Страны таможенного союза: список

История Таможенного союза

Первый таможенный союз появился еще в XIX веке, его участниками были Франция и Монако. В начале ХХ века об аналогичном объединении договорились Швейцария и Княжество Лихтенштейн. В 1960 году образовалась Европейская ассоциация свободной торговли, отменившая таможенные налоги и торговые ограничения между ее членами.

Государства-участники ЕАСТ заключали соглашения, подразумевающие сотрудничество и взаимопомощь по вопросам таможни. В то время были введены единые методы, документы и формы оформления товара. Ассоциация подписывает соглашения по упрощению процедуры оформления на таможне. Благодаря этому ускоряется продвижение грузов, укрепляется экономика мирового рынка. 

Европейский Союз

Выгоды и перспективы

Руководители ТС

Существовала специальная комиссия ТС, которая была утверждена в момент подписания договора о Таможенном союзе. Ее правила являлись основой правовой деятельности организации. Структура работала и оставалась в этих правовых рамках вплоть до 1 июля 2012 года, то есть до создания ЕЭК. Высшим органом союза на тот момент явлалась группа из представителей глав государств (Владимир Владимирович Путин (Российская Федерация), Нурсултан Абишевич Назарбаев (Республика Казахстан) и Александр Григорьевич Лукашенко (Республика Беларусь)).

На уровне глав правительств были представлены премьер-министры:

  • России – Дмитрий Анатольевич Медведев;
  • Казахстана – Карим Кажимканович Масимов;
  • Беларуси – Сергей Сергеевич Сидорский.

Враги России из бывшего СССР

Недружественны к России следующие страны.

Украина

После распада Союза эта страна не раз заявляла о своей незалежности, но ввиду зависимости от российских ресурсов и инвестиций все оставалось на уровне громких лозунгов. Ситуация изменилась после смены президента и возвышения блока националистов, что привело к усилению ненависти к России, обострению и разрыву партнерских отношений.

Узбекистан

Сначала развивал отношения с российской стороной, но параллельно сотрудничал и с НАТО. Перевес в его пользу случился в 2014 году, когда на территории страны появился региональный филиал Североатлантического альянса.

Литва, Латвия, Эстония

Страны с четким антироссийским политическим курсом. В них старательно изживают все, что напоминало бы о союзном прошлом: начиная от притеснения русского языка и людей, говорящих на нем, и заканчивая сносом российских памятников.

Грузия и Молдавия

Нельзя назвать эти страны открытыми врагами России, но отношения с ними сложились скорее плохие, чем хорошие. Антироссийский курс был задан грузинским правительством во главе с Михаилом Саакашвили, а после его ухода с поста президента государство стало активно готовиться к вступлению в ЕС. В Молдове же к власти недавно пришел альянс «За европейскую интеграцию», который вообще ратует за вступление в состав Румынии и отказ от собственной автономии.

[править] Хронология

Правительство Киргизской Республики на заседании 11 апреля 2011 года приняло решение о начале процедуры присоединения республики к Таможенному союзу (тогда ещё на базе ЕврАзЭС). Решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 19 октября 2011 года была создана рабочая группа по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе ЕврАзЭС. 29 мая 2013 года Киргизия подала официальную заявку на вступление в Таможенный союз. Планировалось, что к 1 декабря 2013 года рабочая группа завершит анализ законодательства, внешнеторговых обязательств и состояния таможенной инфраструктуры Киргизии, а также оценит экономический эффект и последствия присоединения республики к Таможенному союзу ЕврАзЭС. По результатам этого анализа Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) направит правительству Киргизии план действий с перечнем мероприятий, необходимых для вступления страны в Таможенный союз..

Анализ деятельности

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к  программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

https://youtube.com/watch?v=CJkbtK2Rbck

Предпосылки

Необходимость создания некоего интеграционного экономического объединения на постсоветском пространстве возникла сразу же, как только это пространство стало постсоветским. Во время существования СССР экономики союзных республик были сильно взаимозависимы. Во многих производственных циклах абсолютно нормальной была ситуация, когда деталь А делалась в одной союзной республике, деталь Б делалась в другой, а их итоговая сборка осуществлялась в третьей.

Естественно, во времена СССР с перемещением товаров и людей через границы республик не было никаких проблем. Но после распада Союза стало очевидно, что политический суверенитет и жёсткий таможенный контроль на границе — это, конечно, хорошо, но развитию внешней торговли и, как следствие, росту экономики не очень способствует.

Более того, крайне наглядной иллюстрацией этих размышлений было становление во второй половине ХХ века Европейского союза. То есть, давно уже независимые европейские государства осознали необходимость экономической интеграции и планомерно шли к ней долгие годы.

Поэтому, несмотря на популярный тренд политической независимости в начале 90-х, в экономике наоборот, царили интеграционные настроения. Впервые озвучил витавшую в воздухе мысль и использовал термин «Евразийский союз» Нурсултан Назарбаев, во время своего первого официального визита в РФ в 1994 году:

Назрела необходимость в переходе на качественно новый уровень взаимоотношений наших стран на основе нового межгосударственного объединения, сформированного на принципах добровольности и равноправия. Таким объединением мог бы стать Евразийский союз. Он должен строиться на иных, чем СНГ, принципах, ибо основу нового объединения должны составить наднациональные органы, призванные решать две ключевых задачи: формирование единого экономического пространства и обеспечение совместной оборонной политики.

Также одним из немаловажных факторов является создание в 1995 году Всемирной торговой организации (ВТО). Это событие на ближайшие несколько лет определило информационную повестку дискуссий о евразийской интеграции, обозначив вступление в ВТО как Большую Цель, к которой должна двигаться каждая уважающая себя национальная экономика.

В этом смысле региональная экономическая интеграция с ближайшими соседями рассматривалась, как промежуточный этап ко вступлению в ВТО. Дело в том, что страна-кандидат на вступление в ВТО обязана была иметь определённую законодательную базу и развитые инструменты таможенного и экономического контроля. Это же было необходимо и для региональной интеграции. Соответственно, одной из целей евразийской экономической интеграции было развитие национальных законов и вышеупомянутых инструментов, приведение их к тому уровню, который необходим для вступления в ВТО.

Внутренние конфликты

По целому ряду причин в Таможенном союзе назрели внутренние конфликты. Так, в конце 2014 года попал под запрет импорт в Россию мяса из Беларуси порядка 400 тысяч тонн. Российской стороной введены меры, ужесточающие контроль товаров, ввозимых через границу Белоруссии. Причем последнее противоречит упрощенным правилам по движению товаров на территории Таможенного союза.

Наблюдатели отмечают слаженную работу механизма Таможенного союза и механизма реэкспорта в Россию запрещенных европейских товаров. К примеру, импорт морской рыбы из Беларуси, которая не добывает ее сама, увеличился в Россию на 98 %.

Белорусский президент был возмущен подобными запретами и обвинил российские власти в нарушении правил Таможенного союза, а также в пренебрежении международными правами.

Согласно заключениям экспертов, правила договора содержат пункт, по которому в случае наложения каких-либо ограничений по торговле и перевозке товаров со стороны России Беларусь имеет право отказаться соблюдать условия договора.

В результате внутренних противоречий в 2015 году белорусская сторона вернула пограничный контроль на российскую границу, нарушив тем самым условия договора Таможенного союза. Более того, власти республики заявили о возможном отказе от рубля в качестве расчетной валюты и возобновлении расчетов в долларах США. По мнению российских экспертов, в такой ситуации попадает под удар вся региональная интеграция.

БРИКС

Экономические союзы России не ограничиваются только евразийским союзом. Еще одной интересной организацией является БРИКС. Расшифровывается название союза очень просто – по первым буквам стран-участников. Членами этой организации являются пять государств: Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка.

Организация, основанная в 2006 году, включала в себя лишь четыре страны и носила название БРИК. Настоящий состав и наименование союз получил в 2011 году. Объединяет всех участников организации развивающаяся экономика.

БРИКС не имеет официальной основы, но от этого значимость союза не становится меньше. Члены данной структуры обмениваются опытом, помогают друг другу финансово, создают совместные проекты.

Взаимоотношения стран-участников строится на взаимовыгодных условиях. Каждое государство богато чем-то своим и не прочь обменять свои излишки на что-либо недостающее. Например, в России – это полезные ископаемые, в Бразилии – продукты сельского хозяйства, в Китае – квалифицированные кадры.

Благодаря программам, разработанным БРИКСом, заметно повысился экономический уровень государств. В основном на это повлияло сотрудничество в энергетическом секторе. Страны работают над улучшением экспортно-импортных путей. Главная цель организации – это преодоление глобального финансово-экономического кризиса. Перспективными направлениями в развитии союза являются: создание валютного фонда, организация научных проектов, запуск своей информационной паутины.

ОПЕК

Основные направления деятельности

Цели экономического союза следующие:

  • повышение способности к конкурированию товаров стран-участников на внешних рынках;
  • развитие национальных экономик стран-участников сообщества;
  • улучшение качества жизни граждан;
  • всесторонняя поддержка и взаимопомощь;
  • образование единого рынка товаров и услуг.

Организацией предусмотрена как процедура выхода, так и входа. ЕАЭС открыта для других стран и в своих рядах потенциально видит любое государство, которое настроено на совместную работу над национальной экономикой.

Создание экономического союза предусматривало, что все финансовые операции в рамках ЕАЭС будут проводиться в российских рублях. Источником общего бюджета является взносы каждого члена союза.

Мнения экспертов

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

  • Литва, Латвия и Эстония изначально не вступали в СНГ. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз – Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас;
  • Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. Формально Грузия оставалась в составе СНГ еще год – этого требовал Устав СНГ;
  • Украина, будучи государством-учредителем СНГ, формально изначально не была его членом (так как ее представители не подписали Устав СНГ). После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В прошлом году МВФ исключил Украину из группы стран СНГ, тем не менее, с точки зрения содружества статус Украины остается спорным;
  • Туркменистан в декабре 1991 года ратифицировал Соглашение о создании СНГ и протокол к нему, однако парламент этой республики не ратифицировал Устав СНГ. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства.

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Преимущества и недостатки

Для большинства государств объединения в экономические, таможенные сообщества ‒ это возможность сдерживать негативное влияние рыночных процессов, таких как инфляция, засилье дешевого импортного товара, невозможность найти рынки сбыта для отечественного производителя.

Главные достоинства ТС для стран, предприятий, участвующих в обороте:

  • снижение переменных, транзакционных издержек;
  • сокращение времени на перемещение груза и оформление сопроводительных документов;
  • исчезновение изнуряющих таможенных процедур при провозе товара;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • появление возможности повысить конкурентоспособность отечественных производителей.

Есть и отрицательные моменты. Имеются случаи противостояния между государствами. Примером служит спор России и Беларуси по поводу системы оценки качества товаров.

Например, в 2014 г. РФ приостановила импорт мяса из соседнего государства. Возникли разногласия после введения санкций на ввоз европейского товара в Россию, когда грузы направлялись через границу Беларуси. Установили ограничения на поставку молочной продукции по причине обнаружения фальсификата. Позже подписали «дорожную карту», снимающую запреты на ввоз.

Фото: Инстаграм: @customscard

Эти колебания обусловлены «молодостью» Союза. Еще не прописаны все правила, нет единых законов, направлений развития, системы контроля. Сотрудничество выгодно сторонам. Работа над ошибками ведется в конструктивном диалоге, страны готовы действовать совместно для создания единого эффективного экономического пространства.

Интересно. Было опасение, что ТС ЕАЭС не сможет сосуществовать с правилами торговли ВТО. Но в 2011 г. все пункты соглашений адаптированы с международными нормами. Налажен диалог. Стандарты Всемирной торговой организации при возникновении споров закреплены как приоритетные.

Внутренние конфликты

  • 25 ноября 2014 Россия запретила почти весь объём импорта белорусского мяса в Россию — около 400 тысяч тонн. Одновременно российская сторона объявила об ужесточении контроля товаров, пересекающих (белорусскую) границу, несмотря на то, что в Таможенном союзе формально действуют упрощенные правила перевозки грузов.
  • Наблюдатели отмечают, что механизм Таможенного союза и механизм реэкспорта в Россию запрещенных товаров из Европы очень хорошо сочетаются. Например, по данным РБК, за 2014 год рыбный импорт в Россию из Белоруссии, не имеющей выхода к морю, вырос на 98 %.
  • 2 декабря 2014: Президент Белоруссии А. Г. Лукашенко выразил возмущение таможенными запретами со стороны России:
Лукашенко также назвал запрет транзита товаров «нарушением всех норм международного права». Наблюдатели также отмечают, что в соглашении о ратификации Евразийского союза есть оговорка, по которой Белоруссия может не соблюдать договор, если Россия не снимет ограничения в торговле и перемещении товаров.

1 января 2015: в нарушение договора ЕАЭС, Россия вернула пограничный контроль на границе с Республикой Беларусь. Белорусские власти заявили о планах отказаться от рубля в расчетах с Россией и вернуться к долларам США.

Макроэкономический фон

Помимо обобщённых представлений о пользе и выгоде вступления страны в ТС в противовес вступлению в зону свободной торговли (ЗСТ), макроэкономические тенденции последних лет складывались явно не в пользу последней. ЗСТ представляло собой весьма гетерогенное образование, которое продолжает испытывать трудности с финансово-экономической и политической итеграцией целого ряда периферийных стран Южной и Восточной Европы. В отличие от стран ТС, экономика которых отличалась динамичным ростом за счёт расширения внутреннего спроса, темпы роста экономики ЕС были низкими и постепенно свелись к нулю. При этом ряд членов блока находились в стадии долговременной рецессии и испытывали трудности с массовой безработицей.

Рост ВВП, % к пред. году2005200620072008200920102011201220132005—2012
Еврозона1,73,23,00,4−4,42,01,4−0,66,7
Евросоюз2,13,33,20,3−4,32,11,6−0,38,1
Казахстан9,710,78,93,21,27,37,55,55,168,1
Россия6,47,78,15,6−7,94,54,33,41,435,8
Белоруссия9,410,08,610,20,27,75,51,51,166,4
Украина2,77,38,12,1−14,84,15,20,2−1,213,7

Североамериканская зона свободной торговли

Экономические союзы часто дублируют цели и принципы друг друга. Так на основе Европейского Союза и была создана Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Изначальной идеей было инвестирование Соединенных Штатов Америки в наиболее перспективные сектора экономики Канады и Мексики. Затем возникла идея создания объединения. Организация экономического союза длилась около десяти лет. Страны долго не могли договориться, но объединение европейских государств послужило толчком для принятия соответствующего решения. Договор об образовании зоны свободной торговли был подписан в девяносто четвертом году прошлого века. Также причинами создания именно такого объединения послужил ряд факторов:

  • региональность, то есть выгодное взаимное географическое расположение;
  • рост количества предприятий-партнеров;
  • расширение сети транснациональных корпораций в соседних странах;
  • усиление влияние европейских и азиатских государств на мировую экономику.

Эта организация экономического сотрудничества является наиболее крупной в мире. Но в отличие от Европейского Союза, НАФТА не имеет межгосударственных администраций и нормативно-правовых актов, которые бы регулировали её деятельность. Особенностью НАФТА является и то, что она объединяет индустриально развитые государства (США и Канада) и развивающуюся страну (Мексика).

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

Структура

В 2012 году сотрудников комиссии стало шестьсот человек, через полгода — восемьсот пятьдесят, а в 2013-м — уже более тысячи. Все они являются служащими международными. ЕЭК работает на двух уровнях — Коллегия ЕЭК и Совет ЕЭК. Последний руководит деятельностью комиссии, в нём пять представителей: от каждой страны-участницы — вице-премьер национального правительства. Заседания проводятся ежемесячно. В составе совета от России — И. И. Шувалов, от Киргизии — О. М. Панкратов, от Казахстана — А. У. Мамин, от Беларуси — В. С. Матюшевский, от Армении — В. В. Габриелян. Председательствуют по очереди в алфавитном порядке. Решения принимаются консенсусом.

Исполнительный орган комиссии — Коллегия ЕЭК, она осуществляет дальнейшую интеграцию в границах ТС и ЕЭП. Там — десять членов, по два человека от каждой страны, один из них председательствует. Страны, входящие в Таможенный союз, назначают членов и председателя Коллегии сроком на четыре года, предусмотрено и продление полномочий (уровень глав государств). Заседания проводятся еженедельно.

Структура

На всей территории государств-участников применяются единые меры регулирования: таможенный тариф внутри ТС и правила торговли с иными странами. Контролируется соблюдение правил Межгосударственным советом, который есть высший орган ТС и куда входят главы правительств и главы государств всех стран ТС. На 2007 год это были президент РФ Д. Медведев и глава правительства РФ В. Путин, президент РБ А. Лукашенко и премьер-министр РБ С. Сидорский, президент Казахстана Н. Назарбаев и премьер-министр К. Масимов. С 2008 года высшим органом ТС стал Межгоссовет ЕврАзЭС (ВОТС) на уровне только глав государств стран-участниц.

Обеспечивал условия работы и развития ТС единственный регулирующий орган — Комиссия ТС, чьи решения обязательны и на национальном уровне никаких подтверждений не требуют. Государства Таможенного союза разделили влияние на решение всех поднимающихся вопросов таким образом: Россия имеет в Комиссии пятьдесят семь голосов, а Казахстан и Белоруссия — по двадцати одному голосу. Все решения принимаются, если собрано две трети голосов. В 2009 году ответственным секретарём Комиссии ТС был утверждён С. Глазьев. Если между странами-участницами возникают споры, то их разрешает специальный суд ЕврАзЭС, где можно добиться изменения действий органов ТС и государственной власти объединения.

История таможенного союза

Руководители стран России, Белоруссии и Казахстана в 1995 году подписали первое соглашение о Таможенном союзе, в дальнейшем к ним присоединились Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. В последствии таможенный союз трансформировался в ЕврАзЭС

В октябре 2007 года лидерами Таможенного союза был подписан договор о единой таможенной территории, а в 2009 были сформированы международные договоры, которые составили основу Таможенного союза. Помимо этого, в 2009 году лидеры государств.

Вначале 2010 вступает в силу Единый таможенный тариф для трех стран основателей. Однако уже весной между странами Таможенного союза вонзило недопонимание, и глава РФ сделал заявление, что вполне вероятно Белоруссия покинет Таможенный союз. Однако несмотря на разногласия, в июле 2010 вступил в силу Таможенный кодекс, который включал себя в том числе и Белоруссию.

На границе России и Белоруссии с апреля 2011 год отменили транспортный контроль. Помимо выше перечисленных действий, таможенный контроль перенесли на внешний контур Таможенного союза. Внутренние границы сохранили оба контроля пограничный и миграционный.

В январе 2018 вступил в силу новый Таможенный кодекс.

Особенность товарооборота в Таможенном союзе заключается в следующем. Экспорт товара осуществляется с нулевой ставкой НДС, при этом идет освобождение от уплаты акцизов, при этом должно быт документальное подтверждение экспорта.

При импорте на территорию РФ из Республик Беларусь и Казахстан НДС и акцизы взимаются налоговыми органами России.

В случае оказания работ и услуг налоговые льготы, ставки и база определяется в соответствии с законодательством РФ. При этом распределении таможенных пошлин проходит по следующему принципу. Поступления в бюджет:

  • России — 85,33%
  • Казахстана – 7,11%,
  • Белоруссии -4,55%,
  • Киргизии — 1,9%,
  • Армении — 1,11%.

Замечание 1

Мигрантам из государств, входящих в таможенный союз, при устройстве на работу на территории РФ покупать патент не нужно, так как они приравниваются в правах к гражданам РФ.

Во время создания Таможенного союза членами ВТО были высказаны опасения на предмет того, что правила Таможенного союза могут противоречить правилам ВТО. Поэтому в 2011 году нормы ТС стали соответствовать нормам ВТО. А в случае, если страна соберется стать членом ВТО, то правила данной организации будет в приоритете по сравнению с ТС. В 2012 году РФ стала полноправным участником ВТО. Поэтому таможенные тарифы были обновлены и стали соответствовать обязательствам России перед ВТО. Однако, 90% импортных пошлин не изменили своего прежнего уровня.

Таможенный союз, по словам секретаря Комиссии ТС Сергея Глазьева, преподносит для его участников серьезные выгоды в экономических и геополитических аспектах. После того, как Советский союз распался, ТС стал самым выдающимся достижением постсоветского пространства.

Помимо положительных отзывов о Таможенном союзе, встречаются и негативные комментарии. Основными претензиями в отношении ТС является плохая проработка условий торговли и процесса сертифицирования товаров, которые навязали Белоруссии, России и Казахстану условия ВТО. Помимо этого, некоторые эксперты высказываются о том, что несправедливо распределены доходы от пошлин между странами.

Замечание 2

Объективные исследования доказывают по ряду причин союз перестал быть выгодным некоторым странам-участникам, но в силу идеологических причин Таможенный союз все же остается выгодным союзом для большинства стран.

На основании этих исследований сформировалось мнение, что ТС создали искусственно. И он основан не на экономических соображениях, а по идеологическим причинами. Например, политолог Пастухов В.Б считает ТС «нежизнеспособным образованием».

В связи с многочисленными недовольствами в 2010 году Казахстан выступил с предложением о денонсации соглашений и предпринял попытку организации референдума.

Были откровенные конфликты внутри Таможенного союза. Так, например, в 2014 году Россия установила запрет на ввоз белорусского мяса и ужесточила контроль товаров на границе, несмотря н то, что в таможенном союзе используются упрощенные стандарты. Президент Белоруссии высказал свое возмущение в отношении данного факта. И как ответные меры в январе 2015 Белоруссия вернула пограничный контроль, тем сам нарушив договоренности ЕАЭС. После чего Белоруссия высказала, что откажется от рубля в расчётах с Россией и перейдет на доллар.

История

Тот же договор 2007 года утвердил не только технический регламент Таможенного союза, но и Комиссию — его единый регулирующий орган. В 2012 году действие регламента было завершено, и на смену ему пришла организация ещё более властная, у которой полномочий было больше на порядок, а также значительно увеличен и её штатный состав. Это ЕЭК — Евразийская экономическая комиссия. Республика Казахстан, Республика Беларусь и Российская Федерация составили образование на основании Евразийского экономического сообщества. Единая структура технического регулирования была просто необходима. Именно Комиссия выработала единый реестр Таможенного союза, утвердила его правила. Она же обладает прерогативой выработки технических регламентов.

Единый реестр касается органов сертификации ТС и его испытательных лабораторий. Это перечень субъектов, выдающих сертификаты, гарантирующие безопасность данного продукта. Нигде подтверждать такой документ не нужно на территории стран ТС. Комиссия ТС — координатор всех действий и всех усилий стран-участниц по техническому урегулированию, под чьим контролем находится вся деятельность Таможенного союза. Национальные технические регламенты перестали действовать с момента создания Комиссии и выработки ею единых регламентов ТС. Участники Таможенного союза согласились, что единая таможенная территория, где таможенные пошлины не применяются и отсутствуют экономические ограничения, может иметь исключения — это специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

ТС и Таджикистан

С созданием ТС появилась возможность объединения в определённом формате (наднациональная организация) часть пространства погибшего Советского Союза. В сущности, Таможенный союз — это результат проявления воли лидеров трёх стран, которая направлена на снятие барьеров, на интеграцию, свободу передвижения услуг, товаров, всех видов капитала, человеческого в том числе, сквозь прозрачные границы стран-участниц. По логике союз нужно расширять, пусть не до шестнадцати членов, но как можно больше. Но с экономической точки зрения этот шаг весьма рискован. Относительно вступления в ТС Таджикистана дискуссия не затихает много лет, она всё так же животрепещуща. Нужно сказать, что, так же как и Киргизия, сигнализировали таджики о желании присоединиться весьма противоречиво.

Во-первых, это одна из самых бедных стран Средней Азии. Выхода к морю нет, кругом — горы, где пять лет длилась гражданская война с 1992 года. Инфраструктура пострадала вся, особенно хозяйственная. Сейчас в основе экономики этой страны — производство хлопка, лёгкая и текстильная промышленность. В последнее время началась добыча полезных ископаемых — алюминия, угля, сурьмы, серебра и золота. Также в республике ещё работают построенные при Советском Союзе электростанции. Но в целом ситуация в стране всё равно остаётся плачевной. Из Таджикистана выехало практически всё трудоспособное население, по большей части в Россию, откуда шлют денежные переводы семьям. Конечно, в Таможенный союз эту страну всё равно приняли бы, но до вступления в ТС Киргизии общих границ у Таджикистана с Таможенным союзом не было.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий