Все о дальнобойщиках

Как не заснуть за рулём

Опытные дальнобойщики рекомендуют спланировать маршрут перед отправлением. Включить в него остановки, в том числе для сна, с такой частотой, которая нужна конкретному водителю. Кроме того, они советуют несколько способов того, чтобы не заснуть за рулём в дороге.

Начинающим дальнобойщикам желательно проезжать не более 50 километров в сутки. Также нужно избегать оживлённых трасс.

В дорогу можно взять еду — обед и подсолнечные семечки, а также лимон. Не рекомендуется брать с собой или покупать на дороге еду из ресторанов быстрого питания, так как она быстро отнимает энергию и имеет менее полезный состав, чем домашняя. Семечки помогают сосредоточиться на определённом действии, если водитель чувствует сонливость. Лимон или другой цитрус берут с собой из-за запаха — он хорошо бодрит. Кроме того, лимонный сок, добавленный в напиток, даёт энергию. Кроме того, можно остановиться около магазина и купить любой холодный напиток — он, в отличие от тёплых, не успокаивает, а «запускает» организм.

По статистике, чаще других в аварию попадают дальнобойщики, которые едут одни. Если у водителя нет сменщика за рулём, можно взять попутчика либо найти пассажира среди знакомых или в интернете — в сервисах для совместных поездок. Разговор в дороге позволяет дольше не спать. Кроме того, попутчик сможет заметить, когда водитель будет выглядеть уставшим.

Другой совет от опытных водителей — слушать музыку. Слишком тихая музыка будет расслаблять, а громкая — угнетать, поэтому нужно подобрать правильную громкость. Лучше включать иностранные песни, так как незнакомый язык в песне заставляет мозг работать активнее. По этой же причине можно включать аудиозаписи, которые водитель слышит впервые. Слушать музыку нужно не всё время, а с перерывами по 15 минут в час.

Привычное средство для борьбы со сном — кофеин. Он может содержаться в напитках, таблетках и еде. Этот вариант всегда даёт разный результат — в зависимости от особенностей организма дальнобойщика и степени его усталости. Энергетические напитки более эффективны, так как в них много сахара и добавок — гуарана, таурин и прочее. Тем не менее, злоупотреблять ими не стоит, так как это сказывается на сердце.

Самый полезный для организма вариант борьбы со сном — физические упражнения. Нужно выходить из машины и разминаться — делать приседания и просто ходить. Некоторым помогает взбодриться массаж глазных яблок или напряжение и расслабление разных мышц тела. В крайнем случае, можно просто останавливаться и отдыхать раз в 2–3 часа. Кроме того, уставшему водителю рекомендуется сменить обстановку вокруг себя. Прохладный воздух бодрит и дольше не даёт заснуть.

Несмотря на эффективность различных способов, помогающих не заснуть, не рекомендуется долго ими пользоваться. Сон — натуральный источник энергии для организма. Даже непродолжительный сон может заменить собой напиток с кофеином.

Стать предпринимателем

Водитель дальнобойщик в России востребован в любой период. Будь то кризис в стране или экономический подъем, доставки грузов должны быть бесперебойными, чтобы любая структура работала нормально. Поэтому многие предприимчивые граждане становятся индивидуальными предпринимателями. Они получают собственные лицензии на проезд и поставки грузов различной категории и предлагают свои услуги разным компаниям торговой либо производственной направленности.

Хорошим опытом является и то, что многие бывшие работники из сферы водителей, организуют собственное логистическое агентство. Благодаря ему они получают хорошую прибыль и контакты с крупными предприятиями. Однако для этого потребуются большие затраты в виде приобретения большегрузной техники и ее обслуживания.

Дополнительно необходимо настроить и коммуникации. Для этого используется профессиональная связь, так как мобильные телефоны — это не всегда выгодно, да и соединение может на определенных участках отсутствовать. Частота рации дальнобойщиков в России меняется в зависимости от региона. Многие используют общие волны, чтобы поддерживать связь друг с другом, и в случае чрезвычайной ситуации прийти на помощь коллеге.

Особенности профессии

Выбирая эту профессию, необходимо понять, кто такой дальнобойщик – это человек, который любит дорогу, не боится опасностей и желает получать высокую оплату за свой труд. Он может трудоустроиться в отечественную или зарубежную компанию, в последнем случае оклад существенно выше. В обязанности дальнобойщика входят следующие виды работ:

  • перевозка грузов со склада (объекта, производства) заказчика по указанному маршруту;
  • выполнение мелкого и крупного ремонта автотранспортного средства;
  • заправка ТС топливом;
  • оказание помощи во время погрузочно-разгрузочных работ;
  • строгое соблюдение установленного графика;
  • работа с сопроводительной документацией.

Профессия опасная, ведь нередко на большегрузные машины, груженые дорогостоящей продукцией, совершают нападения. Поэтому дальнобойщик должен быть физически сильным и находчивым человеком, обладающим минимальными навыками самообороны. Он может выполнять вышеперечисленные обязанности самостоятельно, однако в сложные и долгие рейсы чаще всего ездит с напарником.

Требования к водителям дальнобойщикам

Работа дальнобойщиком подразумевает наличие водительских категорий C, E. Для некоторых работодателей необходимо, чтобы их будущий работник имел категории B, C, D, E. В любом случае, категория E должна быть открыта обязательно. Но, если у водителя открыто несколько категорий, это безусловно выделит его на фоне других претендентов.

Чтобы устроиться на работу дальнобойщиком, нужно минимум полгода водительского стажа. Хотя, конечно, крупные компании с большой заработной платой предпочитают кандидатов, опыт работы которых составляет не менее трех лет. Только такие специалисты допускаются к международным перевозкам.

Еще одним преимуществом соискателя станет наличие у него опыта работы на грузовиках европейского класса.

Помимо водительского удостоверения с открытыми категориями при устройстве в крупную транспортную компанию придется предъявить медицинскую справку и страховое свидетельство.

Положение водителя дальнобойщика во время пути.

Водитель должен сидеть так, чтобы в любую секунду предотвратить потенциальную аварию. Его положение не должно помешать резкому повороту руля или нажатию на тормоз.

Одной из типичных ошибок начинающих водителей является напряженный корпус при слишком согнутых руках. Чаще всего, это говорит о том, что он не уверен в себе, а поэтому, может забывать вовремя давать сигналы поворота, опаздывать с торможением и делает много лишних движений. Напряженные шейные мышцы не дают водителю производить нормальный круговой обзор.

Перед поездкой водитель-дальнобойщик должен принять правильную позу, расслабить мышцы рук и корпуса. В пути не нужно делать резких движений, часто ускоряться или притормаживать. Обдумывание всех операций должно происходить заблаговременно.

Лишние резкие ускорения в сочетание с частым торможением будут мешать водителю автомобиля, который едет следом. Поэтому, не нужно резко жать на газ и мешать нормальной работе двигателя. Кроме того, начинающий водитель должен обязательно следить за соблюдением дистанции.

Еще одной оплошностью считается отсутствие умения правильно двинуться с места. Водитель раньше, чем надо включает повышенную передачу, но затем теряет набранную скорость из-за долгого и неуверенного переключения других передач.

Водительские права категории С

Получив только категорию С, дальнобойщиком сразу не стать. За руль большой «Вольво» или «Скании» с прицепом работодатель не посадит новичка, а покупать в собственность фуру за 2–3 млн рублей – это крайне необдуманный поступок для начинающего водителя. Сначала желательно заработать опыт, поездив в не очень дальние рейсы, межгород или по родному региону.

Открывать категорию С можно одновременно с В для легкового авто, тем самым сэкономив и время, и деньги на обучении в автошколе.  Начинать получать водительский опыт на грузовике профессиональные дальнобойщики советуют с «Газели» или «Бычка».

В управлении эта машина проще, поскольку она значительно меньше, а жизнь и быт почти такие же, как у дальнобоев, с той лишь разницей, что расстояние короче и можно ночевать дома гораздо чаще.

Неплохой альтернативой будет работа на карьерном самосвале или дорожной технике. Этот интересный опыт позволит сразу после получения свежих прав категории С сесть за руль крупногабаритного грузовика. При этом работа не подразумевает дальних рейсов, в основном такая техника применяется для доставки стройматериалов или уборки снега зимой.

Получение опыта вождения.

КСТАТИ! В соответствии с самыми послед-ними изменениями в ПДД категория С действует на грузовые автомобили от 3 500 кг и тягачи с прицепом, разрешенная максимальная масса которых не превышает 7 500 кг.

Все авто весом ниже 3 500 кг попадают под категорию В.

Дополнительная категория СЕ

Открыть в правах категорию СЕ можно, только спустя год после получения удостоверения категории С.

Управлять фурой с прицепом не так легко.

Есть определенные правила и нюансы, о которых должен заранее знать дальнобойщик:

  • учитывать габариты тяжеловоза;
  • помнить о силе инерции автомобиля большой массы;
  • исключить заносы в поворотах;
  • плавно крутить руль в нужную сторону.

Например, сдавая назад на автомобиле с полуприцепом, следует помнить, что вращение руля в правую сторону приведет к тому, что прицеп пойдет влево.

Чтобы лучше представлять, какие упражнения необходимо выполнить на площадке для сдачи экзамена на категорию Е, можно смотреть видео на ютубе, например:

Подкатегория С1

В настоящее время при получении прав категории С подкатегория С1 открывается автоматически. Она дает право управлять грузовиком с максимальной массой от 3 500 до 7 500 кг. Прицеп весом 750 кг также попадает в эту подкатегорию.

Подкатегория С1Е

Как и С1, подкатегория С1Е открывается после сдачи дополнительного экзамена по вождению грузовика с прицепом СЕ. Чтобы ее получить, требуется иметь год водительского стажа. С1Е позволяет управлять тягачом с полуприцепом общей максимальной массой до 12 тонн при весе прицепа выше 750 кг.

Плюсы и минусы

Дальнобойщик, как и другие профессии, имеет в себе как положительные, так и отрицательные стороны, с которыми мы знакомим вас в данном разделе статьи.

Плюсы

  • Отсутствует серость офисных будней;
  • Жизнь в постоянной смене картин местности и людей;
  • Знакомство с большим количеством людей, которые часто бывают полезными;
  • Достойный уровень оплаты труда;
  • Возможность чувствовать себя свободным;
  • Рынок труда всегда нуждается в водителях-дальнобойщиках;
  • Возможность вести свой бизнес без специального экономического образования;

Минусы

  • Работа связана с рисками для жизни и здоровья, а так же материальными потерями, связанными с поломкой автомобиля и порчей, потерей груза;
  • Случаются непредвиденные ситуации, связанные с дорожными происшествиями или погодными условиями (снегопады, сильный мороз, ливневые дожди и т.д);
  • Высокая нагрузка на спину и зрение;
  • Жизнь в дороге и редкие встречи с родными и близкими;
  • Поездки по плохим дорогам;
  • Несбалансированное питание в пути и как следствие заболевания желудочно-кишечного тракта;
  • Частые недосыпания, так как сон в машине нельзя назвать полноценным.

Влияние личных качеств на профессиональную деятельность водителя-дальнобойщика

Качества, которые характеризуются как психофизические, могут определить пригодность человека к работе водителя-дальнобойщика. Для того чтобы составить максимально полное представление о соискателе, нужно как можно больше узнать о характере будущего работника. Здесь, как говорится, все средства хороши. Сейчас стало модным (и не без оснований), формировать коллектив с учетом данных гороскопов сотрудников.

Любой человек живет в социуме. Значит, является личностью, которая правила своего социума впитала. Вне зависимости от страны проживания эти правила неизменны: дисциплинированность, законопослушность, воля и интеллект. Основы закладываются в детском возрасте, с течением жизни они либо укрепляются, либо размываются. Все зависит от той среды, в которой человек проводил большинство времени.

Чтобы определить стремления и направленность человека, нужно понять его цели. Каждый без исключения гражданин желает иметь достаточное количество денег. Для чего они ему необходимы – второй вопрос. Некоторые зарабатывают для того, чтобы на отдыхе пускать пыль в глаза, а затем целый год снова усердно трудиться. Кто-то жить не может без игры, игровые автоматы, казино – вот что является мотивом для зарабатывания денег. Все эти вопросы при личной беседе нужно уточнять. Нелишним будет поинтересоваться семейным положением, в каком классе учатся дети (многие отцы это забывают). Также мимоходом поинтересуйтесь у будущего работника отношением к социальным проектам типа донорства. Спросите, выпивает ли он и как часто. Абсолютно непьющие люди являются редкостью. Хотя бы по праздникам бокал шампанского выпивают все. А вот категоричный ответ должен насторожить, таким образом вас пытаются ввести в заблуждение. При трудоустройстве нет ничего зазорного в том, чтобы поинтересоваться наличием судимостей и проблемами с законом. В конце концов, вы доверяете водителю-дальнобойщику материальные ценности.

Беседу с будущим водителем лучше всего проводить в непринужденной обстановке. Лучше, если беседу начнет один человек, допустим, менеджер по персоналу, а в ходе разговора присоединятся еще несколько сотрудников. Собеседование должно строиться в форме перекрестного допроса, причем вопросы, задаваемые сотрудниками должны быть противоположны по смыслу и темам. Это гарантирует получение наиболее достоверных данных о будущем работнике.

К навыкам, имеющим значение при работе водителя-дальнобойщика, относятся сила, выносливость, способность длительное время не утомляться, а также развитая память. Все это нужно постараться выяснить при собеседовании. Как правило, все водители-дальнобойщики – это люди с техническими наклонностями. Если возникает ощущение, что перед вами явный гуманитарий, можете поинтересоваться, каким ветром его занесло в эту профессию. Кстати, из гуманитариев получаются отличные диспетчера грузоперевозок.

Отбирая претендента на работу в транспортную компанию, необходимо учитывать, к какой из четырех групп темпераментов относится соискатель.

Холерики, например, не могут работать дальнобойщиками. Они быстро увлекаются новой работой, но также быстро и охладевают к ней. Поездки в черте города, перевозки на малые расстояния по разным маршрутам – это для них.

Сангвиникам свойственно до конца выполнять поставленную задачу. Если работа сопряжена с достаточно однообразным ритмом, требует внимательности и ответственности, смело доверяйте ее людям этого типа.

Флегматики, практически то же, что и сангвиники. С тем только отличием, что они более тяжелы на подъем, им нужно больше времени, чтобы раскачаться и приступить к выполнению работы.

Меланхолик и водитель-дальнобойщик – понятия несочетаемые. Меланхолик во всем сомневается, осторожен, даже пуглив. Вы видели таких водителей? Для того чтобы и впредь не встречаться с ними, не принимайте на работу меланхолика.

Особенности выбора

Как стать дальнобойщиком в России и с чего начать тоже стоит рассмотреть. Многие считают, что стать водителем большегрузного авто может каждый. Однако на практике получается, что не все водители могут справиться с такой ответственностью и нагрузкой.

Выбирают данное направление в работе только те, кто умеет справиться с машиной в сложных ситуациях. Ведь нередко бывают случаи, когда на гололеде фуру массой 12 тонн начинает разворачивать из-за скользкой дороги. Кроме этого, жизнью и здоровьем серьезно рискуют водители, отправляющиеся в северные регионы страны, где заморозки опускаются ниже минус 30 градусов и дороги постоянно заметает.

В итоге уже после первых таких рейсов многие начинающие работники считают, что риск с такой зарплатой неоправданный. В действительности это правда. Многие водители не раз попадали в снежный плен на трассе. В итоге им предстояло ночевать в машине и обогреваться с помощью подручных средств, пока спасатели не добирались до них.

Актуальность выбора

Отвечая на вопрос, как стать дальнобойщиком в России без опыта, следует также разобраться и в причинах столь популярного направления, и почему его выбирают многие водители. Осознанность выбора такого типа работы заключается в первую очередь в финансовой стороне. Именно водителям, имеющим соответствующие категории и допуски, работодатель готов платить заработную плату, которая намного выше средней по стране.

Любителей вождения много. Особенно считаются перспективными граждане, имеющие техническое образование, связанное с обслуживанием транспортных средств и машиностроением. За один рейс, который длится до 20–25 дней, такой работник может получить до 100 тысяч рублей. Но такие зарплаты доступны далеко не всем.

Кроме этого, граждане, которые хотят организовать собственное дело, часто приобретают большегрузные авто грузоподъемностью от 8 и выше тонн. После этого они устраиваются на работу к тем, кто нуждается в постоянной транспортной логистике. В итоге, находясь в штате, сотрудник получает высокий доход и бесплатное обслуживание его грузовика.

Насколько востребованы водители

Также при рассмотрении вопроса, как стать дальнобойщиком в России без опыта, следует отметить заинтересованность в таких кадрах. На сайтах объявлений работодатели часто вымещают подобные вакансии. Однако главный нюанс заключается в том, что с развитием транспортной сети и железнодорожных поставок грузов, не всегда требуются дальнобойщики именно на длительные рейсы. Как отмечают экономисты многих организаций, затраты на штат таких водителей при отправке с ними грузов намного выше, чем доставка поездом или самолетом.

Кроме этого, и риск выше, что груз могут повредить либо сроки доставки будут нарушены. В таком случае потери будут нести обе стороны. Поэтому в основном выложенные предложения касаются коротких рейсов, протяженность которых до 1 тыс. километров. Такое расстояние преодолевается максимум за 1–2 дня в зависимости от сезона, массы и типа груза и погодных условий.

В результате и доходы дальнобойщика будут ниже, чем у тех водителей, которые пресекают всю страну, чтобы довезти ценный груз.

Нюансы по оформлению

Получение водительских прав категории С – это процесс, который не отнимает много времени. Другая проблема связана с вождением автомобиля, имеющего длинный прицеп большой массы. В некоторых городах для въезда на территорию потребуется платить взносы. Кроме этого, сборы были введены и государством при проезде по общественным дорогам.

Если необходимо доставлять сырье и материалы на территорию производственного предприятия, понадобится также получить соответствующие разрешения. Без них водитель не сможет попасть к нужному объекту. Сам работник при транспортировке груза становится третьей стороной в договоре поставки между заказчиком и исполнителем. Он частично несет ответственность за груз при его перевозке на всей протяженности пути. Если будет доказано, что товар был уничтожен либо поврежден из-за самого водителя, убытки понесет логистическая компания и заработной платы, скорее всего, не будет.

Документы для работы дальнобойщиком в Литве

Проще всего собрать документы для работы дальнобойщиком в Литве. Для допуска к работе достаточно контракта с литовской компанией, сроком от 3 месяцев. Сумма выплат по контракту должна быть не меньше трех месячных окладов. Кроме этого, нужны документы, которые подтверждают:

1) Стаж работы водителем грузового транспорта

2) Дополнительную квалификацию

В зависимости от типа перевозимых грузов требуют дополнительные документы о квалификации. Так, для перевозки опасных грузов нужно удостоверение ADR – его нужно оформить в Украине, до прибытия на работу.

Удостоверение ADR подтверждает дополнительную квалификацию водителя. Удостоверение нужно в зависимости от типа перевозимых грузов по степени их опасности

Документы для работы дальнобойщиком в Польше

Для работы дальнобойщиком в Польше нужно больше документов.

1) Электронная чип-карта

Карта с чипом содержит информацию о водителе, режиме работы и отдыха, скорости и времени движения автомобиля.

Информацию передают в систему транспортной компании через тахограф: прибор, встроенный в каждую грузовую машину. Перед началом работы дальнобойщик помещает карту с чипом в прибор и вынимает ее по окончанию смены. Через чип-карту тахограф фиксирует все действия водителя в течение рабочей смены.  

Срок действия карты 5 лет. Ее оформляют как в родной стране, так и в Польше.

Водитель обязан сканировать чип-карту в начале и конце каждой рабочей смены

2) Сертификат безопасной перевозки грузов

Польское водительское удостоверение выдают только после того, как водитель предоставит сертификат безопасной перевозки грузов: код-95. Чтобы его получить, надо пройти в Польше обучающий курс на профессиональную компетентность по коду-95. Без обучения получить сертификат не получится.

Сертификат действует 5 лет, после этого нужно заново пройти обучение и получить новый

3) Результаты психологических тестов

Психотесты оценивают способность водителя приспосабливаться к нестандартным ситуациям на дороге и скорость реакции на них. Если тесты успешно сданы, водитель получает допуск на дальнейшую медкомиссию.

Результаты психотеста годны 5 лет.

Так выглядит медицинское заключение о результатах пройденного психологического теста

4) Медкомиссия и справка о здоровье

Польский работодатель заказывает и оплачивает медкомиссию. На медкомиссии проверяют, есть ли у водителя противопоказания к работе дальнобойщиком. Для получения мед справки в Польше нужно иметь:

  • зрение не ниже 100%

  • справку об успешной проверке от психолога

Справка о здоровье для водителей грузовых автомобилей действует 5 лет. После этого медкомиссию нужно проходить заново: в Польше или у себя дома.

При выдаче справки особое внимание врачи уделяют болезням, которые водители перенесли в течение жизни

5) Разрешение на работу

Есть 5 видов разрешений на работу в Польше сроком от нескольких дней до трех лет. Первые 3 месяца в Польше работают по рабочему приглашению от работодателя.

6) Воеводское приглашение на работу в Польшу

Затем при наличии трудового контракта минимум на 1 год, разрешение на работу выдается автоматически для конкретной компании.

Приглашение на работу в Польше

Плюсы и минусы

К положительным факторам профессии относятся:

  1. Финансы. Даже в условиях экономического кризиса спрос на водителей для перевозки грузов не снижается, да и санкционные товары нужно доставить к месту утилизации.
  2. Дорожная романтика. Дороги повсеместно приобретают хорошее покрытие, предоставляется возможность наглядно изучить географию не только России, но и сопредельных стран.
  3. Престиж профессии. Настоящая мужская работа, по сравнению с менеджером, который постоянно находится в одном офисе и редко дышит свежим воздухом.
  4. Взаимовыручка. Дальнобойщики – сообщество сплоченное, поэтому всегда готовы прийти на помощь попавшему в беду товарищу, т. к. в этой среде главная заповедь – сегодня ты помог, завтра тебя не оставят в беде. Настоящее мужское братство на дорогах любого региона РФ.
  5. Свой бизнес. Некоторые водители покупают тягач, бывший в употреблении, и самостоятельно выполняют перевозку в компаниях, у которых не хватает подвижного состава, но имеются в наличии собственные полуприцепы.
  6. Постоянная занятость. Дальнобойщикам не грозит снижение спроса на услуги, профессионалы всегда в цене и не останутся не у дел.

Детальная информация видна на видео:

К сожалению, как у каждой профессии, есть и минусы:

Долгая разлука с семьей. Дороги России имеют самую большую протяженность в мире, поэтому нужно быть готовым к дальним перегонам и ограниченным условиям быта водителя большегрузного авто.
Неполадки. В пути может случиться отказ оборудования, поэтому нужно знать материальную часть и уметь эффективно выполнять ремонтные работы в сжатые сроки, особенно в условиях зимних холодов.

Сроки доставки

Водителям приходится перевозить разные грузы, которые из-за климатических условий могут потерять товарный вид, а дороги постоянно загружены, особенно в летний период по направлению к югу страны, когда каждый второй автолюбитель отправляется в отпуск на личном транспорте.
Осторожность. Когда за спиной многотонный прицеп, то фура едет медленно, особенно на дорогах в горах, поэтому скорость – это не для опытного водителя

Лихачи присутствуют постоянно на всех дорогах, но очень часто – на боку в кювете.
Коварство сна. При следовании по прямой, как стрела, трассе водителя любого транспорта подстерегает сонливость, т. к. по бокам однообразный пейзаж, музыка не помогает, а иногда и усугубляет ситуацию. Спасает кофе и постоянный самоконтроль, но усталость берет свое и лучше сделать остановку, чем заснуть за рулем.
Отсутствие элементарных удобств. Новые тягачи оборудованы местом для сна, на котором можно отдохнуть, но до домашней кровати им далеко, а о душе в жаркую погоду приходится только мечтать. Если повезет, то на пути встретится естественный водоем или река, где можно охладиться, когда позволяет время. О вкусной еде также говорить не стоит, хотя в придорожных кафе заботятся о постоянных клиентах, а качество обслуживания растет с каждым днем.
Дорожный бандитизм. Полностью с этой проблемой правоохранительные органы до сих пор не покончили. Что же делают дальнобойщики в глухих местах? Они объединяются в состав из нескольких экипажей, чтобы в случае опасности защитить груз, потому что одному на дороге неуютно.

Детальная информация видна на видео:

Плюсы и минусы присутствуют в любой деятельности человека, но у дальнобойщиков иногда негативные факторы преобладают.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий