никакой конфессии.

В чём иудеи обвиняли Иисуса и апостолов?[править]

Вопрос о справедливости этих обвинений безрезультатно оспаривается иудеями и христианами 2000 лет. Иудеи считают обвинения справедливыми — христиане беспочвенными.

1.Запрещает давать подать кесарю, Лука 23.2 (Запрещает платить налоги)

2.Называет Себя Христом». Лука 23.2

3.Называет себя Богом.Лука 23.2

4.Называет себя Царём Иудейским.Лука 23.2 (Призыв в вооружённому восстанию против царя Иудеи Ирода)

5.»Распяли Его.И была надпись вины Его: Царь Иудейский» Матфей 15.25

6.Cделал Себя Сыном Божиим».Иоанн 19:7

7 Иудеи сказали Ему в ответ: не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом. Иоанн 10.33

8. Фарисеи, сказали Иисусу: ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу… Фарисеи имели совещание против Него, как бы погубить Его» Мф 12:1-14

9. Стали иудеи гнать Иисуса, и искали убить Его за то, что Он делал… дела в субботу Иоан. 5; 16

10. «И ещё более искали убить Его иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоан. 5; 18)

11. Фарисей удивился, увидев, что Иисус не мыл руки перед едой. Лука 11.38

12. Угрожал разрушить Храм. Лука 21.6 Марк 14.58 Марк 13.2

13. Не соблюдал посты. Марк 2.18

14. Иисус ел и пил с мытарями и грешниками. Марк 2.16

15. «Иисус любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» Лука 7.34 Матфей 11.19

Иисус устраивает погром в Храме: Изгнание торгующих из храма:

https://www.youtube.com/watch?v=s354D3-Hom0

Христиане считают прямо наоборот. Иисус был безгрешным и сознательно пострадал за наши грехи.

Обвинения против апостолов

1. Апостол Павел был «язвою общества».Деяния 24.5

2. Апостол Павел был «возбудителем мятежа между иудеями».Деяния 24.5

3. Апостол Павел был «представителем Назорейской ереси».Деяния 24.5

4. Апостол Павел «отважился осквернить храм».Деяния 24.6

5. Апостол Стефан «говорил хульные слова на Моисея и на Бога». Деяния 6.11

6. Апостол Стефан «не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон». Деяния 6.13.

7. Апостол Стефан «говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей». Деяния 6.14

Реконструктивистский иудаизм

Реконструктивистский иудаизм является ответвлением консервативного иудаизма. Это по большей части произведение одного человека, Мордехая Каплана, который видел иудаизм как эволюционирующую религиозную цивилизацию. Каплан начинал как ортодоксальный раввин, став консервативным непосредственно до основания реконструктивизма. Реконструктивистский иудаизм более положительно относится к традиции и принятию решений общиной, чем реформистский иудаизм, хотя и существует значительная свобода в вопросах поведения и верований.

В 1922-м году Каплан провёл бат-мицву для девочек, среди которых была его собственная дочь Юдит, и после этого данная церемония вошла в еврейский мейнстрим. Хотя в 19-м веке и были одиночные примеры проведения бат-мицвы, именно Каплан сделал этот обряд нормой для широкого еврейского сообщества. Ранее нормой было проведение обряда только для мальчиков. (Бар- и бат-мицва — это обряды вступления в совершеннолетие, первый проводится для мальчиков в 13 лет, второй — для девочек в 12 или 13 лет. Во время этих церемоний мальчик или девочка публично берут на себя обязанность жить по-еврейски и принимать участие в жизни еврейской общины.)

Это движение также сыграло важную роль в продвижении хавуры, или малых групп, объединяющих евреев-единомышленников. Хавурот (множ. число) часто функционируют как альтернатива более устоявшимся еврейским институтам. Их члены встречаются в Шаббат и праздники, проводя обряды, связанные с циклом жизни по еврейскому календарю и/или для обучения и молитвы.

На 2013-й год только 1% американских евреев причисляли себя к реконструктивистскому иудаизму . Тем не менее, с их установлением обряда бат-мицвы и содействием движению хавура, реконструктивистский иудаизм сыграл свою довольно значимую роль.

Кто является основателем иудаизма?

Иудаизм — это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.


Иудаизм

Подрастая, Моисей постоянно замечал притеснения, которым подвергаются его соплеменники. В порыве ярости он однажды убил надсмотрщика-египтянина, и ему пришлось бежать из страны. Его приютила земля мадианитян. Он жил в полукочевом городе, о котором упоминается в Библии и Коране. Именно там Бог, в образе пламенеющего, но несгораемого кустарника, призвал его к себе. Он поведал Моисею об его миссии.

Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием — это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения. Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8. В это время нет поста и не оплакивают умерших.

Спектр иудаизма

Иудаизм состоит из нескольких “ветвей”, также называемых деноминациями или течениями, которые занимают целый спектр — от традиционного религиозного до либерального. Тем не менее, евреи — это народ, а не религия; еврейство и иудаизм — это не всегда одно и то же. В то время, как иудаизм “должен быть” религией, которую практикуют евреи, есть евреи, которые “выбирают” какие-то элементы иудаизма, подходящие им лично, в то время как другие вообще не практикуют иудаизм. Некоторые из них приняли другие религии, такие как буддизм. Ветви иудаизма, в том виде, в котором они известны сегодня, покрывают довольно большой процент веры еврейского народа.

Полвека назад иудаизм можно было описать как состоящий из трёх основных направлений, и большинство евреев причисляли себя к одному из них: ортодоксальный (традиционный), реформистский (либеральный, в Европе известный также как прогрессивный) и консервативный (нечто среднее между двумя предыдущими ветвями, также известен за пределами Северной Америки как масортим). Есть также некоторые небольшие ответвления, такие, как реконструктивистский иудаизм, но по большому счёту американские евреи попадают в одну из ветвей “большой тройки”.

Хотя большая тройка всё ещё в значительной степени сохраняется, спектр иудаизма сегодня шире. Например, некоторые могут назвать себя “консервадоксами” (объединяющими консервативный и ортодоксальный иудаизм). И хотя я никогда не слышал этот термин, тот реформистский Темпль, в который я ходил с детства в Бруклине, поразил меня тем, что он был более “реформативным” (соединяя реформизм и консерватизм), чем исходно реформистский.

Верования и практика

Стоит также отметить, что хотя каждая ветвь иудаизма имеет своё более-менее “официальное” понимание еврейской веры, простое посещение определённой синагоги не обязательно означает, что человек верит в официальные её доктрины (или хотя бы понимает их).

Ортодоксальный иудаизм, например, “официально” учит, что Бог реален, но вы можете найти некоторых агностиков и даже атеистов, посещающих ортодоксальные синагоги. Многие не считают это противоречием, потому что иудаизм делает акцент на том, как жить, а не на том, во что верить. Потому, хотя религиозные верования, с которыми выросли евреи, и могут изменяться или уходить на задний план, многие предпочитают сохранять ценности и образ жизни. Есть ортодоксальные способы ежедневного поведения и образа жизни, такие как кашрут или соблюдения Шаббата согласно ортодоксальной галахе (еврейскому закону), но нет никаких доктринальных требований, кроме признания того, что Бог Един (о чём говорит молитва “Шма”, Втор. 6:4). Хотя и правда то, что большинство ортодоксальных евреев, например, верят в будущего Мессию, а большинство реформистов нет, нельзя сказать, что это верно для каждого отдельно взятого человека.

В отличие от предыдущих поколений, многие евреи сегодня не связаны с синагогой в принципе. Многие формулируют свою собственную версию иудаизма и не вписываются ни в одну из “официальных” версий этих направлений.

Вместе с тем, следующий обзор трёх основных ветвей всё ещё является актуальным кратким руководством по иудаизму.

Что такое Талмуд и Тора и чем они отличаются от Библии

Начнем с того, что иудейская Библия не идентична христианской. Христиан­ская состоит из двух частей — Ветхого и Нового Завета. Ветхий Завет (39 книг) как раз тождествен иудейской Библии, но книги расположены в нем немного в ином порядке, и некоторые из них представлены в иной редакции. Сами иудеи предпочитают называть свое Священное Писание «ТаНаХ» — это аббре­виатура, образованная из первых букв названий его частей  Т — Тора (Закон), Н — Невиим (Пророки), К (Х) — Ктувим (Писания). . В иудейском контексте не стоит использовать название «Ветхий Завет», поскольку для иу­деев их завет с Богом  Завет — термин, устоявшийся в русских пере­водах еврейской Библии, хотя правильнее было бы использовать слово «договор».  — единственный и актуальный. Еще одно слово, которым часто обозначают Священное Писание в иуда­изме, — Тора (Закон). Этот термин используется в разных значениях: так называют первые пять книг Библии (Пятикнижие Моисея), но иногда и Библию в целом, и даже всю сово­купность иудейских законов.

Слово «талмуд» в русском языке приобрело нарицательный характер — так можно назвать любую толстую книгу. Однако в иудаизме Талмуд (с ивр. «уче­ние») не просто толстая, а очень толстая книга — это памятник средневековой еврейской мысли, свод юридических, этических и ритуальных норм иудаизма. Тексты Талмуда представляют собой дискуссии авторитетных мудрецов по раз­ным вопросам из всех сфер жизни — земледелия, религиозных праздников и ритуалов, се­мей­ных отношений, уголовного права и пр. По объе­му Тал­муд в несколько раз превосходит Библию и дополняет ее. Высокий статус Талмуда в иуда­изме обеспечивается представлением о том, что в его основе лежит Устный Закон (или Устная Тора), который, как и сама Тора, был дарован Богом пророку Моисею на горе Синай. Тора была дарована в письменном виде; Уст­ный Закон, как сле­дует из его названия, — в устном. Именно в устной форме он транслиро­вался из поколения в поколение, обсуждался и комментировался мудреца­ми, пока, наконец, не был записан.

Примечания[править]

  1. Две Библии — два пути
  2. Цит. по: Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных, и святых отец. М., 1893.
  3. Иоанн Златоуст, Против иудеев
  4. Цит. по: Иоанн Златоуст о евреях Творения Святого отца нашего Иоанна Златоуста. Первое слово против иудеев. СПб., —, Т. I, стр. 646—661.
  5. Цит. по: Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев посад, , стр. 29
  6. Цит. по: Полное собрание творения святителя Игнатия Брянчанинова IV том Москва, , стр. 210
  7. Цит. по: Израиль в прошлом, настоящем и будущем. Сборник. Сергиев посад, , стр. 44—45.
  8. Протоиерей Н. Малиновский. Очерк православно-христианского вероучения с изложением предварительных понятий о религии и откровении вообще и обзором вероисповедных особенностей римской церкви и протестантства. Сергиев Посад, , стр. 21 — 29.
  9. Митрополит Филарет (Дроздов) и евреи Статья Константина Гаврилкина.
  10. Лютостанский Ипполит Иосифович Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896-1918.

Выбор названия

Первая постановка оперы в Санкт-Петербурге в 1837 году прошла под названием «Дочь кардинала». Тем не менее, во второй половине XIX века — начале XX века данный опус Галеви был известен в России под названием «Жидовка» или «Еврейка».
Согласно записи в «Дневнике» С. С. Прокофьева, 31 июля 1917 года в Кисловодске опера шла под названием «Жидовка».

Однако в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона в статье о Галеви (том 12, 1913 год) все названия его сочинений приведены на французском языке.

При советской власти, особенно в условиях проведения кампании по борьбе с антисемитизмом в 20-х годах XX века, название оперы «Жидовка» стало немыслимым.

Долгое время, почти сто лет, опера Галеви не ставилась на отечественной сцене. При подготовке премьеры в Петербурге в стиле «радикального постмодерна» стал нелёгкий выбор названия из трёх вариантов: «Еврейка», «Жидовка» или «Иудейка». Несмотря на то, что в 2010 году первый спектакль в Михайловском театре прошёл под названием «Жидовка», в настоящее время в России в анонсах оперы значится толерантный вариант перевода «Иудейка».

Когда придет Мессия

В иудаизме существует представление, что однажды в мир придет Спаситель — идеальный царь, потомок царя Давида, правившего в ХI веке до н. э., Мессия (с ивр. «машиах» — «помазанник»). На протяжении веков евреи связывали с его приходом надежду на изменение своего нередко бедственного положения, вос­становление былого величия Израиля и возвращение на историческую родину  Период истории с конца I века н. э. до со­здания государства Израиль в 1948 году в еврейской традиции рассматривается как время галута — «изгнания». В силу разных трагических обстоятельств боль­шинство евреев были вынуждены жить за пределами земли, которая, как они верили, принадлежит им по обещанию — обету, данному Богом первому еврею — праотцу Аврааму (отсюда «Земля обетованная»).. Неудивительно, что мессианские ожидания обострялись в эпоху политических катаклизмов. Как известно, христиане считают, что Мессия уже пришел — это Иисус Христос (в переводе с греческого «христос» также означает «помазан­ник»), плотник из города Назарета. В еврейской истории были и другие претен­денты на роль «того самого Мессии» — Бар-Кохба (II век н. э.)  Шимон Бар-Кохба — предводитель крупного антиримского восстания в 131–135 годах н. э. Восстание было подавлено, евреев изгнали из Иерусалима, а провинция Иудея получила новое название — Сирия Палестина. , Шабтай Цви (XVII век)  Шабтай Цви (1626–1676) — еврей, в 1648 году объявивший себя Мессией. Собрал много последователей, так как в то время иудеи, потрясенные чудовищными погромами на Украине, как никогда остро ожидали своего избавителя. В 1666 году под угрозой казни принял ислам., Яков Франк (XVIII век)  Яков Франк (1726–1791) — еврей, объявив­ший себя Мессией. Нашел последователей в Польше (Подолии). В 1759 году вместе с многими последова­телями крестился в католичество. , но связанные с ними надежды оказались обманутыми, поэтому иудеи продолжают ждать. 

Заключение

Вне зависимости от размера, каждая ветвь иудаизма и отражала, и формировала мышление и поведение еврейского народа по всему миру. Каждая занимает своё место в этом широком спектре от ультра-ортодоксального до ультра-либерального иудаизма. И этот спектр полностью включает в себя 30% американских евреев, которые не причисляют себя ни к одной ветви иудаизма, тем не менее продолжая считать себя евреями. . И хотя в иудаизме есть существенное единство, он постоянно продолжает демонстрировать своё разнообразие.

Этот текст был адаптирован из более ранней статьи миссии Евреи за Иисуса, опубликованной 1 февраля 1990-го года.

Ссылки

Pew Research Center, Survey of U.S. Jews, Feb. 20–June 13, 2013. Figures may not sum to 100% due to rounding. Based on the net Jewish population (both Jews by religion and Jews of no religion). http://www.pewforum.org/2013/10/01/jewish-american-beliefs-attitudes-culture-survey/ Fishkoff, Sue. “Europe’s Conservative movement enjoying popularity boom.” Jewish News of Northern California, October 1, 2010. https://www.jweekly.com/2010/10/01/europes-conservative-movement-enjoying-popularity-boom/. Pew Research Center, там же Fishkoff, там же https://en.wikipedia.org/wiki/Conservative_Judaism Daniel Gordis, “Conservative Judaism: A Requiem,” Jewish Review of Books (Winter 2014), https://jewishreviewofbooks.com/articles/566/requiem-for-a-movement/ там же там же Pew Research Center, там же там же

Последнее пожертвование: 21.11.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий