Профессия матрос: обязанности и особенности

Содержание

Сердце судна – машинное отделение

Там располагается главный двигатель, который приводит в движение судно, и прочие механизмы которые обеспечивают работу судовых систем. За тем чтобы всё исправно работало следят механики (англ. Engineers). Их количество определяется размером и степенью автоматизации судна. На судах с высокой автоматизацией вахта в машинном отделении не несётся, и в случае неисправности прямо в каюту механика поступает сигнал, получив который, он идёт и решает проблему. В противном случае, в машине, также, как и на навигационном мостике, несётся вахта.

Русский фотографирующийся с Бразильцами на фоне Ирландского фонтана — хорошая иллюстрация нашего космополитичного времени)

Преимущества и недостатки профессии

Работа и отдых

Сколько зарабатывает матрос

Зарплата матроса на каботажном и дальнем плавании сильно разнится в пользу последнего. Это обусловлено высокими требованиями к стажу (минимум полгода работы на каботаже), знаниям (наличие специальных сертификатов для работы на определенных типах судов, например, танкеров или газовозов), уровню владения английским языком (на каботаже, как правило, не требуется).

Однако следует учитывать, что зарплата матроса на судне зависит от графика работы. Оплачиваются только проведенные в море месяцы. Так что моя реальная зарплата — 40000 рублей в месяц при графике 2 недели через 2 недели — не меньше оклада матроса, например, на бункеровщике компании «Роснефть» (название взято просто для примера), который получает 80000 рублей в месяц, при графике месяц через месяц, по той простой причине, что я работаю и получаю зарплату каждый месяц, а он один месяц проводит полностью на берегу и этот месяц не оплачивается.

На дне

Моряками бывают и роботы. А точнее — подводные роботы-автоматы, управляемые с поверхности воды. Чтобы они приступили к работе, специальные геофизические суда исследуют, квадрат за квадратом, морское дно и всё, что находится под ним, в поисках новых и новых месторождений нефти — основного источника энергии на планете.

В последнее время количество нефти, добываемой из не слишком глубоких и достаточно старых скважин, уменьшается. А новые месторождения находятся на большой глубине. К примеру, у побережья Бразилии пробурена скважина на глубине 2300 м. Для разработки таких месторождений требуются суда с совершенно фантастическим оборудованием, ведь буровую платформу в таких условиях невозможно поставить на якорь. Что делать? Появились суда и гигантские плавучие платформы, управляемые с помощью спутниковых систем навигации, за счет работы которых платформа и удерживается на месте.

Буксиры доставляют на места и устанавливают новые платформы, добывающие в море нефть и газ. Порой огромные платформы буксируются через океаны. Суда-снабженцы день и ночь доставляют на платформы оборудование, цемент, топливо, воду, продукты. Водолазы контролируют состояние трубопроводов и платформ. А контроль в недоступных человеку местах — уже прерогатива роботов.

Итак, буровые суда бурят скважины в морском дне. Кстати, они разыскивают в океане не только нефть, но даже алмазы.

А еще есть суда, которые прокладывают в океане трубопроводы и кабель, связывая материки между собой.

Стоит ли выходить замуж за моряка?

Брак – дело добровольное. Люди совершают этот важный шаг в своей жизни по многим причинам: некоторые из-за большой любви, некоторые чтобы улучшить материальное положение, а есть и такие, которые просто хотят детей. Какова бы ни была причина, осуждать женщину нет смысла. У нее своя жизнь, и на что ее тратить — может решать только она. Поэтому, когда девушка выходит замуж за моряка, она должна отдавать себе отчет в том, что делает и какой результат получит.

Есть хорошая книга П. Успенского «Странная жизнь Ивана Осокина». В ней рассказывается о том, что любой из нас заранее знает результат каждого своего действия, и, если любому человеку дать возможность прожить свою жизнь еще раз, одинаков будет не только конечный результат, но даже путь, к нему ведущий. Сделать из этого вывод несложно: жены моряков еще до свадьбы знали, что их будет ждать дальше. Поэтому, если девушка влюбилась и понимает, что это на всю жизнь, у нее даже не возникнет сомнений в правильности своего решения. А вот если сомнения начинают посещать, значит, женщина не уверена в своем решении.

Конечно, многие подруги будут перед свадьбой задавать провокационные вопросы. Например: одумайся, легко ли быть женой моряка? Не стоит строить иллюзий, что любимый человек бросит свою работу ради женщины. Чаще всего он будет искать баланс и лавировать между этими областями жизни. Так что ответить на вопрос «Стоит ли выходить замуж за моряка?» можно так: «Есть сомнения — значит, не стоит». Если сомнений в правильности решения нет – тогда это ваш человек.

Где могут работать моряки дальнего плавания?

В советские времена особого выбора не было, разве что между Балтийским или Черноморским пароходством, поскольку единственным судовладельцем было государство. Сегодня моряки могут работать на самых разных судовладельцев. Для того, чтобы устроиться на судно, нужно обратиться в крюинговую компанию. Это специализированные фирмы-посредники, которые по поручению судовладельцев осуществляют подбор кадров для судов разного типа, например, для пассажирских и грузовых (причем в последнюю категорию входят и контейнеровозы, и танкеры, и другие типы транспорта – зарплата, как и условия работы, во всех случаях будут разными).

Крюинговые компании могут нанимать моряков по всему миру, особенно учитывая возможности современных коммуникаций. Они поддерживают связь со специалистами по телефону или электронной почте, хотя иногда бывает необходимо и личное присутствие в офисе.

Крюинговые компании занимаются и оформлением документов, которые необходимы для того, чтобы моряк мог беспрепятственно проследовать на судно, ведь оно может находиться в любом порту, а не только на территории России.

Список требований у разных судовладельцев может быть разным. Иногда достаточно пройти собеседование в телефонном режиме. Но бывает и так, что моряк должен получить лицензию страны, под флагом которой будет ходить. В таком случае нужно сначала сдавать экзамен в той стране, которая выдает соответствующий документ.

Крюинговые компании заключают с моряками контракты, в которых и прописывают зарплату. Следует отметить, что контракт заключают на определенный срок, например, на 9-10 месяцев. Когда говорят, что моряк получает, скажем, 1500 долларов за месяц, это означает, что речь идет о месяце работы. Таким образом, то время, что моряк проводит на берегу между рейсами, не оплачивается. И поэтому заработок моряка не так высок, как могло бы показаться на первый взгляд.

Преимущества профессии моряк

Не каждый решится связать жизнь с морем, но те, кто выбирает эту профессию, видят в ней призвание. Многие моряки, по возвращению домой, в скором времени начинают скучать за работой и хотят быстрее уйти в плаванье.

Жизнь моряка связывают с романтикой длительной разлуки и созерцания синих бескрайних вод. Привлекательность профессии также обусловлена возможностью путешествовать. Во время рейса корабли заходят в порты разных стран, где экипаж может ознакомиться с достопримечательностями городов и культурой народа.

Среди самых больших преимуществ профессии отмечают высокий уровень доходов. Зарплаты моряков варьируются в зависимости от занимаемой должности, класса судна и компании-работодателя. Капитаны дальнего плаванья на больших кораблях иностранных судовладельцев могут претендовать на оклад до 500 тысяч рублей, а на отечественных судах – 180-225 тысяч. Матросы и обслуживающий персонал зарабатывают свыше 1000 долларов. Экипаж корабля также обеспечен бесплатным проживанием, питанием и страховкой, что является немаловажным бонусом.

Трудоустройство на рыболовецкое судно

Для работы в море список вакансий всегда широк. Особенно если речь касается рыболовецких шхун. Рыбакам с опытом работы доступна работа мотористом в море во Владивостоке. Оплачиваются такие вакансии очень хорошо. Максимальный месячный заработок в сезон достигает 120 тысяч рублей.

Если человек владеет английским языком, ему доступна работа на рыболовном судне не только с российским портом приписки, но и на иностранных кораблях. Зарплаты на них достигают $3000 в месяц и выше.

Требования к претендентам

У каждого судовладельца существуют свои требования к членам экипажа. Например, сейчас очень трудно найти вакансии для моряков без знания английского языка. Также существуют ограничения по возрасту. Для матросов и мотористов — 45 лет. Для боцмана и повара — 50 лет. Официанты и другой обслуживающий персонал — до 40 лет.

Подобная возрастная дискриминация часто связана с тем, что судовладелец желает минимизировать риски, связанные со здоровьем экипажа. Чем моложе человек, тем меньше вероятности того, что во время продолжительного перехода через Атлантику или Индийский океан у него резко обострится какое-либо хроническое заболевание, требующее срочного захода в близлежащий порт за медицинской помощью.

Издержки профессии

Морские профессии имеют ряд недостатков, о которых нужно знать заранее

Если не брать во внимание крупные круизные суда, пребывание на которых оптимизировано для большего удобства пассажиров, работа моряков не такая уж и привлекательная. Рыболовецкие суда чаще всего плавают в холодных штормовых водах Охотского, Японского и других морей

Учитывая, что размер таких кораблей невелик, нужно быть готовым к длительной качке.

В экипаже многих кораблей отсутствует врач. Поэтому, если у моряка, например, обострится аппендицит, до ближайшей больницы может быть двое-трое суток пути. Все это нужно учитывать.

Однако работа в море на рыбопромысловых судах в Мурманске и Владивостоке остается востребованной. Плюсом этой профессии является высокая заработная плата. Она, конечно, ниже, чем в Японии или США, но если сравнивать с доходами большинства населения нашей страны, выбирать не приходится.

Уровень заработных плат

При трудоустройстве на круизные лайнеры иностранных компаний претендент может рассчитывать на уровень дохода в $1800-2200 США в месяц (официанты, парикмахеры, фитнес-тренеры и т.д.).

Зарплата капитана всегда превышает $5000. Если брать крупные пассажирские суда, то месячный доход может достигать $10000, для старшего командного состава — $5000.

Работа и отдых

Моряк – это больше образ жизни, нежели профессия. Начавший морскую карьеру человек попадает в настоящую зависимость от нее. Романтикам, прежде чем поступать на службу к властелину морей, надо хорошо подумать, чем они жертвуют. Четко осознайте специфику этой работы, чтобы в будущем не возникало неприятных сюрпризов.

Часто в экипаже, кроме вас, больше нет ни одного человека, говорящего по-русски. Не всегда выдается возможность позвонить домой. В море нет ни суббот с воскресеньями, ни праздников. Ради снижения затрат судовладельцам выгодно сокращать численность экипажа и перекладывать весь труд на плечи оставшихся моряков.

Люди на судне работают по графику «6 часов работы – 6 часов отдыха». Впрочем, отдых – понятие относительное. Качка, сильные электромагнитные поля, ограниченное пространство, 45–60°С на палубе и в машинном отделении, высокий уровень шума, ощущение вибрации двигателей, запахи топлива и многочисленных ядовитых веществ, постоянная смена часовых поясов, продукты питания, хранящиеся на борту иногда по месяцу, вода, полученная из дистиллята либо из непроверенного источника с берега – вот краткий перечень «прелестей» этой работы. Надо иметь очень хорошее здоровье и иммунитет, чтобы уверенно работать на судне в условиях длительных (иногда больше месяца) океанских переходов и отсутствия врача. Есть такие понятия, как восстановление организма, реабилитация. Если перегруженному моряку не дать вовремя отдохнуть, усталость переходит в болезнь. А болезнь – в свою хроническую стадию.

В Великобритании, например, существует закон, согласно которому моряк, вернувшийся из рейса продолжительностью более трех с половиной месяцев, не допускается к участию в выборах до окончания периода отдыха.

А еще следует помнить: работа ни по постоянному, ни по временному видам контракта не входит в трудовой стаж моряка в России. По существующим российским законам, граждане России, находившиеся за границей свыше 183 суток, даже освобождаются от уплаты налогов.

Как ни странно, моряк, проработавший в море несколько месяцев, считается… безработным. Человек, годами приносящий стране прибыль в виде ввозимой валюты, попросту не имеет права на получение пенсии на основании трудового стажа, поскольку официально был безработным. В случае потери здоровья моряк и в самом деле станет безработным, поскольку медкомиссия признает его негодным, а компенсаций со стороны государства не будет.

Куда пойти учиться: список морских вузов и колледжей

Если вы твердо решили, что хотите связать свою жизнь с морем, нужно отдавать себе отчет, что это будет не так просто. Во-первых, у вас должно быть крепкое здоровье как физическое, так и психическое. Моряки ежегодно проходят медкомиссию, без которой их просто не допустят к работе. Без медицинской справки у вас не примут документы в вуз. 

Во-вторых, вы должны отлично плавать, перед поступлением в судоходный вуз, помимо медицинской справки, вам нужно будет сдать норматив по плаванью. Если вы с успехом прошли первых 2 испытания, то можно выбирать вуз:

  • АГТУ
  • ГУМРФ им. Макарова
  • ДВФУ
  • КАИ
  • МГАВТ
  • НГТУ им. Р.Е. Алексеева
  • СГУВТ

Эти учебные заведения предлагают обучение по следующим программам: 

  • 25.05.06  Эксплуатация судовых энергетических установок
  • 26.03.01 Управление водным транспортом и гидрографическое обеспечение судоходства
  • 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
  • 26.05.05 Судовождение
  • 26.05.07 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Если у вас не получается поступить в университет, то вы можете начать свое обучение в среднем учебном заведении. В таблице ниже представлены колледжи и предлагаемые ими программы: 

КолледжСпециальности
Ломоносовский морской колледж11.02.03 Эксплуатация оборудования радиосвязи и электрорадионавигации судов
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
Морской технический колледж им. Д.Н. Сенявина23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.01.12 Электрик судовой
35.02.10 Обработка водных биоресурсов
26.01.08 Моторист (машинист)
26.02.06 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики
26.01.07 Матрос
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж15.02.06 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям)
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
26.02.03 Судовождение
26.02.05 Эксплуатация судовых энергетических установок
35.02.09 Ихтиология и рыбоводство
35.02.11 Промышленное рыболовство

Судостроение является одним из видов морских профессий

Условия работы в рейсе

Какие есть специализации

Не бывает «просто моряков». Есть много профессий, востребованных судовладельцами. Морские суда используются также многими отраслями. Сжиженный газ перевозят на газовозах. Опасные химические грузы – на химовозах. Автомобили – на автомобилевозах, а на морских паромах – иногда целые составы поездов. Животных – на овцевозах. Есть рыболовецкие суда. Есть грузы, которые можно комбинировать – с этой целью существуют суда для генеральных грузов. Сыпучие грузы (зерно, уголь, руду) перевозят на балкерах, скоропортящиеся (фрукты, мясо, рыбу) – на рефрижераторах, жидкие (нефть, воду, вино) – на танкерах, контейнеры – на контейнеровозах.

Наконец, на пассажирских судах перевозят пассажиров – например, туристов.

Значит ли всё это, что на борту должны быть то химики, то инженеры автомобильного транспорта, то биологи, то гиды?

Капитан возглавляет экипаж и палубную службу, куда входят офицеры – старший, второй, третий, четвертый помощники капитана, а также рядовой состав – боцман, матросы, повара и официанты. На некоторых судах есть радиооператоры и врачи. На пассажирских судах работают множество дополнительных специалистов. Экипаж пассажирского судна может достигать полторы тысячи человек.

Палубная команда готовит к эксплуатации грузовые трюмы и палубные механизмы – занимается смазкой, уборкой, покраской. Палубные офицеры прокладывают курс на картах, проверяют оборудование, тренируют экипаж, несут ходовую вахту в море и следят за погрузкой судна в порту.

Машинную службу возглавляет старший механик, которому подчиняются офицеры – второй, третий, четвертый, системный механики, электромеханик, рефрижераторный механик, а также рядовой состав – мотористы, уборщики, сварщики, токари.

Машинная команда поддерживает в работоспособном состоянии весь комплекс механизмов машинного отделения. Морские инженеры имеют дело с разнообразными механизмами и системами различного назначения. На судах используются практически все существующие типы двигателей и даже ядерные реакторы. Каждый год появляются новые и новые технические решения в сфере судовых энергетических установок. Кстати, уникальные знания и опыт морских инженеров могут быть востребованы в иных областях промышленности.

Издержки профессии

Нехватка рабочей силы в краях с тяжёлыми климатическими условиями – не новость. Включая рыбопромысловые суда. Вот и ехали добровольцы за длинным рублём. Заработки и правда, большие, но доставались непросто. Работа на рыболовных судах в штормовом море, тяжёлая и отупляющая однообразием, в течение нескольких месяцев настраивает на грустные мысли. Восстановиться, или отвлечься не получается. К тому же условия далеко не комфортные. Постоянная качка, вибрация судна – не каждый выдержит. В совокупности это требует физических сил, здоровья и мобилизации духа. Угнетённость накапливается, мысли удручающие – нужна разрядка. Выброс энергии наступает после рейса и получения немалых денег в рыболовецкой конторе. Семьи за тысячи километров, остановить некому. Начинается загул. Сначала с ресторана, а заканчивался в притоне без копейки. Приходилось вновь идти в рейс, чтобы заработать и отвезти деньги семье. Так повторялось неоднократно, но сохранить заработанное не удавалось.

На работе эти отголоски тоже сказывались из-за употребления алкоголя: лишение премий, понижение в должности. В итоге человека списывали, и работа в море на рыбопромысловых судах на этом заканчивалась, начиналось падение человеческой личности. Далеко не каждый моряк отдыхает подобным образом, однако назвать это исключением из правил нельзя.

Какая заработная плата у моряков в Российской Федерации

Какие дополнительные навыки лучше освоить, чтобы получить лучшую работу?

Трудоустройство

Как стать моряком в России

1. Пройти обучение в одном из ВУЗов:

  • Государственная морская академия им. С.О. Макарова;
  • Московская государственная академия водного транспорта;
  • учебные заведения Санкт-Петербурга;
  • можно пройти обучение в Украине — Одесса, Киев, Харьков.

2. После прохождения обучения можно остаться работать в России, а можно выбрать зарубежную компанию. Зарубежные работодатели предоставляют больше возможностей для карьерного роста, лучшую оплату труда. Если ориентироваться на поиск зарубежного судна, без хорошего английского работу найти не получится.

3. Работа в России подразумевает постоянную аттестирование, моряк получает официальную зарплату, трудовой стаж. К сожалению, работа на Родине оплачивается на порядок ниже, чем платят европейские или американские работодатели.

4. Трудоустройство на российского работодателя более стабильное, ведь зарубежом после контракта никто не гарантирует продление, решение принимает работодатель.

Возможно Вас заинтересуют:

Как стать моряком: получаем образование

Недостатки

Длительное отсутствие. Моряки могут находиться в плавании до полугода, а подводники – и того дольше. Естественно, это порою становится для жены сильным неудобством. Некому отвести детей в школу, некому повесить гардину и т.д. Порою женщине трудно пережить своё одиночество, что рождает почву для конфликтной ситуации.

Неверность супругов. Это положение вытекает из предыдущего и тесно с ним связано. Профессия моряка приводит к длительному воздержанию обоих супругов от сексуальной жизни, и не все могут с этим смириться. В портовых городах достаточно соблазна для моряков, а супруге может быть тяжко без мужского плеча. Эти факторы в совокупности приводят к супружеской измене, к которой подавляющее большинство людей относятся резко отрицательно. Правда, порою между мужем и его спутницей заключается своего рода договор, позволяющий в целях экономии нервов случайные связи за пределами родного дома. Но подобные прогрессивные взгляды на семейную жизнь приживаются в российском консервативном обществе с большим трудом.

Неучастие в воспитании детей. Ещё одно положение, напрямую вытекающее из первого, которое необходимо выделить в отдельный пункт. Длительные отъезды отца приводят к тому, что фактически дети растут без него. Отец пропускает многие важные моменты становления своих детей как личностей, и поэтому, когда у него наконец появляется время заняться их воспитанием, между ними возникает большая пропасть. Они уже чужды друг другу. Ситуация эта поправима, но не каждый моряк захочет её решать.

Профессиональный риск. Профессия моряка относится к разряду опасных

Причём неважно, о каком именно моряке идёт речь – военном или гражданском. Водная стихия – одна из тех, которые человеку не под силу контролировать на все сто процентов

Мореплаватели рискуют жизнью и погибают постоянно во всех уголках земного шара: от укусов ядовитых животных, от болезней, подхваченных в тропических странах, от нападений пиратов… Их смывает с палубы огромными волнами, шторм переворачивает их корабли. Моряк, имеющий семью, всегда рискует оставить её без кормильца. Впрочем, он получает за это достойное материальное вознаграждение.

Нестабильность. Женщинам нравится стабильность и обеспеченность. С обеспеченностью у моряков, как правило, проблем нет, чего нельзя сказать о стабильности. Дело в том, что профессия моряка не предусматривает постоянного графика – рейс может быть назначен на любое время и в то же время стоять «на приколе» корабль также может очень долго. Моряк никогда не знает заранее, когда именно он снова окажется дома.

Доступные вакансии

Описанные выше должности относятся к командному составу

Рядовой состав делится на палубную команду (боцман, матросы, палубные кадеты) и машинную (мотористы, вайперы, машинные кадеты). Палубные выполняют, как это понятно из определения, работу по палубе – уход за палубными механизмами, корпусом судна (отбивают ржавчину, красят).

В общем, следят за тем, чтобы всё работало, крутилось и вертелось, их работой управляет старпом. После выгрузки зачищают трюма, участвуют в швартовке и постановке на якорь. А рядовой состав машинного отделения, выполняет черновую работу там, в кооперации с механиками. Рядовой состав, как правило, зарабатывает в пределах 1800-2500 $. Профессия моряк — возможно покажется вам прибыльной, по сравнению с тем, что вы получаете сейчас.

Также на судне присутствует повар – самая особенная должность, он кроме как в приготовлении пищи, больше ни в чём особо не участвует. Кок на корабле — это очень важная персона. Также на судах, где экипажи побольше, присутствует стюард – по сути, помощник повара. Это единственная должность, в которой на грузовом судне можно встретить женщину. Но и это не часто.

К сожалению, в наше время, не часто случается хорошо постоять в порту

“Живу в облаке проводов”

– Как получилось, что вы связали жизнь с морем?
–Еще в детстве читал книги о морских приключениях. Родные ориентировали меня на музыкальное училище, но я решил стать моряком. Поступил в Лиепае в военно-морскую школу. Позже окончил Высшее инженерное морское училище имени адмирала Макарова в Ленинграде. Сейчас оно переименовано в Государственную морскую академию. Выпускники этого учебного заведения востребованы во всех морских компаниях мира. Я успел поработать уже и в Швеции, и в Бельгии, и в Шотландии. Сейчас хожу под либерийским флагом.

Вот такими красивыми пейзажами любуются моряки

 
– К чему тяжелее всего привыкнуть во время первых рейсов?
–Вначале — к устройству быта. Особенно к тому, что тебя постоянно сопровождают качка и вибрация. А еще есть такой момент: очень много электрокабелей — и ты живешь в этом облаке проводов. Как правило, поначалу все страдают морской болезнью. Когда кто-то болеет, не попрекаем. Наоборот, помогаем советом, лекарствами. А самое лучшее средство отвлечься от качки — работа. Я первое время тоже немного побаливал, но держался. Сейчас уже не болею. 
Морской период моей жизни, не считая учебы, длится двадцать три года — уже ко всему привык. 
– Двадцать три года — достаточно много. Думаю, за это время многое изменилось в вашей профессии.
–Раньше в профессии моряка было больше романтики. Сегодня очень много бумаг, делопроизводства. Зато сейчас можно легко поменять компанию, при этом не будет необходимости привыкать к новой. Везде единая система — как в образовании, так и в менеджменте.
 
Условия работы изменились в лучшую сторону: появились новые технологии. 

Рабочее место Андрея Морачевского

 
Не так давно проще было получить образование и квалифицироваться: не требовали пересдачи экзаменов каждые пять лет. Еще отличие в том, что в былые времена капитан участвовал в подборе команды на судно. А в наши дни состав команды зависит от компании. Но если человек показал непрофессионализм, не выполнил свои обязанности, то его списывают в любой точке мира — и он оттуда самостоятельно добирается домой. 

Трудоустройство на рыболовецкое судно

Для работы в море список вакансий всегда широк. Особенно если речь касается рыболовецких шхун. Рыбакам с опытом работы доступна работа мотористом в море во Владивостоке. Оплачиваются такие вакансии очень хорошо. Максимальный месячный заработок в сезон достигает 120 тысяч рублей.

Если человек владеет английским языком, ему доступна работа на рыболовном судне не только с российским портом приписки, но и на иностранных кораблях. Зарплаты на них достигают $3000 в месяц и выше.

Требования к претендентам

У каждого судовладельца существуют свои требования к членам экипажа. Например, сейчас очень трудно найти вакансии для моряков без знания английского языка.

Также существуют ограничения по возрасту. Для матросов и мотористов — 45 лет. Для боцмана и повара — 50 лет. Официанты и другой обслуживающий персонал — до 40 лет.

Подобная возрастная дискриминация часто связана с тем, что судовладелец желает минимизировать риски, связанные со здоровьем экипажа. Чем моложе человек, тем меньше вероятности того, что во время продолжительного перехода через Атлантику или Индийский океан у него резко обострится какое-либо хроническое заболевание, требующее срочного захода в близлежащий порт за медицинской помощью.

Издержки профессии

В экипаже многих кораблей отсутствует врач. Поэтому, если у моряка, например, обострится аппендицит, до ближайшей больницы может быть двое-трое суток пути. Все это нужно учитывать.

Однако работа в море на рыбопромысловых судах в Мурманске и Владивостоке остается востребованной. Плюсом этой профессии является высокая заработная плата. Она, конечно, ниже, чем в Японии или США, но если сравнивать с доходами большинства населения нашей страны, выбирать не приходится.

Что нужно, чтобы стать капитаном

Есть два пути стать капитаном. Один из них: «дорасти» до капитана, начав с рядовой профессии на корабле. Второй – начать свою профессиональную деятельность с заветной должности.

Начиная свой путь с «обычной» профессии, вы получаете возможность еще до вступления в роль командира судна изучить различные тонкости, которые связаны с его жизнеобеспечением.

  • С одной стороны, такой путь получается более длительным.
  • С другой стороны – к моменту вашего назначения, вы уже будете иметь необходимый запас практических умений, которые позволяют более грамотно управлять доверенным вам судном и командой.
  • Кроме того, если вы будете работать в одной компании, то ваши шансы на то, что вам доверят управление судном, будут зависеть от того, как вы себя зарекомендуете, пока работаете мотористом, радистом, штурманом или обладаете другой профессией. 

Если вы решили начать свою профессиональную карьеру с должности капитана, то вас ожидают две основных трудности.

  • Во-первых, вам будет достаточно сложно найти свою «первую» компанию и убедить ее руководство в том, что вы достойны управления судном.
  • Во-вторых, каждый выпускник любого ВУЗа на своем горьком опыте отлично понимает, что преподаваемая ему теория отличается от практики. Из-за этого, многие молодые специалисты вынуждены «забывать» полученные теоретические знания и учиться заново. 

Но в целом, путь к капитанской должности мало отличается, что для человека начинающего «с низов», что для человека, который решил начинать с капитанского звания. 

Средняя зарплата по сферам деятельности

Что нужно знать новичку о работе в море

Какими личностными качествами должен обладать моряк?

Стоимость судов и перевозимых грузов, не говоря уже о бесценных человеческих жизнях, требуют от моряка высокого уровня ответственности. Каждый член экипажа корабля должен быть полезным. На корабле нет места ошибкам и халатности, поэтому п

редставители этой профессии – дисциплинированные, организованные и внимательные люди.

Ежегодно моряки проходят медицинский осмотр, по результатам которого принимается решение об их профпригодности. Поэтому наличие каких-либо заболеваний будет препятствовать профессиональной деятельности. Высокие нагрузки требуют хорошей физической подготовки и выносливости. Чтобы выдерживать постоянную качку, у моряка должен быть хорошо развит вестибулярный аппарат

Не менее важно психологическое здоровье, так как пребывание в окружении ограниченного количества людей и отсутствие возможности ступить на твердую землю может стать причиной стресса и депрессии

Терпение, выдержка и умение поддерживать хорошие взаимоотношения с окружающими также помогут пережить длительное плаванье. Моряк должен быть внимательным и быстро реагировать на ситуацию. Не менее значимыми качествами станут аналитическое мышление и умение овладевать собой в условиях стресса.

Как найти работу после вуза?

Вкратце о работе на не грузовых судах

Если взять рабочий уклад рыболовного судна, то он будет сильно отличаться от грузового. Там значительно больше человек в экипаже. Они разделены на команды :

  • добычи(те, кто оперирует сетями или тралом) ,
  • обработки (сортируют рыбу) ,
  • упаковки и пр.,
  • также там присутствуют должности характерные для работы на рыбе (технологи, рефмеханики, тралмастеры…).

В основном они работают по вахтам 4 через 8, и плюс выходят на подвахту на 2 часа в день. О заработках на рыбаках знаю, что они могут быть больше, а могут и меньше чем на грузовых судах. Если на сухогрузах фиксированная зарплата, то там всё зависит от улова. Но в основном больше на грузовых, плюс работа проще и интересней.

На офшорных судах помимо обычных морских должностей тоже есть специальные характерные для данного типа судна. Там 12-часовой рабочий день, как правило, 6 через 6. Эти суда, как и рыбаки, редко бывают в порту. В офшоре самые большие зарплаты. Там матрос может зарабатывать 2500$ и более. А командный состав до 15-17 000 $ за месяц рейса.

Но туда попасть совсем не просто, помимо обычных морских курсов, надо проходить ещё специальные, которые стоят немало, и конкуренция велика. Впрочем, из грузовых судов на танкерах, перевозящих токсичные грузы, можно заработать как в офшоре, но связано это с большим риском для здоровья.

Бывают ли измены?

Когда муж — моряк, жена невольно задумывается, как он справляется в рейсах без нее. Ведь одно дело — духовная близость, и совсем другое – физическая. Конечно, каждая девушка надеется, что ее избранник хранит ей верность и во время стоянок корабля в чужеземных странах не ухаживает за местными красавицами.

У мужчин на корабле есть правило, по которому коллеги по цеху не распространяются чужим женам насчет измен. Поэтому нет смысла допытываться у сослуживцев мужа о правде. Стоит просто положиться на верность супруга. Ведь в некоторых семьях мужчины умудряются изменять, живя с женой в одной квартире и не уезжая даже в командировки. Верность – это не какая-то черта характера, это такое же качество, как милосердие и дружелюбность, его нужно вырабатывать.

Говорят, что жены моряков изменяют намного чаще, чем их мужья. Это недостоверная информация, просто уличить жену в измене намного проще. Доброжелательные соседи и друзья всегда найдутся. А вот найти улики против мужа будет очень трудно. Но ведь изменяют же женщины, которые не состоят в браке с моряком. Поэтому подвести статистику затруднительно. Можно просто сказать, что хранить верность вполне возможно.

Особенности профессии

Промысел

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий