Почему россия является федерацией и чем отличаются права её субъектов

22 Республики Российской Федерации

Согласно главному закону государства наименование республика означает, что это государство в рамках страны, это указано во второй части пятой статьи.

Административная карта России (для увеличения нажмите)

К основным особенностям такого субъекта относятся:

  1. Юридический статус образования определяется как федеральными законами, так и локальной Конституцией, которая не может противоречить верховному нормативному акту;
  2. Во второй части шестьдесят восьмой статьи указано, что власти республики вправе вводить второй национальный язык на собственной территории и использовать его на уровне государственных учреждений.

Еще одной отличительной особенностью республики является то, что они представляют собой национальные образования.

Самой крупной республикой является Якутия, ее площадь превышает размеры восьмого по величине в мире государства – Аргентины. Одновременно с этим Саха (другое название субъекта) – самая большая административно-территориальная единица в мире, то есть ни в одной другой федерации нет региона такого размера.

Максимальная концентрация республик в РФ на Северном Кавказе. К достаточно крупным относится и Татарстан, со столицей Казань, которая является городом с миллионным населением.

Виды федеративных государств

Список стран, имеющих федеративное устройство, насчитывает 28 государств. Каждое из них может быть отнесено либо к симметричной, либо к асимметричной форме государственного устройства.

Отличительной чертой симметричных федераций является равноправие всех субъектов. Они имеют одинаковые названия, одинаковые в своей структуре органы государственной власти и равный уровень автономии. Наиболее яркими примерами являются Австрия, Германия и США.

Стоит отметить, что далеко не каждое государство может успешно существовать в статусе симметричной федерации. Большинство из них достаточно разнородны на своей территории, и каждый субъект может иметь отличные от своих соседей традиции в политике и экономике.

Правление Б.Н. Ельцина

Этот этап российской истории можно охарактеризовать одним словом – КРИЗИС. Причем это был кризис повсеместный: экономический, политический, социальный, геополитический и так далее. Во всех областях жизнедеятельности государства был упадок.

Это привело к кризису власти 1996-1999 годов, в результате которого Борис Ельцин 31 декабря 1999 года добровольно покидает пост президента РФ, назначая своего преемника – Владимира Путина. На тот момент стояла реальная проблема сохранения целостности государства, и новому президенту нужно было ее решать.

Основные события этого времени:

  • Создание новой экономической и политической системы
  • Появление олигархов
  • Чеченская война
  • Дефолт 1998 года

Депортация народов СССР

Правовой статус республик Российской Федерации изменялся на протяжении их истории. Наиболее значительный удар по автономии народов Кавказа был нанесен после снятия нацистской оккупации и возвращения в регион советской власти.

В 1944 году была упразднены Чечено-Ингушская Республика, ликвидирована национальная автономия балкарцев и карачаевцев, а сами представители народов были депортированы в Сибирь и Центральную Азию, где проживали до 1957 года, когда были реабилитированы.

Однако депортации подверглись не только народы Северного Кавказа, но и крымские татары, которые также были репрессированы во внесудебном порядке.

Какая республика в России? Форма правления в РФ

Форма правления в Российской Федерации — республика. Эта форма правления закреплена в Конституции РФ:

Полномочия президента России чрезвычайно широки, избирается он всенародным голосованием. Президент — официальный глава государства, гарант Конституции и прав граждан, верховный главнокомандующий, представитель страны в международной политике.

Президент РФ обладает правом законодательной инициативы, подписывает законы и имеет право вето, издает обязательные к исполнению на всей территории страны указы и распоряжения. Президент с согласия Госдумы назначает премьер-министра, определяет структуру правительства, может отправлять кабинет министров в отставку.

Все это позволяет считать Россию президентской республикой.

В то же время в российских законах есть ряд положений, характерных для смешанной республики. Например, парламент имеет право отстранить президента от должности (импичмент), он одобряет или отклоняет предложенную президентом кандидатуру премьер-министра, а правительство обязано отчитываться перед парламентом о своей работе.

Президент России Владимир Путин с Королем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом Аль Саудом. Фото: пресс-служба президента РФ

Россия — государство с республиканской формой правления

Республиканский строй в России означает, что:

  1. правление государством является коллективным, а не единоличным, как в монархии;
  2. высшие должностные лица и законодательные органы избираются народом, причем выборы не носят формальный характер, а являются свободными;
  3. государственные органы, высшие должностные лица избираются на определенный срок, а не выполняют свои функции пожизненно;
  4. осуществление государственной власти основано на принципе разделения властей. Несмотря на то, что еще имеются нарушения этого принципа, разделение властей утверждается повсеместно (на федеральном и республиканском уровнях);
  5. высшие должностные лица несут ответственность за злоупотребления и ошибки, допущенные ими в своей государственной деятельности. Уход в отставку, освобождение от занимаемой должности, импичмент, непереизбрание на новый срок — таковы санкции, носящие скорее политический характер. Помимо этого к «проштрафившимся» могут быть применены и юридические санкции (уголовные, реже санкции имущественного характера, поскольку обычно материальный ущерб, причиненный должностным лицом, многократно превышает его возможности по возмещению вреда). Приходится с сожалением констатировать, что принцип ответственности за ошибки в государственном управлении далеко не всегда выполняется на практике. Нередки случаи, когда виновные должностные лица «пересаживаются» из одного руководящего кресла в другое. Здесь проблема, думается, упирается в повышение сознания народа, его желание или нежелание на себе претерпевать все издержки деятельности нерадивых лиц.

Россию можно охарактеризовать как республику с сильной президентской властью. Об этом говорит тот факт, что Президент России юридически обладает полномочиями главы государства, а фактически — также и главы исполнительной власти. Президент избирается всенародным голосованием. Кроме того, Правительство формируется Президентом, а не парламентом.

Однако России присущи и некоторые черты парламентской республики: наличие должности председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения парламентом Правительства от власти и роспуска парламента Президентом. Именно поэтому Россия может быть названа президентской республикой с некоторыми чертами республики парламентской.

Президентская республика — это необходимый шаг при переходе общества, от правления, основанного на принципе единовластия (именно так может быть охарактеризовано правление Россией до революции 1917 г., правление И. Сталина, Н. Хрущева, частично Л. Брежнева и М. Горбачева), к обществу плюрализма центров власти. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках Президента больших полномочий. Это оправданно:

  • на первых порах перехода общества к товарно-денежным, рыночным отношениям;
  • в государствах, где сильны монархические традиции;
  • в ситуациях, не отличающихся стабильностью;
  • в странах, имеющих обширную территорию;
  • в многонациональных государствах, поскольку национальный фактор чаще имеет для государства значение центробежной силы и требует жесткого «сцепления» частей государственного механизма;
  • в период проведения реформ.

Все эти факторы имеются в России на сегодняшний день. Поэтому фактическое установление президентской республики в России вполне оправданно. Сведение к минимуму права Президента распускать парламент повышает устойчивость последнего, снимает конъюнктурность в принятии парламентом законов. Право Президента самому формировать Правительство позволяет избежать «правительственного вакуума», а также обеспечить стабильность в государственном управлении.

Внутреннее самоуправление

Республики России имели практически неограниченную самостоятельность. Их законы могли даже противоречить федеральным. Главы республик не всегда подчинялись Москве. В некоторых случаях это приводило к необузданности местных властей. Может быть, именно поэтому некоторые регионы России в конце прошлого столетия перенесли тяжелейший кризис, а другие сумели выстоять и даже показать экономическую стабильность в лихие 90-е. Однако Владимир Путин значительно урезал независимость республик и определил превосходство федерального законодательства над местными законопроектами.

Руководители республик теперь назначаются президентом России, но при этом претендент должен быть одобрен парламентом административной единицы.

Практически все республики России пережили период активных сепаратистских движений. Где-то они были мощными, например, в Чечне, где-то — совсем незаметными. Активная деятельность по расколу страны происходила в Якутии, Татарстане, Башкортостане. Но все конфликты удалось урегулировать мирным путем.

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Современная республика в РФ

Согласно Конституции РФ, формой правления в России является республика. В РФ республика имеет смешанный характер. Во главе государства стоит Президент. Он является верховным главнокомандующим. В России парламент наделен широкими полномочиями, но не более широкими, чем Президент. За счет баланса власти и реализуется смешанная республика в РФ.

Президент в Российской Федерации избирается всенародным голосованием на срок 6 лет. Премьер министр назначается президентом и перед ним же отчитывается. Состав правительства формирует премьер министр, а не Президент.

В стране регулярно проходят выборы в Государственную Думу. Депутаты выбираются народом по округам. Особенности республики в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием в 1993 году. В Конституцию РФ регулярно вносятся изменения, направленные на актуализацию основного закона страны.

Действующим Президентом Российской Федерации является Владимир Владимирович Путин. Премьер министр и глава правительства РФ – Дмитрий Анатольевич Медведев. Спикером Государственной Думы на 2018 год является Вячеслав Викторович Володин.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Чиркин, В. Е. Государствоведение – М.: Юрист, 2009 – 382 с.
  3. Чичерин Б. H. Политические мыслители древнего и нового мира. – М.: Гардарики, 2001. – 336 с.
  4. Клименко А. В., В. В. Румынина Обществознание – М.: Дрофа, 2009. – 214с.

Может ли измениться статус у региона

Если статус республики дает так много полномочий, то почему все регионы еще не стали ими? Ответ на этот вопрос частично кроется в экономической статистике (приведенной выше) – самостоятельность региона редко становится причиной его успехов в экономике и социальной сфере.

С другой стороны, есть статья 66 Конституции РФ, которая определяет, нормативным актом какого уровня регулируются отношения между федеральным центром и субъектами федерации. И статья 5 гласит следующее:

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом.

То есть, для изменения статуса субъекта РФ мало желания самого субъекта (даже с референдумом, как это часто было в 90-е), главное в данной ситуации – заручиться поддержкой федеральных властей. А учитывая, что политика современной РФ во многом направлена на централизацию управления, получить согласие на смену статуса будет практически невозможно.

Примерно об этом же говорит и постановление Конституционного суда от 1992 года – из него следует, что процесс изменения статуса субъекта федерации – не односторонний, а переговорный процесс, который должен идти в соответствии с ФКЗ.

И здесь кроется еще одна уловка – за 27 лет после принятия Конституции РФ, соответствующий федеральный конституционный закон все еще не принят.

Кроме того, недавние поправки к Конституции вводят местное самоуправление в вертикаль публичной власти (тогда как до этого местные власти находились под влиянием властей регионов). Такое перераспределение полномочий в очередной раз показывает, что политика федерального центра – исключительно централизация управления.

Армия

История республик РФ

Большинство современных национальных автономий были сформированы на заре Советской России, когда большевики всеми силами стремились заполучить национальные элиты себе в союзники, активно раздавая суверенитет всем желающим народам.

Однако путь к современному состоянию дел был долгим, и на нем республики проходили многочисленные трансформации, в том числе довольно болезненные. Одной из первых Советских Республик была Терская СР со столицей во Владикавказе, входившая в состав РСФСР. Впоследствии ее много раз реформировали и создавали на ее территории отдельные автономные образования.

После Великой Отечественной войны многие народы СССР были подвергнуты массовым контингентным репрессиям.

Правление В.В. Путина

Владимиру Путину досталась страна с огромным количеством проблем, но все их он сумел преодолеть. Ключевые проблемы, которые требовали безотлагательного вмешательства:

  • Падение экономики. Достаточно быстро удалось ее остановить и перевести в стадию роста.
  • Недоверие к власти. Население было доведено до отчаяния ужасными условиями жизни.
  • Социальные гарантии и обязательства. Зарплаты, пенсии, пособия – практически со всем были перебои.
  • Война. Новый виток чеченского конфликта вносил существенные проблемы в управление страной.
  • Расширение НАТО на Восток.

По всем основным вопросам Путин сумел реформировать страну, направив ее в созидательное и положительное русло. Наилучшим показателем эффективности является поддержка населения, которая у президента всегда является крайне высокой.

Основные события этого периода:

  • Укрепление власти
  • Решение чеченской проблемы
  • Рост экономического благосостояния страны
  • Увеличение президентского срока
  • Избрание на 4 года президентом России Дмитрия Медведева
  • Конфликт 08 08 08 (8 августа 2008 года).

Структура власти в субъектах РФ

Все субъекты РФ имеют одинаковую структурную организацию органов власти из трех ветвей:

  1. исполнительная власть, возглавляется губернатором или главой;
  2. законодательная власть, представлена в форме регионального парламента;
  3. судебная власть.

Такая структура государственной власти позволяет каждому из субъектов принимать свои законы, вершить суд и управлять своим субъектом по собственному разумению. Но стоит уточнить, что все эти функции выполняются только в рамках установленных федеральных законов.

Читайте наш блог, это познавательно и полезно.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

Определить ОКТМО по ОКАТО

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

Сервис предназначен для  контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

Государственное устройство

Государственная структура Российской республики состояла из временных органов государственной власти.

  • Временное правительство являлось высшим органом исполнительной и законодательной власти. Возглавлялось министром-председателем и было призвано управлять страной до созыва Учредительного собрания. Министры-председатели — князь Георгий Львов (с 14 марта по 6 августа 1917 года н. ст.) и Александр Керенский (с 6 августа 1917). Временное Правительство утратило власть в результате Октябрьской революции 1917 года;
  • Временный совет Российской Республики — временный парламент (Предпарламент), первоначально призванный быть законодательным органом до созыва Учредительного собрания, но позднее стал лишь совещательным органом при Временном Правительстве. Председатель — Н. Д. Авксентьев. Был распущен Советом Народных Комиссаров.

Кроме того, Временным Правительством был образован ряд комиссий, в которых разрабатывались проекты будущего государственного устройства России, в том числе новых основных законов (конституции). Действовали и практически все учреждения Российской империи, в частности Правительствующий Сенат, распущенный позднее большевиками по Декрету о суде № 1.

Государственное устройство

Политические партии

Согласно Конституции Русской Республики, в России признаётся политическое и идеологическое многообразие, «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».

Москва — крупнейший город Русской Республики

Перенос столицы России из Москвы в Киев

К началу 2025 года население Москвы превысило 15 млн человек. Сверхконцентрация транспортных связей и населения стала ощутимой трудностью для города. Чтобы решить проблему перенаселённости и гипертрофированного доминирования Москвы над остальной страной, правительством было принято решение о переносе столицы. В результате исследований наиболее подходящим городом для столичной роли был признан Киев. 11 мая 2026 года Президент подписал указ «О столице Русской Республики», в котором дал распоряжение образовать Государственную комиссию для организации работы по перемещению высших и центральных органов власти в город Киев. Официально Киев был объявлен новой столицей России 25 января 2027 года.

Субъекты Русской Республики

Административное деление

Русская Республика делится на 81 край и 4 федеральных города.

Города федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Киев, Севастополь.

Край

Административный центрГерб
1БалтийскийКоролевец (бывший Калининград)
2ВиленскийВильно
3ГродненскийГродно
4МинскийМинск
5МогилёвскийМогилёв
6ВитебскийВитебск
7ЛифляндскийРига
8ЭстляндскийТаллин
9ПетроградскийСанкт-Петербург
10ОлонецкийПетрозаводск
11МурманскийМурманск
12АрхангельскийАрхангельск
13ПечерскийСорокин (бывший Сыктывкар)
14ВологодскийВологда
15НовгородскийВеликий Новгород
16ПсковскийПсков
17ТверскойТверь
18ЯрославскийЯрославль
19КостромскойКострома
20ВладимирскийВладимир
21МосковскийМосква
22СмоленскийСмоленск
23ТульскийТула
24РязанскийРязань
25ТамбовскийТамбов
26ВоронежскийВоронеж
27КурскийКурск
28ОрловскийОрёл
29ЧерниговскийЧернигов
30ХарьковскийХарьков
31ПолтавскийПолтава
32КиевскийКиев
33ВолынскийРовно
34ГалицкийЛьвов
35КарпатскийСтанислав (бывший Ивано-Франковск)
36ПодольскийВинница
37БессарабскийКишинёв
38ОдесскийОдесса
39НиколаевскийНиколаев
40ТаврическийСимферополь
41ЕкатеринославскийЕкатеринослав (бывший Днепропетровск)
42ДонецкийДонецк
43РостовскийРостов-на-Дону
44КубанскийКраснодар
45ЧерноморскийСухум
46ТерскойВладикавказ
47СтавропольскийСтаврополь
48КаспийскийПорт-Петровск (бывшая Махачкала)
49АстраханскийАстрахань
50ВолгоградскийВолгоград
51СаратовскийСаратов
52ПензенскийПенза
53СимбирскийСимбирск (бывший Ульяновск)
54НижегородскийНижний Новгород
55ВятскийВятка (бывший Киров)
56КазанскийКазань
57СамарскийСамара
58ОренбургскийОренбург
59УфимскийУфа
60ПермскийПермь
61УральскийЕкатеринбург
62ЯмальскийСалехард
63ЮгорскийЕрмак (бывший Ханты-Мансийск)
64ТобольскийТюмень
65ЧелябинскийЧелябинск 
66АкмолинскийАкмолинск (бывшая Астана)
67ПавлодарскийПавлодар
68АлтайскийДемидов (бывший Барнаул)
69НовосибирскийНовосибирск
70ТомскийТомск
71КемеровскийКемерово
72КрасноярскийКрасноярск
73ЕнисейскийБелоцарск (бывший Кызыл)
74ИркутскийИркутск
75ЗабайкальскийУланов (бывший Улан-Удэ)
76АмурскийБлаговещенск
77ХабаровскийХабаровск
78ПриморскийВладивосток
79СахалинскийЮжно-Сахалинск
80ОхотскийОхотск
81КамчатскийПетропавловск-Камчатский

Русская Республика также подразделяется на 10 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель Президента России.

Карта Русской Республики

Название округаАдминистративный центр
1Западный федеральный округМинск
2Малороссийский федеральный округКиев
3Новороссийский федеральный округОдесса
4Северный федеральный округСанкт-Петербург
5Центральный федеральный округМосква
6Южный федеральный округРостов-на-Дону
7Приволжский федеральный округНижний Новгород
8Уральский федеральный округЕкатеринбург
9Сибирский федеральный округНовосибирск
10Дальневосточный федеральный округХабаровск

Ежегодный парад военных в День Победы

Правовой статус

Многочисленные межнациональные столкновения, происходившие на постсоветской территории, вынудили руководство России изменить подход к отношениям между регионами и центром и ввести систему федеральных договоров, которые и стали правовой основой, определяющей статус республик в РФ.

В современной федерации республики являются правовыми демократическими государствами, а их устройство определяется Конституцией России и самой республики. Полномочия между республиками и федеральным центром, а также межбюджетные отношения и налоги регулируются соответствующими законами и федеральными договорами. Например, в рамках федеральных договоров принимаются решения о количестве часов, которые школы могут отвести на преподавание национального языка республики.

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?Обещали и делим поровну:Одному – бублик, другому дырка от бублика.Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Немного истории

Во времена существования Российской империи автономных образований не существовало, происходило жесткое подчинение центру — Петербургу. Первые автономии начали появляться только после падения самодержавия в 1917 году. Когда на большей части территории государства уже закончилась гражданская война, республики России начали возникать на территории бывшей империи. Хотя на территории среднеазиатских владений автономии появились сразу после Февральской революции — летом 1917 года, например, Кокандская и Туркестанская автономии.

Что касается районов уже образованных, эти процессы стали происходить только к 1920 году и позже. Автономию своим территориям уже давала РСФСР — Россия. Удмуртская республика была одной из первых, хотя изначально называлась Вотской автономной областью. Столицей является город Ижевск.

В Российской федерации не происходит крупных национальных и конфессиональных выступлений. Черным пятном на все времена останется Чеченская операция. Но нужно понимать, что в тех событиях активное участие принимали внешние силы, которые толкали местных националистов на получение так называемой независимости.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Примечания

Комментарии
  1. Позднее, 5 (18) января 1918 года Всероссийское Учредительное собрание в законе о земле подтвердило название «Российская республика», а затем провозгласило Россию демократической федеративной республикой (однако это не имело практического значения, так как ещё до этого ВЦИК провозгласил федеративное устройство Российской Советской республики). Словосочетание «Российская Республика» встречается в Конституции 1918 года два раза (ст. 10 и ст. 20), один раз «Российская Советская Республика» (ст. 2), а в остальных случаях Россия в этом документе именуется «Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика».
  2. «Октябрьская революция продолжила „республиканскую“ линию, хотя новое, уже „советское“ официальное наименование сформировалось далеко не сразу. В документах Советской власти в октябре 1917 г. и в последующее время употреблялись наименования „Россия“, „Республика“, а также „Российская республика“. Последнее, введенное Временным правительством, еще довольно долго употреблялось как официальное наименование и после Октября. В различных документах говорилось о „гражданах Российской Республики“, „собственности Российской Республики“, „территории Российской Республики“. Но наиболее достоверно сохранение наименования, установленного Временным правительством, подтверждалось, по-видимому, Декретом „О порядке утверждения и опубликования законов“ (издан не позднее 11 ноября 1917 г.). Пункт 3 Декрета предписывал, что „после утверждения Правительством состоявшееся постановление в окончательной редакции подписывается именем Российской Республики председателем Совета Народных Комиссаров“.»
Источники
  1. Постановление Временного правительства России «о провозглашении России республикой» от 1 (14) сентября 1917 года
  2. s:Постановление о государственном устройстве России (1918)
  3. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, первоначальный проект принят ВЦИК 3 () января  года
  4. Белкин А. А. Официальное наименование государства (фрагмент лекции) // Избранные работы 90-х годов по конституционному праву. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. — С. 101—136. — 321 с. — ISBN 5942011893.
  5. А. А. Иванов. Правовая политика Временного правительства в сфере борьбы с преступностью: иллюзии и реальность.//«История государства и права». 2009, № 6
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий